Субботники

Модератор: oztech

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7601
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 00:54
Откуда: Israel
Поблагодарили: 32 раза
Контактная информация:

Субботники

#1 Сообщение mod970 » 15 сен 2009, 21:28

СУББОТНИКИ (в просторечии жидовствующие новые жиды), народное название секты иудействующих, возникшей на рубеже XVII-XVIIIвв. в центральных районах России в среде помещичьих крестьян. Факты, подтверждающие преемственную связь субботников с ересью жидовствующих XV-XVIвв., отсутствуют. Первые документальные сведения о субботниках относятся лишь к началу XVIIIв.. Субботники (под разными названиями) упоминаются в письмах 1700-х гг. публициста и экономиста И. Посошкова и в «Розыске о раскольничьей барынской вере...» (написан в 1709г., опубликован в 1745г.) митрополита Дмитрия Ростовского, который писал о сектантах-щельниках (на Дону): «... иже по-жидовски субботу постят». Конкретно о субботниках сообщалось лишь то, что они в религиозных целях празднуют не воскресенье, а субботу и отвергают почитание икон.

В 1770—80-е гг., как и во весь период царствования Екатерины II, благоприятный для сектантства, отмечается особенное распространение субботничества. Первые официальные данные о субботниках относятся к концу XVIIIв. Так, донской казак Косяков в 1797г., находясь на службе, «принял иудейскую веру» от местного учителя — субботника Филиппа Донского и по возвращении на Дон стал распространять новое вероучение. Вместе с братом он обратился к наказному атаману Войска Донского с ходатайством о свободном исповедании своей веры.

В начале XIX в. многие жители города Александрова на Кавказской линии (позже город Александровская Станция Ставропольской губернии) из купечества и мещанства по субботам уклонялись от исполнения общественных повинностей; составляя большинство населения, они добились освобождения от всяких работ в святой для них день (позже все население города было зачислено в Хоперский казачий полк). Однако подобное терпимое отношение администрации к субботникам было исключением. Когда в начале XIX в. стали открываться новые центры субботничества в губерниях, не входивших в черту оседлости (Московская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Архангельская, Пензенская, Саратовская, Ставропольская, Область Войска Донского), власти стали применять репрессивные меры. В Воронежской губернии в 1806г. была обнаружена группа субботников; большинство из них насильственно обратили в православие, а не сломленных «зачинщиков» сдали в солдаты (по официальным данным, в 1818 г. в Воронежской губернии было 503 субботника, в 1823г. – 3771, в 1889г. – 903). Обнаруженные в 1811г. в Тульской губернии (Каширский уезд) СУББОТНИКИ заявили, что веру свою «содержат издревле». Еще в 1805г. СУББОТНИКИ появились в Броницком уезде Московской губернии, в 1814г. возникло дело о субботниках в Орловской губернии (в городе Елец община субботников существовала с 1801г.), в 1818г.– в Бессарабской губернии (город Бендеры). В 1820г. решением кабинета министров пропагандисты из числа субботников города Бендеры были переселены в Кавказскую губернию, куда в том же году были высланы с семьями СУББОТНИКИ Екатеринослава.

После того, как министр духовных дел и народного просвещения князь А.Голицын подал представление, что евреи распространяют свое учение среди местного населения Воронежской губернии, последовало утвержденное Александром I положение кабинета министров «О недержании евреями в домашнем услужении христиан». В 1823г. министр внутренних дел граф В.Кочубей представил в кабинет министров записку о жидовствующих (то есть субботниках) и о мерах борьбы с этой сектой, которая, по его сведениям, насчитывала около 20тыс. человек в разных регионах России. По его предложению в 1825г. был издан синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». По этому указу всех распространителей ереси немедленно призывали в армию, а непригодных к военной службе ссылали на поселение в Сибирь; евреев изгоняли из уездов, в которых была обнаружена секта, и «впредь ни под каким предлогом пребывание их там» не дозволялось. Субботникам не выдавали паспорта, чтобы затруднить им передвижение по стране и, таким образом, общение с евреями; им запрещали молитвенные собрания и «исполнение обрядов обрезания, венчания, погребения и прочих, не имеющих сходства с православными». В результате этих преследований многие СУББОТНИКИ формально вернулись в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обряды и обычаи своей веры.

Положение субботников ухудшилось с вступлением на престол Николая I (указ от 18 декабря 1826г. о присоединенных к православию и снова предавшихся ереси). Субботников, открыто признававших свою принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями) в северное предгорье Кавказа, Закавказье и в Иркутскую, Тобольскую и Енисейскую губернии, а после присоединения в 1858г. Приамурья к России и в Амурскую губернию. В 1842г. были разработаны правила о переселении субботников на Кавказ, где им отводили земли. В 1850-х гг. секта получила широкое распространение в Кубанской области. Трудолюбие и предприимчивость субботников, основавших процветающие деревни, способствовавших оживлению торговой жизни Закавказья, привели к тому, что они преуспели в распространении своей веры среди русских колонистов, чаще всего таких же, как и они, сосланных сектантов.

На прежних местах жительства также осталось немало скрытых субботников. После воцарения Александра II, когда репрессивные законы против всех сектантов применялись мало, большая часть субботников в центральной России (особенно в местах концентрации – Воронежской, Тамбовской и др. губерниях) перестали скрывать свою веру. В Ставропольской губернии СУББОТНИКИ открыто заявили о себе в 1866г., сославшись на свободы, данные манифестом по случаю коронации. В Воронежской губернии СУББОТНИКИ вышли из подполья в 1873г.; когда 90 членов секты (в Павловском уезде) были приговорены к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Закавказье, ревизующий сенатор С.Мордвинов, дав благоприятный отзыв о них, ходатайствовал об отмене приговора. В 1887г. последовал указ о признании наиболее важных актов в личной жизни сектантов законными (с гражданской точки зрения). Хотя манифест о свободе совести (17 апреля 1905г.) положил конец всем законам, направленным против субботников, администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения; министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908г. и 1909г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XXв. общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек (официальная статистика до манифеста о свободе совести от 17 апреля 1905г. заведомо неполна, так как сектанты, и особенно СУББОТНИКИ, которых власти считали «вредной сектой», уклонялись от регистрации). С конца 1880-х – начала 1890-х гг. в среде субботников возникло движение за переселение в Эрец-Исраэль, и они целыми семьями (Дубровины, Куракины, Протопоповы, Матвеевы и др.) селились в еврейских сельскохозяйственных поселениях, главным образом в Галилее, где через два-три поколения растворились среди еврейского населения. На начальном этапе субботничество развивалось как типичное радикально-антитринитарное движение. Субботники отвергали христианское вероучение и культ, в основе их вероучения был Ветхий завет. В нем их привлекали запрет пожизненного рабства, мотивы обличения господствующих классов, а также идея единобожия (а не Троицы) и отрицание «кумиров» (икон). Некоторые группы субботников считали Иисуса не Богом, а одним из пророков. В культе они стремились выполнять библейские предписания (обрезание, празднование субботы и еврейских праздников, пищевые и др. запреты и т. д.), что по форме сближало их с иудаизмом. Однако исповедуемое ими учение в разных губерниях имело свои специфические особенности, и как свидетельствует синодский указ от 1825г., «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой». Этим объясняется усилившееся, особенно со второй половины XIXв., стремление субботников заимствовать формы учения непосредственно у евреев. В субботничестве сложились различные и часто несовместимые толки. Их возникновению способствовал ряд причин: отсутствовали постоянные контакты субботников с евреями (не имевшими права жительства вне черты оседлости); СУББОТНИКИ проживали разбросано, связь между ними была затруднена; группы субботников появились в разное время и имели разный генезис. Все эти толки можно разделить на две группы: собственно СУББОТНИКИ (то есть иудействующие или перешедшие в иудаизм по Галахе) и христианские секты, празднующие субботу, соблюдающие некоторые предписания и обряды иудаизма. </p>
К первой группе относятся:

1. Субботники, называвшиеся на Кубани также псалтирщиками, которые в российском законодательстве начала XXв. именовались «субботниками иудейского вероисповедания». Они отвергали все положения христианства и стремились выполнять ветхозаветные предписания, включая обрезание. Еще в конце XVIIIв. - начале XIXв. они пытались установить контакты с евреями, а некоторые из них даже проходили гиюр. В середине XIXв. СУББОТНИКИ представляли организационно оформленное (общины, учителя, наставники, устная традиция) отдельное религиозное учение. Большинство из них продолжало эволюцию в сторону иудаизма: многие общины заимствовали элементы еврейского культа (таллит, тфиллин, соблюдение мицвот в соответствии с Галахой) и литургии (богослужение на иврите). Это процесс усилился в конце XIXв. – начале XXв. По официальной статистике, на 1 января 1912 г. таких субботников насчитывалось 8412 человек.

2. Геры, называемые также талмудистами или шапочниками (за обычай даже в доме носить головной убор). Еврейские источники говорят о многочисленных случаях прозелитизма среди русских и украинцев еще в конце XVIIIв. начале XIXв. Так, в жизнеописании рабби Нахмана из Брацлава «Хаей Ма-харан» (1874) Н.Штернхарца (1780—1845) говорится о том, что в 1805г. было много случаев обращения христиан в иудаизм из-за того, что они находили противоречия в своих священных книгах. Официальная российская статистика обычно не отличала геров от субботников, строго соблюдавших мицвот без формального прохождения гиюра. На 1 января 1912 г. иудействующих, вероятно, геров, насчитывалось 12 305 человек, по переписи 1897г. – 9 232 человека. Они стремились к полному слиянию с евреями, поощряли браки с ними (не вступая в браки даже с субботниками), посылали детей в иешивы. В центрах их концентрации (Кубань, Закавказье) существовали в начале XXв. сионистские кружки (на 1-й конференции сионистов Кавказа в Тифлисе в 1901г. был делегат от станицы Михайловской Кубанской области З.Лукьяненко), а в селе Зима (Иркутской губернии) была сионистская организация, пославшая своих представителей на состоявшийся в 1919г. в Томске 3-й Всесибирский сионистский съезд. Хотя их число в советское время значительно уменьшилось, в 1970-х—80-х гг. они продолжали существовать в Сибири (в Зиме был миньян до конца 1970-х гг.), в Воронежской и Тамбовской областях, на Северном Кавказе (район Майкопа) и в Закавказье (город Севан, бывшая Еленовка в Армении, село Привольное в Азербайджане, город Сухуми и другие населенные пункты).

Особое явление представляет эволюция субботничества под руководством геров в Воронежской области (где в 1920г. СУББОТНИКИ проживали в 27 деревнях) в советское время. В 1920—21гг. СУББОТНИКИ из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения – Ильинка и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи. Примерно в 1929 г. в Ильинку прибыл Залман Либерман, исполнявший обязанности шохета, мохела, меламеда (учителя) и хаззана. Он наладил в поселении производство цицит и таллитов (для Москвы, Ленинграда и других городов), а также поставку кашерного мяса в Воронеж и близлежащие населенные пункты. В 1937г. Либерман был репрессирован и погиб в заключении, синагога закрыта, изъяты четыре свитка Торы, два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители этих поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-x гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965г. в Иом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично кашрут (только в домашних условиях). В 1973—91гг. большинство жителей Ильинки уехали в Израиль.

3. Субботники-караимиты. В Тамбовской губернии их называли староиудеями или бесшапочными. Они не признают Талмуд и единственным источником веры считают Ветхий завет. Секта возникла около 1880 г. под влиянием крымских караимов. На 1 января 1912г. их насчитывалось 4092 человек. В 1905—12гг. в секту по официальным данным перешло 30 человек (в этот период, правда, со значительными оговорками, допускалось принятие христианами нехристианских вероисповеданий, с 1913г. правила ужесточились). В 1910-х гг. у этих субботников была религиозная и литургическая караимская литература на русском языке, они проживали в Саратовской, Тамбовской и Астраханской губерниях, на Алтае и в Кубанской области. В 1960-х гг. были случаи, когда представители секты, проживавшие в Астрахани и Волгограде, записывались караимами.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7601
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 00:54
Откуда: Israel
Поблагодарили: 32 раза
Контактная информация:

Re: История

#2 Сообщение mod970 » 15 сен 2009, 22:19

"Первые "жидовствующие" появились в Сибири, как известно, в 20-е гг. ХIХ столетия.
В 1823 г. граф Кочубей представил в Комитет министров подробную записку о "жидовствующих" и о мерах борьбы с этой сектой. По его сведениям, говорилось в записке, деятельность секты в тот момент охватила почти всю Россию. Предлагались срочные карательные меры борьбы с ересью: "начальников и распространителей секты или совершающих обряды немедленно определить в военную службу, а негодных к оной сослать в Сибирь на поселение в отдаленные места и разместить на сколь можно отдельно"
В итоге подобных мероприятий в ряде сибирских губерний возникли значительные поселения так называемых субботников. Самое известное среди них возникло в 20-е гг. ХХ в. в селе Зима Иркутской губернии .
О трогательных и непростых взаимоотношениях местных ссыльных евреев и оказавшихся волею судеб в Сибири "жидовствующих" рассказал в свое время в "Еврейской старине" иркутский "субботник" М. Кузьмин .

Однако интереснее то, что "жидовствующие" в Сибири появлялись не только в результате ссылки из центральных частей России. Так, в 1839 г. в томской духовной консистории рассматривалось дело 17 каинских мещан, называвших себя "субботниками", справлявших пасху по еврейскому обряду, вступавших в браки с евреями и еврейками и хоронивших своих родственников по еврейским обрядам. Все они не были коренными сибиряками, но попали в Каинск из центра России. Для духовных властей важнее всего в этой ситуации было выяснить, где и в какой момент произошло "совращение" этих "субботников" — до или после их прибытия в Сибирь. Как явствовало из документов, полученных с прежних мест их жительства, все они до прибытия в Сибирь исповедывали православие и ни в чем "предосудительном" замечены не были. Стало быть, делала вывод консистория, их "совращение" произошло именно в Сибири под влиянием местного еврейского общества. В итоге судебного разбирательства сами "субботники", не поддавшиеся ни на какие увещевания, были сосланы на поселение в отдаленнейшие места Сибири для водворения "особо от других поселенцев". Их сыновья отдавались в кантонисты. Каинская городская полиция предписала местному еврейскому обществу, чтобы "они людей, под именем субботников, исповедующих еврейскую веру, в свои синагоги или молитвенные дома не пускали." Евреям было запрещено также держать у себя христиан в услужении. Два каинских купца второй гильдии, заподозренные в "совращении" людей из православия в иудаизм, были допрошены и подвергнуты денежным взысканиям. Нескольких евреев, позволивших своим детям вступить в браки с этими "субботниками", сослали в Якутскую область под строгое наблюдение полиции. Всем причастным к делу евреям "внушили на будущее, что малейшее с их стороны покушение к распространению между христианами их религиозных понятий будет наказано по всей строгости закона" ."
(http://www.archipelag.ru/ru_mir/rm-dias ... ious-life/)
  • Кузьмин М. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников // Еврейская старина. СПб., 1913. Т. 6. С. 3–23.
    Кузьмин М. Из быта субботников // Еврейская старина, 1914. Вып. 3–4.

    Астырев. В. Субботники в России и Сибири // Сибирский вестник, 1896. № 6.
    Журнал "Диаспоры", №1, 1999г.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7601
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 00:54
Откуда: Israel
Поблагодарили: 32 раза
Контактная информация:

Re: История

#3 Сообщение mod970 » 22 сен 2009, 02:00

Основателем секты "субботников" признается крестьянин села Дубовки Саратовской губернии Сундуков...
Он отказался от празднования воскресения, заменив субботой, почему его и его последователей стали называть "субботниками". Кроме того, он совершил обряд обрезания.


Иудействующие субботники были в:
  • Землях Войска Донского,
    г. Ельце Орловской губ.,
    Воронежская губ. , Бобровский у. и Павловский у., с. - Чиголка, Козловка, Тишанка, Гвоздь, Кленовка, Мамоны
    Хоперский округ,
    Тульская губ., Каширский у.,
    Саратовская губ., сёла - Свинуха, Иняево, Дурнилино, Мелик,
    Московской, Пензенской, Тамбовской, Екатеринославской, Самарской губ-х,
Информация приведена известным иудаистом Савелием Дудаковым (Иер. Ун-т).

В 1823 году общее число субботников в империи приблизилось к 20 тыс. человек.
В 1825 году вышел Синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников».
Меры пресечения и наказания включали : отдачу в рекруты, ссылку на поселение в Сибирь (первоначально – в Западную Сибирь); а позже - в Забайкалье и на Дальний Восток.

По указу от 18 декабря 1826 года субботников в массовом порядке начали депортировать на Кавказ, в Закавказье, в Иркутскую, Енисейскую и Амурскую (после 1858 года) губернии.

В 1887 году указ Правительствующего Сената определил, что с гражданской точки зрения иудействующие субботники – суть исповедующие признанную в империи, хотя и не «благоволимую» веру, а потому весь уклад их внутренней, в том числе семейной жизни, не является нарушением законов империи, а сами они должны быть признаны лояльными подданными.
Но и и в 20-м веке чиновники часто исключали субботников из прав коренного населения, причисляя к «инородцам» и евреям, со всеми существовавшими тогда для них ограничениями.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)
Болотников (Середина Буда, Ухтомское)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)
Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)
Цоглин - (Сибирь),
Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.
Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7601
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 00:54
Откуда: Israel
Поблагодарили: 32 раза
Контактная информация:

Re: История

#4 Сообщение mod970 » 22 сен 2009, 02:13

"СЕЛО ИУДИНО
В начале царствования Николая I сосланные в Сибирь крестьяне-иудействующие, в основном родом из Воронежской, Саратовской и Самарской губерний (по другим сведениям, они были высланы с Северного Кавказа, что не противоречит одно другому: высланные из Центральной России на Кавказ затем "досылались" в Сибирь), попали в Енисейскую губернию, где были поселены в Красноярском округе, в селе Заледеевском, в 27 верстах от Красноярска, по пути в Томск. Село было расположено по обеим сторонам "московского тракта". Так как местные условия жизни были достаточно трудны, то субботники стали хлопотать о переселении их в другое место. Им это разрешили, и ходоки отправились на поиски удобных земель. Это было в 1838 г: (По другим сведениям — в 1833 г.) В то же время переселение из Заледеевского было вынужденным, ибо село находилось неподалеку от Красноярска и служило последней станцией (станком) перед городом, жителям села постоянно докучали начальство и духовенство со своими придирками и "увещаниями". Мы знаем имена трех первопроходцев, искавших и нашедших новое место, вот они: Богданов, Аникин и Борисов. В пересказе это выглядит приблизительно так. После долгих странствий по дебрям Минусинского края ходоки облюбовали одно место в глубине Койбальской степи, на речке Сосе, притоке Абакана. Выбор был сделан удачно: место им показалось хлебородным, богатым выпасами для скота, кроме того привлекали близость леса, полного дичью, а также реки, удобной для сплава леса и рыбной ловли19. Здесь было основано село "Обетованное", напоминающее жидовствующим о "земле Обетованной, Ханаане". По словам Давида Абрамовича, село находилось в 150 верстах от Минусинска.

Название "Обетованное" частью относилось к географическому положению выбранного места: на Север тянулась громадная пустынная степь, на Юге — непроходимая горная тайга. Кругом обитали аборигены, в основном хакассцы, или, как их называли в те времена, сибирские татары... Нетронутая плугом земля давала надежду на богатый урожай, леса были полны дичью, а вода — рыбой.

Самое же замечательное: субботники надеялись на то, что руки властей сюда до них не дотянутся. Но не тут-то было. Енисейский губернатор, имя которого нам неизвестно, получив уведомление от смотрителя поселений Минусинского округа князя Голенищева-Кутузова о возникновении новой деревни под названием "Обетованная", рассвирепел, увидев в этом кощунство и поругание православной веры. Он категорически потребовал переименовать село в честь... предателя Иуды, в Иудино, ибо его насельники предали истинно православную веру и перешли в "жидовство". И с тех пор, на протяжении более 100 лет, деревня официально называлась "Иудино", а неофициально "Молоканы", "Сосы", "Субботина" и наиболее часто "Юдино". Кстати, неподалеку, километров 40 южнее Шушенского, есть и село Субботино, и можно предположить, что были еще и другие поселения жидовствующих, вроде "подозрительных" Моисеевки и Табат (по-древнееврейски: кольцо). Из-за пребывания субботников в Минусинском крае, как сообщает И. Белоконский, там было запрещено селить евреев: боязнь "дурного" влияния и дополнительных "соблазнов". Лишь в 1958 г. "по просьбе трудящихся" село было переименовано в поселок Бондарево...

Вскоре сюда прибыли почти все заледеевские субботники. Впоследствии здесь поселились молокане. Всего же на время
посещения села И.П. Белоконским (80-е годы XIX в.) в селе жило 1 000 душ, две трети которых составляли субботники, остальные — молокане. (При перепечатке воспоминаний Белоконского в "Еврейской старине" в примечаниях добавлено, что местный шойхет г. Лобзовский, работающий 12 лет в селе, сообщил, что в 1911 г. здесь жило до тысячи семейств субботников. Следовательно, несмотря на запрет, евреи, по-видимому, жили в Иудине.) Но в советской литературе можно прочитать и о том, что село Иудино, или благозвучнее Юдино, было населено казаками-староверами"

Савелий Дудаков - "Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России"
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)
Болотников (Середина Буда, Ухтомское)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)
Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)
Цоглин - (Сибирь),
Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.
Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7601
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 00:54
Откуда: Israel
Поблагодарили: 32 раза
Контактная информация:

Re: История

#5 Сообщение mod970 » 22 сен 2009, 02:15

"Рассказчик, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что его отец был сослан как сектант-христианин. Сам же он, движимый религиозным исканием, обратился за помощью к грамотному еврею, по имени Иошуа (Нейман?). Последний обучил его древнееврейскому языку, и он, по совету своего учителя, уехал в Минус, где находилось село Юдино, населенное субботниками. Здесь он совершил обряд обрезания. Из Минуса перебрался в известное нам село Зима Иркутской губернии, где также жили иудействующие. Там он женился на субботнице и затем в 1883 г. переехал в Благовещенск. Детям дал хорошее образование. Один из сыновей учился в университете на юридическом факультете, другой сын — учитель, третий — фармацевт. Из дочерей — одна акушерка, другая училась на медицинских курсах, третья вышла замуж за еврея. Все дети — набожные евреи, "живут с евреями заодно". Сам отец очень интересуется еврейством. Он же сообщил сведения о некоторых субботниках Благовещенска:

1) Парфен Трофимович Морозов, бывший крестьянин Самарской губернии, за отпадение от православия и за "совращение" в иудаизм других крестьян сослан в 1858 г. В общей сложности он провел 3 года в тюрьме и 10 лет на каторжных работах на солеварном заводе в Иркутске. Жену с шестью детьми после долгих "увещаний" сослали в Туруханск. С разрешения либерала генерал-губернатора Муравьева-Амурского произошло воссоединение семьи. После отбытия каторги Морозов поселился в Благовещенске. Живет "с евреями заодно", всего в семье 8 душ.

2) Федор Петрович Холодеин, осужден и сослан на Камчатку. Жену в процессе "увещаний" наказали 200 розгами. Была долго без сознания. Сослана в Туруханск. С разрешения Муравьева поселилась в Благовещенске, где дождалась мужа. В этом семействе 14 душ. Одна дочь кончила гимназию, другая вышла замуж за еврея.

3) Никита Романович Попов, с женою и тремя дочерьми выслан в Туруханск, поселился в Благовещенске и всех дочерей выдал замуж за евреев.

Кроме перечисленных, упоминаются еще три семьи субботников, сведения о которых отсутствуют. Молятся все в еврейском миньяне (молитвенном доме, где должны собраться не менее десяти евреев) города Благовещенска, где пользуются услугами шойхета и "прочими религиозными требами", включая обрезания, венчания и похороны."
Савелий Дудаков "Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России"
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)
Болотников (Середина Буда, Ухтомское)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)
Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)
Цоглин - (Сибирь),
Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.
Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 02:06
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 225 раз
Поблагодарили: 980 раз
Контактная информация:

Re: Всякая всячина...

#6 Сообщение Nison » 08 июл 2011, 02:33

http://www.newtimes.ru/articles/detail/41225
Статья про субботников
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7601
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 00:54
Откуда: Israel
Поблагодарили: 32 раза
Контактная информация:

Субботники

#7 Сообщение mod970 » 21 мар 2012, 11:13

Субботники - православные, соблюдающие иудейские религиозные правила.
http://www.forum.j-roots.info/viewtopic ... 2257#p2257
Савелий Дудаков - специалист по субботникам (для гугла)

В 1825 году вышел Синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников».
Меры пресечения и наказания включали : отдачу в рекруты, ссылку на поселение в Сибирь (первоначально – в Западную Сибирь); а позже - в Забайкалье и на Дальний Восток.

По указу от 18 декабря 1826 года субботников в массовом порядке начали депортировать на Кавказ, в Закавказье, в Иркутскую, Енисейскую и Амурскую (после 1858 года) губернии.

В 1887 году указ Правительствующего Сената определил, что с гражданской точки зрения иудействующие субботники – суть исповедующие признанную в империи, хотя и не «благоволимую» веру, а потому весь уклад их внутренней, в том числе семейной жизни, не является нарушением законов империи, а сами они должны быть признаны лояльными подданными.
Но и в 20-м веке чиновники часто исключали субботников из прав коренного населения, причисляя к «инородцам» и евреям, со всеми существовавшими тогда для них ограничениями.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)
Болотников (Середина Буда, Ухтомское)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)
Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)
Цоглин - (Сибирь),
Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.
Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 02:06
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 225 раз
Поблагодарили: 980 раз
Контактная информация:

Субботники

#8 Сообщение Nison » 09 май 2016, 15:24

А как оформялось рождение детей, браки у субботников?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

mihail
Сообщения: 4074
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 16:30
Благодарил (а): 449 раз
Поблагодарили: 1426 раз

Субботники

#9 Сообщение mihail » 09 май 2016, 16:39

Nison писал(а): А как оформялось рождение детей, браки у субботников?
Не простой вопрос,кстати.
Недавно попалось в описании дел Тамбовского архива: "...Метрические книги православных церквей, магометанской мечети, католического костела, общин субботников и молокан Тамбовской губ...".
Из текста,вроде бы,стоит сделать (?) вывод,что книги по ним ведутся отдельно.К сожалению,не ясно ведомство,их ведущее - фонд назван безлико "Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии" - и не факт,что речь именно о церквях,применительно к субботникам.
Кроме того,есть на просторах интернета утверждения о вообще существовавшем запрете на ведение собственных,отдельных,метрических книг этим "категориям граждан",существовавший до 1905 года.Так ли это - не знаю,не проверял.
Я,например,метрические книги сектантов (но не конкретно - субботников) встречал в фондах полиции - по некоторым сведениям,в ее обязанность их ведение и входило.Подобное тоже можно встретить в интернет-статьях,но в них (тех,что я видел) нет ссылок на архивные дела - поэтому,тут все на совести их авторов.
Однако,в хорошо известном мне архиве,эти (я про сектантов в целом) метрические книги точно в ведении полиции: ЦГИА СПб. Фонд 960. Опись 1. Дело 128
О внесении в метрические книги сведений о раскольниках. Фонд 960 - это полиция одного из уездов.А так же - в ведении местных светских губернских властей - ЦГИА СПб. Фонд 254. Опись 1. Дело 7822 О ведении метрических книг для записи раскольников.Но это,повторюсь,обобщение (и речь о раскольниках) - по субботникам нужно искать больше конкретики,в архивах по месту их наибольшего распространения в прошлом.

Думаю,у ответа на Ваш вопрос может быть два источника - 1)это личный опыт кого-либо из наших участников,видевших,допустим,подобные книги в архивах (на ВГД,к примеру,такая тема умерла,едва родившись: http://forum.vgd.ru/652/24214/ ).
2)Второй (и весьма любимый мною) источник - это издания законов империи (ПСЗИ) - но это это для самостоятельной и упертой личной работы.
В этом источнике раздел "Расколы и ереси" довольно обширен.Упомянуты и "жидовская ересь",и субботники.Много дел о правилах приписки к обществам,но нигде,при поверхностном просмотре я не увидел упоминания о метрич. книгах именно по субботникам (я,правда,пробежал сейчас глазами лишь 2-е издание ПСЗИ,возможно - ответ в более позднем - 3-м).
Впрочем,вот,если угодно: "Правила о метрической записи браков,рождений и смертей раскольников" 1874 год.
Понятно,что тут дело не о субботниках - но я лишь сейчас пытаюсь иллюстрировать свое утверждение о том,что в предлагаемом мною источнике что-то полезное можно попытаться найти.

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 31 июл 2015, 18:08
Благодарил (а): 173 раза
Поблагодарили: 503 раза

Субботники

#10 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 17:20

Есть описание похоронного обряда у субботников:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/makar/08.php (Макарова Н. Тайные общества и секты)
Субботники
("иудействующие")
На рубеже XVII-XVIII вв. в России появилось религиозная течение "субботников"
("иудействующих"). Субботники отвергали православную церковь и исповедовали
иудаизм. Они жили религиозными общинами, которые отгородились от окружающего
населения. Участники этих общин занимались мелкими промыслами и торговлей.
Источники, характеризующие историю этой секты, до сих пор не выявлены. В этой
секте произошло разделение на два течения: субботников и талмудистов, с
тяготением первой части к христианству, а второй - к иудаизму.
В настоящее время существуют две группы субботников: собственно субботники и
"геры" ("пришельцы из Египта").
Собственно субботники пользуются теми духовными книгами, которые напечатаны на
русском языке. Службу также ведут на русском языке. За основу своего вероучения
берут Ветхий Завет, но почитают и Новый Завет. Талмуда не признают. Мацу
(пасхальные лепешки) у них можно приготовлять и пресными, и с закваской. Умерших
несут и хоронят в гробу. У субботников существует обычай выносить умирающего
человека из дома во двор, т. к., по их обряду, последнее предсмертное дыхание
умирающего не должно произойти в жилой части, чтобы не создавать лишних забот и
хлопот, связанных с уборкой и очищением дома.
"Геры" (они себя называют "чистокровными иудеями") пользуются духовными книгами,
напечатанными только на древнееврейском языке. Наряду с Ветхим Заветом, признают
и Талмуд. Совершенно отрицают Новый Завет. Маца должна быть только на чистой
воде. Умерших несут и хоронят без гроба.
Общим для обеих групп является обряд обрезания, которое производится на 8-й
день.
А более подробно здесь: http://www.strana-oz.ru/2013/5/predstav ... vuyushchih (Представления о смерти русских иудействующих. Людмила Жукова)
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

mihail
Сообщения: 4074
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 16:30
Благодарил (а): 449 раз
Поблагодарили: 1426 раз

Субботники

#11 Сообщение mihail » 09 май 2016, 17:30

Нисона,похоже,больше интересовал практический вопрос - учет означенных лиц государством.В дополнение к тому,что я уже писал выше: у меня сложилось впечатление,что для сектантов (следовательно - и для субботников) учет рождений и браков,с одной стороны,и смертей,с другой,юридически был разным.Я тут сужу о достаточно большом количестве законодательных актов,возлагающих обязанность по освидетельствованию умерших сектантов на различных должностных лиц.Про браки и рождения такого обилия постановлений не наблюдается,вроде бы.
Соответственно,и архивная принадлежность записей о подобных актах может оказаться различной.Следует ли расширить подобную гипотезу и на правила ведения именно метрических книг - в этом я не уверен.

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 31 июл 2015, 18:08
Благодарил (а): 173 раза
Поблагодарили: 503 раза

Субботники

#12 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 17:47

Немного о браках есть здесь http://ru-judaizantes.livejournal.com/t ... 0%BA%D0%B8
Описание встречи А. Фирковича с субботниками города Александрова во время его поездки на Кавказ в 1840 году ( Из книги "Авнэ зиккарон"):
...Затем мы спросили их о родственных браках, и они ответили, что у них запрещено шесть степеней родства. Дядя не может жениться на племяннице, двоюродный брат не может жениться на двоюродной сестре и наоборот, женщина не может взять в мужья мужа своей сестры ни в дни жизни ее, ни после ее смерти. У них нет также закона иббум вэ-халица, потому что они считают, что закон этот был дан для того времени, когда каждое колено Израиля имело свой надел, и под словом брат имелся ввиду не действительный брат, а член семьи, человек из одного колена. При этом они ссылаются на предостережение Писания: «наготы жены брата твоего не открывай: это нагота брата твоего», то есть не открывай никогда, при жизни, после смерти и после развода. Вообще жена брата считается у них запрещенной навеки, а не так как у раввинистов, когда запрещенной, а когда дозволенной. Женщина обрученная считается у них как замужняя. Брачный договор закрепляется у них деньгами и письмом за подписями обоих. Это взято ими из разводного письма, ибо то, что расторгается в разводном письме, то освещается в брачном договоре. У них не бывает прелюбодеяния и блуда, так как они не пьют спиртных напитков и соблюдают целомудрие. Во время киддушин они читают благословение Господа, в котором он заповедывает плодиться и размножаться, как сказано: «…и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь». Это большая и открытая заповедь, которая оберегала человека от греха прелюбодеяния, как мужчину, так и женщину.
- Разве эта заповедь не относиться также и к животным? – возразил я – Ведь и животных благословил Бог, сказав им также, как и человеку: плодитесь и размножайтесь.
- Сказано ведь по отношению к животным: «И благословил их Бог, сказав…», а по отношению к человеку сказано: «И благословил их Бог, и сказал…». То есть человеку Бог говорил, а животным только повелел, так как у них нет разума, чтобы принять заповедь.
В канун шаббата они не зажигают свечей и сидят в темноте, потому что шаббат является вместилищем духовного света. Они весь день не выходят из дома, и занимаются только тем, что в кругу семьи читают вслух ТаНаХ. Они молятся пять раз в день: в утреннюю стражу, то есть перед восходом солнца, во время восхода солнца, в полдень, на закате и перед тем, как лечь спать. И каждый молится у себя дома, так как им запрещено строить школы и молитвенные дома, за исключением городской школы, в которой все жители города обучаются на русском языке. Однако Торе и ее заповедям они обучают своих сыновей дома по ТаНаХу, переведенному на славянский язык. И еще много других вопросов мы задавали им касаемых их закона...
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 31 июл 2015, 18:08
Благодарил (а): 173 раза
Поблагодарили: 503 раза

Субботники

#13 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 18:01

Nison писал(а): А как оформялось рождение детей, браки у субботников?
В гос.архиве Тамбовской области есть метрические книги субботников Тамбовской губернии.
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

mihail
Сообщения: 4074
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 16:30
Благодарил (а): 449 раз
Поблагодарили: 1426 раз

Субботники

#14 Сообщение mihail » 09 май 2016, 18:15

lev-o писал(а):В гос.архиве Тамбовской области есть метрические книги субботников Тамбовской губернии.
Они там именно отдельными книгами? Просто описание 1049-го фонда (Ф. 1049 Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии) http://guides.rusarchives.ru/browse/gui ... id=1081536 не позволяет получить точное представление ни о возможной индивидуальности этих книг,ни об их точной принадлежности,так сказать,"ведомственно":
"...Метрические книги православных церквей, магометанской мечети, католического костела, общин субботников и молокан Тамбовской губ. ...".
Я уже их упоминал:
mihail писал(а):Недавно попалось в описании дел Тамбовского архива: "...Метрические книги православных церквей, магометанской мечети, католического костела, общин субботников и молокан Тамбовской губ...".
Из текста,вроде бы,стоит сделать (?) вывод,что книги по ним ведутся отдельно.К сожалению,не ясно ведомство,их ведущее - фонд назван безлико "Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии" - и не факт,что речь именно о церквях,применительно к субботникам.
У Вас есть более подробные сведения о них?
Если книги отдельные,то почему они в коллекции "...метрических книг церквей..."? Если не отдельные,то не совсем ясно: велись в православных приходах или попали туда уже в архиве,при формировании этого коллекционного фонда (в котором отнюдь не только церкви) ? К сожалению,не ясен точный ответ - кто их вел (сами,полиция,губернские власти,представители ортодоксальных конфессий и т.д.?),причем - в разные временные периоды?
Последний раз редактировалось mihail 09 май 2016, 18:19, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 31 июл 2015, 18:08
Благодарил (а): 173 раза
Поблагодарили: 503 раза

Субботники

#15 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 18:17

Вот интересное сообщение о записях браков "сектантов" в еврейских метрических книгах Здесь. правда речь "смешанных" браках.

"Нередкими были браки евреев с представителями иудействующих сектантов: Венгельманов Абрам женился на Гитль Рысь, майкопской мещанке[17]. Свидетельство жениху выдано Духовным правлением еврейского вероучения иудействующим сектантам, имеющим Талмуд станицы Михайловской. Иногда жених привозил невесту из деловых поездок. Так майкопский мещанин Грит Шмеринг вступил в брак с девицей – дочерью земледельца колони Зеленого поля Екатеринославской губернии[18]. Кстати, по записям множество браков происходило именно с жителями колоний Екатеринославской губернии, что дает основания предполагать о наличии устоявшихся родственных и деловых связей между общинами. Казаки-евреи, заключали брак с еврейками, выдавали замуж своих дочерей за евреев и иудействующих сектантов. Казак станицы Петропавловской Мордухай Брук вступил в брак девицей-казачкой Анной Иудовной Алексеевой (сектанткой)[19], а ее брат Алексеев Илия Иудаевич с Данкой Мошкович, майкопской мещанкой[20], Брат Мордухая Брука – Моисей Брук отдал дочь Лею за екатеринодарского мещанина Исая Красинского[21]. Семья Гавердовских из станицы Ханской отдавала своих дочерей замуж за евреев-мещан городов Майкоп, Екатеринодар, Екатеринославль и др.[22] Позже, во время Первой мировой войны стали популярными браки с военнопленными армий Тройственного союза – в 1915 г. младший унтер-офицер Австрийского ландвера Адольф (Авраам) Штерберг из Румынии сочетался браком с девицей Анной Шварц."
http://berkovich-zametki.com/2007/Zamet ... arkov1.htm (Виктор Марков.Еврейские метрические книги как источник по истории еврейской южно-российской общины)
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

mihail
Сообщения: 4074
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 16:30
Благодарил (а): 449 раз
Поблагодарили: 1426 раз

Субботники

#16 Сообщение mihail » 09 май 2016, 18:36

Из той же статьи:
"...В метрической книге Екатеринодара о браке встречаются записи о переходе в иудаизм. Так, еврей Екатеринодара Давид Лютерман заключил брак с крестьянкой Тверской губернии Хавой (Евой) Порфирьевой, за неделю до этого принявшей иудаизм, процедуру принятия которого была зафиксирована раввином Кубанской области...".
Речь о еврейских метрических книгах,но здесь именно переход в другую веру.И браки эти - смешанные.
Другое важное упоминание - это "...указ 1905 г. о веротерпимости..." - возможно,именно он является водоразделом в правилах ведения метр. книг.Так что вопрос о метрических книгах именно субботников пока повисает,видимо,в воздухе.Впрочем,возможно также,что интерес вопрошающего (и создавшего тему) Нисона,мы,в какой-то степени,если не удовлетворили,то - разожгли.Подождем его возможных комментариев.
Может даже,тема получит продолжение,учитывая,что на форуме звучат иногда и такие вопросы:
Alexan-der писал(а):Что есть субботник ? Позволю себе спросить .

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 31 июл 2015, 18:08
Благодарил (а): 173 раза
Поблагодарили: 503 раза

Субботники

#17 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 18:50

mihail писал(а): з текста,вроде бы,стоит сделать (?) вывод,что книги по ним ведутся отдельно.К сожалению,не ясно ведомство,их ведущее - фонд назван безлико "Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии" - и не факт,что речь именно о церквях,применительно к субботникам.
Если у субботников был зарегистрирован отдельный молитвенный дом (синагога) там в обязательном порядке велись метрические книги и должен был быть ежегодный отчет по ним.
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

Аватара пользователя
lev-o
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 31 июл 2015, 18:08
Благодарил (а): 173 раза
Поблагодарили: 503 раза

Субботники

#18 Сообщение lev-o » 09 май 2016, 18:52

Но если отдельной "субботнической" синагоги не было - путь лежал к евреям...Помнится по закону (поправьте если ошибаюсь) верующие были обязаны быть приписаны к синагоге или церкви.
Ищу:Островские(Шпола,Киев,Черновцы),Журавские(Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица(земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль),Орловы(Киев,Остёр,Чернобыль),Штром(Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь)Офингенден/Оффингенден(Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

mihail
Сообщения: 4074
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 16:30
Благодарил (а): 449 раз
Поблагодарили: 1426 раз

Субботники

#19 Сообщение mihail » 09 май 2016, 19:48

lev-o писал(а):Если у субботников был зарегистрирован отдельный молитвенный дом (синагога) там в обязательном порядке велись метрические книги и должен был быть ежегодный отчет по ним.
Есть основания для таких утверждений? Субботники - секта.К сектам (если не всем,то к некоторым) отношение было особым.Есть данные о ведении (самостоятельном и узаконенном) метрических книг именно в "религиозных учреждениях" субботников?
lev-o писал(а): Но если отдельной "субботнической" синагоги не было - путь лежал к евреям...Помнится по закону (поправьте если ошибаюсь) верующие были обязаны быть приписаны к синагоге или церкви.
Сектанты были на особом положении - их учет был сопоставим (если не еще более жестким),чем учет евреев.Я не зря привел примеры ведения метрических книг не "религиозными организациями",а светскими властями - полицией и ведомством губернатора.
Так что я не уверен,лежал ли путь субботников к евреям,при отсутствии собственных аналогов приходских священников или казенных раввинов.
Да есть данные о приравненном положении (к евреям) и даже о приписке семей субботников к местным синагогам: "...к Майкопской синагоге оказались приписанными евреи-казаки из станиц Михайловской, Петропавловской, Армавира, Лабинской: евреи Моисей и Исай Герштейны, Абрам Виттельманов, Абрам Манко, Янкель Латишев, семья Ильи Кривошеева, прибывшего из села Привольного (Азербайджан)- одного из центров субботничества, казачья семья субботников Гавардовских из станицы Ханской..." ( http://izumzum.ru/health/kandidat-istor ... /main.html ),но было ли это узаконенной системой - не ясно.Евреев вот тоже,бывало,приписывали (я имею в виду метрическую регистрацию) к православным приходам (в Тихвине такое было,например,если не ошибаюсь) - но системой это не являлось,скорее это - вынужденная необходимость.
Последний раз редактировалось mihail 09 май 2016, 19:56, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6528
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 02:06
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 225 раз
Поблагодарили: 980 раз
Контактная информация:

Субботники

#20 Сообщение Nison » 09 май 2016, 19:55

mihail писал(а): Подождем его возможных комментариев.
По поводу?
читаю, интересно.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Ответить

Вернуться в «Я не уверен, что мои предки - евреи...»