Хедер

Казенные училища. Гимназии. Реальные училища. Императорские университеты.

Модератор: TMZ

Ответить
Сообщение
Автор
oztech
Сообщения: 8966
Зарегистрирован: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 578 раз
Поблагодарили: 3443 раза

Хедер

#1 oztech » 25 янв 2022, 13:30

О меламедах, т. е. о еврейских учителях, и о деле воспитания у евреев вообще
Первое желание, с которым еврейские родители встречают свое любимое детище при его рождении, – это желание видеть его талмид хахам, т. е. увенчанным мудростью, разумеется талмудической.

Согласно этому искреннему желанию, каждый еврей, даже самый бедный, дождавшись с нетерпением пятилетнего возраста своего сына, несет его, а с ним вместе и свою трудовую копейку к меламеду (учителю) в хедер (училище) и готов переносить разные лишения – жертвовать самым для себя необходимым, лишь бы не отрывать сына от этого благодатного источника.

При таком всеобщем сочувствии школьному делу неудивительно, что хедеров в каждом обществе много и что на содержание их затрачиваются значительные капиталы.

Теперь сам собою рождается вопрос: какая же сила воспламеняет в сердце еврея такое желание видеть своего сына непременно ученым?

Образованные евреи, которые много писали и теперь пишут о деле воспитания детей у евреев, о меламедах и о хедере, безосновательно силятся доказать, что это сильное влечение к школе есть продукт религиозного фанатизма евреев. По нашему разумению, это побуждение далеко не фанатическое. Дело вот в чем.
... (далее следует фрагмент, не имеющий прямого отношения к тематике раздела "Где учились евреи в Российской империи", в котором автор в процессе толкования Талмуда развивает свои собственные небесспорные мысли <Прим. мое - oztech>.)
От этого-то невыносимого гнета евреи и ищут спасения для своих детей в хедере, ибо один только хедер может снять позорную печать плебея (по поводу неудачности перевода термина ам-гаарец есть справедливое замечание nick_dovg <Прим. мое - oztech> ) и вывести в морейне. Одним словом, хедер доставляет еврею гражданские права и положение в заколдованном мире, которому он принадлежит.

Показав читателю, где действительно кроется главный стимул, побуждающий еврея отдать своего сына в хедер, мы можем, по глубокому нашему убеждению, добавить, что никакие предпринимающиеся против меламедов административные и полицейские меры никогда не достигнут успеха и старый порядок не прекратится, пока правительство прежде всего радикально не уничтожит власть еврея над евреем, олицетворением которой служат отдельные еврейские общественные управления. Теперь постараемся беглым взглядом обозреть дело воспитания детей у евреев.

Дело воспитания детей у евреев не принадлежит отдельному учреждению или ученой корпорации и даже находится вне власти и попечения кагала, а также не обеспечивается никаким общественным фондом или сбором. Это, так сказать, дело всего народа.

Каждый еврей без исключения может примкнуть к легиону еврейского Аполлона и, взяв в свои руки меламедскую указку, смело вступить на поприще воспитателя, и, какие бы крошечные сведеньица не имел, он завоюет соответствующую почву для своего посева.

Точно так же и каждый еврей может воспитывать своих детей по своей воле и благоусмотрению, и если только между учителем и доверяющими ему своих детей родителями установилось согласие насчет платы, числа учеников в хедере и самих предметов преподавания, то преподавание уже ничем не ограничивается.

Множество меламедов, которыми изобилует каждый еврейский городишко, не связывают ни единство программы, ни единство метода, ни какие-либо общие интересы. Наоборот, каждый из них стоит своим особняком и относится к прочим товарищам по ремеслу враждебно, ненавистно, как к опасному конкуренту.

Само по себе, меламедское звание довольно непривлекательно – за это ремесло еврей берется лишь тогда, когда к этому принуждает крайность. Известная еврейская пословица гласит: «Умереть и меламедствовать никогда не опоздаешь».

Учебный год у меламеда делится на два семестра. Промежутки между ними составляют месяцы нисон (апрель) и тишре (сентябрь), время праздников пасхи и нового года.

Навербовав в течение промежуточного времени с помощью рекомендательных слов разных бабушек и тетушек, родственников и прислуги столько учеников, сколько удается или на сколько изъявляют свое согласие родители учащихся, меламед начинает свое каждодневное преподавание с 9 часов утра до 9 часов вечера, исключая субботние и праздничные дни, когда хедер не проводит занятий.

Подвести занятия меламедов и их хедеры под известные классификации – вещь весьма трудная и возможная только в общих чертах, т. е. если отбросить чрезвычайное разнообразие в мелочах, принять за основу деления только некоторые главные отличительные признаки. Согласно этому, мы разделим их на четыре категории:

1) дардеке-меламедим, т. е. обучающие только чтению;

2) начинающие учить хумеш (Пятикнижие), с переводом на обычный жаргон и комментарием раше;

3) начинающие учить Талмуд с комментарием раши;

4) обучающие Талмуду со многими комментариями и сводами законов.

Хедеры всех категорий делятся на аристократические и плебейские, и точно так, как плебей-отец не имеет притязания на почести и места в синагоге, принадлежащие знати, так и сын его не может сидеть на одной скамье с мальчиком аристократической породы. Невнимание к сословным различиям, как мы видим, в иудейском мире допускается весьма редко.

В хедерах первой ступени мальчик просиживает обыкновенно 5-7 лет, второй – 7-10, третьей – 10-12 лет, в четвертой он остается до вступления в брак и даже в первые годы после женитьбы, покуда он живет на хлебах родителей своих или жены.

Но не следует думать, что мальчик, поступив в хедер, остается в нем до достижения им степени развития, соответствующей хедеру следующей ступени; хедеры и меламеды меняются каждое полугодие, так что мальчик получает свое образование большей частью в 20 хедерах.

Плата меламеду за учение зависит от состоятельности родителей; она обыкновенно простирается от двух-трех рублей до 100 и 150 за полугодие. Число учеников в хедере всегда сообразно возрасту учащихся; в хедерах низшего разряда бывает до 20 человек, в высшей ступени оно меньше.

Напрасно искать систему в преподавании меламедов, ибо ее нет: приемы у них самые допотопные, без малейшего педагогического характера. Чтению учат сперва по алфавиту, припечатанному к молитвеннику, а потом по самому молитвеннику. При преподавании Библии меламеды ограничиваются одним только Пятикнижием, толкуя текст в духе общепринятых талмудических комментариев.

Первоначальные же преподаватели Талмуда, из которых каждый обыкновенно умеет читать и переводить только один трактат, пробавляются своей специальностью во все время своего меламедского поприща, меняя каждое полугодие своих учеников.

Меламеды же последней категории, хотя они больше сведущи в Талмуде, но между ними редкость ученый, который способен был бы быть раввином, ибо сознающий в себе такую силу не будет тянуть меламедскую лямку. Испытания мальчиков обыкновенно бывают каждую субботу.

Отец, освободившись от житейских сует, в день шабеса на досуге сам берется за дело, если это по нему, в противном случае приглашает экзаменатора, и успехи, обнаруживаемые учеником, лучше всякого аттестата рекомендуют меламеда.

Что касается помещения хедера, то в этом отношении ни меламеды, ни родители его учеников не взыскательны. Хедер может поместиться в каждой смрадной лачужке, лишь бы поближе к квартирам учеников. Обучение письму и счетоводству не входит в состав программы меламеда.

Для этой цели существуют в каждом городе особые специалисты, которые ходят по хедерам или на дом на час в день. В иные хедеры по желанию родителей приглашаются люди, знающие языки русский, немецкий и французский, чему меламеды не только не противодействуют, но относятся более или менее сочувственно.

Круглые сироты или дети крайне неимущих родителей получают даровое воспитание в Талмуд-торе. Тут число учеников, сравнительно с хедерами довольно значительно: оно доходит до 50-60 и больше. Воспитатели этих заведений получают содержание из общественных и благотворительных сумм. Воспитанники же оных перебиваются нищенством, а если из общественных сумм отпускается для них какая-нибудь доля, то самая ничтожная.

Ешиботы и клаузы служат местом для начавших свое воспитание в хедере, но не завершивших его по причине бедности родителей. В таких случаях мальчик обыкновенно переезжает в ближайший город и попадает в ешибот или клауз. Особенно оригинален образ жизни ешиботников. Они, как евреи говорят, кушают дни, т. е. питание и ночлег они получают переходя из дома в дом каждый день.

В клаузах и ешиботах местами бывают наемные учителя за счет сумм благотворительных или кружек, но большей частью ешиботники занимаются сами без всякого руководства. Самым лучшим побудителем к учению и надзирателем за их поведением служит постоянная дума о своей будущей судьбе.

Ешиботники обыкновенно идут в зятья к плебеям сапожникам, портным, шапочникам и пр., всегда желающим посадить такой талмудический цветок в свое семейство для облагораживания крови своего потомства. Само собой разумеется, что личным заслугам ешиботника соответствует и достоинство партии.

Попавши на хлеб к тестю, они продолжают свое пребывание в клаузах, но, когда крайность заставляет их искать кусок хлеба для семейства, они, как люди ни к чему в мире не способные или не приспособленные, каковыми они вообще слывут в народе, берутся за меламедство.

Тот же из ешиботников, который многолетним усидчивым трудом, смирением характера, скромностью поведения, отличными способностями успел прослыть илуй превосходным молодым человеком, имеет обыкновенно партию из высшей, аристократической сферы; его ожидает невеста с тысячами, а со временем и раввинская кафедра.
Источник - Примечание 13 к Книге кагала Якова Брафмана -
Григорий

nick_dovg
Сообщения: 529
Зарегистрирован: 15.01.2017
Благодарил (а): 402 раза
Поблагодарили: 750 раз

Хедер

#2 nick_dovg » 25 янв 2022, 14:03

На мой взгляд, использование римских сословий патриции и плебеи крайне неудачно в данном контексте, ибо ам-гаарец подразумевает собой невежу, еврея, не разбирающегося в еврейских законах, не соблюдающего заповеди, и не имеет никакого отношению к материальному статусу
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A2%D7 ... 7%A8%D7%A5
Последний раз редактировалось nick_dovg 25 янв 2022, 15:57, всего редактировалось 1 раз.

michael_frm_jrslm
Сообщения: 4336
Зарегистрирован: 16.09.2009
Откуда: Маале-Адумим, Израиль
Благодарил (а): 669 раз
Поблагодарили: 2359 раз

Хедер

#3 michael_frm_jrslm » 25 янв 2022, 14:40

nick_dovg писал(а):
25 янв 2022, 14:03
На мой взгляд, использование римских сословий патриции и плебеи крайне неудачно в данном контексте,
Да вообще использование "Книги кагала" в качестве источника информации для нашего форума крайне неудачно.
Эта книга написана автором с вполне определенными целями дискредитации еврейской общины и еврейской религии.
Неслучайно она широко используется в антисемитской пропаганде и выложена на многочисленных антисемитских сайтах (в частности, и тот сайт, на который приведена ссылка, тоже имеет заметный уклон в этом направлении).
Книга эта содержит в перемежку с действительно ценной исторической информацией также и передержки, искажения и прямое враньё, и отделить эти составляющие друг от друга без профессиональных знаний в области истории и области еврейско традиции просто невозможно. При этом для профессионала она действительно является ценным историческим источником.
Я бы вообще это сообщение удалил, тем самым и всю тему в ее нынешнем виде тоже.
Моз, Либерзон - Двинск (Даугавпилс) до 1915
Левин - Вилкомир, Двинск (Даугавпилс) до 1915 -> Харьков -> Москва
Каган - Двинск (Даугавпилс) до 1915 и Солоки (Салакас, Литва)
Рубинштейн - Краснополье Могилевской губ.
Брагин/Брайнин - Дубровно Могилевской губ. -> Краснополье -> Москва(только Брагин)
Златин, Данович - Могилев

по линии жены:
Берковиц/Беркович - Рига до 1917
Якобсон - Митава (Елгава) в 19-м в.
Рогацкин - Витебск, Вязьма, Свердловск
Романовский - Вязьма, Свердловск
Гершкович, Дегтярев - Челябинск до 1917
Литвак, Дизик - Умань и уезд (м. Буки)
Овчарек - Варшава
Болотин, Медведев, Ицков - Клинцы, Сураж

oztech
Сообщения: 8966
Зарегистрирован: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 578 раз
Поблагодарили: 3443 раза

Хедер

#4 oztech » 25 янв 2022, 22:56

michael_frm_jrslm писал(а):
25 янв 2022, 14:40
Книга эта содержит в перемежку с действительно ценной исторической информацией также и передержки, искажения и прямое враньё, и отделить эти составляющие друг от друга без профессиональных знаний в области истории и области еврейско традиции просто невозможно.
Михаэль, а почему бы ни попытаться в меру наших возможностей отделить мух от котлет? Ведь, тема хедеров не является какой-то интимной, факты не делятся на плохие и хорошие, и когда речь идет о чем-то объективно существующем или существовавшем, то почему об этом должно быть неудобно говорить?
По-моему, нет сомнений, что и обстановку в хедере, и отношение к меламедам автор описал объективно и достоверно. В художественной литературе есть масса подтверждающих примеров. Буквально недавно я прочитал роман-жизнеописание Шолом-Алейхема "С ярмарки" (его легко найти в Интернете), где все по сути очень похоже - кое-что там разбросано по разным местам романа, но есть и отдельная глава "Хедер" в первой части, и в альманахе "Пережитое" есть воспоминания других менее известных авторов, и в нашей теме "Кто такой спектор?" есть примеры из польской литературы и т.д. Так что это не наговоры, а как подобные факты можно притянуть за уши, чтобы навести тень на плетень, - это то, чем невозможно управлять. Собака лает - ветер носит, лучше об этом прямо сказать, что можно - разоблачить, чем удалить тему и сделать вид, что ничего этого не существует.
Кстати, саму цитату из Брафмана я сократил, убрав из нее то, что здесь является офф-топом.

Ответить

Вернуться в «Где учились евреи в Российской империи?»