если "косившего от армии" приписывали к бездетной семье, то он менял фамилию. Отчество оставалось от родного отца или менялось вместе с фамилией?
Традиции евреев в Российской империи
Модератор: Nison
Традиции евреев в Российской империи
Традиции евреев в Российской империи
У нас осталось родного, но и фамилия стала двойная
Интересуют фамилии Коробов (Копысь/Ромны), Магидон/Магидан (Орша/Любавичи/Грузское), Гойхберг+Халифман (Сороки/Могилев-Подольский)
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Традиции евреев в Российской империи
Возможно, мы этот вопрос уже обсуждали, но хотелось бы уточнить у специалистов.
Попался на глаза документ 1825-1826 годов, в нем содержится некое подобие посемейных списков (хотя принцип составления списков был несколько иной, не тот, что в более поздние годы, когда перестали составлять ревизские сказки). Фамилии в этом документе уже существуют, обычно фамилия главы семьи указана. Но как только доходит до таких родственников, как муж дочери, так фамилии исчезают, у всех членов этого "подсемейства", включая жену (дочь главы) и ее детей. Надо ли это понимать так, что, если зять приходил в хозяйство своего тестя, не выделялся в отдельную семью, то он и фамилию тестя, т.е. своей жены, принимал? Описано ли это в каких-то законах или подзаконных актах того времени?
Попался на глаза документ 1825-1826 годов, в нем содержится некое подобие посемейных списков (хотя принцип составления списков был несколько иной, не тот, что в более поздние годы, когда перестали составлять ревизские сказки). Фамилии в этом документе уже существуют, обычно фамилия главы семьи указана. Но как только доходит до таких родственников, как муж дочери, так фамилии исчезают, у всех членов этого "подсемейства", включая жену (дочь главы) и ее детей. Надо ли это понимать так, что, если зять приходил в хозяйство своего тестя, не выделялся в отдельную семью, то он и фамилию тестя, т.е. своей жены, принимал? Описано ли это в каких-то законах или подзаконных актах того времени?
Григорий
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Традиции евреев в Российской империи
Точного ответа пока не нашел и, судя по всему, он вряд ли найдется. Но по самому духу, правда, более поздних, законов о евреях, не могло такого быть. Скажем, в изданной в 1915 году в СПб книге "Посемейные списки. Законы и разъяснения" записано:
Точно такая же формулировка и в книге "Законы о состояниях" - СПб, 1901 г., думаю, она и в более ранних законах такая же. Поскольку метрических книг мною пересмотрено немало, и ни разу мне не попались записи о браках, где семейной фамилией становилась фамилия жены, могу предположить, что, если такое и случалось, то крайне редко. Что-то других законных оснований для смены фамилии мое воображение не подсказывает. Так что, скорей всего, составители списков, не указывая фамилии зятьев, высказывали свое или общественное отношение к подобным фактам.762. Каждый еврей должен навсегда сохранять известную наследственную, или же на основании законов принятую фамилию, или прозвание, без перемены, с присовокуплением к оному имени, данного по вере или при рождении.
Григорий
-
- Сообщения: 4336
- Зарегистрирован: 16.09.2009
- Откуда: Маале-Адумим, Израиль
- Благодарил (а): 669 раз
- Поблагодарили: 2359 раз
Традиции евреев в Российской империи
Я так понимаю, что на протяжении всей первой трети 19-го века (т.е после первых указов об офамиливании, но до ревизии 1834) еще было какое-то, постепенно сокращавшееся, количество евреев, фамилий не получивших, либо об этих фамилиях благополучно забывших.
Соответственно, вполне возможна была ситуация, когда в семью приходил зять (муж дочери или сестры), своей фамилии не имевший или не знавший.
Вот такого зятя в ревизии 1834 так и записывали - "Мошки Рабиновича зять Ицка Хаимов..." (или вместо слова "зять" могло быть идишское слово "швагер", т.е. в данном случае муж сестры или брат жены).
А вот дальше этот зять уже числился под той фамилией, которую имел глава семьи, хоть он и не был этому главе семьи братом или сыном.
В моем древе есть такая ситуация.
В Уманском уезде, м. Буки, жили три брата по фамилии Дизик. И вот в ревизии 1834-го в семьях двоих из этих братьев числятся их швагеры.
А потом, в ревизии 1851 и позже, сыновья этих швагеров уже фигурируют как главы собстввенных семей, но под фамилией Дизик.
(Саша Бейдер неоднократно писал, что для евреев в первой половине 19-го века фамилии были ненужной и неинтересной бюрократической формальностью, так что они вообще не особо интересовлись, как их там записали.
А для чиновников, составлявших ревизские сказки, важно было, чтобы семья правильно платила налог в соответствии с числом душ мужеска пола, неважно, какие у них там внутренние родственные связи. При этом, разумеется, чиновникам было удобнее, если все члены семьи имели одинаковую фамилию.
Так что данное обсуждение относится не только теме "Традиции евреев в Российской империи", но одновременно и к теме "Традиции чиновников в Российской империи".)
Соответственно, вполне возможна была ситуация, когда в семью приходил зять (муж дочери или сестры), своей фамилии не имевший или не знавший.
Вот такого зятя в ревизии 1834 так и записывали - "Мошки Рабиновича зять Ицка Хаимов..." (или вместо слова "зять" могло быть идишское слово "швагер", т.е. в данном случае муж сестры или брат жены).
А вот дальше этот зять уже числился под той фамилией, которую имел глава семьи, хоть он и не был этому главе семьи братом или сыном.
В моем древе есть такая ситуация.
В Уманском уезде, м. Буки, жили три брата по фамилии Дизик. И вот в ревизии 1834-го в семьях двоих из этих братьев числятся их швагеры.
А потом, в ревизии 1851 и позже, сыновья этих швагеров уже фигурируют как главы собстввенных семей, но под фамилией Дизик.
(Саша Бейдер неоднократно писал, что для евреев в первой половине 19-го века фамилии были ненужной и неинтересной бюрократической формальностью, так что они вообще не особо интересовлись, как их там записали.
А для чиновников, составлявших ревизские сказки, важно было, чтобы семья правильно платила налог в соответствии с числом душ мужеска пола, неважно, какие у них там внутренние родственные связи. При этом, разумеется, чиновникам было удобнее, если все члены семьи имели одинаковую фамилию.
Так что данное обсуждение относится не только теме "Традиции евреев в Российской империи", но одновременно и к теме "Традиции чиновников в Российской империи".)
Моз, Либерзон - Двинск (Даугавпилс) до 1915
Левин - Вилкомир, Двинск (Даугавпилс) до 1915 -> Харьков -> Москва
Каган - Двинск (Даугавпилс) до 1915 и Солоки (Салакас, Литва)
Рубинштейн - Краснополье Могилевской губ.
Брагин/Брайнин - Дубровно Могилевской губ. -> Краснополье -> Москва(только Брагин)
Златин, Данович - Могилев
по линии жены:
Берковиц/Беркович - Рига до 1917
Якобсон - Митава (Елгава) в 19-м в.
Рогацкин - Витебск, Вязьма, Свердловск
Романовский - Вязьма, Свердловск
Гершкович, Дегтярев - Челябинск до 1917
Литвак, Дизик - Умань и уезд (м. Буки)
Овчарек - Варшава
Болотин, Медведев, Ицков - Клинцы, Сураж
Левин - Вилкомир, Двинск (Даугавпилс) до 1915 -> Харьков -> Москва
Каган - Двинск (Даугавпилс) до 1915 и Солоки (Салакас, Литва)
Рубинштейн - Краснополье Могилевской губ.
Брагин/Брайнин - Дубровно Могилевской губ. -> Краснополье -> Москва(только Брагин)
Златин, Данович - Могилев
по линии жены:
Берковиц/Беркович - Рига до 1917
Якобсон - Митава (Елгава) в 19-м в.
Рогацкин - Витебск, Вязьма, Свердловск
Романовский - Вязьма, Свердловск
Гершкович, Дегтярев - Челябинск до 1917
Литвак, Дизик - Умань и уезд (м. Буки)
Овчарек - Варшава
Болотин, Медведев, Ицков - Клинцы, Сураж
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Традиции евреев в Российской империи
Т.е. где-то все же должен существовать рубеж, после которого уже было законодательно запрещено менять фамилию швагерам, если они ее уже имели, приходя в новую семью. В книге, которую я упоминал выше - с разъяснениями по посемейным спискам, 1915 г. - есть целый раздел "Фамилия, перемена, утраченная и т.д. " (стр.191). Там нет ни слова про, условно говоря, "швагерство". Там же есть отдельный раздел про приймаков, в котором очень подробно описаны права зятей, переходивших жить в домохозяйство своей жены. Про фамилии и в этом разделе ни слова. Но приймаки - это по определению только крестьяне, не наш случай.michael_frm_jrslm писал(а): ↑04 авг 2021, 16:31Вот такого зятя в ревизии 1834 так и записывали - "Мошки Рабиновича зять Ицка Хаимов..." (или вместо слова "зять" могло быть идишское слово "швагер", т.е. в данном случае муж сестры или брат жены).
А вот дальше этот зять уже числился под той фамилией, которую имел глава семьи, хоть он и не был этому главе семьи братом или сыном.
Григорий
-
- Сообщения: 539
- Зарегистрирован: 22.11.2011
- Откуда: Нижний Тагил
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 222 раза
Традиции евреев в Российской империи
Немного странный вопрос. Я часто перевожу польские еарейские метрики и регулярно меня просят указать имена свидетелей. Но свидетели это в 99% виденных записей - школьники или члены божничного дозора, вплоть до того, что одни и те же имена из года в год в документах. Не родня и не друзья. Зачем нужны их имена исследователям? Может это что-то важное, что я упускаю?
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Традиции евреев в Российской империи
В вопросе этом нет ничего странного. Когда-то, когда я впервые увидел метрическую запись о своих предках, а это была ктуба, то хотелось все до буковки изучить, понять смысл каждой детали. Потом стало ясно, что в абсолютном большинстве случаев в наших метрических книгах сведения о свидетелях бесполезны. А, вот, как раз в польских метриках дело обстоит иначе, там масса примеров, когда абсолютно всем участникам процедуры даются полные характеристики, включая возраст, приписку, место жительства. Непосредственно для субъектов записи эти сведения в генеалогическом аспекте не важны, потому что со свидетелями по закону не должно было быть родственных связей. Но для составления каких-нибудь списков, оцифровки и т.п. полные персональные данные всегда представляют интерес, потому что от случайного свидетеля может потянуться своя ниточка в совершенно другую семью.
Григорий
-
- Сообщения: 539
- Зарегистрирован: 22.11.2011
- Откуда: Нижний Тагил
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 222 раза
Традиции евреев в Российской империи
Спасибо. Скорее первое. Люди, которые выкладывают на jewishgen много документов по одной фамилии или городу, просят либо основную информацию, либо прям по пунктам - профессия жениха, дата брака, девичья фамилия матери. Чтош) буду указывать этих школьников, обычно шестидесятипяти лет от роду имеющих, обоих школьников в посаде, например, Плонск жительствующих)
Польские метрики это кладезь информации и источник жуткой зависти. У них - умерла такая-то дочь таких-то вплоть до девичьей фамилии матери, оставив детей и вдовца таких-то. У нас - Юдася Добровинская, колонистка, 80 лет.
Польские метрики это кладезь информации и источник жуткой зависти. У них - умерла такая-то дочь таких-то вплоть до девичьей фамилии матери, оставив детей и вдовца таких-то. У нас - Юдася Добровинская, колонистка, 80 лет.
Традиции евреев в Российской империи
recutita, я несколько раз натыкалась на записи о свидетелях, которые очень сильно заставили меня задуматься, и показались полезными (при том что опыт поиска у меня совсем небольшой). В первый раз свидетелем был указан однофамилец с неясными инициалами и тоже зубной врач - но его нет в РМС, кто это пока так и не выяснила, но это для меня был большой аргумент что есть две разные семьи, а не одна. В другой раз свидетель - полный тезка то ли дедушки то ли двоюродного дедушки, (все те же дубли).
На мой вопрос о недопустимой степени родства мне кстати не ответили. Свидетелем не может быть брат? отец? в двоюродный брат? а троюродный? а дядя?
в-третий раз просто любопытное наблюдение, у студентов ун-тамсв. владимира мед. факультета есть свой регулярный свидетель, который видимо по студенческим свадьбам только ходил, любопытно было потом видеть записи уже о его потомках в мк.
На мой вопрос о недопустимой степени родства мне кстати не ответили. Свидетелем не может быть брат? отец? в двоюродный брат? а троюродный? а дядя?
в-третий раз просто любопытное наблюдение, у студентов ун-тамсв. владимира мед. факультета есть свой регулярный свидетель, который видимо по студенческим свадьбам только ходил, любопытно было потом видеть записи уже о его потомках в мк.
Лауфер (Житомир, Каменец-Подольский, Жванец, Киев, Староконстантинов, Минск, Винница, Одесса, Орск, Омск), Бама (Бам) (Несвиж, Минск, Винница), Вальтер (Житомир, Таганрог, Харьков, Ницца), Гибер (Одесса, Москва), Гиршов (Геническ), ищу также: Корнблат, Вайсер (Староконстантинов), Урих, Зингаревич, Александрович
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Традиции евреев в Российской империи
Это ответ уважаемого Нисона Nison на мой аналогичный вопрос о свидетелях. Возможно, он дополнит его.
Григорий
-
- Сообщения: 539
- Зарегистрирован: 22.11.2011
- Откуда: Нижний Тагил
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 222 раза
Традиции евреев в Российской империи
Если фамилии совпадают, я всегда указываю. Но когда переводишь за разные года разным людям, а там условный Зельман Фирштенберг, школьник, десять лет всем подряд свидетель, потому что умеет подписать документ)
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 29.01.2022
Маасер
Здравствуйте! Не нашел тему про маасер, цдаку. Не сориентируете?
Во времена храма была десятина Маасер общей суммой на 20,62 %, и Шульхан Арух говорит о одной пятой дохода. Сколько должно давать в наши дни и на какие цели, чтобы исполнить закон?
Во времена храма была десятина Маасер общей суммой на 20,62 %, и Шульхан Арух говорит о одной пятой дохода. Сколько должно давать в наши дни и на какие цели, чтобы исполнить закон?
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 29.01.2022
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Не знаете, где спросить? Спросите здесь
Прочитал в Вики:
И это имеет отношение к генеалогии?Маасер (в иудаизме) — десятина, отделяемая согласно Торе от плодов и съедобных растений, выросших на территории Эрец-Исраэль (без этого они были запрещены к употреблению в пищу).
Другой смысл слова «маасер» — это «цдака» (букв. «оказание справедливости»), 10 % от заработка, который еврейский закон предписывает жертвовать на нужды бедняков.
Григорий
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 29.01.2022
Не знаете, где спросить? Спросите здесь
Еврей должен соблюдать Закон Б-ий. Если тут не форум про евреев и нет ветки про традиции - я извиняюсь
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Не знаете, где спросить? Спросите здесь
Извинения приняты. Раздел про традиции есть. Хотите в него что-то написать - пишите. Но вопрос про отношение к генеалогии остался без ответа.
Григорий
- anno_nin
- Сообщения: 7890
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Маасер
Ваши сообщения выделены в ветвь по традиции.
Какую помощь может оказать маасер в поиске корней предков евреев?
Блезовский (Мозырь, Давид-Городок, Лунинец)
Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
Голод
(Мозырь, Давид-Городок, Пинск)Дон-Яхья, Дониях, Донхин, Донхио...(Литва, Латвия, Белоруссия, Киев)
Рабинович (Дисна, Полоцк)
Циюни (Лудза)
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6725
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
Маасер
Мне кажется, модераторы зря выделили эту тему в ветку "Традиции евреев Российской Империи", вопрос топикстартера не предполагает изучение истории. И его личное мнение о том, что "Еврей должен соблюдать Закон..." не имеет ни малейшего отношения к тематике нашего форума, оставаясь спорным частным мнением топикстартера. С этим, как мне кажется, - не на наш форум, сугубо исторический
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)