В воспоминаниях Буки-бен-Йогли приводится рассказ его бабушки:foxyboom писал(а):В начале 18 века правительство стало ссылать в Сибирь, на Нерчинский, Ачинский и другие рудники осужденных на смерть или приговоренных к вечной каторге. Попадали туда и евреи, а их потомки оставались затем в тех местах, занимались торговлей, ремеслами или земледелием и долго еще помнили о своих предках-каторжанах. В начале 19 века евреи жили уже в Томске, Омске, Каинске, Нижнеудинске и в других городах Сибири.
Многие ссыльные евреи были холостые, но им не разрешали жениться на русских женщинах без принятия православия. В отчаянии каинские евреи стали просить, чтобы и им - по примеру прочих сибиряков - разрешили покупать привозимых из-за границы калмычек и жениться на них по еврейскому закону. Сибирские власти дали лестный отзыв о трудолюбии и безукоризненном образе жизни местных евреев, которые не желают жениться «на девках другого закона». И тогда в Петербурге постановили: «Евреи могут покупать или выменивать приводимых из-за границы женщин калмыцкого рода нехристианской веры и, обращая их в еврейский закон, сочетаться с ними браком». Перешедшие в еврейство жены-калмычки соблюдали законы еврейской веры, ходили в синагогу и мало чем отличались от прочих евреек. Только в 19 веке таким образом в иудаизм перешло более 10 тыс. калмычек.
О происхождении прозвища "сибиряки" рассказала мне моя бабушка Михля: внука автора "седер-а-дорот", учителя и воспитателя в небольшом местечке недалеко от Минска, возвели злые люди обвинение (в чем конкретно оно заключалось, я не помню) Суд постановил выслать его со Всей семьей в Сибири. Место, куда их выслали, превратилось для его детей в благословенный край. Они занялись торговлей. Некоторые занялись добычей золота. Они разбогатели. Одним из его внуков был Аарон (Гальперин), живший в городе Каинск, там родился у него старший сын Мендель и две дочери: моя мать и ее старшая сестра Шошана. Не долго они там прожили. Во время путешествия графа Клейнмихеля по сибирской земле, увидел он, что там живут евреи евреи, и очень рассердился, и по его рекомендации император Николай I издал указ выгнать оттуда всех невинно осужденных евреев. С тех пор поселились «Сибиряки» в Чернигове.http://benyehuda.org/yogli/020.html]
על דבר מוצא השם הזה ספרה לי אמי זקנתי, מיכלה, כדברים האלה: על נכדו של בעל "סדר הדורות", שהיה מורה הוראה בעירה קטנה לא הרחק ממינסק, העלילו אנשים רעים עלילה ברשע (את דבר העלילה לא אזכור עוד) ויצא דינו להגרש עם כל בני ביתו ארצה סיביריה. ארץ-גזירה זאת נהפכה לבניו לארץ חמדה. המה שלחו במסחר ידם. לאחדים מהם היו גם מכרי זהב ויעשו עושר ויפרוץ רכושם מאד. אחד מנכדיו היה גם אבי זקני, שגר בעיר קאאינסק, שם נולד בנו הבכור מנדיל, ושם נולדו שתי בנותיו: אמי ואחותה הבכירה שושנה. אולם ימי שלותם לא ארכו. כי בעבור הגראף קליינמיכל במדינה ההיא, וירא כי עושים היהודים שם חיל ויהי הדבר לצנינים בעיניו, ועל פי הצעתו הוציא הקיסר ניקולַי הראשון פקודה נמרצה לגרש משם את כל היהודים, אשר לא נשלחו שמה בעד חטאם. ומאז נתיַשבו "הסיביריים" בצ'רניגוב.
Изгнвние из "местечка недалеко от Минска" можно датировать примерно 1773 годом (или позже). Изгнание из Каинска в Чернигов - примерно 1837.
Кто-то может помочь определить когда была поездка Клейнмихеля и что это был за царский указ, по которому многочисленная семья "сибирских" Гальпериных перебралась в Чернигов?
У Гальпериных была приписка к Могилевской губернии (местечко не указано).