Иркутск
Модератор: alyona
-
- Сообщения: 1100
- Зарегистрирован: 10.02.2010
- Has thanked: 1128 times
- Been thanked: 628 times
Re: Евреи в Иркутске
Казенный рав С.Х. Бейлин - эта фамилия неоднократно упомянута на ФОРУМЕ. Может быть, что я не очень внимательно читал и пропустил то, о чем хотелось бы напомнить. Соломон (Шолом) Бейлин был личностью творческой, он активно собирал образцы устного еврейского фольклора, обобщал собранное и публиковался в разных изданиях, в том числе и в советские времена. Во время ВМВ Шолом Бейлин вернулся в Иркутск, где в 1943 г. умер и был похоронен. Интересно, сохранилась ли его могила? Материалы о Бейлине можно найти в ИНТЕРНЕТЕ. В книге Х. Бейдера "Этюды о еврейских писателей" одна из страниц посвящена раву с многогранными интересами.
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
БЕЙЛИН Соломон (Шолем) Хаимович (1857, Новогрудок Минской губ. – 1942, Ташкент), фольклорист. Получил традиц. евр. образование. В 1880 окончил в Пинске реальное уч-ще, с 1891 раввин в Рогачеве, затем в Иркутске. В 1884 начал собирать, обрабатывать и публиковать евр. фольклор. Печатался в евр. ж. на рус. яз. «Восход» (сер. ст. о происхождении евр. нар. сказок, пословиц), в науч. сб-ках «Евр. старина», а после рев-ции в минском ж. «Цайтшрифт», виленском «Филологише шрифтн» и др. изданиях. Автор кн.: «Идише фолкс-майсес» («Евр. нар. сказки», т. 1, Одесса, 1897; «Странствующие или всемирные рассказы и песни в древней литературе», 1907; «Идише фолксмайселех ун гезанген» («Евр. нар. песни и сказки»), 1898; «Пословицы сибирских евреев», 1913.
Источник — Российская Еврейская Энциклопедия
«http://www.rujen.ru/index.php/%D0%91%D0 ... 0%BE%D0%BD»
Источник — Российская Еврейская Энциклопедия
«http://www.rujen.ru/index.php/%D0%91%D0 ... 0%BE%D0%BD»
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
6. Послереволюционный период общины до закрытия синагоги
Судьба синагоги в первые годы советской власти складывалась примерно так же, как и других религиозных объединений.
В 1918-20 гг. в городе действовало Исполнительное бюро Национального совета евреев Сибири и Урала, которое координировало деятельность свыше 60 общин. В 1919-20 гг. действовало издательство "Еврейская свободная мысль". К 1922 г. все ранее существовавшие еврейские организации были закрыты или реорганизованы, а к концу 1920-х гг. все еврейские организации и синагоги были закрыты.
После установления в Иркутске Советской власти здание синагоги было изъято из собственности Иркутской еврейской общины и передано ей в бессрочное бесплатное пользование (договор от 20 мая 1920 г.).
4 мая 1932 года президиум Восточно-Сибирского крайисполкома принял решение о ликвидации еврейской синагоги. К концу 1933 г. здание синагоги по решению властей было передано Иркутскому горсовету. В здании были размещены государственные учреждения. Во время войны и после нее в здании синагоги находились различные государственные организации - Проектная организация, один из филиалов Мединститута, общежитие Мединститута и др. Тогда же была и расформирована уникальная библиотека по различным музеям и хранилищам города.
После отнятия здания под синагогу было предоставлено неприспособленное помещение по ул. 1-й Красноармейской №20, но и оно недолго принадлежало общине. В 1939 г. и эта синагога была закрыта. По данным местного НКВД в 1934 г. в религиозной общине состояли около 100 чел.
До 1934 гг. иркутская община сохраняла в основном старые традиции. Социальную основу ее составляли ремесленники, мелкие и средние торговцы. Иркутская синагога была, как и прежде, ее духовным центром. При синагоге было еврейское училище, хор из 15 мальчиков, в училище принимали преимущественно детей бедноты. На благотворительные взносы существовала богадельня на 30 чел.. Соблюдалась традиция приглашения каждого из живших в ней стариков на праздники в какую-либо семью и угощения хорошим обедом. С ликвидацией НЭПа многие мелкие и средние торговцы были разорены. Финансовая база общины, а с ней и традиции благотворительности, были подорваны, и община фактически перестала существовать.
7. Возобновление общинной деятельности.
Вновь синагога в ее законном здании на первом этаже была открыта в 1945 г. по ходатайству верующих. Обязанности раввина исполнял Л.Х. Резник. В обычные дни в ней собирались по 25-30 человек, в праздники 300-350, в Йом-Кипур до 500 чел. В 1947 г. еврейской общине вернули также второй этаж.
В 1958 г. синагога была вторично закрыта и открылась лишь в 70-е гг., но до 1981 года никакой активной деятельности в ней не велось. В 1981 г., к 100-летию иркутской синагоги, закончилась реконструкция здания под руководством М.М. Когана и С.Б. Левинсона, возглавлявших тогда иркутскую еврейскую общину. С 1981 года возобновились службы в помещении синагоги. Жизнь синагоги определялась активностью нескольких десятков старых людей, проводивших единственно возможную в тех условиях работу, главным образом, по содержанию еврейских кладбищ и выпечке мацы. Подавляющее большинство евреев избегали посещать синагогу. Каких-либо иных форм общинной деятельности среди иркутских евреев в период с 30-х до конца 80-х гг. не было, и быть не могло.
В 1992 г. в Иркутске была воссоздана еврейская религиозная община под руководством Д.И. Файлаева. В 1993 году здание синагоги было официально передано еврейскому религиозному обществу. С 1993 г. в городе действуют воскресная школа, культурно-просветительское общество. С 1995 г. в городе работает раввин. При поддержке Джойнта действует благотворительная организация. Функционирует общество по изучению еврейской истории.
В 1998 г. от имени Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений (КЕРООР) Главный Раввин России А.С. Шаевич назначил раввином иркутской еврейской религиозной общины Д.А. Дорохова. Среди возвращавшихся к истокам - религии отцов – в те годы было немало молодежи, но в связи с эмиграцией в Израиль состав общины постоянно менялся.
В 2004 г. Главным раввином Иркутска и области назначен Аарон Вагнер, работавший до этого около 10 лет в Донецке помощником раввина. Современная история семьи Вагнеров связана с возрождением религиозной еврейской жизни в России. Зеев Вагнер, отец равва Аарона, — человек, хорошо известный и в России, и в Израиле, и в Америке. В семидесятые годы прошлого века он — активист еврейского религиозного движения в России. В 1976 иммигрировал из России в Израиль. Сегодня он раввин Центрального федерального округа, президент научного фонда "Еврейская энциклопедия", заместитель главного редактора "Российской Еврейской Энциклопедии".
В 2004 г. синагога вновь пережила сильнейший пожар, оставивший только остов дома. После этого начались реставрационно-восстановительные работы, продлившиеся более 4-х лет. Пожертвования на восстановление были сделаны не только членами иркутской общины, но и известными российскими спонсорами, среди которых были Р. Абрамович и В. Вексельберг.
8. Еврейская община сегодня. Синагога
24 февраля 2009 г., в день своего 130-летия, вновь открылась старейшая из действующих синагог в России. В торжественном открытии участвовали главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.
Здание является памятником архитектуры 1881г. Молельный зал для мужчин рассчитан на 250 мест, а с приставными стульями - на 450 мест. Женщины молятся на балконе.
В Иркутской еврейской общине в настоящее время состоит 700 человек. Количество верующих, посещающих синагогу сейчас – около 60 человек. В основном это люди пожилого и пенсионного возраста и дети. Есть и молодежь.
Помимо молитвенного зала в здании разместились библиотека, компьютерный класс, благотворительная столовая, миква, шахматный клуб, хор пожилых людей и группа развития для детей.
Иркутская синагога как нельзя более отвечает своему назначению – это не храм, а общественное место для молитвы. Люди собираются, чтобы пообщаться, совместно помолиться. Вообще, встречи в синагоге должны происходить три раза в день, однако прихожане встречаются два раза в неделю. В основном – в пятницу вечером и в субботу. Кроме того, по праздникам.
Сейчас среди прихожан синагоги практически не осталось людей, знающих язык и обычаи своего народа. Годы советской власти сделали свое дело. Поэтому ведется работа по восстановлению утерянных традиций. При синагоге нет школы для детей, однако в Иркутске существует еврейская школа, в которой учат детей языку и традициям еврейского народа. В синагоге проходят уроки изучения Торы, на которые можно придти и взрослым и детям. Кроме того, в Иркутске есть Еврейское агентство "Сохнут". Оно осуществляет обучение языку, проводит лекции по культуре, истории и традициям еврейского народа. Синагога поддерживает связи с другими еврейскими обществами в Сибири и по России. Также – с Израилем. Но эти связи – скорее на личном, чем на общественном уровне.
Синагога поддерживает прихожан, как может. Небольшая материальная помощь, при болезнях, затруднительном финансовом положении, помощь при похоронах. Синагога осуществляет сбор пожертвований, которые тратятся на поддержание здания в надлежащем состоянии. В городе находятся три еврейских кладбища.
Центр проводит разовые благотворительные акции, устраивает семейные лагеря, совместно с Музеем Истории города проводит экскурсии. В Музее истории Иркутска создана экспозиция "Жизнь и деятельность еврейского народа в Иркутской области".
Еврейский культурный центр выпускает собственную газету "Менора", которая распространяется среди посетителей синагоги и центра бесплатно.
Иркутский Еврейский культурный центр существует как отделение Красноярского филиала всемирной организации "Джойнта", помогающей всем евреям, независимо от того, где они живут.
Судьба синагоги в первые годы советской власти складывалась примерно так же, как и других религиозных объединений.
В 1918-20 гг. в городе действовало Исполнительное бюро Национального совета евреев Сибири и Урала, которое координировало деятельность свыше 60 общин. В 1919-20 гг. действовало издательство "Еврейская свободная мысль". К 1922 г. все ранее существовавшие еврейские организации были закрыты или реорганизованы, а к концу 1920-х гг. все еврейские организации и синагоги были закрыты.
После установления в Иркутске Советской власти здание синагоги было изъято из собственности Иркутской еврейской общины и передано ей в бессрочное бесплатное пользование (договор от 20 мая 1920 г.).
4 мая 1932 года президиум Восточно-Сибирского крайисполкома принял решение о ликвидации еврейской синагоги. К концу 1933 г. здание синагоги по решению властей было передано Иркутскому горсовету. В здании были размещены государственные учреждения. Во время войны и после нее в здании синагоги находились различные государственные организации - Проектная организация, один из филиалов Мединститута, общежитие Мединститута и др. Тогда же была и расформирована уникальная библиотека по различным музеям и хранилищам города.
После отнятия здания под синагогу было предоставлено неприспособленное помещение по ул. 1-й Красноармейской №20, но и оно недолго принадлежало общине. В 1939 г. и эта синагога была закрыта. По данным местного НКВД в 1934 г. в религиозной общине состояли около 100 чел.
До 1934 гг. иркутская община сохраняла в основном старые традиции. Социальную основу ее составляли ремесленники, мелкие и средние торговцы. Иркутская синагога была, как и прежде, ее духовным центром. При синагоге было еврейское училище, хор из 15 мальчиков, в училище принимали преимущественно детей бедноты. На благотворительные взносы существовала богадельня на 30 чел.. Соблюдалась традиция приглашения каждого из живших в ней стариков на праздники в какую-либо семью и угощения хорошим обедом. С ликвидацией НЭПа многие мелкие и средние торговцы были разорены. Финансовая база общины, а с ней и традиции благотворительности, были подорваны, и община фактически перестала существовать.
7. Возобновление общинной деятельности.
Вновь синагога в ее законном здании на первом этаже была открыта в 1945 г. по ходатайству верующих. Обязанности раввина исполнял Л.Х. Резник. В обычные дни в ней собирались по 25-30 человек, в праздники 300-350, в Йом-Кипур до 500 чел. В 1947 г. еврейской общине вернули также второй этаж.
В 1958 г. синагога была вторично закрыта и открылась лишь в 70-е гг., но до 1981 года никакой активной деятельности в ней не велось. В 1981 г., к 100-летию иркутской синагоги, закончилась реконструкция здания под руководством М.М. Когана и С.Б. Левинсона, возглавлявших тогда иркутскую еврейскую общину. С 1981 года возобновились службы в помещении синагоги. Жизнь синагоги определялась активностью нескольких десятков старых людей, проводивших единственно возможную в тех условиях работу, главным образом, по содержанию еврейских кладбищ и выпечке мацы. Подавляющее большинство евреев избегали посещать синагогу. Каких-либо иных форм общинной деятельности среди иркутских евреев в период с 30-х до конца 80-х гг. не было, и быть не могло.
В 1992 г. в Иркутске была воссоздана еврейская религиозная община под руководством Д.И. Файлаева. В 1993 году здание синагоги было официально передано еврейскому религиозному обществу. С 1993 г. в городе действуют воскресная школа, культурно-просветительское общество. С 1995 г. в городе работает раввин. При поддержке Джойнта действует благотворительная организация. Функционирует общество по изучению еврейской истории.
В 1998 г. от имени Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений (КЕРООР) Главный Раввин России А.С. Шаевич назначил раввином иркутской еврейской религиозной общины Д.А. Дорохова. Среди возвращавшихся к истокам - религии отцов – в те годы было немало молодежи, но в связи с эмиграцией в Израиль состав общины постоянно менялся.
В 2004 г. Главным раввином Иркутска и области назначен Аарон Вагнер, работавший до этого около 10 лет в Донецке помощником раввина. Современная история семьи Вагнеров связана с возрождением религиозной еврейской жизни в России. Зеев Вагнер, отец равва Аарона, — человек, хорошо известный и в России, и в Израиле, и в Америке. В семидесятые годы прошлого века он — активист еврейского религиозного движения в России. В 1976 иммигрировал из России в Израиль. Сегодня он раввин Центрального федерального округа, президент научного фонда "Еврейская энциклопедия", заместитель главного редактора "Российской Еврейской Энциклопедии".
В 2004 г. синагога вновь пережила сильнейший пожар, оставивший только остов дома. После этого начались реставрационно-восстановительные работы, продлившиеся более 4-х лет. Пожертвования на восстановление были сделаны не только членами иркутской общины, но и известными российскими спонсорами, среди которых были Р. Абрамович и В. Вексельберг.
8. Еврейская община сегодня. Синагога
24 февраля 2009 г., в день своего 130-летия, вновь открылась старейшая из действующих синагог в России. В торжественном открытии участвовали главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.
Здание является памятником архитектуры 1881г. Молельный зал для мужчин рассчитан на 250 мест, а с приставными стульями - на 450 мест. Женщины молятся на балконе.
В Иркутской еврейской общине в настоящее время состоит 700 человек. Количество верующих, посещающих синагогу сейчас – около 60 человек. В основном это люди пожилого и пенсионного возраста и дети. Есть и молодежь.
Помимо молитвенного зала в здании разместились библиотека, компьютерный класс, благотворительная столовая, миква, шахматный клуб, хор пожилых людей и группа развития для детей.
Иркутская синагога как нельзя более отвечает своему назначению – это не храм, а общественное место для молитвы. Люди собираются, чтобы пообщаться, совместно помолиться. Вообще, встречи в синагоге должны происходить три раза в день, однако прихожане встречаются два раза в неделю. В основном – в пятницу вечером и в субботу. Кроме того, по праздникам.
Сейчас среди прихожан синагоги практически не осталось людей, знающих язык и обычаи своего народа. Годы советской власти сделали свое дело. Поэтому ведется работа по восстановлению утерянных традиций. При синагоге нет школы для детей, однако в Иркутске существует еврейская школа, в которой учат детей языку и традициям еврейского народа. В синагоге проходят уроки изучения Торы, на которые можно придти и взрослым и детям. Кроме того, в Иркутске есть Еврейское агентство "Сохнут". Оно осуществляет обучение языку, проводит лекции по культуре, истории и традициям еврейского народа. Синагога поддерживает связи с другими еврейскими обществами в Сибири и по России. Также – с Израилем. Но эти связи – скорее на личном, чем на общественном уровне.
Синагога поддерживает прихожан, как может. Небольшая материальная помощь, при болезнях, затруднительном финансовом положении, помощь при похоронах. Синагога осуществляет сбор пожертвований, которые тратятся на поддержание здания в надлежащем состоянии. В городе находятся три еврейских кладбища.
Центр проводит разовые благотворительные акции, устраивает семейные лагеря, совместно с Музеем Истории города проводит экскурсии. В Музее истории Иркутска создана экспозиция "Жизнь и деятельность еврейского народа в Иркутской области".
Еврейский культурный центр выпускает собственную газету "Менора", которая распространяется среди посетителей синагоги и центра бесплатно.
Иркутский Еврейский культурный центр существует как отделение Красноярского филиала всемирной организации "Джойнта", помогающей всем евреям, независимо от того, где они живут.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
Re: Евреи в Иркутске
Хочу добавить, зная раввина Аарона Вагнера лично,- это настоящий лидер, подлинный общественный деятель в некоем забытом уже смысле этого слова. У него для каждого есть свои слова и люди к нему тянутся. Кроме чисто религиозной, духовной составляющей, это еще и очень сильный организатор, прогрессивный лидер. Я вижу, как этот несуетливый и спокойный деликатный человек, твердый и очень добрый, современный и консервативный одновременно, меняет мировозрение тянущихся к нему людей.
Ищу: Боксер, Михалевич, Коган, Егерь (Сибирь, черта оседлости и везде),
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Аарон Вагнер - иркутский ребе. Фото Марка Рыбака. Отличный портрет!
http://photofisher.ru/galereya/111.html
http://photofisher.ru/galereya/111.html
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Литература
Белковский Г. А. Русское законодательство о евреях в Сибири. - СПб., 1905. - С. 12-13.
Вл.С. Войтинскій и А.Я. Горнштейнъ. Евреи въ Иркутске. Иркутскъ: Тип. П.И. Макушина, 1915. 393 с.
Гаврилова Н.И. Иркутский купец Я.С. Домбровский (штрихи к биографии) // Сибирский еврейский сборник. – Иркутск: Арком. 1996. - №2. – С.120-127. Иркут. купец и благотворитель
Гаращенко А.Н. Краткая история каменного здания синагоги в Иркутске (ул. К.Либкнехта, №23, ранее ул. Саломатовская № 19). Сибирский еврейский сборник. №1. Иркутск: Арком. 1992. С.47-50.
Еврейская энциклопедия. 1910. Т.8. Стр. 234
Кальмина Л.В. Евреи Восточной Сибири: «духовная территория» (середина XIX века — 1917 год) / Красноярск. филиал Благотвор. фонда «Джойнт». Ин-т социальных и общинн. работников Сибири и Дальнего Востока, Иркутск. гос. ун-т. — Красноярск: Кларетианум, 2002. — 164 с. — (Евр. общины Сибири и Дальнего Востока; Вып. 9).
Кальмина Л.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX в. — февраль 1917 года) / Иркутск. гос. ун-т. — Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2003. — 423 с.
Максимов С. Сибирь и каторга – Сиб., 1900.
Островский Ю. Сибирские евреи (Очерк правового, экономического и культурного положения). - СПб., 1911. - С. 7.
Рабинович В.Ю. История еврейской общины г. Иркутска. // Сибирский еврейский сборник, N 1, 1992. - Иркутск: Изд-во “Арком”, 1992 г.- с. 16-29
Владимир Рабинович Евреи дореволюционного Иркутска: наброски к портрету.
Рабинович В.Ю. История еврейской общины дореволюционного Иркутска. Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Красноярск. 2001. С. 65-95.
Российская еврейская энциклопедия. Т.4. Стр. 513
Соломон Е.Ш. К истории сионистской организации г. Иркутска. Сибирский еврейский сборник. № 2. С.70-89. Иркутск: Арком. 1996.
Т.Я. Янгель. Особенности религиозной жизни сибирского общества во второй половине XIX века (на примере Иркутской губернии и Забайкальской области)
Материалы в интернете
Евреи дореволюционного Иркутска: наброски к портрету
Иркутская городская электронная газета "Интендантский сад
ИРКУТСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ САЙТ
Сайт Иркутской Еврейской Религиозной Общины. История, синагога, фотоальбом, ссылки.
Синагога
http://www.poimai.ru/baikal_lake/article807.html
Соломон Е.Ш. Поймай.Ru: История Еврейской Общины Г. Иркутска - Озеро Байкал - Рыбалка
Прогулки по Иркутску. Саломатовская улица
Юля Сергеева Еврейская община в Иркутске
Белковский Г. А. Русское законодательство о евреях в Сибири. - СПб., 1905. - С. 12-13.
Вл.С. Войтинскій и А.Я. Горнштейнъ. Евреи въ Иркутске. Иркутскъ: Тип. П.И. Макушина, 1915. 393 с.
Гаврилова Н.И. Иркутский купец Я.С. Домбровский (штрихи к биографии) // Сибирский еврейский сборник. – Иркутск: Арком. 1996. - №2. – С.120-127. Иркут. купец и благотворитель
Гаращенко А.Н. Краткая история каменного здания синагоги в Иркутске (ул. К.Либкнехта, №23, ранее ул. Саломатовская № 19). Сибирский еврейский сборник. №1. Иркутск: Арком. 1992. С.47-50.
Еврейская энциклопедия. 1910. Т.8. Стр. 234
Кальмина Л.В. Евреи Восточной Сибири: «духовная территория» (середина XIX века — 1917 год) / Красноярск. филиал Благотвор. фонда «Джойнт». Ин-т социальных и общинн. работников Сибири и Дальнего Востока, Иркутск. гос. ун-т. — Красноярск: Кларетианум, 2002. — 164 с. — (Евр. общины Сибири и Дальнего Востока; Вып. 9).
Кальмина Л.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX в. — февраль 1917 года) / Иркутск. гос. ун-т. — Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2003. — 423 с.
Максимов С. Сибирь и каторга – Сиб., 1900.
Островский Ю. Сибирские евреи (Очерк правового, экономического и культурного положения). - СПб., 1911. - С. 7.
Рабинович В.Ю. История еврейской общины г. Иркутска. // Сибирский еврейский сборник, N 1, 1992. - Иркутск: Изд-во “Арком”, 1992 г.- с. 16-29
Владимир Рабинович Евреи дореволюционного Иркутска: наброски к портрету.
Рабинович В.Ю. История еврейской общины дореволюционного Иркутска. Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Красноярск. 2001. С. 65-95.
Российская еврейская энциклопедия. Т.4. Стр. 513
Соломон Е.Ш. К истории сионистской организации г. Иркутска. Сибирский еврейский сборник. № 2. С.70-89. Иркутск: Арком. 1996.
Т.Я. Янгель. Особенности религиозной жизни сибирского общества во второй половине XIX века (на примере Иркутской губернии и Забайкальской области)
Материалы в интернете
Евреи дореволюционного Иркутска: наброски к портрету
Иркутская городская электронная газета "Интендантский сад
ИРКУТСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ САЙТ
Сайт Иркутской Еврейской Религиозной Общины. История, синагога, фотоальбом, ссылки.
Синагога
http://www.poimai.ru/baikal_lake/article807.html
Соломон Е.Ш. Поймай.Ru: История Еврейской Общины Г. Иркутска - Озеро Байкал - Рыбалка
Прогулки по Иркутску. Саломатовская улица
Юля Сергеева Еврейская община в Иркутске
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Вот как праздновали Пейсах иркутские евреи в 1906 году.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Портрет раввина.
Взят у http://friedens.livejournal.com/26705.h ... 233#t17233. Здесь же можно посмотреть свежие снимки иркутской Синагоги.
. Портрет находится в Музее истории города Иркутска.Взят у http://friedens.livejournal.com/26705.h ... 233#t17233. Здесь же можно посмотреть свежие снимки иркутской Синагоги.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
- Novomeysky
- Сообщения: 934
- Зарегистрирован: 13.09.2009
- Откуда: Ekaterinburg Russia
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 24 times
- Контактная информация:
Синагога
Спасибо за старинные и современные снимки Иркутской синагоги, где венчались мой дед и моя бабушка, а также многие мои родственники. А вот так выглядела синагога перед последним пожаром, когда я был в Иркутске, теперь она гораздо краше, и обзор лучше
.У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Еврейские фамилии: Новомейский, Левитин, Цукасов, Каминер, Фризер, Самсонович, Шмуйлович, Вехтер, Рапопорт.
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Я тоже видела ее такой в 1999 г.Novomeysky писал(а):вот так выглядела синагога перед последним пожаром
Посмотрите еще здесь, синагога внутри http://community.livejournal.com/irkuts ... 03204.html
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Novomeysky
Виктор, пропустила пасхальное объявление с адресом Новомейских. Может быть, нужно.
Виктор, пропустила пасхальное объявление с адресом Новомейских. Может быть, нужно.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
- Novomeysky
- Сообщения: 934
- Зарегистрирован: 13.09.2009
- Откуда: Ekaterinburg Russia
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 24 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Иркутске
Спасибо большое, Жанна!
Там можно определить этот адрес в Иркутске или в Баргузине?
Я не знал, что у Новомейских был дом в Иркутске, даже Моисей Абрамович в Иркутске останавливался у Фризера или Цукасовых.
Там можно определить этот адрес в Иркутске или в Баргузине?
Я не знал, что у Новомейских был дом в Иркутске, даже Моисей Абрамович в Иркутске останавливался у Фризера или Цукасовых.
Еврейские фамилии: Новомейский, Левитин, Цукасов, Каминер, Фризер, Самсонович, Шмуйлович, Вехтер, Рапопорт.
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Это Иркутск, 6-я Солдатская (Литвинова), 32.Novomeysky писал(а):Там можно определить этот адрес в Иркутске или в Баргузине?
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
Re: Евреи в Иркутске
viewtopic.php?f=58&t=194&start=160 - Посты перенесены сюда : Евреи в Сибири - Обсуждение - Архивные находки.
Я написала сообщение, но что-то не сработаало , и оно пропало.
Я написала сообщение, но что-то не сработаало , и оно пропало.
- Novomeysky
- Сообщения: 934
- Зарегистрирован: 13.09.2009
- Откуда: Ekaterinburg Russia
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 24 times
- Контактная информация:
Новомейские
[img]http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/54 ... 67702235_L[/img]domzha писал(а):Виктор, пропустила пасхальное объявление с адресом Новомейских. Может быть, нужно? [img]download/file.php?id=2244&t=1[/img]Novomeysky писал(а):Я не знал, что у Новомейских был дом в Иркутске, даже Моисей Абрамович в Иркутске останавливался у Фризера или Цукасовых.
Спасибо, Георгий. Теперь мне ясно, почему Моше Новомейский останавливался у Фризера или Цукасовых: эти Новомейские не потомки Хайкеля.
borismak писал(а):А иркутская ветвь-это потомки Мордкеля(Мордке,Мордехая)-брата
Хайкеля.Почему они не общались,жили друг от друга подальше?
Я думаю,что один не смог простить другого за "гешефт",за который они
попали в Сибирь и пережили эту трагедию.
Еврейские фамилии: Новомейский, Левитин, Цукасов, Каминер, Фризер, Самсонович, Шмуйлович, Вехтер, Рапопорт.
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Иркутские Новомейские
Еще у них был постоялый двор по Бол.Блиновской.У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
- Friedens
- Сообщения: 156
- Зарегистрирован: 10.08.2010
- Откуда: Иркутск
- Been thanked: 5 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Иркутске
Несколько заметок, которые мне встретились в иркутских газетах на сегодняшний день:
- Дело Гутерман интересует сильно мелких евреев: на всех базарах, как нам передают, только о нем и речь; вообще же толпа выражает уверенность, что Г-н выйдет сухим из воды, только бы изъять дело из рук г. Д-на.
(«Сибирь» № 38, 1886 г.)
- Мы слышали, что на заседаниях губернского суда публики бывает очень мало; охотнее посещают заседание евреи. Все ждут первого публичного заседания по уголовным делам.
(«Сибирь» № 35, 1886 г.)
- Количество учащихся. В еврейском общественном бесплатном училище обучается 110 мальчиков и 114 девочек. Все жители Иркутска. Учащих по общеобразовательным предметам 4.
(«Голос Сибири» № 5, 1910 г.)
- Совещание раввинов решило обратиться к Горемыкину и Маклакову с запиской, в которой заявит, что еврейский убой скота не мучителен и имеет огромное значение, как религиозный обряд.
(«Сибирь» № 35, 1914 г.)
- Прием учеников и учениц в еврейское уч-ще назначен на 2, 3, 4 августа, с 9 до 12 ч. дня ежедневно. Желающие отдать детей в школу должны представить метрическ. справку, свидетельство об оспопрививании и свидет. о праве проживания в Иркутске.
(«Сибирь» № 163, 1909 г.)
- Из еврейского мира. Для раздачи пособий бедным евреям к предстоящему празднику Пасхи в настоящее время собрано пожертвований 1873 р.
Кроме городской еврейской бедноты, из указанной суммы денег ирк. молитв. дому придется удовлетворить еще нуждающихся арестованных при центральной Александровской каторжной тюрьме, в количестве 130 чел. и иркутской - 12 чел. и около 500 человек солдат.
(«Наша Мысль» № 83, 1911 г.)
- В еврейском благотворительном об-ве. 14-го марта в помещении синагоги состоялось собрание членов комитета еврейского благотворительного об-ва, на котором обсуждался вопрос о выдаче пособий бедным к предстоящему празднику Пасхи.
(«Наша Мысль» № 80, 1911 г.)
- 5-процентная норма для евреев. В предыдущие годы не наблюдалось каких-либо ограничений для лиц еврейского вероисповедания, поступавших в мест. женскую фельдшерскую школу. В текущем же году, по распоряжению учебного начальства, вводится 5-проц. норма для евреек, а так как до начала наступившего учебн. года число учащихся в школе евреек уже превышало указанный процент, - то вновь лица иудейского вероисповедания в школу не принимались.
(«Сибирь» № 203, 1909 г.)
- Около детской еврейской колонии. 20 марта на собрании членов комиссии заведующей еврейским училищем обсуждался вопрос об организации при колонии по примеру прошлого года школьного огорода.
Организованный впервые в прошлом году школьный огород результаты дал весьма благоприятные и потому, несмотря на скудость имеющихся у общества средств и в настоящем году, вопрос об устройстве школьного огорода решен в положительном смысле.
(«Наша Мысль» № 87, 1911 г.)
- Из еврейского мира. На состоявшемся 21 марта первом заседании членов комитета иркутского отд. «Еврейского литературного общества» предметом обсуждения, главным образом, явился вопрос о подыскании помещения под предполагаемые к устройству обществом литературные вечера.
Ведущий по этому поводу переговоры с различными местными культурно-просветительными организациями г. Бромзон сообщил собранию, что переговоры успехом не увенчались: ни одно из опрошенных им обществ помещение дать не согласилось.
(«Наша Мысль» № 87, 1911 г.)
- Из еврейского мира. Первое собрание членов "Иркутского отделения еврейского литературного общества" состоится 3-го апреля в помещении музея.
Программа собрания:
1) "Праздник Пасхи", стих. Фруга, прочтет Д. В. Абрамсон.
2) Доклад Г. И. Кана: "Мои впечатления о поездке в Палестину".
3) "Песок и Звезды" - стих. Фруга на евр. яз. проч. Я. Л. Кац.
4) "Если бы я был Ротшильдом", монолог Шолом-Алейхема, на евр. яз., прочтет Я. Л. Кац.
Начало собрания в 8 ч. вечера. Вход на собрание по повесткам или членским билетам.
(«Наша Мысль» № 92, 1911 г.)
- Дело Гутерман интересует сильно мелких евреев: на всех базарах, как нам передают, только о нем и речь; вообще же толпа выражает уверенность, что Г-н выйдет сухим из воды, только бы изъять дело из рук г. Д-на.
(«Сибирь» № 38, 1886 г.)
- Мы слышали, что на заседаниях губернского суда публики бывает очень мало; охотнее посещают заседание евреи. Все ждут первого публичного заседания по уголовным делам.
(«Сибирь» № 35, 1886 г.)
- Количество учащихся. В еврейском общественном бесплатном училище обучается 110 мальчиков и 114 девочек. Все жители Иркутска. Учащих по общеобразовательным предметам 4.
(«Голос Сибири» № 5, 1910 г.)
- Совещание раввинов решило обратиться к Горемыкину и Маклакову с запиской, в которой заявит, что еврейский убой скота не мучителен и имеет огромное значение, как религиозный обряд.
(«Сибирь» № 35, 1914 г.)
- Прием учеников и учениц в еврейское уч-ще назначен на 2, 3, 4 августа, с 9 до 12 ч. дня ежедневно. Желающие отдать детей в школу должны представить метрическ. справку, свидетельство об оспопрививании и свидет. о праве проживания в Иркутске.
(«Сибирь» № 163, 1909 г.)
- Из еврейского мира. Для раздачи пособий бедным евреям к предстоящему празднику Пасхи в настоящее время собрано пожертвований 1873 р.
Кроме городской еврейской бедноты, из указанной суммы денег ирк. молитв. дому придется удовлетворить еще нуждающихся арестованных при центральной Александровской каторжной тюрьме, в количестве 130 чел. и иркутской - 12 чел. и около 500 человек солдат.
(«Наша Мысль» № 83, 1911 г.)
- В еврейском благотворительном об-ве. 14-го марта в помещении синагоги состоялось собрание членов комитета еврейского благотворительного об-ва, на котором обсуждался вопрос о выдаче пособий бедным к предстоящему празднику Пасхи.
(«Наша Мысль» № 80, 1911 г.)
- 5-процентная норма для евреев. В предыдущие годы не наблюдалось каких-либо ограничений для лиц еврейского вероисповедания, поступавших в мест. женскую фельдшерскую школу. В текущем же году, по распоряжению учебного начальства, вводится 5-проц. норма для евреек, а так как до начала наступившего учебн. года число учащихся в школе евреек уже превышало указанный процент, - то вновь лица иудейского вероисповедания в школу не принимались.
(«Сибирь» № 203, 1909 г.)
- Около детской еврейской колонии. 20 марта на собрании членов комиссии заведующей еврейским училищем обсуждался вопрос об организации при колонии по примеру прошлого года школьного огорода.
Организованный впервые в прошлом году школьный огород результаты дал весьма благоприятные и потому, несмотря на скудость имеющихся у общества средств и в настоящем году, вопрос об устройстве школьного огорода решен в положительном смысле.
(«Наша Мысль» № 87, 1911 г.)
- Из еврейского мира. На состоявшемся 21 марта первом заседании членов комитета иркутского отд. «Еврейского литературного общества» предметом обсуждения, главным образом, явился вопрос о подыскании помещения под предполагаемые к устройству обществом литературные вечера.
Ведущий по этому поводу переговоры с различными местными культурно-просветительными организациями г. Бромзон сообщил собранию, что переговоры успехом не увенчались: ни одно из опрошенных им обществ помещение дать не согласилось.
(«Наша Мысль» № 87, 1911 г.)
- Из еврейского мира. Первое собрание членов "Иркутского отделения еврейского литературного общества" состоится 3-го апреля в помещении музея.
Программа собрания:
1) "Праздник Пасхи", стих. Фруга, прочтет Д. В. Абрамсон.
2) Доклад Г. И. Кана: "Мои впечатления о поездке в Палестину".
3) "Песок и Звезды" - стих. Фруга на евр. яз. проч. Я. Л. Кац.
4) "Если бы я был Ротшильдом", монолог Шолом-Алейхема, на евр. яз., прочтет Я. Л. Кац.
Начало собрания в 8 ч. вечера. Вход на собрание по повесткам или членским билетам.
(«Наша Мысль» № 92, 1911 г.)
- Friedens
- Сообщения: 156
- Зарегистрирован: 10.08.2010
- Откуда: Иркутск
- Been thanked: 5 times
- Контактная информация:
Еврейское училище
Иркутск, ул. Ямская, 32.
Здание училища построено в 1902 - 1903 году на добровольные пожертвования членов Еврейской общины.
Когда-то на месте фонаря, надо полагать, была Звезда Давида. Фотографии сделаны в марте 2010 г.
На первом этаже здания размещались 4 класса для мальчиков, раздевалка, учительская, а на втором этаже - классы для девочек и рекреационный зал.
В летописи Романова читаем:
"29 августа 1901 г. состоялось открытие учебного сезона в еврейской школе, обучающей 150 человек, переведенной в собственное каменное здание на углу Ланинской и Ямской. Присутствовало много публики, между прочими присутствовали директор народных училищ М. А. Заостровский, Г. Н. Потанин и другие. После пения псалмов раввин Бейлин сказал речь о значении народного образования, г. Крючкович изложил историю школы, преобразованной в 1886 г. из талмуд-торы. В 1887 г. эта школа уже признается школьным начальством - в ней обучалось 38 человек. В 1899 г. было открыто женское отделение и школа перешла на Большую улицу, но помещение оказалось тесным, и тогда еврейское общество приобрело каменный дом, инициаторами чего были г-жи Помус, Цукасова и доктор Крючкович*.
* № 193, Восточное обозрение, 1901 г."
Ныне в здании располагается средняя школа № 9 - начальный блок.
Литература:
1. И. И. Терновая, И. В. Терновой "Образовательные заведения города Иркутска во второй половине XIX - начале XX веков". Иркутск, 2009 г., стр. 62 - 65.
2. Н. С. Романов "Летопись города Иркутска за 1881 - 1901 гг.". Иркутск, 1993 год, стр.462.
Здание училища построено в 1902 - 1903 году на добровольные пожертвования членов Еврейской общины.
Когда-то на месте фонаря, надо полагать, была Звезда Давида. Фотографии сделаны в марте 2010 г.
На первом этаже здания размещались 4 класса для мальчиков, раздевалка, учительская, а на втором этаже - классы для девочек и рекреационный зал.
В летописи Романова читаем:
"29 августа 1901 г. состоялось открытие учебного сезона в еврейской школе, обучающей 150 человек, переведенной в собственное каменное здание на углу Ланинской и Ямской. Присутствовало много публики, между прочими присутствовали директор народных училищ М. А. Заостровский, Г. Н. Потанин и другие. После пения псалмов раввин Бейлин сказал речь о значении народного образования, г. Крючкович изложил историю школы, преобразованной в 1886 г. из талмуд-торы. В 1887 г. эта школа уже признается школьным начальством - в ней обучалось 38 человек. В 1899 г. было открыто женское отделение и школа перешла на Большую улицу, но помещение оказалось тесным, и тогда еврейское общество приобрело каменный дом, инициаторами чего были г-жи Помус, Цукасова и доктор Крючкович*.
* № 193, Восточное обозрение, 1901 г."
Ныне в здании располагается средняя школа № 9 - начальный блок.
Литература:
1. И. И. Терновая, И. В. Терновой "Образовательные заведения города Иркутска во второй половине XIX - начале XX веков". Иркутск, 2009 г., стр. 62 - 65.
2. Н. С. Романов "Летопись города Иркутска за 1881 - 1901 гг.". Иркутск, 1993 год, стр.462.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось Friedens 11 ноя 2010, 16:30, всего редактировалось 1 раз.
- Friedens
- Сообщения: 156
- Зарегистрирован: 10.08.2010
- Откуда: Иркутск
- Been thanked: 5 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Иркутске
Статья "Училище общества евреев":
И. И. Терновая, И. В. Терновой "Образовательные заведения города Иркутска во второй половине XIX - начале XX веков". Иркутск, 2009 г.
И. И. Терновая, И. В. Терновой "Образовательные заведения города Иркутска во второй половине XIX - начале XX веков". Иркутск, 2009 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.