Сословная приписка евреев - Мещане
- Kaaskop
- Сообщения: 7665
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Откуда: Нидерланды
- Благодарил (а): 57 раз
- Поблагодарили: 312 раз
- Контактная информация:
Сословная приписка евреев - Мещане
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.
Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Русского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».
Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.
Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.
Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.
В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения). Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.
Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.
Свобода перемещения
Несмотря на ослабление паспортной системы в начале XX века, мещане были ограничены в праве передвижения. Дела о выдаче паспортов мещанам часто доходили до мещанского схода (например, в случае недоимочности). Однако сходы проходили редко, состав их не был определён законом, и решения потому были неустойчивы.
Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.
Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Русского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».
Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.
Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.
Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.
В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения). Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.
Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.
Свобода перемещения
Несмотря на ослабление паспортной системы в начале XX века, мещане были ограничены в праве передвижения. Дела о выдаче паспортов мещанам часто доходили до мещанского схода (например, в случае недоимочности). Однако сходы проходили редко, состав их не был определён законом, и решения потому были неустойчивы.
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Мещане
Скажите, а как чисто технически собирали налоги с мещан, проживавших не в тех местах, к которым они были приписаны? Всегда ли в обществах знали, где находятся приписанные к данному обществу мещане, если они переехали? Общество все равно должно было платить за уехавших, а были ли у него рычаги влияния на "беглецов"? А те, кто собирался сменить место жительства, делали это по-тихому или получали какие-то разрешения от общества или управы? Иными словами, переезд - это способ избежать уплаты налогов?
Григорий
-
- Сообщения: 2565
- Зарегистрирован: 02.11.2017
- Откуда: из "Наутилуса"
- Благодарил (а): 1552 раза
- Поблагодарили: 2707 раз
Мещане
Уважаемый Григорий!
Тут немного было хитро. Для того, чтобы жить вне "места приписки", мещанин должен был иметь разрешение от полиции. А его давали либо по веским причинам, либо по паспортной книжке. Видел дела, где полицейское начальство отказывало матери погостить две недели у сына - студента.
Как я понимаю, причины указывались в разрешении, подписываемом Главами этих самых обществ. Самое простое - заверение метрических свидетельств. Его подписывали Главы и несколько уважаемых граждан. Ну, и печать Главы, естественно. То же касалось ярмарок, оркестрантов, актеров, больных, приехавших лечиться. (Все это попадалось в делах.)
И каждую неделю (!) пристав ходил и проверял, кто, где и по какому документу живет. И раз в месяц отписывался своему начальству. Такие дела тоже попадались.
Думаю, нет уплаты налогов - нет документов. А без них полиция ловила и отправляла по месту "приписки" (налоги оплачивать). Тоже приходилось видеть такие дела, где наряду с криминальными типами разыскивали лиц, проживающих без разрешения полиции.
Так, что с переездом уйти от налогов было проблемно. Государство себя не обижало и отнимало все, что было можно.
Думаю, удивлю Вас, когда напишу, что ПОДОХОДНЫЙ налог ввели ВРЕМЕННО, во время Первой мировой войны, "на период проведения военных действий". Вот он и прижился более, чем на 100 лет...
Тут немного было хитро. Для того, чтобы жить вне "места приписки", мещанин должен был иметь разрешение от полиции. А его давали либо по веским причинам, либо по паспортной книжке. Видел дела, где полицейское начальство отказывало матери погостить две недели у сына - студента.
Как я понимаю, причины указывались в разрешении, подписываемом Главами этих самых обществ. Самое простое - заверение метрических свидетельств. Его подписывали Главы и несколько уважаемых граждан. Ну, и печать Главы, естественно. То же касалось ярмарок, оркестрантов, актеров, больных, приехавших лечиться. (Все это попадалось в делах.)
И каждую неделю (!) пристав ходил и проверял, кто, где и по какому документу живет. И раз в месяц отписывался своему начальству. Такие дела тоже попадались.
Думаю, нет уплаты налогов - нет документов. А без них полиция ловила и отправляла по месту "приписки" (налоги оплачивать). Тоже приходилось видеть такие дела, где наряду с криминальными типами разыскивали лиц, проживающих без разрешения полиции.
Так, что с переездом уйти от налогов было проблемно. Государство себя не обижало и отнимало все, что было можно.
Думаю, удивлю Вас, когда напишу, что ПОДОХОДНЫЙ налог ввели ВРЕМЕННО, во время Первой мировой войны, "на период проведения военных действий". Вот он и прижился более, чем на 100 лет...
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Мещане
Хорошо, предположим, что такая причина была. Временное разрешение на жительство получено. И что, нужно было, чтобы его продлить, раз в течение срока действия этого разрешения съездить на место приписки и рассчитаться с обществом? У меня все предки чуть ли ни всю жизнь жили не по месту приписки, но об этих миграциях никаких слухов в семейных легендах не сохранилось.
Григорий
-
- Сообщения: 2565
- Зарегистрирован: 02.11.2017
- Откуда: из "Наутилуса"
- Благодарил (а): 1552 раза
- Поблагодарили: 2707 раз
Мещане
Но по окончанию срока действия разрешения нужно было его продлевать. А потом, Ваши предки могли служить в армии кантонистами (и налогов не платить, хотя и числиться в мещанском обществе), могли налоги платить по месту проживания, отправляя отчетность по почте, вдовцы тоже имели льготы и так далее. Думаю, и другие варианты были, например, нанимались приказчиками или экономками. Тогда налог платил работодатель. (Я таких дел видел с полсотни.) Просто я описал то, что видел в документах. Допускаю, что я еще не все видел и далеко не все знаю.
-
- Сообщения: 2565
- Зарегистрирован: 02.11.2017
- Откуда: из "Наутилуса"
- Благодарил (а): 1552 раза
- Поблагодарили: 2707 раз
Мещане
Я не гарантирую, что все отчитывались по почте. В конце концов, ездили туда-сюда земляки, студенты на вакации, купцы с товаром на ярмарки. Могли и передать документ, кому положено. Но почта работала тогда точно. А архивных дел с приказчиками, экономками, людьми в услужении хватает. И ни разу не попадалось их прошение съездить домой, рассчитаться с недоимками.
Мещане
Я видел переписку по взысканию различных повинностей и сборов между городской думой по месту приписки и полицией по месту жительства мещан евреев. Отправлялись деньги полицией по почте в опечатанном сургучными печатями конверте.
Аналогично было и с паспортами. Почта работала на удивление хорошо.
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Мещане
Как я понимаю, городовые обывательские книги содержат списки мещан, приписанных к данному обществу? Какая информация там содержалась? И сохранились ли эти книги?
Если мои предки - Яновичские мещане, значит ли это, что они все вписаны в соответствующую книгу?
Хотелось бы поговорить о конкретных архивных источниках, но, наверное, лучше это сделать в географической теме "Витебск", там я и продолжу.
Если мои предки - Яновичские мещане, значит ли это, что они все вписаны в соответствующую книгу?
Хотелось бы поговорить о конкретных архивных источниках, но, наверное, лучше это сделать в географической теме "Витебск", там я и продолжу.
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 2565
- Зарегистрирован: 02.11.2017
- Откуда: из "Наутилуса"
- Благодарил (а): 1552 раза
- Поблагодарили: 2707 раз
Мещане
Дворянские книги в руках держал. А вот городовых, да еще и обывательских - нет.
Откройте страшную тайну: ГДЕ ВЫ ИХ ВИДЕЛИ???
-
- Сообщения: 616
- Зарегистрирован: 06.09.2011
- Откуда: Израиль, Беэр Шева
- Благодарил (а): 112 раз
- Поблагодарили: 225 раз
Мещане
В том-то и дело, что не видела! Цитирую пост, приведенный выше, и пытаюсь понять: если мещане приписаны к мещанскому обществу, где-то были эти списки?? Или нет??
Нахмансоны (Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
Дрецкины (Поречье, Велиж)
Шер (Чериков)
Бейнин (Чериков)
Хайкины (Гомель)
Соркины (Чечерск)
-
- Сообщения: 2565
- Зарегистрирован: 02.11.2017
- Откуда: из "Наутилуса"
- Благодарил (а): 1552 раза
- Поблагодарили: 2707 раз
Мещане
Заявления о внесении имен в Общества ремесленников - видел в архиве. А списков мещан - пока нет. Но, "надеюсь и уповаю".
Мещане
Естественно были в разных вариантах: в ревизских сказках, посемейных списках и т.д.
viewtopic.php?f=43&t=1008
viewtopic.php?f=43&t=942
Последний раз редактировалось genealo 13 авг 2018, 23:24, всего редактировалось 1 раз.
- garchev
- Сообщения: 288
- Зарегистрирован: 04.06.2012
- Откуда: Германия
- Благодарил (а): 689 раз
- Поблагодарили: 174 раза
Мещане
Прошу подсказать. Девушка на момент замужества (1903 год) со шлиссенбургским мещанином числится витебской мещанкой, на момент рождения первого ребенка год спустя - числится также шлиссенбургской мещанкой. Значит ли это, что она поменяла приписку на приписку мужа, а сама точно родилась в Витебске? Или же это может также означать, что в Витебске родился ее отец/дед, а сама она могла родиться и в Шлиссенбурге?
Спасибо!
Спасибо!
Интересуют фамилии: Костинский (Хабное, Житомир), Райцис/Райцин (Житомир), Столов (вся Литва, Велиж, Ильино), Тевелев (Рига, Велиж, Ильино), Миркин (Велиж, Ильино), Вальтман (везде), Гольцикер (везде), Кадомский/Коденский (Ржищев, Житомир), Верховский (везде), Нахманович (Витебск, Петербург), Бузов (Шклов, Могилёв), Эстрин (Шклов, Могилёв), Котляр (Рожев), Фишман (Народичи), Ронкин (Велиж), Герчиков (Могилев, Бобруйск)
- anno_nin
- Сообщения: 7890
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Мещане
все верно. до свадьбы у нее приписка по отцу, после свадьбы - по мужу. Родиться все они могли где угодно.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Мещане
Значит только то, что стала приписанной по приписке мужа, а по поводу места рождения, как не было однозначности, так и нет. Имея витебскую приписку, она могла родиться где угодно, в том месте, где находилась ее мать. Но это совсем не обязательно был Витебск. Например, у меня куча родственников с припиской Городку родились в Невеле, а с припиской к Колышкам - в Торопце. Но все они по документам так и прожили городокскими и колышанскими мещанами, соответственно.
Григорий
Мещане
Спасибо! А что вообще есть витебская или любая другая приписка? Место рождения отца? Я слышала, что евреи иногда несколько поколений жили в одном месте, а приписка могла так и оставаться по прадеду, например - в другом.oztech писал(а):Значит только то, что стала приписанной по приписке мужа, а по поводу места рождения, как не было однозначности, так и нет. Имея витебскую приписку, она могла родиться где угодно, в том месте, где находилась ее мать. Но это совсем не обязательно был Витебск. Например, у меня куча родственников с припиской Городку родились в Невеле, а с припиской к Колышкам - в Торопце. Но все они по документам так и прожили городокскими и колышанскими мещанами, соответственно.
Интересуют фамилии: Костинский (Хабное, Житомир), Райцис/Райцин (Житомир), Столов (вся Литва, Велиж, Ильино), Тевелев (Рига, Велиж, Ильино), Миркин (Велиж, Ильино), Вальтман (везде), Гольцикер (везде), Кадомский/Коденский (Ржищев, Житомир), Верховский (везде), Нахманович (Витебск, Петербург), Бузов (Шклов, Могилёв), Эстрин (Шклов, Могилёв), Котляр (Рожев), Фишман (Народичи), Ронкин (Велиж), Герчиков (Могилев, Бобруйск)
-
- Сообщения: 6048
- Зарегистрирован: 26.05.2010
- Благодарил (а): 2255 раз
- Поблагодарили: 2014 раз
Мещане
Лея писал(а): евреи иногда несколько поколений жили в одном месте, а приписка могла так и оставаться по прадеду, например - в другом.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Мещане
Вот на этот вопрос хотелось бы получить развернутый ответ от настоящих специалистов. Точнее, я бы чуть-чуть перефразировал вопрос: что дает знание места приписки для уточнения генеалогического поиска? Понятно, что по месту приписки кто-то из предков обязательно жил, но кто? Отец? Дед? Прадед? Как сузить временные рамки? Приписка - это некий список, хранящийся в мещанской управе или ином уполномоченном органе. Так, известно ли хотя бы примерно, когда появился список с первым упоминанием данной фамилии в данном месте? Когда была введена эта практика? Когда начали составлять списки приписанных к тому или иному обществу?
Григорий