Как в свое время написал мне мой израильский родственник, между Пшисухой и хасидизмом можно поставить знак равенства.
ХАСИДИ́ЗМ (חֲסִידוּת, хасидут) - это довольно широко распространенное народное религиозное движение, возникшее в восточноевропейском иудаизме во второй четверти 18 в. и существующее поныне.
Начало этому ... движению было положено р. Израилем бен-Элиезер, прозванным Бештом, соединявшим в себе восторженное религиозное чувство, одухотворенное мистической экзальтацией, с глубоким знанием психологии и настроения народных масс. В течение весьма короткого времени хасидское движение охватило еврейское население Подолии, Волыни, Украйны и Галиции, затем с необыкновенной быстротой разлилось по Литве и Белоруссии, Румынии и Венгрии, всюду вызвав со стороны вождей ортодоксального раввинизма и высших слоев еврейства упорную борьбу, сопровождавшуюся отлучениями и преследованиями всех тех, кто только был заподозрен в принадлежности или сочувствии к X. Результатом этой религиозной борьбы было распадение еврейства на две части: на последователей нового учения, присвоивших себе название "хасидим" (противники же прозвали их "кат" — "секта") и "миснагдим" (т. е. противники X., не хасиды) или "ойлемше иден" (еврейство вообще), оставшихся верными ортодоксальному раввинизму. К первым примкнули народные массы во всех вышеупомянутых странах, за исключением Литвы и части Белоруссии, и в ограниченном числе представители высших слоев еврейства, преимущественно молодые люди, которых сухость ортодоксального раввинизма, олигархия представителей евр. автономного самоуправления оттолкнули в лоно X., а к последним — многочисленный класс тогдашней духовной аристократии — талмудистов и высшие слои еврейства, а также все еврейство других стран.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона
В Центральной Польше хасидизм распространился в 1780–90-е гг. благодаря деятельности рабби Я‘акова Ицхака Горовица (Провидца) и рабби Исраэля (1733–1814), проповедника из Козенице. Эти мистики и «практикующие» цаддики собрали вокруг себя большие общины. Большинство цаддиков Польши, Галиции и Венгрии той поры — ученики Провидца. Один из них —
рабби Я‘аков Ицхак бен Ашер из Пшисухи. Благодаря своей учености и благочестию рабби приобрел широкую известность, а также прозвище "
Святой еврей". Ему принадлежит изречение: «Если в тело молящегося вонзили меч, и он испытал боль, значит, молитва его — не подлинная». Он занимался благотворительностью, раздавал свои деньги бедным и зарабатывал на жизнь преподаванием в хедере.
Яаков Ицхак бен Ашер из Пшисухи отказался от народных форм хасидизма и еще при жизни своего учителя создал общину, состоявшую лишь из высокодуховных людей. Именно благодаря ему Пшисуха стала одним из крупных центров хасидизма.
"Святой еврей" умер, не достигнув 50 лет, и хотя он оставил сына
Иерахмиэля, большинство его хасидов признало своим вождем его ученика,
Симху Бунема из Пшисухи. Кстати, Симха Бунем был тоже очень интересной личностью и фигурирует во многих хасидских сказках.
Но вернемся к охелу. Двойная его часть является как бы часовней, посвященной пшисухским цаддикам, которые были похоронены на этом кладбище. Увы, могилы их были разрушены. В охеле собраны обломки надгробных камней, стоят шесть "саркофагов" с именами
"Святого Еврея" Якуба Изаак с Пшисухы (род. в 1766 г ., ум. в 1813 г .);
Ерахамеля с Пшисухы (род. в 1784 р, ум. в 1836 г .), сына "Святого Еврея";
Якуба Изаак Эльханана (ум. в 1873 г .), называемого тоже Рабим Итчели, сына Ерахамеля;
Ерахамеля Джуди Мэира (ум. в 1897 г .), сына Якубы Изаак Эльханана;
Симхы Бунима (род. в 1765 г ., ум. в 1827 г .);
Цви Хирша Мордэхая (зм. в 1865 г .), сына Авраама Моисея, внука Симхы Бунима.
Вобщем, 2 династии пшисухских цаддиков.
На фото вверху справа - "саркофаг со множеством квитэх( записок-просьб) от паломников
