Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Модератор: MCB
- Kaaskop
- Администратор
- Сообщения: 7685
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Has thanked: 83 times
- Been thanked: 406 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Некоторое время назад у нас возникла потребность задать уточняющие вопросы А. Бейдеру, автору книг по ономастике, в частности, "Словаря еврейских фамилий Российской Империи", " Словаря еврейских фамилий Царства Польского", "Словаря еврейских фамилий Галиции".
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Прошу прощения за оффтопик.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2612 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Шимен - имя из др.-еврейской составляющей идиша. Шимон - это уже не идиш, а напрямую др.-еврейский.Nison писал(а):Может все-таки ивритского?albeider писал(а):Имя Simon - скорее всего германизация настоящего идишского имени Шимен/Шимон.
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2612 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Тут нужно обращаться к историкам-специалистам.Nison писал(а): Ну а как это могло быть технически? Вот в 1795 был третий раздел Польши, спустя 9 лет вышел закон. Кагалы были во всех местечках? …. А про евреев в Колизее что-то известно?
Да, именно так я себе это представляю, но фактическими данными на этот счет, к сожалению, никакими не располагаю.Nison писал(а):Или общаясь с поляками и украинцами/белорусами и до раздела какие-то евреи знали в какой-то степени славянские языки и это не было так трудно? И, очевидно, кагалы должны были в представлении перед администрации по-русски писать? А самим евреям фамилии не нужны были, поэтому на иврите их и не писали?
Есть "Книга Кагала" Якова Брафмана. Конечно, она была написана с точки зрения антииудейской реторики (и затем активно использовалась антисемитскими авторами), но основа ее (не комментарий, а именно то, что комментируется) - на мой взгляд вполне настоящие переводы записей минского кагала первой половины 19 в.; сами по себе очень интересные.Nison писал(а):Вообще есть же какие-то документы кагалов начала 19 века?
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2612 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Конечно, все возможно, но у нас из Раннего Средневековья документов, генеалогических древ и т.д.nison писал(а): Ну если Мааралю его дедушка рассказал, что ему его дедушка сказал, что они потомки Раши? Хотя у Раши же только дочки были, это я на тему родословной от царя Давида... Хотя вроде Клесов предполагал, что у царя Давида очень много потомков сегодня может быть. Правда Клесова тут уже самого развенчали...
Формально говоря, можно "продемонстрировать", что вероятность того, что любая персона еврейского происхождения, живущая сегодня, является хотя бы с одной стороны потомком Давида (или любого другого еврея, который жил в его времена в Иудее), практически, равна единице. Правда, при математических выкладках подобного рода берутся в качестве аксиом такие (исторически спорные или даже неверные) положения как:
- потомство тех, кто жили в античные времена на Земле Израиля распределилось равномерно по всем еврейским общинам диаспоры
- не было генеалогических катаклизмов, когда некоторые группы евреев целиком исчезали (погибали, не давали потомства и/или переходили в другую религию)
- количеством прозелитов можно пренебречь
- и т.д.
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2612 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Во 2 в. н.э. (времена Бар-Кохбы) он перестал быть разговорным языком даже в Иудее (на севере это произошло на несколько столетий раньше). Еще несколько веков он, по-видимому, сохранялся в Иудее как один из культурных языков евреев, но в целом в Палестине он уже уступил место арамейскому (ведь именно на арамейском был написан не только Вавилонский, но даже Иерусалимский Талмуд), а частично и греческому (ср. надгробные надписи этого периода). После насильственного окончания деятельности Палестинского (еврейского) патриархата в начале 5 в. (в результате гонений на не-христиан, в т.ч. евреев, в Византии) Палестина вообще перестала (на столетия) быть важным центром еврейской культуры. В диаспоре роль др.-еврейского была сведена, фактически, на нет намного раньше: в Вавилонии его роль выполнял арамейский, а в Средиземноморье - греческий. Так что, др.-еврейский на несколько веков, можно сказать, исчез из всех известных нам общин даже как язык культуры. И только в 7-9 в.в. его снова возродили именно как язык культуры (вновь стали на нем писать на надгробиях, вновь начали использовать в синагогах, создали систему "шемот га-кодеш", придумали огласовки для текста Танаха, вновь стали использовать многие совершенно забытые библейские имена). На это возрождение, без сомнения, оказали влияние арабские походы (которые привели, в частности, к замене арамейского арабским в обиходе евреев и неевреев на Ближнем Востоке); частично за модель были взяты элементы арабской культуры (особенно на Ближнем Востоке и на Иберийском полуострове), с расцветом в ней в тот период поэзии, философии, грамматики и т.д.nison писал(а): А в какие столетия иврит исчез? И как же он назад появился?
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
В Иерусалимском Талмуде ОЧЕНЬ много иврита. Конечно и арамейского хватает.albeider писал(а): ведь именно на арамейском был написан не только Вавилонский, но даже Иерусалимский Талмуд
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2612 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Прошу прощения, я не совсем точно выразился. Я имел в виду, конечно, "Талмуд" в узком смысле, т.е. только Гемару (на арамейском), a не Мишну (на др.-еврейском).Nison писал(а):В Иерусалимском Талмуде ОЧЕНЬ много иврита. Конечно и арамейского хватает.albeider писал(а): ведь именно на арамейском был написан не только Вавилонский, но даже Иерусалимский Талмуд
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
я тоже имел ввиду гемару
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, нашла любопытные документы о смене фамилий австрийских евреев и их объяснений, почему они это делали. Один из них в 1820 году (будучи взрослым!), якобы, не знал :shoock: своей фамилии, потому назвался на границе домашним прозвищем
.
А что Вы скажете о смене имени (при неизменной фамилии)? Оказывается, и такое имело место. Зачем это могло понадобиться? Самое распространённое - объединение двух имён в одно двойное или объединение частей двойных имён в одно общее. Видимо, укрывали сыновей от ревизии?

А что Вы скажете о смене имени (при неизменной фамилии)? Оказывается, и такое имело место. Зачем это могло понадобиться? Самое распространённое - объединение двух имён в одно двойное или объединение частей двойных имён в одно общее. Видимо, укрывали сыновей от ревизии?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
А можно примеры смены имен?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Отец был Лейб-Мойше, у него сын Ицко. Отец стал Ицко-Лейб, о сыне не упоминается.Nison писал(а):А можно примеры смены имен?
Было 2 сына: Мордко и Фишель. Стал один Мордко-Фишель.
Ещё видела, что поменяли и имя, и отчество (сейчас что-то листаю и не могу найти, где видела).
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Да уж. Явные махинации
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2612 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
1. А вдруг он и в правду не знал своей фамилии? Ведь ему эту фамилию формально когда-то навязали, то ему до нее не было никакого дела... Я знаю конкретный случай, когда еврейка, переехавшая в США из России на рубеже 19-20 в.в., человек в интеллектуальном смысле абсолютно полноценный, не помнила свою девичью фамилию...Юлия_П писал(а):Александр, нашла любопытные документы о смене фамилий австрийских евреев и их объяснений, почему они это делали. Один из них в 1820 году (будучи взрослым!), якобы, не знал :shoock: своей фамилии, потому назвался на границе домашним прозвищем.
А что Вы скажете о смене имени (при неизменной фамилии)? Оказывается, и такое имело место. Зачем это могло понадобиться? Самое распространённое - объединение двух имён в одно двойное или объединение частей двойных имён в одно общее. Видимо, укрывали сыновей от ревизии?
2. Ваши замечательные примеры смены имени очень литературны; сразу вспомнилось "Ксенофонт Ардальоныч и Никодим Ермолаич до того смешались, что на минуту сделались Ксенофонт Ермолаичем и Никодим Ардальонычем" у Саши Соколова...
Конечно, речь может идти о намеренных искажениях, но есть ли основания для исключения возможности путаницы со стороны писаря?
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Та к тут наверное 50 на 50?albeider писал(а): Конечно, речь может идти о намеренных искажениях, но есть ли основания для исключения возможности путаницы со стороны писаря?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Теоретически возможно. Но этот еврей был 1800 года рождения - в 1820 для склероза ещё как-то рановатоalbeider писал(а):1. А вдруг он и в правду не знал своей фамилии? Ведь ему эту фамилию формально когда-то навязали, то ему до нее не было никакого дела... Я знаю конкретный случай, когда еврейка, переехавшая в США из России на рубеже 19-20 в.в., человек в интеллектуальном смысле абсолютно полноценный, не помнила свою девичью фамилию...

За писаря поручиться не могуalbeider писал(а):2. Ваши замечательные примеры смены имени очень литературны; сразу вспомнилось "Ксенофонт Ардальоныч и Никодим Ермолаич до того смешались, что на минуту сделались Ксенофонт Ермолаичем и Никодим Ардальонычем" у Саши Соколова...
Конечно, речь может идти о намеренных искажениях, но есть ли основания для исключения возможности путаницы со стороны писаря?

На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6573
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 243 times
- Been thanked: 1071 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Ещё хотел спросить о мифах. Были же люди, которые родились в начале 19 века и прожили долгую жизнь. В молодости они могли слышать откуда эта навязанная фамилия взялась. А в старости могли детям и внукам рассказать. Почему же большинство семейных легенд неверные?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2612 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я никогда не утверждал, что большинство - неверные. Просто, рассматривая конкретную семейную историю, надо всегда иметь в виду, что:Nison писал(а):Ещё хотел спросить о мифах. Были же люди, которые родились в начале 19 века и прожили долгую жизнь. В молодости они могли слышать откуда эта навязанная фамилия взялась. А в старости могли детям и внукам рассказать. Почему же большинство семейных легенд неверные?
(1) теоретически она могла возникнуть уже в 20 в.
(2) вероятность передачи реальной истории весьма мала, именно потому, что большинство евреев совершенно игнорировали свои фамилии в течение, практически, всего 19 в.(раввинские семьи здесь исключение); для иллюстрации этой идеи я в словаре привел немало материалов, фактических (прямые свидетельства, могильные плиты и т.д.) или основанных на интерпретации литературных текстов (прежде всего, произведений Шолом-Алейхема)
(3) большинство услышанных / прочитанных мною историй не проходят элементарных тестов: или они противоречат каким-нибудь историческим фактам (например, утверждается, что фамилия - изначально сефардская, но при этом выясняется, что среди сефардов ее как раз нет; фамилию производят от места, куда - на момент принятия фамилий - еще не ступала еврейская нога), или они легко вписываются в ряд других фамилий, которые встречаются в том же месте и семантика которых очень близка, т.е. очевидно, что данная фамилия была придумана одновременно с другими представителями этой группы какими-то представителями администрации (кагала или чиновниками- христианами)
(4) многие истории имеют одну важную общую черту: особенность данной семьи по отношению к другим, ее "экзотическое" происхождение; очевидно, что истории с подобной характеристикой, однажды возникнув, хорошо переходят из поколения в поколения по чисто психологическим причинам; по ним вполне можно изучать социальную и индивидуальную психологию, но не историю [конечно, некоторые из них - правдивые; самая удивительная из всех, прочитанных мной, - Журнамер/Зуринамер из Литвы с реальной связью с Суринамом]
(5) лично меня как исследователя интересуют наиболее общие (лингвистические) закономерности, а в области "экзотики" я уже предпочитаю выступать в роли читателя, причем, литературных произведений, написанных талантливыми авторами, а не (псевдо-) научных публикаций...
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, по поводу семейных легенд. Наша легенда гласит, что наша фамилия Кацев появилась во время ПМВ по "вине" писаря. А до того фамилия была Кац. Понятно, что женщина - жена или дочь Каца - с лёгкостью могла стать Кацевой. А насколько вероятно преобразование мужчины Каца в Кацева в 1914 году? Ни одного дореволюционного документа про (достоверно наших) Кацевых я не видела.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2613 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Один из примеров смены фамилии в Подольской губернии (увы, объяснения я не нашла): отец-австрийский выходец имел фамилию Трейбич, его сын в России писался Трейбишман или Трамбичман, а со временем сменил фамилию на Гиро.
Ещё один источник путаницы с фамилиями. Поскольку браки в Австрии евреи часто не регистрировали, детей от таких браков записывали на фамилию отца матери. Когда ребёнок с отцом прибывал в Россию, особенно по смерти отца, возникало недоразумение: под какой фамилией должен быть записан ребёнок.
Ещё один источник путаницы с фамилиями. Поскольку браки в Австрии евреи часто не регистрировали, детей от таких браков записывали на фамилию отца матери. Когда ребёнок с отцом прибывал в Россию, особенно по смерти отца, возникало недоразумение: под какой фамилией должен быть записан ребёнок.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5663
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2612 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Смотря где это происходило. Если в традиционных областях проживания (например, Витебской губ.), то преобразование Кац в Кацев - маловероятно (гораздо более вероятно происхождение от слова "мясник"), а вот где-нибудь в Новороссии я нередко видел руссификации такого типа еще до революции.Юлия_П писал(а):Александр, по поводу семейных легенд. Наша легенда гласит, что наша фамилия Кацев появилась во время ПМВ по "вине" писаря. А до того фамилия была Кац. Понятно, что женщина - жена или дочь Каца - с лёгкостью могла стать Кацевой. А насколько вероятно преобразование мужчины Каца в Кацева в 1914 году? Ни одного дореволюционного документа про (достоверно наших) Кацевых я не видела.