Иркутск
Модератор: alyona
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Иркутские и читинские купцы-братья Помус.
Фамилия Помус меня заинтересовала давно. В семейном архиве хранится более пятидесяти открыток (открытых писем) начала 20-го века, подписанных «М.Помус, Моисей, Мося Помус или просто Мося». Открытки были адресованы разным членам семьи Рафильзон. С 1905 - сестрам бабушки – Елизавете и Розалии Рафильзон, которые учились тогда медицине во Фрайбургском университете в Германии. Мося Помус учился недалеко, в Карлсруэ, в Технионе. Они постоянно переписывались, ездили друг к другу в гости, и вместе отдыхали в каникулы в горах Шварцвальда и в Швейцарии. В 1911, когда Мося пытался найти работу, он активно переписывался с Иосифом Рафильзоном, а позднее, в 1912-13 посылал открытки своим любимицам - дочкам Софьи Рафильзон – Евгении и Валентине Домбровским в Москву и Иркутск.
Из открыток известно, что Мося иногда ездил «домой, в Читу». При этом, он всегда останавливался в Иркутске, и навещал Рафильзонов, Домбровских, Мильнеров, т.е. был знаком и дружен со всеми членами нашей семьи.
Возникал вопрос, какие дела у него были в Иркутске, почему ему нужно было там останавливаться? Постепенно выяснилось, что в Иркутске жил его отец – купец 1-й гильдии Помус Зельман Иосифович, а в Чите – его мать и другие родственники, там был его родной дом.
С середины 19 в. в Чите известны братья-купцы Помус:
1. Зельман (Залман, он же Зиновий, Зундель, Соломон) Иосифович
2. Михаил (Моисей) Иосифович (Осипович)
3. Исаак (Исай) Иосифович
Братья Помус вели разнообразную торговлю. В 1889-90 гг они получили дозволительные свидетельства на поиски и разведку золота, и некоторое время занимались золотоискательством. В 1898 г образовали Торговый Дом «Братья Помус».
Наряду с торговой деятельностью вся семья активно участвовала в жизни еврейской общины Читы. В 1974-91 гг Зельман Иосифович Помус занимал должности ученого еврея, члена Правления, Старосты. В 1894-97 ученым евреем был М.И.Помус. С 1897 по 1900 Старостой был Исаак Иос.Помус. В 1906-09 ученым евреем – купеч.сын Исаак Зельман.Помус (Л.Кальмина. Еврейские Общины Восточной Сибири. 2003).
Фамилия Помус меня заинтересовала давно. В семейном архиве хранится более пятидесяти открыток (открытых писем) начала 20-го века, подписанных «М.Помус, Моисей, Мося Помус или просто Мося». Открытки были адресованы разным членам семьи Рафильзон. С 1905 - сестрам бабушки – Елизавете и Розалии Рафильзон, которые учились тогда медицине во Фрайбургском университете в Германии. Мося Помус учился недалеко, в Карлсруэ, в Технионе. Они постоянно переписывались, ездили друг к другу в гости, и вместе отдыхали в каникулы в горах Шварцвальда и в Швейцарии. В 1911, когда Мося пытался найти работу, он активно переписывался с Иосифом Рафильзоном, а позднее, в 1912-13 посылал открытки своим любимицам - дочкам Софьи Рафильзон – Евгении и Валентине Домбровским в Москву и Иркутск.
Из открыток известно, что Мося иногда ездил «домой, в Читу». При этом, он всегда останавливался в Иркутске, и навещал Рафильзонов, Домбровских, Мильнеров, т.е. был знаком и дружен со всеми членами нашей семьи.
Возникал вопрос, какие дела у него были в Иркутске, почему ему нужно было там останавливаться? Постепенно выяснилось, что в Иркутске жил его отец – купец 1-й гильдии Помус Зельман Иосифович, а в Чите – его мать и другие родственники, там был его родной дом.
С середины 19 в. в Чите известны братья-купцы Помус:
1. Зельман (Залман, он же Зиновий, Зундель, Соломон) Иосифович
2. Михаил (Моисей) Иосифович (Осипович)
3. Исаак (Исай) Иосифович
Братья Помус вели разнообразную торговлю. В 1889-90 гг они получили дозволительные свидетельства на поиски и разведку золота, и некоторое время занимались золотоискательством. В 1898 г образовали Торговый Дом «Братья Помус».
Наряду с торговой деятельностью вся семья активно участвовала в жизни еврейской общины Читы. В 1974-91 гг Зельман Иосифович Помус занимал должности ученого еврея, члена Правления, Старосты. В 1894-97 ученым евреем был М.И.Помус. С 1897 по 1900 Старостой был Исаак Иос.Помус. В 1906-09 ученым евреем – купеч.сын Исаак Зельман.Помус (Л.Кальмина. Еврейские Общины Восточной Сибири. 2003).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Зельман Иосифович Помус: Общие сведения.
«ПОМУС Зельман Иосифович (1849 — ?), купец 1-й гильдии (1897), потомственный почетный гражданин. Торговал мануфактурой, галантереей, скобяными изделиями, чаем, сахаром. В 1898 в Чите и Иркутске организовал «Торговый дом братьев Помус». В 1905 в составе 12 крупных чит. купцов обратился к губернатору с предложением о продаже 10 основных продуктов по фиксированным ценам. Гор. староста (1874), гласный гор. Думы первых созывов. 21.5.1922 был избран чл. «Заб. акционерного о-ва». Занимался благотворительной деятельностью» (Краткая энциклоп. по истории купечества и коммерции Сиб. — Новосибирск, 1995. — Т. 3, кн. 3).
Зельман Иосифович Помус: Торговый Дом. Торговля. Недвижимость
В 1897 З.И.Помус из читинских купцов 2-й гильдии перешел в иркутские купцы 1-й гильдии, переселился из Читы в Иркутск, и перенес сюда основную торговую деятельность. Братья его, Михаил и Исаак, по-видимому, продолжали жить в Чите, и торговали там под вывеской «Помус братья». Так, в 1909 в Чите, уг.Амурской и Базарной пл., у них был магазин «Чаи» (1909. Весь Иркутск). В иркутской дореволюционной печати они отдельно не упоминаются.
В Иркутске З.И. Помус образовал совместное предприятие с 1-ой г., читинским купцом Полутовым Дм.Вас. Название фирмы в разные годы писалось в различных вариациях: «Полутов и бр.Помус», «Бр.Полутовы, З.И.Помус и Ко»(1906), «Помус бр.и Полутов» (1908), «Полутовы и бр.Помус»(1909), «Т.Д. Полутовых и З.И.Помус» (1915). Видимо, выписала еще не все встречающиеся в печати названия. Как это можно объяснить, не знаю. В первые же годы пребывания в Иркутске ТД купил большой комплекс строений, расположенный на двух смежных усадьбах, выходящих на две параллельные улицы – Пестеревская 17 и Котельниковская 16 (после 1910 – 18). Участки расположены в самом центре Иркутска, на самой известной торговой улице.
Застройку усадьбы осуществил кунгурский 1 г купец В.Е.Фоминский. «В 1885 году хозяин земли приступил к возведению двухэтажного каменного здания магазинов и кладовых, и 17 мая 1887 полицейский пристав 3-части сообщил в городскую управу, что «купцом Фоминским постройки производством кончены».
Затем, в 1887 году, фактически одновременно с окончанием магазина, В.Е. Фоминский начинает сооружение каменных двухэтажных служб. Кладовые, одной стороной примыкая к дому, протянулись двумя параллельными корпусами вдоль боковых границ, заняв и часть участка на Котельниковской улице. С их постройкой фактически завершилось формирование усадебного комплекса.
Уже в начале XX века усадьба оказывается в собственности товарищества «Бр. Помус и Полутов», которое владело ею вплоть до муниципализации в 1923 году. В здании располагались обувные и другие магазины самих домовладельцев.
Волею судьбы сохранились все входящие в его состав постройки, и, более того он продолжает действовать как единый организм» (Материал из IrkutskWiki). Кроме того, у них арендовали помещения крупные фирмы.
Позднее (1908) ТД приобрел еще дом по Котельниковской 10, который сдавался в аренду под магазины и рестораны.
Кроме совместных с Полутовым домов, собственной недвижимости у Помуса в Иркутске, по-видимому, не было. Все годы они, преимущественно, арендовали квартиры под жилье: 1904 – Ланинская 43, 1908-09 – Зверевская 13, 1912 – Преображенская угол Саломатовской, дом Бонэра, 1915 – Набережная Ангары 6 (дмв.). 1916 – Большая 59/1 угол Грамматинской, дом Полутова. Собственной у них была только дача на р.Иркуте.
«ПОМУС Зельман Иосифович (1849 — ?), купец 1-й гильдии (1897), потомственный почетный гражданин. Торговал мануфактурой, галантереей, скобяными изделиями, чаем, сахаром. В 1898 в Чите и Иркутске организовал «Торговый дом братьев Помус». В 1905 в составе 12 крупных чит. купцов обратился к губернатору с предложением о продаже 10 основных продуктов по фиксированным ценам. Гор. староста (1874), гласный гор. Думы первых созывов. 21.5.1922 был избран чл. «Заб. акционерного о-ва». Занимался благотворительной деятельностью» (Краткая энциклоп. по истории купечества и коммерции Сиб. — Новосибирск, 1995. — Т. 3, кн. 3).
Зельман Иосифович Помус: Торговый Дом. Торговля. Недвижимость
В 1897 З.И.Помус из читинских купцов 2-й гильдии перешел в иркутские купцы 1-й гильдии, переселился из Читы в Иркутск, и перенес сюда основную торговую деятельность. Братья его, Михаил и Исаак, по-видимому, продолжали жить в Чите, и торговали там под вывеской «Помус братья». Так, в 1909 в Чите, уг.Амурской и Базарной пл., у них был магазин «Чаи» (1909. Весь Иркутск). В иркутской дореволюционной печати они отдельно не упоминаются.
В Иркутске З.И. Помус образовал совместное предприятие с 1-ой г., читинским купцом Полутовым Дм.Вас. Название фирмы в разные годы писалось в различных вариациях: «Полутов и бр.Помус», «Бр.Полутовы, З.И.Помус и Ко»(1906), «Помус бр.и Полутов» (1908), «Полутовы и бр.Помус»(1909), «Т.Д. Полутовых и З.И.Помус» (1915). Видимо, выписала еще не все встречающиеся в печати названия. Как это можно объяснить, не знаю. В первые же годы пребывания в Иркутске ТД купил большой комплекс строений, расположенный на двух смежных усадьбах, выходящих на две параллельные улицы – Пестеревская 17 и Котельниковская 16 (после 1910 – 18). Участки расположены в самом центре Иркутска, на самой известной торговой улице.
Застройку усадьбы осуществил кунгурский 1 г купец В.Е.Фоминский. «В 1885 году хозяин земли приступил к возведению двухэтажного каменного здания магазинов и кладовых, и 17 мая 1887 полицейский пристав 3-части сообщил в городскую управу, что «купцом Фоминским постройки производством кончены».
Затем, в 1887 году, фактически одновременно с окончанием магазина, В.Е. Фоминский начинает сооружение каменных двухэтажных служб. Кладовые, одной стороной примыкая к дому, протянулись двумя параллельными корпусами вдоль боковых границ, заняв и часть участка на Котельниковской улице. С их постройкой фактически завершилось формирование усадебного комплекса.
Уже в начале XX века усадьба оказывается в собственности товарищества «Бр. Помус и Полутов», которое владело ею вплоть до муниципализации в 1923 году. В здании располагались обувные и другие магазины самих домовладельцев.
Волею судьбы сохранились все входящие в его состав постройки, и, более того он продолжает действовать как единый организм» (Материал из IrkutskWiki). Кроме того, у них арендовали помещения крупные фирмы.
Позднее (1908) ТД приобрел еще дом по Котельниковской 10, который сдавался в аренду под магазины и рестораны.
Кроме совместных с Полутовым домов, собственной недвижимости у Помуса в Иркутске, по-видимому, не было. Все годы они, преимущественно, арендовали квартиры под жилье: 1904 – Ланинская 43, 1908-09 – Зверевская 13, 1912 – Преображенская угол Саломатовской, дом Бонэра, 1915 – Набережная Ангары 6 (дмв.). 1916 – Большая 59/1 угол Грамматинской, дом Полутова. Собственной у них была только дача на р.Иркуте.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Зельман Иосифович Помус: Общественная и благотворительная деятельность
З.И.Помус был крупным общественным деятелем. Как в Чите, так потом и в Иркутске, он активно и непрерывно участвовал в руководстве еврейской общиной.
В Чите он в 1871-74 – ученый еврей читинской общины, в 1875-78 – член Правления, 1984-91 – староста.
С момента переезда в Иркутск в 1898 он вошел в состав руководства иркутской Синагогой. По-видимому, здесь его хорошо знали, и выбрали на 3-х летие кандидатом по членам, а в 1900 – членом Хозяйственного правления еврейской молельни. С этого времени и до революции он непрерывно оставался членом Хозяйственного правления, иногда исправляя еще обязанности председателя или казначея. В 1912 З.И., являлся Членом учетно-ссудного комитета Ирк.Отд.Гос.Банка, Членом Об-ва Взаимного кредита, Членом Правления Иркутск.благотворит. Об-ва для оказания пособия бедным евреям.
В 1914-15 З.И. – биржевой староста Ирк. Бирж. Комитета, а в 1915 еще член Согласит. по делам несостоятельных должников Комиссии. В эти же годы он – член Комитета Вост. Сиб. Отдела Об-ва для содействия русской промышленности и торговле.
В 1914-16 – член попечительского совета, попечитель Иркутского городского Коммерческого училища
В 1917 был членом Исполнительного бюро Национального Совета евреев Сибири и Урала (Соломон Е.Ш. К истории сионисткой организации г. Иркутска. 1996).
Зельман Иосифович постоянно участвовал во всех благотворительных акциях, проводимых в большом количестве в те годы в Иркутске, и всегда его пожертвования были довольно крупными.
З.И.Помус был крупным общественным деятелем. Как в Чите, так потом и в Иркутске, он активно и непрерывно участвовал в руководстве еврейской общиной.
В Чите он в 1871-74 – ученый еврей читинской общины, в 1875-78 – член Правления, 1984-91 – староста.
С момента переезда в Иркутск в 1898 он вошел в состав руководства иркутской Синагогой. По-видимому, здесь его хорошо знали, и выбрали на 3-х летие кандидатом по членам, а в 1900 – членом Хозяйственного правления еврейской молельни. С этого времени и до революции он непрерывно оставался членом Хозяйственного правления, иногда исправляя еще обязанности председателя или казначея. В 1912 З.И., являлся Членом учетно-ссудного комитета Ирк.Отд.Гос.Банка, Членом Об-ва Взаимного кредита, Членом Правления Иркутск.благотворит. Об-ва для оказания пособия бедным евреям.
В 1914-15 З.И. – биржевой староста Ирк. Бирж. Комитета, а в 1915 еще член Согласит. по делам несостоятельных должников Комиссии. В эти же годы он – член Комитета Вост. Сиб. Отдела Об-ва для содействия русской промышленности и торговле.
В 1914-16 – член попечительского совета, попечитель Иркутского городского Коммерческого училища
В 1917 был членом Исполнительного бюро Национального Совета евреев Сибири и Урала (Соломон Е.Ш. К истории сионисткой организации г. Иркутска. 1996).
Зельман Иосифович постоянно участвовал во всех благотворительных акциях, проводимых в большом количестве в те годы в Иркутске, и всегда его пожертвования были довольно крупными.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Зельман Иосифович Помус: Семья
Зельман Иосифович переехал в Иркутск в возрасте за 50. За спиной его в Чите остались 2 брака и много уже взрослых детей.
Первой женой его была Миня (Минна). В статье Нины Крутовой «Один из Рабиновичей» (http://mishpoha.ru/rabinovich.htm Нина рутова) приведена запись №15 за январь 20 дня 1896 из Метрической книги Читин. Еврейской Молельни о бракосочетании аптекарского помощника Кивы Рабиновича с девицей Ревеккой Помус, в которой зафиксировано: отец невесты – читин. 1г купец Зельман Помус, мать – Миня.
И другой документ от 15 апр.1914 – Прошение Ревеки к г-ну Губернатору о разрешении пребывания в Семипалатинске ее брата Читинского мещанина Исая Зельманова Помуса. Ревекка родилась в 1875. Миня умерла, когда Ревекка была совсем маленькой и у нее была мачеха (mishpoha.ru › history/pomus.htm ).
Видимо, вскоре Зельман женился снова. Имя второй его жены не известно, но это могла быть упоминаемая в 1890 в дозволительном свидетельстве на поиски золота Шева Абрамова Помус. От второй жены у Зельмана родился сын Моисей (Мося), ок.1880 г.р., сын Я.З. Помус, который погиб в Томске в 1905 при уличных беспорядках, вероятно, будучи там студентом (Шиловский М.В. Томский погром 20-22 октября 1905 г.: хроника... sibistorik.narod.ru › project/pogrom/2-3.html ).
У Моси был еще брат, о котором он пишет в 1910, выбирающим в это время институт для поступления, т.е. примерно 1885 г.р. Были, вероятно, и еще дети у Зельмана от второго брака. Возможно, это:
Помус Натан Зельманович. Родился в 1891 г. доцент, Центральный институт усовершенствования врачей. Проживал: ул. М. Дмитровка, 8, кв. 13. (Источник: газета "Московская правда»).
Косвенным указанием на то, что женой Зунделя была Шева Абрамовна служит записанный на ее имя дом в Чите по ул.Анохина 24 (http://minculture.e-zab.ru/information/?mid=2626).
Возможной причиной переезда в Иркутск из Читы могла быть новая женитьба Зельмана Иосифовича. В Иркутске его женой стала Ю.Л. Помус. В Справочниках по Иркутску и в дореволюционной печати, кроме этих двух персон, никаких Помусов в Иркутске больше не встречается.
Юлия Леонтьевна Помус – очень известная фигура Иркутской еврейской общины.
С 1904 г. и до закрытия после революции она была Заведующей еврейского женского бесплатного училища в Иркутске, в котором обучались дети бедноты, в разные годы от 100 до 150 девочек.
В 1914 она сделала вечный вклад в размере 1000 рублей в еврейскую общину на нужды просвещения.
В 1909 – попечительница Еврейской богадельни по 1-й Солдатской 16.
С 1912 до революции вначале – помощница Председателя Иркутского Благотворительного об-ва для оказания пособия бедным евреям, 1914-16 Председатель правления этого общества.
С выходом сионистских организаций из подполья после февральской революции Ю.Л.Помус работала в Иркутском городском комитете сионистских организаций (Соломон Е.Ш. К истории сионисткой организации г. Иркутска. 1996).
М.б., Помусы, Цукасовы и др.иркутские сионисты потому и не покупали недвижимость, что собирались создавать национальный очаг в Палестине.
В 1919 г. – Ю.Л. работала в различных организациях, тесно сотрудничающих с Национальным Советом евреев Сибири и Урала.
Зельман Иосифович переехал в Иркутск в возрасте за 50. За спиной его в Чите остались 2 брака и много уже взрослых детей.
Первой женой его была Миня (Минна). В статье Нины Крутовой «Один из Рабиновичей» (http://mishpoha.ru/rabinovich.htm Нина рутова) приведена запись №15 за январь 20 дня 1896 из Метрической книги Читин. Еврейской Молельни о бракосочетании аптекарского помощника Кивы Рабиновича с девицей Ревеккой Помус, в которой зафиксировано: отец невесты – читин. 1г купец Зельман Помус, мать – Миня.
И другой документ от 15 апр.1914 – Прошение Ревеки к г-ну Губернатору о разрешении пребывания в Семипалатинске ее брата Читинского мещанина Исая Зельманова Помуса. Ревекка родилась в 1875. Миня умерла, когда Ревекка была совсем маленькой и у нее была мачеха (mishpoha.ru › history/pomus.htm ).
Видимо, вскоре Зельман женился снова. Имя второй его жены не известно, но это могла быть упоминаемая в 1890 в дозволительном свидетельстве на поиски золота Шева Абрамова Помус. От второй жены у Зельмана родился сын Моисей (Мося), ок.1880 г.р., сын Я.З. Помус, который погиб в Томске в 1905 при уличных беспорядках, вероятно, будучи там студентом (Шиловский М.В. Томский погром 20-22 октября 1905 г.: хроника... sibistorik.narod.ru › project/pogrom/2-3.html ).
У Моси был еще брат, о котором он пишет в 1910, выбирающим в это время институт для поступления, т.е. примерно 1885 г.р. Были, вероятно, и еще дети у Зельмана от второго брака. Возможно, это:
Помус Натан Зельманович. Родился в 1891 г. доцент, Центральный институт усовершенствования врачей. Проживал: ул. М. Дмитровка, 8, кв. 13. (Источник: газета "Московская правда»).
Косвенным указанием на то, что женой Зунделя была Шева Абрамовна служит записанный на ее имя дом в Чите по ул.Анохина 24 (http://minculture.e-zab.ru/information/?mid=2626).
Возможной причиной переезда в Иркутск из Читы могла быть новая женитьба Зельмана Иосифовича. В Иркутске его женой стала Ю.Л. Помус. В Справочниках по Иркутску и в дореволюционной печати, кроме этих двух персон, никаких Помусов в Иркутске больше не встречается.
Юлия Леонтьевна Помус – очень известная фигура Иркутской еврейской общины.
С 1904 г. и до закрытия после революции она была Заведующей еврейского женского бесплатного училища в Иркутске, в котором обучались дети бедноты, в разные годы от 100 до 150 девочек.
В 1914 она сделала вечный вклад в размере 1000 рублей в еврейскую общину на нужды просвещения.
В 1909 – попечительница Еврейской богадельни по 1-й Солдатской 16.
С 1912 до революции вначале – помощница Председателя Иркутского Благотворительного об-ва для оказания пособия бедным евреям, 1914-16 Председатель правления этого общества.
С выходом сионистских организаций из подполья после февральской революции Ю.Л.Помус работала в Иркутском городском комитете сионистских организаций (Соломон Е.Ш. К истории сионисткой организации г. Иркутска. 1996).
М.б., Помусы, Цукасовы и др.иркутские сионисты потому и не покупали недвижимость, что собирались создавать национальный очаг в Палестине.
В 1919 г. – Ю.Л. работала в различных организациях, тесно сотрудничающих с Национальным Советом евреев Сибири и Урала.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Моисей Залманович Помус: Учеба в Германии
В почтовой переписке Рафильзонов впервые имя Моисея Помуса появляется в сентябре 1903 в открытке, посланной компанией друзей из Фрайбурга в Варшаву сестрам Рафильзон, которые гостили там в это время у брата. По-видимому, в 1903 он приехал на учебу в Германию. Возможно, что по состоянию здоровья (в его открытках постоянные жалобы на здоровье, больной желудок, и постоянные поездки его на водные курорты Германии), он был освобожден от службы в армии, в таком случае, можно предположить, что он родился ок.1880 г.
Не известно, по каким причинам, но поступил он в Техническую Высшую школу в Карлсруэ только в 1905. Окончив ее в 1909, он получил диплом инженера-мостостроителя. 1905.10.23 из Карлсруэ от студентов Розе и Лизе во Фрайбург, Гебельштрассе 21 П
Дорогие Рафильзончики! Вот мы уже и студенты, коллеги, значит, ваши. Дождались все-таки своего. Ждем с нетерпением вашего приезда к нам на новоселье. Ох! Кутнем уже! Шампанское, только шампанское. До скорого свидания. Студенты А. (Абрам Эренбург), М. Помус.
**С Абрамом Эренбургом Моисей провел вместе все студенческие годы, вместе учились, вместе жили, вместе путешествовали.
1905.10.25 из Карлсруе от Моси и Абрама Лизе во Фрайбург
Милая Лиза! Не вздумайте только не приехать к нам в субботу! Официально приглашаем вас почтить своим присутствием, и откушать чаю на моей собственной квартире. ----. Серьезно, пожалуйста, приезжайте; в воскресенье идет «Аида» при чудном составе. Мы уже берем билеты для нас. Приезжайте непременно. Шлем поцелуи. Абраша. Мося.
1906.07.30 из Бад-Наухейм от Моси Лизе во Фрайбург, Гебельштрассе 21 П.
Что это вы, Лиза, так усердно заняты заканчиванием семестра, что не можете написать пару слов!? Куда окончательно решили ехать? Я думал, что найду когда-нибудь какое-нибудь местечко в Германии относительно свободное от русских, но теперь потерял всякую надежду. Здесь не менее 60% русских и каждый день приезжают все новые. Всего лучшего. Мося.
1908.01.08 из Карлсруэ от Моси Лизе во Фрайбург, Рейнштрассе 54-1.
Милая Лиза! Сто тысяч извинений, что не ответил на вашу первую открытку. Все как-то не мог собраться. Вы спрашивали меня, получил ли я от вас поздравление к новому году. К сожалению, нет. Как вы встретили новый год? В понедельник здесь русский вечер (встреча нового года). Относительно моего здоровья, о котором вы спрашиваете, должен сказать, что чувствую себя неважно. Как идут у вас занятия? Всего лучшего. Мося. Привет Розе. Эренбурги шлют приветы.
1908.08.04 из Бад-Киссенген от Моси Помуса Лизе во Фрайбург Рейнштрассе 54 Ш.
Милая Лиза! Обращаюсь к вам с большой просьбой. Вероятно, у вас в университетской библиотеке, или где-нибудь в другом месте, имеется список университетов Швейцарии, и там, вероятно, имеется адрес и часы, и дни приема знаменитого профессора Сали в Берне (по внутренним болезням). Если да, то узнайте и напишите мне, пожалуйста, теперь же, за что буду очень благодарен. Всего лучшего. Привет Розе. Мося.
1909.08.02 из Одессы, Куяльницкий лиман, от сестер Рафильзон Иосифу в Москву
Получили от Помуса письмо, известие о сдаче им экзамена. Нас очень удивило и обрадовало, молодец. Хотели ему написать, но не знаем, куда. Если он в Москве, кланяйся ему, поздравь от нас. Будет ли он в Иркутске? Пусть нам напишет.
Привет и поцелуй молодому инженеру М. Помусу. Аля.
В почтовой переписке Рафильзонов впервые имя Моисея Помуса появляется в сентябре 1903 в открытке, посланной компанией друзей из Фрайбурга в Варшаву сестрам Рафильзон, которые гостили там в это время у брата. По-видимому, в 1903 он приехал на учебу в Германию. Возможно, что по состоянию здоровья (в его открытках постоянные жалобы на здоровье, больной желудок, и постоянные поездки его на водные курорты Германии), он был освобожден от службы в армии, в таком случае, можно предположить, что он родился ок.1880 г.
Не известно, по каким причинам, но поступил он в Техническую Высшую школу в Карлсруэ только в 1905. Окончив ее в 1909, он получил диплом инженера-мостостроителя. 1905.10.23 из Карлсруэ от студентов Розе и Лизе во Фрайбург, Гебельштрассе 21 П
Дорогие Рафильзончики! Вот мы уже и студенты, коллеги, значит, ваши. Дождались все-таки своего. Ждем с нетерпением вашего приезда к нам на новоселье. Ох! Кутнем уже! Шампанское, только шампанское. До скорого свидания. Студенты А. (Абрам Эренбург), М. Помус.
**С Абрамом Эренбургом Моисей провел вместе все студенческие годы, вместе учились, вместе жили, вместе путешествовали.
1905.10.25 из Карлсруе от Моси и Абрама Лизе во Фрайбург
Милая Лиза! Не вздумайте только не приехать к нам в субботу! Официально приглашаем вас почтить своим присутствием, и откушать чаю на моей собственной квартире. ----. Серьезно, пожалуйста, приезжайте; в воскресенье идет «Аида» при чудном составе. Мы уже берем билеты для нас. Приезжайте непременно. Шлем поцелуи. Абраша. Мося.
1906.07.30 из Бад-Наухейм от Моси Лизе во Фрайбург, Гебельштрассе 21 П.
Что это вы, Лиза, так усердно заняты заканчиванием семестра, что не можете написать пару слов!? Куда окончательно решили ехать? Я думал, что найду когда-нибудь какое-нибудь местечко в Германии относительно свободное от русских, но теперь потерял всякую надежду. Здесь не менее 60% русских и каждый день приезжают все новые. Всего лучшего. Мося.
1908.01.08 из Карлсруэ от Моси Лизе во Фрайбург, Рейнштрассе 54-1.
Милая Лиза! Сто тысяч извинений, что не ответил на вашу первую открытку. Все как-то не мог собраться. Вы спрашивали меня, получил ли я от вас поздравление к новому году. К сожалению, нет. Как вы встретили новый год? В понедельник здесь русский вечер (встреча нового года). Относительно моего здоровья, о котором вы спрашиваете, должен сказать, что чувствую себя неважно. Как идут у вас занятия? Всего лучшего. Мося. Привет Розе. Эренбурги шлют приветы.
1908.08.04 из Бад-Киссенген от Моси Помуса Лизе во Фрайбург Рейнштрассе 54 Ш.
Милая Лиза! Обращаюсь к вам с большой просьбой. Вероятно, у вас в университетской библиотеке, или где-нибудь в другом месте, имеется список университетов Швейцарии, и там, вероятно, имеется адрес и часы, и дни приема знаменитого профессора Сали в Берне (по внутренним болезням). Если да, то узнайте и напишите мне, пожалуйста, теперь же, за что буду очень благодарен. Всего лучшего. Привет Розе. Мося.
1909.08.02 из Одессы, Куяльницкий лиман, от сестер Рафильзон Иосифу в Москву
Получили от Помуса письмо, известие о сдаче им экзамена. Нас очень удивило и обрадовало, молодец. Хотели ему написать, но не знаем, куда. Если он в Москве, кланяйся ему, поздравь от нас. Будет ли он в Иркутске? Пусть нам напишет.
Привет и поцелуй молодому инженеру М. Помусу. Аля.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Моисей Залманович Помус: Жизнь в России после учебы.
После получения диплома инженера-мостостроителя в Технической Высшей школе Карлсруэ в Германии Мося Помус в августе 1909 возвращается в Россию, ненадолго останавливается в Москве, и едет в Иркутск и Читу. Сколько времени он гостил дома не известно, но в феврале 1910 он уже находится в Москве. Летом 1910 он много путешествует. В июне посещает Калугу. В конце июля едет в Ригу, но узнав, что там нужно быть в середине августа, возвращается в Москву и едет в Казань, где у него живут какие-то родственники. Затем, 14 августа, снова в Ригу, где пробыл до 23 сентября. Можно предположить, что в Риге он пытался подтвердить свой иностранный диплом, открытки от него приходят с видами Рижского Политеха.
В декабре 1910- феврале 1911 он пишет письма из Суджока (Вятской губ.). В конце февраля, проездом через Вятку, на один день заезжает в Петербург проведать родственников и оттуда едет в Читу недели две побыть дома, пока не начались работы.
В сентябре 1912 он начинает работать в Ялуторовске Тобольской губ.
В марте-апреле 1914 Мося в Москве и собирается недели на две в Ростов. В сентябре этого года открытка от него приходит из Проскурова (Хмельницкий).
1909.08.11 из Челябинска (проездом в Иркутск) от М. Помуса Иосифу в Москву, Кузнецкий пер.
Многоуважаемый Иосиф Рафаилович! Подъезжая к Челябинску, шлю привет Вам. Еду не дурно, только устаю страшно (желудок все еще дает себя знать). Ваш М. Помус.
1910.08.04 из Казани от М. Помуса Иосифу в Москву, Кузнецкий пер. 6
Милый доктор! Доехал до Нижнего прекрасно, поскольку тут меня не тревожил никто, не люблю -------, но не спал абсолютно всю ночь, т.к. во 1) было твердо, а во 2) не спалось. Приехав в Нижний, я не застал билетов ни на Меркурий, ни на Самолеты (все было продано), а получил на Пароходное общество Волги 1843 года, и то не в каюту, а в столовой. Но, войдя на пароход, я нашел место в каюте, где и поместился, по крайнему сожалению, не с дамой, а с мужчиной. Пишу Вам это уже из Казани. Выехали мы в 11 час утра и приезжаем завтра в 6 час утра в Казань, поэтому телеграмму нашим я не послал, т.к. для того, чтобы могли встретить, им пришлось бы встать чуть ли не в 3 часа утра. Был на ярмарке, не понравилось. Погода пока неважная – идет небольшой дождь и холодно. Вот пока и все. Привет всем. М. Помус.
1910.09.07 из Риги от М. Помуса Иосифу в Москву
Милый доктор! Спасибо, что не забываете меня и пишите часто. Очень сожалею, что вы не виделись с мамой. Ну, как вам понравилась Верочка? Вы, конечно, узнали, чем занимается муж, чем она больна и т.п. Я и Дейч положительно в недоумении, когда, наконец, приедет Роза, и приедет ли она вообще в Ригу? Мое дело, по-прежнему, в печальном положении, 99% за то, что в Риге ничего не выйдет. Надо поехать в другие края (а там требуется больший кусок), - не знаю, что делать. Как у вас дела с Герой и француженкой? Привет знакомым. Ваш М. Помус.
1910.09.19 4 часа вечера, из Риги от М. Помуса Иосифу в Москву
Милый доктор! Возможно, что еще только 4 дня, и я укачу отсюда. Все зависит от пятницы между 10-12 часами утра, молитесь…. Мать с братом проехали из Киева в Варшаву. Там пробудут несколько дней, и затем мать поедет за границу, а что касается брата, то пока неизвестно, что он предпримет…. Сейчас отправляюсь в баню – первый раз за свое здесь пребывание. Будьте здоровы. Привет всем. Ваш М. Помус.
1912.02.20 из Петербурга от М. Помуса Розе в Москву, Арбат, 1-й Николопесковский пер. 6
Здравствуйте милая Роза! Из моей телеграммы вы знаете, что я еду в Читу. Причина этому та, что работы не так скоро начнутся, а потому я смогу недели 2 пробыть дома. За исполнение моей просьбы по отправке корзины буду очень благодарен. Простите за беспокойство. Ваш М. Помус. Привет Домбровским. В Иркутске буду у Домбровских и Мильнеров.
1912.02.26 из Вятки (проездом) от Моси Помуса Розе в Москву, Арбат, 1-й Николопесковский пер. 6 кв.11
Милая Роза! Благодарю очень за все ваше внимание, за проводы. В Петербурге пробыл 1 день. Нашел всех своих здоровыми, жаль было так скоро расставаться, но ничего не поделаешь. Кое-что из петербургских прелестей успел осмотреть. Между прочим, был дивный солнечный день. Пишите: Тюмень до востребования. Ваш Мося.
1914.04.19 из Москвы от Моси Помуса Жене Домбровской в Иркутск
Дорогой, милой, Женечке шлю наилучшие пожелания ко дню Рождения. Желаю счастья, здоровья и всего хорошего. Крепко целую М. Помус. Привет маме, папе, Вале и фрейлейн Ротенберг. Уезжаю недели на две в Ростов.
1914.09.05 из Проскурова (Хмельницкий) от М. Помуса Д.С.Дейч в Москву, Арбат, 30, кв.27
Милым Лизе и «Дэвику» шлю наилучшие пожелания к праздникам. Целую. Ваш М. Помус.
Последнее письмо … (надеюсь, из сохранившихся). О дальнейшей судьбе Моси Помуса ничего не известно. Война. Революция. Разруха. Все связи прервались.
После получения диплома инженера-мостостроителя в Технической Высшей школе Карлсруэ в Германии Мося Помус в августе 1909 возвращается в Россию, ненадолго останавливается в Москве, и едет в Иркутск и Читу. Сколько времени он гостил дома не известно, но в феврале 1910 он уже находится в Москве. Летом 1910 он много путешествует. В июне посещает Калугу. В конце июля едет в Ригу, но узнав, что там нужно быть в середине августа, возвращается в Москву и едет в Казань, где у него живут какие-то родственники. Затем, 14 августа, снова в Ригу, где пробыл до 23 сентября. Можно предположить, что в Риге он пытался подтвердить свой иностранный диплом, открытки от него приходят с видами Рижского Политеха.
В декабре 1910- феврале 1911 он пишет письма из Суджока (Вятской губ.). В конце февраля, проездом через Вятку, на один день заезжает в Петербург проведать родственников и оттуда едет в Читу недели две побыть дома, пока не начались работы.
В сентябре 1912 он начинает работать в Ялуторовске Тобольской губ.
В марте-апреле 1914 Мося в Москве и собирается недели на две в Ростов. В сентябре этого года открытка от него приходит из Проскурова (Хмельницкий).
1909.08.11 из Челябинска (проездом в Иркутск) от М. Помуса Иосифу в Москву, Кузнецкий пер.
Многоуважаемый Иосиф Рафаилович! Подъезжая к Челябинску, шлю привет Вам. Еду не дурно, только устаю страшно (желудок все еще дает себя знать). Ваш М. Помус.
1910.08.04 из Казани от М. Помуса Иосифу в Москву, Кузнецкий пер. 6
Милый доктор! Доехал до Нижнего прекрасно, поскольку тут меня не тревожил никто, не люблю -------, но не спал абсолютно всю ночь, т.к. во 1) было твердо, а во 2) не спалось. Приехав в Нижний, я не застал билетов ни на Меркурий, ни на Самолеты (все было продано), а получил на Пароходное общество Волги 1843 года, и то не в каюту, а в столовой. Но, войдя на пароход, я нашел место в каюте, где и поместился, по крайнему сожалению, не с дамой, а с мужчиной. Пишу Вам это уже из Казани. Выехали мы в 11 час утра и приезжаем завтра в 6 час утра в Казань, поэтому телеграмму нашим я не послал, т.к. для того, чтобы могли встретить, им пришлось бы встать чуть ли не в 3 часа утра. Был на ярмарке, не понравилось. Погода пока неважная – идет небольшой дождь и холодно. Вот пока и все. Привет всем. М. Помус.
1910.09.07 из Риги от М. Помуса Иосифу в Москву
Милый доктор! Спасибо, что не забываете меня и пишите часто. Очень сожалею, что вы не виделись с мамой. Ну, как вам понравилась Верочка? Вы, конечно, узнали, чем занимается муж, чем она больна и т.п. Я и Дейч положительно в недоумении, когда, наконец, приедет Роза, и приедет ли она вообще в Ригу? Мое дело, по-прежнему, в печальном положении, 99% за то, что в Риге ничего не выйдет. Надо поехать в другие края (а там требуется больший кусок), - не знаю, что делать. Как у вас дела с Герой и француженкой? Привет знакомым. Ваш М. Помус.
1910.09.19 4 часа вечера, из Риги от М. Помуса Иосифу в Москву
Милый доктор! Возможно, что еще только 4 дня, и я укачу отсюда. Все зависит от пятницы между 10-12 часами утра, молитесь…. Мать с братом проехали из Киева в Варшаву. Там пробудут несколько дней, и затем мать поедет за границу, а что касается брата, то пока неизвестно, что он предпримет…. Сейчас отправляюсь в баню – первый раз за свое здесь пребывание. Будьте здоровы. Привет всем. Ваш М. Помус.
1912.02.20 из Петербурга от М. Помуса Розе в Москву, Арбат, 1-й Николопесковский пер. 6
Здравствуйте милая Роза! Из моей телеграммы вы знаете, что я еду в Читу. Причина этому та, что работы не так скоро начнутся, а потому я смогу недели 2 пробыть дома. За исполнение моей просьбы по отправке корзины буду очень благодарен. Простите за беспокойство. Ваш М. Помус. Привет Домбровским. В Иркутске буду у Домбровских и Мильнеров.
1912.02.26 из Вятки (проездом) от Моси Помуса Розе в Москву, Арбат, 1-й Николопесковский пер. 6 кв.11
Милая Роза! Благодарю очень за все ваше внимание, за проводы. В Петербурге пробыл 1 день. Нашел всех своих здоровыми, жаль было так скоро расставаться, но ничего не поделаешь. Кое-что из петербургских прелестей успел осмотреть. Между прочим, был дивный солнечный день. Пишите: Тюмень до востребования. Ваш Мося.
1914.04.19 из Москвы от Моси Помуса Жене Домбровской в Иркутск
Дорогой, милой, Женечке шлю наилучшие пожелания ко дню Рождения. Желаю счастья, здоровья и всего хорошего. Крепко целую М. Помус. Привет маме, папе, Вале и фрейлейн Ротенберг. Уезжаю недели на две в Ростов.
1914.09.05 из Проскурова (Хмельницкий) от М. Помуса Д.С.Дейч в Москву, Арбат, 30, кв.27
Милым Лизе и «Дэвику» шлю наилучшие пожелания к праздникам. Целую. Ваш М. Помус.
Последнее письмо … (надеюсь, из сохранившихся). О дальнейшей судьбе Моси Помуса ничего не известно. Война. Революция. Разруха. Все связи прервались.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Карлсруэ.
Несколько слов о городе Карлсруэ, где учился Моисей Помус.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
Ка́рлсруэ (нем. Karlsruhe) — город в Германии, в земле Баден-Вюртемберг, расположенный в окрестностях реки Рейн недалеко от французско-германской границы. По легенде, идея основать город возникла у маркграфа Карла Вильгельма в 1715 г., когда он, утомившись от охоты, заснул под деревом на одном из местных лугов и ему приснился собственный город, который был «Карловой тишиной» (нем. Ruhe «тишина, покой»). Основатель города Карл Вильгельм оставил свой след не только в названии города, но и в его необычной застройке: маркграф выразил пожелание, чтобы все главные улицы его города лучеобразно расходились в стороны от центрального дворца, построенного в стиле барокко (1752—82, архитекторы Л. Ф. де ла Гепьер, Ф. А. Кеслау) - 32 улицы-луча.
Университет Карлсруэ (основан в 1825 году) является старейшим в Германии техническим высшим учебным заведением и входит в число лучших высших учебных заведений по таким направлениям, как машиностроение, информатика и электротехника.
Открытки из семейного архива Рафильзонов.
Несколько слов о городе Карлсруэ, где учился Моисей Помус.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
Ка́рлсруэ (нем. Karlsruhe) — город в Германии, в земле Баден-Вюртемберг, расположенный в окрестностях реки Рейн недалеко от французско-германской границы. По легенде, идея основать город возникла у маркграфа Карла Вильгельма в 1715 г., когда он, утомившись от охоты, заснул под деревом на одном из местных лугов и ему приснился собственный город, который был «Карловой тишиной» (нем. Ruhe «тишина, покой»). Основатель города Карл Вильгельм оставил свой след не только в названии города, но и в его необычной застройке: маркграф выразил пожелание, чтобы все главные улицы его города лучеобразно расходились в стороны от центрального дворца, построенного в стиле барокко (1752—82, архитекторы Л. Ф. де ла Гепьер, Ф. А. Кеслау) - 32 улицы-луча.
Университет Карлсруэ (основан в 1825 году) является старейшим в Германии техническим высшим учебным заведением и входит в число лучших высших учебных заведений по таким направлениям, как машиностроение, информатика и электротехника.
Открытки из семейного архива Рафильзонов.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
- Friedens
- Сообщения: 156
- Зарегистрирован: 10.08.2010
- Откуда: Иркутск
- Been thanked: 5 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Иркутске
Об этом училище есть заметка в "Сибирском архиве" за 1912 год, стр. 205 - 206:domzha писал(а):«В 1873 г. по ходатайству Я. О. Лейбовича и на его средства было открыто в г. Балаганске первое училище для мальчиков и девочек. Лейбович выстроил для этого училища 2-х этажный деревянный дом и в первое время выдавал на содержание училища по 1000 р ежегодно» («Евреи в Иркутске», Стр. 175-176).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Иркутское отделение Общества распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ).
1914-1916
(по материалам архива «Канцелярия иркутского раввина» ГАИО, фонд 417, протокольная книга ОПЕ).
1-е заседание Членов Комитета ОПЕ состоялось 12 января 1914 г.
Присутствовали: Бейлин С.Х., Брегель Ш.А., Помус Ю.Л., Фризер Я.Д., Кац У.Б., Шнейдерман П.Т., Юдалевич Ф.Л., Ельяшевич Б.А., Франк-Каменецкий З.Г., Мевицов Л.Г., Левин И.Е.
Выборы: Председатель комитета – Фризер Я.Д., товарищ председателя – Бейлин С.Х., казначей – Юдалевич Ф.Л., секретарь – Левин И.Е.
Ближайшие задачи: 1. Устройство чтений и бесед. 2. Устройство вечерних курсов по еврейским и общим предметам. 3. Оказывать материальную поддержку аудитории Общества народных чтений при Еврейском общественном училище. 4. Открытие библиотеки. 5. Подготовить учителей по еврейским и общим предметам.
1915. Справочник по г.Иркутску и Ирк.губ. стр.189к.
1916. Адрес-календарь Иркутск.губ. Стр.156к.
Большая ул., д.Левенсона, контора Фризер.
Справка.
http://www.eleven.co.il/article/13032
КЕЭ, том 6, кол. 49–53
«О́БЩЕСТВО ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕ́НИЯ ПРОСВЕЩЕ́НИЯ МЕ́ЖДУ ЕВРЕ́ЯМИ В РОССИ́И (принятая аббревиатура — ОПЕ), крупнейшая культурно-просветительная организация российских евреев. В 1860 г. в среде образованных представителей финансово-промышленных кругов петербургского еврейства возникла мысль о создании центра для пропаганды и развития просвещения в еврейских массах, распространения русского языка и приобщения евреев к русской культуре.
Устав ОПЕ был утвержден правительством лишь в октябре 1863 г., а с декабря общество начало работать. Председателем комитета ОПЕ был избран Е. Гинцбург (почти полностью субсидировавший общество с его основания).
В 1867 г. правительство разрешило частично изменить устав ОПЕ — понизить минимальный членский взнос (с 25 рублей до 10) и ввести пункт о праве ходатайствовать об открытии отделений в других городах.
В комитете ОПЕ боролись сторонники иврита и сторонники русского языка, однако оба направления были едины в отрицательном отношении к языку идиш, который считали анахронизмом и символом отсталости еврейского общества.
В начале 1890-х гг. ОПЕ охватили новые веяния. В конце 1891 г. при обществе по инициативе С. Дубнова была организована историко-этнографическая комиссия для изучения истории евреев в России.
Деятельность общества значительно расширилась с открытием новых отделений в Москве (1894 г. — коллегия уполномоченных, преобразованная в 1909 г. в отделение), в Риге (1898), в Киеве (1903). В 1913 г. в России работало 30 отделений ОПЕ с семью тысячами членов (в 1864 г. в ОПЕ было 175 человек).
В 1913 г. вся еврейская общественность России торжественно отмечала 50-летний юбилей ОПЕ; в честь этого события была выбита медаль по проекту И. Гинцбурга.
В Петрограде комитет ОПЕ был закрыт в 1918 г., а периферийные отделения действовали до 1920 г.
В 1922 г. с разрешения властей была возобновлена работа Петроградского центра ОПЕ, который на протяжении 1920-х гг. занимался издательской деятельностью».
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Работа Иркутского отделения ОПЕ.
1. Организация библиотеки-читальни.
Справка.
http://express.irkutsk.ru/gazeta/nomer/7/missia1.htm Юля Сергеева
«В середине 1890-х годов в синагоге появилась библиотека. Создателем ее был И.Л.Нейман. Эта библиотека была известна как одна из самых богатейших в Иркутске. К 1915 году в ней находилось более 4 000 книг. На содержание библиотеки постоянно поступали пожертвования от членов еврейской общины. Члены общества приносили и книги. Еврейское погребальное братство ежегодно отдавало библиотеке по 100 рублей. В 1913 году отдел Общества распространения просвещения между евреями получил разрешение пользоваться книгохранилищем синагоги в читальном зале и библиотеке. Таким образом, члены еврейского общества имели возможность читать уникальные книги».
В марте 1914 Комитет ОПЕ обращается с прошением к Губернатору о выдаче разрешительного свидетельства на открытие общедоступной библиотеки-читальни. В августе разрешение было получено, была выбрана комиссия в составе Ю.Л.Помус, Ш.А.Брегель и Я.Д.Фризер.
На базе книг, собранных Хозяйственным правлением иркутского Молитвенного дома, при дальнейшем сборе и выписке новых книг и периодики на русском языке и на иврите, была создана большая библиотека, которая открылась уже осенью 1914 г.
ОПЕ, получив библиотеку в совершенно неразобранном виде, самостоятельно организовало ее, выписало массу книг, привело ее в возможное для широкого пользования состояние.
Большой вклад в разбор и приведение в порядок библиотеки внес А.Д.Киржнец. Им выполнена главная задача – составление полного каталога еврейских книг и подробная статистика. В марте 1916 временной руководительницей б-ки выбирается Г.Н.Дистлер, в библиотечную комиссию – З.Г.Помус, Я.Л.Кац, Н.А.Горелик, г-н Герш, в институт сотрудников – г-жи Ерманок, Гаськина Эсф.Изр., Левенберг С.Г., Голлендер С.А., Бутлицкая А.И., Кукс В.А. и гг.Гуревич, Пешковский П.Н., Кантин, студент.
С.Х.Бейлин входит в К-т с предложением ассигновать, наравне с другими евр.учреждениями, сумму на устройство книжного шкапа при б-ке имени супругов Помус с наиболее ценными изданиями. К-т ассигнует 100 рублей.
1. Организация библиотеки-читальни.
Справка.
http://express.irkutsk.ru/gazeta/nomer/7/missia1.htm Юля Сергеева
«В середине 1890-х годов в синагоге появилась библиотека. Создателем ее был И.Л.Нейман. Эта библиотека была известна как одна из самых богатейших в Иркутске. К 1915 году в ней находилось более 4 000 книг. На содержание библиотеки постоянно поступали пожертвования от членов еврейской общины. Члены общества приносили и книги. Еврейское погребальное братство ежегодно отдавало библиотеке по 100 рублей. В 1913 году отдел Общества распространения просвещения между евреями получил разрешение пользоваться книгохранилищем синагоги в читальном зале и библиотеке. Таким образом, члены еврейского общества имели возможность читать уникальные книги».
В марте 1914 Комитет ОПЕ обращается с прошением к Губернатору о выдаче разрешительного свидетельства на открытие общедоступной библиотеки-читальни. В августе разрешение было получено, была выбрана комиссия в составе Ю.Л.Помус, Ш.А.Брегель и Я.Д.Фризер.
На базе книг, собранных Хозяйственным правлением иркутского Молитвенного дома, при дальнейшем сборе и выписке новых книг и периодики на русском языке и на иврите, была создана большая библиотека, которая открылась уже осенью 1914 г.
ОПЕ, получив библиотеку в совершенно неразобранном виде, самостоятельно организовало ее, выписало массу книг, привело ее в возможное для широкого пользования состояние.
Большой вклад в разбор и приведение в порядок библиотеки внес А.Д.Киржнец. Им выполнена главная задача – составление полного каталога еврейских книг и подробная статистика. В марте 1916 временной руководительницей б-ки выбирается Г.Н.Дистлер, в библиотечную комиссию – З.Г.Помус, Я.Л.Кац, Н.А.Горелик, г-н Герш, в институт сотрудников – г-жи Ерманок, Гаськина Эсф.Изр., Левенберг С.Г., Голлендер С.А., Бутлицкая А.И., Кукс В.А. и гг.Гуревич, Пешковский П.Н., Кантин, студент.
С.Х.Бейлин входит в К-т с предложением ассигновать, наравне с другими евр.учреждениями, сумму на устройство книжного шкапа при б-ке имени супругов Помус с наиболее ценными изданиями. К-т ассигнует 100 рублей.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Работа Иркутского отделения ОПЕ.
П. Учебная работа.
1. Организация вечерних курсов для взрослых по еврейским и общим предметам при еврейском училище.
Прошение об открытии курсов подано 3 ноября 1914. Разрешение на открытие получено в январе 1915. Комиссия по организации курсов: Ю.Л.Помус, С.Х.Бейлин, Л.Г.Мевицов, И.Е.Левин.
01.02.1916 функционируют 3 группы: младшая – по общим и евр.предметам, 8 учеников, 4 раза в неделю, препод-ль г-жа Розенкранц; средняя – по евр.предметам, 7 учеников, окончивших Иркутск.Евр.Богослов.уч-ще, 3 раза в неделю по 1,5 часа, препод-ль И.И.Левин, старшая – по евр.предметам, 4 ученика, 3 раза в неделю по 2 часа, препод-ль И.И.Левин.
2. Помощь беженцам Войны.
20.12.1915 К-т обсуждает «Устав Иркутск.уч-ща при ОПЕ для детей лиц, пострадавших от военных действий, выработанный совместно Ю.Л.Помус и М.П.Померанц для представления г. Инспектору Народ. Училищ на предмет исходатайствования разрешения у подлежащих властей на открытие названного выше училища». Первый год училище работало самостоятельно, потом часть учащихся влилась в вечерние курсы, а остальные перешли Еврейское училище.
3. Помощь еврейским школам Черты.
15.10.1914 – отправлено в Петроградский комитет ОПЕ 500 рублей – пожертвования разных лиц – как помощь еврейским школам «Черты».
Подобные денежные переводы были систематическими.
4. Подготовка учителей по еврейским предметам. Стипендиаты ОПЕ.
Комитет постоянно оказывал материальную помощь молодым малообеспеченным людям, желающим изучать еврейский язык, еврейскую историю и другие еврейские предметы: вносилась плата за учебу, выдавались деньги на оплату квартиры, на одежду, на покупку шубы, сапог и т.д.
П. Учебная работа.
1. Организация вечерних курсов для взрослых по еврейским и общим предметам при еврейском училище.
Прошение об открытии курсов подано 3 ноября 1914. Разрешение на открытие получено в январе 1915. Комиссия по организации курсов: Ю.Л.Помус, С.Х.Бейлин, Л.Г.Мевицов, И.Е.Левин.
01.02.1916 функционируют 3 группы: младшая – по общим и евр.предметам, 8 учеников, 4 раза в неделю, препод-ль г-жа Розенкранц; средняя – по евр.предметам, 7 учеников, окончивших Иркутск.Евр.Богослов.уч-ще, 3 раза в неделю по 1,5 часа, препод-ль И.И.Левин, старшая – по евр.предметам, 4 ученика, 3 раза в неделю по 2 часа, препод-ль И.И.Левин.
2. Помощь беженцам Войны.
20.12.1915 К-т обсуждает «Устав Иркутск.уч-ща при ОПЕ для детей лиц, пострадавших от военных действий, выработанный совместно Ю.Л.Помус и М.П.Померанц для представления г. Инспектору Народ. Училищ на предмет исходатайствования разрешения у подлежащих властей на открытие названного выше училища». Первый год училище работало самостоятельно, потом часть учащихся влилась в вечерние курсы, а остальные перешли Еврейское училище.
3. Помощь еврейским школам Черты.
15.10.1914 – отправлено в Петроградский комитет ОПЕ 500 рублей – пожертвования разных лиц – как помощь еврейским школам «Черты».
Подобные денежные переводы были систематическими.
4. Подготовка учителей по еврейским предметам. Стипендиаты ОПЕ.
Комитет постоянно оказывал материальную помощь молодым малообеспеченным людям, желающим изучать еврейский язык, еврейскую историю и другие еврейские предметы: вносилась плата за учебу, выдавались деньги на оплату квартиры, на одежду, на покупку шубы, сапог и т.д.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Работа Иркутского отделения ОПЕ.
Ш. Концертно-просветительская деятельность.
1. Организация литературных вечеров и концертов.
- Вечер, посвященный памяти пис. Л.Переца.
- Литературно-музыкально-вокальный вечер по Шолом-Алейхему
- 22 ноября 1915 Н.Ф.Фризер предложила свои услуги как распоряд.по устройству серии общедоступных концертов. В виду того, что предложение это вполне соответствует целям Об-ва, комитет постановляет выделить из своей среды комиссию из двух лиц в помощь Н.Ф.Фризер. Выбраны С.Л.Романов и М.П.Померанц. Председатель комитета Я.Д.Фризер, в виду благой цели намечающихся концертов и могущих возникнуть в связи с ними материальных затруднений, любезно предлагает принять на свой счет расходы по первым пяти концертам.
- В августе 1916 К-т принимает решение о создании хора – «просить регента при Молитв.доме М.И.Лифшица взять на себя хлопоты по организации и устройству постоянного хора».
2. Организация лекций
Лекционная комиссия: Ю.Л.Помус, С.Х.Бейлин, И.И.Левин, Л.Т.Мелицов, Т.И.Кан.
Относительно тематики лекций было принято решение – «все, касающиеся евреев и еврейства, не исключая, однако, тем общего содержания, если в них встретится необходимость».
Иркутские лекторы.
Э.Гримберг – «Царь Саул».
И.И.Левин – «Поэтические книги библии».
Л.Цыбин «Жизнь и творчество Л.Переца», «Очерк по культуре древнего еврейства»
Г-н Розенгарт – «Русский Гоголь – Шолом Алейхем»
Ш. Концертно-просветительская деятельность.
1. Организация литературных вечеров и концертов.
- Вечер, посвященный памяти пис. Л.Переца.
- Литературно-музыкально-вокальный вечер по Шолом-Алейхему
- 22 ноября 1915 Н.Ф.Фризер предложила свои услуги как распоряд.по устройству серии общедоступных концертов. В виду того, что предложение это вполне соответствует целям Об-ва, комитет постановляет выделить из своей среды комиссию из двух лиц в помощь Н.Ф.Фризер. Выбраны С.Л.Романов и М.П.Померанц. Председатель комитета Я.Д.Фризер, в виду благой цели намечающихся концертов и могущих возникнуть в связи с ними материальных затруднений, любезно предлагает принять на свой счет расходы по первым пяти концертам.
- В августе 1916 К-т принимает решение о создании хора – «просить регента при Молитв.доме М.И.Лифшица взять на себя хлопоты по организации и устройству постоянного хора».
2. Организация лекций
Лекционная комиссия: Ю.Л.Помус, С.Х.Бейлин, И.И.Левин, Л.Т.Мелицов, Т.И.Кан.
Относительно тематики лекций было принято решение – «все, касающиеся евреев и еврейства, не исключая, однако, тем общего содержания, если в них встретится необходимость».
Иркутские лекторы.
Э.Гримберг – «Царь Саул».
И.И.Левин – «Поэтические книги библии».
Л.Цыбин «Жизнь и творчество Л.Переца», «Очерк по культуре древнего еврейства»
Г-н Розенгарт – «Русский Гоголь – Шолом Алейхем»
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Работа Иркутского отделения ОПЕ.
1У. Издательская и общественная деятельность
1. Книга «Евреи в Иркутске» - издание и распространение. От Издателей.
Труд записать все собранные материалы взяли на себя В.С.Войтинский и А.Я.Горнштейн.
28.02.1914 Я.Д.Фризер предлагает Комитету содействовать изданию книги «Евреи в Иркутске», которая содержит в себе массу сведений по истории евреев в Сибири, вообще, и в Иркутске, в частности. Комитет соглашается и постановляет: принять на себя труд по изданию вышеназванной книги (совместно с Хозяйственным правлением).
01.12.1915 Ю.Л.Помус вносит вопрос о распространении книги «Евреи в Иркутске. Т.к. о-во ОПЕ, помимо идейной стороны распространения книги, заинтересовано также и в материальной стороне вопроса, ибо, как известно, выручка от книги идет в специальный фонд при ОПЕ для создания будущей истории евреев в Сибири, предлагает членам к-та изыскать более интенсивные меры для распространения книги. Желательно было бы также распространить книгу и вне Иркутска, предложив ее всем крупным Сибир.еврейским общинам.
Предложено М.П.Померанц составить к следующ.заседанию к-та список лиц, коим книга может быть предложена, а также попросить секретаря мест.общины А.Я.Горнштейна составить воззвание ко всем Сибир.евр.общинам с предложением приобрести и распространить книгу.
2. Участие К-та ОПЕ в обсуждении вопроса об открытии Университета в Иркутске.
К-т ОПЕ получил приглашение О-ва изучения Сибири участвовать в 1-ом заседании по вопросу о будущем Иркутском университете 11 сентября 1916. Комитет постановляет делегировать на заседание культурно-просветительских учреждений А.Д.Киржница и И.И.Шеленберга, вручив им мандаты и директивы о включении в резолюцию объединенного заседания точку зрения еврейского об-ва об отмене % нормы для поступления евреев в университет.
На призыв Город.Думы о сборе частных пожертвований на Университет, К-т О-ва Просвещ.евреев, после длительных дебатов, принимает Резолюцию: «Считая невозможным участвовать в каких-либо сборах в пользу будущего Иркутского ун-та, пока не будет отменена ограничительная норма для евреев, К-т О-ва Просвещения евреев примет самое деятельное участие в пропаганде идеи Университета, одинаково доступного для всех, без различия национальности и вероисповедания, в тесном единении с другими культурно-просветительскими и научными обществами».
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
- Friedens
- Сообщения: 156
- Зарегистрирован: 10.08.2010
- Откуда: Иркутск
- Been thanked: 5 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Иркутске
О благотворительности Я. Г. Патушинского заметка в газете "Восточная Заря" № 34 за 1910 год: В этом же номере заметки о еврейском училище, молитвенном доме и пособии бедным евреям:domzha писал(а):...Среди наиболее видных еврейских предпринимателей были Я. С. Домбровский, Р. С. и С.С. Кальмееры, Л. О. и Л. С. Лейбовичи, Я. Г., Л. Г. и Б. Г. Патушинские, И. М. Файнберг, Я. Д. Фризер и др.. Евреи активно участвовали в деятельности различных благотворительных и культурно-просветительских обществ, сотрудничали с Восточно-Сибирским отделением Русского географического общества.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось Friedens 14 мар 2011, 21:04, всего редактировалось 1 раз.
- Friedens
- Сообщения: 156
- Зарегистрирован: 10.08.2010
- Откуда: Иркутск
- Been thanked: 5 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Иркутске
Здесь же, в газете "Восточная Заря" № 34 за 1910 год, стр. 2, статья о капитале М. Я. Кремера:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Бейлин Соломон Хаимович (1858-1943) -
Иркутский казенный раввин (1901-1917)
Формулярный список о Службе
Иркутск.Казенного Раввина Соломона (Шолома) Бейлина,
Составлен в декабре 1912 самим С.Х.Бейлиным.
(Источник: ГАИО, фонд 417, Канцелярия Иркутск.Раввина).
Неимеющий чина Соломон (Шолом) Хаимович Бейлин родился 13 июня 1858 г, вероисповедание иудейское. Из мещан г. Новогрудка Минской губ. Есть дом в Новогрудке, принадлежащий десяти наследникам – братьям и сестрам, оставшийся от родителей.
Знаков отличия не имеет. Получает содержание от Иркутск. Еврейск. Об-ва 2400 руб/год.
Окончил курс наук в Пинском Минской губ. Реальном уч-ще в 1880 г (аттестат №222 от 07 июня 1880 г).
Согласно избранию Рогачевского молитвенного дома, в феврале 1891 утвержден на пост Рогачевского казенного Раввина, в каковом состоял до середины апреля 1901, после чего поступил в должность раввина г.Иркутска с 10 мая 1901 (избрание состоялось в феврале 1901).
Согласно избранию Иркутского Еврейского Молитвенного об-ва, в мае 1901 утвержден в должности Иркутск.Казенного Раввина на 3-х летие 1901-1904.
Тоже – на 3-х летие 1904-1907.
Тоже – на 3-х летие с 20 мая 1907 по 20 мая 1910 (Постановление Иркутск. губернатора от 21 авг.1907).
Тоже – на 3-х летие с 20 мая 1910 по 20 мая 1913 (Постановление Иркутск. Губернатора от 22 февраля 1911).
Семейное положение: женат 2-м браком на домашней учительнице Розе Исааковне Фромберг.
Имею детей: от 1-го брака – Малкиэля, род. 12 мая 1892.
От 2-го брака:
- дочь Анну, род.21 июня 1894,
- дочь Зинаиду-Зельду, род.17 дек. 1895,
- дочь Либе-Любовь, род.в окт.1897,
- сына Исаака, род.21 окт.1902,
- дочь Ципору-Ципу-Цицилию, род.11 марта 1905.
Жена и дети вероисповедания иудейского и находятся при нем.
Иркутский казенный раввин (1901-1917)
Формулярный список о Службе
Иркутск.Казенного Раввина Соломона (Шолома) Бейлина,
Составлен в декабре 1912 самим С.Х.Бейлиным.
(Источник: ГАИО, фонд 417, Канцелярия Иркутск.Раввина).
Неимеющий чина Соломон (Шолом) Хаимович Бейлин родился 13 июня 1858 г, вероисповедание иудейское. Из мещан г. Новогрудка Минской губ. Есть дом в Новогрудке, принадлежащий десяти наследникам – братьям и сестрам, оставшийся от родителей.
Знаков отличия не имеет. Получает содержание от Иркутск. Еврейск. Об-ва 2400 руб/год.
Окончил курс наук в Пинском Минской губ. Реальном уч-ще в 1880 г (аттестат №222 от 07 июня 1880 г).
Согласно избранию Рогачевского молитвенного дома, в феврале 1891 утвержден на пост Рогачевского казенного Раввина, в каковом состоял до середины апреля 1901, после чего поступил в должность раввина г.Иркутска с 10 мая 1901 (избрание состоялось в феврале 1901).
Согласно избранию Иркутского Еврейского Молитвенного об-ва, в мае 1901 утвержден в должности Иркутск.Казенного Раввина на 3-х летие 1901-1904.
Тоже – на 3-х летие 1904-1907.
Тоже – на 3-х летие с 20 мая 1907 по 20 мая 1910 (Постановление Иркутск. губернатора от 21 авг.1907).
Тоже – на 3-х летие с 20 мая 1910 по 20 мая 1913 (Постановление Иркутск. Губернатора от 22 февраля 1911).
Семейное положение: женат 2-м браком на домашней учительнице Розе Исааковне Фромберг.
Имею детей: от 1-го брака – Малкиэля, род. 12 мая 1892.
От 2-го брака:
- дочь Анну, род.21 июня 1894,
- дочь Зинаиду-Зельду, род.17 дек. 1895,
- дочь Либе-Любовь, род.в окт.1897,
- сына Исаака, род.21 окт.1902,
- дочь Ципору-Ципу-Цицилию, род.11 марта 1905.
Жена и дети вероисповедания иудейского и находятся при нем.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Соломон Хаимович Бейлин уже «в 1884 начал собирать, обрабатывать и публиковать евр. фольклор. Печатался в евр. ж. на рус. яз. «Восход» (сер. ст. о происхождении евр. нар. сказок, пословиц), в науч. сб-ках «Евр. старина», а после рев-ции в минском ж. «Цайтшрифт», виленском «Филологише шрифтн» и др. изданиях. Автор кн.: «Идише фолкс-майсес» («Евр. нар. сказки», т. 1, Одесса, 1897; «Странствующие или всемирные рассказы и песни в древней литературе», 1907; «Идише фолксмайселех ун гезанген» («Евр. нар. песни и сказки»), 1898; «Пословицы сибирских евреев», 1913». Источник — Российская Еврейская Энциклопедия.
В 1904 в Иркутске он прочел цикл лекций «О Странствующих (всемирных) повестях и разсказах в древне-раввинской письменности», а в 1907 издал их в виде книги. Лекции пользовались огромным успехом.
В 1904 в Иркутске он прочел цикл лекций «О Странствующих (всемирных) повестях и разсказах в древне-раввинской письменности», а в 1907 издал их в виде книги. Лекции пользовались огромным успехом.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Has thanked: 1 time
- Been thanked: 15 times
Re: Евреи в Иркутске
Бейлин Роза Исааковна была домашней учительницей и при этом высокообразованной женщиной. Она готовила детей по программе гимназии, а также преподавала немецкий и французский языки. В 1914-16 она открыла частное 2-х классное еврейское училище Розы Бейлин. В этом семейном училище она преподавала сама, а вероучителями были Солом.Хаим.Бейлин и его старший сын Малкиэль Солом.Бейлин.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
- Friedens
- Сообщения: 156
- Зарегистрирован: 10.08.2010
- Откуда: Иркутск
- Been thanked: 5 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Иркутске
В дополнение еще одно объявление из газеты "Восточная Заря" № 96 за 1909 год:domzha писал(а):
Бейлин Роза Исааковна была домашней учительницей и при этом высокообразованной женщиной. Она готовила детей по программе гимназии, а также преподавала немецкий и французский языки. В 1914-16 она открыла частное 2-х классное еврейское училище Розы Бейлин...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Friedens
- Сообщения: 156
- Зарегистрирован: 10.08.2010
- Откуда: Иркутск
- Been thanked: 5 times
- Контактная информация:
Re: Евреи в Иркутске
Кстати, "Пословицы и поговорки сибирских евреев" были опубликованы в иркутском журнале "Сибирский Архив" в 1912 году, в 4 и 5 номерах.domzha писал(а):Соломон Хаимович Бейлин уже «в 1884 начал собирать, обрабатывать и публиковать евр. фольклор. Печатался в евр. ж. на рус. яз. «Восход» (сер. ст. о происхождении евр. нар. сказок, пословиц), в науч. сб-ках «Евр. старина», а после рев-ции в минском ж. «Цайтшрифт», виленском «Филологише шрифтн» и др. изданиях. Автор кн.: «Идише фолкс-майсес» («Евр. нар. сказки», т. 1, Одесса, 1897; «Странствующие или всемирные рассказы и песни в древней литературе», 1907; «Идише фолксмайселех ун гезанген» («Евр. нар. песни и сказки»), 1898; «Пословицы сибирских евреев», 1913». Источник — Российская Еврейская Энциклопедия.
Страницы 215 - 219 из "Сибирского Архива" №4:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.