Вопросы и ответы о жизни евреев
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Как возник институт казённых раввинов в РИ? Была у них какая-либо иерархия? Существовала ли приемственность между ними и чем-то подобным до раздела Польши?
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Институт казенных раввинов не имеет отношения к традиции, а чисто исторический вопрос. Смешно, но в Израиле выбирают главных раввинов по системе не менее далекой от традиции, чем в РИ.Женя Вайнштейн писал(а):Как возник институт казённых раввинов в РИ? Была у них какая-либо иерархия? Существовала ли приемственность между ними и чем-то подобным до раздела Польши?
- Nison
- Сообщения: 6587
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1091 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
До раздела Польши должности раввинов вообще часто покупались.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2617 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Возник вопрос. В 1829 году некий еврей в Крыму пожелал причислиться в караимские мещане. Значит ли это, что он перешёл из евреев в караимы? Для чего это было надо в 1829 году (кажется, караимов законодательно выделили из евреев в 1835 году)? Насколько это было реально и распространено ли? Было ли это со временем альтернативой крещению, если учитывать, что у караимов было меньше ограничений?
И вообще, что это за караимское мещанство в 1829 году?
Были ли караимы где-то вне России - например, в Австрии?
И вообще, что это за караимское мещанство в 1829 году?
Были ли караимы где-то вне России - например, в Австрии?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 1476
- Зарегистрирован: 24.05.2011
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 54 times
- Been thanked: 566 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Юличка я читала что караимы еще в 11 веке переселились из Иерусалима в Испанию и Египет.Так что они могли попасть в западную Европу этим путем.А то что в Литве была крупная община Вы наверное знаете и без меня.
.
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2617 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Спасибо. Меня интересует Австрия (вернее, Галиция) и Крым. Почему австрийский еврей вдруг стал причисляться в караимскую мещанскую общину? Потому что еврейской не было? Или община в то время была общая (почему тогда акцент на слове "караимская")? Или он изначально был караимом? Или уже тогда выгодно было быть караимом, а не евреем?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 1476
- Зарегистрирован: 24.05.2011
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 54 times
- Been thanked: 566 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
О том что община была общей не может быть и речи.Даже сейчас в Израиле караимы не смешиваются .А то что в царской России быть караимом было легче это точно.Возможно Вам попался единичный случай.
.
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Не знаю можно ли в полной мере доверять этим данным, но я нашел вот такие по поводу изменений прав караимовЮлия_П писал(а):Возник вопрос. В 1829 году некий еврей в Крыму пожелал причислиться в караимские мещане. Значит ли это, что он перешёл из евреев в караимы? Для чего это было надо в 1829 году (кажется, караимов законодательно выделили из евреев в 1835 году)? Насколько это было реально и распространено ли? Было ли это со временем альтернативой крещению, если учитывать, что у караимов было меньше ограничений?
И вообще, что это за караимское мещанство в 1829 году?
Были ли караимы где-то вне России - например, в Австрии?
1827 г. - освобождение от рекрутской повинности,
1839 г. - караимам дозволено принимать в услужение христиан,
1843 г. - распространяется на них право о почетном гражданстве,
185О г. - им позволяется продажа горячих напитков,
1852 г. - разъяснено, что их не касается запрет на въезд в столицу.
1863 г. - издано постановление о пользовании караимами всеми льготами согласно своему сословию.
как раз про освобождение от рекрутской повинности в 1827 (который единственный в этом списке до 1829) находил и другие упоминания.
Интересуют:
Раик, Каган (Белоруссия :Могилевкая и Витебская области)
Аксельрод (Украина: Кременчуг; США: Нью-Йорк)
Грин (Украина: Кременчуг)
Вигдорчик (Украина: Пирятин, Золотоноша, Полтава)
Шафировский (Украина : Киев, Харьков; Украина-Польша : Радомышль)
Раик, Каган (Белоруссия :Могилевкая и Витебская области)
Аксельрод (Украина: Кременчуг; США: Нью-Йорк)
Грин (Украина: Кременчуг)
Вигдорчик (Украина: Пирятин, Золотоноша, Полтава)
Шафировский (Украина : Киев, Харьков; Украина-Польша : Радомышль)
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13205
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Has thanked: 1604 times
- Been thanked: 2617 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
У меня нет данных ни в опровержение, ни в подтверждение, но в начале 19-го века официально евреи стояли в одном ряду с караимами и я думала, что в то время и община была общей (не утверждаю, что религиозная, - говорю о мещанской и купеческой). Лишь после 1835 года пошло заметное разделение, в тех же списках купцов.ALLA PESINA писал(а):О том что община была общей не может быть и речи.Даже сейчас в Израиле караимы не смешиваются .А то что в царской России быть караимом было легче это точно.Возможно Вам попался единичный случай.
А всё очень просто - ответ уже нашла. Караимы-иностранцы не подпадали под те же ограничения, что и евреи-иностранцы. Видимо, конкретному еврею показалось меньшим злом стать в России караимом, чем креститься или уехать на родину.
Действительно, ещё в 1795 году на караимов не налагали двойные подати, которые налагали на еврев, - так что разделение в правах существовало давно.
Но другой вопрос - караимам было запрещено принимать в свои общества евреев. А евреям разрешалось вступать в общества караимов и вообще становиться караимами?
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Женя Вайнштейн
- Сообщения: 1052
- Зарегистрирован: 03.12.2009
- Откуда: NJ
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 30 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Не думаю, что переход в караимство был возможен. Скорее, этот "еврей" и караимом и был, но числился евреем - может, потому что там, откуда приехал, отдельного караимского общества не было?
В Западной Европе караимов не было после изгнания евреев из Испании и Португалии, да и там не известно, были ли. Только в Египте, Турции и Крыму. И ещё в Великом княжестве Литовском, куда они попали то ли из Крыма, то ли ещё из Золотой Орды. И из ВКЛ часть оказалась в Луцке, Галиче, в Польше где-то. Ассимилированные караимы были и в Германии, но ни о каких общинах речи быть не может. Во Франции караимы - белоэмигранты.
Были ещё среди русских секрантов-жидовствующих такие, что стали себя караимами называть. Но сами караимы их караимами не признавали.
В Западной Европе караимов не было после изгнания евреев из Испании и Португалии, да и там не известно, были ли. Только в Египте, Турции и Крыму. И ещё в Великом княжестве Литовском, куда они попали то ли из Крыма, то ли ещё из Золотой Орды. И из ВКЛ часть оказалась в Луцке, Галиче, в Польше где-то. Ассимилированные караимы были и в Германии, но ни о каких общинах речи быть не может. Во Франции караимы - белоэмигранты.
Были ещё среди русских секрантов-жидовствующих такие, что стали себя караимами называть. Но сами караимы их караимами не признавали.
- anno_nin
- Сообщения: 7971
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Has thanked: 1810 times
- Been thanked: 2036 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Попалась следующая фраза (http://www.tidhar.tourolib.org/tidhar/view/1/256): היה מתפרנס שם מאכילת "ימים", כנהוג, אך כשהגישו לו פעם את תבשילו במטבח, נעלב, ומרד ב"ימים",
Зарабатывал там (в Лубнах) едой "дней", как принято, но когда ему однажды подали еду на кухне, обиделся и отказался от "дней".
Что это за заработок такой еще и с оговоркой "как принято"?
Зарабатывал там (в Лубнах) едой "дней", как принято, но когда ему однажды подали еду на кухне, обиделся и отказался от "дней".
Что это за заработок такой еще и с оговоркой "как принято"?
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- Этель
- Сообщения: 22
- Зарегистрирован: 01.11.2012
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Шалом!anno_nin писал(а):Что это за заработок такой еще и с оговоркой "как принято"?
Если я правильно поняла, то речь не о заработке, а об обычае, который существовал в прежние времена в среде восточно- европейского еврейства (о других регионах не знаю).Суть в том, что, учащиеся ешив из бедных семей или "иногородние", чтобы не отрываться от изучения Торы, и при этом не умереть с голоду, содержались за счет общины. То есть на эти цели либо взимался определенный "налог", который тратился на одежду и пищу, либо ученики прикреплялись к какой-нибудь семье и она (семья), обязана была предоставлять им кров и пищу на время их учебы в ешиве. Если община была не очень большая, или жители сами были не из "богатых" и лишний "рот" для них был в тягость, то устанавливались определенные дни, в которые ешиботник мог придти к местным и быть уверенным, что его накормят.
Вот в этой статье видимо о таких "едальных" днях и шла речь.
Лившиц - Лифшиц: Пинск (Беларусь), Казань (Татарстан)
- Nison
- Сообщения: 6587
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1091 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Да, в фильме Ентл вроде показывают что-то подобное.
На идиш это называется эсн тег.
Ученики ешивы приходили кушать в семьи. В итоге ученики были сытые, а семьи слушали слова Торы за обедом.
Если семьи были бедные и не могли всю неделю прокормить ученика, то получалось, что его распределяли по дням недели - каждая семья какой-то один или несколько дней кормила какого-то ученика.
Сегодня в ешивах есть столовые, но часто учеников приглашают в гости по семья на субботы и праздники.
На идиш это называется эсн тег.
Ученики ешивы приходили кушать в семьи. В итоге ученики были сытые, а семьи слушали слова Торы за обедом.
Если семьи были бедные и не могли всю неделю прокормить ученика, то получалось, что его распределяли по дням недели - каждая семья какой-то один или несколько дней кормила какого-то ученика.
Сегодня в ешивах есть столовые, но часто учеников приглашают в гости по семья на субботы и праздники.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- anno_nin
- Сообщения: 7971
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Has thanked: 1810 times
- Been thanked: 2036 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Спасибо. Получается, что надо переводить не "зарабатывал", а "существовал тем, что ходил есть к местным жителям, как было принято"Nison писал(а):Да, в фильме Ентл вроде показывают что-то подобное.
На идиш это называется эсн тег.
Ученики ешивы приходили кушать в семьи. В итоге ученики были сытые, а семьи слушали слова Торы за обедом.
Если семьи были бедные и не могли всю неделю прокормить ученика, то получалось, что его распределяли по дням недели - каждая семья какой-то один или несколько дней кормила какого-то ученика.
Сегодня в ешивах есть столовые, но часто учеников приглашают в гости по семьям на субботы и праздники.
Речь идет о Лубнах примерно 1893г. там жило 3006 евреев, это примерно треть населения города. Были и богатые и бедные. Был даже единственный в городе ювелир.
Где бы прочитать, кто в то время преподавал в этой ешиве? Не зря ведь илуй отправился в ешиву именно в Лубны.
Еще мне объяснили, что ночевали ученики в классах, на сдвинутых вместе скамьях.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- Nison
- Сообщения: 6587
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1091 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
Ну там особо классов могло и не быть. Зал синагоги, точнее бейс амедраша (бейт мидраша, сравните с мусульманским медересе
) , иногда отдельное здание специально построенное для ешивы.
В Любавичах были откидные кровати. Днем их к стенке поднимали.
А вообще и я не раз спал на скамейках в 770, центральной любавичской ешиве в резиденции Любавичского ребе. Все нормально. Ничего такого особенного
С 1904 по 1922 раввином в Лубнах был рав Шимон Мойше Дискин
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7% ... 7%99%D7%A5')

В Любавичах были откидные кровати. Днем их к стенке поднимали.
А вообще и я не раз спал на скамейках в 770, центральной любавичской ешиве в резиденции Любавичского ребе. Все нормально. Ничего такого особенного

С 1904 по 1922 раввином в Лубнах был рав Шимон Мойше Дискин
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7% ... 7%99%D7%A5')
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6587
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1091 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
По этой ссылке, стр. 267
בקיץ התרס״ד עבר בפלך פולטבה ובעיר לובני הפצירו בו להשאר בתור רב שני.
בערים אשר סביבות לובני: רומני, פרילוקי, מירגורוד היו שני רבנים בכל עיר. בלובני היה
רב ישיש וחסיד, ב״א האדמו״ר הגה״צ מהרמ''ד מהורנוסטייפולי זצ״ל, נין ונכד למדפיסי
סלאווטא ולהגה״צ ד׳ פנחס מקאריץ זצ״ל הוא הרה״ג ר׳ מאיר אלטר שפירא זצ״ל.
Только переведите, пожалуйста, на русский, чтобы меня модераторы не ругали.
Кстати, там дальше написано, что он в 1917 году ешиву там открыл. То есть с момента как он туда приехал до 1917 там видимо не было ешивы.
בקיץ התרס״ד עבר בפלך פולטבה ובעיר לובני הפצירו בו להשאר בתור רב שני.
בערים אשר סביבות לובני: רומני, פרילוקי, מירגורוד היו שני רבנים בכל עיר. בלובני היה
רב ישיש וחסיד, ב״א האדמו״ר הגה״צ מהרמ''ד מהורנוסטייפולי זצ״ל, נין ונכד למדפיסי
סלאווטא ולהגה״צ ד׳ פנחס מקאריץ זצ״ל הוא הרה״ג ר׳ מאיר אלטר שפירא זצ״ל.
Только переведите, пожалуйста, на русский, чтобы меня модераторы не ругали.
Кстати, там дальше написано, что он в 1917 году ешиву там открыл. То есть с момента как он туда приехал до 1917 там видимо не было ешивы.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- anno_nin
- Сообщения: 7971
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Has thanked: 1810 times
- Been thanked: 2036 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
В 1903 перебрался в Лубны полтавской губернии и стал вторым равом округи. Соседние города: Ромны, Прилуки, Миргород и в каждом городе было по 2 раввина. В Лубнах был ??? из Горностайполя, правнук и внук печатников из Славуты и д(?) Пинхас из Крич?, рав-гаон Меир Альтер Шапира.Nison писал(а):По этой ссылке, стр. 267
בקיץ התרס״ד עבר בפלך פולטבה ובעיר לובני הפצירו בו להשאר בתור רב שני.
בערים אשר סביבות לובני: רומני, פרילוקי, מירגורוד היו שני רבנים בכל עיר. בלובני היה
רב ישיש וחסיד, ב״א האדמו״ר הגה״צ מהרמ''ד מהורנוסטייפולי זצ״ל, נין ונכד למדפיסי
סלאווטא ולהגה״צ ד׳ פנחס מקאריץ זצ״ל הוא הרה״ג ר׳ מאיר אלטר שפירא זצ״ל.
Только переведите, пожалуйста, на русский, чтобы меня модераторы не ругали.
Кстати, там дальше написано, что он в 1917 году ешиву там открыл. То есть с момента как он туда приехал до 1917 там видимо не было ешивы.
Ехиэль Гальперин учился в ешиве в Лубнах полтора года с 1892 по 1894. т.е. задолго до Дискина.
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- Nison
- Сообщения: 6587
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Has thanked: 246 times
- Been thanked: 1091 time
- Контактная информация:
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
В 1903 перебрался в Лубны полтавской губернии и стал вторым равом округи. Соседние города: Ромны, Прилуки, Миргород и в каждом городе было по 2 раввина. В Лубнах был пожилой хасидский раввин, сын Ребе из Горностайполя, потомок печатников из Славуты и рава Пинхаса из Корица, рав-гаон Меир Альтер Шапира.anno_nin писал(а):В 1903 перебрался в Лубны полтавской губернии и стал вторым равом округи. Соседние города: Ромны, Прилуки, Миргород и в каждом городе было по 2 раввина. В Лубнах был ??? из Горностайполя, правнук и внук печатников из Славуты и д(?) Пинхас из Крич?, рав-гаон Меир Альтер Шапира.Nison писал(а):По этой ссылке, стр. 267
בקיץ התרס״ד עבר בפלך פולטבה ובעיר לובני הפצירו בו להשאר בתור רב שני.
בערים אשר סביבות לובני: רומני, פרילוקי, מירגורוד היו שני רבנים בכל עיר. בלובני היה
רב ישיש וחסיד, ב״א האדמו״ר הגה״צ מהרמ''ד מהורנוסטייפולי זצ״ל, נין ונכד למדפיסי
סלאווטא ולהגה״צ ד׳ פנחס מקאריץ זצ״ל הוא הרה״ג ר׳ מאיר אלטר שפירא זצ״ל.
Только переведите, пожалуйста, на русский, чтобы меня модераторы не ругали.
Кстати, там дальше написано, что он в 1917 году ешиву там открыл. То есть с момента как он туда приехал до 1917 там видимо не было ешивы.
Ехиэль Гальперин учился в ешиве в Лубнах полтора года с 1892 по 1894. т.е. задолго до Дискина.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 6274
- Зарегистрирован: 26.05.2010
- Has thanked: 2358 times
- Been thanked: 2154 times
Re: Вопросы и ответы о жизни евреев
1903 год
г. Николаев
г. Николаев
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)