Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Модератор: MCB
- Kaaskop
- Администратор
- Сообщения: 7685
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Has thanked: 83 times
- Been thanked: 406 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Некоторое время назад у нас возникла потребность задать уточняющие вопросы А. Бейдеру, автору книг по ономастике, в частности, "Словаря еврейских фамилий Российской Империи", " Словаря еврейских фамилий Царства Польского", "Словаря еврейских фамилий Галиции".
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Есть еврейское имя Симон тоже.
Но думаю, что в Австрии так называли Шимонов.
Но думаю, что в Австрии так называли Шимонов.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр!Nison писал(а): viewtopic.php?p=70436#p70436 Это не тот Коэн Цедек Нельсон, который связан Кацнельсонами?
а про это что скажете?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Ну а как это могло быть технически? Вот в 1795 был третий раздел Польши, спустя 9 лет вышел закон. Кагалы были во всех местечках? Неужели за 9 лет в каждом местечке хотя бы 1 человек успел русский выучить? Или общаясь с поляками и украинцами/белорусами и до раздела какие-то евреи знали в какой-то степени славянские языки и это не было так трудно?albeider писал(а): 1. До 1844 г. существовали кагалы, т.е. автономная еврейская администрация. Кагальные власти отвечали за евреев их кагалов перед царской администрацией по разным вопросам, в том числе и во время массового офамиливанья. В этой ситуации хотя бы один кагальный должен был владеть русским языком!
И, очевидно, кагалы должны были в представлении перед администрации по-русски писать? А самим евреям фамилии не нужны были, поэтому на иврите их и не писали? Вообще есть же какие-то документы кагалов начала 19 века?
А про евреев в Колизее что-то известно? Потому что я что-то подобное слышал. Или это из той же оперы?albeider писал(а): Например, до 14 в. в работах, написанных о римском Колизее (в том числе и христианскими теологами) нет никаких упоминаний о том, что в нем в первые века нашей эры регулярно заканчивалась жизнь христианских мучеников. А вот после 14 в. (если мне не изменяет память, но здесь важно не точное указание столетия, а принцип) возникают рассказы о мучениках, эти истории постепенно обрастают подробностями, и потом Колизей становится местом христианского культа в память о первых христианах, которые здесь якобы были растерзаны дикими зверьми для развлечения римской (языческой) публики. В ситуации подобного рода вероятность того, что вся история - плод вымысла какого-то конкретного христианского автора 14 в. - чрезвычайно велика.
Ну если Мааралю его дедушка рассказал, что ему его дедушка сказал, что они потомки Раши? Хотя у Раши же только дочки были, это я на тему родословной от царя Давида... Хотя вроде Клесов предполагал, что у царя Давида очень много потомков сегодня может быть. Правда Клесова тут уже самого развенчали...albeider писал(а): Ситуация с раввинскими генеалогиями - аналогична. За 500 лет, которые нас отделяют от Магараля, было написано (и даже напечатано) немало работ на эту тему. Именно поэтому им, как правило, можно доверять. Количество источников, касающихся предыдущих 500 лет - существенно меньше. Если можно, действительно, найти генеалогии, составленные именно в этот промежуток, то я готов им поверить, но, если я не ошибаюсь, первые известные источники по раввинской генеалогии - гораздо менее древние.
А в какие столетия иврит исчез? И как же он назад появился?albeider писал(а): А вот про предыдущие 1000 лет лучше не говорить - там есть промежутки длиною в несколько столетий ("Темные Времена"), для которых нет вообще никаких источников, ни на каких языках (а древне-еврейский исчезает из еврейского обихода даже в синагогах)...
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Simona
- Сообщения: 2399
- Зарегистрирован: 19.02.2011
- Откуда: Литва-Израиль
- Has thanked: 505 times
- Been thanked: 524 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
нас, Симонов, называли в честь Шимонов, реже Шмуэлей и т.п.Nison писал(а):Есть еврейское имя Симон тоже.
Но думаю, что в Австрии так называли Шимонов.
- Simona
- Сообщения: 2399
- Зарегистрирован: 19.02.2011
- Откуда: Литва-Израиль
- Has thanked: 505 times
- Been thanked: 524 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
в обиход?? искусственно, конечноNison писал(а):А в какие столетия иврит исчез? И как же он назад появился?albeider писал(а): А вот про предыдущие 1000 лет лучше не говорить - там есть промежутки длиною в несколько столетий ("Темные Времена"), для которых нет вообще никаких источников, ни на каких языках (а древне-еврейский исчезает из еврейского обихода даже в синагогах)...
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я не про Бен Йегуду спрашиваю, а про более древние времена.Simona писал(а):в обиход?? искусственно, конечно
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр! А что Вы скажете, про женщину по имени Авива Давидовна, которая в 1959 году работала парторгом школы в Одессе?
Я имею ввиду, что Вы скажете про ее имя
Я имею ввиду, что Вы скажете про ее имя

Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Simona
- Сообщения: 2399
- Зарегистрирован: 19.02.2011
- Откуда: Литва-Израиль
- Has thanked: 505 times
- Been thanked: 524 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
если про средние века, то тогда иврит и не был обычно обиходным, кроме определенных общинNison писал(а):Я не про Бен Йегуду спрашиваю, а про более древние времена.
была литература разного рода, это, конечно, подвид обихода, но я не знаю имеем ли мы ее в виду в этом смысле

а потом уже началась Аскала и т.п.
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Нисон: то ли дочь возвращенцев (коммунистов), то ли так и не уехавших сионистов. Уверенно можно сказать только, что её не в честь бабушки назвали.
А если вы всерьёз о родословной наших современников от царя Давида спрашивали выше, то, во-первых, по-моему, все известные генеалогии включают неизвестное количество неизвестных поколений; во-вторых, даже происхождение самих вавилонских экзилархов от иудейской династии довольно туманно и противоречиво (первое упоминание реш гелута вообще - во втором веке, без привязки к динасии, а генеалогии присутствуют только в поздних источниках, Седер олам зута - начало 9 века). А дальше цепочка как идёт? Через Гиллеля старшего, "родственника экзиларха" (тем более, согл. р. Шерира гаону, со стороны матери). Ну и дальше, понятно, лишь утверждения что такой-то является потомком такого-то, но с огромными пробелами.
Но основной момент, который вы, похоже, упускаете, это насколько вообще библейского персонажа (царя Давида) можно рассматривать в качестве исторического, а не мифического лица. По-моему, это маргинальная позиция среди историков. Что не удивительно, учитывая, что те же источники выдают и генеалогию Давида от Адама и Евы. За двадцать поколений.
А если вы всерьёз о родословной наших современников от царя Давида спрашивали выше, то, во-первых, по-моему, все известные генеалогии включают неизвестное количество неизвестных поколений; во-вторых, даже происхождение самих вавилонских экзилархов от иудейской династии довольно туманно и противоречиво (первое упоминание реш гелута вообще - во втором веке, без привязки к динасии, а генеалогии присутствуют только в поздних источниках, Седер олам зута - начало 9 века). А дальше цепочка как идёт? Через Гиллеля старшего, "родственника экзиларха" (тем более, согл. р. Шерира гаону, со стороны матери). Ну и дальше, понятно, лишь утверждения что такой-то является потомком такого-то, но с огромными пробелами.
Но основной момент, который вы, похоже, упускаете, это насколько вообще библейского персонажа (царя Давида) можно рассматривать в качестве исторического, а не мифического лица. По-моему, это маргинальная позиция среди историков. Что не удивительно, учитывая, что те же источники выдают и генеалогию Давида от Адама и Евы. За двадцать поколений.
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Женя!
Как у человека верующего, у меня события Танаха сомнений не вызывают.
И от Адама до Авраама 20 поколений. До Давида гораздо больше.
В ивритское википедии написано, что после нахождения в 1993 г надписи на стеле Тель Дан https://en.wikipedia.org/wiki/Tel_Dan_Stele с упоминанием дома Давида споры среди историков на эту тему прекратились.
Кстати, а много было возвращенцев? У нас в Костроме живет женщина, которая в Хайфе родилась.
Как у человека верующего, у меня события Танаха сомнений не вызывают.
И от Адама до Авраама 20 поколений. До Давида гораздо больше.
В ивритское википедии написано, что после нахождения в 1993 г надписи на стеле Тель Дан https://en.wikipedia.org/wiki/Tel_Dan_Stele с упоминанием дома Давида споры среди историков на эту тему прекратились.
Кстати, а много было возвращенцев? У нас в Костроме живет женщина, которая в Хайфе родилась.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 5662
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2606 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
В литературном немецком языке "st" произносится как /шт/ в начале слова (Stein, stark etc.) и, конечно, в начале второй части составного слова типа Rot-stein). В других позициях оно произносится как /ст/, это, например, верно, для фамилии Gerstel из Галиции, т.е. данный человек оффициально (если читать его по-немецки) был Зимон Герстель. Внутреннее "st" произносится как /шт/ только в западных (вдоль Рейна) немецких диалектах. В то же время, после /р/ в большинстве верхне-немецких диалектов (но не в литературном немецком) любое "s" (а не только перед "t"), как правило, читается как /ш/. В идише, на который литературный немецкий никак не влиял, а разговорные диалекты как-раз влияли, все /рс/ перешли в /рш/, и поэтому имеем гершт "ячмень" (ср. немецкое Gerste(n)). Так что, невозможно сказать какая форма правильная, Герштель (именно так, наверное, и произносили) или Герстель. Имя Simon - скорее всего германизация настоящего идишского имени Шимен/Шимон. Но при прямой транслитерации это могло дать Симон.Юлия_П писал(а):Александр, подскажите, пожалуйста, как правильно читать/писать по-русски этого человека? В документах встретила 2 варианта: Шимон-Лейб Герштель и Симон-Лейб Герстель (приехал в 1834 из Жолкевского циркула).
В общем, ничего формально правильного здесь не существует. Условно можно было бы остановиться на варианте Шимон-Лейб Герштель, т.к. он лучше соответствует тому, как евреи сами его произносили, a Cимон-Лейб Герcтель, скорее всего, - прямая транслитерация с немецкого.
-
- Сообщения: 5662
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2606 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Конечно, он из той же семьи, что и Кац(е)нельсоны.Nison писал(а):viewtopic.php?p=70436#p70436 Это не тот Коэн Цедек Нельсон, который связан Кацнельсонами?
-
- Сообщения: 5662
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2606 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Это - из новых имен, которые давали уже после возникновения политического сионизма. Еще в середине 19 в. такого - не было.Nison писал(а):Александр! А что Вы скажете, про женщину по имени Авива
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Странно. У меня, например, вызывают. Но я не хотел обсуждать веру, верить можно во что угодно, только генеалогии из области веры несовместимы с генеалогиями живых людей, вот к чему я. К тому же они несовместимы с биологией, генетикой, и т.д. Тот же Клёсов, который охотно строит ДНК-деревья коэнов, восходящих к Аарону (ну, половины коэнов), не построит вам дерево до Адама. Да что там Адама, у него и сколько-нибудь значительную часть левитов к игрек-Леви возвести не получается. Абыдно.Nison писал(а):Женя!
Как у человека верующего, у меня события Танаха сомнений не вызывают.
Ага, ошибся. Ну, плюс тринадцать, если верить последнему абзацу Мегилат Рут.Nison писал(а): И от Адама до Авраама 20 поколений. До Давида гораздо больше.
Нет, конечно, споры не прекратились. Что означает БЙТДВД, никто толком не знает, но даже если это и указание на династию в Иерусалиме (что само по себе спорно), это всё равно не делает Давида исторической фигурой. У многих реальных династий мифические основатели.Nison писал(а):В ивритское википедии написано, что после нахождения в 1993 г надписи на стеле Тель Дан https://en.wikipedia.org/wiki/Tel_Dan_Stele с упоминанием дома Давида споры среди историков на эту тему прекратились.
Последний раз редактировалось Женя Вайнштейн 03 июл 2013, 01:27, всего редактировалось 3 раза.
- Дмитрий Широчин
- Сообщения: 6852
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Has thanked: 580 times
- Been thanked: 2731 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Нисон, Женя! Ваша, скажем так, дискуссия не имеет отношения к теме "Вопросы Александру Бейдеру и его ответы". Брейк.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Мирная вполне дискуссия. А нельзя ли её перенести сюда: viewtopic.php?f=77&t=1788
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Может все-таки ивритского?albeider писал(а):Имя Simon - скорее всего германизация настоящего идишского имени Шимен/Шимон.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я в курсеalbeider писал(а):Это - из новых имен, которые давали уже после возникновения политического сионизма. Еще в середине 19 в. такого - не было.Nison писал(а):Александр! А что Вы скажете, про женщину по имени Авива

Просто в СССР таких имен не встречал
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Дмитрий Широчин
- Сообщения: 6852
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Has thanked: 580 times
- Been thanked: 2731 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
И вправду - мирная, но перенести тяжеловато: она переплетается с другими постами. Давайте мы ее, эту дискуссию, о генеалогии в Танахе здесь прекратим - именно из-за несоответствия теме, причем, авторской теме, а, если есть у вас обоих желание, в "Доме Давида" ее, конечно, можно возобновить.Женя Вайнштейн писал(а):Мирная вполне дискуссия. А нельзя ли её перенести сюда: viewtopic.php?f=77&t=1788
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Это как? Вы верите в то, что Б-г дал Тору на горе Синай, но считаете, что царь Давида это фантазия?Женя Вайнштейн писал(а): Странно. У меня, например, вызывают.
Почему абыдно? Я на это и не рассчитывалЖеня Вайнштейн писал(а):
Тот же Клёсов, который охотно строит ДНК-деревья коэнов, восходящих к Аарону (ну, половины коэнов), не построит вам дерево до Адама. Да что там Адама, у него и сколько-нибудь значительную часть левитов к игрек-Леви возвести не получается. Абыдно.

Наоборот, если он левитов возведет к игрек-Леви будет плохо. Потому что коэны они же тоже левиты, у них должна быть одинаковая ДНК

Нет, конечно, споры не прекратились. Что означает БЙТДВД, никто толком не знает, но даже если это и указание на династию в Иерусалиме (что само по себе спорно), это всё равно не делает Давида исторической фигурой. У многих реальных династий мифические основатели.[/quote]Nison писал(а):В ивритское википедии написано, что после нахождения в 1993 г надписи на стеле Тель Дан https://en.wikipedia.org/wiki/Tel_Dan_Stele с упоминанием дома Давида споры среди историков на эту тему прекратились.
Я поэтому и написал: Написано в Википедии, что прекратились. Я не писал, что факт, что прекратились.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)