Армения (Ереван, Гюмри)
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
Как можно заметить по соседней теме «Ахалкалаки», меня интересует всё, что касается армяно-еврейских связей и, соответственно, истории проживания евреев в преимущественно армянском окружении, ведь сегодня я и сам, живя в Ереване, являюсь именно таким евреем.
Вообще, евреи жили в границах сегодняшней Армении очень давно — письменные свидетельства есть из раннего Средневековья, а самые ранние физические следы — еврейские могилы с надписями на иврите — относятся к 13-14 веку. Их можно найти в горном селе Ехегис Вайоцдзорского марза Армении — я там бывал, места очень живописные и, хотя евреи там не живут уже много столетий, кладбище поддерживается в хорошем состоянии, а на древних надгробиях лежат камешки — может быть, от израильских туристов? Изучать эти древности интересно, но в детали вдаваться не буду, поскольку такие далёкие времена трудно привязать к основной теме форума — генеалогии. Вряд ли эту тему прочтут потомки тех, кого хоронили в Ехегисе 700 лет назад, особенно если учесть, что жившие там евреи, скорее всего, говорили на персидском.
В более осязаемые времена евреев в Армении было немного, поскольку древние общины несколькими волнами выселились в Иран. Тем не менее и в 19-20 веках в преимущественно армянской среде успели пожить представители трёх разных этнографических групп еврейского народа — грузинские евреи, те же персидские евреи и ашкеназим. Грузинские евреи с армянами соседствовали в Джавахке — исторической области, центром которой был город Ахалкалаки, поэтому по ним отсылаю в тему по ссылке выше. Впрочем, Джавахк с Ахалкалаки отошёл к Грузии, поэтому в границах нынешней Армении в этот период имеет смысл обсуждать всего две общины, по которым сохранились хоть какие-то данные. Это Эривань (сегодня — Ереван, столица) и Александрополь (сегодня — Гюмри, второй крупнейший город).
На рубеже 19 и 20 веков в Александрополе, который тогда был больше Эривани, жило около 400 евреев, в самой Эривани — около 200. Известно, что в Эривани жили в том числе персидские евреи, у них была своя синагога «Шейх-Мордехай» и раввин, не признанный властями. В Александрополе, судя по всему, еврейство представляли преимущественно торговцы ашкеназского происхождения, переселившиеся из западных губерний Российской империи.
В интернете находится такая информация (без указания на конкретный источник): «К концу 1897, ввиду упорядочения регистрации евреев Закавказья, Министерство внутренних дел подчинило Эриванское городское еврейское общество, как не имевшее своего раввина, раввину Тифлиса». Произошло ли то же с еврейским обществом Александрополя, я не знаю, но, начав просматривать тифлисские метрические книги на FamilySearch в связи с ахалкалакской историей (не без помощи mihail), я нашёл в них записи о рождении евреев в обоих армянских городах, и они пока подтверждают моё представление о (суб)этническом составе этих общин.
По Александрополю (Гюмри) за 1898 год имеются следующие записи о рождении:
Иосиф-Захарий, отец — Абрам Захарьевич Эдельсон, мать — Нехама
Лев, отец — Роман Кальманович Эдельсон, мать — Клара Львовна
По Эривани (Еревану) за тот же год имена разобрать труднее — и как раз потому, что они, похоже, персидские, а я с ними мало знаком:
Михаил, отец — Ягия (?) Мусаелс (?), мать — Иедидевна (?)
Самуил, отец — Мимас Элья оглы, он же Рагим, мать — Балгаз Бабавна
Семён, отец — Якуб Анука оглы, мать — Рогана
Когда буду смотреть следующие года по Тифлису и искать ахалкалакцев, наверняка найду и других уроженцев Александрополя и Эривани, которых добавлю в эту тему.
P.S. В сегодняшнем Ереване еврейская жизнь едва ли не активнее, чем сто с лишним лет назад. Есть светская общинная организация, есть кафе со владельцами-израильтянами, где народ собирается на еврейские праздники и лекции по еврейской тематике, есть молодёжное еврейское коммьюнити в соцсетях, которое стало активно расти в 2022 в связи с притоком россиян-иммигрантов. В Ереване действует синагога, раввин — Гершон-Меир Бурштейн. Как и во многих уголках постсоветского пространства, единственная синагога — хабадская, но (вот это уже нетипично) Гершона отличает то, что он здесь родился и вырос и в совершенстве говорит по-армянски. Как он мне рассказывал, его родители, глубоко религиозные евреи, бежали сюда из Украины после войны, поскольку Армения считалась наименее антисемитской из союзных республик (возможно, в том числе потому, что евреев здесь было очень мало, а значит, не было долгой истории предрассудков у нееврейского населения). Это уже не совсем про генеалогию, но если у кого-то есть вопросы по современному армянскому еврейству, буду рад ответить (можно и в личке, если вопрос покажется слишком уж «не в тему» для форума).
P.P.S. Вообще говоря, переезд родителей Бурштейна из Украины в Армению в советские времена — случай не уникальный. В 1970-х здесь было довольно много таких еврейских семей, которым вдали от центральной власти жилось поспокойнее, тем более что Армянская ССР в принципе считалась либеральной — здесь куда меньше боролись с джинсами, рок-музыкой, иностранной литературой и так далее. Большинство таких семей уехали в Израиль или ещё куда-то в 1990-х, но, если у кого-то есть информация или вопросы по ним, их тоже вполне уместно оставлять в этой теме.
Вообще, евреи жили в границах сегодняшней Армении очень давно — письменные свидетельства есть из раннего Средневековья, а самые ранние физические следы — еврейские могилы с надписями на иврите — относятся к 13-14 веку. Их можно найти в горном селе Ехегис Вайоцдзорского марза Армении — я там бывал, места очень живописные и, хотя евреи там не живут уже много столетий, кладбище поддерживается в хорошем состоянии, а на древних надгробиях лежат камешки — может быть, от израильских туристов? Изучать эти древности интересно, но в детали вдаваться не буду, поскольку такие далёкие времена трудно привязать к основной теме форума — генеалогии. Вряд ли эту тему прочтут потомки тех, кого хоронили в Ехегисе 700 лет назад, особенно если учесть, что жившие там евреи, скорее всего, говорили на персидском.
В более осязаемые времена евреев в Армении было немного, поскольку древние общины несколькими волнами выселились в Иран. Тем не менее и в 19-20 веках в преимущественно армянской среде успели пожить представители трёх разных этнографических групп еврейского народа — грузинские евреи, те же персидские евреи и ашкеназим. Грузинские евреи с армянами соседствовали в Джавахке — исторической области, центром которой был город Ахалкалаки, поэтому по ним отсылаю в тему по ссылке выше. Впрочем, Джавахк с Ахалкалаки отошёл к Грузии, поэтому в границах нынешней Армении в этот период имеет смысл обсуждать всего две общины, по которым сохранились хоть какие-то данные. Это Эривань (сегодня — Ереван, столица) и Александрополь (сегодня — Гюмри, второй крупнейший город).
На рубеже 19 и 20 веков в Александрополе, который тогда был больше Эривани, жило около 400 евреев, в самой Эривани — около 200. Известно, что в Эривани жили в том числе персидские евреи, у них была своя синагога «Шейх-Мордехай» и раввин, не признанный властями. В Александрополе, судя по всему, еврейство представляли преимущественно торговцы ашкеназского происхождения, переселившиеся из западных губерний Российской империи.
В интернете находится такая информация (без указания на конкретный источник): «К концу 1897, ввиду упорядочения регистрации евреев Закавказья, Министерство внутренних дел подчинило Эриванское городское еврейское общество, как не имевшее своего раввина, раввину Тифлиса». Произошло ли то же с еврейским обществом Александрополя, я не знаю, но, начав просматривать тифлисские метрические книги на FamilySearch в связи с ахалкалакской историей (не без помощи mihail), я нашёл в них записи о рождении евреев в обоих армянских городах, и они пока подтверждают моё представление о (суб)этническом составе этих общин.
По Александрополю (Гюмри) за 1898 год имеются следующие записи о рождении:
Иосиф-Захарий, отец — Абрам Захарьевич Эдельсон, мать — Нехама
Лев, отец — Роман Кальманович Эдельсон, мать — Клара Львовна
По Эривани (Еревану) за тот же год имена разобрать труднее — и как раз потому, что они, похоже, персидские, а я с ними мало знаком:
Михаил, отец — Ягия (?) Мусаелс (?), мать — Иедидевна (?)
Самуил, отец — Мимас Элья оглы, он же Рагим, мать — Балгаз Бабавна
Семён, отец — Якуб Анука оглы, мать — Рогана
Когда буду смотреть следующие года по Тифлису и искать ахалкалакцев, наверняка найду и других уроженцев Александрополя и Эривани, которых добавлю в эту тему.
P.S. В сегодняшнем Ереване еврейская жизнь едва ли не активнее, чем сто с лишним лет назад. Есть светская общинная организация, есть кафе со владельцами-израильтянами, где народ собирается на еврейские праздники и лекции по еврейской тематике, есть молодёжное еврейское коммьюнити в соцсетях, которое стало активно расти в 2022 в связи с притоком россиян-иммигрантов. В Ереване действует синагога, раввин — Гершон-Меир Бурштейн. Как и во многих уголках постсоветского пространства, единственная синагога — хабадская, но (вот это уже нетипично) Гершона отличает то, что он здесь родился и вырос и в совершенстве говорит по-армянски. Как он мне рассказывал, его родители, глубоко религиозные евреи, бежали сюда из Украины после войны, поскольку Армения считалась наименее антисемитской из союзных республик (возможно, в том числе потому, что евреев здесь было очень мало, а значит, не было долгой истории предрассудков у нееврейского населения). Это уже не совсем про генеалогию, но если у кого-то есть вопросы по современному армянскому еврейству, буду рад ответить (можно и в личке, если вопрос покажется слишком уж «не в тему» для форума).
P.P.S. Вообще говоря, переезд родителей Бурштейна из Украины в Армению в советские времена — случай не уникальный. В 1970-х здесь было довольно много таких еврейских семей, которым вдали от центральной власти жилось поспокойнее, тем более что Армянская ССР в принципе считалась либеральной — здесь куда меньше боролись с джинсами, рок-музыкой, иностранной литературой и так далее. Большинство таких семей уехали в Израиль или ещё куда-то в 1990-х, но, если у кого-то есть информация или вопросы по ним, их тоже вполне уместно оставлять в этой теме.
Последний раз редактировалось Dor Shabashewitz 18 май 2024, 01:57, всего редактировалось 4 раза.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
В Тифлисе велись отдельные метрические книги для «просто» евреев и «туземных евреев». Во вторых почти все фамилии на -швили и -дзе, то есть туда записывали грузинских евреев. География записей — Тбилиси, Ахалцихе, Цхинвали, Сурами.
Все пять записей о рождении евреев на территории Армении за 1898 год, которые я перечислил постом выше, были из книги о «просто» евреях, то есть их писали в одном ряду с детьми могилёвских, киевских и прочих мещан-ашкеназим. Люди с персидскими именами попали в эту компанию, видимо, потому что не были грузинскими евреями, а значит, не были «туземными» именно для Тбилиси, где велись эти записи.
Тем не менее в «туземной» части записей за 1898 год нашлось ещё одно рождение в Армении:
Хана, отец — Моше Мошевич, мать — Лия Мойсеевна
Моше Мошевич назван эриванским мещанином. Как он попал в компанию «туземных» для Грузии евреев, неясно. То ли ошибка, то ли грузинский еврей с нетипичной фамилией, уехавший в Ереван?
Все пять записей о рождении евреев на территории Армении за 1898 год, которые я перечислил постом выше, были из книги о «просто» евреях, то есть их писали в одном ряду с детьми могилёвских, киевских и прочих мещан-ашкеназим. Люди с персидскими именами попали в эту компанию, видимо, потому что не были грузинскими евреями, а значит, не были «туземными» именно для Тбилиси, где велись эти записи.
Тем не менее в «туземной» части записей за 1898 год нашлось ещё одно рождение в Армении:
Хана, отец — Моше Мошевич, мать — Лия Мойсеевна
Моше Мошевич назван эриванским мещанином. Как он попал в компанию «туземных» для Грузии евреев, неясно. То ли ошибка, то ли грузинский еврей с нетипичной фамилией, уехавший в Ереван?
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1899 год, записи о смерти по городам Армении. В тифлисской книге «просто» евреев:
София Григорьевна Эдельсон, жена александропольского мещанина
Рагим Исахан оглы, эриванский житель
Михаил Исмаил оглы, он же Бенямин оглы, эриванский житель
В тифлисской книге «туземных евреев» (вернее, за этот год она уже подписана иначе — «грузинских евреев»):
Лия Моисеевна Аронашвили, дочь эриванского мещанина
Интересно, что первые трое похоронены на тифлисском еврейском кладбище, последняя — на «туземном еврейском кладбище» без указания города, то есть, скорее всего, тоже в Тбилиси. Значит ли это, что из Армении туда ездили не только делать записи, но и физически хоронить, потому что в самой Армении еврейских кладбищ на тот момент не было? Или, может быть, все попавшие в тифлисские книги жители армянских городов были только приписаны к Эривани и Александрополю, а по факту жили в самом Тбилиси? Это кажется менее вероятным.
София Григорьевна Эдельсон, жена александропольского мещанина
Рагим Исахан оглы, эриванский житель
Михаил Исмаил оглы, он же Бенямин оглы, эриванский житель
В тифлисской книге «туземных евреев» (вернее, за этот год она уже подписана иначе — «грузинских евреев»):
Лия Моисеевна Аронашвили, дочь эриванского мещанина
Интересно, что первые трое похоронены на тифлисском еврейском кладбище, последняя — на «туземном еврейском кладбище» без указания города, то есть, скорее всего, тоже в Тбилиси. Значит ли это, что из Армении туда ездили не только делать записи, но и физически хоронить, потому что в самой Армении еврейских кладбищ на тот момент не было? Или, может быть, все попавшие в тифлисские книги жители армянских городов были только приписаны к Эривани и Александрополю, а по факту жили в самом Тбилиси? Это кажется менее вероятным.
Последний раз редактировалось Dor Shabashewitz 18 май 2024, 00:14, всего редактировалось 1 раз.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
В библиографии к статье «Эпизоды из истории строительства Закавказской железной дороги» А. С. Айрапетяна упоминаются две книги, напечатанные в типографии Р. К. Эдельсона в Эривани: «Обзор Эриванской губернии за 1899 год» и «Памятная книжка Эриванской губернии за 1903 год». Очевидно, владелец типографии — александропольский мещанин, запись о рождении сына которого приведена в первом посте:
UPD: Ещё немного информации о типографии Эдельсона есть в электронной базе армянских издательств и типографий на сайте Национальной библиотеки. Там подтверждается, что Эдельсон был евреем. Сказано, что открыл типографию в 1890 году, купив её у местных армян, всего напечатал 18 книг, из которых 16 на русском. Два армяноязычных издания — это книга о стоматологии М. Маргаряна (1899) и «Фауст» Гёте в переводе Левона Тигранянци (1900).
В других источниках удалось нагуглить ещё несколько упоминаний изданий ереванской типографии Эдельсона, самое раннее относится к 1892 году, самое позднее — к 1904. Раз на книги типографии Эдельсона ссылаются, они должны найтись в ереванских библиотеках — если будет время, посмотрю, ведь там могут быть и другие сведения о евреях Эривани и Александрополя, которых нет в интернете.Dor Shabashewitz писал(а): ↑17 май 2024, 17:36Лев, отец — Роман Кальманович Эдельсон, мать — Клара Львовна
UPD: Ещё немного информации о типографии Эдельсона есть в электронной базе армянских издательств и типографий на сайте Национальной библиотеки. Там подтверждается, что Эдельсон был евреем. Сказано, что открыл типографию в 1890 году, купив её у местных армян, всего напечатал 18 книг, из которых 16 на русском. Два армяноязычных издания — это книга о стоматологии М. Маргаряна (1899) и «Фауст» Гёте в переводе Левона Тигранянци (1900).
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1899 год, записи о рождении, обе в книге «просто» евреев:
Исаак, отец — эриванский житель Рафаил Абрамов оглы, мать — Шифра
Дебора, отец — эриванский житель Абрам Осипович Левин, мать — Геня Менделевна
Исаак, отец — эриванский житель Рафаил Абрамов оглы, мать — Шифра
Дебора, отец — эриванский житель Абрам Осипович Левин, мать — Геня Менделевна
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1900 год, записи о рождении:
Исаак, отец — александропольский мещанин Яков Иосифович Новогородский, мать — Мария Самуиловна
Ионатан, отец — эриванский житель Минас Элья оглы, мать — Балгаз Бабавна
София, отец — александропольский мещанин Роман Калманович Эдельсон, мать — Клара Львовна, пометка: «родилась в г. Эривани 5 января, наречено имя в г. Тифлисе 15 ноября»
Александр, отец — содержатель аптеки в Караклис Эриванской губернии фармацевт Леон Яковлевич Броун, мать — Вера Семёновна, пометка: «родился в Караклис 9 января, заявлено 20 декабря»
Белла, отец — ветеринарный врач Яков Галин, мать — Сарра Яковлевна, пометка: «родилась в г. Эривани 15 января, заявлено 20 ноября»
Запись о браке:
Меер-Лейба Яковлевич Берман, эриванский житель, с девицей Нехою, дочерью отставного рядового Берки Меклера
Запись о разводе:
Мендель Самойлович Капелюшников, житель села Старо-Делижан Казахского уезда Елисаветпольской губернии, со своей женой Чарной Рувен-Давидовной
Караклис — это нынешний Ванадзор, третий крупнейший город Армении. Старо-Делижан — город Дилижан Тавушского марза.
Исаак, отец — александропольский мещанин Яков Иосифович Новогородский, мать — Мария Самуиловна
Ионатан, отец — эриванский житель Минас Элья оглы, мать — Балгаз Бабавна
София, отец — александропольский мещанин Роман Калманович Эдельсон, мать — Клара Львовна, пометка: «родилась в г. Эривани 5 января, наречено имя в г. Тифлисе 15 ноября»
Александр, отец — содержатель аптеки в Караклис Эриванской губернии фармацевт Леон Яковлевич Броун, мать — Вера Семёновна, пометка: «родился в Караклис 9 января, заявлено 20 декабря»
Белла, отец — ветеринарный врач Яков Галин, мать — Сарра Яковлевна, пометка: «родилась в г. Эривани 15 января, заявлено 20 ноября»
Запись о браке:
Меер-Лейба Яковлевич Берман, эриванский житель, с девицей Нехою, дочерью отставного рядового Берки Меклера
Запись о разводе:
Мендель Самойлович Капелюшников, житель села Старо-Делижан Казахского уезда Елисаветпольской губернии, со своей женой Чарной Рувен-Давидовной
Караклис — это нынешний Ванадзор, третий крупнейший город Армении. Старо-Делижан — город Дилижан Тавушского марза.
Последний раз редактировалось Dor Shabashewitz 18 май 2024, 04:24, всего редактировалось 1 раз.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1901 год, записи о рождении:
Авраам, отец — крестьянин урочища Делижан Елизаветпольской губернии Моисей Абрамович Мицмахер, мать — Лия
Борис, отец — эриванский мещанин Меер-Лейба Яковлевич Берман, мать — Неха Берковна
Моисей, отец — эриванский мещанин Абрам Осипович Левин, мать — Геня Менделевна
Владимир, отец — сурмалинский уездный врач Хаим Мошкович (он же Ефим Моисеевич) Спектор, мать — Берта Иосифовна, урождённая Грузенберг
Сергей, отец — ветеринарный врач Михаил Осипович Айзенштадт, мать — Ида Сергеевна, пометка: «(родился) в селении Гадрут Джебраильского уезда Елизаветпольской губернии»
Где находилось урочище Делижан, не очень понятно, а Елизаветпольская губерния включала не только территорию нынешней Арменией, но и территорию Азербайджана. Тем не менее логично предположить, что оно было недалеко от упомянутого выше селения Старый Делижан, которое соответствует нынешнему городу Дилижану в Армении, поэтому включаю запись о нём в список. Бывший Сурмалинский уезд сегодня относится к Турции, но на тот момент входил в Эриванскую губернию и был населён преимущественно армянами, поэтому тоже включаю в список. Гадрут — это Арцах, то есть сейчас под контролем Азербайджана, но до 44-дневной войны (2020) был населён исключительно армянами, поэтому, опять же, включаю в список.
Авраам, отец — крестьянин урочища Делижан Елизаветпольской губернии Моисей Абрамович Мицмахер, мать — Лия
Борис, отец — эриванский мещанин Меер-Лейба Яковлевич Берман, мать — Неха Берковна
Моисей, отец — эриванский мещанин Абрам Осипович Левин, мать — Геня Менделевна
Владимир, отец — сурмалинский уездный врач Хаим Мошкович (он же Ефим Моисеевич) Спектор, мать — Берта Иосифовна, урождённая Грузенберг
Сергей, отец — ветеринарный врач Михаил Осипович Айзенштадт, мать — Ида Сергеевна, пометка: «(родился) в селении Гадрут Джебраильского уезда Елизаветпольской губернии»
Где находилось урочище Делижан, не очень понятно, а Елизаветпольская губерния включала не только территорию нынешней Арменией, но и территорию Азербайджана. Тем не менее логично предположить, что оно было недалеко от упомянутого выше селения Старый Делижан, которое соответствует нынешнему городу Дилижану в Армении, поэтому включаю запись о нём в список. Бывший Сурмалинский уезд сегодня относится к Турции, но на тот момент входил в Эриванскую губернию и был населён преимущественно армянами, поэтому тоже включаю в список. Гадрут — это Арцах, то есть сейчас под контролем Азербайджана, но до 44-дневной войны (2020) был населён исключительно армянами, поэтому, опять же, включаю в список.
Последний раз редактировалось Dor Shabashewitz 19 май 2024, 04:18, всего редактировалось 1 раз.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1902 год, запись о рождении:
Лазарь, отец — александропольский мещанин Роман Калманович Эдельсон, мать — Клара Львовна
Лазарь, отец — александропольский мещанин Роман Калманович Эдельсон, мать — Клара Львовна
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
Очевидно, он же, сын владельца ереванской типографии: «Лев Романович Эдельсон. Родился в 1898 г., г. Тифлис; еврей; член ВКП(б) в 1919-1937; член ЦИК СССР зам. председателя Ленсовета. Проживал: г. Ленинград, ул. Герцена, д. 6, кв. 4. Арестован 31 июля 1937 г. Приговорен: Военная коллегия Верховного суда СССР, выездная сессия в г. Ленинград 9 сентября 1937 г., обв.: 58-7-8-11. Расстрелян 9 сентября 1937». Есть на Geni.Dor Shabashewitz писал(а): ↑17 май 2024, 17:36Лев, отец — Роман Кальманович Эдельсон, мать — Клара Львовна
И брат его нашёлся:
Упоминается в статье Н. Ломагина «Управление НКВД по Ленинградской области при осуществлении политического контроля в период битвы за Ленинград»: «Например, проходивший по агентурному делу „Магадан“ Л. Р. Эдельсон заявил агенту К., что Советский Союз в блоке с Англией и Америкой победит Германию, „а это, в свою очередь, укрепит Сталина и его клику“. Поражение России Эдельсон исключал в связи с тем, что „в СССР отсутствует партия, которая могла бы возглавить борьбу против сталинского режима, а без партии борьба может вылиться только в отдельные террористические и диверсионные акты“. Однако, по мнению Эдельсона, такой силой могли оказаться Англия и США, „не заинтересованные в том, чтобы, разгромив руками Сталина и своей промышленной продукцией Гитлера, взамен получить второго, не менее сильного диктатора в Европе в лице Сталина“. Цель союзников состояла в том, чтобы „обуздать захватнические тенденции Сталина... и когда разгром Гитлера будет предрешён, эти страны будут готовы оказаться всяческое содействие и помощь в превращении России в свободную демократическую державу, с которой они могли бы вести честную торговлю“».Dor Shabashewitz писал(а): ↑18 май 2024, 05:01Лазарь, отец — александропольский мещанин Роман Калманович Эдельсон, мать — Клара Львовна
В той же статье примечание: «Лазарь Романович Эдельсон был до войны исключён из партии и находился на оперативном учёте НКВД „за связь с врагом народа и сокрытие соцпроисхождения“. Эта „связь“ состояла в том, что его брат Лев Романович Эдельсон, в своё время работавший заместителем председателя, был осуждён за „контрреволюционную деятельность“. Арест Эдельсона-младшего по делу „Магадан“ был произведён в конце марта 1942».
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1903 год, записи о рождении:
Рахиль, отец — александропольский мещанин Яков Иосифович Новогородский, мать — Мария Самуиловна
Соломон, отец — крестьянин урочища Делижан Елизаветпольской губернии Моисей Абрамович Мицмахер, мать — Лия
Мария, отец — эриванский мещанин Абрам Осипович Левин, мать — Геня Менделевна
Рахиль, отец — эриванский мещанин Меер-Лейба Яковлевич Берман, мать — Неха Берковна
Рахиль, отец — александропольский мещанин Яков Иосифович Новогородский, мать — Мария Самуиловна
Соломон, отец — крестьянин урочища Делижан Елизаветпольской губернии Моисей Абрамович Мицмахер, мать — Лия
Мария, отец — эриванский мещанин Абрам Осипович Левин, мать — Геня Менделевна
Рахиль, отец — эриванский мещанин Меер-Лейба Яковлевич Берман, мать — Неха Берковна
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1904 год, записи о смерти:
Роман Кондратьевич Эдельсон, эриванский житель, 38 лет, пометка: «убит»
Клара Львовна Эдельсон, жена убитого Романа Эдельсона, 30 лет, пометка: «от раны, нанесённой злоумышленником»
1904 год, записи о рождении:
Аарон, отец — александропольский житель Моисей Кондратьевич Эдельсон, мать — Раиса Моисеевна
Рувим, отец — эриванский мещанин Абрам Осипович Левин, мать — Геня
Роман Кондратьевич Эдельсон, эриванский житель, 38 лет, пометка: «убит»
Клара Львовна Эдельсон, жена убитого Романа Эдельсона, 30 лет, пометка: «от раны, нанесённой злоумышленником»
1904 год, записи о рождении:
Аарон, отец — александропольский житель Моисей Кондратьевич Эдельсон, мать — Раиса Моисеевна
Рувим, отец — эриванский мещанин Абрам Осипович Левин, мать — Геня
Последний раз редактировалось Dor Shabashewitz 20 май 2024, 06:29, всего редактировалось 1 раз.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1905, записи о смерти:
Герш Рувинович Рахман, александропольский мещанин, 56 лет
Калман Лазаревич Эдельсон, александропольский мещанин, 70 лет
Аарон Моисеевич Эдельсон, сын александропольского мещанина, 6 месяцев
Рувин Абрамович Левин, сын эриванского мещанина, 7 месяцев
1905, записи о рождении:
Александр, отец — александропольский мещанин Маркус Ильич Эдельсон, мать — Аделина Львовна
Хая-Сарра, отец — эриванский мещанин Меер-Лейба Яковлевич Берман, мать — Неха Берковна
Герш Рувинович Рахман, александропольский мещанин, 56 лет
Калман Лазаревич Эдельсон, александропольский мещанин, 70 лет
Аарон Моисеевич Эдельсон, сын александропольского мещанина, 6 месяцев
Рувин Абрамович Левин, сын эриванского мещанина, 7 месяцев
1905, записи о рождении:
Александр, отец — александропольский мещанин Маркус Ильич Эдельсон, мать — Аделина Львовна
Хая-Сарра, отец — эриванский мещанин Меер-Лейба Яковлевич Берман, мать — Неха Берковна
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
К вопросу о памятных книжках Эриванской губернии — на сайте ГПИБ выложены сканы издания за 1912 год. Тогда её издавал уже не Эдельсон (как я выяснил из метрических книг, его убили злоумышленники в 1904), но зато в ней есть любопытная статья о субботниках («иудействующих») Эриванской губернии. Приведён список населённых пунктов губернии, где они проживали: Кленовка, Н. Ахтах, Константиновка, Семёновка, Александровка и Надеждино Новобаязетского уезда и Кармалиновка Нахичеванского уезда. Отмечается, что субботники живут не отдельными сёлами, а вместе с другими «сектантами» — молоканами и прыгунами, которые были представлены на территории Армении переселенцами из центральных губерний РИ русского, эрзянского и мокшанского происхождения.Dor Shabashewitz писал(а): ↑17 май 2024, 22:39В библиографии к статье «Эпизоды из истории строительства Закавказской железной дороги» А. С. Айрапетяна упоминаются две книги, напечатанные в типографии Р. К. Эдельсона в Эривани: «Обзор Эриванской губернии за 1899 год» и «Памятная книжка Эриванской губернии за 1903 год». Очевидно, владелец типографии — александропольский мещанин, запись о рождении сына которого приведена в первом посте.
«Столицей» субботников Эриванской губернии (как в количественном отношение, так и в роли «духовного центра, откуда исходят директивы иудейства и где хранятся его традиции») автор статьи называет село Еленовка Новобаязетского уезда — единственное, где субботники в 1912 году составляли большинство населения (173 дыма, 593 души мужского и 565 душ женского пола), тогда как в остальных сёлах они были представлены лишь несколькими семьями. Сегодня Еленовка — это город Севан Гехаркуникского марза Армении.
По мнению автора, субботники переселились в Эриванскую губернию в 1840-х годах, преимущественно из Саратовской губернии, и на тот момент уже имели сформировавшийся набор религиозных убеждений и практик. Отмечается, что отдельные представители молоканских сообществ в Эриванской губернии переходили в субботники, причём, по мнению автора, их мотивировали строгие представления молоканских «стариков» о морали, тогда как субботники были толерантнее к развлечениям молодёжи и элементам городского образа жизни.
Ещё любопытный отрывок: «Что же касается до распространения еврейского языка среди субботников, то и это вопрос лишь времени. Уже и в настоящее время среди субботников насчитывается немало людей, владеющий как разговорным еврейским языком-жаргоном, так и языком древнееврейским. Это, по большей части, те из субботников, которые побывали на военной службе и в общении с евреями-солдатами изучили их язык».
Автор отмечает, что религиозную литературу субботники Эриванской губернии получали в основном из Польши и Литвы, и упоминает о визитах раввинов из других губерний в их сёла.
P.S. Пара статей о потомках субботников в современной Армении: Jewish Telegraphic Agency, Jerusalem Report.
P.P.S. Вижу, что в основной теме по субботникам был такой пост:
aino1978, если вы ещё заходите на форум, может быть, вам будет интересна статья из памятной книжки Эриванской губернии.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1906 год, записи о рождении:
Кондратий, отец — александропольский мещанин Моисей Кондратьевич Эдельсон, мать — Раиса Моисеевна
Мордух, отец — эриванский мещанин Абрам Осипович Левин, мать — Геня Менделевна
Кондратий, отец — александропольский мещанин Моисей Кондратьевич Эдельсон, мать — Раиса Моисеевна
Мордух, отец — эриванский мещанин Абрам Осипович Левин, мать — Геня Менделевна
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
1907 год, записи о смерти:
Меер-Лейба Яковлевич Берман, эриванский мещанин, 36 лет, пометка: «от огнестрельной раны»
Давид Герцевич Израилевич, александропольский мещанин, 40 лет, пометка: «от отравления»
Меер-Лейба Яковлевич Берман, эриванский мещанин, 36 лет, пометка: «от огнестрельной раны»
Давид Герцевич Израилевич, александропольский мещанин, 40 лет, пометка: «от отравления»
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
Встретился сегодня с главой Еврейской общины Армении Риммой Варжапетян-Феллер, взял на время почитать редкие книги, которых нет в интернете: «Евреи земли Ноя», «Евреи в Армении. Средневековье» и «Еврейская община Армении».
Первая — это исторический обзор, основанный преимущественно на источниках из армянских архивов. В этой книге много пересечений с теми именами, которые я выписал из тифлисских метрических книг, есть подробности о жизни владельца типографии Эдельсона, который, оказывается, был ещё и исполняющим обязанности казённого раввина в Эривани. Чуть позже напишу про самые интересные моменты в этой книге отдельным постом. Вторая книга — это сборник научных статей разных авторов, в том числе израильских профессоров, а третья — коллективный труд современной общины, состоящий из воспоминаний и биографий евреев, живших в Армении в советское время или живущих в ней сегодня.
Поскольку именно сведения из третьей книги наиболее вероятно пригодятся посетителям форума, ищущим информацию о родных, привожу здесь список имён и фамилий из содержания в алфавитном порядке. Могу отсканировать одну из глав, если кому-то понадобится.
Абаджян
Абрамов
Авакян
Айрапетян
Амбарцумов
Аронян
Асланян
Аствацатрян
Бизи
Берман
Бурштейн
Вайнер
Варагян
Варданян
Варжапетян
Велумян
Венгеров
Винницкий
Воронов
Галабян
Гарибян
Гасслер
Горбулев
Григорян
Дунайвицер
Есаджанян
Есаян
Заславский
Зельцбург
Зильберштейн
Зильман
Иоаннесян
Иоффе
Казарян
Канович
Карасик
Карлинский
Козлинер
Левонян
Лейзер
Лившиц
Линев
Макеев
Мандель
Мартиросян
Межибовский
Мирзоян
Мириманов
Мкртумян
Мхитарян
Налбандян
Наумов
Оганесян
Петросян
Плинер
Прилуцкий
Раухвагер
Рывкин
Сальман
Селезнев
Соболь
Сокольский
Троник
Файвуш
Файн
Файнберг
Феллер
Флджян
Фрезинский
Хазанов
Хечумян
Цинкер
Цурилин
Черкасский
Чернаморян
Шапошников
Шенкманс
Эдит
Эдлис
Первая — это исторический обзор, основанный преимущественно на источниках из армянских архивов. В этой книге много пересечений с теми именами, которые я выписал из тифлисских метрических книг, есть подробности о жизни владельца типографии Эдельсона, который, оказывается, был ещё и исполняющим обязанности казённого раввина в Эривани. Чуть позже напишу про самые интересные моменты в этой книге отдельным постом. Вторая книга — это сборник научных статей разных авторов, в том числе израильских профессоров, а третья — коллективный труд современной общины, состоящий из воспоминаний и биографий евреев, живших в Армении в советское время или живущих в ней сегодня.
Поскольку именно сведения из третьей книги наиболее вероятно пригодятся посетителям форума, ищущим информацию о родных, привожу здесь список имён и фамилий из содержания в алфавитном порядке. Могу отсканировать одну из глав, если кому-то понадобится.
Абаджян
Абрамов
Авакян
Айрапетян
Амбарцумов
Аронян
Асланян
Аствацатрян
Бизи
Берман
Бурштейн
Вайнер
Варагян
Варданян
Варжапетян
Велумян
Венгеров
Винницкий
Воронов
Галабян
Гарибян
Гасслер
Горбулев
Григорян
Дунайвицер
Есаджанян
Есаян
Заславский
Зельцбург
Зильберштейн
Зильман
Иоаннесян
Иоффе
Казарян
Канович
Карасик
Карлинский
Козлинер
Левонян
Лейзер
Лившиц
Линев
Макеев
Мандель
Мартиросян
Межибовский
Мирзоян
Мириманов
Мкртумян
Мхитарян
Налбандян
Наумов
Оганесян
Петросян
Плинер
Прилуцкий
Раухвагер
Рывкин
Сальман
Селезнев
Соболь
Сокольский
Троник
Файвуш
Файн
Файнберг
Феллер
Флджян
Фрезинский
Хазанов
Хечумян
Цинкер
Цурилин
Черкасский
Чернаморян
Шапошников
Шенкманс
Эдит
Эдлис
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
Армения (Ереван, Гюмри)
"... Книга построена на архивных документах, охватывающих период с 1852 года до наших дней ..."Dor Shabashewitz писал(а): ↑23 май 2024, 18:05...«Евреи земли Ноя»... — это исторический обзор, основанный преимущественно на источниках из армянских архивов...
Реквизиты хотя бы части этих документов ( аннотация,архив-фонд-опись-дело ) авторы приводят ?
И еще вопрос: в какой-либо из трех книг упоминается ли хоть какое-то еврейское кладбище (существующее или существовавшее),кроме того,что в Ехегисе?
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
Да, реквизиты везде есть, оформлены как полагается:
Пока не видел, но еще не всё прочёл, а по оглавлениям не поймёшь. Если в книгах не найдётся информации, уточню у Риммы Петровны при встрече.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
Армения (Ереван, Гюмри)
А там ничего такого "списочного" или даже "метрического" не упоминается? А то у нас в соответствующем разделе даже темы по архивам Армении нет.Именные-то дела (на одного-двух-трех человек) - это ладно,а вот реквизиты списков,наверное,были бы в этой теме уместны.Dor Shabashewitz писал(а): ↑23 май 2024, 22:44Да, реквизиты везде есть, оформлены как полагается:...
__________
И позволю себе пооффтопить слегка.В РГИА есть дело с названием "Первый департамент Сената.По жалобе Кагальского армянского еврейского кагала на Гродненское Губернское Правление в уменьшении коробочного сбора".
Название кагалов обычно от топонимов происходит,но я чего-то даже отдаленно похожего в районе Гродно вроде не наблюдаю (в самой описи можно бы было,при очень большой фантазии прочитать "оршанский",но нет,там именно что "армянский").Есть идеи,что за "армянский еврейский кагал" такой и причем тут Гродно? Вопрос "... и причем тут Армения ?" не задаю ... но,а вдруг-таки "причем"...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Армения (Ереван, Гюмри)
Метрического пока не видел — такого, наверное, в Эриванской губернии по евреям и не велось, если даже детей Эдельсона записывали в Тифлисе.mihail писал(а): ↑23 май 2024, 23:09А там ничего такого "списочного" или даже "метрического" не упоминается? А то у нас в соответствующем разделе даже темы по архивам Армении нет.Именные-то дела (на одного-двух-трех человек) - это ладно,а вот реквизиты списков,наверное,были бы в этой теме уместны.
Со списками тоже как-то не сложилось. Пишут, что в 1902 году по всей губернии организованно считали евреев. Под шифром НАА, ф. 94, оп. 1, д. 2652 подряд идут рапорты уездных начальников и городских полицмейстеров о числе евреев, проживающих на вверенных им территориях. Вот только каждый такой рапорт занимает всего 1-2 листа, и по крайней мере на приведённых в книжке сканах никаких имён не видно — только цифры (сколько глав семей и сколько членов семей, сколько в городах и сколько в сёлах и т. д.) Предполагаю, что при таком подсчёте должны были вести и поимённые списки, но, видимо, они не сохранились, либо авторы их не нашли. Может, стоит посмотреть соседние дела, если будет случай.
Из однозначно содержательных списков опять же упоминаются только именные — поимённые списки нескольких конкретных домохозяйств (две семьи Шлейферов, Левин, Берко, Головчинер, Глибхаер, Эдельсон, Орлов), но они разбросаны по разным листам разных дел. Очевидно, авторы листали общие списки жителей Александрополя и Эривани и выписывали оттуда евреев, прямо как я с тифлисскими метрическими книгами.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.