#1332
Марго » 05 май 2013, 12:12
Как интересно! Может быть, не стоит засорять тему, тогда я удалю, но вдруг кто-нибудь заинтересуется:
Начиналось, как всегда, с малого. А именно: с открытия в Коноше в 1903 году вельскими властями земской станции. Основной задачей которой было предоставление лошадей и подвод государственным и земским должностным лицам, служащим разных ведомств до другой такой же ближайшей станции. Ну и попутно – в подвозе прибывшей на станцию почтовой корреспонденции.
Специально разработанные кондиции (правила) по содержанию земских станций гласили, к примеру, что проезжающему днем подача лошади может быть задержана не более чем на 30 минут. Для остановок и отдыха путников на станции должна была быть, как минимум, одна комната размером не менее четырех с половиной аршин в ширину и восьми аршин – в длину (один аршин – 71 см.). В обязанности содержателя станции также вменялось иметь зеркала, часы, посуду, жалобную книгу и журнал с записями о том, когда и кому предоставлялись лошади или подводы – так называемую книгу разгона. На самом здании – соответствующую вывеску.
Земское начальство строго следило за тем, чтобы содержатели станций вовремя меняли истрепавшиеся сбрую и экипажи, чтобы лошади «всегда были годными для гоньбы». В свое время появилась даже такая рекомендация: иметь ямщиков не старше 50 лет. Само право содержать земскую станцию распределялось на торгах.
Весной и осенью, «в виду порчи дорог», ограничивалась скорость езды: для проезжающих – 5 верст в час, для перевозки медикаментов, арестантов и учебных пособий – 4 версты (одна верста – километр и 67 метров). В эти же сезоны увеличивалось и время «выкормки лошадей» на станциях – четыре часа вместо трех.
Были тогда и свои «льготники». В частности, епархиальные миссионеры и учителя. Правда, в одном из отчетов Вельская Уездная Земская Управа негодует по поводу последних:
«Воспользовавшись бесплатными билетами, которые выдаются для проезда на родину один раз в год, и малограмотностью содержателей станций, не имеющих возможности проверить правильность проезда по билетам, учителя изобрели выгодный способ вояжировать по всем направлениям уезда. Так, например, со станции Лычно-Завельской отпущено для проезда в Коношу и обратно, преимущественно учителям, проехавшим по всем станциям тракта, 30 лошадей на сумму 23 руб. 82 коп. Между тем как проезжать на родину через ст.Коноша необходимо было только одной учительнице Луневского училища Синусовой».
Ахтеровы, Херсон; Фельдман, Валегоцулово; Халанай, Херсон, Одесса; Гроссман, Гроссулово.