САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Tara Levin
Сообщения: 1259
Регистрация: 18.05.2011
Откуда: Харьков - USA
Благодарил (а): 1265 раз
Поблагодарили: 482 раза

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

#1 Сообщение Tara Levin » 29 окт 2015, 06:37

Ст.Петербургская большая хоральная синагога. История создания.
25 мин. Фильм 2014 года
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id ... d/1016452/
..............................................
Справочная книга о лицах Петроградского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах, получивших с 1 ноября 1915 г. по 1 января 1916 г. сословные свидетельства по 1-й и 2-й гильдиям, промысловые свидетельства 1 и 2 разрядов на торговые предприятия, 1-5 разрядов на промышленные предприятия, 2 и 3 разрядов на личные промысловые занятия. - Пг., 1916. - 374, XIV с.
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/19703-spra ... e/1/zoom/4
...........................................
ГУРАРИЙ и все разновидности написания этой фамилии: Гурари/Гурарие/Гур-Арье/Гурарья и т.д.
Cплетенные браками с этим кланом: Богуславский, Ботвинников, Витебский, Воловик, Гиндин, Ицкевич, Келлерман, Коробчинский, Минц, Панус, Пикман, Прагер, Пятигорский, Теверовский, Туревский, Фейгин, Френкель, Шварцман, Цылов, Эфрос.

Duduka
Сообщения: 536
Регистрация: 16.09.2014
Откуда: Польша
Благодарил (а): 144 раза
Поблагодарили: 193 раза

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

#2 Сообщение Duduka » 13 фев 2016, 02:58

Адресные и справочные книги Санкт-Петербурга - Ленинграда
К уже существующим Интерактивным оглавлениям добавлены Интерактивное оглавление к электронным копиям адресных и справочных книг Санкт-Петербурга XIX в. и Интерактивное оглавление к электронным копиям «Адресной книги города С.-Петербурга под редакцией П.О. Яблонского» (1892–1901).

Адресные и справочные книги Санкт-Петербурга (списки домовладельцев и жителей города, учреждений, членов определенных профессий или сословий и др.) появились в Петербурге в начале XIX века, выходили нерегулярно и не содержали унифицированного набора сведений о горожанах. Только с 1892 г., после окончательной реформы адресной системы, появилось первое ежегодное издание – «Адресная книга города С.-Петербурга» под редакцией П.О. Яблонского, которая выходила до 1902 г. В 1894 г. в издательстве А.С. Суворина вышла адресная и справочная книга «Весь Петербург» («Весь Петроград»), издание которой продолжалось до 1917 г. С 1922 по 1935 г. выходила адресная и справочная книга «Весь Ленинград» («Весь Петроград»).

Эти издания незаменимы как отправная точка исследования, предоставляя исходные данные для дальнейшего поиска или для построения первоначальных гипотез. А также при уточнении, дополнении или комментировании уже имеющихся сведений, когда необходимо, например, раскрыть инициалы или установить номер дома по названию улицы и владельцу.

Для облегчения удаленного доступа пользователей к адресным и справочным книгам Санкт-Петербурга – Ленинграда были созданы интерактивные оглавления, в целом повторяющие печатные. Они позволяют в разделах с систематической организацией материала переходить к основным разделам и подразделам, а в разделах с алфавитной организацией материала переходить к началу каждой буквы либо к группам в среднем по 10-15 страниц.

Ресурс ориентирован на широкий круг пользователей, интересующихся историей всех сфер жизни Санкт-Петербурга, генеалогией, историей государственных учреждений и промышленности Российской Империи.
....................................................................


Список пожертвованиям, поступившим в редакции журналов "Разсвет" и "Сион" до прекращения издания.
Журнал "Рассвет" выходил в Одессе с 27 мая 1860 г. по 19 мая 1861 г., журнал "Сион" выходил в Одессе с. 19 мая 1861 г. по 27 апреля 1862 г. (информация из Еврейской энциклопедии Брокгауза).
Источник: Сборник статей по еврейской истории и литературе, издаваемый обществом для распространения просвещения между евреями в России, книга 1, выпуск 1 и 2, Санкт-Петербург, 1866.
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003840578/viewer/
г. Петербург
Приложение, стр. 6 (в документе - 314)

Герман Бертензон
А. Зак
С. Хесин
М. Хесин
К. Подменер
Э. Берман
Г. Розенсон
Б. Кленский
Сол. Варшавский
Маркус Герценштейн
Симха Лившиц
А. Бернштейн
Иос. Аринштейн
Бр. Беллинковы
Н. Эпштейн
Д. Зон
О. Зон
Н. Сталь
Е. Идельсон
Л. Вольф
А. Котелянский
Д. Рохлин
А. Р.
М. Берман
М. А. Коган

Список подписчикам пожертвовавшим следовавшия им деньги за недоданные нумера "Сиона" в пользу еврейского Севастопольского кладбища, там же, стр. 20-21 (в документе 328-329):
Г. Петербург

Кленский
Блискор, Т. Сов.
И. Фронштейн
А. И. Зак
С. Я. Хесин
Варшавский
Аринштейн
Яков Сребренный
Б. М. Райх
Леон Розенталь
Л. И. Пумпянский
Герман Бертензон
В. М. Фогельсон
ЛУНЦ (Шавли/Шауляй, Вильно, Санкт-Петербург, Берлин, Ницца), СОЛОВЕЙЧИК (Россиены, Кременчуг, Харьков, Санкт-Петербург, Одесса), РОЗЕНТАЛЬ (Вильно, Кременчуг, Николаев, Харьков, Санкт-Петербург, Ницца), ГОНОР (Паланга, Смоленск), ПОРТУГАЛОВ (Ницца, Екатеринослав, Лубны, Москва), БИНШТОК / BIENSTOCK (Нью-Йорк)

Duduka
Сообщения: 536
Регистрация: 16.09.2014
Откуда: Польша
Благодарил (а): 144 раза
Поблагодарили: 193 раза

ПЕТЕРБУРГ

#3 Сообщение Duduka » 13 фев 2016, 03:24

История Еврейской общины Петербурга

Материал предоставлен Информационным отделом Еврейской Религиозной Общины Санкт-Петеребурга (http://www.jeps.ru)

Российская империя, столицей которой в 1712 г. официально стал Санкт-Петербург унаследовала от Московской Руси запрет на въезд евреев в страну. Тем ни менее, с первых же дней существования новой столицы в ней появляются сподвижники Петра I еврейского происхождения. Первым начальником петербургской полиции (генерал-полицеймейстером) стал Антуан Девиер – потомок португальских крещеных евреев, приглашенный Петром I из Голландии. Крещеным евреем был и один из руководителей внешней политики России вице-канцлер Петр Павлович Шафиров и некоторые другие сановники.

Но, конечно, их история не имеет прямого отношения к истории формирования еврейской религиозной общины города. Община начала формироваться на том этапе, когда Россия благодаря своей внешней политике, если так можно выразиться, превратилась в «еврейское место».

Это произошло благодаря активной политике Екатерины II (годы царствования: 1762 – 1796 гг.). В период ее царствования были значительно расширены границы империи. И, в результате присоединения к ней Крыма (1783), Литвы, Польши и Волыни (1793-95), вместе с новыми территориями Россия приобрела и новый значительный контингент населения – евреев. Т.е. к концу XVIII в. в Российской империи проживал значительный процент восточно-европейских евреев-ашкеназов, а так же жили евреи-караимы и горские евреи.

После присоединения к России новых территорий, за евреями было закреплено право проживать на прежних местах, а въезд во «внутренние губернии» был для них запрещен. Существовала так называемая «черта оседлости». Однако, новые подданные стали на время приезжать в столицу по делам. Для упорядочения управления российскими евреями сформировали специальную комиссию. К ее работе были привлечены депутаты от еврейских обществ, которые также надолго «осели» в столице. Таким образом, к концу 80-х годов ХVIII века в Петербурге появляется маленькая, но уже полноценная еврейская община. Ее составили еврейские депутаты, во главе которых стояли купцы из Белоруссии Абрам Перец и Нота Ноткин. Вместе с ними приехали члены их семей, еврейская прислуга. Собрания этой небольшой общины происходили в доме, где жил Перец, на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы.

В конце ХVIII века Петербург стал местом временного пребывания основателя нового направления в иудаизме – Хабада. Шнеур-Залман Борухович (Алтер ребе) был обвинен своими религиозными противниками в государственной измене и доставлен в Петропавловскую крепость. Ребе удалось доказать свою невиновность и вскоре он был освобожден. Через 2 года от ребе снова потребовали объяснений и вызвали в Петербург. Окончательно его невиновность была установлена в 1801 году.

В 1802 году был приобретен участок под еврейское кладбище (в лютеранской части Волкова кладбища) и была заведена первая общинная книга, пинхас. С этого момента можно считать, что в Санкт-Петербурге «де-факто» появилась еврейская община.

С 1828 года в русскую армию стали призывать евреев. Появились солдаты-евреи и в Петербурге. Закон разрешал проживать при них женам и детям. Так сложились небольшие солдатские общины. Первоначально еврейские молитвенные собрания устраивали в казармах, но потом, по настоянию начальства, евреям-солдатам пришлось нанимать специальные помещения вне казарм, где и были устроены молельни.

В середине 1850-х гг. солдатам-евреям, вышедшим в отставку, и их семьям было разрешено проживание в Петербурге. Они занимались ремеслом, мелкой торговлей, а некоторые поступили на службу в пожарные команды и городскую полицию.

С этого же времени, благодаря ходатайствам крупного еврейского финансиста Евзеля Гинцбурга, и в духе либеральной политики Александра II (годы царствования 1855 – 1881), право жительства в столице постепенно получают евреи – купцы 1-й гильдии, евреи-ремесленники, а затем и все евреи, имевшие высшее образование. Численность еврейского населения столицы быстро увеличивалась. В 1869 г. в городе, только по официальным данным, постоянно проживало 6654 еврея, что составило 1% от всего населения столицы. Растет число молелен, причем не только солдатских, но и ремесленных и купеческих. В этом же году император Александр II утверждает постановление Комитета министров о разрешении евреям строительства Большой Хоральной синагоги взамен существовавших молелен.

Еще в середине 1850-х гг. петербургские евреи получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов из других городов. Для новой столичной общины нужны были и новые раввины, владеющие русским языком и обладающие европейским образованием. С 1864 г. все петербургские казенные раввины имели докторские степени различных европейских университетов. Это были Абрам Исайя Нейман, Абран Драбкин и Моисей Айзенштадт. Характерно, что после А. Неймана правление общины отвергло кандидатуру его помощника Ицхака Блейзера на должность раввина ввиду того, что он плохо владел русским языком. Уехав в Вильно, Блейзер стал одним из основателей религиозно-этического учения Мусар.

В 1908 г. на должность духовного раввина был приглашен Давид Товия Каценеленбоген. Несмотря на отсутствие университетского диплома, он пользовался высоким авторитетом как знаток Галахи.

Совершенно выдающуюся роль как в становлении и развитии еврейской общины Санкт-Петребурга, да и в жизни евреев Российской Империи в целом сыграли три поколения семьи семьи Гинзбургов,

Евзель Гинцбург (1812 – 1878) не только основал в Петербурге банкирский дом, который многие десятилетия был одним из крупнейших банков России, но и стал одним из основателей Петербургской еврейской общины. Он был ходатаем перед властями за евреев, крупнейшим благотворителем, поборником просвещения евреев. В частности, в 1863 г. об учредил «Общество для распространения просвещения между евреями в России». Его сын Гораций (1833 – 1909) продолжил дело отца. В течение 40 лет он возглавлял общину, был крупнейшим благотворителем, пытался добиться у правительства облегчения положения евреев. Давид Горациевич Гинцбург (1857 – 1910) унаследовал от отца и роль в руководстве общиной, и участие в делах благотворительности. Давид Гинцбург был выдающимся ученым-востоковедом, основателем ряда еврейских учебных заведений. В 1874 г. Гораций Гинцбург получил от гессен-дармштадтского герцога баронский титул, которым пользовалось и его потомство. Авторитет семьи Гинцбургов основывался не только на их богатстве и связях, но и на их высокой образованности и нравственных устоях. Благодаря Гинцбургам Петербургская еврейская община сохранила просвещенность в сочетании с верностью традициям и отказом от крайностей реформизма.
В 1877 г. были утверждены «Временные правила Санкт-Петербургской еврейской общины». Эти правила действовали до 1917 г. Они послужили образцом для всех еврейских общин вне черты оседлости. С этого времени Петербургская еврейская община формировалась как община нового типа. Наряду с традиционными формами еврейской общинной жизни (синагога, благотворительные учреждения, еврейские школы) в ней развивается еврейская периодическая печать, новая система еврейского образования, еврейские научные и культурно-просветительные общества. Петербургские евреи активно интегрируются в экономическую и культурную жизнь города и всей страны. Основной своей задачей руководство столичной общины считало достижение равноправия евреев.
Таковы были основные направления деятельности общины.

Благотворительность в столичной общине следовала освященным веками еврейским традициям и приобретала новые формы. Список жертвователей на различные благотворительные нужды насчитывал сотни фамилий. Нужды были самые разные: покупка мацы для бедных, приданное бедные невестам, раздача денег беднякам перед праздниками. На попечении общины были сиротский приют и богадельня. С 1879 г. в благотворительной кошерной столовой обеды отпускались со скидкой, а по пятницам евреи-солдаты получали обеды бесплатно.

Как основные еврейские благотворительные организации можно назвать уже упоминавшееся мною Общество для распространения просвещения между евреями России (ОПЕ), Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев России (ОРТ), Общество охранения здоровья еврейского населения (ОЗЕ), Общество пособия бедным евреям Петербурга (ОПБЕП). Это общество выдавало пенсии старикам, единовременные пособия бедным, оказывало помощь евреям-заключенным, а иногородним евреям, оказавшимся без средств в столице, помогало вернуться домой. Его возглавлял также барон Гораций Гинцбург. Вообще же, будучи председателем правления Санкт-Петербургской еврейской общины, он входил в состав правлений 8 еврейских и 13 общероссийских благотворительных обществ.

Большой заслугой Петербургской общины стало создание системы нового еврейского образования, ставшей достоянием всего российского еврейства.

Русское правительство видело в светском образовании евреев средство их христианизации. Лидеры петербургского и российского еврейства стремились создать такую систему еврейского образования, которая бы сохраняла еврейскую религию и культуру и при этом вооружала бы еврейскую молодежь всеми достижениями тогдашней науки. В 1863 г. по инициативе Евзеля Гинцбурга было создано Общество для распространения просвещения между евреями России (ОПЕ). Очень важной частью работы Общества было создание программ и учебников для новой еврейской школы, сочетающих преподавание традиционных еврейских дисциплин и общеобразовательных предметов. В 1896 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде ОПЕ было награждено дипломом за представленные образцы учебных программ, учебников и наглядных пособий еврейских школ.

В 1880 г. в Петербурге создается Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев России (ОРТ). Его задачей было создание системы профессионального обучения евреев и помощь еврейским ремесленникам. Питомцам 3 своих училищ и 46 классов, а также курсов для взрослых ОРТ давал самые современные профессии (электромонтера, чертежника, шофера, киномеханика). Обладатели аттестатов ОРТ были уверены в своем трудоустройстве. В 1914 г. ОРТ начал сбор средств по всему миру на помощь евреям-беженцам и на еврейское профессиональное образование. Впоследствии он превратился в международную организацию. Ныне система ОРТ охватывает многие страны мира.

В 1907 г. по инициативе Давида Гинцбурга в Петербурге создается еврейский университет (официальное название «Высшие курсы востоковедения»). Это было первое гуманитарное высшее учебное заведение, сочетавшее традиционный еврейский подход в изучении семитологии и иудаики с новейшими достижениями мировой науки.

С 1910 по 1917 г. в Петербурге выходил специальный педагогический журнал «Вестник еврейского просвещения». Так Санкт-Петербург стал научно-методическим центром еврейской педагогики.

Влияние Петербургской еврейской общины на духовную жизнь евреев всей России осуществлялось через периодические издания. С 1886 г. в столице начинает издаваться ежедневная газета на иврите «Га-Мелиц» («Заступник»). Почти одновременно появляется и журнал «Мицпа» («Сторожевая башня»). Их издателем был видный деятель еврейского просвещения А.О. Цедербаум. Он же выпускал газету на идиш «Идишес фолксблат» («Еврейский народный листок»). Цедербаум основал также несколько еврейских изданий на русском языке («Русский еврей», «Рассвет» и др.).

Расцвет еврейской печати на русском языке связан с именем А.Е. Ландау. С 1871 года он издает в Петербурге 10 выпусков историко-литературного сборника «Еврейская библиотека», получивших широкую популярность среди образованных евреев по всей России. В 1881 - 1899 гг. Ландау издавал на русском языке ежемесячный журнал «Восход». Этот журнал был крупнейшим (а после 1884 года и единственным) органом еврейской русскоязычной периодической печати в России. С 1882 по 1897 год в качестве еженедельного приложения к журналу выходила «Недельная хроника «Восхода».

В 1908 – 1913 гг. издательство «Брокгауз и Ефрон» совместно с Обществом для научных еврейских изданий выпускает на русском 16-титомную «Еврейскую энциклопедию». Это издание не утратило научной ценности и по сей день.
Научные и культурные общества

Санкт-Петербург был крупнейшим в России центром деятельности еврейских научных и просветительских обществ. Уже в 1891 г. была создана Историко-этнографическая секция при «Обществе для распространения просвещения». А в 1908 г. было учреждено Еврейское историко-этнографическое общество. На базе общества начала свою работу Еврейская этнографическая экспедиция. Еще в 1904 г. в Хоральной синагоге была развернута выставка, преобразованная в архив и музей, размещенные в здании еврейской богадельни. В 1914 г. там была устроена экспозиция. с 1916 г. ставшая постоянной.

В 1908 г. было учреждено Общество еврейской народной музыки. Оно занималось изучением еврейской духовной и народного музыкального творчества, содействовало становлению еврейской профессиональной музыки. Отделения общества открылись в Москве, Киеве, Харькове. Общество устраивало концерты в Петербурге и турне по России, Германии, Австро-Венгрии, издавало сборники произведений еврейских композиторов. Среди руководителей общества были И.С. Томарс, Л.И. Саминский, М.С. Риверсман, М.Ф. Гнесин, А.М. Житомирский.
Кроме того, в столице действовали Еврейское историко-литературное общество, Еврейское общество поощрения художеств, Еврейское театральное общество и другие еврейские научные и культурные общества.
Профессии старые и новые
Петербургские евреи активно интегрировались в экономическую и культурную жизнь столицы, успешно овладевая новыми для традиционного еврейства занятиями. Уже в 1869 г. в списке постоянно живущих в Петербурге евреев можно найти не только банкиров и купцов, чиновников, преподавателей высших учебных заведений, врачей, журналистов, архитекторов. А среди евреев-ремесленников встречаются не только скорняки, сапожники, портные, но и фотографы, механики.
В дальнейшем петербургские евреи заняли ведущее положение в медицине (почти каждый пятый врач и более половины всех дантистов столицы), адвокатуре (более 20% присяжных поверенных и ок. 44% их помощников), фармации (почти две трети владельцев аптек), типографском деле (более трети), часовом производстве и торговле (более двух третей), фотографии (каждый пятый владелец фотоателье).
Столичные евреи владели белошвейными и чулочно-вязальными мастерскими, скорняжными, заведениями, слесарными, механическими, столярными мастерскими.
Многие петербургские евреи играли видную роль в правлениях крупнейших российских банков и акционерных обществ.

Весьма заметным было присутствие евреев в петербургской журналистике.
Всероссийскую известность получил петербургский адвокат О.О. Грузенберг, среди подзащитных которого были А.М. Горький, В.Г. Короленко, К.И. Чуковский, П.Н. Милюков, Л.Д. Троцкий, участники армянского национального движения и др. Особую популярность среди российского еврейства ему принесло участие в таких «еврейских процессах», как дела о Минском и Кишиневском погромах, знаменитое дело Бейлиса. В самых глухих местечках Грузенберга знали как пламенного защитника евреев.
В Петербурге евреи успешно овладевают искусством архитектуры (Л.И. Бахман, М.И. Сегаль, Э.Я. Леви, Я.Г. Гевирц, Б.И. Гиршович), скульптуры (М.М. Антокольский, И.Я. Гинцбург), живописи (И.Л. Аскиназий, М.Л. Маймон, а затем и М.З. Шагал). В 1912 г. в Петербурге создается общество «Бецалель», а в 1915 – Еврейское общество поощрения художеств.

В период становления и развития Еврейской общины, город Санкт-Петербург, превращается в самое крупное в мире хранилище еврейских раритетов. Прежде всего еврейских рукописей. Может для вас явится полной неожиданностью тот факт, что император Александр II, который разрешил строительство Хоральной синагоги, на собственные деньги приобрел для Императорской публичной библиотеки (сегодня -Российская национальная библиотека) совершенно уникальные коллекции еврейских рукописей. В Санкт-Петербурге хранятся следующие раритеты:

Самая ранняя датированная еврейская рукопись в мире – это рукопись книг «Поздних Пророков» (Latter Prophets) с вавилонской публикацией (with Babylonian punctuation) 916 г.; самая ранняя сохранившаяся рукопись Пятикнижия 929 г. и самая ранняя сохранившаяся рукопись полной Еврейской Библии 1008 г. А всего в петербургских собраниях насчитывается 21 219 еврейских рукописей и фрагментах.
К 300-летию нашего города община издала альбом «Избранные жемчужины Уникальные памятники еврейской культуры в Санкт-Петербурге». Этот альбом также продается в магазине при синагоге. Это очень красочное и, интересное издание. Его можно порекомендовать всем тем, кто интересуется историей попадания этих коллекций в Петербург, да и вообще иудаикой. Издание на двух языках (русском и анг.).
XX век

С начала ХХ в. петербургские евреи все больше и больше включаются в общероссийскую политическую жизнь. В первом русском парламенте – Государственной думе - евреи были представлены в основном депутатами от губерний черты оседлости. Но ареной их политической деятельности был Петербург. Большинство – еврейских депутатов примыкали к Партии народной свободы (кадетам).

Свержение царского правительства и указ об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений (т.е. в первую очередь черты оседлости) были радостно восприняты петроградским еврейством. Интересно отметить, что указ 20 марта 1917 г. пришелся как раз на канун праздника Песах и, естественно, был воспринят столичными евреями, как символ освобождения из рабства. Весной-осенью 1917 года в Петрограде проходили многочисленные съезды различных еврейских организаций и политических партий. Обострилось соперничество между основными еврейскими партиями – либералами, социалистами и сионистами. Но все планы и все надежды разрушил

Основная масса российского еврейства не поддержала Октябрьский переворот. Евреи-большевики принадлежали к наиболее денационализированной части еврейства. Оказавшись на крупных постах в ВКП(б) и органах Советской власти, они ожесточенно преследовали все проявления еврейской религиозной и национальной жизни. Например, в 1918 г. из 70 еврейских общественных организаций власти перерегистрировали только 19 (ОПЕ, ОРТ и др.), к 1922 г. все сионистские организации вынуждены были перейти на нелегальное положение. Ленинградская еврейская религиозная община (ЛЕРО) была зарегистрирована 26 января 1925 года. В Хоральной синагоге состоялось специальное собрание. Было издано обращение к евреям города с призывом вступать в религиозную общину.
Еще до революции в Петербурге была хасидская община. В 20-е годы число хасидов в Ленинграде возросло за счет приезжих. Большая часть молелен и синагог, зарегистрированных в городе в конце 20 – начале 30-х годов, были хасидскими. С 1924 по 1927 год, в Ленинграде жил глава любавичских хасидов – 6-й любавичский ребе Иосиф Ицхах Шнеерсон. На короткий период Ленинград превратился в мировой центр Хабада. Большевики попытались заручиться поддержкой столь авторитетного еврейского религиозного лидера, но безуспешно. Тогда они перешли сперва к травле в печати, а затем к репрессиям. В июне 1927 года ребе был арестован. Он был помещен во внутреннюю тюрьму ЛенОГПУ. Ему предъявили обвинение в антисоветской подрывной деятельности. После непродолжительного следствия был вынесен приговор – расстрел. Но заступничество мировой общественности и Политического Красного креста (возглавляемого бывшей женой М. Горького Е. Пешковой) привели к замене казни сначала на тюремное заключение, затем - на 3 года ссылки в Кострому, потом – к сокращению срока ссылки, а в результате ребе был освобожден и через несколько месяцев получил возможность покинуть СССР. Собственно, мы может говорить, что с лидерами хасидизма в Петербурге произошло два чуда – Алтер ребе был полностью оправдан и освобожден из равелина Петропавловской крепости (случай в российской политической истории редчайший), а 6-ой помощью ребе избежал большевистской пули…

Еще в 1923 году из Советской России эмигрировал раввин М.Г. Айзенштадт. Оставшийся в Ленинграде раввин Т.Д. Каценеленбоген, несмотря на преклонный возраст, исполнял свои обязанности до самой смерти в 1930 г. В 1934 году руководство общины пригласило в Ленинград известного хасидского раввина Менделя Глускина. После его смерти в декабре 1936 г. ленинградская община опять осталась без раввина. В конце 20-х гг. начались новые гонения на религию. В январе 1930 г., «идя навстречу пожеланиям трудящихся», Ленсовет постановил Синагогу закрыть. Однако из опасения международных протестов уже через полгода Синагога была вновь открыта. Но к 1939 г. в городе были закрыты все остальные 12 синагог и молелен. От политики огосударствления национальных общественных структур власти перешли к политике их ликвидации. К 1930 году большая часть еврейских культурных, просветительных и общественных организаций перестала существовать. Последней еврейской организацией, просуществовавшей до 1938 г., было Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). В 1938 г. была закрыта последняя национальная еврейская школа – 11-я, а ее директор, видный педагог и музыкант З.А. Киссельгоф арестован. Хотя благодаря связям его учеников Киссельгоф был освобожден, но вскоре умер от последствий пыток, которым подвергался во время следствия. Были запрещены все издания на иврите. Погибли ивритоязычный поэт Х. Ленский, виднейшие гебраисты И. Равребе и С. Цинберг, подверглись репрессиям члены ивритского кружка А. Зархин, Р. Левин, Б. Райзе и др.

В первые же дни Великой Отечественной войны тысячи евреев были призваны в армию и ушли на фронт в составе дивизий народного ополчения. Особенно много евреев было в инженерных войсках, среди связистов и военных медиков, также фронтовых журналистов. Это были специалисты, мирные профессии которых пригодились и на фронте. Но много евреев сражались рядовыми в пехоте, артиллерии, в разведке, в составе морских десантов. Немало евреев было и среди фронтовых офицеров. Только в командовании Ленинградского фронта насчитывалось 24 генерала и 6 адмиралов евреев.

Ленинградские евреи вместе со всеми остальными жителями города несли все тяготы блокады. В первую блокадную зиму в подвале правого крыла Хоральной синагоги ежедневно проходили молитвенные собрания. К подвалу вела узкая тропинка, по бокам которой лежали штабеля трупов. Потом их свозили на Преображенское кладбище. Каждый день пожилые евреи, собиравшиеся на молитву, сообщали о смерти еще одного члена собрания. В традиционных семьях продолжали праздновать субботу. Но вместо праздничной халы и вина на столе лежал кусочек пайкового хлеба.

В сентябре 1941 г. гитлеровские войска захватили г. Пушкин. Свыше 800 евреев, оказавшихся в городе, были расстреляны в дворцовом парке. Место их гибели точно не установлено, но ныне в Пушкине силами петербургских евреев воздвигнут памятник «Формула скорби»

В 50-60-е гг. ХХ в. наступило некоторое смягчение политики государственного антисемитизма. Но еврейская религиозная жизнь находилась под контролем властей.. В частности, все контакты верующих с иностранными туристами, которые посещали синагогу, находились под жестким контролем КГБ.. Тем не менее еврейская жизнь в городе продолжалась. Раввином Ленинградской синагоги в это время был Абрам Лубанов. Будучи хасидом, он проявлял лояльность ко всем верующим и пользовался всеобщим уважением всех ленинградских евреев. Старостой синагоги в эти годы был Гедалье Печерский. Именно он с несколькими единомышленниками организовал нелегальную систему помощи одиноким еврейским старикам. Шойхет реб Разран устроил у себя на дому нелегальный хедер, где обучал Танаху 3 – 4 мальчиков. В дни еврейских праздников Лермонтовский проспект возле синагоги перекрывали милицейские машины. Еврейскую молодежь, посещавшую синагогу, исключали из комсомола и из институтов, всячески преследовали. Казалось, что властям удалось оттеснить еврейскую религиозную жизнь на периферию, сделав ее принадлежностью кучки постепенно вымирающих стариков. Но еврейская молодежь, выросшая в отрыве от национальных традиций, не хотела больше мириться с ограничениями и стремилась вернуться к своим корням. Уже с середины 60-х гг. молодые евреи стали в праздники собираться в синагоге, а обычные дни на квартирах и за городом. Создаются нелегальные ульпаны для изучения иврита и еврейской истории, распространяются записи радиопередач «Голос Израиля», а с 1966 г. появляются молодежные сионистские организации. Летом 1970 г. при попытке угона небольшого пассажирского самолета из аэропорта «Ржевка» члены сионистской организации были арестованы. Самолет они хотели угнать для того, чтобы перелететь в Швецию, провести там пресс-конференцию и рассказать о положении советских евреев. Аресты прошли не только в Ленинграде, но и по всей стране. Участники «самолетного дела» были приговорены к длительным срокам заключения. Но «самолетное дело» всколыхнуло еврейское национальное самосознание.

После «самолетного дела» на короткое время стал возможным выезд в Израиль. Но вскоре почти всем желающим стали отказывать. К началу 1980-х гг. в Ленинграде образовался круг «отказников». Это было несколько сотен евреев, насильственно удерживаемых в СССР. Именно они нашли способ возрождения национального самосознания. Они начали процесс «духовной Алии». «Отказники» устраивали семинары, изучали иврит, учили детей в нелегальных воскресных школах, проводили домашние спектакли на Пурим и Хануку. К этой деятельности они привлекали своих родных, друзей и знакомых. За 7 – 8 лет число евреев, участвовавших в возрождении национальной жизни, возросло в десятки раз. Нелегальная работа в ульпанах и семинарах изменила многих из «отказников» и их окружения. Некоторые их них превратились в профессиональных исследователей и преподавателей иврита, еврейской истории, литературы и искусства, еврейской религиозной философии.

Благодарим за право публикации материала руководителя Информационного отдела Еврейской Религиозной Общины Санкт-Петеребурга (http://www.jeps.ru) р. Мойше Трескунова
http://esod.spb.ru/history/community.html
Последний раз редактировалось Duduka 13 фев 2016, 03:31, всего редактировалось 1 раз.
ЛУНЦ (Шавли/Шауляй, Вильно, Санкт-Петербург, Берлин, Ницца), СОЛОВЕЙЧИК (Россиены, Кременчуг, Харьков, Санкт-Петербург, Одесса), РОЗЕНТАЛЬ (Вильно, Кременчуг, Николаев, Харьков, Санкт-Петербург, Ницца), ГОНОР (Паланга, Смоленск), ПОРТУГАЛОВ (Ницца, Екатеринослав, Лубны, Москва), БИНШТОК / BIENSTOCK (Нью-Йорк)

Duduka
Сообщения: 536
Регистрация: 16.09.2014
Откуда: Польша
Благодарил (а): 144 раза
Поблагодарили: 193 раза

ПЕТЕРБУРГ

#4 Сообщение Duduka » 13 фев 2016, 03:26

Очень любопытная (и длинная...) статья Льва Кноринга "Своеобразие еврейской жизни царского Петербурга"
http://www.berkovich-zametki.com/2012/Z ... oring1.php
ЛУНЦ (Шавли/Шауляй, Вильно, Санкт-Петербург, Берлин, Ницца), СОЛОВЕЙЧИК (Россиены, Кременчуг, Харьков, Санкт-Петербург, Одесса), РОЗЕНТАЛЬ (Вильно, Кременчуг, Николаев, Харьков, Санкт-Петербург, Ницца), ГОНОР (Паланга, Смоленск), ПОРТУГАЛОВ (Ницца, Екатеринослав, Лубны, Москва), БИНШТОК / BIENSTOCK (Нью-Йорк)

Duduka
Сообщения: 536
Регистрация: 16.09.2014
Откуда: Польша
Благодарил (а): 144 раза
Поблагодарили: 193 раза

ПЕТЕРБУРГ

#5 Сообщение Duduka » 24 фев 2016, 17:00

Список фамилий, упоминающихся в книге В. Ю. Гессена "К истории Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины. От первых евреев до ХХ века", СПб. 2000.
ЛУНЦ (Шавли/Шауляй, Вильно, Санкт-Петербург, Берлин, Ницца), СОЛОВЕЙЧИК (Россиены, Кременчуг, Харьков, Санкт-Петербург, Одесса), РОЗЕНТАЛЬ (Вильно, Кременчуг, Николаев, Харьков, Санкт-Петербург, Ницца), ГОНОР (Паланга, Смоленск), ПОРТУГАЛОВ (Ницца, Екатеринослав, Лубны, Москва), БИНШТОК / BIENSTOCK (Нью-Йорк)

Mike_m
Сообщения: 798
Регистрация: 12.11.2011
Благодарил (а): 291 раз
Поблагодарили: 176 раз

ПЕТЕРБУРГ

#6 Сообщение Mike_m » 24 фев 2016, 17:39

Мошкевич - Орехов (Запорожская обл.), Харьков, Челябинск
Каганов - Киев и область, Козелец (Черниговской губернии), Харьков
Склянский - Киев и область, с. Недра
Гуревич - Киев и область
Фрейберг - Новополтавка, Николаев, Новый Буг, Москва, Шкуды Ковенская губ.
Вайншток - Крутые (Одесская обл.), Одесса, Харьков
Зильберман - Крутые (Одесская обл.), Балта, Одесса, Харьков, Кишинев

oztech
Сообщения: 4102
Возраст: 69
Регистрация: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 169 раз
Поблагодарили: 1119 раз

ПЕТЕРБУРГ

#7 Сообщение oztech » 24 фев 2016, 17:46

Mike_m писал(а):Источник цитаты ПЕТЕРБУРГ хоральная синагога - МК оцифрованы и доступны

Тема открыта почти год назад. Что-то изменилось? Или теперь МК доступны прямо с нашего форума?
Григорий

Mike_m
Сообщения: 798
Регистрация: 12.11.2011
Благодарил (а): 291 раз
Поблагодарили: 176 раз

ПЕТЕРБУРГ

#8 Сообщение Mike_m » 24 фев 2016, 17:48

нет тему я вынес в форум Прямые источники генеалогической информации, а сюда вставил ссылку, чтобы интересующиеся могли эту тему найти
Мошкевич - Орехов (Запорожская обл.), Харьков, Челябинск
Каганов - Киев и область, Козелец (Черниговской губернии), Харьков
Склянский - Киев и область, с. Недра
Гуревич - Киев и область
Фрейберг - Новополтавка, Николаев, Новый Буг, Москва, Шкуды Ковенская губ.
Вайншток - Крутые (Одесская обл.), Одесса, Харьков
Зильберман - Крутые (Одесская обл.), Балта, Одесса, Харьков, Кишинев

Mike_m
Сообщения: 798
Регистрация: 12.11.2011
Благодарил (а): 291 раз
Поблагодарили: 176 раз

ПЕТЕРБУРГ

#9 Сообщение Mike_m » 26 фев 2016, 20:45

Мошкевич - Орехов (Запорожская обл.), Харьков, Челябинск
Каганов - Киев и область, Козелец (Черниговской губернии), Харьков
Склянский - Киев и область, с. Недра
Гуревич - Киев и область
Фрейберг - Новополтавка, Николаев, Новый Буг, Москва, Шкуды Ковенская губ.
Вайншток - Крутые (Одесская обл.), Одесса, Харьков
Зильберман - Крутые (Одесская обл.), Балта, Одесса, Харьков, Кишинев

Tatik
Сообщения: 1019
Регистрация: 17.05.2015
Благодарил (а): 264 раза
Поблагодарили: 757 раз

ПЕТЕРБУРГ

#10 Сообщение Tatik » 27 мар 2016, 12:17

У меня вопрос по метрическим записям есть. Интересует самый конец 19 и начало 20 века.
Изыскиваю сведения о девушке, которая родилась в СПб в 1881, потом вместе с родителями уехала в провинцию по службе отца, получила там аттестат зрелости в 1896 и вернулась в СПб учиться в медицинском. Поступила туда, если верить крайним датам архивного дела, в 1901. В 1908 окончила его. В 1909 развелась с мужем, запись о разводе я нашла.
Не могу найти ни запись о браке, ни запись о рождении первого ребенка, ни запись о рождении второго (более-менее достоверно март 1904). МК по купцам есть за большинство лет, в том числе 1904, нет именно записи.
Можно было бы подумать, что она ездила к родителям играть свадьбу и рожать, но уж очень далека эта провинция... не наездишься.
Спрашивается - было ли там что-то, в Петербурге и окрест, помимо хоральной синагоги? Может, в Царском селе например или там где-нибудь в Гатчине была своя община и велись свои метрические книги?

mihail
Сообщения: 3461
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 310 раз
Поблагодарили: 1064 раза

ПЕТЕРБУРГ

#11 Сообщение mihail » 27 мар 2016, 17:00

Tatik писал(а):Источник цитаты...Спрашивается - было ли там что-то, в Петербурге и окрест, помимо хоральной синагоги? Может, в Царском селе например или там где-нибудь в Гатчине была своя община и велись свои метрические книги?

"Окрест":
- Кронштадт (м.кн. сохранились)
- Сестрорецк и Ораниенбаум (книги ведутся то кронштадтским,то петербургским раввинами ) - можно условно считать,что записи сохранились.
- Петергоф (были свои метр. книги.Информация об этом попалась лишь однажды,о каком периоде речь,не могу сказать.Знаю лишь,что петергофский казенный раввин упоминается в 1911). - не сохранились.
- Царское село - в нужный Вам период отдельного казенного раввина нет.
- Гатчина (тут сложно: есть свое кладбище,есть своя небольшая община (в РГИА даже сохранилось дело о прошении открытия кладбища) и если не ошибаюсь,гатчинские евреи в питерских метриках не упомянуты (впрочем,утверждать не буду - метрики хоть и смотрел,но уже сравнительно давно).
- Луга.Цитирую самого себя,из другой темы: "...и.д.казенного раввина Израиль Эткин ... 1900-1917 ..." - значит,получается,что были отдельные книги,в какой-то период.

В отношении Гатчины,Петергофа и Царского села,возможно,имеет смысл смотреть описи фондов дворцовых управлений (эти города - как раз в ведении этих учреждений) в РГИА: 491-й,490-й и 487-й фонды соответственно - я не говорю,что там найдутся книги,я лишь хочу сказать,что могут найтись сведения о местных общинах.Впрочем,это лишь предположение,сам я еще до просмотра этих описей не добрался.
Однако,вот,например https://www.proza.ru/2010/12/19/1199 статья по евреям Царского села,материалом для которой послужил и фонд Царскосельского дворцового управления.Отсюда следует,что и по Петергофу,и по Гатчине тоже может что-то полезное найтись.Применительно к Царскому селу,обращаю внимание,о местных метрических книгах речи нет.
____________

У меня есть схожая с Вашей неразрешимая пока загадка: знаю точно,что человек умер в СПб-ге в 1907,но нет метрической записи (и сведений о погребении на Преображенском).Думаю,как раз,что искать нужно,цитируя Вас,"окрест",но где и как - ума не приложу ...
________

Было,конечно,достаточное (навскидку - 5-6) количество еврейских молельных домов - но в них в нужное Вам время записи уже давно не велись.

Tatik
Сообщения: 1019
Регистрация: 17.05.2015
Благодарил (а): 264 раза
Поблагодарили: 757 раз

ПЕТЕРБУРГ

#12 Сообщение Tatik » 27 мар 2016, 19:17

Спасибо!
И очень интересная статья про Царское село.)))

agava11@mail.ru
Сообщения: 5
Регистрация: 02.04.2016

ПЕТЕРБУРГ

#13 Сообщение agava11@mail.ru » 02 апр 2016, 01:05

Добрый вечер! Помогите, пожалуйста, разобраться - моя прабабушка, Cячина (Шульман) Анна Леонидовна, родилась в СПб 25.07.1902 г. Информацию о себе, своей семье тщательно скрывала. Мы знаем только, что училась она в одном из ИБД в Петрограде, возможно была сестрой милосердия, в 20-х годах ездила со строительным поездом, где и познакомилась с моим прадедом, Сячиным Николаем Дмитриевичем. Как можно выяснить национальность бабушки и родословную по линии прабабушки? Спасибо
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Elena
Сообщения: 1270
Регистрация: 27.12.2009
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Благодарил (а): 882 раза
Поблагодарили: 107 раз

ПЕТЕРБУРГ

#14 Сообщение Elena » 03 апр 2016, 21:34

agava11@mail.ru писал(а):Источник цитаты Добрый вечер! Помогите, пожалуйста, разобраться - моя прабабушка, Cячина (Шульман) Анна Леонидовна, родилась в СПб 25.07.1902 г. Информацию о себе, своей семье тщательно скрывала. Мы знаем только, что училась она в одном из ИБД в Петрограде, возможно была сестрой милосердия, в 20-х годах ездила со строительным поездом, где и познакомилась с моим прадедом, Сячиным Николаем Дмитриевичем. Как можно выяснить национальность бабушки и родословную по линии прабабушки? Спасибо

Уважаемый (ая) agava11@mail.ru, Вы неправильно выбрали раздел для своего вопроса. В этом разделе обсуждают особенности проживания евреев в СПб и окрестностях, размещают общую информацию, в т.ч. списки. Здесь не предусмотрены дискуссии по частным вопросам.
А Вам сюда: viewtopic.php?f=20&t=3069. Проверьте, не ищет ли кто-то уже предков с такой фамилией, откройте тему "Шульман" и напишите все, что Вам известно, в т.ч. можно и фотографии разместить. Тогда участники форума, смогут Вам ответить. Одно из первых действий для проверки: смотрите метрики большой хоральной синагоги (они есть в он-лайн), ищите запись о рождении Шульман Анны (или другое еврейское имя!) , отец - точно будет не Леонид, это руссификация, еврейское имя: Лев, Лурье, Арья, или еще какое-то, смотрите за период 1902 год +/- 1 год. Но все возможные варианты все равно - только в отдельной теме, тут нельзя "засорять" пространство информацией, не относящейся к общей теме.
P.S. И все таки, надпись на фото: "от Нюры" - дает основание сомневаться в еврейском происхождении вашей прабабушки. Сокращать имя Анна до "Нюры" в домашнем обиходе - норма славянских традиций, а не еврейских.
Ищу: Раковщик (Вильно, Латвия, Германия, Великобритания, Россия, Минск, Чернигов, Полтава, г. Зеньков Полтавск. губ., Бахчисарай); Раковицкий=Раковщик (Вильно); Минскер (Вильно, Крым, Беларусь) ; Хургин(Польша, Вильно); Уш/Ус/Асс / Аш (Польша, Вильно, Гродно); Факторович (Псков, Украина/ Радомышль, Чехия); Гольдарбайтер / Goldarbeiter (Санкт-Петербург, Рига, Хайфа - 1954г), BEIRAKH/ Бейрах (Вильно).
Параллельные линии: Рахманчик (Минск), Зелигман (Вильно, СПб, Каунас), Берштельман (Вильно, Поберезье), Вольфсон (Вильно), Блох (Rossein), Левин (Вильно), Михельзон / Михельсон / Mihelsone (Рига), Скавно (Рига, Палестина, Хайфа на 1954 г), Абрамзоне (Каунас, Рига), Блюменталь (Москва, Виндавы), Лунц ( Шакяй, Ковно, Литва, Рига, Латвия)
Димант (Санкт-Петербург, Резекне, Рига), Узель (Санкт-Петербург, Резекне, Рига)

mihail
Сообщения: 3461
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 310 раз
Поблагодарили: 1064 раза

ПЕТЕРБУРГ

#15 Сообщение mihail » 03 апр 2016, 21:56

agava11@mail.ru писал(а):Источник цитаты Добрый вечер! Помогите, пожалуйста, разобраться - моя прабабушка, Cячина (Шульман) Анна Леонидовна, родилась в СПб 25.07.1902 г. Информацию о себе, своей семье тщательно скрывала... Как можно выяснить национальность бабушки и родословную по линии прабабушки? Спасибо

Присоединяясь к тому,что написала Елена,хочу уточнить (вернее,напомнить): метрические книги евреев (и,отчасти,не только их) СПб-га доступны в сети: https://spbarchives.ru/web/group/paid_access .Раз известна точная дата,даже не смотря на то,что "Информацию о себе, своей семье тщательно скрывала",вопрос можно решить за пару часов,если просмотреть нужную книгу самостоятельно,не выходя из дома.Или пару месяцев,если написать запрос в архив.Учитывая вышеназванные обстоятельства,я тут никаких генеалогических проблем не вижу вовсе - метрическая запись вполне позволит выяснить "...национальность бабушки и родословную по линии прабабушки...".

agava11@mail.ru
Сообщения: 5
Регистрация: 02.04.2016

ПЕТЕРБУРГ

#16 Сообщение agava11@mail.ru » 04 апр 2016, 09:34

Elena, mihail спасибо большое за информацию.

Аватара пользователя
Рыжик
Сообщения: 2271
Регистрация: 22.07.2009
Откуда: Москва
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 132 раза
Контактная информация:

ПЕТЕРБУРГ

#17 Сообщение Рыжик » 21 апр 2016, 21:04

ГАРФ ф.102 оп.76а д.623 «Со сведениями о евреях-дантистах, фельдшерах, фармацевтах, проживающих во внутренних губерниях» 1890-1891 гг.

С.-Петербургская губерния:

Аптекарские помощники:
Кан Иосиф Беньяминович
Фейертаг Моисей Иосифов
Рейхерсон Яков Моисеев
Аронштам Иосиф Семенович
Желудский Хацкель Янкелевич
Штессель Исаак Ильич
Гордон Соломон Львович
Шнее Ицык Абелевич
Левин Мендель Вульфович
Клеменер Рудольф Соломонович
Рутович Гирш Лейбович
Менухес Лазарь Бенцуелевич
Олькеницкий Шмуйла Захарьевич

Аптекарские ученики:
Корнгольд Хаим-Симха Ариевич
Шор Файвель Айзикович
Нейман Иосиф Пейсахович
Цыпкин Рафаил Исидорович
Фрейдберг Шая Аронович
Сапотницкий Яков Матесович
Айзман Давид Исаевич

Иссерлин Мордух Исеров дантист

Ученики дантистов:
Розенцвейг Эсфирь Ушеровна
Цыпкина София Израилевна

Ко всем указаны места службы
Сайт для интересующихся еврейской генеалогией http://j-roots.info

Фамилии моих предков: Айзенштадт (г.Глухов), Янпольский (везде)

Аватара пользователя
napobo3
Сообщения: 72
Регистрация: 06.06.2010
Благодарил (а): 75 раз
Поблагодарили: 25 раз

ПЕТЕРБУРГ

#18 Сообщение napobo3 » 18 окт 2016, 14:10

М.Бейдер. Евреи Ленинграда 1917-1939. Именной указатель

https://www.academia.edu/6060574/%D0%95 ... 0%BB%D1%8C

Tatik
Сообщения: 1019
Регистрация: 17.05.2015
Благодарил (а): 264 раза
Поблагодарили: 757 раз

ПЕТЕРБУРГ

#19 Сообщение Tatik » 25 ноя 2016, 20:56

Во многих местах читала, что после убийства Столыпина заметно ужесточились правила о проживании евреев в СПб( наверное и в Москве, но меня СПб интересует). Но конкретной информации (указы, постановления, какие-то подзаконные акты?) не могу найти, никто не встречал?
И, к слову, давало ли почетное гражданство само по себе основание для проживания в СПб? Интересует период как после 1911, так и до.

mihail
Сообщения: 3461
Регистрация: 01.07.2012
Благодарил (а): 310 раз
Поблагодарили: 1064 раза

ПЕТЕРБУРГ

#20 Сообщение mihail » 25 ноя 2016, 21:33

Tatik писал(а):Источник цитаты Во многих местах читала, что после убийства Столыпина заметно ужесточились правила о проживании евреев в СПб( наверное и в Москве, но меня СПб интересует). Но конкретной информации (указы, постановления, какие-то подзаконные акты?) не могу найти, никто не встречал?

В 1912 (1911 в расчет не берем) году было принято несколько законов (на скорую прикидку - 3-4),еще более ущемляющих в правах.Но подобные законы принимались и до 1912,и после.
Но про что-то,ограничивающее (именно в 1911-12) проживание в СПб не помню (но это не значит,что такого не было,конечно).
Tatik писал(а):И, к слову, давало ли почетное гражданство само по себе основание для проживания в СПб? Интересует период как после 1911, так и до.

Самое лучшее,это "спросить" об этом господина присяжного поверенного М.И.Мыша.Он хоть свой труд создал несколько раньше - в 1898-м,но,во-первых,правам жительства он посвящает отдельный раздел книги,а во-вторых,вряд ли после 1898-го в этом отношении что-то продвинулось в лучшую для евреев сторону (он есть в нашей Библиотеке,как и труды его коллег по изучению вопроса: гг.Гессена Ю. В., Фридштейна,гг.Я.И.Гимпельсона и Л.М.Брамсона, - эти четверо,кстати,писали труды позже Мыша.Г-на.В.О.Леванду не рекомендую - очень уж ранний труд (1874)).
Я тут не умничаю :oops: ,приводя названия всем и так известных трудов,просто считаю,что первоисточник тут лучше мнений.
Я же осторожно отвечу "нет" на Ваш вопрос.


Вернуться в «Еврейские общины России»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей