Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Модератор: MCB
- Kaaskop
- Администратор
- Сообщения: 7685
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Has thanked: 83 times
- Been thanked: 410 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Некоторое время назад у нас возникла потребность задать уточняющие вопросы А. Бейдеру, автору книг по ономастике, в частности, "Словаря еврейских фамилий Российской Империи", " Словаря еврейских фамилий Царства Польского", "Словаря еврейских фамилий Галиции".
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Самые первые - из Балты и т.п. польских местечек (по крайней мере, именно эта территория заселялясь польскими евреями до 1795 года). В 1790 уже были купцы с фамилиями, т.е. из Галиции. Наверное, оттуда же ехали и позже - в 1800-1824. Но много было из (нынешних) украинских окрестностей, Волыни. К сожалению, точных данных с ходу у меня нет - надо полистать книгу "Земляки" - она написана с высокой степенью достоверности по сохранившимся архивным документам - может, там об этом есть.albeider писал(а):Судя по описаниям их жизней, это - одна из самых культурных еврейских ассимилированных семей в России в 19 в. Сначала ассимиляция выразилась в некоторых именах (возможно даже, что мать родоначальника семьи звали Берта - типично немецкое имя [хотя, конечно, нельзя исключить возможности нарочитой германизации "нормальной" еврейской фамилии Беренсон, от мужского имени Бер]), а затем и в переходе в христианство. Интересно было бы найти, откуда взялась эта очень нетипичная семья. Откуда были первые евреи Николаева?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Согласен с Вами, не все в статье гладко и не вызывает вопросов.Юлия_П писал(а):Я бы не слишком доверяла таким статьям. Откуда известно, что выкресты? С какой тогда стати их выслали из Николаева вместе со всеми евреями (уже не говоря о том, что они упоминаются позже в метрических книгах раввината)? А даже если предположить, что уехали добровольно, то какой смысл уезжать выкрестам из Николаева тогда, когда (в отсутствие еврейских купцов) бизнес можно развивать с удвоенной силой?lizaveta писал(а):http://museum-ukraine.org.ua/index.php? ... ew&id=7803
Интересуют:
Раик, Каган (Белоруссия :Могилевкая и Витебская области)
Аксельрод (Украина: Кременчуг; США: Нью-Йорк)
Грин (Украина: Кременчуг)
Вигдорчик (Украина: Пирятин, Золотоноша, Полтава)
Шафировский (Украина : Киев, Харьков; Украина-Польша : Радомышль)
Раик, Каган (Белоруссия :Могилевкая и Витебская области)
Аксельрод (Украина: Кременчуг; США: Нью-Йорк)
Грин (Украина: Кременчуг)
Вигдорчик (Украина: Пирятин, Золотоноша, Полтава)
Шафировский (Украина : Киев, Харьков; Украина-Польша : Радомышль)
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2628 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Статья, безусловно, переполнена дополнительными деталями, додуманными автором-журналистом для "красного словца". Но данные о нееврейских женах, указанные в статье полностью коррелированы с данными в "Еврейской энциклопедии" о двух выкрестах в этой семье: Иосифе Васильевиче (согласно ЕЭ крестился в зрелом возрасте) и его племяннике Льве Бернардовиче. Их отец / дед Василий (Гейнех?), конечно, был еще иудеем.Юлия_П писал(а):Я бы не слишком доверяла таким статьям. Откуда известно, что выкресты? С какой тогда стати их выслали из Николаева вместе со всеми евреями (уже не говоря о том, что они упоминаются позже в метрических книгах раввината)? А даже если предположить, что уехали добровольно, то какой смысл уезжать выкрестам из Николаева тогда, когда (в отсутствие еврейских купцов) бизнес можно развивать с удвоенной силой?
Во всей Восточной Европе в 19 в. было некоторое количество богатых ассимилированных семейств, которые выбирали типично христианские имена, но при этом могли оставаться иудеями (особенно в Варшаве, Петербурге, Риге, Одессе, Киеве, Николаеве, Москве и т.д.) При этом часть их них была записана в метриках под типично еврейскими именами, но в обыденной жизни, которая, в основном, была связана с христианским окружением, они ими не пользовались. (И в России до 1893 г. никаких проблем с этим раздвоением имени не было). Из-за этого я не исключаю, что и Василии, и Бернард (Бер?), и Алексей могли иметь другое имя в метрике о рождении. Наиболее интересный пример наличия двух имен (одного - внутрееврейского, другого - для общения с окружающим большинством) я видел в метриках о рождении Львова/Лемберга конца 19 в.: там у многих новорожденных мальчиков и девочек указывались оба имени (одно - в скобках). На основе этих списков я написал статью "O Бетях и Фанях" (это я пародирую название известного памфлета "О Мошках и Иоськах" Осипа Рабиновича (1858))
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Ещё в самом начале 19-го века галициец Боген писался с двум именами - Александр (Зусь) - именно со скобками. Я понимаю, что Александр - не совсем нееврейское имя, но ведь оно было широко распространено у неевреев. И ещё мне попадались русифицированные аналоги типа Григорий - и тоже в скобках (или еврейское в скобках) у одесских купцов первой половины 19-го века. Но, безусловно, это не были Василий, Иван и т.п.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2628 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Этот конкретный пример - совсем из другой оперы. Для имени Зусь (уменьшительная форма от Зусман) традиционно использовали шем hа-кодеш Александр в качестве "религиозного" эквивалента. Т.е. в данном случае Александр - это совсем не христианское имя, заменяющее для общения вне общины каждодневное еврейское имя Зусь, а религиозное еврейское, для сугубо еврейских контекстов.Юлия_П писал(а):Ещё в самом начале 19-го века галициец Боген писался с двум именами - Александр (Зусь) - именно со скобками. Я понимаю, что Александр - не совсем нееврейское имя, но ведь оно было широко распространено у неевреев.
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Юля,
мои предки в Сибири во всех не метрических документах писали русские имена: Элька писалась Ульяной, Дина - Авдотьей, Рахиль - Ириной, Левин - Леонтием. Кто бы подумал, что Ульяна с Авдотьей - еврейки? И так писали в абсолютно официальных документах - например, на владение. И так было и до, и уже после 1893 года. Сибирь, конечно, не Одесса, но этот салат из имен - в документах, а не только в обиходе.
мои предки в Сибири во всех не метрических документах писали русские имена: Элька писалась Ульяной, Дина - Авдотьей, Рахиль - Ириной, Левин - Леонтием. Кто бы подумал, что Ульяна с Авдотьей - еврейки? И так писали в абсолютно официальных документах - например, на владение. И так было и до, и уже после 1893 года. Сибирь, конечно, не Одесса, но этот салат из имен - в документах, а не только в обиходе.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, тут viewtopic.php?p=68158#p68158 в середине 19-го века в Херсоне ребёнка назвали Михаилом вполне еврейские родители.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
В одесской ревизской сказке 1858 года попалось имя "Герш-Меер (Володя)".albeider писал(а):Этот конкретный пример - совсем из другой оперы. Для имени Зусь (уменьшительная форма от Зусман) традиционно использовали шем hа-кодеш Александр в качестве "религиозного" эквивалента. Т.е. в данном случае Александр - это совсем не христианское имя, заменяющее для общения вне общины каждодневное еврейское имя Зусь, а религиозное еврейское, для сугубо еврейских контекстов.Юлия_П писал(а):Ещё в самом начале 19-го века галициец Боген писался с двум именами - Александр (Зусь) - именно со скобками. Я понимаю, что Александр - не совсем нееврейское имя, но ведь оно было широко распространено у неевреев.
Там же попалась фамилия Гурурим. Написано чётко, других вариантов прочтения нет. От чего это может быть искажением?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 692
- Зарегистрирован: 09.02.2010
- Has thanked: 1700 times
- Been thanked: 176 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Простите, что влезаю с теориями, но уж очень просится. Не может ли это быть искажением фамилии Гурари?Юлия_П писал(а):В одесской ревизской сказке 1858 года попалось имя "Герш-Меер (Володя)".albeider писал(а):
Этот конкретный пример - совсем из другой оперы. Для имени Зусь (уменьшительная форма от Зусман) традиционно использовали шем hа-кодеш Александр в качестве "религиозного" эквивалента. Т.е. в данном случае Александр - это совсем не христианское имя, заменяющее для общения вне общины каждодневное еврейское имя Зусь, а религиозное еврейское, для сугубо еврейских контекстов.
Там же попалась фамилия Гурурим. Написано чётко, других вариантов прочтения нет. От чего это может быть искажением?
Интересуют фамилии:
Пикман (все)
Бакман (Херсонская губ.)
Гурарий (все)
Ратинов (все)
Гомельфарб (все)
Пикман (все)
Бакман (Херсонская губ.)
Гурарий (все)
Ратинов (все)
Гомельфарб (все)
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2628 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я встречал фамилию Гурурим лишь один раз: в Липовецком уезде, но не вписал в словарь именно потому, что не было четкой уверенности в том, что данная форма не возникла в результате опечатки / неправильного прочтения какой-нибудь другой фамилии (прежде всего, Гурарий). Теперь, благодаря Вашей информации, ясно, что это - не искажение, а реально существовавшая (существующая?) фамилия, принятая, по-видимому, в Восточной Украине в начале XIX в.Юлия_П писал(а): попалась фамилия Гурурим. Написано чётко, других вариантов прочтения нет. От чего это может быть искажением?
На мой взгляд, наиболее вероятная этимология: от др.-еврейского слова הֲרָרִים (горы), которое в этом регионе читалось как /hарурим/, а в соответствие с классическим правилом регрессивной ассимиляции безударная гласная в первом слоге превратилась/ассимилировалась в /у/ под влиянием ударного /у/ во втором слоге. Почему могли взять фамилию со значением "горы"? Возможно, это - калька с названия какого-то местного славянского топонима.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, нашла очень любопытную запись в метрической книге раввината 1906 года - ребёнка раввин зарегистрировал без обрезания.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Ну может ребенок больной был.Юлия_П писал(а):Александр, нашла очень любопытную запись в метрической книге раввината 1906 года - ребёнка раввин зарегистрировал без обрезания.
Казенный раввин это гос служащий, задача которого регистрировать детей, а не следить за выполнением религиозных предписаний.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Каким был ребёнок - не знаю. Но вырос вполне здоровым.Nison писал(а):Ну может ребенок больной был.Юлия_П писал(а):Александр, нашла очень любопытную запись в метрической книге 1906 года. С одной стороны, это ещё один пример совместной записи еврейского и русского имён. С другой - немного непонятно, как это ребёнка раввин зарегистрировал без обрезания?
Казенный раввин это гос служащий, задача которого регистрировать детей, а не следить за выполнением религиозных предписаний.
А какое отношение имеет казённый раввин к регистрации в синагоге? В Одессе было много синагог, потому в сводных метрических книгах много имён раввинов - наверное, с каждой синагоги по одному. Или я чего-то не понимаю?
Я знаю, что некоторые обряды подписаны раввином Швабахером, он хотя и был много лет казённым раввином (его для того и выписали в своё время из-за границы), но проводил службы в синагоге. В данном случае, запись сделана другим (не казённым, думаю) раввином.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я себе это так представляю.Юлия_П писал(а):Каким был ребёнок - не знаю. Но вырос вполне здоровым.Nison писал(а):Ну может ребенок больной был.
Казенный раввин это гос служащий, задача которого регистрировать детей, а не следить за выполнением религиозных предписаний.
А какое отношение имеет казённый раввин к регистрации в синагоге? В Одессе было много синагог, потому в сводных метрических книгах много имён раввинов - наверное, с каждой синагоги по одному. Или я чего-то не понимаю?
Я знаю, что некоторые обряды подписаны раввином Швабахером, он хотя и был много лет казённым раввином (его для того и выписали в своё время из-за границы), но проводил службы в синагоге. В данном случае, запись сделана другим (не казённым, думаю) раввином.
Духовные раввины отвечали на вопросы, делали обрезания (если совмещали должность могеля и т. п.)
Казенные раввины - гос. чиновники, которые вели книги, где для правительства фиксировались факты обрезания.
Может иногда духовные раввины совмещали, и тоже регистрировали для правительства.
А где казенным раввинам сидеть? Не строить же им отдельные офисы? В синагогах и сидели.
Кстати, в обязанности духовного раввина не входит проводить службы в синагоге.
Поэтому Швабахер проводил службы без всяких но.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Тут выше обсуждалось, мог ли нееврей оказаться в метрических записях раввината. Нисон, а такой еврей (необрезанный) считался евреем? Всё-таки не крестился... Странная ситуация, впервые с такой сталкиваюсь.
Объясню свой настойчивый интерес. Фамилия матери этого мальчика была Кальмейер. Эту фамилию в одесских метрических книгах мне встречать не приходилось (возможно, просто не обращала внимания, т.к. в основном занимаюсь первой половиной 19-го века, а этих среди одесситов того времени точно не было). Вопрос - а могло ли быть такое, что мать - нееврейка, а отец - еврей, потому ребёнка зарегистрировали в синагоге, но не обрезали? Или если мать была нееврейкой, то таких раввин не регистрировал?
Объясню свой настойчивый интерес. Фамилия матери этого мальчика была Кальмейер. Эту фамилию в одесских метрических книгах мне встречать не приходилось (возможно, просто не обращала внимания, т.к. в основном занимаюсь первой половиной 19-го века, а этих среди одесситов того времени точно не было). Вопрос - а могло ли быть такое, что мать - нееврейка, а отец - еврей, потому ребёнка зарегистрировали в синагоге, но не обрезали? Или если мать была нееврейкой, то таких раввин не регистрировал?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Конечно необрезанный еврей - это еврей, и регистрировать его нигде кроме синагоги было нельзя. НО это был, видимо, уникальный случай.Юлия_П писал(а):Тут выше обсуждалось, мог ли нееврей оказаться в метрических записях раввината. Нисон, а такой еврей (необрезанный) считался евреем? Всё-таки не крестился... Странная ситуация, впервые с такой сталкиваюсь.
Объясню свой настойчивый интерес. Фамилия матери этого мальчика была Кальмейер. Эту фамилию в одесских метрических книгах мне встречать не приходилось (возможно, просто не обращала внимания, т.к. в основном занимаюсь первой половиной 19-го века, а этих среди одесситов того времени точно не было). Вопрос - а могло ли быть такое, что мать - нееврейка, а отец - еврей, потому ребёнка зарегистрировали в синагоге, но не обрезали? Или если мать была нееврейкой, то таких раввин не регистрировал?
А как они женились, если она не еврейка? Лютеранка?
Допустим они оба были атеисты, и в лютеранской церкви его без крещения не регистрировали, а они не хотели крестить и обрезать? Такое возможно, но гораздо более вероятно, что она тоже еврейка. Видимо из Австрии, ассимилированная.
Большинство казенных раввинов не отличалось религиозностью, может и могли сына от еврея и лютеранки записать, но очень маловероятно
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Там папа врач? Может быть, он решил сам сделать ребенку обрезание в больничных условиях? Я читала, что нередко именно нарушение гигиены при обрезании губило ребенка.
Ахтеровы, Херсон; Фельдман, Валегоцулово; Халанай, Херсон, Одесса; Гроссман, Гроссулово.
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Если мать - лютеранка (либо была в процессе гиюра либо её гиюр не был признан местными раввинами), ребёнку обрезание не делали, моэль ведь - не госслужащий. А казённый раввин мог и записать рождение. А что родители в браке состояли - так это со слов родителей, разве их запись как-то проверяли? Может, и не состояли. А в записях о рождении это редко встречается потому что сами межконфессиональные браки (или гражданские браки) были редкостью.
Ещё я читал, что обрезание не делали (но еврейское имя давали) в семьях, где прежде два мальчика умерли после обрезания (предположительно, от несворачивания крови). И откладывали, конечно, если ребёнок больной или недоношенный. Но тут, похоже, не тот случай.
Ещё я читал, что обрезание не делали (но еврейское имя давали) в семьях, где прежде два мальчика умерли после обрезания (предположительно, от несворачивания крови). И откладывали, конечно, если ребёнок больной или недоношенный. Но тут, похоже, не тот случай.
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Почему тогда не дал еврейское имя?Марго писал(а):Там папа врач? Может быть, он решил сам сделать ребенку обрезание в больничных условиях? Я читала, что нередко именно нарушение гигиены при обрезании губило ребенка.
Он просто был атеист. Ему это не надо было. Ни обрезание, ни еврейство, ни креститься.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Запись странная, потому что таких, кто не делал обрезание (при этом не был выкрестом) почти не было. А уж регистрация в книге синагоге...
А кто сказал, что они вообще женаты были?
И может они женились за границей гражданским браком?

А кто сказал, что они вообще женаты были?
И может они женились за границей гражданским браком?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)