Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Модератор: MCB
- Kaaskop
- Администратор
- Сообщения: 7685
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Has thanked: 83 times
- Been thanked: 410 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Некоторое время назад у нас возникла потребность задать уточняющие вопросы А. Бейдеру, автору книг по ономастике, в частности, "Словаря еврейских фамилий Российской Империи", " Словаря еврейских фамилий Царства Польского", "Словаря еврейских фамилий Галиции".
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Герман Коссодо - указано, что он - гражданин США. Если я не ошибаюсь, то именно он потом окажется в НИколаеве, а о николаевском известно, что он из Бродов. Его же большая семья (отец и два брата) тоже поселились в НИколаеве - и у всех была фамилия Коссодо (и у Германа после приезда из Америки, и у его отца и братьев, приехавших из Бродов).
Начёт Гуттмана - посмотрите на годы. Он в 1885 году приехал в Америку, а дети у него рождались в Одессе с 1888 года (но в синагоге он их не регистрировал - видимо, принял христианство). Вот он в списке купцов 2-ой гильдии в 1898 г. в Одессе - уже гражданин США.
Начёт Гуттмана - посмотрите на годы. Он в 1885 году приехал в Америку, а дети у него рождались в Одессе с 1888 года (но в синагоге он их не регистрировал - видимо, принял христианство). Вот он в списке купцов 2-ой гильдии в 1898 г. в Одессе - уже гражданин США.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2629 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Да, действительно, я не посмотрел на годы. Судя по двум американским документам, подписанных Гуттманом под присягой,он рождался в два разных года (но в один и тот же день!) и жил в Америке в разные (даже по протяженности) периоды. Но при всех этих несуразицах, он неименно рождался в Бродах, и его перевозили уже ребенком в США (может быть, американский Герман - его отец?, по возрасту вполне подходит). Из этого всего явно следует, что фамилия Коссодо (1) или существовала уже в Бродах, (2) или все известные Вам по Херсонской губернии Коссодо жили несколько лет в США, и там вся семья могла и преобразовать свою фамилию в Коссодо. В любом случае, они приехали в Российскую империю уже с фамилией Коссодо.Юлия_П писал(а): Герман Коссодо - указано, что он - гражданин США. Если я не ошибаюсь, то именно он потом окажется в НИколаеве, а о николаевском известно, что он из Бродов. Его же большая семья (отец и два брата) тоже поселились в НИколаеве - и у всех была фамилия Коссодо (и у Германа после приезда из Америки, и у его отца и братьев, приехавших из Бродов).
Начёт Гуттмана - посмотрите на годы. Он в 1885 году приехал в Америку, а дети у него рождались в Одессе с 1888 года (но в синагоге он их не регистрировал - видимо, принял христианство). Вот он в списке купцов 2-ой гильдии в 1898 г. в Одессе - уже гражданин США.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
А вот и аргументы в Вашу пользу. Герман Косодо, который получил национальный паспорт в Америке в 1876 году (очень вероятно, что это именно тот Герман Косодо без указания, откуда он приехал в Америку, с Анцестри). В русских документах он был сначала Косодой. Но эти русские документы ссылаются на национальный американский паспорт, выданный в 1876 году.
И ещё один персонаж из Бродов, которого я к интересующим меня Коссодо прицепить не могу
И все дальнейшие документы уже просто переписывают этот паспорт (у меня их ещё несколько штук за разные годы). А потом он постепенно всё-таки становится Коссодо.И ещё один персонаж из Бродов, которого я к интересующим меня Коссодо прицепить не могу
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Герман Косодо и Гуттман Коссодо - разные семьи. Хотя ну очень просятся в одну. Например, у Германа был брат Абрам-Адольф-Александр, сын Александр и племянник Макс. Но, похоже, что это - совпадение.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
В том-то и дело, что в США жил только один из братьев, а отец и других два брата жили в Радзивилове (возможно, это были дети от второй жены, т.к. они указывали, что родились в Радзивилове, а не Бродах, откуда родом их отец и старший брат), а потом приехали в Николаев. И в документах они везде австрийскоподданные. И все они были иудеями почти до самой революции.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, скажите, пожалуйста, где Вам встречались фамилии
По моим данным, одно из семейств Радбиль приехало в Одессу из Умани в конце XIX в., другое жило в Одессе уже в середине XIX в. (откуда - не знаю). Но меня интересует третье семейство, которое, возможно, связано с Сороками и/или Брацлавом (но также и с Одессой).
Фамилия Ткачук для Одессы достаточно редкая - складывается впечатление, что они тут были "проездом", но вот откуда?
Ткачук
и Радбель
/Радбиль
?По моим данным, одно из семейств Радбиль приехало в Одессу из Умани в конце XIX в., другое жило в Одессе уже в середине XIX в. (откуда - не знаю). Но меня интересует третье семейство, которое, возможно, связано с Сороками и/или Брацлавом (но также и с Одессой).
Фамилия Ткачук для Одессы достаточно редкая - складывается впечатление, что они тут были "проездом", но вот откуда?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Шалом!
А почему
Нохiм (Menakhem)
Нохим (Menakhem)
Нухем (Menakhem)
Нухием (Menakhem)
Нухим (Menakhem)
От Менахем, а не от Нохум?
А почему
Нохiм (Menakhem)
Нохим (Menakhem)
Нухем (Menakhem)
Нухием (Menakhem)
Нухим (Menakhem)
От Менахем, а не от Нохум?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
А Радбель не может быть акронимом?
Раби Давид бен Леви, например?
Раби Давид бен Леви, например?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2629 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я на этом вопросе подробно останавливаюсь в словаре ашкен. имен:Nison писал(а):Нохiм (Menakhem)... Нухим (Menakhem). От Менахем, а не от Нохум?
(1) Все эти формы могут происходить и от Менахем, и от Нахум (например, в метриках Белостока я видел несколько Нохимов (в русском тексте), которые в подписях еврейскими буквами писали или Менахем, или - реже - Нoхум/Нaхум).
(2) В целом, происхождение от Менахема - более частое, чем от Нахума, т.к. все эти формы образовались от более ранней формы Нахем / Нахим, про которую известно следующее:
(а) Имя Нахим - распространенное имя в Великом Княжестве Литовском в 15-16 в.в. в документах на русском. В этот период мы не находим других имен с типично идишским (немецким) эффектом преобразования безударной гласной в /е/, поэтому гораздо вероятнee, что речь идет об укороченной форме имени Менахим, чем о Нахуме. К тому же Нахим встречается в этот же период и у караимов, на которых идиш совершенно никак не мог влиять.
(б) В этот период в Литве библейские имена чаще всего цитируются в русских источниках в их славянской форме. Нет ни одного упоминания еврея по имени Наум (или его белорусского варианта Навум) ни в одном христианском источнике Восточной Европы вплоть до 20 в.
(в) Евреи по имени Nachem / Nachim нередко встречаются в христианских источников Центральной Европы (Австрия, Чехия), начиная с конца 14 в. В еврейских источниках того же периода часто евреи называются согласно их шем hа-кодеш, и там Менахем - очень распространенное имя, а вот Нахум - чрезвычайно редкое.
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2629 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Цитата из моего ответа по электронной почте на запрос, присланный о данной фамилии в последние дни прошлого года (странно, что о ней же заговорили через пару дней и на форуме):
В книге есть следующие три статьи:
Radbil' (Letichev, Vinnitsa, Odessa) see Radovel'(?).
Radbel' (Letichev, Vinnitsa, Berdichev, Soroki, Odessa) see Radovel'(?).
Radovel' (Cherkassy, Poltava) from the village of Radovel' (Ovruch d.)
Как видите, я совсем не уверен в данной этимологии, поэтому и знак (?). Мне сейчас кажется, что более вероятно, что в начале 19 в. фамилия была образована в Подолии как акроним: Рабби Д Бен И Л, например, данного рабби могли звать Давид бен Иуда Лейб, и он мог, следовательно, жить где-то на рубеже 18-19 в.в.
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2629 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Евреeв Ткачуков я встречал только в одном очень географически компактном регионе: уезды Умань, Гайсин, Брацлав. В одном из них ее и приняли в начале 19 в. одна или несколько семей.Юлия_П писал(а): Александр, скажите, пожалуйста, где Вам встречались фамилииТкачук
иРадбель
/Радбиль
?
По моим данным, одно из семейств Радбиль приехало в Одессу из Умани в конце XIX в., другое жило в Одессе уже в середине XIX в. (откуда - не знаю). Но меня интересует третье семейство, которое, возможно, связано с Сороками и/или Брацлавом (но также и с Одессой).
Фамилия Ткачук для Одессы достаточно редкая - складывается впечатление, что они тут были "проездом", но вот откуда?
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Вероятно, источник интереса к этой фамилии один и тот же

На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я не очень понял. Я знаю, что хватало евреев по имени נחום (Нохум и все остальные варианты).albeider писал(а):Я на этом вопросе подробно останавливаюсь в словаре ашкен. имен:Nison писал(а):Нохiм (Menakhem)... Нухим (Menakhem). От Менахем, а не от Нохум?
(1) Все эти формы могут происходить и от Менахем, и от Нахум (например, в метриках Белостока я видел несколько Нохимов (в русском тексте), которые в подписях еврейскими буквами писали или Менахем, или - реже - Нoхум/Нaхум).
(2) В целом, происхождение от Менахема - более частое, чем от Нахума, т.к. все эти формы образовались от более ранней формы Нахем / Нахим, про которую известно следующее:
(а) Имя Нахим - распространенное имя в Великом Княжестве Литовском в 15-16 в.в. в документах на русском. В этот период мы не находим других имен с типично идишским (немецким) эффектом преобразования безударной гласной в /е/, поэтому гораздо вероятнee, что речь идет об укороченной форме имени Менахим, чем о Нахуме. К тому же Нахим встречается в этот же период и у караимов, на которых идиш совершенно никак не мог влиять.
(б) В этот период в Литве библейские имена чаще всего цитируются в русских источниках в их славянской форме. Нет ни одного упоминания еврея по имени Наум (или его белорусского варианта Навум) ни в одном христианском источнике Восточной Европы вплоть до 20 в.
(в) Евреи по имени Nachem / Nachim нередко встречаются в христианских источников Центральной Европы (Австрия, Чехия), начиная с конца 14 в. В еврейских источниках того же периода часто евреи называются согласно их шем hа-кодеш, и там Менахем - очень распространенное имя, а вот Нахум - чрезвычайно редкое.
Я хнаю, что в идишской среде их нащывают Нохем или Нухим (например, зависит от региона).
Я не очень понял, все что Вы написали, и не понял в итоге, почему же они от Менахем.
Ну и, конечно, надоотметить, что были известные раввины с именем Менахем-Нохум, и в честь них могли многих называть.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, что можно сказать о фамилии Бегар? Не морзится, но гуглится (правда, без намёков на еврейское происхождение).
По моим данным, семья имеет происхождение из Османской империи (не позднее 1862 приехали в Россию), 100% были иудеями (есть многочисленные документы - от переписки с властями по вопросам о правах до записей в метрических книгах раввината). Судя по имени отца (Мануйло), я бы сказала, что он таки турецкий еврей.
По моим данным, семья имеет происхождение из Османской империи (не позднее 1862 приехали в Россию), 100% были иудеями (есть многочисленные документы - от переписки с властями по вопросам о правах до записей в метрических книгах раввината). Судя по имени отца (Мануйло), я бы сказала, что он таки турецкий еврей.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2629 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Распространенная (особенно в Османской империи) сефардская фамилия Behar.Юлия_П писал(а): Александр, что можно сказать о фамилии Бегар? Не морзится, но гуглится (правда, без намёков на еврейское происхождение).
По моим данным, семья имеет происхождение из Османской империи (не позднее 1862 приехали в Россию), 100% были иудеями (есть многочисленные документы - от переписки с властями по вопросам о правах до записей в метрических книгах раввината). Судя по имени отца (Мануйло), я бы сказала, что он таки турецкий еврей.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
А австрийское происхождение можно исключить? То есть я совершенно точно знаю, что это - турецкие евреи. Но встретились сведения о Бегаре с теми же инициалами в Екатеринодаре и в статье почему-то он вместе с компаньоном значится австрийцем... Теперь гадаю, мой это или нет.
У христиан эта фамилия была в ходу или она чисто еврейская? Я посмотрела по справочникам - очень уж много сейчас Бегаров -неужели все они евреи?
У христиан эта фамилия была в ходу или она чисто еврейская? Я посмотрела по справочникам - очень уж много сейчас Бегаров -неужели все они евреи?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2629 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Фамилия Behar - от арабского слова "моряк" (بَحَّار) или "море" (بَحْر).), и совсем не только еврейская: у мусульман она очень распространенная Да и христиан может запросто встретиться, ведь всего-то пять букв, так что нельзя исключать случайного совпадения. В Австрии она тоже могла очутиться из-за миграции турецкого еврея.Юлия_П писал(а): А австрийское происхождение можно исключить? То есть я совершенно точно знаю, что это - турецкие евреи. Но встретились сведения о Бегаре с теми же инициалами в Екатеринодаре и в статье почему-то он вместе с компаньоном значится австрийцем... Теперь гадаю, мой это или нет.
У христиан эта фамилия была в ходу или она чисто еврейская? Я посмотрела по справочникам - очень уж много сейчас Бегаров -неужели все они евреи?
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Я не очень понял. Я знаю, что хватало евреев по имени נחום (Нохум и все остальные варианты).
Я פнаю, что в идишской среде их нащывают Нохем или Нухим (например, зависит от региона).
Я не очень понял, все что Вы написали, и не понял в итоге, почему же они от Менахем.
Ну и, конечно, надоотметить, что были известные раввины с именем Менахем-Нохум, и в честь них могли многих называть.
Я פнаю, что в идишской среде их нащывают Нохем или Нухим (например, зависит от региона).
Я не очень понял, все что Вы написали, и не понял в итоге, почему же они от Менахем.
Ну и, конечно, надоотметить, что были известные раввины с именем Менахем-Нохум, и в честь них могли многих называть.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2629 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
В моем словаре имен в алфавитном указателе (который я загрузил на этото форум) в скобках указана статья словаря, где разбирается происхождение имени. Имена Нохeм/Нухим разбираются в статье Менахем, где в частности написано, что эти формы относятся к двум независимым библейским именам: Менахем и Нахум, и могут происходить от любого из них. Так все то, что Вы написали о Нахуме, не противоречит тому, что написано в словаре. Просто и Нохем, и Нухим, могут также происходить (и наверняка происходили, по крайней мере, в Центральной Европе в Средние Века) от Менахема тоже.Nison писал(а):Я не очень понял. Я знаю, что хватало евреев по имени נחום (Нохум и все остальные варианты).
Я хнаю, что в идишской среде их нащывают Нохем или Нухим (например, зависит от региона).
Я не очень понял, все что Вы написали, и не понял в итоге, почему же они от Менахем.
Ну и, конечно, надоотметить, что были известные раввины с именем Менахем-Нохум, и в честь них могли многих называть.
Заметьте, что по правилам ашкеназского произношения др.-еврейского языка и Менахем и Нахум не должны были иметь форм с /о/ или /у/ после "н", т.к. в Тивериадской системе огласовок под буквой "нун" - знак "патах", а на "камец", а "патах" - по правилам - всегда /а/. Но в разговорном языке (идише), несмотря на "патах", форма Нохим все-таки возникла (а потом - где-то на рубеже 17-18 в.в. - она породила в Польше и на Украине форму Нухим; тогда же и в том же регионе по этой же причине Борух/Борех "Барух" превратился в Буриха, а Сора (Соре) "Сарра" в Суру (Суре), но в них гласная - камец, т.е. в них, все - по правилам, а Нохим/Нухим, это - одно из редких исключений с о-у на месте "патаха" [другое - тохес/тухис]).
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, я уже задавала этот вопрос. Но он достаточно объёмный и неоднозначный - относительно возможных миграций: куда откуда перемещались евреи.
Я закончила статью о происхождении одесского еврейского купечества первой половины 19-го века. К сожалению, мне не удалось установить, откуда приехала часть из них. Другая часть приехала из городов Херсонской и Екатеринославской губерний - это вторичная миграция, а мне хотелось бы докопаться до их истинного происхождения. Тем не менее, общая тенденция вырисовывается достаточно чётко. Пока у меня данные только по Одессе и вряд ли мне удастся собрать столь полный материал по другим городам (раве что ещё по Херсону - и то только со второй трети 19-го века).
В 2013 году вышла монография Вадима Яшина (Кривой рог) "Традиционализм и модернизация. Еврейское население Екатеринославщины и Херсонщины в социально-культурных и экономических процессах второй половины 19-го века". Судя по спику источников, работа достаточно серьёзная, но акцент сделан на Екатеринославскую губернию. Вот что он пишет относительно направления миграций:
Указанное направление совершенно не характерно для Одессы (по крайней мере в рассмотренный мной период первой половины 19-го века).
Тем не менее, полуинтуитивное ощущение, что Николаев и Херсон будут отличаться от Одессы так же значительно.
Я понимаю, что у Вас нет статистики относительно перемещений евреев. Но есть ли у Вас интуитивное представление о направлении этих миграций? Если можно - в виде пар откуда-куда ехали и откуда-куда не ехали.
Скажем, Вы говорили, что в Подолию из Литвы не ехали. Почему? Что влияло на направление миграции - реки, по которым сплавлялись? Расстояние? Что-то ещё?
Каковы направления миграции из Австрии (особенно Галиции после первого раздела Польши и позднее)?
Насколько сильным был приток евреев в Литву и Белоруссию? Подолье и Волынь пополнялись евреями из Галиции, Царства Польского и Белоруссии? А был ли поток снизу вверх?
Я закончила статью о происхождении одесского еврейского купечества первой половины 19-го века. К сожалению, мне не удалось установить, откуда приехала часть из них. Другая часть приехала из городов Херсонской и Екатеринославской губерний - это вторичная миграция, а мне хотелось бы докопаться до их истинного происхождения. Тем не менее, общая тенденция вырисовывается достаточно чётко. Пока у меня данные только по Одессе и вряд ли мне удастся собрать столь полный материал по другим городам (раве что ещё по Херсону - и то только со второй трети 19-го века).
В 2013 году вышла монография Вадима Яшина (Кривой рог) "Традиционализм и модернизация. Еврейское население Екатеринославщины и Херсонщины в социально-культурных и экономических процессах второй половины 19-го века". Судя по спику источников, работа достаточно серьёзная, но акцент сделан на Екатеринославскую губернию. Вот что он пишет относительно направления миграций:
Ссылается автор при этом на метрические книги с 1860 г., то есть более ранних данных у него нет.Еврейское население Екатеринославщины формировалось за счёт выходцев из белорусских, польских и литовских губерний, городов и местечек Шклов, Слоним, Минск, Могилёв, Белосток, Орша, Вильно, Заславль, Радомышль, Ковно, Бобруйск, Речица, Шепетовка, Стуцк и др. Это направление миграциибыло основным и сохранялось, как минимум, до конца 1880-х годов...
Кроме того, на протяжении 1860-1890-х гг. еврейские общины губернии пополнял небольшой миграционный поток с севера и северо-востока Украины, из городов Полтава, Переяслав, Чернигов, Чернобыль, Киев, Тараща, Заславль
Указанное направление совершенно не характерно для Одессы (по крайней мере в рассмотренный мной период первой половины 19-го века).
Тем не менее, полуинтуитивное ощущение, что Николаев и Херсон будут отличаться от Одессы так же значительно.
Я понимаю, что у Вас нет статистики относительно перемещений евреев. Но есть ли у Вас интуитивное представление о направлении этих миграций? Если можно - в виде пар откуда-куда ехали и откуда-куда не ехали.
Скажем, Вы говорили, что в Подолию из Литвы не ехали. Почему? Что влияло на направление миграции - реки, по которым сплавлялись? Расстояние? Что-то ещё?
Каковы направления миграции из Австрии (особенно Галиции после первого раздела Польши и позднее)?
Насколько сильным был приток евреев в Литву и Белоруссию? Подолье и Волынь пополнялись евреями из Галиции, Царства Польского и Белоруссии? А был ли поток снизу вверх?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.