#25
Nison » 03 апр 2011, 21:55
Шойхет - резник, во-первых, конечно, должен был иметь просто определенный уровень религиозного образования, поскольку, человека, который "не знает с какой стороны открываются еврейские книги" никто резником бы не назначил. Кроме того, он должен был научиться и своему ремеслу - шхите, как правильно резать животных\птиц.
Насколько я понимаю, было возможно 2 варианта - Первый - кое-где в ешивах (например в хабадских, но не в самом Любавиче) специально готовили шойхетов. Ну а кроме того, можно было научиться этому ремеслу у другого шойхета.
От отца к сыну, от учителя к ученику.
Когда начинающий резник осваивает свое ремесло, он должен сдать экзамен раввину. В случае успешного экзамена раввин выдает резнику "Каболу", документ, что он перенял традицию и может резать.
Есть 3 уровня - птицы, мелкие животные и крупные животные. Можно сдать на любую категорию, вне зависимости от других. Можно и сразу все 3. Или начать с кур, а потом, с опытом, перейти к коровам.
Резник должен быть очень Б-гобоязненным человеком. Потому что если во время резки что-то пошло немного не так, то животное стало некошерным, а никто кроме резника это не знает. А если он несколько раз расскажет, что корова у него некошерной вышла, то кто к нему потом свою корову поведет, рискуя большими деньгами?
Вполне могу допустить, что в небольшом местечке, где был один раввин и один резник, когда старый резник и\или раввин готовили нового резника, вполне могло быть, что все происходило устно. В какой-то момент раввин ему мог просто сказать: "Теперь ты режешь сам". Поэтому может никаких документов и не оставалось вообще.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)