Гершон Танхум
из Минска, чаще всего, под фамилией (или прозвищем) Зак
(вводим обозначение ГТЗ). В Еврейской Википедии пишут (перевод Гугла; названия мест не исправлялись, язык слегка подправлен):
Родился у раввина Элиягу Биньямина, сына раввина Шмуэля Шмалка из Острахи, сына Махарама Зака, Ав Бейт Дина и раввина Львова. Учился у раввина Гершеля из Саланта и раввина Элияху из Регулы .
Был главой ешивы Клауса Бломки в Минске, ешивы, посвященной женщине по имени Бломка (Блюма), иммигрировавшей в Эрец Исраэль в преклонном возрасте. Эта ешива была самой известной в Минской области и считалась подготовительным курсом для получения высшего образования в Воложинской ешиве. Его учениками были: раввин Шломо Эльяшив (Лешем); раввин Авраам, Рош ешива у Клауса Бломки в Минске; раввин Хаим Шалом Шахор, раввин в различных общинах в Пруссии и США; раввин Элиягу Заика в пригороде Новогрудка в Вильнюсе и раввина Авраама Яакова Гершона Лессера, раввина нескольких городов Литвы, а затем и Чикаго , а также президента Ассоциации раввинов США и Канады.
В 1840-х годах он провел некоторое время в Германии из-за болезни, и его заменил Йосеф Дов Галеви Соловейчик, тогда еще молодой человек из Воложинской ешивы, чей первый брак состоялся, когда он исполнял обязанности заместителя главы Минской ешивы. Раввин Гершон Танхум был вовлечен в общественную деятельность и в 50-х годах 19-го века принимал участие в лоббировании царского указа, дающего раввинам освобождение от призыва, наряду с другими ведущими раввинами Российской империи, такими как раввин Исраэль Салант, раввин Элиягу Левинсон из Картинга, раввин Яаков Барритт, раввин Йосеф Пеймер и Ребе Цемах Цедек Любавич. Из-за своего плохого здоровья был вынужден с годами несколько раз лечиться в горячих источниках в Западной Европе, создавая отношения с ключевыми фигурами западноевропейского иудаизма, такими как братья Хирш из Хальберштадта, Акива и Хирш Лерен из Амстердама, Шимон Зеев бен Калман Карл Ротшильд (тесть известного филантропа), которые помогали ему печатать книги и вовлекали в общественную деятельность в поддержку консервативных евреев.
Во время об спора Этроге Корфу он опубликовал "галахическое мнение Ливане" о разрешении на Этрог Корфу с добавлением доказательств того, что раввин Акива Эйгер и раввин Яаков Барухин из Карлина регулярно благословляли этих этрогов. Он стоял бок о бок с раввинами Мантуи, когда спор о Йом Тов Шени разгорелся в Италии.
После смерти раввина Давида Табиля в Минск, община которого была полна чрезвычайно мудрых учеников, официально не был назначен ни один раввин. Только после его (ГТЗ?) смерти в 1851, и смерти учеников других мудрецов, было принято решение назначить официального раввина для города когда после неоднократных отказов в должности раввина Давида Фридмана был избран Раввин Йерухам Иегуда Лейб Перлман.
Его зятьями были: гавир Бецалель Трепель и раввин Авраам Меир Эпштейн , автор "Минха Балула".
Упоминается также его книга "Илана Дахаи".
Далее следует упоминание, что
Гершону Танхуму
различные авторы приписывали фамилию Позняк
. Об этом же пишут в Сефер Мир и Изкор Несвиж (Несвиж находится недалеко от Мира). Некоторые части приведенных там биографий совпадают с предыдущим источником. Например, в Сефер Мир также утверждается, что Гершон Танхум
из Минска умер в 1851 г. Но есть и небольшие расхождения. На викитеке, в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, о нем есть короткая заметка, которую приводим ниже:
Гершон Танхум бен-Илия Вениамин — выдающийся талмудист 19 века, род. в 1812 г. в Мире (Минской губ.), ум. в 1881 г. в Минске, где долгое время занимал должность раввина и главы школы. Г. написал «Ilana de-Chai» в трех частях: 1) новеллы к кодексу Тур, Иоре Деа (1860); 2) респонсы по вопросам ο пасхе и пальмовой ветви (Вильна, 1865); 3) респонсы по вопросам ο праздниках (Вильна, 1865).
Тот же текст можно найти на JewAge.
Интересно, что ГТ посвящены художественные произведения, например, это, и воспоминания, например, это и это. А в этих мемуарах история с выборами главного минского раввина описывается более подробно и ГТ там упоминается тоже. Ну, и здесь тоже упоминается.
Несомненно существовал человек по имени
Гершон Танхум Позняк
(далее ГТП). Многие документированные факты его биографии сходятся с биографией ГТЗ, но кое-какие расходятся. Здесь таится множество загадок, усугубляющихся еще тем, что о родословной ГТП сохранились записки одного из самых известных потомков ГТП, его правнука, сэра Николауса Певзнера
, историка архитектуры и искусства, закончившего свою жизнь в Англии. Большая часть семейной истории, по его словам, была сообщена ему дядей (двоюродным дедом на самом деле), сыном ГТП, Вольфом (Владимиром) Позняком
. Последний был предпринимателем, одним из самых богатых людей в Минске, где он, собственно, почти не жил. Известна его маслобойня "Трепель и Позняк" в Нижнем Новгороде, учрежденная совместно с братьями Трепелями, также родичами ГТП. Проблема, однако, в том, что Певзнер
родился в Германии и говорил по-немецки, мало зная идиш и не зная русского, а Вольф Позняк
, скорее всего - наоборот. Хорошо ли они понимали друг друга - неясно. Поэтому рассказы Певзнера
больше походят на искаженный пересказ раббинической литературы, кроме моментов, когда речь идет непосредственно о знакомых ему членах его семьи. Об этом чуть ниже. Один из возникающих вопросов: верно ли, что ГТЗ = ГТП?
Итак, источников сведений о семье ГТП несколько. Во-первых, это документы - метрические записи, ревизские сказки и т.д. Этим документам безусловно можно доверять. В них отца ГТП зовут Элия, а деда - Шмуэль Шмелке - в общем, сходится. Все они жили в Мире, потомки - и в других местах, в том числе и в Минске.
Во-вторых, это раббиническая литература (в предположении, что ГТП=ГТЗ). Тут он неоднократно фигурирует, однако, как отмечалось, приводимые данные чаще всего противоречивы и запутанны. При этом такой авторитет как Нил Розенштайн признался, что он о ГТП ранее не слышал.
В-третьих, раббиническую литературу, видимо, кто-то отразил в раббиническом генеалогическом древе на Geni.
В-четвертых, это записки
Н.Певзнера
. Они на английском, и попали ко мне в виде фотокопий. Основные противоречия в раббинической литературе и изложениях Певзнера
с данными метрик и ревизий (о которых ниже) таковы: там излагается такая версия, что Шмуэль Шмелке Позняк
был известен, как Познен
, потому как якобы происходил из Познани, где был раввином. Однако в списке раввинов Познани таковой не значится. Есть подозрение, что настоящий ШШП вообще жил все время в Мире. В вышеупомянутом древе на Geni можно найти массу Шмуэлей Шмелке; вероятно, источник, по которому оно составлено, был и источником недоразумений. Певзнер
упоминал и другие имена из этого древа, однако по датам возникают большие нестыковки. Имеют ли все эти имена отношение к ГТП - сомнительно, но в древе фигурирует и Гершон Танхум Зак
, отец которого Элияху Биньямин
, с похожими годами жизни. Помимо этого был еще упоминаемый в той же еврейской википедии раввин Гершон Танхум Белицкий
, который почти наверняка - лицо, отличное от ГТП, хотя статья о ГТЗ ссылается на другую статью, где ГТБ упомянут. Видимо, и само древо, и записки
Певзнера
- некоторое сплетение правды и вымысла, в котором трудно разобраться. Певзнер
описывает со слов Вольфа
, что ГТП слыл гением еще с рождения, и минский магнат Мордух Гольдберг
(химия, лекарства) захотел отдать за него замуж свою дочь. Жениху было 14 лет, невесте - 15. Целью данного раздела можно считать выявление потомков ГТП. Среди них, возможно, есть мои родственники (отсюда мой интерес), однако пока что-либо утверждать наверняка трудно. С практической стороны, сведения о потомках имеют бОльшую ценность для меня, чем о предках.