Вопросы и ответы о жизни евреев

Модераторы: Nison, TMZ

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Женя Вайнштейн
Сообщения: 1052
Зарегистрирован: 03.12.2009
Откуда: NJ
Has thanked: 3 times
Been thanked: 30 times

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#41 Женя Вайнштейн » 18 июл 2012, 23:37

Есть традиция мёртвых закрывать, т.к. выставление тела напоказ считается неуважительным. Вот и не фотографировали. И на похоронах гробы закрытые обычно. Но, конечно, не все строго соблюдают, тем более, если у неевреев принято иначе и ничего неуважительного никто в этом не видет.

Alexander79
Сообщения: 6274
Зарегистрирован: 26.05.2010
Has thanked: 2358 times
Been thanked: 2154 times

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#42 Alexander79 » 20 июл 2012, 00:22

Женя Вайнштейн писал(а):Есть традиция мёртвых закрывать, т.к. выставление тела напоказ считается неуважительным. Вот и не фотографировали. И на похоронах гробы закрытые обычно. Но, конечно, не все строго соблюдают, тем более, если у неевреев принято иначе и ничего неуважительного никто в этом не видет.
Спасибо.
Просто братья прадеда были религиозные (молились каждый день), соблюдали обычаи.
А тут такое..
Да видно от русских соседей.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)

Аватара пользователя
Kaaskop
Администратор
Сообщения: 7686
Зарегистрирован: 16.07.2009
Has thanked: 83 times
Been thanked: 411 times
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#43 Kaaskop » 26 окт 2012, 00:34

Сейчас нашла в дщокументах довольно странную для меня ситуацию. В городе живут 3 взрослых брата со своими семьями. Их 86-летний отец живет при синагоге и "призревается еврейским обществом".
При синагоге живут всего 3 человека - помощник сторожа 18 лет и 2 призреваемых старика.
Как-то у меня это в голове не укладывается. Дети живы-здоровы, живут здесь же. Почему отец ютится при синагоге, да еще существует на средства общины???
Просьба писать мне в личку только если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.



Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде

Мой блог "Вязьма еврейская"
Мой сайт

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6587
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1091 time
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#44 Nison » 26 окт 2012, 01:15

Может поссорились
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Kaaskop
Администратор
Сообщения: 7686
Зарегистрирован: 16.07.2009
Has thanked: 83 times
Been thanked: 411 times
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#45 Kaaskop » 26 окт 2012, 01:34

А общественное/ обшинное мнение? Таким поссорившимся, которые старого отца отказались содержать и отдали на попечение общины, раввин внушение не делал? Да и почему община должна кого-то содержать при живых детях?
Просьба писать мне в личку только если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.

Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.






Ищу:евреи г.Вязьмы

Сендерихины/Шендерихины - везде

Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде


Мой блог "Вязьма еврейская"

Мой сайт

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6587
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1091 time
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#46 Nison » 26 окт 2012, 02:55

Ну может община с детей что-то брала.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Lurking_eviL
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 03.02.2012
Откуда: Россия, Краснодар
Has thanked: 6 times
Been thanked: 3 times
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#47 Lurking_eviL » 30 ноя 2012, 23:04

mod970 писал(а):
откуда государство знало, выкрест это или нет? Фиксировалось где-то в документах?
Естесственно, если Вы добрались до кантонистов, то знаете, что во всех документах, списках и пр. писалось вероисповедание. А в православных метрических книгах писали, что жених\невеста\родитель из крещеных евреев. Сейчас не помню точно, но примерно с середины 19 в. запретили при крещении менять фамилию. Так что, и по фамилии, и по лицу, и по метрике - выкрест.
Но, если их крестили фактически насильно, и эти люди отдувались в армии за всех остальных, то остальные им должны. Если уж не материально, то в моральном плане что-то.

Мораль в те времена была делом религии. А с точки зрения религии вероотступничество - преступление. А еврейская религия знавала гонения и пострашнее. Так что, никаких причин для послаблений у раввинов не было. :pardon:
200 галина.jpg
Указано что Зинаида - православная... и нигде не пишется. что она Выкрест. Хотя по факту она еврейка. И отчество ее не иоановна и Абрамовна.

Вопрос - как записывались выкресты? В обычную метрическую книгу рождения. бракосочетания и умерших. Или была какая-то другая книга для таких случаев. И проводили ли смену вероисповедания в любой церкви или же это было как-то централизованно?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу: Жидовецкий (Баргузин, Иркутская губ, Бердичев, Киевская губ.), Альмендингер (Самарск. губ.), Мордмиллович (везде)

Аватара пользователя
Elena G.
Сообщения: 1917
Зарегистрирован: 04.11.2010
Откуда: Canberra, Australia
Has thanked: 620 times
Been thanked: 580 times
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#48 Elena G. » 01 дек 2012, 01:26

Lurking_eviL писал(а): Указано что Зинаида - православная... и нигде не пишется. что она Выкрест. Хотя по факту она еврейка. И отчество ее не иоановна и Абрамовна.

Вопрос - как записывались выкресты? В обычную метрическую книгу рождения. бракосочетания и умерших. Или была какая-то другая книга для таких случаев. И проводили ли смену вероисповедания в любой церкви или же это было как-то централизованно?
Этим Россия и хороша ;) , что законодательство и инструкции можно было обойти - ни в одном случае, так в другом.

Я просматривала много православных метрических книг по Минску за первую половину 19 века до 1865 г. Если еврей или еврейка принимали православие, они записывались в общую метрическую книгу с указанием возраста во время принятия крещения, имен родителей и крестных. В дальнейшем в записях указывалось, что человек "принявший православие из евреев" (аналогично отмечались принявшие, например, лютеранство из евреев).

Но если люди были обрусевшие, переехали, скажем, в другой город, где их никто не знает, принадлежат в среднему классу (как, вероятно, в данном случае), то священнику может и не придет в голову допытываться, а не была ли прежде ваша жена иудейкой. К тому же и крестные не спешат об этом должить, а может и не знают.
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул

Lurking_eviL
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 03.02.2012
Откуда: Россия, Краснодар
Has thanked: 6 times
Been thanked: 3 times
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#49 Lurking_eviL » 01 дек 2012, 09:37

Elena G. писал(а):
Lurking_eviL писал(а): Указано что Зинаида - православная... и нигде не пишется. что она Выкрест. Хотя по факту она еврейка. И отчество ее не иоановна и Абрамовна.

Вопрос - как записывались выкресты? В обычную метрическую книгу рождения. бракосочетания и умерших. Или была какая-то другая книга для таких случаев. И проводили ли смену вероисповедания в любой церкви или же это было как-то централизованно?
Этим Россия и хороша ;) , что законодательство и инструкции можно было обойти - ни в одном случае, так в другом.

Я просматривала много православных метрических книг по Минску за первую половину 19 века до 1865 г. Если еврей или еврейка принимали православие, они записывались в общую метрическую книгу с указанием возраста во время принятия крещения, имен родителей и крестных. В дальнейшем в записях указывалось, что человек "принявший православие из евреев" (аналогично отмечались принявшие, например, лютеранство из евреев).

Но если люди были обрусевшие, переехали, скажем, в другой город, где их никто не знает, принадлежат в среднему классу (как, вероятно, в данном случае), то священнику может и не придет в голову допытываться, а не была ли прежде ваша жена иудейкой. К тому же и крестные не спешат об этом должить, а может и не знают.

Т.е. записи о смене Веры я могу и не найти? И записать. что она православная могли и просто "со слов". Я правильно понимаю?

А запись. что она жена в законном браке - поидее же они должны были предоставить документ о вступлении в брак. Или же это тоже записывалось со слов?

Она была дочерью Золотодобыдчиков в Баргузине, но сбежала из семьи так как выбрала в мужья Лютиранина. К какому классу их причислить я даже и не знаю....
Ищу: Жидовецкий (Баргузин, Иркутская губ, Бердичев, Киевская губ.), Альмендингер (Самарск. губ.), Мордмиллович (везде)

mod970

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#50 mod970 » 01 дек 2012, 23:13

Во-первых, по закону брак межу лютеранами и евреями разрешался. Т.е., формально для того, чтобы выйти замуж за лютеранина ей не надо было креститься.
Во-вторых, православная из евреев замужем за лютеранином - сочетание не рядовое. А точно известно, что она крестилась именно в правосавие?

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2617 times

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#51 Юлия_П » 20 дек 2012, 22:59

Городовой раввин - это духовный или казённый? Он совершел обряды?
По какой причине раввин мог отказать паре в разводе?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6587
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1091 time
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#52 Nison » 20 дек 2012, 23:05

Обычно раввин пытается отговорить от развода практически во всех ситуациях.
Казенный раввин в 99 % не имел квалификации чтобы самому проводить развод.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2617 times

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#53 Юлия_П » 20 дек 2012, 23:19

То есть если городовой раввин совершал обряды, то он был не казённым, а духовным раввином?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6587
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1091 time
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#54 Nison » 20 дек 2012, 23:41

Смотря какие обряды.
Основная проблема это только разводы.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6587
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1091 time
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#55 Nison » 20 дек 2012, 23:43

Для того, чтобы проводить разводы и гиюры недостаточно диплома раввина (я говорю про нормальный диплом духовного раввина).
Нужен ещё диплом даяна - судьи религиозного суда.
Например сегодня, хупу в России проводят практически все раввины городов, например раввин Костромы :oops:
А разводы и гиюры только раввинский суд в Москве.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2617 times

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#56 Юлия_П » 20 дек 2012, 23:58

Ясно. И 150 лет назад было так же?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6587
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1091 time
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#57 Nison » 21 дек 2012, 00:43

Где-то мне попадалась критика исследования, из которого выходило, что в крупных городах (типа Бердичева) был очень большой % разводов (относительно) и из этого делали какие-то там выводы.
Ну а те, кто понимал о чем речь просто смеялись, потому что понимали, что приезжали разводится в раввинские суды, в которые входило 3 даяна в места, где такие суды были.

Но я не знаю, как было с хупами.
Мне кажется, что хупу должен был ставить духовный раввин, а бумаги об этом заполнять казенный.

В советское время изо всех городов разводится ездили в Калинковичи. Там был один старик, который знал как правильно геты пишут.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2617 times

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#58 Юлия_П » 21 дек 2012, 00:53

У нас в Одессе дореволюционные книги разводов немаленькие - наверное, таки съезжались со всей округи разводиться.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

mod970

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#59 mod970 » 21 дек 2012, 01:00

Насчет хупы я как-то спрашивала у известного тебе Бецалеля Шифа, он сказал, что для этого не нужен был раввин вообще - ни казенный, ни духовный, достаточно было 2-х знатоков проведения обряда.
Кстати, моя прабабушка разводилась в Чите, суда там точно не было, и навряд ли был даян. Но запись в книге разводов есть с подписью казенного раввина и 2-х свидетелей. Ты считаешь, что развод был недействителен?

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6587
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Has thanked: 246 times
Been thanked: 1091 time
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#60 Nison » 21 дек 2012, 01:12

Я в курсе, что раввин, в принципе, не обязателен, поэтому и написал, что не знаю как было.

Но обязателен человек, который может правильно заполнить ктубу, знает как проводить хупу и т. п.
Мне кажется, что большинство евреев все-таки в таких вопросах казенным раввинам не доверяло.
Выпускники виленского и житомирского раввинских училищ не славились своей Б-гобоязненностью.

Насчет разводов - возможны варианты
1) Съездили в другой город
2) Был проездом в городе даян
3) Муж при свидетелях уполномочивает раввинский суд написать гет, документы высылаются в раввинский суд, там оформляются, высылаются назад и при свидетелях вручаются жене.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Ответить

Вернуться в «Жизнь наших предков»