ЯКУТИЯ

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#61 Сообщение Алексей Андреев » 22 ноя 2011, 08:41

У меня вопрос: можно использовать на лекциях материалы Тиктерна А.А. (http://www.tiktiner.ru/lecture21). В общеобразовательной?

Инга
Сообщения: 16
Регистрация: 16.02.2011

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#62 Сообщение Инга » 23 ноя 2011, 01:35

Алексей Андреев писал(а):У меня вопрос

Я не собиралась Вас цитировать.
Простите за любопытство, а Вы как в Якутске оказались?

У Вас очень интересные материалы, сколько кропотливого труда!

Вот бы кто-нибудь с таким же энтузиазмом написал подобное о евреях Белоруссии.
Не могу найти прадеда и бабушку с семьей.

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#63 Сообщение Алексей Андреев » 23 ноя 2011, 05:38

Я якут! Вот поэтому тут оказался ))) По семейным преданиям у нас есть предок еврей, но это еще 19 в. Про евреев Якутии, думаю проще собирать материалы,чем про Беларусии, потому-что их тут было всегда мало ))) К тому же ссыльные, поэтому за ними следили. И если честно, эти евреи были жуткими сутяжниками! Столько доносов друг на друга.

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#64 Сообщение Алексей Андреев » 27 мар 2012, 20:24

Революционные события 1917 – 1919 гг. и советизация Якутии.

Первые вести о Февральской революции 1917 г. в Петрограде и о реакция на неё официальных властей Якутской области были опубликованы в специально для этого выпущенных небольших листовках . Местные власти в создовавшихся условиях стремились сохранить спокойствие среди населения и выразить преданность царской власти .
Сложение своих полномочий в 1 ч. 30 мин. 5 марта 1917 г. вице-губернатором Якутской области бароном Д.О. Тизенгаузеном (назначенного на эту должность в январе 1917 г.) и полицмейстером области Рубцовым означало победу революции в Якутии. 5 и 6 марта начинается формирование новой власти. Для ее формирования избирались делегаты от пятнадцати различных групп населения, общественных организаций, политических партий, национальных общин, профессиональных объединений.
В период и после Февральской революции многие местные евреи, особенно молодежь, активно включились в политическую жизнь Якутской области.
В городскую думу был выдвинут кандидатом от еврейской общины Вульф Евсеевич Рабинович (после его отъезда от общины был делегирован И. Кершенгольц). При этом община присоединилась к Социалистическому блоку. От других групп в Социалистический блок вошли: Иосиф Семенович Брегель, Марк Наумович Стародуб, Зальман Хацкелевич Эренбург .
В итоге, в общем списке партий, союзов, организаций, общин с социалистической ориентацией, выступавших единым блоком, в Якутской городской думе было зарегистрировано свыше 50 кандидатов. Списки кандидатов опубликовали в "Вестнике ЯКОБ" от 4 - 6 мая с перечислением фамилий и указанием партийной принадлежности. По национальному составу: 1 татарин, 6 евреев, 11 якутов, 32 русских .
23 апреля 1917 г. в синагоге состоялся митинг, организованный Еврейской социалистической рабочей партией «Паолей Цион» .
Для ведения текущих дел ЯКОБа назначили специальную комиссию во главе с Петровским, которая должна была заниматься приемкой дел от бывших властей. В комиссию, в частности, вошел З.Х. Эренбург. Исполком ЯКОБ состоял из 17 человек, в их число входил П.Ю. Перкон (оциал.-демократ), М.И. Губельман (от Якутского комитета РСДРП) .
Союз учащихся возглавила Р.И. Цугель, секретарем Союза ремесленников стал Кац; председателем Союза больничных служащих – Коган. В апреле создана Якутская продовольственная управа. В неё вошли З.Х. Эренбург, В.Е. Рабинович и И.И. Кершенгольц. Она была разогнана после Октябрьской революции, а активные члены арестованы .
К.И. Кирсанова (жена Емельяна Ярославского) и М.М. Виленская оказали большое влияние на создание детских дошкольных учреждений в Якутской республике. После Февральских событий 1917 г. под их руководством был организован впервые в Якутской области «Союз женщин-работниц» . Этот союз требовал создание детских дошкольных учреждений. Впоследствии союз превратился в женотдел при Якутской организации РКП (б), первым руководителем которого стала М.М. Виленская .
В бюро охраны труда под руководством председателя большевика Ем. Ярославского работала от женщин-ремесленниц в качестве члена М.Н. Агронович .
12 марта 1917 г. А.И. Шафран Исполнительным Бюро Якутского Комитета назначен Олекминским окружным комиссаром .
После Февральской революции из Якутии с первым пароходом, 23 мая 1917 г. вместе с политическими ссыльными, начинают выезжать и другие категории населения (уголовные, бывшее областное чиновничество и т.д.). Затем после окончания польско-советской войны из России (в том числе из Якутии) начинается возвращение поляков во вновь воссозданную Польшу. Но польская сторона стремилась впустить на свою территорию только лиц польской национальности .
После отъезда большинства социал-демократов лидирующее положение в Якутии заняли эсеры .
Как известно, Октябрьский переворот осудили практически все еврейские партии (за исключением "Поалей Цион") . То же можно сказать о якутской еврейской общине, где революция была принята неоднозначно. Многие молодые евреи участвовали наравне со своими сверстниками других национальностей в установлении Советской власти в Якутии. Но немало участвовало и в «белом» движении.
Призывы "крестового похода против всех евреев" (армии Колчака), "истребления всех евреев" (барон Унгерн), огульные обвинения всех евреев в поддержке власти большевиков , что сказывалась и в положении евреев Якутии. Приводило, к тому, что все больше молодых евреев в Якутии симпатизировало большевикам.
Продолжалась обычная мирная жизнь. Яков Рабинович открыл столярную мастерскую на артельных началах, продолжали работать лавки и магазины Цугеля, Шишлянникова, Мордухова, Муттерперла, хлебопекарня Калачика, работал зубоврачебный кабинет П.М. Брегеля .
25 ноября 1917 г. Хозяйственное правление и Сионистский комитет провели торжественное богослужение по поводу декларации Бальфура .
В феврале 1918 г. эсеры организовали Областной совет для управления областью. В марте были арестованы члены Совета рабочих депутатов, среди них были Я. Бук, В. Бик, и И. Франкевич .
Постановлением Якутского исполнительного Комитета в июле 1918 г. комиссаром печати назначен был В.И. Бик .
В январе 1918 г. в общине прошли выборы. В правление вошли А. Галин-Галер, Л. Муттерперл, С.Калачик, Б. Гоммерштадт, Х. Кац и Л. Карпель.
14 января 1918 г. проходили выборы делегатов на Всероссийский Еврейский съезд, правом выборов пользовались все достигшие 20 лет, в том числе и женщины. В Якутске в избирательные списки внесли 218 человек, голосовали 177 человек, за сионистов проголосовали 163 человека, за БУНД – 8, «Паолей Цион» – 3. В Олекминске из 11 голосовавших 9 проголосовали за сионистов, двое - БУНД .
В состав Якутского Областного Совета от 9 февраля 1918 г. от Якутской Еврейской Общины был представлен – И.О. Славиным .
Ответственным секретарем газеты «Красный Север» (до 6 июня 1920 г. газета называлась «Якутская правда») был назначен Вадим Ильич Бик (родной брат В.И. Бика, в прошлом редактора газеты «Социал-демократ») . Но уже 12 сентября 1920 г. газета была переименована в «Ленского коммунара», в редколлегию вошли М. Пясецкий, М. К. Аммосов и В.И. Бик, впоследствии П. Фраерман. С февраля 1946 г. по 1952 г. В.И. Бик возглавил редакцию газеты «Ленский водник» .
Меньшевик В.И. Бик был 1917 г. редактором газеты «Социал-демократ», издававшейся на паритетных началах с большевиками. В редколлегию входил и М.И. Губельман (Е. Ярославский). Примеру социал-демократов последовали и социал-революционеры. Первый номер их газеты «Социалист» вышел 21 марта 1917 г., ответственным редактором был Д.Ф. Клингоф .
Местная якутская печать, находившаяся в руках эсеров, федералистов, кадетов и меньшевиков, единодушно осудила «октябрьскую авантюру большевиков». Никак не отреагировала на это только газета «Еврейские письма», к изданию которой на русском языке приступила еврейская община г. Якутска в ноябре 1917 г. Редактировалась она известным в Якутске беспартийным интеллигентом А. Галиным-Галером, печаталась в областной типографии, а редакция располагалась в доме И. Кершенгольца, где принималась и подписка. Горожанам рекомендовалось по личным делам обращаться по этому же адресу к В. Рабиновичу .
Газета сразу же заявила о себе как о беспартийном издании, взяв в качестве эпиграфа: «Если не я для себя, то кто для меня, и если не теперь, то когда же?». В самом названии подчеркивалось, что редакция не выходит за круг интересов местной еврейской общины. Интересы же общины, безусловно, не ограничивались избранием 26 декабря 1917 г. ее правления или делегированием в участковую комиссию по выборам на Всероссийский еврейский съезд в качестве председателя комиссии А. Галин-Галера и секретаря И. Кершенгольца. Делегата на съезд из своей среды община г. Якутска не выдвигала. Бюро Сибирского района Российской сионистской организации, располагавшееся в г. Иркутске, предложило кандидатуру иркутского аптекаря, которую включили без альтернативы в избирательный бюллетень .
Газета «Еврейское слово» ставила вопросы, связанные с предоставлением евреям равноправия как национальной общности. В первом номере «Еврейских писем», вышедших в свет 21 ноября 1917 г., привлекает внимание статья «Граждане – евреи!», целиком посвященная проходившей 18 – 21 июля 1917 г. в Петрограде конференции, в которой участвовали «представители всех еврейских городов, всех еврейских партий и направлений в России». В статье разъяснялись основные положения принятой на конференции программы: выработать основы национального самоопределения евреев в России, определить формы гарантий национальных прав, установить переходные формы общинной организации русского еврейства, обеспечить гражданские и национальные права евреев .
Редакция газеты не выступала за открытие в Якутской области еврейских школ. Она призывала учащихся: «идя навстречу развитию национального самосознания еврейской учащейся молодежи», изучать еврейскую историю, литературу и язык и объявила об открытии «на столбцах «Еврейских писем» особого отдела по этим вопросам». Подчеркнув, что «активная самодеятельность есть первое необходимое условие для всякого саморазвития», редакция предложила учащимся «самим позаботиться об отделе саморазвития в нашей газете, для чего самим избрать из своей среды состав редакции по этому отделу» .
Не обошел своим вниманием газету «Еврейские письма» и Центральный комитет Российской сионистской организации. В редакцию был прислан текст «Манифеста к еврейскому народу», в котором сообщалось, что правительство Великобритании приняло декларацию о создании в Палестине «национального центра еврейского народа». Предлагалось «широко оповестить об этом еврейское население Якутской области».
Неизвестно, как евреи Якутска восприняли «Манифест», опубликованный 12 января 1918 г., поскольку 8 февраля вышел последний, четвертый номер газеты .
В период управления Якутией Областным советом растет антисемитизм в Якутии, чего практически раньше не наблюдалось. Все это не располагало еврейское население к власти. Обвинения против евреев были типичными, как и по всей стране.
1 июля 1918 года возле Табагинского мыса высадился отряд красного командира А.С. Рыдзинского, который прибыл на 2 пароходах в составе трехсот человек. Им противостоял отряд земской областной милиции, в котором числилось чуть более ста человек.
В восстании против эсеров активно участвовали еврейская молодежь: Исай Карпель, Иосиф Альперович, Михаил Гоберник, Рая Цугель, Лия (Нюта) Гоммерштадт, Зинаида Гоберник и Соня Калачик. В июле в Якутск вошел отряд А.С. Рыдзинского и была установлена Советская власть. После ухода отряда в августе город занял отряд белогвардейца поручика Гордеева. Был расстрелян Яков Бук, высланы из Якутска Виктор Бик и Зинаида Гоберник в Иркутск .
Нюта Гоммерштадт вышла замуж за В.Д. Котенко, активного участника в упрочнении советской власти в Якутии, прибывшего в Якутию вместе с отрядом А.С. Рыдзинского. Период колчаковского режима провел в тюрьме. Осенью 1921 г. началась контрреволюция в Якутии. Почти весь северо-восток Якутии оказался в руках противников советской власти. В этих условиях В.Д. Котенко, уполномоченный Якутского губернского ревкома по северным уездам, оказался в Среднеколымске, где был убит .
По данным краеведа Петра Конкина, которому удалось найти в архивах некоторые факты и фамилии убитых горожан. Установлено, что во время захвата большевиками отряда А.С. Рыдзинского г. Якутска, около Чепаловки погиб 15-летний ученик реального училища Лев Славин; шальными пулями была убита семья Гринберг: 49-летняя мать Иуля и ее 16-летний сын Давид .
В Якутии и в Якутске была провозглашена Советская власть. Власть Советов в Якутии восторжествовала на восемь месяцев позже, чем в центральной части России, и существовала недолго – 35 дней. Власть перешла вновь к Областному совету. Гласными Олекминской городской думы были Л.В. Ментус и Б.Л, Биржанский, в Амге гласным был Моисей Исаевич Черняк, управляющим Вилюйским уездом был назначен М.П. Войцехович .
В сентябре 1919 г Муттерперл собрал пожертвования в сумме 1400 рублей на лазареты Красного Креста. В Верхоянске в пользу пострадавших в гражданскую войну пожертвовали А.Н. и Е.Г. Шишлянниковы 127 рублей 50 копеек. Сбор денег в пользу городских пожарных организовали Екатерина Биржанская и Берта Тверская .
Общественно-политическая обстановка в Якутии отличалась от обстановки в центральной России, Сибири и Дальнего Востока. В 1918 и 1919 годах у власти находились демократические органы. Правда, с установлением диктатуры Колчака (18 ноября 1918 г.) несколько жестче стал внутренний режим. На территории Якутской области была запрещена деятельность партии большевиков и левых эсеров .
Несмотря на некоторое ужесточение под руководством подпольной большевистской организации восставшим рабочим и солдатам г. Якутска удалось в ночь с 14 на 15 декабря 1919 г. совершить переворот с участием военного гарнизона под командованием Б.С. Геллерта .
В результате этой победы окончательно была восстановлена Советская власть в Якутии.
Х.А. Гладунов назначил Б.С. Геллерта своим приказом «командующим революционными войсками Якутской области». В период после Февральской революции (ЯКОБ) командовал добровольной боевой дружиной учащейся молодежи г. Якутска (30 чел.), известного своим неприятием большевизма и Октябрьской революции. Приказ о его назначении был подписан 15 декабря 1919 г., а 28 декабря был убит при не до конца выясненных обстоятельствах .
Всю полноту власти в Якутии взял на себя Якутский военно-революционный штаб Красной армии. По всем округам была смещена демократическая администрация, начались аресты бывших чиновников и служащих .
Новая власть в декабре 1919 г. на якутском телеграфе уполномоченным ревштаба назначила Абрама Гоммерштадта. В июне 1920 г. военным комиссаром области стал Исай Карпель, заместителем – Леонтий Тверской, губернским продкомиссаром – Залман Эренбург .
В созданном 15 марта 1920 г Якутском губздраве секцией медэкспертизы, при лечебно-госпитальном отделом заведовать врач И.Д. Бик .
Председателем Якутской Губернской Чрезвычайной Следственной Комиссии был назначен Иосиф Борисович Альперович, вступивший в должность с сентября 1920 г. по февраль 1921 г. Он был уроженцем г. Якутска (родился 15 апреля 1902 г.), в партии состоял с 1917 г. Образование - реальное училище г. Якутска. Впоследствии окончил университет кадров Востока в Москве. Был одним из организаторов и участников дела - «Олекминского заговора», и лично участвовал в его «разгроме», после чего имел большие проблемы с якутскими областными властями. Но был оправдан, как молодой неопытный, с большим коммунистическим рвением.
Впоследствии работал за пределами Якутии, исключен был из партии за принадлежность к троцкистам, но затем восстановлен. Участвовал в строительстве Нижегородской ГЭС, а затем был заместителем директора Магнитогорского комбината. Был арестован в конце 1936 г., умер в лагере. Реабилитирован 1956 г., был женат на В.С. Синеглазовой, подруге Р.И. Цугель .
В апреле 1920 г. была проведена перерегистрация коммунистов и избран комитет из пяти человек, куда вошел М. Мишлимович, в руководящее ядро Гоммерштадт. Из 95 членов Якутской организации РКП (б) десять являлись евреями:
1. Лия Давидовна Гоммерштадт;
2. Аврам Исаевич Гоммерштадт;
3. Самуил Борисович Гоммерштадт;
4. Иосиф Борисович Альперович;
5. Георгий Ильич Бик;
6. Вадим Ильич Бик;
7. Михаил Абрамович Дунаевский ;
8. Виктор Цезарович Ингелевич;
9. М. Мишлимович;
10. И. Франкевич.
В 1920 г. прекратила свое существование партия левых эсеров и многие вступили в РКП (б), в том числе: И.Б. Альперович, И.Л. Карпель, Л.М. Тверской, А.Л. Гольдштейн. Тогда же в составе Якутской организации РКП (б) находились Рувим Фраерман, Самуил Волович, Давид Крымский .
В числе секретарей Якутского губбюро, обкома был и Герценберг.
Продолжалось принятие новых членов в Якутскую организацию РКП (б). Среди желающих вступить в партию было довольно много еврейской молодежи. 29 декабря 1920 г. вступил в РКП (б) Дунаевский Вениамин Абрамович, 1887 г. рождения , 12 января 1921 г. Калачик Борис Израилевич, 1903 г. рождения, имеющий 6 классов реального училища образования, из служащих, владеющий якутским языком . Вступил в РКП (б) 15 января 1921 г. - вступил Блох Рувим Моисеевич, 1904 г. рождения, печатник , Гоммерштадт Лев Юдкович, 1902 г. рождения, уроженец с. Чурапча, принят как прошедший испытательный срок 27 февраля 1921 г .
Вступили в партию также Карпель Исай Львович, 1899 г. рождения, в партии с октября 1919 г. , Эпштейн Абрам Беньяминович, 1898 г., с ноября 1919 г. , Файлер Лазарь Моисеевич, 1891, с января 1921 г. , Кац Мануил Михайлович, 1904 г., май 1921 г. , Калачик Софья Борисовна, 1902 г., с октября 1920 г . и Калачик Израиль Борисович, 1904 г., с октября 1921 г .
13 мая 1921 г. рекомендован в комсомол Блох Леонид Ильич, 17 лет, проживающий в с. Амга, как сочувствующий идее коммунизма и воспитывающийся в коммунистической идее . Просьбу принять в члены РКП (б) от 27 июля 1921 г. Гоммерштадта Самуила Борисовича, 17 лет отклонили как не дисциплинированного и легкомысленного .
С июня 1920 г. стал членом партии Тверской Леонтий Моисеевич 1890 г. рождения. В 1916 г. он был мобилизован в армию, воевал на румынском фронте рядовым, где проникся большевистскими идеями. В 1917 г. был демобилизован по ранению. Во время службы был начальником губернского отделения военной цензуры с ноября 1920 г. по октябрь 1921 г .
22 января 1921 г. вступил в партию Маньковский Хаим Моисеевич (37 лет, уроженец Ковенской губернии, высланный в ссылку в Сибирь). До вступления в РКП (б) был членом БУНДа с 1904 г., затем с ноября 1905 г. состоял в федерации анархо-коммунистов. Организовал в Якутске союз кожевенников и был его председателем .
В списке лиц, заключенных в Якутскую областную тюрьму и числящихся содержащими за Якутским следственным комитетом, были: Мордухов Абрам Борисович, Бочкин Исай и Сосновский Исай. Были освобождены Гринберг Яков, Шишлянников Иосиф и Блох Исай.
Публикуя настоящий список, комиссия просила всех заинтересованных лиц подавать заявления по делам заключенных за и против. Список был опубликован в «Известиях Якревштаба Красной армии» № 24, за 5 февраля 1920 г .
12 мая 1921 г. был арестован Гоммерштадт Абрам Борисович (1901 г. рождения, в партии коммунистов с января 1920 г., член союза почтово-телеграфных служащих и союза коммунистической молодежи) с двумя товарищами. По обвинению в избиении председателя губернского правления народной связи товарища М. Кима в ночь с 7 по 8 мая во время семейного вечера служащих нарсвязи в здании Губпрофсовета. А.Б. Гоммерштадт отрицал обвинение, хотя признавался в неприязном отношении к тов. М. Киму. Также его поддерживали другие сотрудники нарсвязи, сообщавшие, что тов. М. Ким отличается склочным характером, не культурный и хам. И что М. Ким в тот день был пьяным .
Некоторые, опасаясь, уезжали из Якутска, чтобы вернутся когда все успокоится. Так, работать учительницей в Бютяйдяхской начальной школе (1920 - 1926 гг.) уехала дочь известных до революции в городе людей - Блох Софья Павловна .
После окончательного установления Советской власти, еврейская община продолжала свое существование до середины 20-х гг. ХХ в., когда её функции перешли к Комиссии по делам национальных меньшинств при ЯЦИКе (Якутский Центральный Исполнительный Комитет).
15 января 1921 г. в Губбюро РКП от якутской еврейской общины в Тарифно-нормативный подотдел Трудсобеза поступило отношение с просьбой об установлении еврейских праздничных дней, каковое было препровождено на рассмотрение в Губпрофсовет. 17 января 1921 г. прошло совещание Комиссии по установлению дней отдыха для евреев, работающих в советских учреждениях. И постановили, днями отдыха для евреев считать:
1. Пасха - 1 день (23 апреля) и 8 день (30 апреля);
2. Пятидесятница (Шовуот) – 2-ой день (13 июня);
3. Рош-Г ашона (Новый год) – 2 дня (3 и 4 октября);
4. Йом-Кипур (День прощения) – 1 день (12 октября);
5. Шмини-Ацерот – 8 день (24 октября);
6. День Английской декларации (декларация Бальфура) – 1 день (26 ноября).
Всего объявлялось 8 праздничных дней для евреев – работников советских учреждений .
Советские органы Якутии, сочтя положение в Охотске критическим, послали военную помощь, также это было связано, с тем, что с 19 марта 1921 г. постановлением Сибирского революционного комитета Охотский уезд перешел к Якутской области от Дальневосточной республики. Экспедиционный отряд возглавил бывший рабочий охотских приисков А.И. Сивцев, при политкоме секретаря Якутского райбюро РКМ Л.Б. Альперовичем. Отряд влился в состав охотского гарнизона, для защиты советской власти в уезде 25 мая того же года . Отряд этот был практически полностью уничтожен вместе с охотским гарнизоном. Затем был сформирован Второй Экспедиционный отряд для помощи Охотску, в числе добровольцев были М. Дунаевский и М.Н. Агранович . Но этот отряд не дошел до Охотска.
В.И. Бик просил 28 июля 1920 г. в своем прошении просил освободить его от обязанности корректора газеты «Красный Север», в виду того, что обязанность эта сопряжена с усиленной ходьбой, что физически ему невозможно осуществить, так как он страдает органическим пороком сердца, не допускающим никакого физического напряжения, прилагал медицинскую справку.
Через три дня он предоставил медицинскую справку в партийный комитет на предмет отправления его в Москву на курсы в университет им. тов. Свердлова, о том, что со стороны состояния его здоровья никаких препятствий к отправлению в Москву и учебе не имеет и получил разрешение на выезд и на учебу в Москве на секцию печати .
В январе-феврале 1922 г. была проведена перепись для уточнения количества женщин, работающих в советских учреждениях г. Якутска. Так в Губстатбюро счетчицами работали Надежда Михайловна Майнбург и Хася Рувимовна Муттерперл, в Губревкоме работала машинисткой Хася Абрамовна Мильштейн, также в советских учреждениях работали Магдалина Ивановна Кац, Берта Моисеевна Мордухова, Инда Хаимовна Шишлянникова и Рахиль Иасифна Гринштейн .
В списках бойцов 2-ой роты на начало 1923 г. находим имена бойцов Цугель Матвея и Касперович Николая . В пулеметной команде - Агранович Михаил, Карпель Абрам и Мордухов Илья , а в списках бывших красных партизан и демобилизованных красноармейцев и семейств убитых красноармейцев за 1927 г. значатся: М.М. Бедер (партизан), К.М. Котрус и А.З. Спивак-Джигинас (красноармейцы) .
В связи очищением с ближних районов вокруг г. Якутска от белоповстанцев Ревком ЯАССР постановил снять с госснабжения с 1 июля 1922 г., всех эвакуированных и беженцев, а с 1 августа - эвакуированных инвалидов . Среди беженцев было довольно много евреев из ближайших улусов, бежавших от антиеврейских выходок некоторых белогвардейцев.
Как писал в своем письме М.К. Артемьев И.Я. Строду: «… все граждане и гражданки Якутии – русские, евреи, татары и другие нации также равноправны как и якуты, никакой привилегии последним нет и не должно быть… ».
Следует учитывать, что национальный вопрос в ЯАССР был тесно связан с аграрным вопросом, а значит, в первую очередь касалась якутов и русских крестьян, тогда как еврейское население в основном оставалось сугубо городским.
В отчете Комиссии по делам национальных меньшинств Якутии от 26 февраля 1926 г. выражается недовольство евреями Якутии: «Еврейство, которое везде в СССР было в авангарде революционных масс, в Якутии в революционном движении почти не участвовало ввиду своей отсталости, социального положения. Оно было совершенно индеферентно к политическим событиям, до настоящего времени партийцев евреев в Якутске 4-5 человек» .

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#65 Сообщение Алексей Андреев » 27 мар 2012, 20:27

Очень хочется ответной реакции

stvers
Сообщения: 117
Регистрация: 17.02.2010
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#66 Сообщение stvers » 27 мар 2012, 23:41

С большим интересом прочитал Ваш материал об этих малоизвестных для меня событиях. Нашел здесь новые сведения о своих родственниках - Тверском Леонтии Моисеевиче, Тверской Берте - они родные брат и сестра (возможно, упоминаемая Вами Мордухова Б. М. это тоже она). Их отец Моисей Меерович (Минеевич) Тверский был братом моего дедушки. К сожалению, судьба их мне неизвестна. Было бы интересно узнать хоть что-нибудь еще. Большое Вам спасибо.
Тверские (Радомышльский уезд Киевской губ., Иркутск, Якутск), Бродские, Граевские, Юцис - все - Иркутск

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#67 Сообщение Алексей Андреев » 28 мар 2012, 05:49

Очень рад, что мои поиски и "опусы" помогли вам еще, что-то узнать о своих предках и родственниках :D Хотелось бы узнать про них по больше, что вы про них знаете?

Аватара пользователя
Elena G.
Сообщения: 1666
Регистрация: 04.11.2010
Откуда: Canberra, Australia
Благодарил (а): 372 раза
Поблагодарили: 279 раз
Контактная информация:

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#68 Сообщение Elena G. » 28 мар 2012, 06:26

Алексей Андреев писал(а):• В конце 1887 г. партия государственных ссыльных, организовала артель во главе с А.Я. Энгелем для более правильной организации пита¬ния, следования по этапу и коллективной защиты своих интересов по пути на место водворения в Среднеколымск. Перед отъездом они закупили необходимый инвентарь для коллективного труда, и решили жить коммуной. На месте к ним присоединились другие ссыль¬ные (просуществовал до 1893 г.).


Алексей, спасибо за Вашу работу. Оказалось, что вот этот Энгель (Александр Яковлевич) был двоюродным братом деда моего мужа. Об их группе много писали, кое что у меня есть, буду рада обменяться копиями и ссылками.
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#69 Сообщение Алексей Андреев » 28 мар 2012, 10:05

буду рад, хотя меня больше местные интересуют

stvers
Сообщения: 117
Регистрация: 17.02.2010
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#70 Сообщение stvers » 29 мар 2012, 00:48

Алексей Андреев писал(а):Очень рад, что мои поиски и "опусы" помогли вам еще, что-то узнать о своих предках и родственниках :D Хотелось бы узнать про них по больше, что вы про них знаете?

К сожалению, о якутской "ветке" Тверских знаю немного. Глава семьи - Моисей Меерович (прибл. 1870 г. р.) был старшим среди сыновей Тверского Меера Юдковича - ссыльнопоселенца с. Урик Иркутской губ. В феврале 1890 г. он женился на девице Фигоковой Сарре Шмерковне. У них были дети: Леонтий (Лейба) (1890) , Рахиль (1894), Вера (1897), Миней (1898 - 1937), Берта (1899), Анатолий (1903). В Якутск они перебрались, предполагаю, после 1908 г., но могу ошибаться. Известно, что в 1899 г. (через год после смерти его отца) Моисей Меерович крестился.
В 1925 г. он - в списках крестьянских хозяйств, расположенных в черте г. Якутска и являющихся налогоплательщиками 1-й категории (главный источник дохода – сельское хозяйство). Список опубликован в газете «А.Я.»
Есть копия прошения Леонтия Тверского о прибытии в Иркутск из Якутска для призыва в армию, датированное от 20.09.1912 г.
Тверские (Радомышльский уезд Киевской губ., Иркутск, Якутск), Бродские, Граевские, Юцис - все - Иркутск

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#71 Сообщение Алексей Андреев » 29 мар 2012, 08:23

stvers писал(а):
Алексей Андреев писал(а):Очень рад, что мои поиски и "опусы" помогли вам еще, что-то узнать о своих предках и родственниках :D Хотелось бы узнать про них по больше, что вы про них знаете?

К сожалению, о якутской "ветке" Тверских знаю немного. Глава семьи - Моисей Меерович (прибл. 1870 г. р.) был старшим среди сыновей Тверского Меера Юдковича - ссыльнопоселенца с. Урик Иркутской губ. В феврале 1890 г. он женился на девице Фигоковой Сарре Шмерковне. У них были дети: Леонтий (Лейба) (1890) , Рахиль (1894), Вера (1897), Миней (1898 - 1937), Берта (1899), Анатолий (1903). В Якутск они перебрались, предполагаю, после 1908 г., но могу ошибаться. Известно, что в 1899 г. (через год после смерти его отца) Моисей Меерович крестился.
В 1925 г. он - в списках крестьянских хозяйств, расположенных в черте г. Якутска и являющихся налогоплательщиками 1-й категории (главный источник дохода – сельское хозяйство). Список опубликован в газете «А.Я.»
Есть копия прошения Леонтия Тверского о прибытии в Иркутск из Якутска для призыва в армию, датированное от 20.09.1912 г.


Спасибо за информацию

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#72 Сообщение Алексей Андреев » 28 окт 2012, 06:51

Формирование еврейской общины в Якутии
(II половина XIX – начало XX вв.)

Республика Саха (Якутия) многонациональна, в ней живут представители свыше 120 национальностей. С середины XVII в. - начала освоения русскими землепроходцами Якутии – сюда шло переселение лиц разной этнической принадлежности. Впервые в «Соборном Уложении» 1649 г. в ст. 13 гл. XIX «О посадских людях» было указало на Ленский край как на место ссылки по определенному составу преступлений. Ф.Г. Сафронов доказал, что «ссыльные на Ленском волоке находились уже в 1635 г.», через три года после основания Ленского острога, а ссылка в край «становится ежегодной с 1642 г.» . Спустя 200 лет, к 1884 г., ссыльные, не считая членов их семьи, составляли 3,17 % населения Якутской области, в Якутском округе 7,7 %, в крестьянских обществах Иркутского тракта на их долю приходилось 26,92 % населения, в Амгинской слободе – 57,2 % .
За четырехвековую историю Якутии в составе Российского государства в регионе сложилось устойчивое русское старожильческое население и постоянные корейская, татарская и еврейская этнические группы, часть которых с полным основанием может называться коренными якутянами наравне с аборигенами Якутии. Попав в Якутию, оказавшись расселенными на значительной территории среди более многочисленного местного населения, они адаптировались, сложились в другие, отличные от «материнских» этнические группы, хотя и сохранили региональные особенности. В первую очередь это касается русских крестьян, частично татар и евреев, в меньшей степени других народов.
Наличие русской субэтнической группы определяло в прошлом и определяет в настоящем характер отношений между всеми народами и этническими группами, проживающими на территории Якутии . Евреи являются одной из национальных общин, имеющих давнюю историю жизни в регионе.
В отчете комиссии по делам национальных меньшинств Якутии от 26 февраля 1926 г. дается небольшая историческая справка о якутских евреях: «Евреи появились в Якутии около 40-х гг. XIX в., все они потомки ссыльных: первыми были кантонисты и субботники, потом пошли административные ссыльные. Они расселялись по деревням и улусам, и только впоследствии им был дан доступ в города. Не будучи приспособленными к условиям сельской жизни, евреи стремились вернуться в привычную для них городскую обстановку. Занимались они обычно ремеслами, мелкой торговлей. В борьбе за существование забывали духовные и культурные запросы. Многие из них были совсем неграмотны. Дети же обучались в русских школах. Второе, тем более третье поколение уже совершенно обрусело. Молодежь в это время уже почти поголовно не знала еврейского языка» .
Формирование еврейской диаспоры в Якутии, как и в других регионах Сибири, опреде¬лялось особенностями царского законодательства в отношении к евреям. Правовыми нормами, утвержденными Николаем I 15 мая 1837 г., въезд в Сибирь всем евреям, кроме ссыльных, был практически запрещен, поэтому попадали они сюда в основном не по своей воле. «Правила, заключающие в себе меры против переселения евреев в сибирские губернии и для уменьшения числа поселенных уже в Сибири евреев» предписывали сосланных на поселение и окончивших срок каторги евреев водворять исключительно «в Якутской области и за Байкалом» . «Льготные» категории евреев, получившие право на повсеместное жительство в Российской империи (законодательство Александра II), за исключением военнослужащих (кантонистов), повлияли на формирование сибирской еврейской диаспоры в незначительной степени, так как предпочитали осесть в экономически развитых районах империи.
Регион в ту эпоху был местом интенсивной колонизации, поэтому в глазах местного и старожильческого населения евреи не сильно отличались от других категорий приезжих. Конечно, при существенных религиозных, антропологических и социальных отличиях, специфическом отношении к ним со стороны православной церкви и региональной власти они все равно воспринимались как «чужаки/другие», но далеко не в той степени, как в европейской части страны. Их предпринимательские навыки и культурная обособленность усиливали образ «чужаков», что было особенно характерно для интенсивно колонизируемой южной Сибири, куда специфику отношения к евреям переселенцы привозили «с собой» из европейской части России. Для Якутии же, где преобладало якутское население, евреи были «нууччами» (так якуты называют всех европейцев, в т.ч. русских). Опыт адаптации евреев в регионе во многом отличался от опыта других народов и евреев в других регионах империи . Высланные евреи образовывали автономные анклавы, формируя экономический базис своей этнической выживаемости.
Первыми евреями, появившимися на территории Якутии, были кантонисты, имевшие право повсеместного жительства, но прибывшие сюда в основном в качестве ссыльных из Западной Сибири. С 1820-х гг. евреи, в основном высылаемые семьями, массово начали прибывать в Якутию. Также они попадали в регион за участие в польских восстаниях.
Первым известным евреем, сосланным в Якутию, был крещеный еврей граф A.M. Девиер, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга, зять князя А.Д. Меньшикова. Родом он был из Голландии, из семьи португальских марранов. Отбыл ссылку в Жиганске с 1727 по 1739 гг., затем был переведен в Охотск. Жил он один, после окончания срока ссылки отбыл в Россию, оставив о себе плохую память .
В 1842–1843 гг. на территории Якутской области не было учтено ни одного еврея . В дальнейшем ревизии еврейского населения проходили ежегодно. 14 декабря 1846 г. Якутский земской суд разослал в округа циркуляры с запросом об имеющихся там на жительстве евреях. В ответ были получены рапорты об их отсутствии в области. Последний рапорт датирован 1849 г.
По донесению старосты Крестьянского староства Иркутского тракта Якутского ведомства на декабрь 1854 г. здесь проживали 11 евреев, из них 5 мужчин, одна пара сочеталась браком . В Кангаласком улусе жили 3 еврея (один мужчина), в Мегинском улусе - 12, из них 6 мужчин .
II отделение Якутского областного правления потребовало у Якутского земского суда дать более точный ответ о численности евреев за 1854 г. ввиду того, что в 1853 г. было учтено 13 евреев и 12 евреек и одна новорожденная девочка - всего 26 чел., а в следующем году – только 8 мужчин и 6 женщин. От земского суда потребовали немедленно доставить сведения об остальных 12 и объяснить, почему они не показаны в статистике за 1854 г. Скорей всего эти люди перебрались в Якутск.
В дальнейшем еврейское население области стабильно росло. По данным переписи 1897 г., сословная структура еврейского общества Якутской области была следующей: духовенство – 1 чел., купцы – 16 чел., мещане – 341 чел. и крестьяне 181 чел. 326 евреев были городскими жителями . Рассмотрим динамику численности еврейского населения по округам.
В 1855 г. в Якутском округе зафиксирован 21 еврей, из них 13 мужчин и двое рожденных мальчиков, был заключен один брак, в 1876 г. - – 136 евреев, из них 57 женщин . В 1897 г. в округе было уже 133 иудея, из них 101 мужчина и 32 женщины, родилась одна девочка . Но эти данные не точны, так как некоторая часть ссыльных в них не включена: как отмечает П.Л. Казарян, ссыльные, еще не причисленные к местному обществу, в числе постоянных жителей официальной статистикой не учитывались. В частности, по переписи 1897 г., в г. Среднеколымске был один еврей . По проведенному П.Л. Казаряном учету, на 1 января 1897 г. в городе находились 4 политических ссыльных еврея, один в марте выехал из города и, таким образом, на 1 января 1898 г. в Среднеколымске было 3 еврея .
По статейной переписи 1858 г., к амгинскому крестьянскому обществу причислились 3 еврея , а по переписи 1897 г., в Амгинской слободе жили уже 5 еврейских семейств, не считая политических ссыльных. Семьи Черняков и Сосновских имели свои магазины . Надо отметить, что в Амге существовало еврейское кладбище, что говорит о долгом проживании здесь значительной группы евреев.
По данным 1872 г., в г. Олекминске проживал один еврей, а спустя 4 года, по статистическим сведениям окружного полицейского управления, в Олекминском округе жили 16 евреев, из них четверо мужчин. 12 олекминских евреев жили в городе, в том числе 8 женщин . В 1891 г. в г. Олекминске жили 27 евреев . В Вилюйском округе проживали 5 евреев, из них один в г. Вилюйске . В начале 1900-х гг. мелкой торговлей в городе занимался ссыльный Эль (Илья) Мостовский. В делах городского старосты сохранилось его прошение о выдаче временного билета на отлучку на ярмарки в города Якутск и Олекминск для привоза товара. Еще со времен ссылки Н.Г. Чернышевского винную лавку там же содержал Исай Дашевский . По Колымскому округу в 1876 г. не зарегистрировано ни одного еврея .
До 1898 г. в состав Олекминского округа входили Олекминская и Витимская система приисков. Некоторые прииски принадлежали евреям или их уполномоченным . По переписи 1897 г. в Олекминском округе проживало 36227 чел., из них 191 еврей, по вероисповеданию - 232 иудея . Через год Витимская система приисков была передана Иркутской губернии , вследствие чего дальше якутской статистикой они уже не учитывались.
Высылавшихся в Якутию евреев селили по наслегам (желательно одна семья в наслеге), где они на раннем этапе довольно быстро ассимилировались и растворялись среди местного населения. Но по мере увеличения численности евреев процесс ассимиляции постепенно приостанавливается, т.к. их стали ссылать целыми семьями: в 1828 г. прибыло 16 семей, в 1862 г. – около 20 семей, а в 1877 г. – 26 семей евреев .
Стараясь перебраться поближе к «своим» и будучи в подавляющем большинстве сугубо городскими жителями, евреи постепенно стали концентрироваться в городах Якутск и Олекминск, где легче было найти источник пропитания, хотя по российским понятиям северные города мало подходили под понятия «город». Города в Якутии в первую очередь были административными центрами округов. Концентрация евреев в Якутске была заметной, что вполне объяснимо: город был самым крупным в обширной Якутской области, ее административным и культурным центром. В отчете Якутска за 1846 г. указывается, что «евреев на жительство не имеется, а временно проживает один». В 1856 г. в качестве постоянных жителей уже появляется двое евреев (муж и жена), в 1860 г. евреев насчитывается 23 чел. По данным 10-й ревизии (на 1861 г.) в Якутске проживали 9 кантонистов (5 мужчин и 4 женщины) из общего числа 633 мужчины и 628 женщин .
Особенности Якутской области как региона политической ссылки предопределили её значение как в системе политической ссылки в Сибири в целом, так и как особого района для ссылки евреев. При этом многие общие положения о ссылке в Сибирь по политическим мотивам способствовали увеличению численности сосланных в область евреев.
При относительной малочисленности еврейское население в Якутской области преуспело в мелкой торговле и ремесленничестве, т.е. в так называемых «городских» профессиях, которым они были обучены до ссылки в Якутию. Встречались и занимавшиеся земледелием, служившие приказчиками или занимавшие мелкие должности в государственных учреждениях (последнее относится в основном к евреям-уроженцам Якутии и жителям области во втором-третьем поколениях).
По материалам Переписи 1897 г., еврейский язык признали родным 539 чел., по конфессиональной принадлежности в опубликованных данных было учтено 714 иудеев и 10 караимов, а по ведомости распределения населения – 697 иудеев .
В 1877 г. еврейской общине Якутска было выделено место под еврейское кладбище и разрешено строительство в городе синагоги (молитвенного дома), открытой в 1880 г. в частном доме. С 1896 г. синагога пользовалось правами, утвержденными Иркутским генерал-губернатором.
В 1909 г. еврейское общество обратилось в областное правление с просьбой разрешить покупку дома или участка под строительство новой молельни. Якутский губернатор запретил собирать деньги по подписке, чтобы избежать намека на обязательность сбора. Средства можно было собрать только добровольными пожертвованиями. Прихожане могли потерять задаток в размере 500 руб., которые они отдали продавцу дома священнику Орлову и которые он мог не возвращать, если своевременно не последует очередной взнос. Хозяйственное правление общины пошло на хитрость, сделав-таки обязательную раскладку и оформив это в специальной книге как добровольные приношения. Но проведенная в 1911 г. ревизия без труда обнаружила нарушение. Самый крупный взнос сделал золотопромышленник Яков Фризер – 50 руб., а дом был куплен за 2250 руб. Еще 459 ушли на его ремонт и переоборудование. В 1912 г. новый молельный дом был открыт, а в 1915 г. уже значился на новой карте города . Синагога находилась в начале улицы Николо-Преображенской в районе Преображенской церкви.
Довольно продолжительное время евреи Якутска не имели ни раввина, ни его помощника. Религиозные обряды исполнялись то одним, то другим евреем. При бракосочетании имело место только заключение письменного соглашения между вступавшими в брак. Это было выявлено в ходе полицейского расследования дела Шварца (осужденного на каторжные работы за кражу припасов из амбара якута Ф. Титова), который женился на Сприне Гринштейн .
Политические ссыльные в большинстве своем держались в стороне от общины. Председатель хозяйственного правления еврейской общины, отправляя областному правлению именную ведомость прихожан Якутского молитвенного дома, уточнил, что «кроме всех поименованных в этом списке лиц, в городе Якутске имеются еще несколько евреев из административных ссыльных за государственные преступления, которые никогда не посещают молитвенный дом, никогда не обращаются к членам хозяйственного правления молитвенного дома за чем бы то ни было и поэтому неизвестны и не занесены в вышесказанную ведомость» .
За период с 1883 по 1914 г. в Якутской епархии перешли из иудаизма в православие 48 иудеев: в 1883 г. – два, в 1886 г. – один, в 1889 г. и в 1890 г. – по два, в 1891 г. – один, в 1892 г. и в 1893 г. – по три, в 1894 г. – один, в 1895 г. – 6, в 1896/1897 гг. – 7, в 1898 и 1900 гг. – по четыре, в 1903 г. – два, в 1905 г. – три, в 1906 г. – два, в 1907 г. – один и в 1914 г. – четыре .
После Февральской революции, отменившей ограничительное законодательство в отношении евреев, они активно включились в общественно-политическую жизнь Якутии. 4 апреля 1917 г. 43 еврея Якутска после общего собрания в молитвенном доме решили создать общину, которая бы отстаивала интересы еврейского населения Якутской области. Закрытым голосованием представителями в Якутском комитете общественной безопасности (ЯКОБ) (временный орган власти в регионе) избрали Исая Моисеевича Блоха и Зельмана Хецкелевича Эренбурга. Община дала им право по всем обсуждаемым вопросам в ЯКОБе «голосовать по своему усмотрению», но в то же время оставила за собой право лишения их представительства в ЯКОБе. Община горячо поддержала Временное правительство, в выборах в Городскую Думу сочла необходимым блокироваться с социалистическими партиями, считая их выразителями интересов всего народа . Связано это с тем, что в то время в общине приобрели вес политические ссыльные, тогда как среди местных преобладали сторонники сионизма. Был организован Сионистский комитет, выпускавший в 1917–1918 гг. газету «Еврейские письма». Ее редактором был А. Галин-Галер, в состав редакции входил И. Кершенгольц. После провозглашения декларации Бальфура Сионистский комитет организовал митинг и торжественное богослужение в честь этого события .
После Октябрьской революции на принципах ленинской национальной политики была образована Якутская АССР. В 1920-х гг. было создано несколько правительственных и общественных организаций, главной задачей которых стала защита интересов национальных меньшинств, которыми были признаны русское старожильческое крестьянство, татары, евреи, китайцы и корейцы. Начался быстрый процесс модернизации и советизации еврейства.
Отчет комиссии по делам национальных меньшинств за 1926–1927 гг., использовавшей материалы переписи населения 1926 г., дает статистику еврейского населения республики: в четырех южных округах Якутии, представляющих 5/6 всего ее населения, проживало 842 еврея, из них в сельской местности 169 чел. (0,7% от общего числа сельского населения), в городах - 673 чел. (4,73% от общего числа городского населения). По половому признаку: в сельской местности проживал 91 мужчина и 78 женщин, в городах 359 мужчин и 314 женщин – всего 450 мужчин и 392 женщины .
К концу 1920-х гг. в Якутии начинается сворачивание работы по защите интересов национальных меньшинств. Закрываются татарская, корейская и еврейская школы, которые были переведены на русский язык, существенно урезается программа по «коренизации», проводится политика «русификации» не только объякученных русских, но и всех национальных меньшинств.
Целых 60 лет евреев Якутии связывало с еврейством только еврейское кладбище. Люди, которые практически полностью ассимилировались в обыденной жизни, хотели, чтобы их родные были похоронены по еврейским обычаям. Большой вклад в сохранение кладбища, в том числе и как культурно-исторического объекта, внесли И. Мишлимович, И. Кершенгольц, Я. Мишлимович, Г. Мутерперл и другие .
В постсоветский период начинается возрождение национальной жизни. Якутское общество еврейской культуры было одним из первых национальных объединений, организованных в Республике Саха в 1991 г. Организатором и первым председателем общества стал Лев Мушарский, заставивший людей поверить в возможность возрождения еврейской культуры и традиций в Якутии. Религия, играющая главную объединяющую роль, и общее самосознание сплотили людей. В 1991 г. было организовано «Еврейское культурное общество» для консолидации всех евреев Якутии (сегодня им руководит С.Х. Лифщиц). Сформировано «Еврейское религиозное общество» (сегодняшний руководитель А.Г. Гоммерштадт). Существует и Общественная организация еврейской общины г. Якутска «Мазаль» (председатель М. Гуревич). Евреи Якутии стараются жить «еврейской жизнью».
Таким образом, якутское еврейское общество – часть российского еврейства, становление и формирование которого произошло за пределами «черты оседлости». Якутские евреи сформировались в подавляющем большинстве из ссыльных и их потомков, выходцев из западной части Российской империи, высланных навечно по уголовным делам в период с 70-х гг. XIX в. до начала XX в. В подавляющем большинстве они концентрировались в Якутске. Прибывавшие с семьями, они мало подверглись физической ассимиляции, но испытали некоторое влияние местного якутского и особенно русского старожильческого населения. Многие из них были сильно русифицированы, якутский язык знало незначительное число. В отличие от русских, которые довольно быстро объякучивались, евреи мало поддались этому процессу. Не представляя собой компактной общности с развитой системой социально-культурных связей, они сохранили еврейское самосознание.
Будучи ущемлены в правовом отношении дважды – как ссыльные и как собственно евреи – они оставались лояльными к центральной власти и проводимой ею политике, поддерживая общероссийские ценности как поданные и граждане России.
Примечания

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#73 Сообщение Алексей Андреев » 19 фев 2013, 13:03

Семитысячник взят! :Yahoo!:

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7640
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 19 раз
Контактная информация:

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#74 Сообщение mod970 » 19 фев 2013, 13:31

Алексей Андреев писал(а):Семитысячник взят! :Yahoo!:

В смысле?
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#75 Сообщение Алексей Андреев » 19 фев 2013, 14:35

Просмотров :D

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#76 Сообщение Алексей Андреев » 14 апр 2013, 07:54

Довольно часто сталикиваюсь с тем, что в журнале Советиш Геймланд была статья про Якутию. Но ни как не могу найти данную статью. Помогите

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#77 Сообщение Алексей Андреев » 18 апр 2013, 17:37

Лишенные избирательных прав в 1928 – 1929 гг. :

1. Блюм Илья Борисович (Алданский округ);
2. Винницкий Айзик Исаевич – отказано;
3. Гинзбург Самуил Захарович – отказано;
4. Гальперович Яков Исаевич - восстановлен;
5. Гоммерштадт Самуил Борисович - восстановлен;
6. Гоммерштадт Вера (Двойра) Исаевна – отказано;
7. Гоммерштадт Абрам Исаевич (г. Якутск) – отказано;
8. Гоммерштадт Рахиль Борисовна;
9. Гухман Исай Афанасьевич (Олекминский округ) - восстановлен;
10. Гринштейн Хаим Иосифович – отказано;
11. Гринберг Хаим (г. Якутск);
12. Кершенгольц Иовель Иосифович – отказано;
13. Муттерперл Рувим Вульфович - восстановлен;
14. Муттерперл Софья Иудовна – отказано;
15. Пиецкий Михаил Ильич (г. Якутск) – отказано ;
16. Рабинович Яков Иудович – восстановлен;
17. Ратман Иосиф Абрамович (г. Якутск) – отказано ;
18. Розенберг Ефим Ильич (г. Якутск) – аннулирован;
19. Рабинович Моисей Евсеевич (г. Якутск) – отказано;
20. Сосновский Моисей Вениаминович – отказано;
21. Сосновский Яков Моисеевич – отказано;
22. Сосновский Иосиф Исаевич (г. Якутск) – отказано;
23. Страд Арон Иосифович (г. Якутск) – отказано;
24. Сосновский Давид Моисеевич (с. Амга) – отказано;
25. Транский Матвей Хаимович – отказано;
26. Цепелевич Михаил Иосифович – отказано;
27. Целюк Лев Евсеевич – отказано;
28. Целюк Роза Наумовна – отказано;
29. Шадхан Яков Савельевич – восстановлен;
30. Шишлянникова Ревека Абрамовна – отказано;
31. Шафер-Бигер Бася Берловна (г. Якутск) – неизвестно;
32. Эстеркес Надежда Абрамовна – отказано;
33. Эстеркес Аорт Соломонович - восстановлен .

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#78 Сообщение Алексей Андреев » 11 май 2013, 09:11

Всех поздравляю с Днём Победы! Думаю перевода для этих стихов не нужно.

Капитан Гастелло

Хараҥа былы түүҥҥэ
Өлөрө, уора,
Халаатаан өрө көттө
Баай фашист суора.
Көппүтэ ону билэн,
Кэккэтин үөрдээн,
Совесткай Ийэ сиртэн
Мохсоҕол бэрдэ.
Халлааҥҥа өстөөх биистиин
Гастелло харсар,
Хаанымсах, хара күүстэн
Бииртэн биир умсар.
Халлааҥҥа – хабыр этиҥ
Өрүтэ түллэр,
Капитан аалын көөртө –
Кытарар төлөн...
Баҕарбат билиэн барыан,
Батталы көрүөн,
Баҕарар сидьиҥ бииһин
Самнаран өлүөн!
Үөһэттэн көрдө сиргэ
Үөр өстөөх баарын:
«Быраһаай, дьоллоох дойдум,
Бар дьонум бары!...»
Умайар кутаа буолбут
Самолет иннин
Танкалаах бөлөх диэки
Салайда кини:
«Баҕардар, миигин төлөн
Түрүтэ сиэтин,
Фашиһы хампы түһүөм
Хайаатар да мин!»
Гастелло, буомба буолан,
Үөһэттэн түстэ,
Өстөөҕү үлтү тэптэ,
Буорунан типтэ.
Туойуоҕуҥ Ийэ сиргэ
Төлөммүт иэһи,
Туойуоҕуҥ сүрэх аайы
Тыыннааҕы биһи!
Ким сырдык, өлбөт дьыала
Кыайыытын була,
Советскай норуот дьолун
Дурдалыы барар –
Ол өрүү тыыннаах буолан,
Ыҥыра туруо:
Гастелло – норуот уола
Гастелло - герой!
1941. Эллэй

Хайыһар

Хоту дойду хонноҕуттан
Колонналар бардылар,
Хара тыанан, толоонунан
Хайыһардар дайдылар.

Өстөөх ханна саһан сылдьар,
Өстөөх ханна хайыһар, -
Ситиэ онно сытыы буулдьа,
Ситиэ сыыдам хайыһар!

Сибирь улуу буолактара
Силлиэрдилэр иһиирэ,
Туундара тыйыс уолаттара
Туруннулар сэриигэ.

Биллин фашист баһылыга
Биһи чаҕаан күүспүтүн,
Кыайыы сырдык дьаралыга
Биһигини кууспутун.
1942 с. Илья Ча5ыл5ан

Спасибо/махтал Елене Архипов

ALLA PESINA
Сообщения: 1285
Регистрация: 24.05.2011
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 374 раза

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#79 Сообщение ALLA PESINA » 07 сен 2013, 15:37

А.Гройсман Евреи Якутии http://ilin.sakhaopenworld.org/1995/97.htm
.

Алексей Андреев
Сообщения: 75
Возраст: 40
Регистрация: 22.11.2010
Откуда: Якутск
Поблагодарили: 7 раз

Re: Евреи на земле Олонхо (Якутия)

#80 Сообщение Алексей Андреев » 07 сен 2013, 18:18

ALLA PESINA писал(а):А.Гройсман Евреи Якутии http://ilin.sakhaopenworld.org/1995/97.htm

знаком со статьей


Вернуться в «Еврейские общины России»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей