Йехошуа Рабинович
(ЙР) родился в Шате Вилкомирского уезда Ковенской губернии (ныне Šėta, Литва) в 1818 г в семье раввина Элиаху Раголера
(1794-1851; это не тот Элиаху Раголер
, который потомок Виленского Гаона), в свою очередь, сына раввина Якова Нейштадтера
. Многие из потомков
Я.Нейштадтера
тоже стали раввинами. Помимо Элиаху Раголера
из его детей известен живший в Кельме раввин Шмуэль Арье Фрумкин
(1797-1867), сын которого, рабби Арье Лейб Фрумкин
(1845-1916), основал Петах-Тикву. Три дочери Я.Нейштадтера
, Пеша
, Элька
и Фрума
, также вышли замуж за раввинов.
Элияху Раголер
преподавал в йешивах и был раввином в Шате, Раголе (Ариогала; - где, видимо, и получил прозвище Раголер), Слободке и Калише (его еще иногда именуют Калишер
). У него было 4 сына и 4 дочери. Яков Рабинович Раголер
стал раввином Пропойска (ныне Славгород), Давид
- раввином Глуска, Мордехай Цви
- раввином Дубравы, потом Гродно. Дочь Эстер Злата
жила в Кобрине, муж Пеши
- раввин Дов Бер Левитин
из Пропойска, Фрума Либа
вышла замуж за Йосифа Хаима Рипа
из Слонима, Хася
- за Биньямина Бинуша Маргалиота
из Новогрудка. Все эти сведения взяты отсюда. ЙР
учился у своего отца. Согласно Еврейской Энциклопедии в 18 лет он женился на дочери богатого купца из Клёцка, где он впоследствии возглавил йешиву, а в 1847 г. стал раввином. С 1867 г. он становится раввином Несвижа, где и остаётся до самой смерти в 1887 г. Он славился своей мудростью, и даже христиане, включая владельца Несвижского замка князя Радзивилла
, уважали его настолько, что приглашали быть арбитром в спорах. Ему посвящена статья здесь.Про
Йехошуа Рабиновича
читаем также здесь. Там написано, что он получал наставления от рабби Меира Айзенштадта в Несвиже. Упоминается также, что когда ЙР
учился у своего отца в йешиве Слободки, его другом и соучеником был рабби Гершон Танхум Позняк
(ГТП) из Мира. Когда позже ГТП написал свой основной трехтомный труд, Йехошуа Рабинович
выступил с критическими заметками, которые привлекли большое внимание в раббинических кругах. Благодаря этому он получил назначение в Несвиж, и стал именоваться Йехошуала Несвижский
. Его биография описывалась в многочисленных источниках раббинической литературы.Там же написано, что
ЙР
не оставил сыновей, которым мог бы передать свой пост, а только дочерей, но его зятья приобрели известность как поэты или талмудисты. Текст в этом месте туманный, и интерпретировать его можно, скорее, так, что сыновья или рано умерли или не пошли по стопам отца и не стали раввинами.