Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

Модератор: MCB

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Kaaskop
Администратор
Сообщения: 7685
Зарегистрирован: 16.07.2009
Has thanked: 83 times
Been thanked: 410 times
Контактная информация:

Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1141 Kaaskop » 23 авг 2009, 20:07

Некоторое время назад у нас возникла потребность задать уточняющие вопросы А. Бейдеру, автору книг по ономастике, в частности, "Словаря еврейских фамилий Российской Империи", " Словаря еврейских фамилий Царства Польского", "Словаря еврейских фамилий Галиции".
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.

На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2616 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1142 Юлия_П » 22 май 2013, 07:07

albeider писал(а):Судя по описаниям их жизней, это - одна из самых культурных еврейских ассимилированных семей в России в 19 в. Сначала ассимиляция выразилась в некоторых именах (возможно даже, что мать родоначальника семьи звали Берта - типично немецкое имя [хотя, конечно, нельзя исключить возможности нарочитой германизации "нормальной" еврейской фамилии Беренсон, от мужского имени Бер]), а затем и в переходе в христианство. Интересно было бы найти, откуда взялась эта очень нетипичная семья. Откуда были первые евреи Николаева?
Самые первые - из Балты и т.п. польских местечек (по крайней мере, именно эта территория заселялясь польскими евреями до 1795 года). В 1790 уже были купцы с фамилиями, т.е. из Галиции. Наверное, оттуда же ехали и позже - в 1800-1824. Но много было из (нынешних) украинских окрестностей, Волыни. К сожалению, точных данных с ходу у меня нет - надо полистать книгу "Земляки" - она написана с высокой степенью достоверности по сохранившимся архивным документам - может, там об этом есть.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

lizaveta
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 26.07.2011
Been thanked: 1 time

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1143 lizaveta » 22 май 2013, 08:32

Юлия_П писал(а):
Я бы не слишком доверяла таким статьям. Откуда известно, что выкресты? С какой тогда стати их выслали из Николаева вместе со всеми евреями (уже не говоря о том, что они упоминаются позже в метрических книгах раввината)? А даже если предположить, что уехали добровольно, то какой смысл уезжать выкрестам из Николаева тогда, когда (в отсутствие еврейских купцов) бизнес можно развивать с удвоенной силой?
Согласен с Вами, не все в статье гладко и не вызывает вопросов.
Интересуют:
Раик, Каган (Белоруссия :Могилевкая и Витебская области)
Аксельрод (Украина: Кременчуг; США: Нью-Йорк)
Грин (Украина: Кременчуг)
Вигдорчик (Украина: Пирятин, Золотоноша, Полтава)
Шафировский (Украина : Киев, Харьков; Украина-Польша : Радомышль)

Александр Бейдер
Сообщения: 5685
Зарегистрирован: 07.09.2009
Откуда: Париж
Has thanked: 57 times
Been thanked: 2628 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1144 Александр Бейдер » 22 май 2013, 10:36

Юлия_П писал(а):Я бы не слишком доверяла таким статьям. Откуда известно, что выкресты? С какой тогда стати их выслали из Николаева вместе со всеми евреями (уже не говоря о том, что они упоминаются позже в метрических книгах раввината)? А даже если предположить, что уехали добровольно, то какой смысл уезжать выкрестам из Николаева тогда, когда (в отсутствие еврейских купцов) бизнес можно развивать с удвоенной силой?
Статья, безусловно, переполнена дополнительными деталями, додуманными автором-журналистом для "красного словца". Но данные о нееврейских женах, указанные в статье полностью коррелированы с данными в "Еврейской энциклопедии" о двух выкрестах в этой семье: Иосифе Васильевиче (согласно ЕЭ крестился в зрелом возрасте) и его племяннике Льве Бернардовиче. Их отец / дед Василий (Гейнех?), конечно, был еще иудеем.

Во всей Восточной Европе в 19 в. было некоторое количество богатых ассимилированных семейств, которые выбирали типично христианские имена, но при этом могли оставаться иудеями (особенно в Варшаве, Петербурге, Риге, Одессе, Киеве, Николаеве, Москве и т.д.) При этом часть их них была записана в метриках под типично еврейскими именами, но в обыденной жизни, которая, в основном, была связана с христианским окружением, они ими не пользовались. (И в России до 1893 г. никаких проблем с этим раздвоением имени не было). Из-за этого я не исключаю, что и Василии, и Бернард (Бер?), и Алексей могли иметь другое имя в метрике о рождении. Наиболее интересный пример наличия двух имен (одного - внутрееврейского, другого - для общения с окружающим большинством) я видел в метриках о рождении Львова/Лемберга конца 19 в.: там у многих новорожденных мальчиков и девочек указывались оба имени (одно - в скобках). На основе этих списков я написал статью "O Бетях и Фанях" (это я пародирую название известного памфлета "О Мошках и Иоськах" Осипа Рабиновича (1858))

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2616 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1145 Юлия_П » 22 май 2013, 11:12

Ещё в самом начале 19-го века галициец Боген писался с двум именами - Александр (Зусь) - именно со скобками. Я понимаю, что Александр - не совсем нееврейское имя, но ведь оно было широко распространено у неевреев. И ещё мне попадались русифицированные аналоги типа Григорий - и тоже в скобках (или еврейское в скобках) у одесских купцов первой половины 19-го века. Но, безусловно, это не были Василий, Иван и т.п.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Александр Бейдер
Сообщения: 5685
Зарегистрирован: 07.09.2009
Откуда: Париж
Has thanked: 57 times
Been thanked: 2628 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1146 Александр Бейдер » 22 май 2013, 12:41

Юлия_П писал(а):Ещё в самом начале 19-го века галициец Боген писался с двум именами - Александр (Зусь) - именно со скобками. Я понимаю, что Александр - не совсем нееврейское имя, но ведь оно было широко распространено у неевреев.
Этот конкретный пример - совсем из другой оперы. Для имени Зусь (уменьшительная форма от Зусман) традиционно использовали шем hа-кодеш Александр в качестве "религиозного" эквивалента. Т.е. в данном случае Александр - это совсем не христианское имя, заменяющее для общения вне общины каждодневное еврейское имя Зусь, а религиозное еврейское, для сугубо еврейских контекстов.

mod970

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1147 mod970 » 22 май 2013, 12:51

Юля,
мои предки в Сибири во всех не метрических документах писали русские имена: Элька писалась Ульяной, Дина - Авдотьей, Рахиль - Ириной, Левин - Леонтием. Кто бы подумал, что Ульяна с Авдотьей - еврейки? И так писали в абсолютно официальных документах - например, на владение. И так было и до, и уже после 1893 года. Сибирь, конечно, не Одесса, но этот салат из имен - в документах, а не только в обиходе.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2616 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1148 Юлия_П » 23 май 2013, 09:14

Александр, тут viewtopic.php?p=68158#p68158 в середине 19-го века в Херсоне ребёнка назвали Михаилом вполне еврейские родители.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2616 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1149 Юлия_П » 23 май 2013, 09:57

albeider писал(а):
Юлия_П писал(а):Ещё в самом начале 19-го века галициец Боген писался с двум именами - Александр (Зусь) - именно со скобками. Я понимаю, что Александр - не совсем нееврейское имя, но ведь оно было широко распространено у неевреев.
Этот конкретный пример - совсем из другой оперы. Для имени Зусь (уменьшительная форма от Зусман) традиционно использовали шем hа-кодеш Александр в качестве "религиозного" эквивалента. Т.е. в данном случае Александр - это совсем не христианское имя, заменяющее для общения вне общины каждодневное еврейское имя Зусь, а религиозное еврейское, для сугубо еврейских контекстов.
В одесской ревизской сказке 1858 года попалось имя "Герш-Меер (Володя)".

Там же попалась фамилия Гурурим. Написано чётко, других вариантов прочтения нет. От чего это может быть искажением?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Леонид
Сообщения: 692
Зарегистрирован: 09.02.2010
Has thanked: 1700 times
Been thanked: 176 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1150 Леонид » 23 май 2013, 10:34

Юлия_П писал(а):
albeider писал(а):
Этот конкретный пример - совсем из другой оперы. Для имени Зусь (уменьшительная форма от Зусман) традиционно использовали шем hа-кодеш Александр в качестве "религиозного" эквивалента. Т.е. в данном случае Александр - это совсем не христианское имя, заменяющее для общения вне общины каждодневное еврейское имя Зусь, а религиозное еврейское, для сугубо еврейских контекстов.
В одесской ревизской сказке 1858 года попалось имя "Герш-Меер (Володя)".

Там же попалась фамилия Гурурим. Написано чётко, других вариантов прочтения нет. От чего это может быть искажением?
Простите, что влезаю с теориями, но уж очень просится. Не может ли это быть искажением фамилии Гурари?

Александр Бейдер
Сообщения: 5685
Зарегистрирован: 07.09.2009
Откуда: Париж
Has thanked: 57 times
Been thanked: 2628 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1151 Александр Бейдер » 23 май 2013, 11:18

Юлия_П писал(а): попалась фамилия Гурурим. Написано чётко, других вариантов прочтения нет. От чего это может быть искажением?
Я встречал фамилию Гурурим лишь один раз: в Липовецком уезде, но не вписал в словарь именно потому, что не было четкой уверенности в том, что данная форма не возникла в результате опечатки / неправильного прочтения какой-нибудь другой фамилии (прежде всего, Гурарий). Теперь, благодаря Вашей информации, ясно, что это - не искажение, а реально существовавшая (существующая?) фамилия, принятая, по-видимому, в Восточной Украине в начале XIX в.

На мой взгляд, наиболее вероятная этимология: от др.-еврейского слова הֲרָרִים (горы), которое в этом регионе читалось как /hарурим/, а в соответствие с классическим правилом регрессивной ассимиляции безударная гласная в первом слоге превратилась/ассимилировалась в /у/ под влиянием ударного /у/ во втором слоге. Почему могли взять фамилию со значением "горы"? Возможно, это - калька с названия какого-то местного славянского топонима.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2616 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1152 Юлия_П » 23 май 2013, 17:20

Александр, нашла очень любопытную запись в метрической книге раввината 1906 года - ребёнка раввин зарегистрировал без обрезания.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6586
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1086 times
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1153 Nison » 23 май 2013, 18:04

Юлия_П писал(а):Александр, нашла очень любопытную запись в метрической книге раввината 1906 года - ребёнка раввин зарегистрировал без обрезания.
Ну может ребенок больной был.

Казенный раввин это гос служащий, задача которого регистрировать детей, а не следить за выполнением религиозных предписаний.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2616 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1154 Юлия_П » 23 май 2013, 18:12

Nison писал(а):
Юлия_П писал(а):Александр, нашла очень любопытную запись в метрической книге 1906 года. С одной стороны, это ещё один пример совместной записи еврейского и русского имён. С другой - немного непонятно, как это ребёнка раввин зарегистрировал без обрезания?
Ну может ребенок больной был.

Казенный раввин это гос служащий, задача которого регистрировать детей, а не следить за выполнением религиозных предписаний.
Каким был ребёнок - не знаю. Но вырос вполне здоровым.
А какое отношение имеет казённый раввин к регистрации в синагоге? В Одессе было много синагог, потому в сводных метрических книгах много имён раввинов - наверное, с каждой синагоги по одному. Или я чего-то не понимаю?
Я знаю, что некоторые обряды подписаны раввином Швабахером, он хотя и был много лет казённым раввином (его для того и выписали в своё время из-за границы), но проводил службы в синагоге. В данном случае, запись сделана другим (не казённым, думаю) раввином.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6586
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1086 times
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1155 Nison » 23 май 2013, 19:15

Юлия_П писал(а):
Nison писал(а):Ну может ребенок больной был.

Казенный раввин это гос служащий, задача которого регистрировать детей, а не следить за выполнением религиозных предписаний.
Каким был ребёнок - не знаю. Но вырос вполне здоровым.
А какое отношение имеет казённый раввин к регистрации в синагоге? В Одессе было много синагог, потому в сводных метрических книгах много имён раввинов - наверное, с каждой синагоги по одному. Или я чего-то не понимаю?
Я знаю, что некоторые обряды подписаны раввином Швабахером, он хотя и был много лет казённым раввином (его для того и выписали в своё время из-за границы), но проводил службы в синагоге. В данном случае, запись сделана другим (не казённым, думаю) раввином.
Я себе это так представляю.
Духовные раввины отвечали на вопросы, делали обрезания (если совмещали должность могеля и т. п.)
Казенные раввины - гос. чиновники, которые вели книги, где для правительства фиксировались факты обрезания.
Может иногда духовные раввины совмещали, и тоже регистрировали для правительства.
А где казенным раввинам сидеть? Не строить же им отдельные офисы? В синагогах и сидели.

Кстати, в обязанности духовного раввина не входит проводить службы в синагоге.
Поэтому Швабахер проводил службы без всяких но.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2616 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1156 Юлия_П » 23 май 2013, 19:23

Тут выше обсуждалось, мог ли нееврей оказаться в метрических записях раввината. Нисон, а такой еврей (необрезанный) считался евреем? Всё-таки не крестился... Странная ситуация, впервые с такой сталкиваюсь.

Объясню свой настойчивый интерес. Фамилия матери этого мальчика была Кальмейер. Эту фамилию в одесских метрических книгах мне встречать не приходилось (возможно, просто не обращала внимания, т.к. в основном занимаюсь первой половиной 19-го века, а этих среди одесситов того времени точно не было). Вопрос - а могло ли быть такое, что мать - нееврейка, а отец - еврей, потому ребёнка зарегистрировали в синагоге, но не обрезали? Или если мать была нееврейкой, то таких раввин не регистрировал?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6586
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1086 times
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1157 Nison » 23 май 2013, 19:32

Юлия_П писал(а):Тут выше обсуждалось, мог ли нееврей оказаться в метрических записях раввината. Нисон, а такой еврей (необрезанный) считался евреем? Всё-таки не крестился... Странная ситуация, впервые с такой сталкиваюсь.

Объясню свой настойчивый интерес. Фамилия матери этого мальчика была Кальмейер. Эту фамилию в одесских метрических книгах мне встречать не приходилось (возможно, просто не обращала внимания, т.к. в основном занимаюсь первой половиной 19-го века, а этих среди одесситов того времени точно не было). Вопрос - а могло ли быть такое, что мать - нееврейка, а отец - еврей, потому ребёнка зарегистрировали в синагоге, но не обрезали? Или если мать была нееврейкой, то таких раввин не регистрировал?
Конечно необрезанный еврей - это еврей, и регистрировать его нигде кроме синагоги было нельзя. НО это был, видимо, уникальный случай.
А как они женились, если она не еврейка? Лютеранка?
Допустим они оба были атеисты, и в лютеранской церкви его без крещения не регистрировали, а они не хотели крестить и обрезать? Такое возможно, но гораздо более вероятно, что она тоже еврейка. Видимо из Австрии, ассимилированная.

Большинство казенных раввинов не отличалось религиозностью, может и могли сына от еврея и лютеранки записать, но очень маловероятно
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Марго
Сообщения: 598
Зарегистрирован: 20.02.2013
Has thanked: 174 times
Been thanked: 124 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1158 Марго » 23 май 2013, 19:46

Там папа врач? Может быть, он решил сам сделать ребенку обрезание в больничных условиях? Я читала, что нередко именно нарушение гигиены при обрезании губило ребенка.
Ахтеровы, Херсон; Фельдман, Валегоцулово; Халанай, Херсон, Одесса; Гроссман, Гроссулово.

Аватара пользователя
Женя Вайнштейн
Сообщения: 1052
Зарегистрирован: 03.12.2009
Откуда: NJ
Has thanked: 3 times
Been thanked: 30 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1159 Женя Вайнштейн » 23 май 2013, 19:57

Если мать - лютеранка (либо была в процессе гиюра либо её гиюр не был признан местными раввинами), ребёнку обрезание не делали, моэль ведь - не госслужащий. А казённый раввин мог и записать рождение. А что родители в браке состояли - так это со слов родителей, разве их запись как-то проверяли? Может, и не состояли. А в записях о рождении это редко встречается потому что сами межконфессиональные браки (или гражданские браки) были редкостью.

Ещё я читал, что обрезание не делали (но еврейское имя давали) в семьях, где прежде два мальчика умерли после обрезания (предположительно, от несворачивания крови). И откладывали, конечно, если ребёнок больной или недоношенный. Но тут, похоже, не тот случай.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6586
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1086 times
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1160 Nison » 23 май 2013, 21:32

Марго писал(а):Там папа врач? Может быть, он решил сам сделать ребенку обрезание в больничных условиях? Я читала, что нередко именно нарушение гигиены при обрезании губило ребенка.
Почему тогда не дал еврейское имя?
Он просто был атеист. Ему это не надо было. Ни обрезание, ни еврейство, ни креститься.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6586
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1086 times
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#1161 Nison » 23 май 2013, 21:34

Запись странная, потому что таких, кто не делал обрезание (при этом не был выкрестом) почти не было. А уж регистрация в книге синагоге... :cry:

А кто сказал, что они вообще женаты были?

И может они женились за границей гражданским браком?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Ответить

Вернуться в «Еврейские фамилии. Справочники и обсуждение»