Ищу информацию о Мовше Абелевиче Ротштейне (1835 - 05.01.1876) и его предках.
Он или родился в Сморгони, или был приписан к Сморгонскому еврейскому обществу.
Жил в Вильне, там родились его дети, и там он умер в 1876.
У Мовши были братья Гдалий (Гербер) Ротштейн и Зелман Ротштейн.
В базе данных LitvakSIG нашла информацию, что в 1880х и Гдалий, и Зелман и их семьи жили в Ошмянах, + "Registered from Kurenets Jewish community to the merchants of Oshmiany" - т.е. семья была из местечка Куренец Вилейского уезда Виленской губернии.
В памятной книжке Виленской губернии записано, что в 1892 у Гдалия сгорело 2 дома в Сморгони:
Судьба потомков Гдалия (сыновья Абрам и Альберт, дочь Гита) и Зелмана (сыновья Абель, род. 1866., Мовша, род. 1884, Нахама, род. 1875, Песя, род. 1877, Мася, род. 1880, Бейля, род. 1887) мне неизвестна. Их имена и даты рождения нашла в LitvakSIG. Учитывая то, что Сморгонь была практически уничтожена во время Первой мировой войны, логично предположить, что обе семьи переехали."Более опустошительные пожары, в 1892 году, были следующие: 21-го февраля, Ошмянского уезда, в м. Сморгонь, от неосторожного обращения с огнем, сгорело 2 жилых дома с движимым имуществом, купца Гдалiя Ротштейна (убыток 8000 руб.).
Встречала варианты фамилии Ройтштейн, Рейтштейн, Родштейн.
Нашла у себя в записях цитату, которую когда-то на всякий случай скопировала со странички, посвященной истории Сморгони. А теперь ни эту страницу найти не могу, ни сайт. Если бы хотя бы сайт удалось отыскать, то может быть, удастся найти полный текст в интернет-архиве - надеюсь найти еще упоминания этой фамилии.
"В 1903 г. жители и домовладельцы Сморгони врач Давид Душман, Аркадий Гурвич, Гдаля Солодухин, Шмуйло Суцкевер, Исаак Бурштейн, Давид Лузак, Абель Зельманов, Абрам и Альберт Гдалев Родштейны подали Виленскому губернатору прошение о разрешении учредить в Сморгони общество помощи бедным евреям. Просители уже состояли членами подобного общества, новое общество, о котором они ходатайствовали, предполагалось “исключительно из женщин, цель коих будет состоять из оказания помощи только роженицам”. Просители отмечали, что “беспомощное положения множества бедных евреев м.Сморгонь, в котором не имееется организованной помощи для впавших в разорение или перенесших болезнь, вызывает необходимость организации той посильной помощи, которую более зажиточная часть еврейского населения всегда оказывает бедным”[4.2]."