Традиции наречения

Модератор: MCB

Ответить
Сообщение
Автор
mihail
Сообщения: 7628
Зарегистрирован: 01.07.2012
Has thanked: 1241 time
Been thanked: 3290 times

Традиции наречения

#481 mihail » 07 янв 2016, 22:16

Юлия_П писал(а):
mihail писал(а): (н-р,юридическом),а затем переводиться на другой (н-р,медицинский)
Это тоже любопытный факт. У меня есть случаи, когда студент успевал поучиться понемногу на каждом факультете! Это своего рода вечные студенты, т.к. курс на одном факультете не засчитывался ему в учёбу на другом.
"Мои" делали так из других соображений - поступали туда,куда позволяла квота на евреев.А дальше смотрели,не освободится ли место на нужном факультете - если да,то подавали прошение (кроме того,задействовали и неофициальные связи) о переводе - все это отложилось в студенческих делах.Но и один "вечный студент" тоже был - потом,видимо надоело учиться вечно,"в революцию" подался.Но это все,как Вы правильно сказали выше - более поздняя эпоха.И (я возвращаюсь к именам и отчествам) начиная врачебную практику,хоть немного,но русифицировали свое именование.

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 8001
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Has thanked: 1825 times
Been thanked: 2046 times

Традиции наречения

#482 anno_nin » 07 янв 2016, 23:05

смена имен могла быть и под влиянием окружающих. не очень привычное Нотель в общении заменили, скажем, на Анатоль. Ну а дальше прозвище в какой то момент попало в официальные документы вместо имени. Почему бы и нет?
Я видела такие преобразования на сайте "Подвиг Народа". Почему сотней лет раньше не могли быть похожие истории, когда еврей оказывался в нееврейской среде?

mihail
Сообщения: 7628
Зарегистрирован: 01.07.2012
Has thanked: 1241 time
Been thanked: 3290 times

Традиции наречения

#483 mihail » 08 янв 2016, 10:50

anno_nin писал(а):Почему сотней лет раньше не могли быть похожие истории, когда еврей оказывался в нееврейской среде?
Спору нет,конечно могло быть и тогда.Но мы пытаемся выяснить,кому и зачем из евреев это было нужнее.Я об этом Анатолии впервые узнал из Памятной книги.Но в той же книге есть три еврея-чиновника (рангом ничуть не ниже,если не выше),тоже,видимо,вынужденных вращаться "в нееврейской среде" - но они свои имена нисколько не изменяют.Но они не врачи,а он - да.Причем имя свое он меняет не сразу (несколько лет работает доктором под еврейским именем),а лишь достигнув определенного статуса и многочисленных должностей.Поэтому причины могут быть различными.Речь лишь о том,что создалось впечатление,что врачам (особенно вольнопрактикующим) это было чуточку нужнее,чем остальным.Ну,и в плане генеалогии решение подобных вопросов будет не лишним:очень трудно распознать во взрослом Анатолии Ивановиче еврейского мальчика Ноту.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1606 times
Been thanked: 2617 times

Традиции наречения

#484 Юлия_П » 08 янв 2016, 11:21

anno_nin писал(а): Почему сотней лет раньше не могли быть похожие истории, когда еврей оказывался в нееврейской среде
Потому что сотней лет раньше еврей практически не оказывался в нееврейской среде. За небольшими исключениями. Еврей (пока он был иудеем) был очень крепко связан своей общиной - и деться от этого было некуда. Единственный момент - это периоди обучения в университете, но я почти уверена, что и в то время еврей продолжал оставаться под колпаком (если так можно выразиться) еврейской общины (пусть и другого города): он продолжал ходить в синагогу, соблюдать кашрут и т.п. То есть он не мог полностью оторваться от своего еврейства. В советское время всё было совершенно иначе.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1606 times
Been thanked: 2617 times

Традиции наречения

#485 Юлия_П » 08 янв 2016, 11:25

mihail писал(а): Но они не врачи,а он - да
А разве евреи могли быть чиновниками, не будучи врачами?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

mihail
Сообщения: 7628
Зарегистрирован: 01.07.2012
Has thanked: 1241 time
Been thanked: 3290 times

Традиции наречения

#486 mihail » 08 янв 2016, 11:39

Юлия_П писал(а):
mihail писал(а): Но они не врачи,а он - да
А разве евреи могли быть чиновниками, не будучи врачами?
Я сейчас не помню точно,кем числятся те трое - но они в Памятной книге (у меня сейчас нет ее по рукой) где-то в разделе губернских властей.Возможно,термин "чиновник" я не совсем удачно употребил.Скорее,эти люди с неким публичным статусом(члены комиссий,комитетов и т.п.).Правильнее,наверное сказать,что они скорее "при власти",чем "во власти".

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1606 times
Been thanked: 2617 times

Традиции наречения

#487 Юлия_П » 08 янв 2016, 11:57

mihail писал(а): члены комиссий,комитетов и т.п.
ОБратите внимание, что членство в комиссии зачастую было связано не с образованностью, а с социальным статусом - обычно это были купцы. А эта категория, хотя и была более ассимилированной по сравнению с мещанством, но всё-таки существенно менее, чем те, кто получил университетское образование.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6599
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1100 times
Контактная информация:

Традиции наречения

#488 Nison » 08 янв 2016, 12:35

Не все в университетах кошер соблюдали
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1606 times
Been thanked: 2617 times

Традиции наречения

#489 Юлия_П » 08 янв 2016, 12:39

Nison писал(а): Не все в университетах кошер соблюдали
Нисон, речь о середине 19-го века. Тогда ещё ассимиляция не была столь развита.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6599
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1100 times
Контактная информация:

Традиции наречения

#490 Nison » 12 янв 2016, 11:53

Юлия_П писал(а):
Nison писал(а): Не все в университетах кошер соблюдали
Нисон, речь о середине 19-го века. Тогда ещё ассимиляция не была столь развита.
Ну так не все же, но некоторые.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1606 times
Been thanked: 2617 times

Традиции наречения

#491 Юлия_П » 12 янв 2016, 12:44

Nison писал(а): Ну так не все же, но некоторые.
Нисон, а есть ли у Вас какая-то информация о принятии евреями христианства в разные периоды времени? Наверное, если бы иметь такую пусть не статистику, а просто аргументированно выведенную закономерность, можно было бы как-то проводить параллели между поведением студентов и тенденциями к ассимиляции.
Тут есть разные варианты.
1. Еврей поступал учиться в университет, который находится в городе, где евреев мало, еврейская община слабая.
2. Еврей поступал учиться в университет там, где еврейская община многочисленная и сильная.
3. Где и в каком окружении он вырос.

Мне кажется, что достаточно важно, в какой общине он рос до поступления в университет. Если это было, например, традиционное белорусское местечко - то это одно. И совсем другое - если это была Одесса, например, или другая община, не имеющая вековой истории. Очень многое зависит от религиозности родителей. Если это купец, который постоянно имел контакты с нееврейским окружением, которые не имел времени на регулярное посещение синагоги - в общем, отошёл от религиозных строгостей, то и его сын, попавший в нееврейское студенческое окружение, легко откажется от соблюдения кашрута.
Вообще, юношество - это как раз пора экспериментов, стремления к чему-то новому и прогрессивному. Именно в студенческом возрасте легче всего впитываются ассимиляционные идеи. Недаром же евреи так боялись отдавать своих детей в светские учебные заведения, опасаясь, что они станут креститься!
И ведь они таки стали! Но в середине 19-го века всё-таки традиции были ещё сильны, общины держали своих детей ещё довольно крепко - и лишь единицы отваживались разрубить эти узлы. Чем дальше, тем легче было решиться на крещение. Мне кажется, что в начале 20-го века продвинутая молодёжь вообще особо не заморачивалась религиозностью.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6599
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1100 times
Контактная информация:

Традиции наречения

#492 Nison » 12 янв 2016, 13:43

К сожалению достоверной исторической информации нет.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6599
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1100 times
Контактная информация:

Традиции наречения

#493 Nison » 12 янв 2016, 13:49

IMG-20160107-WA0011.jpg
Человек написал письмо Любавичскому Ребе. Попросил у него, чтобы Ребе дал имена на святом языке.
Написал список имен. Ребе подписал еврейские имена для них.
Для Луизы - Лея
Жак - Яаков
Ришар - Шмарьяу
Арлетт - Ариэла
Джули - Йегудит
Надин - Дина
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1606 times
Been thanked: 2617 times

Традиции наречения

#494 Юлия_П » 14 янв 2016, 00:19

Nison писал(а): К сожалению достоверной исторической информации нет.
Я думаю, что достоверную историческую информацию получить очень даже можно - естественно, при желании (но не уверена, что евреям интересно заниматься изучением этого вопроса, а неевреям - тем более). Фонды консисторий почему-то сохранились гораздо лучше, чем фонды раввинатов - а сведения о крещении нужно искать именно там. Но самый главный вопрос - ПОЧЕМУ люди на это шли?
Сегодня в Херсоне взяла фонд Херсонского духовного правления - и оказалось, что дел о крещении (я имею в виду переписку о разрешении, а не сами записи в метрических книгах) в первой половине 19-го века не так уж и мало. На первый взгляд, чаще крестились женщины - видимо, чтобы выйти замуж. По своей ли воле или их выкрадали и заставляли? На днях как раз с такой постановкой вопроса столкнулась в другом архиве.
Самое раннее дело о крещении - 1797 г. (более ранние годы я смотрела по диагонали - могла и пропустить). Любопытно то, что крестились (и женщины, и мужчины) и в 1805, и в 1810, и в 1815. Почему? Вряд ли это было связано как-то с образованием и ассимиляцией.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6599
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1100 times
Контактная информация:

Традиции наречения

#495 Nison » 14 янв 2016, 01:01

В Костроме был случай, когда девушка забеременела (не знаю добровольно или нет), крестилась и вышла замуж за солдата (если не ошибаюсь).
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6599
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1100 times
Контактная информация:

Традиции наречения

#496 Nison » 14 янв 2016, 01:02

Юлия_П писал(а):
Nison писал(а): К сожалению достоверной исторической информации нет.
Я думаю, что достоверную историческую информацию получить очень даже можно - естественно, при желании (но не уверена, что евреям интересно заниматься изучением этого вопроса, а неевреям - тем более). Фонды консисторий почему-то сохранились гораздо лучше, чем фонды раввинатов - а сведения о крещении нужно искать именно там. Но самый главный вопрос - ПОЧЕМУ люди на это шли?
Сегодня в Херсоне взяла фонд Херсонского духовного правления - и оказалось, что дел о крещении (я имею в виду переписку о разрешении, а не сами записи в метрических книгах) в первой половине 19-го века не так уж и мало. На первый взгляд, чаще крестились женщины - видимо, чтобы выйти замуж. По своей ли воле или их выкрадали и заставляли? На днях как раз с такой постановкой вопроса столкнулась в другом архиве.
Самое раннее дело о крещении - 1797 г. (более ранние годы я смотрела по диагонали - могла и пропустить). Любопытно то, что крестились (и женщины, и мужчины) и в 1805, и в 1810, и в 1815. Почему? Вряд ли это было связано как-то с образованием и ассимиляцией.
Евреи есть очень разные. Да и неевреи некоторые исследуют еврейскую историю.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1606 times
Been thanked: 2617 times

Традиции наречения

#497 Юлия_П » 14 янв 2016, 01:10

Nison писал(а): Евреи есть очень разные
Речь об отношении евреев к крещению. НАсколько мне известно, выкресты исключались из общины не только формально (переписывались в общество мещан-христиан), но и фактически - разрывая отношения с близкими. Всегда интереснее изучать те процессы, которые не вызывают выраженного негатива. А вопрос о крещении евреев как раз из таких спорных.
Я в следющий раз закажу несколько таких ранних дел, тобы понять причины.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6599
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1100 times
Контактная информация:

Традиции наречения

#498 Nison » 14 янв 2016, 01:17

Ну как же жена высокого чина из Николаева, которая помогала евреям, когда там им запретили жить? В том числе раввинам.
И вот девушка из Костромы. Ее семья с другими некрещеными ветвями общалась
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1606 times
Been thanked: 2617 times

Традиции наречения

#499 Юлия_П » 14 янв 2016, 01:21

Наверное исключения были.
Вы имеете в виду жену Грейга? Он и сам был исключительным человеком. К счастью, российская история знает немало таких чудесных людей.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6599
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1100 times
Контактная информация:

Традиции наречения

#500 Nison » 14 янв 2016, 01:36

Я говорю про связь общины с крещеными
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Ответить

Вернуться в «Еврейские имена. Справочники и обсуждение»