Евреи в Российской армии
Модератор: mihail
- Дмитрий Широчин
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Has thanked: 580 times
- Been thanked: 2732 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Российской армии
25 лет - это время Николая I, до 1834 г., в начале XX века "военнообязанными считались мужчины в возрасте от 21 до 43 лет. Первые три (в пехоте и артиллерии) или четыре года (в иных войсках) служба проходила в строевых частях, следующие семь лет «ратник» состоял в запасе 1-й очереди, последние 8 лет — в запасе 2-й очереди" https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1 ... 0%B8%D1%8F
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
-
- Сообщения: 7628
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Has thanked: 1240 times
- Been thanked: 3286 times
Re: Евреи в Первой Мировой войне
Я дам два ответа:развернутый (1) и краткий (2).А Вы выбирайте,какой будете читать.oztech писал(а):Вот, это, как раз и немного смущает. Часто приходилось слышать, что в царской армии служили 25 лет. Понятно, что комиссовать могли и раньше, но если не было никаких оснований, кроме общих, то большинство должно было демобилизоваться в возрасте 45 лет.mihail писал(а):Ну,а если совсем грубо - ориентируйтесь на возраст 30 и чуть "за" (ну или чуть-чуть "перед".В этом случае можно не исключать и отставку по здоровью).
В общем, видимо, не проштудировав те самые вышеупомянутые 5-6 циркуляров по отставке, не разобраться.
1.В сети доступен "Алфавит" к Своду законов РИ.Алфавит состоит из 4-х томов.В данном случае актуален 1-том.В нем - раздел "Военная служба",в этом разделе - параграфы "бессрочный отпуск" и "отставка",повторяющиеся почти ежегодно.После каждого нововведения стоит номер,соответствующий номеру закона,положения,устава уже в самом Своде,тома которого также доступны.
Кроме того,для попавших в войска из кантонистов, в царствование Александра II было издано несколько циркуляров касательно необходимой для их отставки выслуги лет.(см.раздел "Кантонисты" в том же "Алфавите").
Бегло (или,при желании - тщательно) просмотрев все вышеперечисленное,можно сделать вывод,что выход в отставку определялся некоторыми факторами: место службы (географически),место службы (род войск),откуда поступил на службу и когда.А также от состояния здоровья и беспорочности службы.
Можно пойти другим путем: просмотреть некоторый репрезентативный массив метрических книг (лучше всего - о браке,так как там указывался возраст.).Такой массив в сети можно обнаружить на всем нам известном сайте raduraksti.
Увидев возраст вступавших в брак отставников,можно заключить,что он был разный.И далеко не всем там за 40-45.
Да,действительно,все общедоступные усточники сообщают примерно следующее: "...Заметим, что по указу от 8 сентября 1859 г. был сокращен 20-летний срок службы для выхода в отставку. Был установлен 15-летний срок службы для поступающих на службу после 8 сентября 1859 г. и 20-летний для солдат, уже состоявших на службе...".
Давайте "зацепимся" за этот указ от 8 сентября 1859.Найдем его в своде законов и прочтем: "...нижним чинам,которые вновь поступят в рекруты,определить общие обязательные сроки службы для отставки:в военном ведомстве и комплектуемым от оного командам других ведомств пятнадцатилетний,а в морском - четырнадцатилетний...".
То есть человек,допустим,в 20 лет оказавшийся в армии после 08.09.1859,выйдет в отставку 35-летним.То есть близким по возрасту к тем "тридцати с небольшим",которые я вам называл в предыдущем ответе.При этом в бессрочно-отпускным он будет уже после 12 лет службы.
Для поступивших на службу до 08.09.1859 оговорены другие условия.
Но это "средняя температура по больнице".Потому что следом идут,на несколько страниц,разъяснения (касающиеся,в том числе и евреев),подробно разъясняющие положения вышеприведенного указа.
2.Если из известных данных у Вас только те,что Вы указали - упоминание человека как отставника,то я бы не советовал решать уравнение с его возрастом.Почему - см.ответ №1
-
- Сообщения: 9781
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Has thanked: 747 times
- Been thanked: 3952 times
Re: Евреи в Российской армии
Спасибо, mihail, стало понятней.
Еще один вопрос к Вам, как специалисту в этой области. В Посемейном списке среди отметок о призыве записаны номера и даты свидетельств, видимо, выдаваемых призывной комиссией. Могут ли эти свидетельства, если их разыскать, быть полезными в качестве источников генеалогической информации? Может, кому-то из опытных архивистов такие свидетельства попадались?
Еще один вопрос к Вам, как специалисту в этой области. В Посемейном списке среди отметок о призыве записаны номера и даты свидетельств, видимо, выдаваемых призывной комиссией. Могут ли эти свидетельства, если их разыскать, быть полезными в качестве источников генеалогической информации? Может, кому-то из опытных архивистов такие свидетельства попадались?
Григорий
-
- Сообщения: 7628
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Has thanked: 1240 times
- Been thanked: 3286 times
Евреи в Российской армии
Если Вы имеете в виду период после 1874,то при термине "СВИДЕТЕЛЬСТВО" в отношении лица,призываемого на службу (вернее,пока явившемуся на призывной участок),в первую очередь приходит на ум два документа:oztech писал(а):Спасибо, mihail, стало понятней.
Еще один вопрос к Вам, как специалисту в этой области. В Посемейном списке среди отметок о призыве записаны номера и даты свидетельств, видимо, выдаваемых призывной комиссией. Могут ли эти свидетельства, если их разыскать, быть полезными в качестве источников генеалогической информации? Может, кому-то из опытных архивистов такие свидетельства попадались?
- СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИПИСКЕ К ПРИЗЫВНОМУ УЧАСТКУ.
По Уставу о воинской повинности от 1 января 1874 года:
- "...99. В приписных свидетельствах означается: а) имя, отчество и фамилия или прозвание приписанного; б) год, месяц и день рождения; в) вероисповедание; г) сословие; д) занятие, ремесло или промысел; е) грамотен ли приписанный, и то учебное заведение, в котором он окончил образование или в котором обучается, и ж) кем, когда (год, месяц и число) и за каким номером свидетельство выдано.... "
- "...98. Свидетельства о приписке к призывным участкам выдаются: лицам, означенным в статье 95( Лица, изъятые от внесения в десятую народную перепись, а также вышедшие после ревизии из податного состояния), — уездными, окружными или городскими по воинской повинности присутствиями; лицам же, внесенным в ревизские сказки или приписанным к обществам после ревизии, — городскими управлениями...".
Человек по достижении 16 лет,сам топал сдаваться на призывной участок,имея при себе документ,подтверждающий его возраст (метрическое св-во или выписку из посемейного списка,например.).Писал там,если был грамотен,заявление с просьбой о внесении его в приписной список.
И получал взамен этот самый документ.О всяком изменении своего статуса обязан был уведомить призывной участок.
Вносились ли эти изменения в ранее выданное св-во или выдавалось новое,не знаю.
В общем,за 140 лет мало что изменилось.Какова ценность этого документа для генеалогии? Такая же как и у любого другого,содержащего минимальные персональные данные.
Образцов в интернете немало.Например,здесь: http://www.snob.ru/selected/entry/16716?preview=print
здесь,третий документ: http://arran.ru/?q=ru/node/205
Далее человек должен был знать год своего призыва.В марте этого года он должен был посетить Уездное Присутствие,где после 01.03. на 2 недели вывешивались частные призывные списки.Найдя себя там,он должен был проверить безошибочность указанных данных,а также заявить о своем праве на отсрочку (если имел на то основания).
Далее,после 15.03. Присутствие составляло Общие призывные списки для каждого участка,а также Дополнительные призывные списки (разные для уклонистов,охотников или вольноопределяющихся и лиц,потерявших право на отсрочку).
Каждого призывника уведомляли о дате прибытия на призывной участок.
Прибыв в означенное время на участок он,если не был фигурантом любого из Дополнительных списков (здесь были нюансы),участвовал в жеребьевке.Если жребий выпадал на призыв в армию,человек получал статус новобранца,который нас сейчас как раз не интересует.
Все остальные получали на руки второй докумет:
- СВИДЕТЕЛЬСТВО О ЯВКЕ К ИСПОЛНЕНИЮ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ.
Могло быть бессрочным (для негодных к службе или зачисленным в ополчение) или содержало дату окончания
отсрочки.Иными словами,содержало: а) ФИО б) сословие в) дату свершившейся явки на призывной участок г) номер
жребия д) результат жеребьевки.Обратная сторона содержала памятку для ополченца или иную.
Ценность для генеалога: позволяет видеть судьбу конкретного человека в данный конкретный момент его жизни.И
последующий статус по отношению к военной службе.Видимо,подлежало представлению,предположительно,в
сословную управу (для отчета в казенную палату,например) или в полицию.
Образец можно посмотреть здесь: http://hisdoc.ru/varia/15967/ , здесь http://gumilev.ru/gallery/img/236/ или здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 ... 1%82%D1%8C
Подлежало ли сдаче при получении Ополченческого Билета ?: http://commons.wikimedia.org/wiki/File: ... %B0%29.jpg - Возможно.
____________________________________
Далее уже не для Вас,человека со стажем в генеалогии,а для тех,кто,возможно,еще не разобрался в терминологии.
Собственно,исходя из обилия написанных выше букв,становятся понятными такие термины как: ПРИПИСНОЙ список,ПРИЗЫВНОЙ список и ЖЕРЕБЬЕВЫЙ список.
Зная возраст предка,можно достаточно точно вычислить время его попадания в каждый из данных списков.Которые мы или находим,или не находим в соответствующих архивных фондах.
По поводу места приписки имеет смысл снова процитировать Устав:
"94. Лица, внесенные в ревизские сказки, а равно приписанные к обществам после ревизии числятся в призывных участках по месту нахождения городов и волостей, к коим сии лица приписаны."
"95. Лица, изъятые от внесения в десятую народную перепись, а также вышедшие после ревизии из податного состояния, обязаны приписаться, по отбыванию воинской повинности, или к одному из призывных участков того уезда, в коем находится недвижимая собственность, лично им или их родителям принадлежащая, или к тому участку, в коем на жительстве находятся или же находились в последнее перед выселением их время (ст. 4)."
_____________________________
А тут уже вопрос от меня к специалистам на форуме:
Некоторую трудность представляет понимание того,как происходило общение человека с Присутствием по месту его фактической приписки,если сам он проживал в другой местности.Возможна ли была приписка,все же,несмотря на положение устава, по месту фактического проживания?Так,например,как это делается сейчас.
-
- Сообщения: 7628
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Has thanked: 1240 times
- Been thanked: 3286 times
Re: Евреи в Российской армии
Если же речь о времени до 1874,то я что-то не припоминаю документа,относящегося к поступающему на службу рекруту и имеющего в названии слово "Свидетельство".В принципе,необходимости в этом,видимо,не было.Впрочем,введенные в 1850-х отсрочки должны были,по идее,фиксироваться в каком-то документе.Но не факт,что это было нечто индивидуальное.mihail писал(а):Если Вы имеете в виду период после 1874...oztech писал(а):Спасибо, mihail, стало понятней.
Еще один вопрос к Вам, как специалисту в этой области. В Посемейном списке среди отметок о призыве записаны номера и даты свидетельств, видимо, выдаваемых призывной комиссией. Могут ли эти свидетельства, если их разыскать, быть полезными в качестве источников генеалогической информации? Может, кому-то из опытных архивистов такие свидетельства попадались?
-
- Сообщения: 7628
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Has thanked: 1240 times
- Been thanked: 3286 times
Re: Евреи в Российской армии
Ну,сам же себе и отвечу: "...Отбывать воинскую повинность разрешается и не в своих участках; заявления о том должны быть подаваемы до 15 января года призыва...".mihail писал(а):Возможна ли была приписка,все же,несмотря на положение устава, по месту фактического проживания?
В этом случае в фонде Губернского по воинской повинности присутствия по месту приписки к обществу,человек может оказаться в таких списках:
"О лицах, коим разрешено отбыть воинскую повинность в других губерниях".
"О лицах коим Министерством не разрешено отбыть воин. повинность по месту их жительства".
-
- Сообщения: 9781
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Has thanked: 747 times
- Been thanked: 3952 times
Re: Евреи в Российской армии
В общем, из этой ветки обсуждения я для себя сделал вывод, что много чего полезного для генеалогических поисков может быть в документах Присутствий по воинской повинности, независимо от того, что в моем роду по военной стезе пошли единицы. Надо будет и с этого ракурса еще раз взглянуть на сохранившиеся и выложенные в Сети документы по Витебской губернии. Вдруг предшественникам военкоматов кое-где повезло больше, чем другим архивным источникам.
Григорий
-
- Сообщения: 1476
- Зарегистрирован: 24.05.2011
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 54 times
- Been thanked: 564 times
Re: Евреи в Российской армии
Уважаемый Михаил не могли бы Вы ответить на возникший у меня вопрос.Мой прапрадет был кантонистом.Как я понимаю дети кантонистов автоматически переходили на военную службу.Мой прадед уже при поступлении на службу был женат.Как это могло произойти с сыном кантониста.Заранее спасибо.
.
-
- Сообщения: 7628
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Has thanked: 1240 times
- Been thanked: 3286 times
Re: Евреи в Российской армии
Алла,чтобы ответить Вам правильно,можно задать сперва встречные вопросы?:ALLA PESINA писал(а):Уважаемый Михаил не могли бы Вы ответить на возникший у меня вопрос.Мой прапрадет был кантонистом.Как я понимаю дети кантонистов автоматически переходили на военную службу.Мой прадед уже при поступлении на службу был женат.Как это могло произойти с сыном кантониста.Заранее спасибо.
1."был кантонистом" и "дети кантонистов" - это что,в вашем понимании?
2.Вы уверены,что Ваш прапрадед обзавелся детьми когда был кантонистом?
Может быть,он женился и у него родились дети когда он был уже выпущен в войска?То есть после выпуска из заведения военных кантонистов (что происходило,максимум,в 18-20 лет). Или даже выйдя в отставку?
В этом случае дети родились не у кантониста,а у нижнего чина армии или у отставного нижнего чина.(При этом,этот еврей-нижний чин в прошлом кантонистом мог быть,а мог не быть.).
3.прадед "...при поступлении на службу был женат.Как это могло произойти..." - Примерная или точная дата рождения прадеда?
-
- Сообщения: 1476
- Зарегистрирован: 24.05.2011
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 54 times
- Been thanked: 564 times
Re: Евреи в Российской армии
Спасибо за вопросы.Мой прадед родился между 1839-1844 гг.Я предполагаю что прапрадед в эти годы еще был на службе.Кантонист в моем понимании это забранный ребенком в школу кантонистов а дети кантонистов-это рожденные у бывших кантонистов но проходивших уже срочную службу.
.
-
- Сообщения: 7628
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Has thanked: 1240 times
- Been thanked: 3286 times
Евреи в Российской армии
Давайте попробуем разобраться,что могло произойти с ребенком-евреем,родившимся в семье военнослужащего в период 1839-1844 гг.ALLA PESINA писал(а):Спасибо за вопросы.Мой прадед родился между 1839-1844 гг.Я предполагаю что прапрадед в эти годы еще был на службе.Кантонист в моем понимании это забранный ребенком в школу кантонистов а дети кантонистов-это рожденные у бывших кантонистов но проходивших уже срочную службу.
1.Все рожденные в семьях солдат-евреев дети имели практически 100%-е шансы попасть в заведения военных кантонистов.Формально - с 12 летнего возраста.И так было до 1856 года (фактически,даже позже,несмотря на упразднение самих заведений.Такие случаи описаны,но это уже не система).То есть рожденный именно в 1844-м мог туда уже и не попасть вовсе.
2.Рожденный чуть раньше,хотя бы на год-два,успел бы попасть в заведение военных кантонистов.Но после 1857-го был бы возвращен родителям.Имея все шансы попасть снова в армию уже взрослым,по рекрутскому набору.Даже успев жениться.Формально,указ об упразднении кантонистских заведений вышел в 1856-м.,но с евреями было не так просто.Получив приказ переводить кантонистов в податное сословие,местные воинские начальники начали делать это со всеми,включая евреев.Практически тут же следует вежливый,но настойчивый циркуляр из Инспекторского Департамента,сообщающий,что к евреям это не относится.Но с кем-то из еврейских детей это уже успело произойти.Думаю,обратно их уже в кантонисты не возвращали.А вскоре следует указание переводить в податное сословие и кантонистов-евреев.Все эти "развороты на 180 градусов" в военном законодательстве происходили в течении очень короткого периода и являлись отражением какой-то борьбы мнений где-то в верхах власти.В любом случае,и эти дети успевали вернуться в семьи.Не позднее лета-осени 1859 года.
Далеко не со всеми еврейскими детьми это происходило,правда.Под любым предлогом и с помощью чиновничьего произвола очень многих в армии оставили.
Но с вашим предком,исходя из тех данных,что Вы приводите,все могло сложиться удачно.
3.И,наконец,рожденные ближе к 1839-1840 гг.И даже в 1842.Эти могли успеть попасть из кантонистов в армию.Так,например,произошло с моим прапрадедом.
Но не с вашим прадедом.Поэтому ответ на вопрос "как могло так случиться" с ним,нужно,видимо,искать в первых двух категориях.
При этом нужно учитывать,что термин "кантонист" или "малолетний кантонист" существовал где-то до 1858/59 гг. Применительно к детям военнослужащих.
Но это лишь в силу инерции (такие примеры 1858-59 гг. я приводил в соседней теме).В армию они уже попадали взрослыми.Рекрутами (до 1874) или новобранцами (после 1874) .
Если хотите подробного объяснения,попробуйте,набравшись терпения,прочитать следующий пост.
Последний раз редактировалось mihail 07 ноя 2014, 13:55, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 7628
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Has thanked: 1240 times
- Been thanked: 3286 times
Re: Евреи в Российской армии
Чтобы не быть голословным.В качестве комментария к своему предыдущему посту.(Так "многа букафф" и скучных цитат использовано ниже не случайно.Это,в какой-то степени,ключ к пониманию того,что происходило с кантонистами в переломное для них время - в конце 1850-х.А,следовательно,может помочь при генеалогическом поиске.):mihail писал(а): Все эти "развороты на 180 градусов" в военном законодательстве происходили в течении очень короткого периода...
1.Август 1856 года. - "Рекрут из евреев принимать тех же лет и качеств,кои определены для рекрут из других состояний и затем прием в рекруты малолетних евреев отменить". - Слова "и затем" можно трактовать по разному.Что,видимо,и могло случиться.Кто-то понял как "прямо сейчас",а кто-то мог понять как "чуть опосля".
Тем более что "Правительсвующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащее распоряжение".
То есть вот-вот сделает,но еще не сделал.
2.18 декабря 1857 года: "Вышеприведенные правила 25 декабря 1856 года о выключке солдатских и матросских сыновей и кантонистов в свободные податные состояния распространить и на тех из них,которые поступили на службу до Всемилостивейшаго манифеста 26 августа 1856 года,моложе двадцати лет от роду и не достигли сего возраста по день издания упомянутого манифеста.".
Однако,далее следует пояснение (2 февраля 1858 г.): "Из донесений ... усмотрено,что некоторые воинские начальники ... исключают из военного ведомства нижних чинов,поступивших на службу из заведений военных кантонистов,в которые они были зачислены из малолетних рекрут-евреев . ... Инспекторский Департамент ... имеет честь уведомить,что (правила сии) не распространяются на кантонистов,происходящих из евреев,отданных в рекруты по наборам ...,хотя бы они ... и приняли христианскую веру".
3. 24 апреля 1858 года (опубликовано 15 мая): "О увольнении всех находящихся в ведомстве Путей Сообщения и Публичных Зданий кантонистов еврейского закона в свободные податные состояния тех губерний,откуда родом их отцы или воспитатели".
4.И,наконец,16 июня 1859 года.:"Все вообще ...кантонисты Еврейского закона,уволенные из военного и морского... ведомств,причисляются к свободным податным состояниям тех губерний,откуда родом их отцы,а не по месту настоящего их жительства ... за исключением лишь тех из них,которые примут православную веру...".
Как отражались все эти "душевные метания" российских властей на судьбах конкретных евреев-кантонистов,можно только гадать.
Теперь касательно их (евреев-кантонистов) дальнейших судеб и возможного вторичного призыва уже как взрослых рекрутов.
1.26 января 1859.Крестившихся евреев-кантонистов (некоторую часть) разрешено "обратить в состав училищ военного ведомства".
Но только если они здоровы,способны к продолжению наук и "утвердились в правилах" православной веры.
"...Сим кантонистам из евреев,по выпуске из училищ,определить обязательный срок службы двенадцать лет,т.е такой,какой ... назначен воспитанникам из солдатских детей".
2.9 июля 1859 года: "...кантонистов-рекрут из евреев,не принявших православие,увольнять по просьбе родителей и родственников на их воспитание до двадцатилетнего возраста,с тем,чтобы наблюдение за представлением сих кантонистов на службу,по достижении означенного возраста,возложено было на ... местное гражданское начальство и командиров гарнизонных батальонов тех губерний,куда кантонисты будут уволены.... По достижению 20-ти летнего возраста ... распределять их на службу,куда окажутся годными...".
Здесь сразу два важных вывода.
- при отчислении этих кантонистов составлялись их именные списки (и другие подробные сведения о
каждом),пересылаемые затем к каждому из командиров гарнизонных батальонов по месту водворения кантонистов.
То есть такие списки кантонистов могут сейчас находиться в соответствующих архивных фондах гарнизонных батальонов.То есть там,где их,возможно,никто и не пытается искать.
Кроме того,потом,когда они вырастут,их распределением в армии ведать должен был Инспекторский Департамент.
В фондах которого,возможно,тоже что-то есть.
- слова "...по просьбе родителей и родственников...",наводят на мысль,что кантонистов,утративших связь с семьей и сирот,не имеющих родственников,способных взять их на воспитание,все это могло и не касаться.Какова была их судьба - не ясно.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Евреи в Российской армии
Честно говоря, я не очень понимаю, где Вы собираетесь такое свидетельство найти (разве что найти дело о приписке к призывному участку). Например, это свидетельство взято в личном деле студента Новороссийского университета. Но думаю,что на любой такой бумажке может оказаться какое-то ключевое слово, которое поможет раскрутить целый клубок самой разной информации.oztech писал(а):В Посемейном списке среди отметок о призыве записаны номера и даты свидетельств, видимо, выдаваемых призывной комиссией. Могут ли эти свидетельства, если их разыскать, быть полезными в качестве источников генеалогической информации? Может, кому-то из опытных архивистов такие свидетельства попадались?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 3857
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Has thanked: 120 times
- Been thanked: 405 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Российской армии
Я копию такого свидетельства находил в личном деле студента. В нём указана следующая информация:oztech писал(а):Могут ли эти свидетельства, если их разыскать, быть полезными в качестве источников генеалогической информации? Может, кому-то из опытных архивистов такие свидетельства попадались?
- приписка к обществу,
- ФИО,
- дата рождения,
- приписка к призывному участку,
- вероисповедание,
- образование,
- род занятий,
- когда подлежит призыву,
- кем и когда выдано свидетельство,
- приметы: рост, цвет волос, брови, глаза, нос, рот, подбородок, лицо, особые приметы.
- № по посемейному списку,
- № свидетельства,
- отметка об отсрочке от призыва с указанием основания и документов, подтверждающих право на отсрочку.
Насколько эта информация может быть полезной для генеалогии, зависит от конкретного случая.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su
-
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 26.05.2010
- Has thanked: 2348 times
- Been thanked: 2135 times
Re: Евреи в Российской армии
В Полтавском архиве сохранилось дело- в котором хранится список христиан, которые были призваны по найму вместо евреев–мещан. Год 1863.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Евреи в Российской армии
С 1865 по 1882 год был момент, когда единственного сына в армию могли призывать?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 7628
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Has thanked: 1240 times
- Been thanked: 3286 times
Re: Евреи в Российской армии
Во-первых,этот период имел существенный рубеж - 1874 год.Nison писал(а):С 1865 по 1882 год был момент, когда единственного сына в армию могли призывать?
Поэтому тут надо смотреть,как было "до" и как было "после".
После 1874 года было два исключения,позволяющие призывать единственного сына в семье.
Единственный сын в семье - это льгота первого или второго разрядов:
- Первого: "...а) для единственно способнаго к труду сына, при отце к труду неспособном, или при матери-вдове;...г) для единственнаго сына в семье, хотя бы при отце, способном к труду.".
- Второго: "... для единственно способнаго к труду сына, при отце, также способном к труду и братьях моложе восемнадцати лет...".
Однако,вот и исключения:
"Имеющия право на льготу по семейному положению назначаются на службу, в порядке, указанном ниже в статьях 146 и 152 сего устава, в таком только случае, если для выполнения набора не достанет прочих людей, призванных по жеребью.".
(статья 146 ничего существенного в себе не содержит,а статья 152 звучит так:"... Но имеющие право на льготу по семейному положению первого разряда вносятся в приемную роспись только в таком случае, когда о привлечении их на службу в войска состоится особое, по представлению военного министра, Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета....".)
§ 48. "Лица, имеющие право на льготу перваго или втораго разряда (ст. 45), лишаются этого права, если они, по заявлению отца или матери, деда или бабки не служат поддержкою семьи.".
Что касается действовавшего до этого Рекрутского Устава,то это его § 91 - 94.Цитировать долго.
Отличительная черта рекрутских наборов это очередные книги.Семьи с "числом наличных душ,к рекрутству подлежащих не более,как одной..." рекрутской очереди не подлежала.
Однако и тут было исключение - если таковых на рекрутском участке обнаруживалось много,вопрос оставлялся "...на усмотрение правительству".
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Евреи в Российской армии
В общем был вариант, что могли призвать, правильно?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 3857
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Has thanked: 120 times
- Been thanked: 405 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Российской армии
Вопрос о рекрутстве(до 1874 года) решался не по семьям в нашем нынешнем понимании, а по тому как семьи были записаны в ревизских сказках и очередных книгах. То есть реально семья могла проживать отдельно и совершенно в другой местности, но она могла быть записана в ревизской сказке не как отдельная семья, а в составе большой семьи, например, отца главы семейства или старшего брата. Тогда учитывались работники мужского пола всей этой большой семьи. Единственный сын такого отца(записанного в состав большого семейства) мог быть рекрутированным.
В подобных случаях были нередки жалобы и разбирательства по неправильному приёму в рекруты. Дела по таким жалобам могут содержать очень ценную генеалогическую информацию, например, выписки из ревизских сказок, очередных книг и т.д.
В подобных случаях были нередки жалобы и разбирательства по неправильному приёму в рекруты. Дела по таким жалобам могут содержать очень ценную генеалогическую информацию, например, выписки из ревизских сказок, очередных книг и т.д.
Последний раз редактировалось yvb 08 дек 2014, 15:55, всего редактировалось 1 раз.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su
-
- Сообщения: 313
- Зарегистрирован: 20.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 207 times
- Been thanked: 156 times
Re: Евреи в Российской армии
В ревизской сказке моего прапрапрадеда Исаака Бломб от 1859 года ,в Бердичеве записано :
"Брат Гдаль в рекрутах с 1853"
Можно ли на основе этой информации сделать вывод о возрасте Гдаля , узнать его дальнейшую сыдьбу (может место службы как-то зависело от места где брали в рекруты) ?
Спасибо
"Брат Гдаль в рекрутах с 1853"
Можно ли на основе этой информации сделать вывод о возрасте Гдаля , узнать его дальнейшую сыдьбу (может место службы как-то зависело от места где брали в рекруты) ?
Спасибо
Рейф - Врадиевка , Конецполь, Бершадь , Первомайск , Одесса
Гол(ь)дфарб,
Белиловский - Каменка,Смела,Дмитровка Александрийский уезд,Кременчуг, Москва
Рожинский - Одесса , Верхнеднепровск , Донецк
Резников - Гомель , Донецк
Бломб - Одесса , Бердичев
Гол(ь)дфарб,
Язовицкий
- колония Богачевка , Голованевск - Балтский уезд,Подольская губернияПортной
- Чигирин , Горловка , ДнепропетровскБелиловский - Каменка,Смела,Дмитровка Александрийский уезд,Кременчуг, Москва
Луцкий
-Киевская губРожинский - Одесса , Верхнеднепровск , Донецк
Резников - Гомель , Донецк
Фиалков
- ГомельБломб - Одесса , Бердичев
Звенигородский
- Одесса , Кривой РогЧилак (Чолак)
- Одесса , Бендеры