ЯКУТИЯ

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#81 Сообщение Алексей Андреев » 26 сен 2013, 05:05

вау, десятитысячник взят! ;) Просто интересно, почему мне не пишут, непопрвляют?

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#82 Сообщение Алексей Андреев » 18 ноя 2013, 09:00

Посоветуйте, что убрать, что добавить?

История якутской общины
Как уже отмечалось, за четырехвековую историю Якутии в составе Российского государства, в регионе сложилось устойчивое русское старожильческое и постоянное корейское, татарское и еврейское население, часть которых с полным основанием может называться коренными якутянами, наравне с аборигенами Якутии. Которые полностью связали свою жизнь с Якутией и являются её патриотами.
Их предки переселялись в Якутию в разные периоды истории нашей страны, часто не по своей воле, с разными целями, расселялись в другом природно-климатическом и социально-экономическом условиях, являясь выходцами из разных сословий и регионов России. Все это наложило определенный отпечаток на их образ жизни, что привело к созданию в Якутии групп старожильческого населения, разной степени интеграции. Все это характеризовалось разной степенью изменения хозяйственно-культурного типа, восприятия местных традиций, разной степенью приспособления, или утраты родного языка и культурных признаков материнского этноса .
Долгое время Российское государство не имело стимула к организации крупномасштабных миграций в северные регионы страны. Основная роль в освоении слабозаселенных районов страны отводилась принудительным переселениям. В Якутию направлялся огромный поток заключенных. Ассигнования на их перевозку и обустройство были сведены к минимуму. Это была практически даровая рабочая сила. Подневольные работники сыграли важную роль в освоении Якутии .
Формирование еврейской диаспоры (общины) в Якутии, опреде¬лялось особенностями царского законодательства в отношении к евреям, согласно которому въезд в Сибирь евреев, кроме ссыльных, был практически за¬прещен. «Льготные» категории евреев, получившие право на повсеместное жительство в Российской империи (законодательство при Александре II), за исключением военнослужащих (кантонистов), по¬влияли на формирование сибирской еврейской диаспоры в незначитель¬ной степени, так как они предпочитали осесть в экономически развитых районах страны.
Хотя, положенные «льготы» в основном не распространялось на территорию Сибири, так как законодательство для евреев в Сибири было весьма противоречивой. На евреев здесь накладывались разные законодательства (об евреях, о ссыльных на срок, о ссыльных на вечно, законы о границе и т.д).
Ссылка рассматривалась как средство заселения отделенных сибирских территорий, являясь заметным источником формирования местного крестьянства и рабочего класса. Вместе с тем, ссылка не была эффективной, что, в конечном счете, признало и само правительство. Но даже с официальной отменой ссылки в 1900 г., оно продолжало эксперименты принудительного перемещения населения на территории, неблагоприятные для проживания, но важные с экономической или стратегической точки зрения.
Если евреи воспринимались в европейской части страны как «чужаки/другие», то в Сибири было по-другому. В Сибирь евреи в основном попадали не по своей воле и регион в эту эпоху был местом интенсивной колонизации лицами разных национальностей, очень часто попадавших сюда тоже не по своей воле. Поэтому, они сильно не отличались от других категорий приезжих в глазах аборигенного и старожильческого населения Сибири. Но религиозные и социальные отличия играли большую роль и в Сибири, куда отправлялись разные категории еврейского населения. Не последнюю роль в отношении к евреям при этом играло, как и их происхождение и специфическое отношение к ним со стороны православной церкви, властей (в особенности) и окружающего населения, в частности выходцы из Европейской России «привозили» собой и свои предрассудки по отношению к евреям, «заражая» антисемитизмом местное население.
Местное население резко отличалось от евреев религиозно и антропологически. К тому же население в Сибири было малочисленно и проживало разбросанно на огромной территории. В этих условиях высланные евреи образовывали свои автономные анклавы, служившие экономическим базисом для этнической солидарности (выживаемости). Их предпринимательство и культурная обособленность усиливали в них образ «чужаков». Это было особенно характерно для интенсивно колонизируемой Южной Сибири, куда специфику отношения к евреям переселенцы привозили «собой» из Европейской части Империи. В Якутии, где преобладало местное якутское население, они воспринимались как и все «приезжие» европейцы - «нууччами».
В хозяйственной жизни Сибири евреи с начала появления и вплоть до установления Советской власти играют роль преимущественно торгово-промышленного элемента. Поселенные первоначально в сельских местностях, они постепенно стягиваются в города, где занимаются ремеслами и торговлей. Значительную роль они играют в развитии мелкой и кустарно-ремесленной промышленности, а также в свободных профессиях .
Таким образом опыт адаптации в Сибири во многом отличался от опыта лиц других национальностей и евреев в других регионах Империи .
Первыми евреями, документально зафиксированными были появившиеся на территории Якутии, евреи-кантонисты, имевшие право повсеместного жительства на территории Империи, но прибывшие сюда в основном в качестве ссыльных из Западной Сибири. Встречается утверждение, что массово евреи начали прибывать в Якутию с 1820-х гг., но подтверждающих данное утверждение документы еще не обнаружены. Документально можно утверждать, что евреи в Якутии появились начиная с 1840-х гг.. В основном высылались семьями, впоследствии, также евреи попадали в Якутию за участие и по обвинению в участии в польских восстаниях.
Таким образом, к середине XIX века в Якутии сложилась еврейская община, которой в 1877 г. было выделено место под еврейское кладбище в г. Якутске и разрешено открытие синагоги (молитвенного дома) в Якутске, открытая в 1880 г. в частном доме. С 1896 г. синагога пользовалось правами, утвержденными Иркутским генерал – губернатором.
Как показывают данные о численности и составе евреев в Якутской области за 1862 г., в ней было 94 еврея, из них 53 лица мужского и 41 – женского пола. А по итогам первой Всероссийской всеобщей переписи 1897 г. по конфессиональной принадлежности было учтено в опубликованных данных – 714 иудеев и 10 караимов, а по ведомости распределения населения – 697 иудея. Что можно уже констатировать сложение устойчивой еврейской диаспоры в Якутской области.
Особенности Якутской области, как региона политической ссылки, предопределили её значение как в системе политической ссылки в Сибири в целом, так и как особого района для ссылки евреев. При этом многие общие положения о ссылке в Сибирь по политическим мотивам способствовали увеличению численности сосланных в область евреев.
Свободней стало после Февральской революции, отменившей все законодательство в отношении евреев, благодаря которой, евреи активно включились в общественно-политическую жизнь Якутии. После Октябрьской революции на принципах ленинской национальной политики была образована ЯАССР, а также начинается работа по улучшении жизни национальных меньшинств. В 1920 – 1921 гг. были признаны нацменьшинствами русское старожильческое крестьянство, татары, евреи, китайцы и корейцы. А 1920-х годов было создано несколько правительственных и общественных организаций, главной задачей которых являлась защита интересов национальных меньшинств. Идет быстрый процесс модернизации и советизации еврейства.
К концу 1920-х гг. в Якутии начинается сворачивание работы по национальным меньшинствам. Закрываются татарская, корейская и еврейская школы, которые были переведены на русский язык. Существенно урезывается программа по «коренизации». Проводится политика «русификации», не только объякученных русских, но и всех национальных меньшинств.
На рубеже 1920-1930-х гг. в Якутской АССР отрабатываются сталинские методы борьбы с «националистами». Например, Ф. Певзняк бывший первым секретарем Якутского обкома РКП (б), был репрессирован.
В 2002 г. перепись зафиксировала 233,4 тысячи евреев, проживающих в 21 субъекте Российской Федерации, в том числе 36,6 тысячи в Петербурге и 80,4 тысячи в Москве, в Якутии 366 человек .
Якутские евреи – это представители российского еврейства. Но их становление и формирование произошло за пределами «черты оседлости», испытавшие влияние местного якутского и русскостарожильческого населения. Но при этом, как ни странно, остававшиеся всегда лояльными к центральной власти и проводимой ею политике. Они всегда поддерживали общероссийские ценности, как подданные и граждане России. Связанно это тем, что они больше старались и стремились находиться в русско-российском обществе, незначительное число их знало якутский язык, многие из них были сильно русифицированы. В Якутии русские, которые довольно быстро объякучивались, евреи не поддались этому процессу. К тому же они не представляют собой компактную общность, обладающую развитой системой социально-культурных связей, но с сохранением еврейского самосознания. Это, малочисленность и не компактность проживания, большая доля смешанных браков, но также исходным местом выхода региона предков и родных, и к какой культуре были приобщены.
Неоспоримо значение вклад этих людей в развитии сферы образования якутского края.
Люди молодого и зрелого возраста, здоровые, имеющие детей, беспокоящиеся за будущее детей, состоятельные евреи эмигрировали. Остались Якутии в основном пожилые, бедные или небогатые евреи.

Alexander79
Сообщения: 3621
Регистрация: 26.05.2010
Благодарил (а): 859 раз
Поблагодарили: 1031 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#83 Сообщение Alexander79 » 19 ноя 2013, 23:02

Очень интересно! Спасибо :good:
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#84 Сообщение Алексей Андреев » 20 ноя 2013, 18:59

Alexander79 писал(а):Очень интересно! Спасибо :good:

и вам спасибо, но чего не хватает? Что убрать?

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#85 Сообщение Алексей Андреев » 19 фев 2014, 18:00

Пишем со студентами статьи, для одной конференции. Связано с РИНЦ, поэтому геморроя полно ))) Раздал куски со своей работы, чтобы переработали и т.д. Так вот проблемы с уникальностью (пропускаем через разные Антиплагиат). Выяснил все ссылки идут на меня! Проверил, конечный итог в здесь! :lool: По кускам, да по разным ресурсам растащили! Сейчас думаю, так ведь и меня тогда обвинят в плагиате?! :shock:
Хотя Ключевскго тоже плагиатор :D

Flyat Leonid
Сообщения: 632
Регистрация: 10.02.2010
Благодарил (а): 546 раз
Поблагодарили: 102 раза

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#86 Сообщение Flyat Leonid » 19 фев 2014, 18:32

Алексей Андреев писал(а):растащили! Сейчас думаю, так ведь и меня тогда обвинят в плагиате?! :shock:
Хотя Ключевскго тоже плагиатор :D

Чтобы не бояться обвинений, ссылайтесь на источники =@

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#87 Сообщение Алексей Андреев » 23 мар 2014, 04:42

Участие евреев в охране здоровья в дореволюционной Якутии на рубеже XIX–XX вв.

В центральной России во второй половине XIX в. получили распространение такие формы здравоохранения, как земская и фабрично-заводская медицина. Якутия всего этого не имела1. Связано это было с острой нехваткой медицинских работников, малочисленностью медицинских пунктов и их недоступностью, обусловленной расстояниями.
Многие медицинские работники в Якутии были ссыльными, и многие начали заниматься нелегальной медицинской практикой. Это не осталось незамеченным начальством. В то время почти не было врачей, других медицинских работников, поэтому полицейское окружное уп¬равление делало вид, что ничего не замечает.
Многие получали признание среди местного населения. Например, участник ликвидации эпидемии тифа в 1894–1895 гг. в Олёкминске Э. А. Абрамович2. В день отъезда Э. А. Абрамовича жители Олёкминска вручили ему в знак признательности адрес и золотые часы с надписью «От признательных олёкминцев врачу Абрамовичу от 1892 г. до 1896 г.»3.
Первым ссыльным, допущенным к медицинской практике, был Яков Моисеевич Белый. В 1847 г. он окончил медицинский факультет Киевского университета. Сам якутский губернатор добивался разрешения у министра внутренних дел, чтобы Я. М. Белому разрешили заниматься медицинской практикой, ведь ему надо было отлучатся из города для оказания помощи населению улуса. Разъезды Белого по Верхоянскому округу были ограничены радиусом 200 км от г. Верхоянска4. В 1882 г. в округе вспыхнула эпидемия оспы и его привлекли к борьбе с нею. 3 июля 1883 г. Белого перевели из г. Верхоянска в г. Якутск. Как он вспоминал, что его провожал «чуть не весь город». При этом провожающие шли за доктором 20 верст7 — такова была их благодарность. Затем в том же году Белый был переведен в Олёкминск5.
Также с разрешения властей в местной верхоянской больнице работали и другие ссыльные евреи: Айзик Давидович Поляк и др., — а также их жены, например Л. П. Лядова6.
Преемником деятельности докторов Э. А. Абрамовича, Л. Берковича и др., сосланных в якутскую ссылку после разгрома царской полицией нелегальных кружков Киева и Одессы, был Б. Л. Эйдельман8.
В Якутской области ссылку отбывали студенты-медики Д. И. Собсович, М. А. Натансон; фельдшера В. Х. Гассох, А. Н. Шехтер, Н. О. Коган-Бернштейн; аптекари и аптекарские помощники Г. О. Поляк, Л. И. Зунделевич, А. Д. Гуревич; фармацевты В. И. Зак, Н. Б. Эстерович. Им запрещалась любая медицинская практика. Однако в «Положении о полицейском надзоре» от 12 марта 1882 г. была предусмотрена возможность поднадзорным лицам заниматься врачебной, акушерской или фармацевтической практикой с разрешения министра внутренних дел. Пользуясь этим положением, государственные ссыльные — по разрешению министра и без него, нелегально — оказывали медицинскую помощь населению9.
Акушерской и фельдшерской практикой занимались: Ревекка Абрамовна Шмидова (1894–1900), Герт Яковлевич Ранц (1897–1904, он также заведовал аптекой), Мирон Юльевич Бродский (1902–1904). В 1914–1916 гг. Яков Давыдович Крутик заведовал аптекой в селе Маче10. До национализации аптека в Олёкминске принадлежала Лившицу.
С 6 июня 1898 г. на Амгинский участок врачом назначается коллежский советник Илья Борисович (Давидович) Бик, а с января 1899 г. здесь были открыты уже три штатные единицы: врача (И. Б. Бик), фельдшера (Р. Фейдель) и фельдшерицы-акушерки (Р. Фейдель)11. Перед революцией И. Б. Бик стал областным медицинским инспектором12.
Окружным врачом Вилюйского округа был выпускник Казанского университета Абрам Шафир. Управляющим аптекой гражданской больницы в Якутске в 1897 году стал Герш Ранц13.
В Якутской области, по просьбе медицинского инспектора Вонгродского, к управлению аптекой Якутской гражданской больницы был допущен аптекарский помощник Герш Хинчук, поскольку в Якутске и области не было провизоров. Выпускник Берлинского и Бернского университетов, он сдал экзамен на звание аптекарского помощника в Харьковском университете. В Якутске Хинчук работал сначала бесплатно, потом за жалованье 480 рублей в год как помощник аптекаря, а впоследствии стал управляющим аптекой и получал 1200 рублей в год14.
Ссыльный социал-демократ и лидер Бунда в Одессе Ф. М. Койген, прибывший в ссылку в Якутию 28 января 1898 г., с мая того же года официально стал заниматься зубоврачебной практикой в Якутске15.
Высланная в сентябре 1903 г. административная ссыльная Песя-Мирель Аверьева дочь Айзенберг (массажистка-фельдшер) была водворена в Намский улус, местом водворения стала резиденция врача и нарождения больницы. Прошение о переводе г. Якутск было отклонено на основании, что поселение государственных ссыльных желательно среди инородцев16.
Работали врачами в селе Ново-Никольское Намского улуса административный ссыльный Пинхус Розенталь с женой Анной. У них было разрешение раз в неделю ездить в Якутск, в лечебницу Красного Креста, для занятий17. На август 1904 г. поднадзорным врачом во врачебном пункте Намского улуса работал Ривкин и его жена акушерка Тема18.
Таким образом, медицинские работники еврейской национальности внесли огромный вклад в охрану здоровья жителей дореволюционной Якутии, оказали местному населению неоценимую помощь в становлении и распространении общей доступности медицины. Многих из них получили признание и благодарность за тяжкий труд.
Многие первоначально работали бесплатно, хотя рисковали своим здоровьем во времена борьбы с вспышками эпидемий. Жили медицинские работники вдали от своих семей, многие заводили семьи в Якутии. Как грамотные, образованные люди, кроме медицинской деятельности, также оказывали помощь в просвещении местного населения.

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#88 Сообщение Алексей Андреев » 22 май 2014, 10:47

как здесь ставит фото?

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Якутия. Евреи на земле Олонхо

#89 Сообщение Алексей Андреев » 25 май 2016, 18:15

Религиозное общество верующих евреев г. Якутска 1929–1930 гг.

К концу 20 х гг. ХХ в. в Советском Союзе происходит окончательное свертывание религиозной жизни граждан. Не была исключением и Якутия. В этот период антирелигиозная пропаганда в республике была тесно связана с деятельностью Якутского областного союза воинствующих безбожников, созданного в 1928 г.1
Уже к 1929 г. все культовые православные учреждения г. Якутска, а также практически все церкви в Якутской АССР были закрыты. Оставалась действующей только синагога, это вызывало недовольство среди православного населения города, составлявшего абсолютное большинство как среди русских так и среди якутов: мол, жиды наши храмы закрыли, а свой не закрывают! Но власти уже подошли и к ликвидации синагоги.
В сообщении Якутского областного отделения ОГПУ о деятельности духовенства и верующих на территории ЯАССР от 10 декабря 1926 г. сообщалось: «Религиозная организация евреев имеется лишь в г. Якутске под маркой “Коллектив верующих”, каковой коллектив зарегистрирован в НКВД Якутской республики. Данный коллектив находится без твердого руководящего духовенства, исполняющим должность раввина коллективом избран некто Страд, местный резник со скотобойни, причем избран как знающий правила распорядка синагоги и порядок производства молитвенных церемоний.
Кроме резника — врид раввина, при коллективе имеется и коллективное Управление, каковое также никакой деятельности не проявляет. Следовательно, верующие духовной пищей не насыщаются. Если же религиозная служба при синагоге производится, то только лишь при наличии прихожан — верующих стариков и старух. Молодое еврейское население заметно уходит в иную сторону, подальше от целей и задач данного коллектива верующих евреев — граждан г. Якутска»2.
30 октября 1929 г. прошло заседание Якутского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, где «слушали доклад тов. Мартынова о закрытии синагоги г. Якутска по случаю жилищного кризиса в городе» и постановили по протоколу № 4: “Принципиально согласиться с предложением о закрытии синагоги, но предварительно выяснить: является помещение жилым и может ли вообще быть используемо под жилье. Размер здания, зарегистрировано ли общество верующих и есть ли договор и т. д.”»3.
В связи с угрозой закрытия синагоги было организовано и зарегистрировано Религиозное общество верующих евреев г. Якутска. Разрешение на проведение общего собрания было выдано 8 февраля 1930 г.: «Настоящее (разрешение) выдано Административным отделом при ЯЦИК Уполномоченному религиозного общества верующих евреев г. Якутска в том, что на проведение общего собрания верующих евреев имеющее быть 10 февраля с. г. (1930 г.), в 5 ч. вечера в здании еврейской синагоги по следующей повестке дня:
1). Перепись количества верующих евреев на предмет регистрации;
2). Выборы членов правления и кандидатов к ним, а также ревизионной комиссии;
3). Обсуждение изыскания средств на содержание молитвенного здания;
4). Заключение договора с Горсоветом на аренду молитвенного здания и культового имущества».
Уполномоченным общества был назначен Иосиф Соломонович Шнурик4.
Но религиозным евреям не удалось отстоять здание синагоги.
Выписка из протокола заседания ЯЦИК от 17 февраля 1930 г.: «Слушали: О передаче еврейской синагоги, находящейся в г. Якутске, для использования под культурно-просветительские цели.
Постановили: Ввиду добровольного отказа коллектива верующих от здания синагоги, последнее передать Якутскому Горсовету для использования под культурно-просветительские цели, с соблюдением ст. 40 закона о религиозных объединениях»5.
Как сообщал уполномоченный комитета (общества) верующих евреев И. С. Шнурик 13 апреля 1930 г., в коллективе верующих было зарегистрировано 24 человека6:
1. Фастовский М. С., 66 лет — работник и служащий.
2. Транский М. Х., 72 лет — чернорабочий.
3. Транская Хая А., 66 лет — домохозяйка.
4. Мордухов Гдал Борис, 43 лет — извозчик.
5. Мишурис Леон Гдал, 77 лет — рабочий.
6. Гоммерштадт Б. Я., 71 года — торговец.
7. Гоммерштадт Бася А., 54 лет — домохозяйка.
8. Цейтлина Хана, 75 лет — домохозяйка.
9. Цейтлин Хаим Исаевич, 75 лет — домохозяин.
10. Пиецкий И. С., 60 лет — рыбак.
11. Карпель Л. И., 78 лет — домохозяин.
12. Мильштейн Лея А., 66 лет — домохозяйка.
13. Дудкин О. Я., 37 лет — парикмахер.
14. Гриц Фейга И., 57 лет — домохозяйка.
15. Хадаб Л. И., 75 лет — водовоз.
16. Гринштейн Фейга, 67 лет — домохозяйка.
17. Озеров И. З., 41 года — часовщик.
18. Грузович С. Я., 37 лет — стекольщик.
19. Бронер Я., 57 лет — торговец.
20. Новомейский Л. Я., 52 лет — рабочий.
21. Сосновский А. В., 43 лет — торговец.
22. Сосновская Эстер, 85 лет — домохозяйка.
23. Сосновская Хана, 36 лет — домохозяйка.
24. Сосновский И. В., 63 лет — торговец7.
Как видно из списка, все члены общества были людьми среднего или пожилого возраста, среди них — много тех, кто был лишен избирательных прав и для кого религия оставалась одной из главных отдушин в эти лихолетья. Лица, работавшие в советских учреждениях, и их близкие в списках не значились, чтобы не быть скомпрометированными.
Вначале здание синагоги недолго использовалось как еврейский клуб, затем в нем размещался Дом пионеров.
Религиозное общество сохранилось только как погребальное братство (хевре кадиша) при еврейском кладбище. В 1928 г. на средства Шапиро была построена сторожка, где поселился сторож кладбища8.
В этот период служители религиозных культов и их семьи, а также верующие люди подвергались жестоким гонениям. В 1930 г. А. Страд, последний раввин синагоги, через газету «Автономная Якутия» сообщил членам общины об отказе от сана раввина. Он сделал это по требованию своих сыновей, которые полностью отошли от религии и женились на нееврейках. А. Страд выехал из Якутии на Украину в г. Александрию, где погиб во время Великой Отечественной войны от рук фашистов9.
В 40–50 е гг. ХХ в. ссыльные евреи из Литвы обнаружили в сторожке еврейского кладбища г. Якутска брошенные свитки Торы и, уезжая из Якутии после реабилитации, забрали их с собой. По некоторым сведениям, сейчас эти свитки находятся в г. Брюсселе.

Примечания:
1 Васильева Н. Д. Об отношении советской власти к религии в 20–30 е годы ХХ в. (Публикация документа) // Якутский архив. 2003. № 3–4. С. 65.
2 Там же. С. 67–69.
3 НА РС (Я). Ф. 50 (Президиум Верховного Совета ЯАССР). Оп. 1. Д. 4935 (Материалы по надзору за проведением собрания коллектива верующих, об отделении церкви от государства, об изъятии церквей для учреждений /постановления, выписки из протоколов, переписка, списки верующих/). Л. 23.
4 НА РС (Я). Ф. 50. Оп. 1. Д. 4935. Л. 86–87.
5 НА РС (Я). Ф. 50. Оп. 1. Д. 4935. Л. 107.
6 НА РС (Я). Ф. 50. Оп. 1. Д. 4935. Л. 155.
7 НА РС (Я). Ф. 50. Оп. 1. Д. 4935. Л. 326, 327.
8 Лифщиц С. Воскресник на еврейском кладбище // Шалом. 2003. № 6 (114).
9 Данилова Л. Якутская еврейская община // Илин. 1992. С. 19.

MOCKBA
Сообщения: 2731
Регистрация: 23.01.2016
Откуда: Америка
Благодарил (а): 997 раз
Поблагодарили: 959 раз

Якутия. Евреи на земле Олонхо

#90 Сообщение MOCKBA » 25 май 2016, 19:27

Один из моих Гоникбергов, Иосиф Ильич Гоникберг, тоже был сослан в Якутск зимой 1909 г. из Тобольска, где он тогда отбывал ссылку за революционную деятельность, и попался на поездках в соседние губернии на встречи социалистов. Тобольский депутат Госдумы, видный агроном Николай Лукич Скалозубов, ходатайствовал о смягчении приговора по состоянию здоровья Гоникберга, о замене высылкой за границу к родне в Нью-Йорк, но ему было отказано, "поскольку Гоникберг уже выбыл с этапом". Однако дорога в Якутию долгая, и Скалозубов все-таки сумел остановить этапируемого в Иркутске, отправить обратно. Однако на Запад Иосифа Ильича так и не выпустили. Уже при Советской власти его снова шлют на "другую букву Я" - Ямал, и в 37-м он погибает по пытками в СИЗО в Салехарде.
Гоникберг (Могилев-Подольский, Ушицкий уезд, и повсюду), Прусс, Черницкий(Городок Витебской), Пальман (Витебск), Богин, Рудерман (Минск), Лапицкий (Копысь, Киев)

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Якутия. Евреи на земле Олонхо

#91 Сообщение Алексей Андреев » 12 авг 2016, 08:23

;
home
мышка_плюс

Мнение автора может не совпадать. Но только не выражайте это матом!
мышка_плюс Читать
Читателей 189

Поиск по блогу

Евреи в Якутске - из истории
24 марта 2011 г., 11:05 1444
многа букаф, но весьма любопытные буквы сии...
Вчера попалась мне любопытная книженция, автор Иннокентий Новгородов – ветеран коммунальной службы Якутска, ее историк. Книжка называется «Чинить благо людям». Не далее, чем на 23 странице этой книжки попалась любопытная глава – «ИХ РОЛЬ В «БЛАГОЧИНИИ» НЕОЦЕНИМА. Под благочинием подразумевается городская служба, которая объединяла в себе и полицию, и администрацию города, и санэпидемстанцию, и налоговую, и антимонопольную службу; в общем – ВСЕ, включая коммунальщиков. (...) «На мой взгляд, история коммунального хозяйства Якутии не будет полной, если не будет рассказано об участии в его развитии евреев, не по своей воле оказавшихся однажды в Якутии. (...) Вообще, жизнь евреев в царское время для некоторых из них была очень жестокой в плане дискриминации по национальному признаку. Достаточно сказать, что евреи были лишены права голоса, социальных прав, в том числе существовали ограничения в получении образования и в работе. Плата двойного налога, 3%-норма приема в гимназии, кроме того. евреи подвергались телесным наказаниям и отправлялись в Сибирь. (...) Однако представители еврейского народа сыграли огромную роль в развитии многих хозяйственных отраслей нашего края (...) (...) где зашевелились евреи, там мелочная торговля процветает: еврей является образом и примером для неподвижного сибиряка – горожанина, которому есть чему у него поучиться. Для Сибири еврей пригоден и полезен. (...) Про данным статистики, в 1902 году евреев в Якутии насчитывалось 501 человек. (...) Время появления евреев в Якутии неизвестно. Документально история их прослеживается начиная со второй половины 19 века благодаря материалам полиции. (...) Что характерно, именно кустарный труд как начало зарождения отдельных видов коммунальных услуг принадлежит именно евреям (...). (...) В описании дореволюционного Якутска в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза значится: «По внешнему виду Якутск похож более на зажиточное селение. Чем на город. нет ни одного красивого здания, ни одной мощеной улицы, нет надлежащего освещения, вместо тротуаров настланы на некоторых улицах доски и то с частыми перерывами, грязь всюду не вылазная, о спуске воды по куветам не заботятся. На юго-западной стороне города находится несколько озер, из них более значительное озеро Талое, другие летом часто высыхают. Талое же превращается в зловонную лужу. Эти озера являются гнездом эпидемий и эпизоотий. (...) Питьевая вода жителями с достатком берется из главного русла Лены, а большинство бедных людей пользуются водой из протоки, куда сваливаются отбросы. Большинство жителей запасаются из лены льдом. Набивая свои погреба, и ледяную воду употребляют на чай и приготовление кушанья. (...) 24 улицы, одна большая площадь в центре города, на которой находится «верхний базар», состоящий из большого каменного здания, гостиный двор с 44 торговыми помещениями. Имеется еще и «малый базар», состоящий из ряда деревянных корпусов с лавками мелочных торговцев. (...) В 1901 году численность жилых домов каменных – 9, деревянных – 922, в том числе 79 якутских юрт. Церквей православных каменных – 6, деревянных – 8, еврейский молитвенный дом» - так запомнился Якутск евреям. - (...) Извозным делом в городе в основном занимались евреи, которым принадлежали «легковые» и ломовые лошади. В материалах архивных документов извозчики проходили специальный отбор по контракту, каждый из них имел специальную номерную бирку – жетон. «…» При этом была большая конкуренция «…»
Торговыебани в Якутске принадлежали именно евреям. Вопрос по ним, а так же по прачечным рассматривался в 1886-1895 годам, а поскольку бани были платные, соответственно, был и налог. «…»
За евреями твердо закрепились такие виды деятельности, как мелких торговцев, лавочников, в пошивочных мастерских, парикмахеров. Мастеров сапожных дел, квасоварения и содержателей киосков по продаже этого кваса, кузнецов мелкой утвари. Так, в 1886 году на собрании городской думы рассматривался вопрос о дозволении мещанке Ревенки Рабинович устройства в Якутске мыловаренного завода.
Следует особо отметить. Что в Якутске «…» в 1908 году был образован
ассенизационный обоз. Организацию этого взяло на себя семейство евреев Эстеркесов. «…». Старожилы нашего города хорошо помнят, что ассенизаторы – люди крайне неблагодарного труда, особенно летом. Экипировка этих людей летом составляет длинный брезентовый плащ, лошадиная повозка с удлиненной деревянной емкостью на 400-500 л., которая заполняется содержимым дворовых туалетов ведерным черпаком на длинной деревянной ручке, с кованым креплением.
Безусловно, после каждой увезенной повозки не только во дворах, но и по улицам оставались следы нечистот, особенно в безветренную погоду запах после этого сохранялся на неделю до первых дождей. В те годы улицы были вымощены деревянными чурочками, и не пролить содержимое из емкостей было просто невозможно.
Первые илососы в этом хозяйстве появились только в начале 1980-х годов. До специализированного транспорта все делалось вручную. Это был труд очень тяжелый и неблагодарный, но необходимый.
Честь и хвала этим людям за смелость и начинание.
«еще много чего говорится про евреев, добрых людей, помогавших коммунальным службам вплоть до 70-х годов»
Следует особо сказать, что евреи сделали огромный прорыв в медицине и образовании республики. Пожалуй, именно они были пионерами в этих отраслях, добираясь во все уголки нашей необъятной Якутии, зачастую на лошадях, собачьих упряжках. А порой и пешком. «…»
История – это упрямая действительность, которую невозможно игнорировать «…»
Еврейская община Якутска до революции влачила довольно жалкое существование «…» Основную массу прихожан общины, безусловно, составляли бедные евреи. Кому удавалось вырваться наверх – учителя, врачи, купцы, чиновники – те крестились и уходили из общины. «…»
Именно евреи Якутии рука об руку со всем многонациональным народом приняли активное участие в развитии всех отраслей народного хозяйства. в систему коммунального хозяйства евреи внесли самый достойный вклад.
Следует иметь ввиду, что ПЕРВЫЕ учителя, врачи, часовых дел мастера, парикмахеры, портные, сапожники, извозчики, банщики, трубочисты. Печники, лавочники, мыловары, фотографы, квасовары, кондитеры, пекари, ремесленники, провизоры, музыканты, юристы – это та МАЛАЯ часть профессий, которые были заложены в социальной сфере якутскими евреями. - «далее идет история современных евреев-коммунальщиков» (причем здесь описаны довольно известные в сегодняшнем Якутске фамилии, которыми названы некоторые улицы города, крупные торговые предприятия, известные люди, включая министров). - Конечно, все 127 страниц данной книги посвящены далеко не евреям, а вообще всем, кто когда-либо внес свой вклад в становление Якутской коммуналке и прочих «благочиний» вплоть до наших дней – естественно здесь упомянуты многие представители многонационального народа Якутии. Однако я настаиваю обратить внимание на вышеизложенные факты – про евреев и это… хорошо бы в Якутске памятник им поставить, что ли…
История – это упрямая действительность, которую невозможно игнорировать Новгородов И.И. заслуженный коммунальщик г. Якутска

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

ЯКУТИЯ

#92 Сообщение Алексей Андреев » 19 сен 2016, 18:52

Приходит много просьб в поисках родственников. Практически без исходных данных. Метрических книг несохранилось/или пока еще необнаружены. Сейчас же есть возможность искать через соц.сети, по однофамильцам, по месту проживания

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

ЯКУТИЯ

#93 Сообщение Алексей Андреев » 20 дек 2016, 18:12

ЕВРЕИ ЯКУТИИ В КОНЦЕ XIX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРВОЙ ВСЕОБЩЕЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 Г.)

Основной причиной, по которой евреи оказались на территории Якутии, явилась ссылка за
административные и мелкие уголовные правонарушения. Вместе с ссыльными разрешалось сле-
довать членам их семей. Таким образом, к концу XIX в. в Якутской области образовалась еврей-
ская община численностью 729 евреев, среди которых было 418 мужчин и 311 женщин [1, с. 147].
Расселение евреев по области было неравномерным. Так, если в Якутском округе их было
457 чел. (248 мужчин и 209 женщин), в Олекминском – 238 чел. (147 мужчин и 91 женщина), в
Вилюйском – 23 чел. (14 мужчин и 9 женщин), то в северных округах их было меньше, например,
в Верхоянском округе – 13 чел. (9 мужчин и 4 женщины), в Колымском – 8 чел. (все мужчины) [2].
Как видим, в основном евреев ссылали в центральные районы Якутии и только самых неблаго-
надежных из них, в основном политссыльных, отправляли в северные округа.
Ссыльные не имели права самостоятельно перемещаться по территории Якутии и должны
были проживать по месту распределения. Но как известно, евреи были плохо приспособлены к
сельской жизни и поэтому стремились попасть в города, в привычную для них среду. Так, в горо-
дах Якутии их проживало 354 чел., что составляло 48,6 % от общей численности всех евреев.
Ссыльные адаптировались к местным условиям жизни, суровому климату, отношениям с корен-
ными жителями, с местной администрацией. Но тем не менее они оставались евреями, со своей
самобытной культурой, вероисповеданием. Д.И. Менделеев в книге «К познанию России» до-
вольно точно написал о евреях следующее: «Несмотря на то что повсеместно евреев не любят,
они уживаются везде, где поселяются, благодаря своему умению приспосабливаться к местным
условиям и своей склонности к торговле, и этим они приносят пользу стране» [3, с. 77].
В 1897 г. на всей территории Российской империи была организована и проведена всеоб-
щая перепись населения, которая охватила все окраины страны, в том числе и Якутскую область.
Одним из основных пунктов программы переписи являлось определение сословной при-
надлежности населения. Так, основная масса евреев, 311 чел., была отнесена к мещанскому
сословию, 181 чел. – к крестьянскому, 16 чел. – к купеческому и 1 еврей был представителем
духовенства.
Как известно, многие евреи занимались ремесленным производством. Не остались в сто-
роне и якутские евреи. По материалам всеобщей переписи населения 1897 г., ремеслами зани-
мались 13,4 %, или 32 чел., среди них на предприятиях по обработке сырых меховых шкур жи-
вотных занимались 3 чел., обработкой дерева – 3, металла – 4, пивоварением и изготовлением
других напитков – 2, обработкой растительных и животных продуктов – 2, полиграфией – 1, ре-
монтом часов – 1, ювелирным делом – 5, пошивом одежды – 11 чел. [4, с. 84].
Такое положение дел описывал в своем романе «Фрегат “Паллада”» И.А. Гончаров, когда
в 1851 г. проезжал через Якутск: «Жители по Лене состоят и из крестьян, и из сосланных на по-
селение из разных наций и сословий; между ними есть и жиды, и поляки, есть и из якутов. Жидов
здесь любят: они торгуют, дают движение краю» [5, с. 132]. Архивные данные подтверждают, что
среди евреев 50 мужчин и 2 женщины были заняты в торговле, причем 24 из них торговали про-
дуктами сельского хозяйства, 12 – тканями и одеждой, 1 – зерном, 12 в целом работали в тор-
говле [6, с. 84]. Например, в Амгинской слободе из 5 еврейских семейств две семьи, Черняковых
и Сосновских, имели свои магазины [7, с. 30–31].
16 человек, относящихся к купеческому сословию, в основном были купцами второй гиль-
дии [8]: И. Блох, Д. Бочкин, Л. Мордохович, И. Кершегольц, А. Мордухов, В. Рабинович, Ш. Раби-
нович, М. Цугель. В Якутске известными были фирмы «Торговый дом Рубанович и Мордохович»,
«Торговый дом И.М. Блох и Х.В. Сосновский» [9].
В подтверждение того, что евреи действительно преимущественно занимались ремеслами
и торговлей, говорят архивные материалы. При составлении списков евреев в 1890 г. были от-
мечены и их занятия. Так, из 15 чел. 11 занимались ремесленным делом: выгонкой фруктового
кваса, вязанием скатертей, хлебопечением, печным делом. Хаим Левенгарц, приписанный к По-
кровской станции Иркутского тракта, был записан золотых дел мастером; Исай Агранович и Ми-
хель Агранович, проживавшие на станции Бестях Иркутского почтового тракта, занимались изво-
зом; 4 других занимались торговлей, и только один работал писарем в полиции [10, л. 5–6].
Основным направлением развития промышленности Якутии изучаемого периода являлась
добыча золота на Витимских и Олекминских приисках. Так, по материалам переписи на приисках
работали 27 мужчин и 2 женщины еврейской национальности. Право на участие в золотопро-
мышленности евреям открыл Устав о частной золотопромышленности 1870 г., который предо-
ставил возможность занятия золотопромышленностью всем сословиям и национальностям Рос-
сии. Благодаря этому Уставу братья Абрам, Яков и Нохим Славины, отец и сын бароны Альфред
и Авраам-Альфред Гинцбурги и др. стали владельцами золотых промыслов в Олекминском
округе [11, с. 20–46]. Владельцем золотосодержащего прииска Константино-Иннокетьевска стал
Арон Яковлевич Янкелевич, владельцем прииска Теребиловка по реке Бодайбо – Моисей Геда-
лив Мишурич. Интересный факт: хозяйкой Александро-Мариинского прииска являлась Кабрицкая
Мария Григорьевна, 37-летняя еврейка купеческого сословия, уроженка Иркутской области [12,
л. 9–14], которая проживала с мужем и малолетним ребенком.
В целом евреи работали практически во всех сферах приисковой деятельности. Так, смот-
рителем горных работ на прииске «Полезный» Витимской системы работал Зубарев Абрам Мо-
исеевич, приказчиком магазина – Дашевский Исаак Тосифович, бухгалтером приисковой кон-
торы – Ферситерг Яков Леонтьевич, фельдшером – Берлинтригер Моисей Ионович [13].
В извозном промысле было занято 16 евреев: из них в г. Якутске – 11, в Олекминском
округе – 5 чел. [14, с. 84]. Извозчики перевозили казенные и купеческие грузы, а также осуществ-
ляли почтовую и обывательскую гоньбу. В Олекминском округе занятие извозным промыслом
было в основном связано с приисками, куда доставляли съестные припасы, сено и другие пред-
меты потребления.
Во врачебной и санитарной деятельности были заняты 4 еврея. Среди них можно отметить
Герша Ранца и Ревекку Шмидову, которые работали в г. Олекминске. Г. Ранц исполнял обязан-
ности заведующего аптекой и фельдшера сифилитической больницы, Ревекка Шмидова имела
медицинское образование (окончила повивальное училище) и работала акушеркой в олекмин-
ской больнице [15, с. 152]. В 1896–1897 гг. акушеркой в вилюйской больнице работала также и
Мария Юделевская [16]. Основная масса евреев не имела земли и скота. По данным переписи
известно, что только 7 евреев по всей области официально занимались земледелием и 3 – ско-
товодством, поэтому часть еврейского населения (25 чел.), в основном проживавшая в округах,
устраивалась на временные работы в хозяйствах у местного населения – на поденную работу.
24 еврея определенных занятий не имели, жили на пособие. Среди них можно отметить
политссыльных Ш.Г. Гуревича, Д.Я. Фреймана, которые жили за счет казны в Олекминском
округе. Пятеро ссыльных отмечены как проживавшие за счет средств от родственников.
Как уже отмечалось выше, в северные округа Якутии (Колымский и Верхоянский) ссылали
в основном евреев-политссыльных. Они работали врачами, учителями, занимались исследова-
тельской работой. Так, во время подготовки и проведения всеобщей переписи населения 1897 г.
в Якутской области из-за сплошной безграмотности местного населения правительству при-
шлось обратиться за помощью к ссыльным. Простыми счетчиками работали в Колымском округе
административно-ссыльные В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон, занимавшиеся этнографической де-
ятельностью. Участие в переписи позволило им продолжить свои научные изыскания в области
изучения жизни и быта местного населения – чукчей и юкагиров. В Верхоянском округе в пере-
писи принял участие административно-ссыльный Р.А. Протасов [17].
Анализ материалов первой всеобщей переписи населения 1897 г. и архивных материалов
показывает, что в конце XIX в. в Якутии сложилась еврейская диаспора, состоявшая из ссыльных
и членов их семей. Евреи были представлены в ремесленном производстве, в торговле и купе-
ческой среде, трудились на золотоносных приисках, занимались лечебной и преподавательской
деятельностью.
Таким образом, евреи, попавшие в далекую Якутию в основном не по своей воле, устраи-
вали жизнь и деятельность по мере своих возможностей, оставив ощутимый след в социально-
экономическом развитии края.

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

ЯКУТИЯ

#94 Сообщение Алексей Андреев » 23 дек 2017, 10:24

https://moluch.ru/archive/79/
Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.)

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Андреев А. П. Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.) // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 2-4. — URL https://moluch.ru/archive/79/13983/ (дата обращения: 23.12.2017).


Специальной школы для еврейских детей до революции 1917 г. в Якутске не было — они учились в русских школах. Читать и писать на родном языке грамотные евреи учили своих и других детей сами и или в частном хедере[1]. Впервые вопрос об открытии еврейской школы был поставлен И. Левиным в 1892 г. [1]. 17 мая 1913 г. председатель хозяйственного правления Якутского еврейского молитвенного дома Г. Кершенгольц обратился к инспектору народных училищ Якутской области В. П. Василевскому с просьбой об открытии при молитвенном доме казенной еврейской школы (хедера) для обучения еврейских детей закону иудейской веры, а также «чтению и письму по-еврейски». В прошении отмечалось, что община небогата и потому хотела бы открыть русско-еврейскую школу (еврейскую начальную школу) в виде еврейского казенного училища на основании Положения от 24 марта 1873 г. об учреждении двухклассных казенных мужских еврейских училищ. На эти цели община просила отпустить средства в сумме 1815 руб. [2]. Областное управление обратилось в центр генерал-губернаторства Иркутск с просьбой разрешить открыть и отпустить средства для русско-еврейской школы на основании того, что начальных учебных заведений в Якутске остро не хватает и многим приходится отказывать в приеме на учебу [3]. Политический ссыльный Самуил (Шмуль) Темкин обращался с прошением дать ему разрешение на звание учителя для обучения еврейских детей (меламеда), однако губернатор и инспектор народных училищ Якутской области отказали ему как осужденному за государственное преступление. Но рядовому 130-го пехотного полка Аарону Хаиму Юсель-Мойшовичу Страду было выдано свидетельство на звание учителя, дающее разрешение открыть частную школу для еврейских детей (хедер) [4]. Частное училище — хедер, открытое в 1913 г., в 1919 г. было преобразовано в однокомплектное 6-ое городское начальное училище (русско-еврейская школа), а в 1925 г. реорганизовано в советскую еврейскую школу. 14 сентября 1918 г. между Городской управой и гражданином Лукиным был заключен контракт об отдаче им в аренду на год дома в Талоозерной части города под Русско-еврейское училище. Заведующим стал учитель Расторгуев, председателем родительского комитета — Израиль Аронович Цугель. 8 октября в училище начались занятия, преподавался и закон Божий (священник Иосиф Жирков). Через год, в сентябре 1919 г., хозяйственное правление еврейской общины обратилось в Городскую управу с тем, чтобы в соответствии с решением последней, принятым еще до революции, передать под училище дом Малышева по Правленской улице рядом с синагогой и назначить еврейским национальным учителем Абрама Галин-Галера, а законоучителем — Аарона Страда, который к этому времени уже был раввином [5]. Заведовать училищем стала Анна Ивановна Титова, работавшая учительницей с 1899 г., имевшая звание народной учительницы и домашней учительницы арифметики. Учителем еврейского языка и еврейской истории стал Абрам Соломонович Галин-Галер, а вероучителем — Аарон Хаим Юсель-Мойшович Страд. Занятия в обновленной школе начались 4 сентября 1919 г. В ней было два отделения: младшее (8 учеников) и среднее (16 учеников), всего 24 ученика (18 мальчиков и 8 девочек). Обе группы на последних уроках объединялись и учили еврейский язык и историю, а раз в неделю разучивали национальные песни. В субботу отдыхали. Была также вечерняя группа в 22 учащихся [6]. В других школах города училось 18 еврейских детей (11 мальчиков и 7 девочек) [7]. В 1920-е гг. началась борьба за ликвидацию неграмотности. Развитие образования, создание новых школ стало одной из приоритетных задач советского государства. При обследовании сети народного образования по Якутскому округу за 1925–1926 гг. выяснилось: в первой трудовой еврейской школе I ступени г. Якутска, располагавшейся по адресу ул. Строда, 4, педагогический персонал — один учитель и одна прислуга — содержался за счет местного бюджета. На 1 декабря 1925г. в школе обучалось 55 учеников, из которых 41 мальчик и 14 девочек. Учащиеся были разделены на три группы. В первой группе учились 18 мальчиков и 6 девочек, всего 24 ученика; во второй группе — 10 мальчиков и 3 девочки, всего 13 учеников; в третьей группе — 13 мальчиков и 5 девочек, всего 18 учеников. Из них пионерами были 16 мальчиков и 3 девочек, всего 19 пионеров [8]. Преподавание в школе шло на еврейском языке, но не вполне удачно: дети практически не слышали в семье еврейского разговора и потому трудно усваивали материал. Учебников, приобретенных за счет родителей учащихся, было 50 экземпляров. Евреи ходатайствовали о расширении и реорганизации их школы для превращения ее в настоящий культурный национальный центр [9]. В фондах Якутского архива хранится прошение представителя Якутской еврейской общины А. Б. Мордухова на имя наркома просвещения ЯАССР тов. Боярова от 5 мая 1927 г., где говорится о проблемах еврейской школы. А. Б. Мордухов в своем прошении изложил несколько предложений: «1) Признать обязательным преподавание еврейской грамоты в тех школах, где имеются еврейские дети, или открытие еврейско-русской школы 1-ой ступени, 1-го концентра, подобно татарско-русской школе. 2) Помещение школы будет служить клубом, для чего просить выслать в Якутск хотя бы 2-х работников культуры, преподавателей еврейского и русского языков из Москвы. Для чего еврейская община, бедная средствами, согласна участвовать в финансировании этого дела. Трата средств, выделенных на содержание уже открытой школы, не отвечала в действительности поставленным целям: 1) Неподготовленность учительского персонала. 2) Нет самостоятельного помещения, из-за чего дети подвергаются антисемитским нападкам. 3) Преподавание ведется с 6 ч. вечера, а многие дети учатся со второй смены. Из-за этого из записанных 122 учеников посещаемость доходит только до 56 учеников» [19]. Преподаватель еврейской школы Гольдберг 28 апреля 1927 г. писал о том, что в жизни нации главную роль играет язык, а связывающая сила общины — синагога — ослабела, поэтому есть необходимость в создании еврейского культурного центра [11]. В 1926–1927 учебном году в еврейской школе 1-й ступени в Якутске было 4 группы [12]. Из 149 еврейских детей школьного возраста только 57 ребят учились в еврейской советской школе, в 1927–1928 учебном году в еврейской школе обучалось всего 32 школьника. Остальные обучались в других школах города [13]. Как уже отмечалось, работа еврейской школы была затруднена из-за проблем с учительскими кадрами. Большинство учеников относилось к неимущим слоям населения, к тому же у многих родители были лишены избирательных прав. В результате глубоких ассимиляционных процессов большинство не знало еврейского языка и плохо разбиралось в еврейской культуре. Кроме того, в этот период велась борьба с религией, которая была опорой еврейской культуры. Необходимо было решить вопрос о строительстве и оборудовании нового здания для еврейской школы, поскольку школа располагалась в не отвечающем требованиям помещении [14]. 26 октября 1928 г. в комиссию по национальным меньшинствам при Центральном Исполнительном Комитете ЯАССР поступила докладная от заведующей Еврейской советской школой с просьбой о помощи для начала занятий в новом учебном году. Занятия не начались вовремя, в том числе из-за конфликта с новым заведующим школой. В 1927–1928 учебном году школа находилась в здании 2-ой советской школы I ступени (бывшем одноэтажном здании женской гимназии), которой в тот период заведовал А. И. Расторгуев. Занятия проходили в вечернее время с 6 до 8 часов вечера, и так продолжалось до конца учебного года, т. е. до июня 1928 г. В сентябре 1928 г. А. И. Расторгуев уволился, а пришедшая вместо него А. А. Сахарова резко выступила против того, чтобы еврейская школа находилась в здании ее школы. Одним из приведенных ею аргументов был тот, что еврейская школа будет третьей сменой, против которой выступает санитарный врач, хотя предыдущий заведующий был не против того, чтобы еврейская школа занималась в здании его школы. Завгорпроздрав (заведующий городским профсоюзом здравоохранения. — А.А.) не может или не хочет решать этот вопрос, было обещано отдать под еврейскую школу здание 5-ой школы, но уже заканчивался октябрь, а занятия в школе так и не начались [15]. Комиссия по национальным меньшинствам никакого прямого ответа не дала, и Еврейская советская школа, проработав три года, так больше и не открылась. Вскоре будут закрыты и другие школы национальных меньшинств — татарская и корейская. На повестке дня были совсем другие вопросы.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Андреев А. П. Еврейское школьное образование в Якутске (1900–1920-х гг.) // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 2-4. — URL https://moluch.ru/archive/79/13983/ (дата обращения: 23.12.2017).


Вернуться в «Еврейские общины России»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя