Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Модератор: MCB
- Kaaskop
- Администратор
- Сообщения: 7685
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Has thanked: 83 times
- Been thanked: 406 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Некоторое время назад у нас возникла потребность задать уточняющие вопросы А. Бейдеру, автору книг по ономастике, в частности, "Словаря еврейских фамилий Российской Империи", " Словаря еврейских фамилий Царства Польского", "Словаря еврейских фамилий Галиции".
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Самое старое упоминание об Ахтерах, которое мне встретилось:
Kremenets Revision Lists
Volynia Gubernia / Ukraine
AKHTER Mortke/Mortko Yakov/Yankel Yankeliovich head of household Rakhmanov townsman 50 1756 26-Sep-1811 1811 fled in year 1810 2375506 101R 28
AKHTER Yoel/Iovel Mortke/Mortko Mortkovich son of Mortko Alter Rakhmanov townsman 26 1780 26-Sep-1811 1811 fled in year 1809 2375506 101R 28
Kremenets Revision Lists
Volynia Gubernia / Ukraine
AKHTER Mortke/Mortko Yakov/Yankel Yankeliovich head of household Rakhmanov townsman 50 1756 26-Sep-1811 1811 fled in year 1810 2375506 101R 28
AKHTER Yoel/Iovel Mortke/Mortko Mortkovich son of Mortko Alter Rakhmanov townsman 26 1780 26-Sep-1811 1811 fled in year 1809 2375506 101R 28
Ахтеровы, Херсон; Фельдман, Валегоцулово; Халанай, Херсон, Одесса; Гроссман, Гроссулово.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, как Вы думаете, "жена иностранца Берляды Двейра" - обязательно еврейка? (Николаев, 1876)
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Т.к. фамилии Берляды или Берляда я не встречал, то на 100 % быть уверенным нельзя: вдруг это все-таки фонетическое совпадение, и у какого-то другого народа тоже были свои Двейры? Хотя такого типа совпадения все-таки маловероятны: (1) сочетание звуков - нечастое ("дв" + дифтонг "ей"), (2) есть фамилии Берлядер и Берлад, от названия румынского города Bîrlad. Впрочем, есть еще и загвоздка относительно "ей": ведь это вариант, который встречался только у литваков, т.е. нужно было, чтобы еврейка из Литвы или Белоруссии вышла замуж за еврея-иностранного подданого (австрийца? румына?).Юлия_П писал(а):как Вы думаете, "жена иностранца Берляды Двейра" - обязательно еврейка? (Николаев, 1876)
P.S. Думаю, мнение этого Бишкина ("потомка хазар") можно проигнорировать; в его воспоминаниях рассуждения о еврейской истории и ономастике переполнены фактическими ошибками и откровенными глупостями...
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Спасибо. Поскольку речь о Николаеве 1876 года, то с большой вероятностью эта Двейра - дочь российского еврея (может, и литвака). А вот Берляда (кстати, искажения я-а и наоборот именно в николаевских документах - нередкость) - иностранный подданный. Но эта фамилия мне больше ни разу не попадалась - и это несколько смущает. Разве что он умер вскоре после 1876 года.
А фамилия Берляд гуглится - упоминаетс какой-то геолог Берляд, но нет расшифровки ИО. А ещё в Николаеве были Берлянд - евреи (может, букву писарь потерял?).
О происхождении иностранных (в том числе и турецкоподданных) евреев в Новороссии очень красочно говорят как раз николаевские документы - по ним можно определить место рождения для многих из них. И вообще, в архивах на этот счёт есть интересная информация. Просто авторам удобнее в книгах писать "некоторые категории евреев", не вдаваясь в подробности, о ком идёт речь и почему. Так и получается, что историки эту группу евреев (а она во второй половне 19-го века в наших краях была очень многочисленной) фактически обходят стороной.
А фамилия Берляд гуглится - упоминаетс какой-то геолог Берляд, но нет расшифровки ИО. А ещё в Николаеве были Берлянд - евреи (может, букву писарь потерял?).
О происхождении иностранных (в том числе и турецкоподданных) евреев в Новороссии очень красочно говорят как раз николаевские документы - по ним можно определить место рождения для многих из них. И вообще, в архивах на этот счёт есть интересная информация. Просто авторам удобнее в книгах писать "некоторые категории евреев", не вдаваясь в подробности, о ком идёт речь и почему. Так и получается, что историки эту группу евреев (а она во второй половне 19-го века в наших краях была очень многочисленной) фактически обходят стороной.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 26.05.2010
- Has thanked: 2348 times
- Been thanked: 2135 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
В Николаеве выходила замуж Гитель дочь Ильи БерляндаЮлия_П писал(а):Александр, как Вы думаете, "жена иностранца Берляды Двейра" - обязательно еврейка? (Николаев, 1876)
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Спасибо! А как записано его сословие и приписка?Alexander79 писал(а):В Николаеве выходила замуж Гитель дочь Ильи БерляндаЮлия_П писал(а):Александр, как Вы думаете, "жена иностранца Берляды Двейра" - обязательно еврейка? (Николаев, 1876)
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 26.05.2010
- Has thanked: 2348 times
- Been thanked: 2135 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
К сожалению ничего не стоит.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, у меня есть ревизия одесских евреев 1795 года, в которой указано имя-отчество, возраст и откуда прибыл в Одессу. Фамилии нет даже у того, кто приехал из Австрии. И ещё у меня есть довольно полная коллекция одесских евреев первой половины 19-го века с фамилиями. Пытаюсь сопоставить бесфамильных евреев с фамилиями. На удивление, лишь небольшая часть с той или иной степенью вероятности подходит (по критериям имя+отчество+год рождения). Вот какой возник вопрос: мог ли приехавший из Николаева в 1795 году в Одессу еврей принять потом в Одессе фамилию Херсонский?
И ещё, чем можно объяснить русские варианты имён типа Яков, Осип, Илья при наличии в списке и типично еврейских вариантов этих имён?
И ещё, чем можно объяснить русские варианты имён типа Яков, Осип, Илья при наличии в списке и типично еврейских вариантов этих имён?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
На мой взгляд, запросто.Юлия_П писал(а):мог ли приехавший из Николаева в 1795 году в Одессу еврей принять потом в Одессе фамилию Херсонский?
Тут могут работать два фактора:Юлия_П писал(а):чем можно объяснить русские варианты имён типа Яков, Осип, Илья при наличии в списке и типично еврейских вариантов этих имён?
(1) объективный: степень ассимиляции носителя, т.е. человек, который объявляет себя как Осип - (частично) ассимилированный еврей, его или, действительно, так называют или он хочет, чтобы его так называли (а не, скажем, Иось, Иосель, Иошка и т.д. и т.п.)
(2) субъективный: решение писаря записывать библейские имена в соответствие с их русскими эквивалентами, а не так, как этих евреев называли в их среде.
Если речь идет об одном и том же списке, составленным одним и тем же писарем/чиновником, то первый фактор - основной.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Спасибо.
А какова в таком случае логика принятия фамилии Херсонский? Херсон был основан фактически только в 1779 году, Николаев - в 1788, а Одесса - в 1794. Можно предполагать, что человек пожил (или родился) в Херсоне, затем ненадолго приехал в Николаев - и оттуда отправился в Одессу?
В 1795 году уже были ассимилированные евреи? Насчёт писаря сказать не могу. Тут всё написано одной рукой, но в более поздние годы (в 1806 и позже - точно) каждая семья подавала о себе отдельную ревизскую сказку, на основании которой её заносили в общую сказку. Эти индивидуальные сказки могли быть написанными разными писарями и переписаны в точности с оригиналом в общую. Индивидуальные сказки писались централизованно, т.к. разных почерков всего несколько. Что было в 1795 году - неизвестно. Были ли индивидуальные сказки? Писал ли их всех один писарь или разные? Наверное, об этом никто не знает.
А караимами они могут быть?
А какова в таком случае логика принятия фамилии Херсонский? Херсон был основан фактически только в 1779 году, Николаев - в 1788, а Одесса - в 1794. Можно предполагать, что человек пожил (или родился) в Херсоне, затем ненадолго приехал в Николаев - и оттуда отправился в Одессу?
В 1795 году уже были ассимилированные евреи? Насчёт писаря сказать не могу. Тут всё написано одной рукой, но в более поздние годы (в 1806 и позже - точно) каждая семья подавала о себе отдельную ревизскую сказку, на основании которой её заносили в общую сказку. Эти индивидуальные сказки могли быть написанными разными писарями и переписаны в точности с оригиналом в общую. Индивидуальные сказки писались централизованно, т.к. разных почерков всего несколько. Что было в 1795 году - неизвестно. Были ли индивидуальные сказки? Писал ли их всех один писарь или разные? Наверное, об этом никто не знает.
А караимами они могут быть?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Формально, конечно, могут. Тут надо смотреть сочетание "имя + отчество", чтобы выловить неашкеназов. А (частично) ассимилированные, конечно, были: среди наиболее богатых.Юлия_П писал(а):А какова в таком случае логика принятия фамилии Херсонский? Херсон был основан фактически только в 1779 году, Николаев - в 1788, а Одесса - в 1794. Можно предполагать, что человек пожил (или родился) в Херсоне, затем ненадолго приехал в Николаев - и оттуда отправился в Одессу?
В 1795 году уже были ассимилированные евреи? Насчёт писаря сказать не могу. Тут всё написано одной рукой, но в более поздние годы (в 1806 и позже - точно) каждая семья подавала о себе отдельную ревизскую сказку, на основании которой её заносили в общую сказку. Эти индивидуальные сказки могли быть написанными разными писарями и переписаны в точности с оригиналом в общую. Индивидуальные сказки писались централизованно, т.к. разных почерков всего несколько. Что было в 1795 году - неизвестно. Были ли индивидуальные сказки? Писал ли их всех один писарь или разные? Наверное, об этом никто не знает.
А караимами они могут быть?
Ваш сценарий прекрасно объясняет фамилию Херсонский. Кроме того, в обстановке, когда весь процесс присвоения фамилий - искусственный, могли быть и отступления от (обычной) логики. Один мой знакомый генеолог из США, рассматривая многочисленные фамилии Сувалкской губернии на -ski, которые происходят от местных топонимов, предположил, что кто-то из местной еврейской администрации открыл карту региона и на ее основе дал фамилии местным евреям. Я думаю, что такой способ менее вероятен, чем происхождение семей первых носителей из соответствующих деревень (тем более, что доподлинно известно, что немало местных евреев жило на рубеже 18-19 в.в. именно в деревнях), но он вполне мог иметь место. Чтобы опровергнуть или подтвердить эту любопытную гипотезу, необходимы генеалогические материалы, которые бы подтвердили место жительства семьи одно поколение до принятия фамилий...
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Отчества вполне еврейские: Мошкович, Ноткович и т.д. Значит, не караимы.albeider писал(а):Формально, конечно, могут. Тут надо смотреть сочетание "имя + отчество", чтобы выловить неашкеназов. А (частично) ассимилированные, конечно, были: среди наиболее богатых.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
А Яков чем не еврейское?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я слышал, что в Одессе изначально ехали наименее религиозные. Это правда?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Мне казалось, что на рубеже XVIII и XIX веков называли либо Янкель, либо (на католический манер) Якуб. А Яков мне звучит очень по-русски (для того времени).Nison писал(а):А Яков чем не еврейское?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Янкель далеко не везде!
Яакойв это как раз полное имя на святом языке в ашеназском произношении.
Яакойв это как раз полное имя на святом языке в ашеназском произношении.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
В Одессу ехали очень разные. Наиболее ярко (для меня) это демонстрируется конфликтом при создании в 1826 году еврейского училища - когда против училища (инициаторами которого были продвинутые галицийцы и ассимилированные российские евреи) выступила чуть ли не вся одесская община приверженцев традиционного религиозного обучения. Но да - тут действительно было много нерелигиозных евреев (например, некоторые купцы уже в 1816 году просили заменить им в документах традиционные еврейские имена типа Гирш на русифицированные типа Григорий). В целом, ехали сюда люди предприимчивые, для которых на первом месте был их бизнес и заработок. А в том разноцветии наций, которое было в Одессе, вести ту же торговлю было куда легче и эффективнее, когда знаешь не только еврейский язык, например.Nison писал(а):Я слышал, что в Одессе изначально ехали наименее религиозные. Это правда?
Конечно, рассказы о том, что одесские купцы после удачной сделки устраивали пир, на котором ели мясо и запивали молоком, сильно преувеличены. Но какая-то доля истины в этом есть.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Понятно, что идишских имён у караимов не будет. Часть библейских имён совпадает с формами, принятыми у евреев-ашкеназов, часть нет. Но, по-моему, имена караимов из Луцка, Галича, Троков, и т.д. могли быть записаны и в ашкеназийской форме. Абрам, скажем. А откуда такая занимательная фамилия как Фиркович могла взяться, не от женского ли имени Фирка (Фира - Эсфирь - Эстер)? Фирка - это, конечно, не идиш, но воспринимается именно так.
Вот известные русские, литовские и польские караимы, навскидку: Фиркович, Бейм, Нейман, Прик, Абкович, Малецкий, Зайончковский...
А потом они такие типичные ашкеназийские фамилии ещё и в Крым завезли, когда после раздела Польши и аннексии крымского ханства оказались с единоверцами в пределах одной империи.
Вот известные русские, литовские и польские караимы, навскидку: Фиркович, Бейм, Нейман, Прик, Абкович, Малецкий, Зайончковский...
А потом они такие типичные ашкеназийские фамилии ещё и в Крым завезли, когда после раздела Польши и аннексии крымского ханства оказались с единоверцами в пределах одной империи.
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я бы не решился называть все эти фамилии "типичными ашкеназийскими" или даже типа "ашкеназских". И ни одного идишского элемента ни в именах, ни в фамилиях караимов - нет. Абкович - от имени Абко (от Абба), которое просто со славянским суффиксом, что не удивительно, т.к. караимы Луцка, Галича и Кокизова (около Львова) (как и ашкеназы) жили в славянской среде. Есть еще и Мордкович и т.д. Зайончковский и несколько десятков других фамилий на -ский, скорее всего, как и у ашкеназов, происходят от топонимов. Имя Абрам, конечно, было в идише, но туда оно попало от тех же славян (польская, украинская и белорусская формы библейского имени); чисто идишские формы (незаимствованные) это Авром и Аврум. Думаю, что Бейм случайным образом совпадает с идишским (в диалекте литваков) словом "дерево". Нейман у караимов - от профессии "нееман" = казначей, доверенное лицо общины (из др.-еврейского), совпадение окончания с идишским/немецким "ман" - совершенно случайное, ведь у караимов нет ни одной другой фамилии на -ман. Сомневаюсь, что Фиркович - от (русской!) формы библейского имени Эсфирь. В идише формы Фирка - нет, а даже те евреи, которые жили в Великом княжестве Литовском до поголовного перехода местных евреев на идиш использовали формы, происходящие не от русской, а от польской (и, наверное, украинско-белорусской) формы этого имени, т.е. от Эстер(а), такие как Эстерка, Стерка, Стехна и т.п. Кроме того, у караимов есть не только Фиркович, но и Фуркович. Не знаю, кто из двух первичен...Женя Вайнштейн писал(а): по-моему, имена караимов из Луцка, Галича, Троков, и т.д. могли быть записаны и в ашкеназийской форме. Абрам, скажем. А откуда такая занимательная фамилия как Фиркович могла взяться, не от женского ли имени Фирка (Фира - Эсфирь - Эстер)? Фирка - это, конечно, не идиш, но воспринимается именно так. Вот известные русские, литовские и польские караимы, навскидку: Фиркович, Бейм, Нейман, Прик, Абкович, Малецкий, Зайончковский... А потом они такие типичные ашкеназийские фамилии ещё и в Крым завезли, когда после раздела Польши и аннексии крымского ханства оказались с единоверцами в пределах одной империи.
Не знаю, когда караимы получили свои фамилии. Вполне вероятно, что после того же самого закона 1804 г., который касался всех евреев (по крайней мере тех, которые жили в европейской части империи).
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Всё же трудно отрицать, что перечисленные фамилии похожи на ашкеназские, в отличие от других, совсем непохожих на них - Кефели, Шайтан, и т.д. Вероятно, это и имел в виду Женя.albeider писал(а):Я бы не решился называть все эти фамилии "типичными ашкеназийскими" или даже типа "ашкеназских".