Flyat Leonid поделился информацией об Ульяновском детдоме № 10, в котором жили дети, эвакуированные из Ленинграда в годы войны.
Источник
https://vk.com/wall-107791040_2435
Далее копирую текст без изменений и фотографии с описаниями.
В тексте есть ссылка на док-файл, там информации больше.
*
ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА В УЛЬЯНОВСКЕ
Книга – Архив – Музей
Материал, который хочется предложить Вашему вниманию, находится по ссылке, приведенной в конце этой заметки. Во-первых, из-за значительного объема и большого числа иллюстраций его невозможно опубликовать на стене группы. Во-вторых, и это главное, – те материалы, которые, на мой взгляд, заслуживают особого внимания, помещаю в документы группы, где их легко найти. Так сделано и в этот раз.
Здесь же намерен лишь дать небольшое предисловие; сделать некоторые дополнения, а также рассказать об истории этой публикации. Путь к ней был непростым, долгим, но интересным. Как порой бывает, несколько источников независимо друг от друга сошлись вместе, сложившись в общую картину. Впрочем, картину далеко не полную. Остаются значительные пробелы, многое требует уточнения. Но и в таком виде предлагаемый документ, несомненно, представляет большой интерес.
Наверное, все жители города хоть краем уха слышали, что в годы войны в Ульяновск были эвакуированы дети блокадного Ленинграда. Но чаще – именно лишь слышали. То же могу сказать и о себе, хотя тема давно интересовала. Но материалов по ней встречалось немного. Было несколько статей в разное время, публиковались фрагменты воспоминаний. При всей своей ценности, общей картины эти публикации не давали. Очень хотелось узнать больше. А между тем, в Ульяновске были и есть люди, серьезно занимавшиеся изучением этой темы.
Несколько месяцев назад попала в руки книга. Надо бы добавить: к стыду лишь несколько месяцев назад, потому что издана она еще в 2010 году. Книга «Я поведу тебя в музей…» рассказывает о необычном музее – Музее защиты детства, открытом 11 апреля 2007 года в Ульяновском педагогическом колледже № 4. Написали ее создатели музея, заслуженные учителя России Анна Ивановна Большова и тогдашний директор колледжа Валентин Михайлович Большов. Обширная и разнообразная экспозиция музея состоит из нескольких отделов, посвященных как далекому прошлому, так и сравнительно недавним событиям (Беслан), и современным проблемам. «Детство, опаленное войной» – большое направление музейной экспозиции, состоящее из нескольких разделов. Один из стендов посвящен истории детского дома № 10, размещавшегося в доме Языковых на Советской улице, где с 1943 года жили ленинградские дети.
Конечно, сразу после прочтения книги возникло желание побывать в музее и своими глазами увидеть его экспонаты. В постоянной текучке и круговерти это намерение не исчезало совсем, но снова и снова отодвигалось, уступая место более неотложным вопросам. Вечная нехватка времени – проблема, но не оправдание. А через пару месяцев, занимаясь в Государственном архиве новейшей истории Ульяновской области, наткнулся еще на один документ.
Реферат «Дети блокадного Ленинграда в Ульяновске» написан студентами педагогического училища в 1985 году. Я не очень владею ситуацией с реорганизацией учебных заведений, поэтому могу лишь предположить, что сейчас это учебное заведение называется социально-педагогический колледж № 1 (нынешний 4-ый педколледж создан только в 1987 году). Если ошибаюсь – прошу извинить и поправить. К сожалению, имена авторов в работе отсутствуют. Реферат находился в фондах Музея комсомольской славы, а после его закрытия, вместе с другими его материалами, попал в ГАНИ (бывший партархив). Это отпечатанный на машинке текст на 25 листах, включая приложения.
Самое ценное в этой работе то, что написана она в значительной степени на основе воспоминаний непосредственных участников – преподавателей и воспитанников детского дома № 10. В 1985 году это было еще возможно. В основной части реферата использованы рассказы Ольги Владимировны Горячевой (1915-1998) – заведующей учебной частью детского дома № 7, а в 1943-1954 гг. – детского дома № 10; «чародейки, выдумщицы и волшебницы», как называли ее бывшие воспитанники. В приложениях, помимо выдержек из архивных документов, приведены отрывки из воспоминаний бывших питомцев детского дома. Ребята из педучилища, давно ставшие взрослыми людьми, тогда записали и бережно сохранили эти рассказы. Вот так получилось, что разное время в двух учебных заведениях занимались историей ленинградских детей в Ульяновске, оставив зримый след – на вечную память и благодарность.
После прочтения этого документа откладывать посещение музея педагогического колледжа № 4 было уже непростительным. Недавно я там побывал. Спасибо за теплый прием и действительно уникальную экспозицию. Не стану рассказывать про весь музей, желающие могут посетить его сами. Интересно все, но, конечно же, больше всего меня интересовал стенд об истории детского дома № 10, который называли «ленинградским». На стенде представлены подлинные фотографии, документы, выдержки из писем и воспоминаний. В фондах музея хранится большое число писем бывших воспитанников и другие ценные материалы. На видном месте – репродукция картины К.Ф. Мушникова «Новый год в детском доме». Она нарисована уже после войны, в 1951 году, но ульяновский художник, фронтовик изобразил новогодний праздник именно в этом детском доме.
Посещение музея оказалось очень полезным и содержательным. Удалось заполнить многие пробелы, имеющиеся в реферате 1985 года, получить ответы на ряд вопросов, более полно представить ход событий тех лет. Здесь, в предисловии, попробую лишь кратко остановиться на них. Ольга Владимировна Горячева работала с ленинградскими детьми с самого их прибытия: от детского дома на улице Ленина до детдома на Советской улице. Видимо, поэтому из реферата, основанного на ее рассказах, создается впечатление, что речь идет об одном и том же детском доме, переезжавшем с места на место: улица Ленина, Головкино, Ивановка, снова Ульяновск – улица Советская. Это не совсем так.
500 ленинградских детей привезли в Ульяновск в июне 1942 года – пароходом и поездом. Их распределили в разные детские дома города и района (с 1943 года области). В частности, в Ульяновске детей блокадного Ленинграда поселили в детских домах № 7 на улице Ленина и № 5 на улице Ульянова – в бывшем доме Д.Ф. Жарковой, где жила семья Ульяновых, и где в 1957 году была открыта областная детская библиотека. Часть детей временно разместили в семьях ульяновцев. Тем временем был отремонтирован и подготовлен дом Языковых на Советской улице, и в 1943 году в нем открылся детский дом № 10, специально предназначенный для маленьких ленинградцев. Вместить их всех он не мог; часть детей по-прежнему проживали в других детских домах.
Сколько всего детей было эвакуировано из Ленинграда в Ульяновск, и были ли 500 человек, привезенных в июне 1942 года, единственной группой? Тут сведения разнятся. По данным музея педагогического колледжа № 4, в Ульяновскую область прибыло 1200 ленинградских детей. При всем уважении к работе музея, это число вызывает сомнения. Может быть, речь идет о Куйбышевской области, в состав которой до 1943 года входил Ульяновск? В постановлении облисполкома от 31 мая 1945 года говорится о реэвакуации в Ленинград трехсот детей из 11 детских домов города и области. Конечно, в это число вошли не все ребята. Одних к тому времени уже забрали родители или близкие, другим некуда и не к кому было возвращаться, и Ульяновск стал их второй родиной. Но все же общее число в 500 человек кажется более близким к истине. Да и документов о прибытии детей из Ленинграда в более поздние периоды видеть пока не довелось.
Но вернемся к «ленинградскому» детскому дому № 10 на Советской улице. К сожалению, в реферате 1985 года ничего не сказано о его первой заведующей. Его авторов винить трудно: Ксения Николаевна Аверина скончалась в 1968 году, и встретиться с ней студенты педучилища не могли. В материалах музея педагогического колледжа № 4 говорится: «Первая заведующая детским домом № 10 Ксения Николаевна Аверина всю жизнь посвятила работе с детьми. Работала учительницей в сельских школах. После переезда в Ульяновск стала заведующей начальной школы № 15. Осталась заведующей и после того, как репрессировали ее мужа, Ф.Л. Аверина». Н.В. Пономарева в книге «Я помню Кашкадамовскую школу» писала о ней: «Непостижимо, как Ксении Николаевне позволили во время разгула репрессий, жене «врага народа», занимать руководящий пост. Очевидно, она обладала такими качествами, которые просто не позволяли отказаться от ее услуг. … Ксения Николаевна была не только хорошим педагогом, но и рачительной хозяйкой. … Когда Ульяновск был готов принять ленинградских детей, единодушно было решено, что лучшей кандидатурой на пост директора детского дома является Аверина Ксения Николаевна. На ее плечи и легли заботы по организации детского дома № 10, который стал именоваться ленинградским, так как воспитывались в нем дети, пережившие блокаду Ленинграда»
Вот такие замечательные педагоги: К.Н. Аверина, О.В. Горячева, воспитатели В.П. Степанова, В.В. Ромашова и другие работали со спасенными детьми. «На наш вопрос к бывшим воспитанникам: «Почему воспоминания о тех трудных годах, которые вы после потери близких провели в детском доме, для вас такие светлые?» – Альбина Алексеевна Сорвенкова (Зарубина) ответила так: «Воспитатели на часы не смотрели» (из книги «Я поведу тебя в музей…»)
О маленьких ленинградцах заботился весь город: предприятия, партийные органы, жители. Всем тогда было тяжело. Помогали, чем могли, нередко отрывая от себя последнее. И неудивительно, что бывшие детдомовцы на всю жизнь сохранили благодарность за возвращенное детство. Как сказано в строках стихотворения Р. Анастасьевой, с которых начинается реферат 1985 года:
В тот грозный для Отчизны час
Нас чьи-то руки подхватили
И в детство возвратили нас.
Уже став взрослыми людьми, они дружили, писали своим воспитателям, приезжали в Ульяновск. В 1973 году здесь состоялся слет бывших воспитанников детского дома № 10. На встречу съехалось 200 человек со всей страны.
Впрочем, обо всем этом говорится в прилагаемом документе, не будем повторяться. По ссылке приведен текст реферата, составленного студентами Ульяновского педагогического училища в 1985 году (ГАНИ УО, Ф.162, оп.2, д.547). В текст курсивом мною вставлено несколько примечаний, дополнений, поправок. Также он дополнен большим числом фотографий из фондов Ульяновского областного краеведческого музея и музея защиты детства педагогического колледжа № 4. Некоторые из этих снимков приведены здесь – очень небольшая часть. В подписях к фотографиям использованы сведения музея педагогического колледжа № 4.
vk.com/doc-107791040_573823105 «Дети блокадного Ленинграда в Ульяновске»
*
Фото 1.
Воспитанники у входа в детский дом № 10 – дом Языковых на Советской улице. 1945 год. УОКМ.
Первый ряд: Люда Салига, Галя Гераскина, Рая Леонтьева, Костя Хосейдянов. Второй ряд: Зоя Тихонова, Зина Сидорова, Маша Дмитриева (по данным музея педагогического колледжа № 4)
*
Фото 2.
Воспитанники детского дома № 10 – ученики 1-го класса. 1945 год.
УОКМ
*
Фото 3.
Воспитанники младшей группы детского дома № 10 с воспитательницей В.П. Степановой. 1945 год. УОКМ.
Слева направо: Дина Сулим, Катя Гончарова, Гена Пикурен, Киселева, Лена Бабицкая (по данным музея педколледжа № 4).
«Строгая воспитательница Валентина Павловна Степанова на всю жизнь приучила детей к аккуратности, пунктуальности. Она была абсолютно бескорыстна… На праздники украшала наши волосы бантами, которые делала из купленных на собственные деньги ленточек. Каждого воспитанника поздравляла с днем рождения и дарила подарки – карамельки, которые раскладывала в старые коробки из-под конфет. Дети этому очень радовались, так как ничего сладкого в их рационе не было» (из воспоминаний О.В. Пикурен).
01-Воспитанники у входа в детский дом № 10.jpg
02-Воспитанники детского дома № 10 – ученики 1-го класса. 1945 год.jpg
03-Воспитанники младшей группы детского дома № 10 с воспитательницей В.П. Степановой. 1945 год..jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Карпелевич/Корпелевич/Карпилевич (Херсон, Николаев, Москва), Рубштейн (Ивановка Мелитопольский уезд, Украина, Самара, Москва), Ашкинази (Феодосия, Джанкой, Москва), Тарнопольский (Крым), Бромберг (Крым), Зельманов/Зельменов/Зельман/Зальманов (Березино/Докшицы/Бегомль, Белоруссия, Спб, Украина), Шнельвер (Шнельверт, Шнельвар, Шнельферт), Маркман, Кацевич/Кацович (Березино/Докшицы, Белоруссия, Уругвай, Мексика), Израйлович (Москва, эмиграция), Задерман (Москва, эмиграция), Розов/ (США), Рабинович, Славин (Докшицы/Дуниловичи, Одесса, Алма-Ата, Москва, США, Канада), Бурштейн (Одесса), Юдович (Москва, Урал), неизвестная родня в г.Тверь, Козлов, Огуз и мн.др.