Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

Модератор: MCB

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Kaaskop
Администратор
Сообщения: 7685
Зарегистрирован: 16.07.2009
Has thanked: 83 times
Been thanked: 406 times
Контактная информация:

Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2741 Kaaskop » 23 авг 2009, 20:07

Некоторое время назад у нас возникла потребность задать уточняющие вопросы А. Бейдеру, автору книг по ономастике, в частности, "Словаря еврейских фамилий Российской Империи", " Словаря еврейских фамилий Царства Польского", "Словаря еврейских фамилий Галиции".
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.

На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.

Аватара пользователя
Jorge
Сообщения: 6182
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Been thanked: 200 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2742 Jorge » 04 июн 2014, 06:51

albeider писал(а):
Aviel писал(а):На территории Польши-Литвы никаких сефардских общин не было, за исключением общины польского г.Замостье в короткий период между концом XVI и серединой XVII в.
В Кажимеже сефарды точно жили. Если принять во внимание Ваше утверждение, что сефарды и ашкенази никогда не перемешивались, то, очевидно, у сефардов была и община.

Aviel
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 09.01.2013
Откуда: Рига
Been thanked: 1 time

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2743 Aviel » 04 июн 2014, 11:16

albeider писал(а):
Aviel писал(а): возник ещё вопрос, Шпанер вроде как сефардская фамилия, а Вайнберги очевидно должны быть ашкенази?! Или я ошибаюсь?
Фамилия Шпан(и)ер возникла внутри ашкеназской общины - она происходит от идишского (или немецкого) слова "испанец". Просто ее первый носитель или сам был по происхождению сефард или имел сефардских предков (из Османской империи или, менее вероятно, Италии). На территории Польши-Литвы никаких сефардских общин не было, за исключением общины польского г.Замостье в короткий период между концом XVI и серединой XVII в.
Ну, а про то, были ли сефардские предки у носителя фамилии Вайнберг мы ничего не можем сказать, исходя только из его фамилии. Эта ситуация аналогично тому, что, если у человека фамилия Коган или Каган, то он, как правило, когенского происхождения, но о когенском происхождении многих других семей догадаться, исходя только из их фамилии, совершенно невозможно. Например, Раппопорт или Кукуй.
Александр, правильно ли я Вас понял: если учесть что сефарды были изгнаны из Испании и двигались через всю Европу, далее получили фамилии в зависимости от места осёдлости, то получается что аналогичные фамилии могли получить как сефарды, так и ашкенази?
Я не имею в виду Шпанеров. Наша фамильная легенда гласит, что предки жили в Крыму, а там была большая сефардская община. Однако поиски в Крыму пока нас вывели лишь на Шпанеров из Брест-Литовска, которые были к нему приписаны, но имели в Крыму бизнес и там жили. Родство с Брест-Литовскими Шпанерами мы тоже пока найти не можем.

Только вот теперь для меня точно непонятно как по фамилии понять кто сефард, а кто ашкенази?!
Дымонт(Дымант,Димант,Диамант)(пришли в Сибирь из Виленской губернии)...Шпанер(Shpaner,Spaner)(пришли в Сибирь из Балта,Одесса,Крым).....Бурд(Бурда) в Сибирских краях(откуда пришли в Сибирь пока вопрос), , для жены Бертман(Тевель Фаивелевич,Броня Моисеевна),Ковальские(Моисей Залмович,Ривка Пинхосовна) в Украине(Житомирщина)

Александр Бейдер
Сообщения: 5662
Зарегистрирован: 07.09.2009
Откуда: Париж
Has thanked: 57 times
Been thanked: 2606 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2744 Александр Бейдер » 04 июн 2014, 15:25

Aviel писал(а):Александр, правильно ли я Вас понял: если учесть что сефарды были изгнаны из Испании и двигались через всю Европу, далее получили фамилии в зависимости от места осёдлости, то получается что аналогичные фамилии могли получить как сефарды, так и ашкенази?
Только вот теперь для меня точно непонятно как по фамилии понять кто сефард, а кто ашкенази?!
Действительно, после изгнания в 1492 г. из Испании и через 5 лет из Португалии, те евреи, которые не крестились, распространились по тем странам, которые их принимали. Но речь идет, прежде всего, о странах, где на тот момент не было ашкеназов: Османская империя (нынешние Турция, Греция, Болгария, Босния-Сербия) + Марокко. Италия - единственная страна, где одновременно оказались и ашкеназы, и сефарды (+ итальянские евреи, предки которых здесь жили еще со времен Древнего Рима). Через сто и более лет часть потомков крестившихся сефардов (марраны) выехали из Иберийского полуострова в Амстердам, Лондон, юго-западную Францию (Бордо-Байон), Италию (Ливорно, Пиза, Генуя и т.д.) и г. Алтона (ныне часть Гамбурга). В последующие годы в Алтоне и Амстердаме оказались и ашкеназы тоже, но у марранов - специальные фамилии, по которым их, как правило, легко опознать (Спиноза, Дакоста, Мендес, Родригес и т.д.). Часть сефардов из Османской империи приехала в г. Замостье, где в тот момент еще не было ашкеназской общины, а когда она возникла, то исчезла местная сефардская община (часть ее слилась с местными ашкеназами, а часть, возможно, вернулась в Османскую империю). В Германию, Чехию и Польшу-Литву попадали лишь отдельные сефарды: никаких сефардских общин в этих странах никогда не было, за исключением Гамбурга-Алтоны [до конца 18 в.] и Замостья [до середины 17 в. ]. Oни растворялись в ашкеназской массе. Таким образом, ВСЕ евреи, которые жили в 19-20 в.в. в Восточной и Центральной Европе были ашкеназы, и очень мало у кого из них часть предков была сефардами. В Крыму никогда сефардских общин не было. Были крымчаки, в общину которых в течение веков влились некоторые сефардские и некоторые ашкеназские семьи.

Единственная страна в Европе, где есть, действительно, сложности при попытке отличить сефардские семьи от ашкеназских - это Италия. Если мы встречаем фамилию, образованную от названия итальянского города (Модильяни, Понтекорво, Сончино, Вольтерра, Романо) то ничего о ее происхождении а приори сказать нельзя Во всех других странах таких сложностей нет, т.к. или (а) в них было подавляющее большинство или сефардов, или ашкеназов, или (б) как в Голландии и Англии, у сефардов и у ашкеназов - совсем разные фамилии.

Аватара пользователя
Elena G.
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 04.11.2010
Откуда: Canberra, Australia
Has thanked: 618 times
Been thanked: 577 times
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2745 Elena G. » 07 июн 2014, 11:52

Добрый день, Александр!
Я тут помогала своим друзьям - австралийским аборигенам по фамилии Samardin/Sarmardin - выяснить происхождение их предка, от которого они получили эту фамилию. Предок вроде бы был с Явы и приехал в Австралию в конце 19 века. Когда мы начали искать эту фамилию на Ancestry.com, оказалось, что в Америке были евреи из России с фамилией Samardin. В пассажирских списках она написана очень четко, место происхождения - Жлобин. У Вас в словаре я такой фамилии не нашла.

Меня интересует происхождение этого слова. Может быть в основе его какой-то древний арабско-еврейский корень, который дал основание для фамилии и русским еврееям и яванским малайцам-мусульманам?
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул

Александр Бейдер
Сообщения: 5662
Зарегистрирован: 07.09.2009
Откуда: Париж
Has thanked: 57 times
Been thanked: 2606 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2746 Александр Бейдер » 07 июн 2014, 12:27

Elena G. писал(а):Я тут помогала своим друзьям - австралийским аборигенам по фамилии Samardin/Sarmardin - выяснить происхождение их предка, от которого они получили эту фамилию. Предок вроде бы был с Явы и приехал в Австралию в конце 19 века. Когда мы начали искать эту фамилию на Ancestry.com, оказалось, что в Америке были евреи из России с фамилией Samardin. В пассажирских списках она написана очень четко, место происхождения - Жлобин. У Вас в словаре я такой фамилии не нашла.

Меня интересует происхождение этого слова. Может быть в основе его какой-то древний арабско-еврейский корень, который дал основание для фамилии и русским еврееям и яванским малайцам-мусульманам?
В моем словаре есть следующие фамилии из Рогачевского уезда (Жлобин был внутри него), по-видимому, фонетические варианты одной и той же: Самородин, Смордин и (из соседнего Бобруйского уезда) Смородин. Американцы - родственники одной из веток этой семьи.

Конечно, корень еврейской фамилии - слово "смородина" (не непосредственно, а через топоним). Частичное совпадение с фамилией яванцев - пример чистой фонетической случайности. Заметьте, что все звуки в этих фамилиях - достаточно обычные, и такие сочетания встречаются в разных совершенно независимых языках.
Последний раз редактировалось Александр Бейдер 07 июн 2014, 13:44, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Elena G.
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 04.11.2010
Откуда: Canberra, Australia
Has thanked: 618 times
Been thanked: 577 times
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2747 Elena G. » 07 июн 2014, 12:55

albeider писал(а):В моем словаре есть следующие фамилии из Рогачевского уезда (Жлобина был внутри него), по-видимому, фонетические варианты одной и той же: Самородин, Смордин и (из соседнего Бобруйского уезда) Смородин. Американцы - родственники одной из веток этой семьи.

Конечно, корень еврейской фамилии - слово "смородина" (не непосредственно, а через топоним). Частичное совпадение с фамилией яванцев - пример чистой фонетической случайности. Заметьте, что все звуки в этих фамилиях - достаточно обычные, и такие сочетания встречаются в разных совершенно независимых языках.
Большое спасибо!
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2612 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2748 Юлия_П » 07 июн 2014, 15:21

albeider писал(а):Действительно, после изгнания в 1492 г. из Испании и через 5 лет из Португалии, те евреи, которые не крестились, распространились по тем странам, которые их принимали. Но речь идет, прежде всего, о странах, где на тот момент не было ашкеназов: Османская империя (нынешние Турция
А как переселялись в турецкие владения ашкеназы - они образовывали свои отдельные общины или сливались с сефардами?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Александр Бейдер
Сообщения: 5662
Зарегистрирован: 07.09.2009
Откуда: Париж
Has thanked: 57 times
Been thanked: 2606 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2749 Александр Бейдер » 07 июн 2014, 17:10

Юлия_П писал(а):А как переселялись в турецкие владения ашкеназы - они образовывали свои отдельные общины или сливались с сефардами?
Честно говоря, я никогда не видел упоминаний об ашкеназских общинах на территории современной Турции. Безусловно, отдельные ашкеназы туда попадали, и, аналогично сефардам в Восточной Европе, они сливались с местными (которые, в свою очередь, были смесью из сефардов + иммигрантов из Италии + тех, которые здесь жили уже много веков [т.н. "романиоты"]). Вполне возможно, что в XIX-XX в.в. уже были созданы какие-то новые, чисто ашкеназские, общины, но это уже было слишком "недавно", надо выяснять у специалистов по новейшей еврейской истории...

Аватара пользователя
Jorge
Сообщения: 6182
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Been thanked: 200 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2750 Jorge » 07 июн 2014, 20:19

Юлия_П писал(а):
albeider писал(а):Действительно, после изгнания в 1492 г. из Испании и через 5 лет из Португалии, те евреи, которые не крестились, распространились по тем странам, которые их принимали. Но речь идет, прежде всего, о странах, где на тот момент не было ашкеназов: Османская империя (нынешние Турция
А как переселялись в турецкие владения ашкеназы - они образовывали свои отдельные общины или сливались с сефардами?
В Османскую империю, благодаря её относительно благоприятным законам в отношении евреев, стекались евреи из многих европейских стран. Довольно естественно, что люди приезжали не только отдельными семьями, но и большими группами, способными создать свои собственные общины. Например, большое количество ашкеназских евреев было изгнано в 15 веке из Баварии и расселилось по городам Османской империи. Во многих случаях образованные таким общины существовали самостоятельно, не смешиваясь с другими общинами. В крупных городах империи (Стамбул, Иерусалим, Салоники, София) в течение долгого времени сосуществовали многочисленные общины - сефардов, ашкеназов, романиотов, марранов и даже караимов и принявших ислам саббатианцев. Их разделяли как язык, так и религиозные традиции. Характерно, что во многих случаях имелось множество отдельных общин сефардов, прибывших из разных стран. Даже они предпочитали жить автономно друг от друга. Единственным связующим звеном было то, что для турецкой адиминстрации все евреи были единой общиной, во главу которой, как правило, назначали одного главного раввина.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2612 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2751 Юлия_П » 07 июн 2014, 22:47

JorgeDelCaminoReal писал(а):В Османскую империю, благодаря её относительно благоприятным законам в отношении евреев, стекались евреи из многих европейских стран. Довольно естественно, что люди приезжали не только отдельными семьями, но и большими группами, способными создать свои собственные общины. Например, большое количество ашкеназских евреев было изгнано в 15 веке из Баварии и расселилось по городам Османской империи. Во многих случаях образованные таким общины существовали самостоятельно, не смешиваясь с другими общинами. В крупных городах империи (Стамбул, Иерусалим, Салоники, София) в течение долгого времени сосуществовали многочисленные общины - сефардов, ашкеназов, романиотов, марранов и даже караимов и принявших ислам саббатианцев. Их разделяли как язык, так и религиозные традиции. Характерно, что во многих случаях имелось множество отдельных общин сефардов, прибывших из разных стран. Даже они предпочитали жить автономно друг от друга. Единственным связующим звеном было то, что для турецкой адиминстрации все евреи были единой общиной, во главу которой, как правило, назначали одного главного раввина.
Очень интересно, спасибо. Видимо, всё дело в численной значительности групп переселенцев. Например, известно, что все веками приезжавшие в Крым асссимилировались крымчаками и вливались в их общину. А когда в XIX в. усилился приток ашкеназов, то они уже создали собственные общины. В то же время в Карасубазаре, где компактно проживало самое большое количество крымчаков, ашкеназы влились в существовавшую там неашкеназскую общину. Но общая тенденция в то время была именно на создание новых общин.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2612 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2752 Юлия_П » 08 июн 2014, 00:49

albeider писал(а):
Юлия_П писал(а):Пытаясь свести мою одесскую базу с последним документом (ревизией 1816 года), нашла единственную хоть как-то подходящую запись: Злочко. Год причисления и имя совпадают, год рождения отличается всего на 3 года (бывает и большая погрешность). Такой вариант возможен?
Если, действительно, данные совпадают, то, получается, что Ваша первоначальная гипотеза (Изьлочко / Изьлючко) может быть верной. Странный случай, особенно, мягкий знак после "з" (добавление "И" (или "А") в начале слова перед двумя согласными в украинском и белорусском - нередкое явление).
В результате фамилия стала ИЗЛЮЧКА - так она пишется в более поздних документах.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Александр Бейдер
Сообщения: 5662
Зарегистрирован: 07.09.2009
Откуда: Париж
Has thanked: 57 times
Been thanked: 2606 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2753 Александр Бейдер » 08 июн 2014, 01:59

JorgeDelCaminoReal писал(а):большое количество ашкеназских евреев было изгнано в 15 веке из Баварии и расселилось по городам Османской империи. Во многих случаях образованные таким общины существовали самостоятельно, не смешиваясь с другими общинами. В крупных городах империи (Стамбул, Иерусалим, Салоники, София) в течение долгого времени сосуществовали многочисленные общины - сефардов, ашкеназов
Это - достаточно неожиданная, интересная и очень малоизвестная информация (за исключением, конечно, Иерусалима). Не можете подсказать, где Вы видели данные, которые говорят о
(1) массовой эммиграции из Баварии в Османскую империю;
(2) наличии ашкеназских общин в Стамбуле (до ХIХ в.) и Салониках? До Стамбула я еще не "добрался", но историю общины г. Салоники я уже смотрел достаточно подробно, и, например, в самой детальной книге по этому вопросу (Molho, Michael. 1991. Les synagogues de Salonique) рассказано о нескольких десятках синагог, все они - или сефардские (Кастильские, Каталонские, Арагонские, с Майорки), марранские, итальянские (включая Сицилию и Калабрию) или магрибские; никакого намека на ашкеназов - нет (за исключением тех, которые влились в общины северной Италии, прежде всего, Венеции, прежде чем уехать в Салоники, но уже не в качестве ашкеназов) .

Александр Бейдер
Сообщения: 5662
Зарегистрирован: 07.09.2009
Откуда: Париж
Has thanked: 57 times
Been thanked: 2606 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2754 Александр Бейдер » 08 июн 2014, 02:01

Юлия_П писал(а):В результате фамилия стала ИЗЛЮЧКА - так она пишется в более поздних документах.
На Ваш взгляд, сомнений в существовании этой фамилии - нет? Иначе говоря, можно вписывать в мой файл с Одессой в качестве географии?

Аватара пользователя
Jorge
Сообщения: 6182
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Been thanked: 200 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2755 Jorge » 08 июн 2014, 05:31

albeider писал(а):
JorgeDelCaminoReal писал(а):большое количество ашкеназских евреев было изгнано в 15 веке из Баварии и расселилось по городам Османской империи. Во многих случаях образованные таким общины существовали самостоятельно, не смешиваясь с другими общинами. В крупных городах империи (Стамбул, Иерусалим, Салоники, София) в течение долгого времени сосуществовали многочисленные общины - сефардов, ашкеназов
Это - достаточно неожиданная, интересная и очень малоизвестная информация (за исключением, конечно, Иерусалима). Не можете подсказать, где Вы видели данные, которые говорят о
(1) массовой эммиграции из Баварии в Османскую империю;
(2) наличии ашкеназских общин в Стамбуле (до ХIХ в.) и Салониках? До Стамбула я еще не "добрался", но историю общины г. Салоники я уже смотрел достаточно подробно, и, например, в самой детальной книге по этому вопросу (Molho, Michael. 1991. Les synagogues de Salonique) рассказано о нескольких десятках синагог, все они - или сефардские (Кастильские, Каталонские, Арагонские, с Майорки), марранские, итальянские (включая Сицилию и Калабрию) или магрибские; никакого намека на ашкеназов - нет (за исключением тех, которые влились в общины северной Италии, прежде всего, Венеции, прежде чем уехать в Салоники, но уже не в качестве ашкеназов) .
Александр, Вы меня засмущали. Я привык думать, что, если Вы чего-то не знаете, то этого и нет. Несомненно, Ваши знания обширны, в том числе и в обсуждаемом вопросе. Я не знаком с книгой уважаемого Михаэля Мольо, но он сефард и пишет о чём знает, о сефардах. Возможно, что ашкеназские синагоги до наших дней не сохранились, так что ему не о чем писать. Зато в ЭЕЭ я нашёл ряд статей, подтверждающих мои слова.

Салоники: http://www.eleven.co.il/article/13664...В 1470 г. в Салоники прибыла большая группа переселенцев из Баварии; они положили начало ашкеназской общине города...
...В городе насчитывалось до 30 самостоятельных общин, из них лишь одна романиотская и одна ашкеназская; остальные объединяли различные группы сефардов или выходцев из Италии...

Стамбул: http://www.eleven.co.il/article/13936 ...Во второй половине 15 в. в город, где до этого жили почти исключительно романиоты, начали стекаться ашкеназы: в 1460-х гг. — из некоторых районов Баварии (откуда они были изгнаны герцогом Людвигом IX), позднее — из других германских государств, особенно из Австрии, а также из Венгрии...
...Романиоты, ашкеназы и итальянские евреи образовывали во второй половине 15 в. отдельные общины, однако османская администрация рассматривала эти общины как единую автономную религиозно-административную единицу...
...сефарды ассимилировали романиотов (но не ашкеназов)...

Бавария: http://www.eleven.co.il/article/10371 ...В 1442–51 гг. евреи были вновь постепенно изгнаны с территории всего герцогства и не возвращались сюда до конца 17 в...

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2612 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2756 Юлия_П » 08 июн 2014, 10:38

albeider писал(а):
Юлия_П писал(а):В результате фамилия стала ИЗЛЮЧКА - так она пишется в более поздних документах.
На Ваш взгляд, сомнений в существовании этой фамилии - нет? Иначе говоря, можно вписывать в мой файл с Одессой в качестве географии?
Насколько я помню, Вы вписываете в словарь те фамилии, которые встретились Вам у 2х и более носителей? Тут же речь об одной семье. Но на протяжении периода как минимум с 1816 по 1855 они встречаются неоднократно (в разных вариациях, первоначальная форма, возможно, Злочко). Очень хотелось бы найти их еврейскую подпись, но, увы, они были неграмотными.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Александр Бейдер
Сообщения: 5662
Зарегистрирован: 07.09.2009
Откуда: Париж
Has thanked: 57 times
Been thanked: 2606 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2757 Александр Бейдер » 08 июн 2014, 12:02

Jorge, cпасибо! Вполне возможно, что данная информация - правдивая, но из приводимых цитат трудно утверждать что-либо с уверенностью касательно моих вопросов относительно Салоник и Баварии. В связи с моей работой с источниками, я уже привык относиться критически к статьям в энциклопедиях. Они написаны совершенно конкретными людьми, и то, что они пишут, сильно зависит от темперамента автора, его литературного таланта, желания дать наиболее полное и красочное описание, экстраполируя те крохи фактической информации, которые имеются, или, наоборот, его чрезвычайной щепетильностью и желанием писать только об элементах, которые являются фактическими, ничего не додумывая от себя. Например, информация о высылке из Баварии, несомненно, - фактическая; существуют копии законoв и отсутствие упоминаний евреев на этой территории после законов. С вопросом о том, куда они уехали, уже гораздо сложнее. Когда я читаю, что в "1470 г. в Салоники прибыла большая группа переселенцев из Баварии", то ясно, что существует какой-то источник, который указывает о приезде в Салоники по-крайней мере одного еврея, который был баварского происхождения. По поводу остальных деталей возникают вопросы:
1) Что означает слово "большая"? Известно ли хотя бы одно конретное имя?
2) Где это данные баварские евреи "шлялись" в течение 20 лет после высылки? Неужели какой-то баварский Моисей водил их все эти годы по Средиземноморью?
3) Откуда автор статьи взял эту информацию? Например, он мог ее позаимствовавть у несерьезного автора. Во время моего анализа ранней истории ашкеназов, мне не раз приходилось сталкиваться со случаями, когда автор X делал цитату из автора Y; я смотрел источник Y и видел, что Y цитирует Z; смотрел Z и видел, что Z вообще не указывает своего источника и что у него была хорошо развита фантазия...

Исходя из этих соображений, когда я читаю следующий типично литературный пассаж: “Во второй половине 15 в. в город...начали стекаться ашкеназы: в 1460-х гг. — из некоторых районов Баварии..., позднее — из других германских государств, особенно из Австрии, а также из Венгрии”, то я это трактую следующим образом:
(а) исходя из различного рода факторов (географических, административных, легальных), туда могли приехать евреи из Баварии, Австрии, Венгрии и других провинций,
(б) имеется документальное свидетельство о том, что из Австрии туда "стëкся" по крайней мере один еврей или одно семейство (этим и объясняется наличие слова "особенно" в исходной цитате).

Постепенно я выработал некую шкалу достоверности. С одной стороны, есть фактические данные, которым, безусловно, можно доверять: например, книги, в которых архивисты опубликовали оригинальные источники (“Регесты и надписи” по России, Aronius по Германии). С другой стороны, есть конкретные авторы. Например, если о чем-то пишет Меир Балабан или авторы сборников “Germania Judaica”, то им полностью можно доверять: они опираются на архивные источники, достоверность которых они проверили, и если что-то экстраполируют, то об этом говорят напрямую. Сюда же следует отнести описание М. Молхо синагог г. Салоники с указанием для каждой нескольких десятков семей, которые здесь молились (для этого данный раввин работал в архивах соответствующих синагог, у него, безусловно, не было задачи проигнорировать ашкеназов). Но уже, например, Дубнов (автор - очень серьезный и которому, как правило, можно доверять) нередко добавляет от себя, т.к. ему это нужно для его общей концепции еврейской истории; он всегда называл себя прежде всего литератором...

Поймите меня правильно. Я вовсю не утверждаю, что информация, которую Вы процитировали – не достоверна. Я просто хотел указать на то, что если интересует фактическая сторона истории, то к данным подобного рода нужно подходить критически.

Аватара пользователя
Jorge
Сообщения: 6182
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Been thanked: 200 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2758 Jorge » 08 июн 2014, 13:20

Александр, Вы в своё время выразили доверие семейному преданию о голландском садовнике Ван Шенке (или Схенке) на основании только того, что её трудно было выдумать. В данном случае мне тоже нелегко отмахнуться от высказываний, подтверждаемых разными статьями, написанными, возможно, разными авторами, потому что в статьях приводятся подробности, которые трудно выдумать (а, главное - зачем). Действительно, в этой энциклопедии не указывают источник информации. На мой взгляд, это не означает, что источника нет. Были ли в Османской империи общины из Баварии - мне сказать трудно, но я не вижу повода такое сочинять с конкретными цифрами, да ещё в разных статьях. Меня совсем не напрягает временной промежуток между высылкой евреев из Баварии и появлением их в Салониках и Стамбуле. Мало ли, где они кантовались в это время. Мало ли почему обстоятельства или люди их погнали дальше. Куда больший протест у меня вызовет заявление, что этого не было и не могло быть, потому что не сохранилось доказательств. (Или даже так - потому что заявляющий о таких доказательствах не знает). Вот не знаю, почему Мольо не назвал ашкеназскую синагогу. Либо он вообще не считал ашкеназов достойными упоминания, либо на момент написания им книги ашкеназской синагоги уже не было. Либо энциклопедия врёт, и никаких ашкеназов там отродясь не было. Такую версию я, с моей интуицией, поставлю на третье место после первых двух.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2612 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2759 Юлия_П » 08 июн 2014, 15:36

К сожалению, я практически незнакома с историей до конца XVIII в. Но работая с огромным количестом архивных источников и сравнивая архивные данные с тем, что пишут уважаемые исследователи в книгах, я очень хорошо понимаю отношение Александра к первоисточникам и цитатам. Элементарный пример (думаю, я о нём уже когда-то упоминала, т.к. он меня в своё время возмутил до глубины души). Некий английский путешественник Р. Лайалл путешествовал по Новороссии в 1823 г. и вскоре издал книгу воспоминаний об увиденном. Одесские евреи его не впечатлили. Он написал, что Одесса была прибежищем для всякого рода сброда. Упоминал о 300 семьях, преимущественно из Галиции, которые поселились в Одессе. Мне вот уже долгое время не даёт покоя вопрос - откуда взята эта цифра, из каких документов? Особенно потому, что она весьма странная: к 1823 г. в Одессе было значительно больше, чем 300 семей евреев.
Но дело даже не в этом. Американская исследовательница П. Херлихи взяла эту цитату и написала, что уже в конце XVIII в. в Одессу переселилось 300 семей евреев из города Броды, а С. Ципперштейн приписал эту цифру бродским купцам, прибывшим в Одессу после 1820 г. Оба ссылаются именно на эту фразу Лайалла. И оба ошибаются. И если данные Ципперштейна можно "притянуть за уши", то Херлихи, мягко говоря, дезинформирует читателей, поскольку активное переселение евреев в Одессу началось позднее.

В то же время, читая ту же Херлихи, складывается впечатление, что евреи не внесли значительной лепты в становление и развитие Одессы, что по крайней мере до второй половины XIX в. они себя никак не проявляли. В её книге о евреях практически ничего не написано, хотя ни для кого не секрет, что евреи сделали очень много для города (в частности, именно они были лидерами транзитной торговли, которая приносила огромные прибыли). А всё потому, что история Одессы автором рассматривалась сквозь призму хлебной торговли. И вывод автора: раз евреи не были крупными экспортёрами до второй половины XIX в., то и проку тут от них никакого не было.
Впрочем, по её мнению, в Одессе не было и украинцев. Хотя мещанство города уже в 1816 г. состояло из значительного числа "малоросов", а вот великоросов тут было не так много, как хотелось бы сейчас некоторым политическим деятелям. Только чтобы это узнать, надо пересмотреть ревизии 1811-1816 гг. и разные документы о причислении в одесское мещанство, а кто этим будет заниматься? Гораздо проще взять готовые цифры переписи 1897 г. - и делать по ней весьма сомнительные выводы.
Это я к тому, что автор по разным соображениям мог какую-то информацию выпустить из виду. И если о чём-то не написали, то нельзя с уверенностью говорить, что этого не было.

Среди приезжавших в XIX в. в Россию турецких евреев бросаются в глаза как минимум 2 разные группы. Одна из них - явные ашкеназы, а вторые - то ли сефарды, то ли какие-то другие турецкие евреи.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2612 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2760 Юлия_П » 08 июн 2014, 21:44

Юлия_П писал(а):на протяжении периода как минимум с 1816 по 1855 они встречаются неоднократно (в разных вариациях, первоначальная форма, возможно, Злочко). Очень хотелось бы найти их еврейскую подпись, но, увы, они были неграмотными.
Ещё одна форма - Излуцка, но всё-таки чаще - Излючка. Кстати, два брата из этой семьи были портными.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13205
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Украина
Has thanked: 1604 times
Been thanked: 2612 times

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#2761 Юлия_П » 09 июн 2014, 00:39

Ецехель и Хаскель - могут быть одним именем?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.

Ответить

Вернуться в «Еврейские фамилии. Справочники и обсуждение»