Географическое название : Полонное
Краткая история административного подчинения
Полонное (Полонский район->Хмельницкая область->Украина) 1992-
Полонное (Полонский район->Хмельницкая область->Украинская ССР->СССР) 1954-1991
Полонное (Полонский район->Каменец-Подольская область->Украинская ССР->СССР) 1938-1953
Полонное (Полонский район->Винницкая область->Украинская ССР->СССР) 1923-1937
Полонное (Новоград-Волынский уезд->Волынская губерния->Российская Империя) 1795-1922
...............................................................................................
Для поиска архивных, географических и др. сведений пользуйтесь следующим:
ПОЛОННОЕ
Модератор: aag
Сообщение
Автор
ds_kiev
- ds_kiev
- Сообщения: 141
- Зарегистрирован: 09.08.2013
- Откуда: Украина
- Has thanked: 55 times
- Been thanked: 62 times
ПОЛОННОЕ
#2 ds_kiev » 19 июн 2017, 01:40
ПОЛОННОЕ, город в Хмельницкой области, Украина.
Источник: https://myshtetl.io.ua/album614882
......................................................................
ПОЛОННОЕ, город (с 1938), районный центр в Хмельницкой обл. (Украина).
Источник: http://rujen.ru/index.php/%D0%9F%D0%BE% ... 0%BE%D0%B5
.......................................................
ПОЛОННОЕ(Полна, Полона, Полоне) - город в Хмельницкой обл., Украина.
Источник: http://sambation.net/index.php/%D0%9F%D ... 0%BE%D0%B5
............................................................................................................................................
ПОЛОННОЕ. Бедствия св. общин
Источник: http://www.e-reading.club/chapter.php/1 ... chiny.html
► Показать
Евреи впервые упоминаются в 1601 году, а к середине века здесь была одна из крупнейших общин на Волыни. В 1648 году, во время резни Хмельницкого, погибло более 10000 человек во главе с известнім раввином Шимшоном Острополером. Дата 20 сивана была установлена траурным днем, а всем евреям Польши Ваад четырех земель установил запрет на ношение одежды из шелка и бархата в течение 3-х лет. В конце 17-го века, в 1684 году, небольшая еврейская община получила от графини Любомирской, которая владела городом, разрешение, позволяющее "строить красивые дома и здания в центральной части, которая называлась «Воля ». Евреям было предоставлено право на торговлю, при условии, что они платят налоги. Это способствовало увеличению числа еврейского населения, и уже в начале 18 века город стал крупнейшим торговым центром на Волыни. В 18 веке евреи страдали от нападений гайдамаков, польских и шведских солдат. Во второй половине 18-го века двое из столпов хасидизма (и ученики Баал Шем Това), Арье Иегуда-Лейб, а после него Яков Иосеф га-Коген, были раввинами города. Еврейские печатники были активны в Полоннм между 1782 и 1820 гг. Среди них был Шмуэль бен Иссахар Бер, который перенес типографию в Острог в 1794 году. Книга р. Якова Иосифа, "Толдот Яаков Йосеф", (опубликована в 1780г.), была первой хасидской работой из когда-либо опубликованных. В ней повторяется фраза: "Я слышал от моего учителя" 249 раз. Она является одним из главных источников учения Баал Шем Това. В то время в Полонном были 7 синагог и 2 еврейских кладбища. В 1847 году в Полонном было 2647 евреев. По данным переписи 1897 года, здесь было 7910 евреев (48,5% населения) Еврейская школа была открыта в 1887 году, талмуд-тора в 1897 году. В начале 20 века в городе были 15 синагог, был раввином Яковом Шимшон из Шепетовки. Вторая талмуд-тора была открыта в 1910 году. В декабре 1905 года в Полоном произошел погром. В 1914 году евреям принадлежало 95% предприятий Полонного. Все ювелиры (3), портные (7), стоматологи (3) и 2 врачей в были евреями. 2 еврейские школы были открыты в 1915 году и 1917 годах. В 1917 году солдаты русской армии устроилии погром. 98 евреев были убиты. 25 евреев были мобилизованы в армию Украины (УНР), но они были убиты сослуживцами в казарме. В апреле 1919 солдаты Директории убили евреев-членов первого ревкома в Полонном. Еще один погром весной 1919 года был организован Красной Армией, 8 евреев были убиты. В сентябре кавалерия Буденного ограбила и убила около 40 евреев. В 1923 году в городе было 3 синагоги, но все они были закрыты до конца 20-х гг. В 1939 году была закрыта еврейская школа. В 1926 году в Полонном было 5337 евреев (32,5% населения), к 1939 г. их число сократилось до 4171 (30% от общей численности населения). Немцы заняли город 6 июля 1941 года, а через месяц они убили 19 евреев. 23 августа 1941 г. убито 113 человек, 2 сентября 1941 г. погибло более 2000 евреев. Оставшиеся евреи были помещены в гетто на окраине города, где до войны был гранитный карьер. Полонное было освобождено 9 января 1944 года. После 1945 года часть евреев вернулась в Полонное. В 1948 году еще тайно собирался миньян. В 2013 году здесь было всего несколько десятков евреев, в бывшем здании синагоги 2 комнаты занимает музей поэта Переца Маркиша, уроженца Полонного. Подробное описание фото на photohunt.org.ua/Polonnoe.html
......................................................................
ПОЛОННОЕ, город (с 1938), районный центр в Хмельницкой обл. (Украина).
► Показать
Изв. с 1169. В 16–18 вв. – в Луцком повете Волынского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Новоград-Волынского у. Волынской губ.В 1790 в П. проживало св. 350 евреев, в 1847 – 2647, в 1897 – 7910 (48,5%), в 1910 – 15 257 (45,7%), в 1923 – 5080, в 1926 – 5337, в 1939 – 4171 (30,2%), в 1995 – 142 еврея.Евреи жили в П. с 15 в. В июле 1648 евреи (ок. 12 тыс. чел.) вместе с поляками почти 2 дня защищались в крепости П. от отрядов М. Кривоноса. После занятия П. казаками практически все евреи города, в т. ч. 300 евреев, укрывшихся в синагоге вместе с изв. раввином Шимшоном из Острополя, были убиты, сотни евреев угнаны в плен в Крым татарами.Со временем численность еврейского населения П. восстановилась. В 1684 владелица П. графиня Любомирская пожаловала евреям грамоту, разрешавшую им строить дома, торговать, вступать в цехи; евреи за плату освобождались от воинской повинности. В 18 в. часть евреев П. переселились в Подолию. В 1717 из П. в Меджибож переселилось 9 еврейских семей.В сер. 18 в. П. становится важным торг. пунктом и одним из центров хасидизма на Волыни. Во время своих путешествий П. посещал И.Баал-Шем-Тов. Одним из проповедников хасидизма в разл. местечках Волыни был уроженец П. ученик И.Баал-Шем-Това раби Арье-Иегуда-Лейб (?–1770). Во 2-й пол. 18 в. раввином П. был также один из учеников И.Баал-Шем-Това, потомок Шимшона из Острополя раби Яков-Йосеф (1704–1784) – автор первого печ. труда по хасидизму «Толдос Яков-Йосеф». В этот период в П. имелись 7 синагог, 2 еврейских кладбища (одно из них заложено в 1770); жили представители династий макаровских и садигурских цадиков.В 1782–1820 в П. работали типографии Шмуля Берковича (печатались гл. обр. хасидские книги) и Йосефа Когена. Всего здесь было напечатано 90 книг, среди к-рых имелись каббалистические и хасидские сочинения.Осн. занятиями евреев П. в кон. 18–19 в. были ремесла, торговля, разл. виды аренды и произ-ва. В 1772 П.Рейзе поставляла волов для армии. В кон. 18 – нач. 19 в. з-дом по произ-ву селитры владел Лейба Янкелиович. В 1886 еврею принадлежала аптека (провизор Линнер). В 1889 Моисей Шапиро основал ф-ку «Фарфор и фаянс», Моисей Брычкин – керамич. произ-во; работали еврейская больница, еврейская с.-х. артель. Евреи арендовали разл. произ-ва: чугунолитейное, смоляное, пивоваренный з-д.В 1867–87 раввином в П. был П.Розовский. В 1887 в П. открылось двухклассное еврейское уч-ще, в 1897 – талмуд-тора.В нач. 20 в. раввином П. был раби Яков-Шимшон, потомок Якова-Шимшона из Шепетовки, ученика Дойв-Бера из Межирича, одного из распространителей идей хасидизма на Украине. В П. был открьrr хедер мэтукан, в 1910 – талмуд-тора; имелись 15 синагог, еврейское кладбище.В дек. 1905 в П. произошел погром.В нач. 20 в. в П. действовала орг-ция Бунда. В 1900-х гг. создано неск. сионистских групп (в 1910-х гг. рук. одной из них – владелец фотомастерской Перли Лухштайн), действовало отд-ние «Поалей Цион». При выборах в 3-ю Гос. Думу проводилась избират. кампания Бунда. В рабочей курии был проведен кандидат Бунда в уполномоченные от ф-к и з-дов. В 1912 в П. состоялась нелег. сионистская конференция, мн. участники к-рой были арестованы.В 1913 в П. работала еврейская больница. В 1914 евреям в П. принадлежали аптека, все 4 склада аптечных товаров, обе булочные, 5 мельниц, медоваренный, пивоваренный, уксусный з-ды, единств. дровяной склад и единств. склад керосина, все 5 паркетных мастерских, все 3 кирпичных з-да, з-д огнеупорных и шамотных изделий, единств. чугунолитейный и механич. з-д, единств. кожевенный з-д, склад с.-х. машин и орудий, единств. стекольный з-д, 2 фарфоро-фаянсовых з-да, единств. техническая контора, обе б-ки, оба синематографа, все 3 фотомастерские, все 7 гостиниц, 2 трактира, единств. прачечная, все 5 парикмахерских, единств. банкирская контора и 139 лавок и магазинов (в т. ч. 35 бакалейных, все 24 мануфактурные, все 5 колбасных, все 4 книжных). Евреями были все имевшиеся в П. ювелиры (3), портные (7), зубные врачи (3) и 2 врача (из 4).В 1915 в П. было открыто еврейское уч-ще, в 1917 – еврейские школа и клуб с драматич. кружком на идише.В сент. 1917 во время погромов, устроенных солдатами рус. армии, было убито 98 евреев. В 1918–19 на службу в армию УНР было мобилизовано 25 евреев П. Вскоре после призыва они были убиты сослуживцами прямо в казармах. В 1919 Мин-во по еврейским делам УНР восстановило разрушенное школьное здание. В апр. 1919 солдаты Директории убили евреев – членов первого ревкома П., в т. ч. пред. ревкома Авраама Ионовича Каца. Весной 1919 погром был устроен вошедшими в город частями Кр. Армии, в ходе к-рого погибло 8 евреев. Через полгода во время аналогичного погрома было убито ок. 40 евреев.В 1920-х гг. в П. работало отд-ние Евсекции. В 1922 среди евреев П. числилось 124 рабочих; действовали еврейские клубы, кружки, школа, еврейский дет. дом, вечерние курсы еврейской школы. До 1923 в П. работала типография, выпускавшая в т. ч. лит-ру на идише. В 1923 в П. действовали 3 синагоги, об-во «Линас га-Цедек», еврейские очаги. В нач. 1920-х гг. в П. прошли аресты сионистов. В сер. 1920-х гг. действовали хедеры. В 1925 в р-не имелось 817 еврейских х-в. С кон. 1920-х гг. закрываются синагоги. В 1939 была закрыта еврейская школа.6 июля 1941 П. оккупировали части вермахта. Вскоре 19 евреев были расстреляны как «коммунистические агенты». 23 авг. 1941 в П. было расстреляно 113 евреев, 2 сент. 1941 – более 2 тыс. евреев. Оставшиеся евреи были помещены в гетто, куда были депортированы также евреи из окрестных нас. пунктов (Великая Березна, Воробиевка, Котелянка, Новолабунь, Понинка). 25 июня 1942 при ликвидации гетто было расстреляно 1270 евреев. 2 июля 1942 оставленные в живых 14 ремесленников были депортированы в Шепетовку. Всего в П. было расстреляно неск. тысяч евреев.После 1945 часть евреев вернулась в П. В 1948 в П. действовал неофициальный миньян.В 1993 в П. было создано еврейское об-во им. Переца Маркиша (пред. – Семен Львович Бенционов). Действуют синагога, воскресная школа для взрослых. В гор. музее имеется экспозиция, посв. П.Д.[[Маркиш|Маркишy.В 2005 в П. проживало неск. десятков евреев.В П. род.: Н.И.Дикерман, П.Д.Маркиш, Д.Мельников, Ш.Микунис, Л.М.Сибиряков, А.В.Соболев, А.М.Фушман, И.-Л. Шарфман, А.Шпильберг; Илья Абрамович Тепман (р. 1931), специалист в обл. силовых полупроводниковых приборов, канд. техн. наук (1970), Лен. пр. (1966).М.Туркинец
.......................................................
ПОЛОННОЕ(Полна, Полона, Полоне) - город в Хмельницкой обл., Украина.
► Показать
Евреи поселились в Полонном, вероятно, уже в XIV в., это одна из старейших общин Волыни. Однако первые достоверные свидетельства относятся лишь к 1648 г., когда происходит восстание Б.Хмельницкого. В свидетельствах о хмельнитчине Полонное упоминается как один из важнейших центров Волыни. Здесь во время восстания нашли убежище ок. 12 000 евреев и поляков, которые вместе держали оборону местечка в течение двух дней. Когда город был в конце концов захвачен казаками, около 300 евреев во главе с местным каббалистом р. Шимшоном Острополером собрались в стенах бейт-мидраша и погибли с молитвой на устах. Остальные (всего число жертв составило ок. 10 000 чел.) были убиты в своих домах. После погромов 1648 г. еврейская община Полонного восстанавливалась с большим трудом. Владелица местечка, польская графиня Любомирская дала евреям письменное разрешение на постройку домов в одном из кварталов Полонного. Местные евреи также были освобождены от военной службы, им было разрешено свободно торговать. Вследствие таких благоприятных условий к концу XVII в. – нач. XVIII в. Полонное превратилось в крупный торговый центр. В XVIII в. Полонное превратилось центр еврейской учености. Раввинами Полонного были такие личности, как Арье Иегуда Лейб и Яков-Йосеф а-Кохен, ученики Бешта. Яков Йосеф из Полонного (ум. 1782 г.) был потомоком известных раввинов и каббалистов рабби Шимшона бен Песаха из Острополя (умер в 1648 г.), рабби Иом-Това Липмана Хеллера (1579–1654), рабби Иосефа ха-Кохена (XVII в., автор «Иесод Иосеф»). Яаков Иосеф бен Цви получил хорошее раввинское и каббалистическое образование. К 1741 г. он попал под влияние учения основоположника хасидизма Бешта и стал его преданным последователем. Это привело его к конфликту с еврейской общиной Шаргорода (второй по величине в Подолии) и к изгнанию (примерно в 1748 г.) с поста раввина. В дальнейшем Яаков Иосеф бен Цви был раввином в местечке Рашков и в Немирове, где открыто проповедовал хасидское учение. В 1750–51 гг. он попытался уехать в Эрец-Исраэль, но лишь его сыну рабби Аврахаму Шимшону (не оставил потомства) впоследствии удалось это. Сын жил в Цфате и Тверии, он издал сочинения отца. После смерти в 1770 г. маггида в местечке Полонном (одном из наиболее крупных центров хасидизма в Волыни) Яаков Иосеф бен Цви стал проповедником, а затем и раввином местной общины. Яаков Иосеф бен Цви не стал главой (цаддиком) какой-либо хасидской общины, но его сочинение «Толдот Яаков Иосеф» («Повествование Яакова Иосефа», Корец, 1780) было первой книгой хасидизма и оказало большое влияние на становление хасидского движения. Книга состояла из проповедей автора, основанных на изречениях и поучениях Бешта, которые Яаков Иосеф бен Цви записывал при жизни учителя. Каждое такое упоминание предваряется словами: «Слышал я от учителя моего». В этом труде рабби Яаков не только подробно изложил учение Бешта, но также привел свое учение о первенствующей роли цаддика. Резкий тон сочинения и отрицательно-ригористическое отношение к признанным авторитетам еврейских общин, которым оно пропитано, привели к тому, что традиционное еврейское руководство, оскорбленное насмешками и сарказмом автора, скупало книгу и уничтожало ее. Это сочинение даже публично сожгли в Бродах перед домом известного галицийского цаддика рабби Иехиэля Михаэля из Злочува. Книга имела выдающийся успех и за короткое время была издана трижды (в 1780 г. — два раза и в 1783 г.). В 1781 г. в Корце был издан труд Яакова Иосефа бен Цви «Бен порат Иосеф» («Иосеф — поросль плодоносящего дерева») и в 1782 г. — «Цафнат пеанеах» («Толкователь сокрытого»), последняя опубликованная при его жизни работа. Кроме этого Яаков Иосеф бен Цви опубликовал основной документ раннего хасидизма — письмо Бешта (начало 1750-х гг.) к шурину рабби Аврахаму Гершону из Кут (умер, по всей вероятности, в 1760 г.), в котором Бешт писал, что Мессия явится Израилю лишь после того, как все евреи усвоят его новое учение. Изданный спустя много лет после смерти рабби Яакова труд «Ктонет пасим» («Разноцветный хитон», Львов, 1866) вызвал споры об авторстве, однако ныне в научном мире общепринято мнение, что труд принадлежит Яакову Иосефу бен Цви. После его смерти хасиды создали цикл преданий и легенд, в основе сюжета которых была борьба с личными противниками Бешта и хасидизма в целом. В конце XVIII в. в Полонном действовала типография, в которой работал Иссахар Бер, печатавший также в Кореце и Шклове. Позже (в 1794 г.) он перенес типографию из Полонного в Острог. Еще одним печатником был Цви а-Кохен, работавший в 1800 – 1820 гг. Всего в этот период в Полонном было издано около 90 книг, в основном каббалистической и хасидской литературы. В 1847 г. численность еврейского населения составляла 2 647 чел., а в 1897 г. 7 910 чел.(48% общего населения). В 1919 г. местечко оказалось в центре военных действий между Красной армией и Украинской армией. Большая часть местных жителей бежала в окрестные города. В сентябре 1919 г. местечко пострадало от действий армии Буденного. В 1926 г. в Полонном насчитывалось 5 337 евреев. Во время немецкой оккупации, начавшейся в 1941 г. большая часть евреев была уничтожена. О пребывании евреев в Полонном после Второй мировой войны ничего не известно. До наших дней сохранилось еврейское кладбище Полонного, на котором похоронен Яков-Йосеф бен Цви.
............................................................................................................................................
ПОЛОННОЕ. Бедствия св. общин
► Показать
И было во вторник 1 аба (20 июля 1648 г.) — татары и православные приступили к осаде св. общины Полонное. Они развернулись в боевом порядке против города, в котором находились паны и евреи. Обороняющиеся стреляли со стен, и казаки и татары не смогли приблизиться к городу. В нем было около двух тысяч шляхетского войска, а евреев было приблизительно тысяч 12, и среди них были также и знающие военное дело. Да и сам город, в котором были паны и евреи, был очень сильно укреплен двойной стеной и окружен водяным рвом; и город нужно было защищать только со стороны, прилегавшей к двум местностям, населенным православными. И поставили паны своих крепостных солдат на стороне, требовавшей особливой защиты от неприятеля. И эти защитники города обратились в его разрушителей. Потому что крепостные, охранявшие стены, были тоже из православных (по-польски известные по имени гайдуки[89]), и они обратились в бунтовщиков. В среду 2 аба (21 июля 1648 г.) неприятель овладел упомянутыми двумя пунктами, населенными православными. Православные жители немедля присоединились к неприятелю, помогая ему в борьбе против укрепленного города, в котором засели евреи и паны. И они воевали всю среду, а в четверг неприятель обратился к защищавшим стены крепости с такими словами: «Ведь мы братья, зачем же помогаете панам воевать с нами; разве вам не лучше было бы служить нам, чем прислуживать иноплеменникам?». Немедля крепостные взбунтовались и стали воевать против панов; они помогли православным приставить лестницы к стенам. Так, в упомянутый четверг была захвачена крепость. И в мгновение ока много тысяч православных ворвались с обнаженными саблями в город и стали избивать народ. Когда увидали паны и евреи, что наступило несчастье и захвачен город, паны ускакали верхом в одну сторону, а несчастным евреям стража не дала возможности спастись бегством, и они были убиты за святость имени в числе почти десяти тысяч душ всеми существующими видами убиения (какие уже были перечислены выше). Не защищаясь, они шли на заклание. Если в дом, где были сотни евреев, входил даже один православный — они не сопротивлялись ему, и один убивал их всех. И был тогда в св. общине Полонное ученый и мудрый каббалист по имени р. Самсон из св. общины Острополье, и к нему являлся ежедневно ангел-посланец и обучал его тайнам торы. И составил упомянутый каббалист толкование на книгу Зогар[90], согласно тайному учению р. Исаака Лурия[91] (и мы не сподобилися, чтобы эта книга была напечатана). Накануне ниспосланного несчастия говорил ему ангел-посланец, что в ожидании злого бедствия следует учинить большое покаяние; и каббалист много раз проповедовал в синагоге и увещевал народ покаяться в отвращение несчастия. Такое покаяние было учинено, но оно не помогло, ибо приговор уже был вынесен. Когда враги осадили город, упомянутый каббалист вошел в синагогу и с ними 300 хозяев — все большие знатоки закона, одетые в саваны и укутанные с головой в талесы[92], — и они были погружены в глубокую молитву до тех пор, пока враги не вошли в город и они все были убиты в синагоге на святой земле (господь да отомстит за их души). Несколько сот человек принуждены были изменить своей вере, а несколько сот попало в плен к татарам. И вот скоро мы в св. общине Заслав услышали, что татары и православные осаждают св. общину Полонное. Ведь туда ежедневно посылают гонца, а в упомянутый вторник он не смог приблизиться к городу из-за осаждающего его неприятеля, и в среду вернулся гонец с недоброй вестью про осаду Полонного. А св. община Заслав находится на расстоянии всего лишь шести миль от Полонного. И всякий, кто только мог, бежал из Заслава. И мы оставили свои дома, полные всякого добра — товаров, книг и разных других ценностей; и мы не жалели о нашем достоянии, желая спасти только себя и своих детей. Часть бежала в столицу русской области в св. общину Острог, в большой город, славный своими учеными, писателями и знатоками торы. А я со своими домочадцами — вместе с тестем своим р. Авраамом из св. общины Заслав, с его домочадцами и родными — бежали в св. общину Межерич, в город, находящийся от Острога на расстоянии, которое дозволяется пройти в субботу[93]. В Остроге и в близком от него Межериче собралось тогда более десяти хозяев, и у каждого была семья, и все они хотели переждать там ближайшую субботу, рассчитывая, что в течение этого времени выяснится, как обстоят дела в Полонном. И вот когда мы пришли в канун субботы, уже в сумерки, в св. общину Межерич, к нам явился гонец, сообщивший, что владелец Заслава, князь Доминик, выступает с большим войском на соединение с князем Вишневецким, чтобы освободить осажденное злодеями Полонное. И действительно, пришел князь с тысячью солдат, и с ним был также храбрый воин по имени Лащ, а остальное его войско шло следом. И у нас была большая радость. Мы думали: «Несомненно по миновании субботы мы вернемся домой»; ведь мы были близко от св. общины Заслав, на расстоянии всего 4 миль; мы также думали, что князь вызволит от бед и наших братьев евреев, что в Полонном. Когда же наступил конец субботы, нас всех охватил ужас из-за полученной злой вести, что прибыл пан Висвет, владелец Полонного, бежавший оттуда еще с многими панами; и он сообщил, что город Полонное взят, и что убиты все паны и евреи, бывшие там, и что вражеские отряды приближаются к св. общине Заслав. Он сообщил также, что князь Вишневецкий со своим войском бежал в св. общину Константинов, а татары и православные преследуют его и часть их направляется сюда: в св. общину Острог и святую общину Межерич. «Тогда смутились князья Эдома»[94], а евреев обуял великий страх; все потеряли самообладание и ждали только, что предпримет гетман кн. Доминик. В полночь князь Доминик отступил из города через те же самые ворота, через которые он прибыл из Польши; он боялся пойти прямой дорогой, ведущей в святую общину Константинов через св. общину Заслав, потому что там было множество православных и татар, а у князя было немного войска, и он пошел кружным девятимильным путем через леса в св. общину Кременец, чтобы ждать там, пока подойдет подмога из Польши и вместе с ней отправиться в св. общину Константинов. Народ же полагал, что гетман бежал в Польшу, и все говорили: «Если пламя охватило кедры, что же сделает лишай на стене?[95] — Если гетман бежал, то что можем мы сделать?». Старшины общины столичного города Острог объявили, что во имя единого бога ни один еврей не должен оставаться в городе; так же поступили и в св. общине Межерич. Ведь враги были на расстоянии всего двух миль от нас, и мы не были уверены, что местные жители — сплошь православные — не нападут сами на нас. «И весь народ бежал с воплем»[96], У кого была своя телега — уезжал на ней; у кого не было ни лошади, ни телеги — хоть у него и были средства, чтобы приобресть их, — не успевал это сделать, и с женой и детьми уходили пешком, оставив все добро дома. Но также и те, у кого была телега — для того, чтобы двигаться налегке, сбрасывали по дороге у придорожных корчем всю кладь — товары, книги или прочее движимое имущество. Так в эту субботу шли телеги по шляху, по три в ряд, одна вплотную к другой, беспрерывной вереницей на протяжении семи миль от Острога до Дубно, а уходившим пешком не было числа. А в два часа дня в ту субботу нас нагнали трое верховых — еврей по имени Моисей Цореф из св. общины Острог и два шляхтича — и они сказали нам: «Почему вы так медленно подвигаетесь? Враги близко от нас, они уже в св. общине Межерич; мы лишь с трудом ушли от их рук». Сейчас же наступило невероятное смятение среди евреев. Все они побросали со своих телег серебро, золото, платья, книги, подушки, перины — для того, чтобы быстрее бежать, спасая свои жизни. В поле было набросано золото, серебро, одежда, но не нашлось ни одного еврея, который подбирал бы это. Так в тот час исполнилось над ними проклятие: «Свое серебро и золото вы побросаете на улицах и перекрестках»[97]. Некоторые бросали все — и лошадь, и телегу со всем, что было на ней, даже жен и детей — и бежали в страхе в леса, а многие мужчины и женщины, когда наступило это смятение, побросали своих детей и спасались по лесам и оврагам. Тогда осуществилось предсказание: «И побежите, когда никто не гонится за вами»[98]. Потому что это сообщение оказалось ложным, враги и татары нас не преследовали, а только в ту субботу наш страх был настолько велик, что все были убеждены, что православные гонятся за нами. И только на следующий день, в воскресенье, нам стало известно, что произошло в действительности: что гетман не бежал в Польшу, а только отступил в св. общину Кременец. «Тогда земля успокоилась»[99], и с этого дня мы уже не бежали так поспешно. Мы переходили с места на место, бродили по городам и деревням, по перекресткам дорог, но нигде не находили душевного спокойствия — то грабят, то топчут, то презирают, то позорят нас. И это предсказание исполнилось: «И между народами не успокоишься и не будет места покоя для ноги твоей; и жизнь твоя будет висеть перед тобою, и будешь трепетать и ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей»[100]. Ведь каждую ночь мы проводили в домах у православных, и мы были убеждены, что они убьют нас ночью, ведь все православные взбунтовались, а когда мы просыпались живыми, мы говорили: «Да будет благословен воскрешающий мертвых».
Бир (Бердичев, Житомир, Киев)
Сафрис/Сифрес/Шифрес (Житомир, Полонное)
Головинский (Житомир)
Бойдман (Житомир)
Шимскер (Житомир, Бердичев)
Шварцман (Житомир, Бердичев)
Сафрис/Сифрес/Шифрес (Житомир, Полонное)
Головинский (Житомир)
Бойдман (Житомир)
Шимскер (Житомир, Бердичев)
Шварцман (Житомир, Бердичев)
ds_kiev
- Файнгольд Татьяна
- Сообщения: 4713
- Зарегистрирован: 20.09.2009
- Откуда: Винница-Хайфа
- Has thanked: 1552 times
- Been thanked: 2399 times
ПОЛОННОЕ
#3 Файнгольд Татьяна » 27 авг 2019, 17:49
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ.
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ.
► Показать
1816-1827 годы. Ревизские сказки евреев Новоград-Волынского уезда Волынской губернии + дополнительные сказки.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 172.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
771кадр
......................................
1834 год. Ревизские сказки евреев Новоград-Волынского уезда Волынской губернии.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 187.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
615кадров
.......................................
1853-1856 годы. Дополнительные ревизские сказки Новоград-Волынского уезда.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 195.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
314стр.
........................................
1850 год. Ревизские сказки евреев Новоград-Волынского уезда Волынской губернии.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 197.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
..........................................
1858 год. Ревизские сказки евреев Новоград-Волынского уезда Волынской губернии.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 207.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
1233кадров
.............................................
1858-1860 годы. Дополнительные ревизские сказки евреев и христиан Новоград-Волынского уезда.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 209.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
1131кадр
............................................
1862-1868 годы. Дополнительные ревизские сказки евреев и христиан Новоград-Волынского уезда.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 221.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
477кадров
............................................
1862-1863 годы. Дополнительные ревизские сказки евреев всех уездов Волынской губернии.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 319.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
926стр
...........................................
1874-1882 годы. Дополнительные ревизские сказки евреев Новоград-Волынского уезда.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 354.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
1078кадров
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 172.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
771кадр
......................................
1834 год. Ревизские сказки евреев Новоград-Волынского уезда Волынской губернии.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 187.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
615кадров
.......................................
1853-1856 годы. Дополнительные ревизские сказки Новоград-Волынского уезда.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 195.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
314стр.
........................................
1850 год. Ревизские сказки евреев Новоград-Волынского уезда Волынской губернии.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 197.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
..........................................
1858 год. Ревизские сказки евреев Новоград-Волынского уезда Волынской губернии.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 207.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
1233кадров
.............................................
1858-1860 годы. Дополнительные ревизские сказки евреев и христиан Новоград-Волынского уезда.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 209.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
1131кадр
............................................
1862-1868 годы. Дополнительные ревизские сказки евреев и христиан Новоград-Волынского уезда.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 221.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
477кадров
............................................
1862-1863 годы. Дополнительные ревизские сказки евреев всех уездов Волынской губернии.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 319.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
926стр
...........................................
1874-1882 годы. Дополнительные ревизские сказки евреев Новоград-Волынского уезда.
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 14, дело 354.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
1078кадров
ФАЙНГОЛЬД
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ
м.СМОТРИЧ
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ
м.СМОТРИЧ
Файнгольд Татьяна
- Файнгольд Татьяна
- Сообщения: 4713
- Зарегистрирован: 20.09.2009
- Откуда: Винница-Хайфа
- Has thanked: 1552 times
- Been thanked: 2399 times
ПОЛОННОЕ
#4 Файнгольд Татьяна » 03 авг 2021, 11:11
1865 год. По рапорту Новоград-Волынской городской Думы о представлении очередной книги в Красиловский еврейский участок
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 13 дело 1471.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
186кадров
Госархив Житомирской области. Фонд 118, опись 13 дело 1471.
ОСНОВНОЙ ПОСТ
186кадров
ФАЙНГОЛЬД
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ
м.СМОТРИЧ
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ
м.СМОТРИЧ
Файнгольд Татьяна
Вернуться в «Еврейские общины Украины»
Перейти
- Вниманию участников форума
- ↳ ФОРУМ НАЧИНАЕТСЯ С ЭТОГО РАЗДЕЛА!
- ↳ ПРОЕКТЫ "ЕВРЕЙСКИХ КОРНЕЙ"
- ↳ БАЗА ДАННЫХ "Еврейских корней"
- ↳ ОЦИФРОВКА АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
- ↳ ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
- Поиск предков / Семейные истории
- ↳ Мои предки - евреи: что знаем, что ищем...
- ↳ Я не уверен, что мои предки - евреи...
- ↳ Генетическая генеалогия
- Еврейская генеалогия: в помощь исследователю
- ↳ Еврейские фамилии. Справочники и обсуждение
- ↳ Еврейские имена. Справочники и обсуждение
- ↳ Источники генеалогической информации
- ↳ Косвенные источники генеалогической информации
- ↳ Списки
- ↳ Периодические издания
- ↳ Интернет-источники
- ↳ Прямые источники генеалогической информации
- ↳ Сословная приписка евреев
- ↳ Как и где искать информацию
- ↳ Генеалогический поиск: вопросы по методике
- ↳ Архивы
- ↳ Архивы Украины
- ↳ Архивы России
- ↳ Федеральные архивы РФ
- ↳ Другие архивы в РФ
- ↳ Архивы Белоруссии
- ↳ Архивы Литвы
- ↳ Архивы Израиля
- ↳ Архивы Польши
- ↳ Архивы в США и Канаде
- ↳ Архивы Латвии и Эстонии
- ↳ Базы Данных (БД) в интернете
- ↳ Familysearch.org и Центры семейной истории мормонов
- ↳ Книги, ссылки, электронные библиотеки, базы
- ↳ Генеалогические сайты
- ↳ Библиотеки и книжные собрания в интернете
- ↳ Книги, диссертации, статьи
- ↳ Взаимопомощь и консультации с коллегами
- ↳ Посмотрю в справочнике/книге
- ↳ Адресные и справочные книги по городам и странам
- ↳ Москва
- ↳ Санкт-Петербург
- ↳ Украина
- ↳ Российская Империя
- ↳ Погромы, Великая Отечественная Война, Холокост. Книги и справочники.
- ↳ Высшие учебные заведения (до революции)
- ↳ Книги о различных штетлах
- ↳ Разное
- ↳ Посмотрю в архиве/ библиотеке
- ↳ Посмотрю в библиотеке
- ↳ Посмотрю в архивах России
- ↳ Посмотрю в архивах Украины
- ↳ Посмотрю в архивах Беларуси
- ↳ Посмотрю в архивах Израиля
- ↳ Посмотрю в архивах других стран
- ↳ Неактуальные предложения
- ↳ Консультации с коллегами
- ↳ Семейный архив. Хранение и оформление.
- ↳ Предложения и просьбы о помощи
- ↳ Помощь с переводом и распознанием/прочтением текста
- ↳ Платные генеалогические услуги
- Евреи на территории бывшей Российской Империи
- ↳ История евреев РИ
- ↳ Еврейские праздники, традиции, обычаи и культура
- ↳ Еврейские Праздники и традиции
- ↳ Жизнь наших предков
- ↳ Еврейская культура
- ↳ Где учились наши предки?
- ↳ Где учились евреи в Российской империи?
- ↳ Где учились наши предки за рубежом?
- ↳ Традиционное еврейское образование
- ↳ Женское образование
- ↳ Учеба в СССР
- ↳ Обсуждение поиска в архивах образовательных учреждений
- ↳ Евреи в армии Российской Империи
- ↳ Евреи в революционном движении
- ↳ Эмиграция евреев
- ↳ Профессии и предпринимательство
- ↳ Крещёные евреи
- История еврейских общин: контент и источники информации
- ↳ Еврейские общины Украины
- ↳ ЕВРЕЙСКИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КОЛОНИИ
- ↳ Еврейские общины России
- ↳ Невель и Невельский уезд
- ↳ Еврейские общины Беларуси
- ↳ Еврейские общины Литвы, Латвии и Эстонии
- ↳ Еврейские общины Молдовы
- ↳ Еврейские общины Польши
- ↳ Крым: евреи, крымчаки, караимы
- ↳ Русские евреи в Израиле и Эрец Исраэл (Палестина)
- ↳ Еврейские общины Европы
- ↳ Еврейские общины Армении, Грузии, Азербайджана
- ↳ Евреи в Средней Азии
- ↳ Еврейские общины Африки
- Репрессии, Вторая Мировая война и Холокост
- ↳ Репрессии
- ↳ Холокост
- ↳ Вторая Мировая война
- ↳ Эвакуированные и беженцы
- Некрополистика
- ↳ Еврейские кладбища, надгробия, эпиграфика и традиции погребения
- ↳ Надгробия (мацевот), эпиграфика и традиции погребения
- ↳ Еврейские кладбища
- ↳ Наш проект "Каменный архив"
- ↳ Еврейские кладбища Украины
- ↳ Еврейские кладбища Беларуси
- ↳ Еврейские кладбища Литвы, Латвии, Эстонии
- ↳ Еврейские кладбища России
- ↳ Еврейские кладбища Западной Европы
- ↳ Еврейские кладбища Польши
- ↳ Еврейские кладбища Бессарабии/Молдавии
- ↳ Еврейские кладбища в других странах
- ↳ Перевод с надгробий для нашей базы
- Разное
- ↳ О разном
- ↳ Вопросы по развитию проекта, требующие обсуждения
- ↳ My Jewish Ancestry in Russia and USSR
- ↳ История, современность, евреи
- ↳ Хасидские и раввинские династии
- ↳ Встречи, поездки
- ↳ Опросы, статистика