Мой прадед Мордух Иткин родился 24/05/1883 у Шебшеля (Шабсая) и Двоси. У одних дальних родственников нашел упоминание, что девичья фамилия Двоси была Малин, но откуда такая информация, пока не знаю.
При том, что записи о рождении нескольких детей в Бобруйске были обнаружены на Jewishgen и в них Шебшель был местным, ни в ревизии 1858, ни в ревизии 1850 его не было. Но совсем недавно нашлось упоминание семьи в призывном списке 1901 года и дело сдвинулось с мертвой точки.
Шебшель оказался 1836 года рождения, а Двося - 1854-го. Благодаря этому списку добавились двое старших сыновей, явно от первого брака Шебшеля: Исер(1865) и Шломо(1868), а к ним, судя по всему, удалось прицепить родственников, о существовании которых было известно, но не было ясно, как они цепляются к семье. Благодаря Jewishgen понятно, что дальнейшие дети уже имеют отношение к Двосе.
Юда (1877) - судя по подписи под его именем, а также по упоминанию 3-ей льготы в призывном списке его брата, Юда в тот момент был на службе.
Хина (1878). У Шебшеля точно была дочь по имени Рейзля (Роза) этого же возраста, вышедшая годом раньше там же в Бобруйске за Лейзера Дворкина. Либо было 2 имени, либо замужняя сестра в списке членов семьи, влияющих на льготы призывника, не упомянута и здесь речь о другой сестре, возможно, даже близнеце.
Симха (1881) - сам призывник. Если я правильно понимаю, вытянутый по жребию 655-ый номер освобождал его от службы, но судя по записи в самом правом столбце, Симха призвался вольноопределяющимся и, отслужив 2 года, освободился в 1903 году. Позже он женился и примерно в 1906 уехал в Данию, где стал Симоном. Все нынешние датские Иткины - его потомки. (Иткины в Дании) Мордух (1883) - прадед.
В списке нет младших детей, существование которых не влияло на льготы для призыва:
Мендель (1887) - уехал в Данию после Симхи, предположительно по документам моего прадеда, сменил имя на Макс. В Дании у него была известная фабрика по производству детских колясок. Позже он перебрался с потомками в США.

Хана (1888) - в замужестве Айнбиндер.
Записи о рождении детей старших сыновей Шебшеля, Исера и Шломы, есть на Jewishgen. Несмотря на то, что дети рождались в Бобруйске и сам Шебшель тоже Бобруйский мещанин, оба его обнаруженных старших сына приписаны к Любоничскому обществу. Любоничи - это почти Бобруйск, всего несколько километров к северу от города, на в то же время это было отдельное общество с отдельными списками. Ревизия 1858 года по Любоничам сразу дала результат. Мещанин Шепшель Шлиомов Иткин 22 лет проживал там, судя по записи совершенно один, никаких дополнительных сведений нет. В ревизии 1850 года в Любоничах его нет, где искать более ранние следы, не понятно.
Появилось официальное отчество, хотя я и до того его предполагал, учитывая присутствие Шебшеля Шлёмовича Иткина в списке избирателей в Думу 1907 года.
Предполагаю, что Шебшель явился в Любоничи чтобы жениться (или явился, а потом заодно и женился) на местной жительнице, имени которой пока нет. А после смерти жены или развода с ней перебрался в Бобруйск, переписался и женился вновь на нашей Двосе (порядок событий может быть иным). В пользу развода, как мне кажется, говорит тот факт, что старшие дети остались приписаными к Любоничам. Если бы они перебрались с отцом в Бобруйск, они бы тоже, вслед за ним, были бы записаны там.
На Jewishgen есть еще запись о браке в 1879 году Иткин Нехамы Шепшелевны из Бобруйска, 18 лет, с Исааком Лапидусом. Никаких упоминаний о других Шебшелях Иткиных я пока нигде не встречал, так что велика вероятность, что была еще одна, самая старшая дочь.
По смутным воспоминаниям моей мамы, в семье была какая-то история с записью мальчика в бездетную семью и, соответственно, сменой им фамилии с настоящей на Иткин, все это с целью избежать призыва в армию. Настоящая же фамилия предка была какая-то часто встречающаяся фамилия на букву "К", как говорит мама: "то ли Каган, то ли Каплан". А может и вообще какая-то другая. В любом случае, если такая история действительно имела место, к Шебшелю, родившемуся в 1836, она вполне могла бы подойти.