Еврейский театр
. . .
В тот говор, в тот юмор, в ту боль, не дыша,
мы входим, как просят прощенья.
Тут были свои мастера и певцы,
торговцы на улочках тесных,
свои сумасшедшие и мудрецы,
артисты и клейзмер-оркестры.
И мудрость, и юмор, и радость, и грусть
впадали там в песни, как в море.
Их помнили – с детства ещё – наизусть
и пели в веселье и в горе.
К концу XIX столетия еврейская община Львова имела многочисленные синагоги, школы, библиотеки, филантропические организации и больницы. В 1910 г. евреи Львова (около 60 тыс. человек) составляли свыше 25% населения города и были большинством в сфере свободных профессий (70% адвокатов, 70% членов торгово-промышленной палаты, 60% врачей). Во Львовском университете в 1910 г. обучалось около 1500 евреев (33% от общего числа студентов), действовало несколько еврейских студенческих союзов, в университете преподавали евреи-ученые.
Первое представление еврейского театра под руководством Якоба Бера Гимпля по пьесе А. Гольдфадена "Суламифь" состоялось во Львове в 1889 году. А в общей сложности Львовский еврейский театр просуществовал около полувека.
Временем расцвета еврейской культуры во Львове, которой входил тогда в состав Польши, были двадцатые годы XX века. Как пишет Людмила Вайнер (Чикаго), "театральная еврейская жизнь тогда кипела: в одной лишь Варшаве имелось 4-5 еврейских театральных трупп, не говоря уже о еврейских театрах во Львове, Станиславе и Кракове".
В 1939 году, после установления Советской власти в Западной Украине, во Львове произошли преобразования в общественной жизни и в социальной сфере. Создавались государственные школы с еврейским языком преподавания, открывались еврейские государственные библиотеки и курси по изучению языка идиш. К сбежавшей от немцев во Львов "Иде Каминской власти отнеслись с уважением и предложили возглавить новый Львовский государственный еврейский театр... В состав театра вошли варшавские и галицийские актеры, несколько львовян, а позднее прислали актеров Днепропетровского еврейского театра, который как раз тогда закрылся".
Профессиональная деятельность еврейского театра во Львове, находившегося без малого 50 лет во владении артистического семейного клана Гимпль, после оккупации Западной Украины советскими войсками действительно прекратилась. Уже в октябре 1939 г. Львовский еврейский театр возродился в новом качестве показом двух спектаклей: "Ин полыш аф дер кейт" ("На покаянной цепи") Исаака Лейба Переца и "Ди хате фун фетер Том" ("Хижина дяди Тома") по роману Гариет Бичер Стоу.
Обе эти пьесы ставились во Львове ещё в тридцатые годы авангардным еврейским театром "Маска". В Польше "Маска" считалась коллективом лево-пролетарского направления, поэтому, вновь созданная труппа под руководством режиссёра Генрика Люфта и композитора Шломо Призамента получила поддержку советских властей. Основу театрального коллектива составили артистические супружеские пары из Львовского еврейского театра: Шломо Призамент и Гизи Гейдин, Рахель и Яков Релес, Шамай и Циля Урих, Гершон Рот и Роза Фукс, актер Исаак Валдберг, директорша Львовского еврейского театра в предвоенные годы Мальвина Йолес-Гимпль, работавшая в 1939-1941 гг. как простая актриса, театральные художники Фриц (Перец) Клейнман, профессор Зигмунт Балк. Из авангардного театра "Маска" труппу пополнили: Бланка Альтшулер, Эстер Грубер, Йоханон Гросфельд, Натан Мейслер и другие. В обновлённом театре были также заняты Леон Касвинер из театра "Гольдфаден фарейн", выступавшего в Станиславе (ныне Ивано-Франковск), бывший директор еврейского театра в Дрогобыче Бернард Гарт и артистическая семья Амзел - Волф и Геня с дочерью Лейлой из гастролировавшего в Галиции драматического коллектива Вилли Гольдштейна. Позднее в театре играли актёры: Рейке Безман, Ета Гохберг, Леон Гербст, Яков Гинцберг, Михель Месингер и другие.
Тем временем во Львов стали прибывать беженцы из оккупированной Польши, среди которых находилось немало еврейских актёров. Через неделю после взятия немецкими войсками Варшавы в Западную Украину приехала Ида Каминская. Прибытие во Львов известной еврейской актрисы было замечено советским руководством, которое предложило Иде Каминской занять в новом государственном еврейском театре должность художественного руководителя.
Голда Меир и Ида Каминская

Вслед за Идой Каминской из центральной Польши прибыли артистические супружеские пары: Соня Альтбаум и Адам Дамб, Яков Мандельблит и Перл Урих, семья Натан - Симха, Неми, их дети Ида и Миша, Яков Рейнглас и Зисл Горлицкая, Исаак Крельман и Гела Мел, а также актёры: Исаак Инвентаж, Песах Керман, Яков Курляндер, Меир Мельман, Айзик Ротман, Яков Фишер. В 1940 г. к новому коллективу присоединился Симха Вайншток из Белостоцкого еврейского театра.
В ноябре 1939 года Львовский государственный еврейский театр им. Шолом-Алейхема был открыт в концертном зале "Колизей" (1,5 тыс. мест), на ул. Солнечной, №33, поскольку реконструированное здание еврейского театра на ул. Ягелонской, №11 городские власти передали польскому театру. Административным директором нового коллектива был назначен львовский актёр Гершон Рот, однако его вскоре сменил член компартии и депутат львовского горсовета Яков Зайкин. Заведующим литературной частью стал известный драматург Алтер Кацизна. В своей работе он опирался на помощь львовского поэта и драматурга Израиля Ашендорфа, писателей Лейба Дрейкурса и Иерахмиэля Грина из Варшавы. Режиссёрами-постановщиками были Ида Каминская и Генрик Люфт. Театральным оркестром руководил известный пианист Карл Гимпль. Отец Карла Адольф Гимпль всю жизнь был дирижёром и хормейстером еврейского театра во Львове. В новом еврейском театре маэстро А. Гимпль работал обыкновенным скрипачом.
Первой постановкой Иды Каминской стала пьеса Шандора Гергели (Сендер Гергелис) "Майн зун" ("Мой сын"), в которой она сыграла роль Матери. Следующей работой еврейского театра была пьеса Переца Маркиша "Мишпохе Авадис" ("Семья Авадис"), поставленная Генриком Люфтом. Пьеса эта не пользовалась большим успехом, так как её содержание было сильно идеологизировано. Власти настаивали на том, чтобы коллектив театра работал преимущественно над пьесами советских еврейских драматургов. В рецензии на спектакль "Мишпохе Авадис" в прессе отмечалось: "Благодаря этому произведению еврейское население получило возможность изучить жизнь колхозников Биробиджана. Впервые евреи Западной Украины увидели здоровых молодых евреев с оружием в руках - факт, возможный лишь при советском строе".
С весны 1940 г. политика властей повернулась на 180 градусов: началось притеснение еврейской общественной и культурной жизни с кампании запрета всех еврейских религиозных, культурно-просветительных, благотворительных, научных, молодежных и иных организаций. Часть из них ("Агудат исраэль", "Мизрахи", "Бней-Брит") были объявлены националистическими и оказались вне закона, другие (профессиональные объединения ремесленников, кустарей, кооператоров, адвокатов, учителей, врачей, мелких торговцев, служащих, студентов) просто прекратили свою деятельность. Запретили все религиозные объединения и школы. Религиозные общины были ликвидированы. Управление культуры "попросило" Иду Каминскую уступить должность Художественного руководителя чиновнику из Советского Союза.
Сцена из спектакля "Пир" (режиссёр Л. Литвинов): на переднем плане М. Бланк (справа) в роли Блюмы и А. Домб. (слева) в роли Мендела
Список актёрской труппы довоенного Львовского еврейского государственного театра:
С. Альтшилер – молодая “героиня”
С. Альтбойм – старшая актриса
Л. Амзель – молодая “героиня”
В. Амзель – молодой “герой”
М. Бланк – молодая “героиня”, ведущая актриса
Р. Биренбаум – старшая характерная актриса
Б. Биренбаум – старший актёр, амплуа “благородный отец” (исполнитель роли Монтанелли в “Оводе”)
И. Вальдберг – молодая актриса
Т. Вальдберг – молодой актёр
Е. Грубер – молодая актриса
С. Гутман – актриса среднего возраста
Ю. Гутман – актёр среднего возраста
Ю. Гохберг – старшая характерная актриса
Е. Гохберг – молодая актриса
З. Горлицкая – молодая “героиня”
Н. Гросфельд – молодой актёр
А. Домб – ведущий актёр старшего возраста
М. Дворкина – молодая “героиня”, ведущая актриса
С. Дорфман – молодая актриса
Д. Гарт – молодой актёр
Д. Эпштейн – ведущий актёр среднего возраста, “кантор”
М. Йоллес – актриса старшего возраста
И. Инвентаж – старший характерный актёр, комик
Д. Инвентаж – старшая характерная, комедийная актриса
М. Кац – актёр
П. Керман – актёр среднего возраста
И. Крельман – ведущий актёр среднего возраста
Я. Курлендер – ведущий характерний актёр среднего возраста
Л. Касвинер – ведущий молодой актёр, амплуа “герой-неврастеник”
Г. Кон – молодая актриса
В. Лисс – ведущий актёр среднего возраста, комик
М. Месингер – молодой актёр
М. Меркац – характерний актёр среднего возраста
Г. Мель – молодая “героиня” (исполнительница роли Джемми в “Оводе”)
М. Мельман – молодой актёр
Н. Майзлер – молодой “герой”
Я. Малинский – актёр среднего возраста
Я. Мандельбит – характерний актёр среднего возраста
М. Меламед – актриса среднего возраста
М. Майстер – старшая актриса комедийного плана
Е. Майстер – молодая актриса
Л. Нудельман – молодая актриса
С. Натан – ведущий актёр старшего возраста
Н. Натан – ведущая актриса старшего возраста, “героиня”
И. Натан – молодая “героиня”, ведущая актриса
А. Пливер – молодой актёр
А. Ротман – ведущий молодой актёр, амплуа “герой”
Я. Райнгляс – актёр среднего возраста
Р. Реллес – молодая актриса
Я. Реллес – молодой актёр
Б. Сигаль – актёр среднего возраста
Ш. Урих – актёр старшего возраста, комик
Ц. Урих – актриса старшего возраста
П. Урих – молодая “героиня”
М. Хейфец – молодой “герой”
Я. Фишер – актёр среднего возраста
Ф. Фридман – молодая актриса
Р. Фукс – актриса старшего возраста
М.Поволоцкий - актёр из днепропетровской труппы
Актёры, составлявшие ядро театра ещё до сентября 1939 года:
Абрам Ротбаум
Яков Стольский
Регина Гликман
И. Глузман
Дора Пшепюрка
Шошана Левкович
Мордыхай Обельман
В составе труппы было 6 режиссёров: И. Каминская, З. Вин, Г. Люфт, И.Колтынюк, А. Друзь, Л. Литвинов (засл. арт. БРСР).
Сценографы: Зигмунт Бальк, Фридерик Клейнманн, днепропетровец В. Дашевский. Называлось ещё имя Д.Крейна – автора проекта оформления постановки “Пир”, но неизвестно, работал ли он в театре постоянно.
С театром сотрудничали четверо композиторов: Якоб Мунд (профессор Львовской консерватории и дирижёр оперного театра), В. Таслицкий, Т. Призамент и Кароль Гимпль.
Работали два балетмейстера: Б. Кац и С. Фалишевский.
С ноября 1939 по июнь 1941 г. коллектив Львовского еврейского театра поставил 17 пьес, 11 из которых еврейские театры играли ещё в довоенной Польше. Несмотря на имевшие место политическую цензуру и конфликты между актёрами, привыкшими к свободе художественного выражения и работавшими два десятилетия в условиях идеологических ограничений, театральные сезоны 1939-1941 гг. для Львовского еврейского драматического коллектива явились одним из наиболее ярких творческих периодов в его более чем полувековой истории.
Новый сезон в Львовском еврейском театре должен был начаться в конце сентября 1941 года.
...Они уже никогда не начнут нового сезона во Львове, никогда не поедут на гастроли по Галичине, не будут радовать торжественными спектаклями любимых писателей. На долю еврейских актёров, которые спасутся, и самой Великой Иды, останутся только воспоминания и горькие мысли.
После 22 июня 1941г. артисты Львовского еврейского театра во главе с Идой Каминской, которые в июне 1941 были на гастролях в Ровно, успели эвакуироваться в столицу Киргизии г. Фрунзе (теперь Бишкек). Туда же эвакуировалась и большая группа других творческих работников Львова, Станислава, Тернополя и других городов Западной Украины. Они организовали музыкальные и драматические ансамбли, выступавшие перед воинами госпиталей и местным населением. Несмотря на то, что прибывшие из Западной Украины актёры, составляли меньшую часть труппы, коллектив получил название "Львовский еврейский театр".
С началом вторжения немецких войск театральная жизнь во Львове замерла. Актёры, оставшиеся во Львове, в период немецкой оккупации разделили трагическую судьбу евреев Галиции. Почти никто из них не пережил Катастрофы. Некоторые ушли на фронт и не вернулись.
Осенью 1945 года коллектив, вернее то, что от него осталось, вернулся из города Фрунзе. Но в городе не было евреев: они погибли. Одни в гетто, другие в Яновском концлагере. Среди погибших были Кароль Гимпль, Зигмунт Бальк, Фридерик Клейнманн, драматург Л. Драйкурс, композитор Якоб Мунд и большая группа актёров. Имена всех тех сценографов, драматургов, актёров, которые остались лежать в галицкой земле, сегодня установить очень тяжело: справок своим жертвам фашисты не выдавали.
После освобождения Украины от немецких оккупантов еврейская интеллигенция начала возвращаться из эвакуации. "Очень скоро выяснилось, что ни во Львове, ни в Киеве о восстановлении еврейской культуры не могло быть и речи – государственный антисемитизм становился все более откровенным и явственным. Все это стимулировало массовый отъезд западно-украинских евреев в Польшу, а оттуда – в Палестину, США, страны Западной Европы. В числе переселенцев и эмигрантов оказалось большинство актеров из труппы И. Каминской, А. Беринского, М. Лицмана".
Оставшихся во Львове еврейских литераторов, артистов, музыкантов сумел объединить в драматическую труппу талантливый режиссёр Александр Друз. "Возрожденному театру было выделено помещение (по улице Мицкевича, 18) и сразу же началась работа над несколькими спектаклями по произведениям Шолом-Алейхема и А. Гольдфадена. Весной 1946 г. коллектив Александра Друза поставил свой первый спектакль "Великий выигрыш" по Шолом-Алейхему. Он был горячо принят зрителями, в основном евреями...
Однако этот период длился недолго. Вскоре подули иные ветры. В стране развернулась массовая кампания борьбы с "космополитизмом", которая все более приобретала характер тотального преследования еврейской творческой интеллигенции, ликвидации национальной культуры.
Уполномоченный по делам религии Львовской области П. Кучерявый в начале 1947 г. доносил высшему начальству: "Общее еврейское собрание приняло решение просить Уполномоченного совета по делам религиозных культов и горсовет разрешить общине открыть в г. Львове еврейскую библиотеку, еврейский театр… В г. Львове имеется 17 кинотеатров, театр оперы и балета, драмтеатр, миниатюрный театр (так в докладе - И. Г.), вполне достаточно культурных очагов для еврейского населения. Поэтому считаю, нет надобности разрешать открывать еврейский театр во Львове".
В марте 1947 года по обвинению в антисоветской деятельности был арестован председатель Львовской еврейской общины Михаил Серебряный. Данное обстоятельство на длительное время определило подозрительное отношения советских властей к еврейской общественности Львова.
Во Львове одной из жертв антисемитской истерии стал еврейский театр. Его коллектив был разогнан. А. Друз, опасаясь репрессий, уехал из города.
По свидетельству актрисы Полины Замиховской-Брегман, несмотря на сопротивление властей еврейский театр во Львове уже существовал в качестве любительского и располагался совместно с театром юного зрителя под одной крышей. В органе Еврейского антифашистского комитета газете "Эйникайт" ("Единство") от 1.11.1947 г. было помещено фото со следующим сообщением: "Львов: в этом году, возрождённый еврейский театр начинает сезон пьесой Шолом-Алейхема "Тевье молочник", на фото: финальная сцена спектакля. В роли Цейтл - актриса М. М. Григорян, в роли Тевье - актёр Я. Е. Бельцер, в роли Хавы - актриса П. И. Брегман".

Сообщение выглядит таким образом, будто профессиональный еврейский театр во Львове уже существует. К сожалению, это было не так. Львовским любителям еврейского сценического искусства в осуществлении их цели помогал Яков Бельцер, бывший перед войной (1934-1941) ведущим актёром и режиссёром Винницко-Житомирского еврейского театра. Можно предположить, что пьеса "Тевье молочник" была не единственной, поставленной Я. Бельцером во Львове. Среди других сценических работ мастера, осуществлённых им в Украине, до отъезда в Каунас, значатся также "Гершеле Острополер" М. Гершензона и "Ди бейде Кони Лемилс" ("Два Кони Лемила") А. Гольдфадена, игравшихся львовскими еврейскими актёрами в театральном сезоне 1948 г.
Разрешение из Киева на открытие еврейского театра не поступило, и А. Люксимбург (один из лучших театральных антрепренеров, бывший директор киевского театра "Кунствинкл", основатель еврейского театра "Синей блузы"), используя свои связи в творческом мире, договорился с местным управлением культуры о создании при Львовской областной филармонии еврейского ансамбля драмы и комедии.
12 марта 1949 г. в Минске был закрыт Белорусский ГОСЕТ. Анатолий Люксембург, внимательно следивший за ситуацией, складывающейся вокруг еврейской культуры, не стал дожидаться приезда во Львов ликвидационной комиссии. Весной 1949 г. он перевёлся на работу в Черновицкую областную филармонию. После внезапного отъезда лидера, Львовский еврейский ансамбль драмы и комедии прекратил своё существование.
А через 40 лет после закрытия Львовского еврейского театра, в 1989 году в городе возродился еврейский театр-студия благодаря энтузиазму группы артистов во главе с режиссёром Марком Семеновичем Бацияном, который в то время руководил молодёжным театром "Современник". В труппу Бацияна входили актёры от учеников школ и студентов вузов до пожилых людей, знавших идиш и помнивших спектакли Львовского еврейского театра. Среди последних была Полина Григорьевна Замиховская – актриса того самого еврейского театра "МАСКА", который был закрыт советской властью во Львове в 1949 году. Продолжая его традиции, новый театр-студия взял себе имя того прославленного коллектива.
С августа 1989 по июль 1991 г. театр поставил 5 постановок: спектакль-лекцию "О еврейском театре во Львове", спектакли "Путешествие в Касриловку", "Дамский портной", "Одесские рассказы" и "Поминальная молитва". И это несмотря на то, что многие актеры уезжали в эмиграцию в Израиль, США, Германию. Спектакли театра, особенно премьеры, собирали полные залы. Театр совершил несколько успешных гастрольных поездок, а в 1992 году выступил на театральном фестивале в Германии.
Здание еврейского театра:
