NB! Был ли мой прадед Олег Матвеевич Эрастов евреем, неизвестно. В семье принято считать, что был, но документальных подтверждений этому нет, а ФИО само по себе «не звучит» (JewishGen знает евреев Аристовых, но не Эрастовых). Впрочем, еврейкой точно была моя прабабушка, его первая жена Зинаида Викторовна Житомирская, о предках которой см. тему «ЖИТОМИРСКИЙ (Бахмут, Мариуполь, Таганрог)». Следовательно, евреем был и их общий сын — мой дед Константин Олегович Эрастов и большинство его многочисленных потомков (о них — ниже), а значит, тема о евреях-Эрастовых в этом разделе имеет право на существование.
Олег Матвеевич Эрастов (1918–1980) — мой прадед. Судя по всему, родился в Москве. Известно, что жил на Петровке. В списках жильцов домов по этой улице за 1920-е годы находится Матвей Александрович Эрастов, адвокат, работавший в Чаеуправлении. Очевидно, это отец Олега. В одном из таких списков упоминается также Раиса Матвеевна Эрастова, химик, авторка нескольких научных статей. По отчеству логично предположить, что это ещё одна дочь Матвея-адвоката и сестра Олега, но в воспоминаниях второй жены Олега Нины Григорьевны Эрастовой (Лесиной) он назван единственным ребёнком в семье. Если Лесина не ошиблась, Раиса могла быть женой Матвея-адвоката и матерью Олега, у которой по совпадению отца звали так же, как мужа. Был ли кто-либо из родителей Олега евреем, повторюсь, неясно.
Из воспоминаний Лесиной также следует, что Олег Матвеевич с детства увлекался наукой и с подростковых лет собирал обширную библиотеку, для которой выискивал и покупал старые и редкие книги. Это подтверждается тем, что и сегодня на онлайн-аукционах можно найти издания 19 века с его владельческим штампом. Известно, что до войны Олег успел начать обучение в университете, но, не закончив его, ушёл на фронт. Ещё до войны он познакомился с будущей второй женой Ниной Лесиной, уроженкой Костромы русско-немецких корней, но в войну потерял с ней связь.
Вернувшись в Москву после войны, Олег женился на Зинаиде Житомирской, в 1939 году у них родился сын Константин, мой дед. Ближе к концу 1940-х они развелись, Олег вновь сошёлся с Лесиной, которая стала его второй женой. У них родились дети — Андрей и Евгения Эрастовы.
После войны Олег, несмотря на незаконченное образование, работал лектором Московского планетария, писал научно-популярные статьи по астрономии, ездил с просветительскими лекциями по всему Союзу, в том числе в Арктику. Интересно, что, судя по библиотечным каталогам, в 1949–1950 годах он активно публиковался в газетах Тбилиси, в том числе на грузинском языке. Как он там оказался и знал ли этот язык сам (или его тексты переводили), неясно.
Из воспоминаний второй жены Олега Нины Лесиной становятся известны и более печальные детали его жизни — она описывает его как хронического изменщика, беспечного и совсем не хозяйственного отца, а временами и «агрессивного психопата». Известно, что в 1960-х Олег Эрастов дважды оказывался в местах лишения свободы за сводничество (по сути, сутенёрство). Подробности этих дел известны из воспоминаний Лесиной, а также газетных статей и мемуаров одного из сокамерников. Будучи знаком со многими представителями творческой интеллигенции и номенклатуры, он вёл записную книжку с именами и контактами молодых девушек, искавших лёгких денег, обучал их манерам и моде и связывал с известными москвичами, которых интересовали такие «услуги». На момент этих событий Олег уже давно не участвовал в жизни своей первой жены Зинаиды и их общего сына — моего деда Константина.
Константин Олегович Эрастов (1939–1996) — мой дед. Родился в Москве, 1940-е провёл в Сталинабаде (Душанбе), где его дед по матери Виктор Житомирский работал в медицинском институте. Вернувшись в Москву, рано женился первым браком на Татьяне Гдальевне Мильман (она же Танхилевич). Как и семья Житомирских, родители Татьяны происходили из Ростова и Таганрога, но родилась она в лагере в Воркуте. Константин и Татьяна увлекались идеями толстовства, некоторое время учительствовали в деревнях Подмосковья, называя это «хождением в народ». Позднее вернулись в Москву, где Константин занимался переводами научных статей по лингвистике, работал в первой советской лаборатории машинного перевода и репетиторствовал.
Дом Константина и Татьяны Эрастовых в Большом Гнездниковском переулке был важным местом встреч для диссидентов и художников Москвы того времени, поэтому он фигурирует во многих воспоминаниях и даже в одном аудиопутеводителе. У Константина и Татьяны было семеро детей — это тоже, очевидно, наследие их увлечения толстовством.
В начале 1970-х первая жена Константина Татьяна перешла в православие, которым увлеклась очень глубоко, ездила за советом к старцам по всему Союзу. Возможно, в том числе и по этой причине их брак постепенно развалился — сам Константин, очевидно, больше первой жены ценил иудаизм, поскольку и похоронить себя завещал на еврейском кладбище.
В 1973 году Константин ушёл от Татьяны и женился во второй раз — на моей бабушке. У них родился мой отец. Впрочем, и с ними он пробыл недолго. В 1978 году он эмигрировал в США уже с третьей женой и их общей дочерью, то есть последним, девятым ребёнком. Любопытно, что он предложил обеим бывшим жёнам уехать из СССР вместе с ним. Первая жена, Татьяна, согласилась, и он довез её и семерых детей до пересадки в Вене. Моя бабушка отказалась и осталась в СССР. Константин со своей третьей женой Ниной и их общей дочерью Никой из Вены направился через Рим в Нью-Йорк, где и прожил до 1996 года, также занимаясь переводами. Похоронен на одном из еврейских кладбищ штата Нью-Джерси.
Судьба семерых детей, эмигрировавших с первой женой Константина, сложилась по-разному. Один из них, Алексей, с венской пересадки отправился в Израиль, где взял имя Элиша, поступил в йешиву и стал раввином. Другой сын, Дмитрий, в религиозном плане пошёл по стопам матери — сейчас он епископ РПЦЗ в Австралии. Остальные дети по большей части закрепились во Франции.
ЭРАСТОВ (Москва)
Модератор: oztech
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
ЭРАСТОВ (Москва)
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
ЭРАСТОВ (Москва)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Смоляр - Белиловка, Сквира и Киев / Барские - Златополь/Новомиргород, Звенигородка, Белая Церковь и Киев / Клигман - Солобковцы,Белая Церковь / Мирцин/Мирчин - Белая Церковь, Триполье / Хараб - Белая Церковь, Киев Ольшанецкие - Сквира и Киев / Вайнруб - Сквира, Киев, Таллин / Шапиро - Сквира, Киев, Челябинск / Гельзин - Чернигов и Киев / Розенвасер - Белая Церковь и Киев
-
- Сообщения: 5551
- Зарегистрирован: 03.09.2016
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 2424 раза
- Поблагодарили: 2841 раз
ЭРАСТОВ (Москва)
Уважаемый модератор! Дзержинский был женат на еврейке. Молотов был женат на еврейке. Есенин был женат на Надежде Вольпиной, кто не знает. Давайте всех их тоже изучать!))
зы. Предлагаю познакомить топикстартера с форумом вгд для таких случаев, а тему заморозить. Метрики православных церквей можно искать на сайте ЦГА Москвы, в самом архиве ЦГА Москвы и при помощи сервиса яндекс-архивы.
зы. Предлагаю познакомить топикстартера с форумом вгд для таких случаев, а тему заморозить. Метрики православных церквей можно искать на сайте ЦГА Москвы, в самом архиве ЦГА Москвы и при помощи сервиса яндекс-архивы.
Беларусь (Бобр, Толочин), Украина (Ефингар).
ЭРАСТОВ (Москва)
Helen V., судьба любой темы - в руках ее участников. Если желающие что-либо запостить согласятся с Вашим предложением и раздумают публиковать свои сведения, тема замерзнет сама собой. И такой же может быть судьба исследования еврейских ветвей в деревьях любых известных людей. Сейчас ситуация пограничная, последим за ее развитием. Ну, может, иногда придется напомнить о профильной тематике форума, так, разве у нас некому это сделать?
Григорий
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
ЭРАСТОВ (Москва)
Я понимаю, что случай спорный, но ещё раз — фамилию Эрастов носил не только Олег Матвеевич неизвестного происхождения, но и его сын Константин, еврей несомненный, как и две из трёх его жён. Учитывая обилие его детей, один из которых даже стал раввином (у него самого теперь, кстати, детей около пятнадцати), вполне возможно, что в будущем кто-то будет искать информацию именно о еврейской родне по этой фамилии. Для этого я и создал тему — пусть будет и такая «ниточка» во всеобщем доступе. Даже если про Олега ничего еврейского не найдётся (или найдётся что-то нееврейское), так другим людям будет проще однозначно связать потомков Константина с его еврейскими предками по линии Житомирских.Helen V. писал(а): ↑15 май 2024, 11:22Уважаемый модератор! Дзержинский был женат на еврейке. Молотов был женат на еврейке. Есенин был женат на Надежде Вольпиной, кто не знает. Давайте всех их тоже изучать!))
зы. Предлагаю познакомить топикстартера с форумом вгд для таких случаев, а тему заморозить. Метрики православных церквей можно искать на сайте ЦГА Москвы, в самом архиве ЦГА Москвы и при помощи сервиса яндекс-архивы.
Большое спасибо за взвешенное решение! Впредь буду постить в этой теме (и на форуме в целом) только то, что однозначно касается еврейской части этой семьи. А учитывая «цитируемость» Константина и его московской компании друзей в разных воспоминаниях, не удивлюсь, если кто-то другой принесёт сюда новую информацию о нём, а не о его отце, что будет полезно для меня и вполне в рамках тематики форума.oztech писал(а): ↑15 май 2024, 13:45Helen V., судьба любой темы - в руках ее участников. Если желающие что-либо запостить согласятся с Вашим предложением и раздумают публиковать свои сведения, тема замерзнет сама собой. И такой же может быть судьба исследования еврейских ветвей в деревьях любых известных людей. Сейчас ситуация пограничная, последим за ее развитием. Ну, может, иногда придется напомнить о профильной тематике форума, так, разве у нас некому это сделать?
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.