СМОЛЕНСК

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

СМОЛЕНСК

#1 Сообщение mihail » 01 июн 2016, 21:02

Сомнительное это дело - пытаться описать историю общины города,в котором ни разу не был (и в архиве которого не был тем более).Однако,имея некоторый интерес в данном вопросе,а также основываясь на том,что обсуждалось здесь viewtopic.php?f=142&p=114825#p114825 (кстати,все что обсуждалось там,думаю,модераторам не стоит тянуть сюда,как это планировалось первоначально - до ссылки на статью http://sibe.ru/blesk_16/blesk16_9.pdf ,с которой там все началось,дойдем,думаю,и здесь,своим чередом.Ту же ветку,похоже,лучше будет просто удалить - информативной части она не содержит),пожалуй,рискну.

Как мне кажется,в описании истории общины (тем более - общины большого города) имеет смысл придерживаться некоего плана.Возможно,такого:

1."Предыстория" общины.
2.Ее,общины,формирование уже во времена,для генеалогии посильные .
3.Жизнь и развитие общины до 1917 года.
4.Период 1917 - 1941.
5.Война и Холокост.
6.1945 - по настоящее время.

Я,во всяком случае,начну.В надежде на то,что кто-либо более компетентный (и даже,надеюсь,из местных,смоленских) данную тему подхватит и разовьет.
________________

1.НАЧАЛО.

И сразу возникает вопрос,с какого времени отсчитывать еврейскую историю Смоленска ?
"В интернетах" тут предлагают разное:

1."...Древние летописные свидетельства фиксируют появление еврейских купцов на территории нынешней Смоленской области уже в X-XI веках. Эти упоминания связаны с основанием на Днепре в районе Смоленска пристани «Козары»...".
( http://www.visitsmolensk.ru/putevoditel ... ih-evreev/ ).

2."...По некоторым данным,евреи жили в Смоленске уже в конце 13 в. ...".
( http://www.eleven.co.il/article/13861 ).

3 "… Оставляя в стороне сообщения о единичных появлениях евреев-купцов в Смоленске в XI – XV вв., говорить об их истории приходится с 1611 г. ...".
( со ссылкой на другой источник,так пишут здесь: http://old-smolensk.ru/?p=17591 ).

Скорее всего,по своему правы и одни,и другие,и третьи.Только вот неплохо бы было выяснить первоисточник подобных
сведений,так как по старой,но не доброй традиции,авторы большинства интернет-статей ссылками на источники себя
не утруждают.
Как мне кажется,одним из подобных источников (если он - вообще не единственный) является книга Х.Д.(Хаим Давидович ) Рывкина "Евреи в Смоленске.Очерк по истории еврейских поселений в Смоленске с древнейших времен,в связи с общим положением евреев в древней Руси", изданная в Санкт-Петербурге в 1910 году.

У автора,правда,озвучены несколько смелые идеи по поводу ранней истории:

- Киев у него,без всяких сомнений,основали хазары ("...основанный ими город Кiевъ...").
- утверждение о принятии иудаизма большинством населения Хазарского каганата.
- "козары",почему-то означают "евреи" (я бы,например,очень удивился,если бы кто-то сейчас "перевел" знаменитое (и к Смоленску не имеющее отношения,но имеющее отношение к терминологии) "... и мы сЪдимъ родь ихъ, платяче дань козаромъ..." как "...платим дань евреям...").

Это к тому,что информацию про упомянутую выше пристань «Козары»,как сведения о пребывании там именно евреев,следует воспринимать с некоторой долей осторожности.Хотя факт активности и мобильности купцов-евреев,в те времена,отмахнуться совсем от этих сведений не позволяет.

Не менее спорен и предложенный автором второй (первый,понятно: с юга на север) маршрут проникновения евреев-купцов в смоленские земли: с северо-запада,морем ("...также и изъ бассейна Балтiйскаго моря...").

Тем не менее,книга очень интересна и содержит большое количество сведений (ну,или,если угодно,фактов).
К сожалению,описание доведено лишь до второй четверти XVIII века.
Книга заканчивается несколько пафосным абзацем о временах царствования Екатерины Великой.

Не знаю,есть ли она в библиотеке нашего сайта.Но в сети ее можно найти достаточно легко.Например,здесь:
https://нэб.рф/catalog/000202_000006_2091640/viewer/ .

А вот книгу того же автора: Рывкин Х.Д., Смоленская еврейская община и ее задачи : (Опыт решения общин. вопр. и проект устава общины),1908 год, найти в свободном доступе у меня не получилось.
Впрочем,отнести ее содержание к разделу "предыстория общины" было бы не правильно.
Последний раз редактировалось mihail 01 июн 2016, 22:16, всего редактировалось 2 раза.

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

Смоленск

#2 Сообщение mihail » 01 июн 2016, 22:02

2.ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИНЫ.

Упуская из виду период конца XVIII века - первой половины XIX - го (просто потому,что данных мало),рискну сделать предположение,что формирование общины имеет смысл отсчитывать от 1840-х гг - начала 1850-х гг..
Во всяком случае,именно этим периодом датируются известные мне документальные упоминания о пребывании (временном,полулегальном или нелегальном) евреев в Смоленске:

"...Уже в середине XIX века на территории Смоленской губернии наряду с русскими, поляками, немцами, латышами, литовцами были зафиксированы представители еврейского этноса.
Первые иудеи появились в губернии в 1850 году неофициально. В указанный год на имя смоленского губернатора от министра внутренних дел поступило отношение от 2 октября, в котором указывалось, что «.. .в конце Августа до 100... Евреев собрались в одном доме города праздновать Субботу, и из их числа несколько человек задержано Смоленским Полицмейстером» (ГАСО. Ф. 125. Д. 137. Л. 1). Губернатор дал пояснение министру, где указал, что в 1850 году в Смоленске проживал всего один еврей - мстиславльский купец 1-й гильдии Дцка Зеликин... (там же. Л. 4об). 3 то же время в августе были действительно обнаружены семь евреев, которые жили в городе Смоленске без регистрации и паспортов...".

Это из статьи А. Гавриленкова "Еврейское население в Рославле и уезде во второй половине - конце XIX века":
http://www.roslavl.ru/history/kraeved/topic/topic1.htm .

Тут речь идет о 1850-м годе и о деле из смоленского архива.Между тем,есть сведения,что подобный вопрос (о пребывании евреев) поднимался еще в 1844 году - такое дело в архиве (не смоленском) есть,но ознакомиться с его содержанием,по объективным причинам,пока не представляется возможным.
Возвращаясь же снова к делам смоленского архива,можно упомянуть и такое (1852 год):
"Дело по отношению Могилевского гражданского губернатора о высылке еврея ... из Смоленска в Мстиславский уезд"
( ГАСО (Смоленск) ф. 1 оп. 2 т.2 (1852) д. 3466).

"Переломным" же следует считать 1859 год - год,когда первогильдейским купцам-евреям было разрешено приписываться (и проживать) вне черты оседлости.Сопоставляя дату выхода указа и момент появления (вернее,приписки к местному купечеству) некоторых купцов в Смоленске,можно сделать вывод,что на такой подарок от верховной власти евреи среагировали весьма резво.Их деловая активность,видимо,была достаточно успешной - похоже,удалось быстро совместить налаженный бизнес в соседних губерниях черты оседлости с уже имеющимися (с 1840-х,а может быть - и раньше) деловыми "наработками" в Смоленской губернии.

Реакция местных "бизнес-элит" почти не заставила себя ждать:

В 1863 году более пятидесяти смоленских купцов и мещан подают прошение следующего содержания (сокращенно):
" Его Сиятельству,г-ну Председателю Государственного Совета,статс-секретарю и кавалеру,графу Дмитрию Николаевичу Блудову.

Пользуясь Высочайше утвержденным Положением приписываться в городах Великороссийских губерний,вне места постоянного жительства [имели в виду,видимо,черту оседлости - mihail] проживающие в г.Смоленске евреи,не довольствуясь правами,им по положению предоставленными,ограничивающими круг их торговли и [число] приказчиков и прислуги еврейского происхождения,расширили и умножили их до такой степени,что под этим предлогом они исключительно наводнили уезды Смоленской губернии,примыкающие к Белоруссии и опираясь на разного рода выданные им свидетельства и доверенности от их же единоверцев,уже приписавшихся в Смоленске купцов 1-й гильдии Ицки и Евсея Зеликиных [отец и сын - mihail],а также витебского купца Шмерлина и других,содержат в Смоленске и уездах мельницы,постоялые дома,различного вида аренды и другие заведения,скупают на местах у крестьян,или выменивая различными способами на разные привезенные ими товары предметы необходимого потребления,для сбыта их в местах своих постоянных жительств,возвышают с чрезвычайной быстротой на них цены и тем самым заставляют жителей города Смоленска разоряться,что приведет ... город наш скоро к окончательному упадку ... .
Дата: Августа 26 дня 1863 года
... ".

Из материалов дела (РГИА,ф.1286,оп.19 д.1040 "По просьбе Смоленского град.общества о воспрещении евреям жить и торговать в Смоленске".Временные рамки дела: 30.11.1858 - 28.05.1865 - то есть уважаемое "градское общество" зашевелилось еще до выхода Указа в 1859-м) не совсем ясно,какова была реакция властей.
На дворе было либеральное царствование Александра II,и власти,похоже,ограничились полумерами.Однако,какой-то урон еврейскому предпринимательству в Смоленской губернии был нанесен (вернее,было положено тому начало).Потому что через 10 лет,24 февраля 1872 года настала очередь евреев подавать жалобу на различные притеснения от городских и губернских властей (РГИА ф.821 оп.9 д.90,1872 год).

Тем не менее,развитию общины в целом все это помешать уже не могло.

________

Здесь имеет смысл прерваться и посмотреть,будет ли на форуме интерес к теме о еврейской общине данного города.
При необходимости,тему можно будет продолжить.
Последний раз редактировалось mihail 08 июн 2016, 20:44, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6205
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 201 раз
Поблагодарили: 846 раз
Контактная информация:

Смоленск

#3 Сообщение Nison » 01 июн 2016, 22:17

Интересно, что в Костроме первое упоминание евреев в архиве уже от 1806 г. Неужели в Смоленске только 1844?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6205
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 201 раз
Поблагодарили: 846 раз
Контактная информация:

Смоленск

#4 Сообщение Nison » 01 июн 2016, 22:19

До 1654 евреи были в Смоленске?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

Смоленск

#5 Сообщение mihail » 01 июн 2016, 22:32

Nison писал(а):Источник цитаты До 1654 евреи были в Смоленске?

В той книге (качните - не пожалеете,чтение ее интересно!),ссылку на которую я давал,есть упоминания и про 14-й век,и про 15-й,и про времена Ивана IV-го Васильевича (Грозного,то есть),и чуть позже.Так что ответ на Ваш вопрос - видимо,"да".Но достоверность его оставляю на совести автора книги.
Nison писал(а):Источник цитаты Интересно, что в Костроме первое упоминание евреев в архиве уже от 1806 г. Неужели в Смоленске только 1844?

Я пишу о сведениях,которые есть у меня - а я не историк,и,как уже писал,в ГАСО (да и в РГАДА,а в РГИА у меня все "в процессе",причем - в процессе очень неспешном) не бывал.Я искал сведения о собственных предках,а все что в процессе этого удалось узнать про Смоленск в целом - это продукт побочный.Поэтому объективной картины,к сожалению,дать не могу.
Исходя из этого я очень надеюсь на появление здесь человека,знающего больше меня.

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

Смоленск

#6 Сообщение mihail » 01 июн 2016, 22:51

Nison писал(а):Источник цитаты Интересно, что в Костроме первое упоминание евреев в архиве уже от 1806 г. Неужели в Смоленске только 1844?

mihail писал(а):Источник цитатыЯ пишу о сведениях,которые есть у меня - а я не историк,и,как уже писал,в ГАСО (да и в РГАДА,а в РГИА у меня все "в процессе",причем - в процессе очень неспешном) не бывал.Я искал сведения о собственных предках,а все что в процессе этого удалось узнать про Смоленск в целом - это продукт побочный.Поэтому объективной картины,к сожалению,дать не могу.Исходя из этого я очень надеюсь на появление здесь человека,знающего больше меня.

Впрочем,есть и простой ответ на Ваш вопрос - это смоленские кантонисты.Первый (из известных мне) документов касательно кантонистов-евреев,датирован 1829-м.(точнее,как бы "по факту",даже раньше,ибо содержит сведения,собранные "...к январю 1829...").В местные кантонисты в те времена (но не в последующие) поступали евреи из соседних - Могилевской и Витебской - губерний.
Так что пока от 1844 "спустимся",по крайней мере,в 1820-е.А в целом фонд аннотирован и датирован так: Смоленский батальон военных кантонистов. Ф. 371. 1829 - 1858 гг. 100 ед. хр.
Но я предпочел бы пока тему евреев-военных,как элемент местной общины,не развивать - им,думаю,можно будет посвятить отдельный пост.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6205
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 201 раз
Поблагодарили: 846 раз
Контактная информация:

Смоленск

#7 Сообщение Nison » 01 июн 2016, 23:18

Встретилось в письме 6 Любавичского Ребе, что в начале правления Первого Любавичского Ребе (после 1776, но до второго раздела в 1793, а скорей всего, судя по некоторым нюансам, до 1778), несколько единичных еврейских семей жили в Смоленской губернии, большинство было кузнецами и земледельцами, жили в деревнях, одевались как русские. И был хасид из Городка, которого Первый Ребе послал торговать в Смоленскую губернию, и он был на праздник в Смоленске среди евреев, но они были неграмотны в иудаизме. А через 3 года там возникли общины и переехали десятки семей.

Год определяю не позже 1778, потому что с этого момента он жил в Лиозно, а в письме написано, что он в тот момент находился вот в этом месте - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0 ... 0%B0%D1%8F
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6205
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 201 раз
Поблагодарили: 846 раз
Контактная информация:

Смоленск

#8 Сообщение Nison » 01 июн 2016, 23:32

Хотя там написано, что это в этом месте граница проходила, может это было вообще до 1772?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

Смоленск

#9 Сообщение mihail » 01 июн 2016, 23:47

Сложно сказать.Я не зря написал выше:
mihail писал(а):Упуская из виду период конца XVIII века - первой половины XIX - го (просто потому,что данных мало)

По этому периоду вообще неплохо бы поработать особо.В частности,и по временам введения черты,и по интригам московских купцов,в плане приписки евреев к купечеству Москвы и Смоленска - на предмет того.как это все влияло на местную общину (если зачатки таковой уже можно предполагать в те времена).
1.png

(страница из "Гессен Ю.И. Евреи в России".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6205
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 201 раз
Поблагодарили: 846 раз
Контактная информация:

Смоленск

#10 Сообщение Nison » 01 июн 2016, 23:50

Там были не купцы, поэтому какие уж там интриги...
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

Смоленск

#11 Сообщение mihail » 01 июн 2016, 23:58

Nison писал(а):Источник цитаты Там были не купцы, поэтому какие уж там интриги...

Я не о тех,о ком писали Вы.Я - в целом,о том временном периоде,и о том,как на "местную еврейскую общину" гипотетически могли бы повлиять те или иные события.

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

Смоленск

#12 Сообщение mihail » 02 июн 2016, 00:06

3.ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩИНЫ ДО 1917 г.

Для начала,кое что о культовых сооружениях (вернее,о местах для отправления религиозных обрядов,потому что не всегда речь шла о синагоге,как об обособленном здании).

О смоленской синагоге писать смысла нет,достаточно заглянуть в Википедию:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 0%B3%D0%B0

или сюда: http://www.culture.ru/objects/1747/smol ... a-sinagoga

У меня же в записях сохранилось следующее (в основе чего был просмотр дела в архиве):

"В 1873 году один из сыновей Исаака Зеликина,Евель,предоставил смоленской еврейской общине принадлежащее ему помещение "...во второй города Смоленска части...".Молельни (площадью всего 8 квадратных саженей) вполне хватало в течении нескольких лет.Однако,к 1879 году,когда количество еврейских семей в Смоленске достигло 261-й,община была вынуждена подать прошение (18 октября 1879 года),"...так как прежняя молельня уже не отвечала потребностям...".А когда и эта молельня стала тесна,тот же Евель Зеликин предоставил хозяйственному правлению еврейской общины,для постройки новой молельни,принадлежащий ему участок земли на Кадетской улице.Прошение об этом,с приложением залогового письма Евеля Зеликина,подано в канцелярию Смоленского губернатора (а через него - в Департамент Духовных дел иностранных исповеданий) 10 июня 1903 года".

К сожалению,это все,что я выписал из важного для истории общины дела (меня тогда интересовали лишь мои предки):

Это - РГИА,ф.821 оп.8.д.66 Дело о разрешении устройства в г.Смоленске еврейской молельни с запрещением именования ее синагогой или молитвенной школой. 16.12.1870 - 19.03.1871.

Кроме того,также - к сожалению,я пока не нашел упоминаний о солдатской еврейской молельне в Смоленске.А,по идее,нечто подобное должно бы было существовать где-нибудь в 1830-е - 1860-е.

В 1850-м,как уже упоминалось,евреи "...собрались в одном доме города праздновать Субботу...",но что подразумевать под "одним домом" не ясно пока абсолютно.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6205
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 201 раз
Поблагодарили: 846 раз
Контактная информация:

Смоленск

#13 Сообщение Nison » 02 июн 2016, 00:15

В Костроме было помещение в казармах, где солдаты молились.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

Смоленск

#14 Сообщение mihail » 02 июн 2016, 00:22

Nison писал(а):Источник цитаты В Костроме было помещение в казармах, где солдаты молились.

Это-то,как раз понятно - на этом и основано мое предположение.В Смоленске войск было достаточно много.Поэтому хотелось бы узнать больше о том,в каких частях подобные молельни были (это могли быть не обязательно казармы,особенно - а "постниколаевское время") и,вообще,побольше бы конкретики.Но пока нет даже чего-то общего.

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

СМОЛЕНСК

#15 Сообщение mihail » 23 сен 2016, 19:32

РГИА. ф.821. оп.133 д.762. Переписка об утверждении устава Общества помощи бедным евреям г.Смоленска. 08.1910 - 03.1913.

Учредителями общества числились:
смоленские 1-й гильдии купцы:
- Ноух Вульфович (Наум Владимирович) Шварц.
- Борис Исаакович Меерович.
- Яков Моисеевич Зеликин.

и доктор медицины Михаил Исаакович Певзнер. (в дальнейшем,в общении с властями по поводу утверждения устава,участвуют лишь Шварц и Певзнер).

Цели Общества были заявлены следующие;
- Устроение и содержание синагоги и ее служителей...
- Учреждение училищ,библиотек,читален,ферм для обучения садоводству и огородничеству,содействие учащимся в учебных заведениях.
- Учреждение погребального братства.
- Учреждение и содержание аптек,больниц,оплата лечения бедных,столовых и чайных (как бесплатных,так и дешевых).
- Оплата(?) дешевых квартир и учреждение и содержание детских яслей.
- Открытие и содержание учреждений дешевого кредита.
- Открытие богаделен.
- Оказание юридической помощи.

Членский взнос в Общество планировался вначале в размере 1 руб.,позже увеличен был до 3 руб.

В целом,дело содержит черновые проекты устава и переписку властных институтов как между собой,так и с учредителями.По большому счету,интересно больше для изучающих вопросы тогдашнего юридического и бюрократического крючкотворства.
Запомнилось лишь мнение губернатора (им тогда являлся Николай Иоасафович Суковкин).Мнение его было следующее:

"...кроме того считаю необходимым доложить,что при несомненной способности еврейского элемента обосабливаться и сплачиваться для достижения намеченных целей,означенное общество,не имея в своей среде противовеса в лице членов других национальностей и вероисповеданий,может легко принять характер политический,что,конечно,представляется совершенно не желательным,в виду все усиливающегося еврейского элемента в Смоленской губернии...".

Николай Иоасафович антисемитом,кстати,не был (позже он встал на защиту Бейлиса,а еще позже киевские евреи подписывали прошение в его защиту,но он все равно будет расстрелян киевским ЧК в 1919 - обо всем этом,во всяком случае,сообщает А.Солженицын в "Двести лет вместе").

nata69
Сообщения: 80
Регистрация: 13.11.2009
Благодарил (а): 113 раз
Поблагодарили: 14 раз

СМОЛЕНСК

#16 Сообщение nata69 » 26 дек 2016, 16:43

В статье Анны Горшенковой история Стодолищенских (Смоленская область) евреев, есть фото, имена и фамилии
http://callofzion.ru/pages.php?id=248
Фамилии:
Гринбаум, Меламед, Любарские, Гершкович - все Одесса
Крупник - Одесса, Бердичев

mikev
Сообщения: 1233
Регистрация: 12.05.2016
Откуда: SPB=>NYC
Благодарил (а): 361 раз
Поблагодарили: 226 раз

СМОЛЕНСК

#17 Сообщение mikev » 22 апр 2017, 23:46

Немного в сторону, но думаю к Смоленской общине прямое отношение имеет. Из интервью дочери Александра Беляева (который из Смоленска, это из его до-писательской активности):

Александр Романович Беляев по образованию был юристом. Однажды его пригласили защитником по делу об убийстве. Процесс был почти копией знаменитого «дела Бейлиса»: еврея обвиняли в ритуальном убийстве русского ребенка с целью приготовления мацы на его крови. Отец решил построить защиту на цитировании текстов из Торы и Талмуда, по которым суд должен был понять, что никаких подобных указаний там просто нет. Для этого он нашел человека, знающего древнееврейский язык. Потрудиться пришлось немало, они вместе сделали дословный перевод нужных отрывков, которые зачитывались на заседании суда. Доказательства были столь убедительны, что обвиняемого оправдали и освободили в зале суда. Процесс наделал много шума, в газетах писали статьи о блестящей защите, а на улице с отцом постоянно раскланивались. Ему прочили блестящее юридическое будущее, но он все больше увлекался литературной деятельностью, и в результате занятие это стало его единственным средством к существованию».


Кто-нибудь детали знает? Просто стало интересно.

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

СМОЛЕНСК

#18 Сообщение mihail » 23 апр 2017, 00:07

mikev писал(а):Источник цитаты Кто-нибудь детали знает? Просто стало интересно.

Некоторые детали есть тут (читать можно,сразу начиная со слов "...Александр Романович был приглашен в качестве защитника [в деле] по обвинению в преднамеренном убийстве...").

mikev
Сообщения: 1233
Регистрация: 12.05.2016
Откуда: SPB=>NYC
Благодарил (а): 361 раз
Поблагодарили: 226 раз

СМОЛЕНСК

#19 Сообщение mikev » 23 апр 2017, 00:16

спасибо. Судя по деталям, Беляев тут особо не причем.... красивая семейная легенда?

mihail
Сообщения: 3204
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 249 раз
Поблагодарили: 859 раз

СМОЛЕНСК

#20 Сообщение mihail » 23 апр 2017, 00:29

mikev писал(а):Источник цитаты спасибо. Судя по деталям, Беляев тут особо не причем.... красивая семейная легенда?

Ну,раз прокуратура (посредством полицейского врача),если верить прочитанному,установила отсутствие состава преступления,то и процесса,видимо,не было.Вернее,он был,но по другому уже поводу,и еврейка,там была истицей,а не ответчицей.Поэтому,читая такое "...Процесс наделал много шума, в газетах писали статьи о блестящей защите, а на улице с отцом постоянно раскланивались..." можно и усомниться.
Но окончательный и правильный ответ можно :?: получить лишь в фф.15 и 884 ГАСО.


Вернуться в «Еврейские общины России»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость