Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Модератор: MCB
- Kaaskop
- Администратор
- Сообщения: 7685
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Has thanked: 83 times
- Been thanked: 410 times
- Контактная информация:
Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Некоторое время назад у нас возникла потребность задать уточняющие вопросы А. Бейдеру, автору книг по ономастике, в частности, "Словаря еврейских фамилий Российской Империи", " Словаря еврейских фамилий Царства Польского", "Словаря еврейских фамилий Галиции".
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
В этой теме сконсолидированы наши вопросы и ответы А. Бейдера.
На первых страницах темы - много важных уточнений и обсуждений общего характера, и их полезно изучить каждому. Последние страницы темы в основном посвящены более конкретным вопросам, не относящимся к конкретным словарям. Поскольку Ал. Бейдер теперь лично курирует словарные темы, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ использовать ссылку "Происхождение фамилии" в шапке форума, и после этого задавать вопросы о конкретных фамилиях в конкретных темах.
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Ну, надо же где-то зарегистрировать. Иначе это уклонение от уплаты налогов.Nison писал(а):Запись странная, потому что таких, кто не делал обрезание (при этом не был выкрестом) почти не было. А уж регистрация в книге синагоге...![]()
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
ДА ему просто метрика нужна была для школы и т. п.Женя Вайнштейн писал(а):Ну, надо же где-то зарегистрировать. Иначе это уклонение от уплаты налогов.Nison писал(а):Запись странная, потому что таких, кто не делал обрезание (при этом не был выкрестом) почти не было. А уж регистрация в книге синагоге...![]()
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, а есть ли связь между фамилиями Адер и Адерер? В смысле, может ли первая быть связанной с профессией менакера, как и вторая? И не пересекаются ли места, где они вам встречались? В смысле, не может ли Адер быть усечённым Адерером?
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2628 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Женя, а где Вы встречали эти фамилии? Я лично встречал только Адер, причем не в Черте Оседлости, а в Царстве Польском и Галиции. В обоих случаях я скорее думаю об искусственной фамилии "вена", присвоенной австрийскими или прусскими чиновниками, чем о намеке на профессию менакера. Если бы я встретил в этих же регионах (Галиция и южная Польша) Адерер, то я тоже скорее бы подумал об искусственной фамилии, ведь здесь очень часто давали фамилии, практически, от любого немецкого слова без всяких суффиксов / дополнительных элементов или с -ер или -ман на конце. И, конечно, в одних и тех же семьях люди, в принципе, могли называться в разных документах и без суффикса, и с -ер, и с -ман...Женя Вайнштейн писал(а):Александр, а есть ли связь между фамилиями Адер и Адерер? В смысле, может ли первая быть связанной с профессией менакера, как и вторая? И не пересекаются ли места, где они вам встречались? В смысле, не может ли Адер быть усечённым Адерером?
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, когда турецким евреям давали фамилии?
В конце 18-начале 19 в. в Турцию из Галиции и России бежало много евреев. Часть из них приехала с фамилиями, а часть - без. Турецкие евреи в основном не имели фамилий, они именовались просто по имени отца без всяких суффиксов. Что произошло с теми, кто прибыл с фамилиями? Потеряли ли эти евреи фамилии по примеру окружающих местных евреев или сохранили их? Могли ли турецкие евреи принять фамилии в конце 19-го века в России или в этом не было необходимости?
В конце 18-начале 19 в. в Турцию из Галиции и России бежало много евреев. Часть из них приехала с фамилиями, а часть - без. Турецкие евреи в основном не имели фамилий, они именовались просто по имени отца без всяких суффиксов. Что произошло с теми, кто прибыл с фамилиями? Потеряли ли эти евреи фамилии по примеру окружающих местных евреев или сохранили их? Могли ли турецкие евреи принять фамилии в конце 19-го века в России или в этом не было необходимости?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2628 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
До закона 1934 г. в Турции никто не был обязан иметь наследственную фамилию. Большинство евреев, впрочем, имело фамилии уже в течение нескольких веков (часть из этих фамилий возникли еще до изгнания 1492 г., т.е. на территории Иберийского полуострова). Но в ситуации, когда легально ничто не заставляет фамилию не то что даже сохранять в неизмененном виде, но даже просто иметь, возможны любые вольности. Ашкеназы-беженцы могли в Турции сохранять или запросто "забывать" свои фамилии, принятые в Восточной Европе. Наверное, и турецкие евреи могли принимать фамилии, находясь в России.Юлия_П писал(а):Александр, когда турецким евреям давали фамилии?
В конце 18-начале 19 в. в Турцию из Галиции и России бежало много евреев. Часть из них приехала с фамилиями, а часть - без. Турецкие евреи в основном не имели фамилий, они именовались просто по имени отца без всяких суффиксов. Что произошло с теми, кто прибыл с фамилиями? Потеряли ли эти евреи фамилии по примеру окружающих местных евреев или сохранили их? Могли ли турецкие евреи принять фамилии в конце 19-го века в России или в этом не было необходимости?
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Спасибо. А старые фамилии турецких евреев отличаются от привычных нам ашкеназских? Знаю, что у них были Шоры, которые были потом и в Галиции, но много ли было таких совпадений?albeider писал(а):До закона 1934 г. в Турции никто не был обязан иметь наследственную фамилию. Большинство евреев, впрочем, имело фамилии уже в течение нескольких веков (часть из этих фамилий возникли еще до изгнания 1492 г., т.е. на территории Иберийского полуострова). Но в ситуации, когда легально ничто не заставляет фамилию не то что даже сохранять в неизмененном виде, но даже просто иметь, возможны любые вольности. Ашкеназы-беженцы могли в Турции сохранять или запросто "забывать" свои фамилии, принятые в Восточной Европе. Наверное, и турецкие евреи могли принимать фамилии, находясь в России.
Вообще, турецкие евреи попадаются такие разношёрстные... Например, Вильям Майерс в 1860-е годы.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2628 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
1. Фамилии у турецких евреев, в основном, - типично сефардские, образованные на основе испанского, (реже) арабского, др.-еврейского, (более поздний слой) итальянского, плюс (самый молодой слой) турецкого. Несколько примеров: Альгази, Амато, Ардитти, Бенвенисте, Галанте, Кордоверо, Франко, Хабиб, Эфенди, Яхья (есть, конечно, и Cоhеn и Леви).Юлия_П писал(а):А старые фамилии турецких евреев отличаются от привычных нам ашкеназских? Знаю, что у них были Шоры, которые были потом и в Галиции, но много ли было таких совпадений? Вообще, турецкие евреи попадаются такие разношёрстные... Например, Вильям Майерс в 1860-е годы.
2. Никогда не встречал фамилию Шор у евреев Оттоманской империи (да и сефардов в целом). Это - типично ашкеназская раввинская фамилия, идущая (по семейной легенде) из средне-вековой северной Франции. В Красной Руси (будущей Галиции) Шоры были знаменитой раввинской династией уже в 17 в. Возможно, "Ваш" Шор - один из представителей этой ашкеназской семьи, каким-то образом в какой-то момент приобретший турецкое подданство (например, в Палестине). Вильям Майерс - это уже английский еврей (из одной из английских колоний в Восточном Средиземноморье?), каким-то образом получивший турецкое гражданство.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, спасибо. Дело в том, что практически ВСЕ попадавшиеся мне на территории РИ турецкоподданные евреи имеют либо чисто ашкеназские фамилии (очень привычные мне после "общения" с австрийскими и одесскими евреями), либо имеют фамилии в виде мужского имени без суффиксов. У меня есть полные списки всех иностранноподданных евреев, проживавших в Новороссийском крае в 1881 годом (за исключением Одессы по какой-то загадочной иронии) - много тысяч, так что статистика у меня достоверная.
Фамилии типа Эфенди мне попадались в смешанных документах (то есть там были и евреи, и неевреи) в Крыму - и я по дремучести отнесла их к караимам, а вообще всегда считала, что они имеют какое-то мусульманское происхождение
(в современной Одессе есть фамилия Эфендиев). А в документах евреев такие фамилии - очень большая редкость. Вот все фамилии турецкоподданных евреев, проживавших в Бердянском уезде (в той местности вообще иностранцев было мало - не то, что в Бессарабии): Липсон, Розенталь, Мошкович, Браштейн, Ясеф, Фрейман, Гринберг, Файнберг.
Насчёт Шоров Вы правы - ошиблась, они мне попадались среди старых румынских фамилий
.
Если действительно все исконно турецкие евреи имеют другие фамилии, то это означает, что в Россию приезжали те турецкоподданные, кто ранее приехал в Турцию из других стран (Австрия, Румыния/Молдавия, Россия).
В статье про Остапа Бендера http://myreklama.com/myreklama/index.ph ... &Itemid=28 вычитала такое:
. Хотя по годам не совсем сходится.id=252%3A2009-08-19-19-58-08
Фамилии типа Эфенди мне попадались в смешанных документах (то есть там были и евреи, и неевреи) в Крыму - и я по дремучести отнесла их к караимам, а вообще всегда считала, что они имеют какое-то мусульманское происхождение

Насчёт Шоров Вы правы - ошиблась, они мне попадались среди старых румынских фамилий

Если действительно все исконно турецкие евреи имеют другие фамилии, то это означает, что в Россию приезжали те турецкоподданные, кто ранее приехал в Турцию из других стран (Австрия, Румыния/Молдавия, Россия).
В статье про Остапа Бендера http://myreklama.com/myreklama/index.ph ... &Itemid=28 вычитала такое:
Наверняка доля правды в этом имеетсяКак и в любой эмиграции, среди энтузиастов и тружеников, приехавших в Палестину, затесались и нечистоплотные особи, которые, например, покупали за бесценок заболоченные или веками необрабатываемые участки земли и предоставляли счёта на оплату как за нормальные площади, наживаясь на этом. Со временем они, получив за «приличное вознаграждение» турецкие паспорта, вернулись в Одессу, где вели разгульную жизнь, посещая дорогие рестораны, казино, бордели и бильярдные. Одесские хохмачи презрительно нарекли их кличкой «турецко-подданные», ставшей впоследствии нарицательной.

На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 3850
- Зарегистрирован: 23.11.2011
- Откуда: Беэр-Шева, Израиль
- Has thanked: 2934 times
- Been thanked: 1971 time
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Юля!
Попался среди еврее Перекопской синагоги турецкоподданный Дустровский Мойша,
жена Иохевед, сын Шлема. 60-е годы 19 ст.
Большинство фамилий 1860-1875 г. ашкеназийские, с германизированными окончаниями и
с окончаниями "ский", в т.ч. мои Шарогородские. Указаны места исхода, в основном Могилевская, Ковенская губ., есть из Гродно, даже из Одессы,
а также много из колоний Херсон. губ., кстати, есть Шор из Бобруйска.
Но встретились и такие фамилии, Деуэль, 1866 г., Ашкеназе, Барбумов.
В Крыму до завоеваний Россией Крыма проживали евреи-рабаниты с очень сложной историей, они появились там вместе с римлянами, но на протяжении 2-х тысячелетий община пополнялась евреями из разных стран, ( из Турции , типичная фамилия Измерли-
выходцы из Измира, Лехно - выходцы из Польши, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастро - выходцы из Италии и Испании, Гурджи - из Грузии, Ашкенази -из Германии, Токатли. Ханбули - из Малой Азии, ...). Их называют крымчаками, даже сейчас их немногочисленная, но дружная община проживает в Израиле. Это смешанная сефардско-ашкеназийская группа,
Кроме того там проживали с давних времен караимы. О них и о крымчаках много написано у Дубнова, а также в замечательной книге Феликса Канделя " Книга времен и событий", вот кое-что из нее, не цитирую полностью.
____________________________________________________________________________
Еще в 12 веке о них писал путешественник Петахия из Регенсбурга. Он обнаружил их в степях Северного Причерноморья, в землях "кедаров" - половцев и печенегов.( Не буду дальше пересказывать их историю, но замечу, (Л.Г.) ): в 1392 году литовский князь Витовт разбил крымских татар и угнал на север многих пленников, среди них и караимов. Так караимы появились в Троках, Луцке, Галиче, возле Львова, а потом они расселились и по другим городам Волыни, Подолии и Литвы.
В переписи 1552 года указаны" жидове, которые слывут караимове -
Авраам Шмойлович, Богдан Мошеевич, Нисан Родкевич, Моисей Агронович, Иегуда Данков сын".
____________________________________________________________________________
Эти две общины не смешивались. Затем в Крыму
появилась еще и община ашкеназийских евреев, у которых тоже появились свои синагоги.
Попался среди еврее Перекопской синагоги турецкоподданный Дустровский Мойша,
жена Иохевед, сын Шлема. 60-е годы 19 ст.
Большинство фамилий 1860-1875 г. ашкеназийские, с германизированными окончаниями и
с окончаниями "ский", в т.ч. мои Шарогородские. Указаны места исхода, в основном Могилевская, Ковенская губ., есть из Гродно, даже из Одессы,
а также много из колоний Херсон. губ., кстати, есть Шор из Бобруйска.
Но встретились и такие фамилии, Деуэль, 1866 г., Ашкеназе, Барбумов.
В Крыму до завоеваний Россией Крыма проживали евреи-рабаниты с очень сложной историей, они появились там вместе с римлянами, но на протяжении 2-х тысячелетий община пополнялась евреями из разных стран, ( из Турции , типичная фамилия Измерли-
выходцы из Измира, Лехно - выходцы из Польши, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастро - выходцы из Италии и Испании, Гурджи - из Грузии, Ашкенази -из Германии, Токатли. Ханбули - из Малой Азии, ...). Их называют крымчаками, даже сейчас их немногочисленная, но дружная община проживает в Израиле. Это смешанная сефардско-ашкеназийская группа,
Кроме того там проживали с давних времен караимы. О них и о крымчаках много написано у Дубнова, а также в замечательной книге Феликса Канделя " Книга времен и событий", вот кое-что из нее, не цитирую полностью.
____________________________________________________________________________
Еще в 12 веке о них писал путешественник Петахия из Регенсбурга. Он обнаружил их в степях Северного Причерноморья, в землях "кедаров" - половцев и печенегов.( Не буду дальше пересказывать их историю, но замечу, (Л.Г.) ): в 1392 году литовский князь Витовт разбил крымских татар и угнал на север многих пленников, среди них и караимов. Так караимы появились в Троках, Луцке, Галиче, возле Львова, а потом они расселились и по другим городам Волыни, Подолии и Литвы.
В переписи 1552 года указаны" жидове, которые слывут караимове -
Авраам Шмойлович, Богдан Мошеевич, Нисан Родкевич, Моисей Агронович, Иегуда Данков сын".
____________________________________________________________________________
Эти две общины не смешивались. Затем в Крыму
появилась еще и община ашкеназийских евреев, у которых тоже появились свои синагоги.
Последний раз редактировалось Любовь Гиль 26 май 2013, 17:13, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2628 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Фамилия Эф(ф)енди - это просто от турецкого слово, означающего "господин", т.е. эта фамилия и производные от нее (типа Эфендиев) - прежде всего, встречаются у мусульманских тюркоязычных народов. Я привел эту фамилию в моем списке только в качестве примера фамилии на основе турецкого, встречающейся в Турции и у евреев тоже (например, в Стамбуле в начале 20 в.).Юлия_П писал(а):Фамилии типа Эфенди мне попадались в смешанных документах (то есть там были и евреи, и неевреи) в Крыму - и я по дремучести отнесла их к караимам, а вообще всегда считала, что они имеют какое-то мусульманское происхождение(в современной Одессе есть фамилия Эфендиев).
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Александр, спасибо Вам за ценнейшие для меня консультации. Судя по всему, мой вывод относительно турецкоподданных евреев в РИ верный - коренных турецких евреев Россия не привлекала и сюда ехали в основном "транзитные турки", то есть просто каким-то образом получившие подданство Турции, но имевшие другие корни. Причины приезда в Россию австрийских или румынских/молдавских евреев понятны - это негативное отношение властей и нееврейского населения к евреям, антиеврейское законодательство и т.п. В Турции же такое, если и имело место, то ничуть не больше (а, скорее всего, меньше), чем в России, то есть видимых причин столь массового приезда в РИ турецких евреев я понять не могу, потому мне кажется, что эти турецкоподданные, на самом деле, никакие не турецкие евреи.albeider писал(а):Фамилия Эф(ф)енди - это просто от турецкого слово, означающего "господин", т.е. эта фамилия и производные от нее (типа Эфендиев) - прежде всего, встречаются у мусульманских тюркоязычных народов. Я привел эту фамилию в моем списке только в качестве примера фамилии на основе турецкого, встречающейся в Турции и у евреев тоже (например, в Стамбуле в начале 20 в.).
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Люба, спасибо! Данные из метрических книг (которые я тоже собираю) - это хороший способ отследить динамику переселения иностранных евреев в РИ. И они также являются хорошим источником фамилий. Действительно, большая часть иностранноподданных евреев второй половины 19-го века имеют совершенно обычные и привычные для нас ашкеназские фамилии.Любовь Гиль писал(а):Юля!
Попался среди еврее Перекопской синагоги турецкоподданный Дустровский Мойша,
жена Иохевед, сын Шлема. 60-е годы 19 ст.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Да, именно в Польше (Томашув Любельский и округе), и ещё во Львове ветвь той же семьи жила. С Адерерами, вроде, не пересекается особо. А какова вероятность, на ваш взгляд, что Адер - фамилия моногенетическая, ну, или почти? Не успела бы распространиться? Мне она ещё в Чехии или Словакии попадалась.albeider писал(а):Женя, а где Вы встречали эти фамилии? Я лично встречал только Адер, причем не в Черте Оседлости, а в Царстве Польском и Галиции. В обоих случаях я скорее думаю об искусственной фамилии "вена", присвоенной австрийскими или прусскими чиновниками, чем о намеке на профессию менакера.
- Nison
- Сообщения: 6586
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1086 times
- Контактная информация:
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
я вроде встречал адера в рф
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2628 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Сомнений в полигенетичности - нет, см. географию в Царстве Польском и Галиции:Женя Вайнштейн писал(а):Да, именно в Польше (Томашув Любельский и округе), и ещё во Львове ветвь той же семьи жила. С Адерерами, вроде, не пересекается особо. А какова вероятность, на ваш взгляд, что Адер - фамилия моногенетическая, ну, или почти? Не успела бы распространиться? Мне она ещё в Чехии или Словакии попадалась.
(1) Ader (Wyłkowyszki, Zamość, Lublin, Tomaszów, Kalisz, Łódź, Warsaw)
(2) Ader (Kraków, Tarnów, Jasło, Krosno, Lesko, Ropczyce, Rzeszów, Łańcut, Przemyśl, Jarosław, Lwów, Drohobycz, Żydaczów, Podhajce, Rohatyn, Tarnopol, Przemyślany)
Например, только в Царстве Польском: Томашув, Калиш и Вылковышки - явно три разные семьи.
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 28.05.2013
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
здравствуйте. помогите пожалуйста найти что-нибудь о семье Мирер - Смоленск. я знаю, что это была большая семья, но сейчас ничего не могу найти. Спасибо
-
- Сообщения: 5685
- Зарегистрирован: 07.09.2009
- Откуда: Париж
- Has thanked: 57 times
- Been thanked: 2628 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Юля, мне кажется, что пару дней тому назад Вы спрашивали про Коссодо, но вопрос куда-то исчез. Если (1) мне этот вопрос не померещился, и (2) я правильно запомнил фамилию, то попробую ответить.
Очень странная фамилия: никогда не встречал такую, ни у ашкеназов, ни у сефардов. Проверил списки караимов и крымчаков - там тоже ничего похожего нет. Единственная ассоциация (быть может, случайная) - фамилия Козодой, довольно распространенная на Украине и среди евреев, и среди неевреев. Не могли ли так "облагородить" (нарядить в "иностранную") банальную фамилию Козодой? Такие примеры есть, самый знаменитый: Гаркави от Гар(ь)кавый...
Очень странная фамилия: никогда не встречал такую, ни у ашкеназов, ни у сефардов. Проверил списки караимов и крымчаков - там тоже ничего похожего нет. Единственная ассоциация (быть может, случайная) - фамилия Козодой, довольно распространенная на Украине и среди евреев, и среди неевреев. Не могли ли так "облагородить" (нарядить в "иностранную") банальную фамилию Козодой? Такие примеры есть, самый знаменитый: Гаркави от Гар(ь)кавый...
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2616 times
Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы
Да, вопрос был. Наверное, неудачно переносились посты.albeider писал(а):Юля, мне кажется, что пару дней тому назад Вы спрашивали про Коссодо, но вопрос куда-то исчез. Если (1) мне этот вопрос не померещился, и (2) я правильно запомнил фамилию, то попробую ответить.
Очень странная фамилия: никогда не встречал такую, ни у ашкеназов, ни у сефардов. Проверил списки караимов и крымчаков - там тоже ничего похожего нет. Единственная ассоциация (быть может, случайная) - фамилия Козодой, довольно распространенная на Украине и среди евреев, и среди неевреев. Не могли ли так "облагородить" (нарядить в "иностранную") банальную фамилию Козодой? Такие примеры есть, самый знаменитый: Гаркави от Гар(ь)кавый...
Встретила я эту фамилию в двух разных документах, у двух разных людей, имевших разное подданство (австрийское и американское). Второй - Герман Изидорович Коссодо, бывший студент Харьковского университета, американец.
Сомнений в том, что эти люди евреи, у меня нет - это чисто еврейские документы, связанные с выселением евреев-иностранцев из Николаева в конце 19-го века.
В списке купцов-евреев Николаева за 1904 год (самого списка в оригинале не видела - только печатный вариант) есть Коссодо Зигмунд Срулевич (Сидорович). Подозреваю, что это и есть тот первый австриец Коссодо, которого хотели выслать в 1880-е. И ещё очень сильно притянуто за уши, но он может оказаться родственником американца (Срулевич - Сидорович - Исидорович).
В одесских документах (среди личных дел студентов университета) есть Коссодо Вильгельм Германович - национальность неизвестна.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.