ДОМБРОВЕР, ДОМБРОВСКИЙ

Модератор: oztech

Сообщение
Автор
domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

ДОМБРОВЕР, ДОМБРОВСКИЙ

#1 domzha » 13 окт 2009, 18:23

Домбровер/Домбровский
По материалам книги В.С.Войтинского и А.Я. Горнштейна «Евреи в Иркутске» (1915).

Содержание.
1. Жизнь в Европе (1794-1831).
2. Ссылка. Жизнь на поселении. Начало торговой деятельности (1831-1859).
3. Иркутский период жизни (1859-1884).
- Купеческая деятельность.Торговый дом "Я.С.Домбровский с сыновьями".
4. Взаимоотношения с администрацией.
5. Благотворительность.
6. Общинная деятельность.
7. Конец жизни.
8. Семья.
9. Потомки: ветка Леонтия Я.
10. Потомки: ветка Михаила Я.
11. Потомки: ветка Гдалия Я.
12. Потомки: ветка Ильи Я.
13. Потомки: ветка Татьяны Я.
14. Потомки: ветка Рахиль Я.
15. Литература

ЖИЗНЬ В ЕВРОПЕ.

Факты. ДОМБРОВЕР Яков сын Саула (Шауля) родился в 1794 году в еврейской семье в Литве, в местечке Юрбург.
Справка. Относительно фамилии Домбровер есть основания полагать, что она, во-первых, является топонимической и, во-вторых, раввинской. Домбров (Dombrov) является идишским названием Домброва Taрновска, города в современной Польше, в Силезии. Ранее он относился к Западной Галиции Австро-Венгрии. Dombrov это также имя хасидской династии, которую основал Реб Мордехай Давид Унгер (1770-1846). Выходцы этой династии явились основателями многих синагог на территории Восточной Европы. И сейчас эта хасидская династия хорошо известна, и имеет свои синагоги в США и Израиле.

Факты. По обычаю евреев того времени, Якова женили в ранней юности (ок.1812). После женитьбы он жил с женой в местечке Кроже вблизи границы с Пруссией. Там у них родился сын Леонтий и другие дети, о судьбе которых нам ничего неизвестно. Прожив с женой около семи лет, Я.С. тайно перебрался через прусскую границу. О причинах такого поступка ничего неизвестно, и остается лишь гадать, что побудило его столь радикально изменить свою жизнь. Так или иначе, с этого момента для Якова Савельевича началась та череда приключений, которые и привели его в Иркутск.
Домыслы. По-видимому, маленький мир Кроже был слишком тесен для столь незаурядного человека, каким был Я.С. К тому же, очевидно, что он не любил жену, на которой его женили в ранней молодости, так как в последствии не захотел к ней вернуться, несмотря на все невзгоды, обрушившиеся на него. Возможно также, что целью его (или мечтой) было обучение у крупнейшего авторитета того времени равва Натана Адлера.
Поиск. Любая информация о семье Домбровер в Юрбурге и Кроже (Литва) в 1750-1850 гг.

Факты. В 1819 Яков Домбровер нелегально перешел прусскую границу, пересек всю Германию с востока на запад, и оказался в Ганновере у равва Натана Адлера, у которого в течение нескольких лет служил старшим шамесом, и постигал основы иудаизма. Здесь он приобрел (или углубил) обширные знания религиозных обрядов, еврейских традиций, Талмуда и Торы. Здесь же он, по-видимому, получил звание раввина. Позднее он сам о себе писал – рабби Яков сын Саула.
Справка. Натан Адлер (1803-1890) был крупнейшим авторитетом того времени, широко образованным просветителем, связанным с традиционным иудаизмом. Он происходил из франкфуртской семьи, члены которой в течение нескольких веков занимали раввинские кафедры в Германии. Его отец, должность которого он унаследовал, был главным раввином Ганновера. Позднее, с 1845 до 1890, Натан Адлер был избран и занимал пост Главного раввина Лондона и всей Британской империи.
Вопросы и домыслы. Было ли появление Якова Д. в Ганновере у Натана Адлера случайным? Думаю, что нет. Если бы он просто искал работу, он мог найти ее где-нибудь в другом месте и поближе. Если же он добирался осознанно и целенаправленно именно к Натану Адлеру, для этого должны были быть какие-то веские основания. Я предполагаю, что он происходил из раввинской семьи, и имел соответствующую подготовку.
Поиск. Интересует любая информация о ганноверском периоде (1819-1825) жизни Якова Домбровера.

Факты. Прослужив у Натана Адлера в Ганновере несколько лет, Я.С. переезжает в Лондон, где начинает служить и обучаться коммерческим делам в Торговом доме Натана Ротшильда. Годы, проведенные в Англии, по собственному признанию Якова Савельевича, стали временем его обучения и «просветления», были выучены иностранные языки и приобретен «внешний европейский лоск», что, несомненно, пригодилось ему впоследствии, как в коммерческой, так и в общественной деятельности, выдвинув на первые роли в Иркутской еврейской общине.
Справка. Натан Ротшильд (1777-1836) происходит из знаменитой семьи банкиров Ротшильдов из Франкфурта-на-Майне. Отец Натана – Майер Аншер Ротшильд (1743-1812) служил в банкирском доме Оппенгейма в Ганновере, затем открыл свою банкирскую контору во Франкфурте. Натан Ротшильд основал банкирскую контору в Англии в начале 19 в.
Вопросы и домыслы. Такие совпадения, что обе семьи – Натана Адлера и Натана Ротшильда – происходят из Франкфурта на Майне, являются раввинскими, и связаны с Ганновером, наводят на мысль, что они были между собой хорошо знакомы. Тогда находит объяснение тот факт, каким образом Яков Савельевич от Натана Адлера попал к Натану Ротшильду. Вероятно, имел рекомендательное письмо.
Поиск. Любая информация о жизни Якова Домбровера в Лондоне и работе его у Натана Ротшильда (1825-1831).

Факты. Все те годы, которые Я.С. провел за границей, его разыскивали родственники жены, которая осталась «агуной» (женой, которую оставил муж, не давши ей развода) с детьми. В 1831 г. многолетние поиски увенчались успехом. Когда, наконец, родители его жены узнали, где он обретает, они отправили специального «шелиаха» (посланника), который должен был воздействовать на Домбровера и уговорить его возвратиться домой к жене. Не известно, воздействовало ли красноречие посланника, или сам Домбровер пожалел брошенную жену, но он согласился возвратиться на родину. Это было в разгар ликвидации польского восстания 1831 года.
Домыслы. Очевидно, что родители жены Я.С. были людьми весьма состоятельными, если могли себе позволить вести розыски беглеца в течение 12 лет по всей Европе, а потом еще послать за ним посланника. Об этом же свидетельствует тот факт, что он уехал, оставив семью. Если бы она оставалась без средств к существованию, нет сомнений, он не пошел бы на этот шаг. Да и сам он, по-видимому, не был бедняком, если мог позволить себе путешествовать по всей Европе.

Факты. Я.С. приехал с целью дать жене своей развод, но дома от него потребовали, чтобы он остался жить со своей семьей. На это Д. не согласился. Когда уговоры ни к чему не привели, у него взяли развод и, чтобы «отомстить», написали донос куда следует. В доносе этом указывалось не только на «тайный переход границы», и на самовольную отлучку за рубеж, но и был сделан намек на то, что Я.С. причастен к польскому мятежу. В этом доносе и дана была ему фамилия с польским окончанием на «ский», очевидно для большего правдоподобия его участия в польском мятеже. С тех пор он остался Домбровским. Эта фамилия будет фигурировать далее во всех документах, касающихся Якова Савельевича, она же будет передана им и своим потомкам.

Факты. Вернувшись в 1831 в Литву, Яков Домбровер был арестован за участие в Польском восстании, как «мятежник и польский патриот». Не известно, сколько времени тянулось следствие, но, в конце концов, он очутился в Москве в знаменитой в то время пересыльной тюрьме Колымажный Двор. Тут он ожидал своей участи, ему предстояла отправка в солдаты. И здесь представился Счастливый Случай. Однажды, во время пребывания его в Колымажном Дворе, последний посетили какие-то английские путешественники. Арестанты были выстроены в две шеренги. Обходя арестантов, «знатные иностранцы» заметили в руках Домбровского какую-то книжку. Поинтересовались узнать, что читает арестант, и вдруг книжка на родном их английском языке! В течение нескольких лет жизни в Лондоне Я.С. научился английскому языку. Англичане расспросили диковинного арестанта о его злоключениях, узнали, что ему грозит, и пообещали ему содействие, т.е. скорейшую отправку в Сибирь взамен ожидаемой солдатчины. И, действительно, вскоре ему было объявлено, что он ссылается в Восточную Сибирь.
Вопросы и домыслы. История с осуждением Я.С.Домбровского остается не совсем понятной. После разгрома Польского восстания 1830-31 гг. в руках российских властей оказались десятки тысяч людей, действительно участвующих в боевых действиях, с которыми нужно было разбираться – судить, высылать. И вдруг, какие-то семейные разборки, невразумительный анонимный донос на человека, который жил в это время в Англии. Непонятно, за что его судили, добро бы в мирное время, а тут и без него хватало работы. Возможно, все-таки, что наш прапрадед, по дороге из Лондона в Литву успел поучаствовать в Польском восстании, и не зря его судили.
Поиск. 1. Следственное и судебное дела об участнике польского восстания 1830-31 Домбровском Я.С. (Литва).
2. Следственное и судебное дела на Домбровского Я.С. - Москва, Пересыльная тюрьма Колымажный двор, ок.1833-35.

Факты. Большинство ссыльных, также как и каторжан, шли к месту отбывания наказания пешим этапом. Вот как описывает Моисей Новомейский высылку своего деда Хайкеля Новомейского, судьба которого оказалась очень похожей на судьбу Якова Савельевича. «Он был арестован за помощь, оказанную польским мятежникам и предоставление им убежища во время восстания 1830-1831 гг. Группу схваченных мятежников, в числе которых находился и мой дед, несколько месяцев протомили по тюрьмам, а потом отправили в Восточную Сибирь. Путь из Москвы в Баргузин ссыльные проделали пешком. Через каждые двадцать-двадцать пять километров этап загоняли в пересыльную тюрьму или крепость, и длился этот поход почти четыре года. Партии ссыльных, по несколько сот человек в каждой, собирали в Москве. Два дня шли, на третий отдыхали. Кормились из расчета 10 копеек на душу в день. На эти деньги ссыльные в местах ночлега покупали еду».
Известно, также, что все пешие этапы ссыльных останавливались на длительное время в пересыльной тюрьме Тобольска – на отдых, пересортировку, в ожидании решения о конкретном пункте поселения.
Мы, достоверно, ничего не знаем о том, как проходил этот этап Я.С.Домбровский. Известно лишь, что в Иркутск он прибыл до 15 мая 1837 г., о чем написано в переписке по поводу его вступления в купеческую гильдию в 1867 г.
Поиск. Информация о пребывании Я.С.Домбровского в Тобольской пересыльной тюрьме.

Буду благодарна за любую информацию, советы и замечания по изложенной теме.
Последний раз редактировалось domzha 29 окт 2009, 17:58, всего редактировалось 1 раз.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#2 domzha » 16 окт 2009, 12:54

Ссылка. Жизнь на поселении. Начало торговой деятельности. 1837-1859.

Факты. Я.С. Домбровский, изведав все мытарства этапного пути, наконец, приблизительно в 1837 году очутился в Оёке (Оёкская волость Иркутской губ.) близ Иркутска, куда был приписан.
Справка. Село Оёк существует до наших дней, оно расположено в 36 верстах к северо-востоку от Иркутска по Якутскому тракту, при впадении речки Оёк в реку Куда. На начало 20 века оно насчитывало 705 домов и 3452 жителя, школа, врачебный пункт; винных продаж 13, прочих лавок 9, мельниц 8, кузниц 17, других промышленных заведений 3. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона).
Справка. Проживание Я.С. в Оёке совпало со временем пребывания там декабристов. Так, с 1839 по 1845 гг. в Оёке на поселении после отбывания каторги и тюрьмы жил декабрист С.П. Трубецкой со своей семьей. В 1845 ему было разрешено переехать в Иркутск, где проживал до 1856 г. Одновременно с ним в Оеке на поселении жили декабристы Ф.Ф.Вадковский и А.Н.Сутгоф. Ф.Ф.Вадковский умер в Оеке в январе 1844. На его похоронах умер его друг и товарищ по каторге и ссылке А.Юшневский.

Факты. Энергичная натура Домбровского не давала ему возможности сидеть, сложа руки в Оеке. Необходимо было найти занятие, и начать «жить сначала» в сорок лет. Им была выбрана предпринимательская деятельность, со временем сделавшая его первостатейным купцом, одним из богатейших людей Иркутска. Первым его товаром, по воспоминаниям современников, была вакса собственного приготовления, с которой он ездил по городам и селениям Верхоленского уезда.

Факты. «В Оёках Я.С. не засиживается. С ящиком на ремне через плечо он отправился в Иркутск. С этой ваксой заглядывал он и в уездный город Нижнеудинск, где некоторое время оставался учителем, заглядывал и в окружные села. Слава об Якове «дер-энглендер» (Яков – англичанин) быстро распространилась. И неудивительно! Ведь это подлинно был первый и долгое время единственный еврейский интеллигент на всю Сибирь! Еврей, знающий все обряды еврейской религии, знающий Библию и смыслящий даже в Талмуде – да таких вовсе и не было в Иркутске. И это одно доставило ему почет и уважение среди еврейского населения. А внешний европейский лоск и природный ум дали ему быстро возможность бросить ящик с ваксой и стать первым по времени богачем-евреем в Иркутской губернии».
Подобно декабристам С.П.Трубецкому и Ф.Ф. Вадковскому, Я.С. занялся оптовыми закупками хлеба. Постепенно он расширял и географию своей деятельности, распространив ее на весь Верхоленский уезд до реки Лены. Все это позволило ему завести необходимые знакомства.
«Во время своих наездов в Иркутск он познакомился с зажиточным евреем, неким Мелеховичем, жившим на Илге в Верхоленском уезде и ведшим там сравнительно большую торговлю. Мелехович пригласил Домбровского к себе в дом, отдал за него одну из своих дочерей и принял его участником в своем деле.
О.С.Мелехович (? – 1879) вел в Верхоленске обширную хлебную торговлю. Все дело досталось Домбровскому. Он стал отправлять зерно на золотые прииски по Ангаре в Енисейск и по Лене в Якутск. Попутно в Якутскую область доставлялся спирт. Его баржи с грузами ходили по Лене уже в 1859 году. Он был удачлив в бизнесе, начиная с нуля, смог составить большое состояние.
На Илге Я.С. Домбровский прожил двадцать лет, и не только успел разбогатеть, но и приобрести большие связи в административном мире, благодаря удачно выполненным доставкам хлеба и спирта в Якутскую область».

Вопросы и домыслы. Известно, что Я.С. прожил на реке Илге более 20 лет, но не известно, где конкретно он жил, в каком населенном пункте. Правда, и выбирать особенно не из чего – места безлюдные, незаселенные, всего-то существовало несколько сел. Вероятнее всего, это было село Знаменка – крупное, зажиточное село, имеющее хорошую связь с Иркутском и многими населенными пунктами на Лене, Ангаре и в южной части Иркутской губернии, расположенными вдоль Московского тракта.
Справка. В XVII в., а точнее в 1644 г., русскими на р. Илге, примерно в 30 км от Усть-Илги и в 30 км от Жигалово на р.Лене был основан Илгинский острог, а при остроге построена Знаменская шатровая церковь, которая сохранилась до настоящего времени. Название церкви передалось селу. Оно было вторым по величине населенным пунктом Жигаловского района, а еще раньше - волостным центром. Через село проходил тракт от Заларей до Бодайбо, и сегодня это дорога федерального значения. Село до революции было крепким, зажиточным. Многие зарабатывали на извозе.
Справка. Когда-то этот крошечный поселок на берегу реки Илги был известен по всей Иркутской губернии. В 1736 году в четырех километрах от Знаменки построили Илгинский винокуренный завод. Рядом с ним выросла слобода, реку перегородили плотиной, а вскоре там появилась церквушка. Он пережил как моменты взлета (в 1750-1770 становится крупнейшим винокуренным заводом Иркутской губернии), так и моменты падения, когда в середине XIX века вынужден был остановить свое производство, не выдержав конкурентной борьбы. С самого начала на Илгинском заводе широко использовался подневольный труд ссыльных, а также местных жителей, приговоренных судом к отрабатыванию казенных недоимок. Когда завод закрыли, население слободы переселилось в Знаменку и соседние деревни — Нижнюю Слободу и Дальнюю Закору.
В 1832-1833 гг. в Знаменском отбывал ссылку декабрист Беляев.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

Аватара пользователя
Novomeysky
Сообщения: 934
Зарегистрирован: 13.09.2009
Откуда: Ekaterinburg Russia
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 24 раза
Контактная информация:

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#3 Novomeysky » 16 окт 2009, 14:59

domzha писал(а):Ссылка. Жизнь на поселении. Начало торговой деятельности. 1837-1859.Факты. Я.С. Домбровский, изведав все мытарства этапного пути, наконец, приблизительно в 1837 году очутился в Оёке (Оёкская волость Иркутской губ.) близ Иркутска, куда был приписан.
Скажите, пожалуйста, где Вы раздобыли этот факт? В каких документах можно найти дату высылки или дату прибытия. Может быть знаете - где искать приговор? У меня примерно эти же годы.
Последний раз редактировалось Novomeysky 17 окт 2009, 19:49, всего редактировалось 1 раз.
Еврейские фамилии: Новомейский, Левитин, Цукасов, Каминер, Фризер, Самсонович, Шмуйлович, Вехтер, Рапопорт.

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#4 domzha » 16 окт 2009, 20:47

Novomeysky
Я даю описание по книге "Евреи в Иркутске", 1915. На стр.205 там есть следующая запись:"Еще в 1957 году, как гласит официальный документ, г.Председательствующий в Совете Главного Управления Восточной Сибири, во внимание к хорошему поведению Домбровскаго на месте ссылки в течении слишком 20-ти лет, обратился в Министерство Юстиции с ходатайством о дозволении ему переселиться в г.Кишинев".
И вторая запись:
"В 1867 г. Домбровский возбудил ходатайство о разрешении ему приписаться иркутским купцом. И ему на том основании, что он прибыл в Иркутск до 1837 г., было разрешено записаться в иркутские купцы."
Из этих двух записей ясно, что он прибыл в Иркутск до 1837. Там же, впрочем, написано, что он прибыл в Иркутск "в 1833 или 1834 году". Но меня, как раз смутила запись Моше Новомейского, о том , что этап длился 4 года. Ничего конкретного у меня нет. Где нужно искать я примерно знаю - в Литовском историческом архиве, в Московских архивах (тюремные фонды), в фондах Тобольской пересыльной тюрьмы, в ГАИО, ф.24 (1822-1882 гг.), но, к сожалению, все эти архивы от меня очень далеко.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

mod970

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#5 mod970 » 17 окт 2009, 19:43

даю описание по книге "Евреи в Иркутске", 1915.
Мне кажется, что сведения без ссылок на архивные документы, надо воспринимать с осторожностью. Поясняю. Часть информации может быть взята из устных источников, а они не всегда достоверны.
Я это всё пишу потому, что и у своих попадала на информацию, у которой нет фактического подкрепления. Например, в книгах по Чите есть много инфы по Либерманам, часть из неё подтвердилась потом в архивах, а часть выглядит несколько сомнительно и никаких документов пока не найдено.
Второй пример по устным источникам. Когда я познакомилась с израильской веткой Бутлицких, они рассказали мне, что предок их отца был сослан в Сибирь за активное участие в польском восстании. И были в шоке, когда я показала архивную бумагу с описанием преступления нашего предка, не имевшего никакого отношения к восстанию. Я предполагаю, что истинную причину знали только первое и м.б. (не уверена) второе поколение. Потом разбогатевшему б. ссыльному и ещё более состоятельному его сыну надо было воспитывать внуков-буржуа на положительном примере. Польское восстание выглядело и благородно, и достаточно правдоподобно. Так что, их отец, наверняка, не врал, ему так рассказали в детстве, он-то был уже 4-е поколение сибиряков.

Есть ещё примеры, когда я занималась поисками не в том направлении, т.к. именно так моей маме рассказали в детстве, а оказалось, что сознательно не хотели говорить советскому ребенку правду. И после всего этого пришла к выводу, что истину знают только документы, а всё остальное может оказаться правдой, полуправдой или вообще неправдой.

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#6 domzha » 18 окт 2009, 19:42

mod970

Спасибо. Учту Ваш опыт.
Что касается названной книги, я не исключаю, что в таком большом (400 большеформатных страниц) труде могут быть какие-то неточности, но, в целом, это солидное дореволюционное издание.
Вот как характеризует его иркутский историк В.Ю.Рабинович: «Это уникальное для России издание до сих пор не потеряло своего научного значения. Его инициаторами стали хозяйственное правление иркутского еврейского молитвенного дома и иркутское отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России*. Непосредственными исполнителями общественного поручения стали журналисты и общественные деятели В. С. Войтинский и А. Я. Горнштейн. Известие о начинании всколыхнуло общину и стало значительным событием для всего города. В создании книги, сборе материалов, опросах старожилов принимало участие множество активистов. Они считали свою историю достойной для изучения, понимая, какой ущерб может нанести ее забвение. При этом через всю книгу красной нитью проходит мысль об уникальности всего сибирского еврейства, и иркутского в частности».
В самой книге, в разделе «От издателей» названы имена создателей книги. Это ветераны общины: Л.И. Таубер, И.Л. Нейман, Б.А.Эльяшевич, общественный раввин С.Х. Бейлин, Я.Д. Фризер.
Несмотря на то, что в книге нет прямых ссылок на архивные документы, она изобилует статистическими таблицами и административными документами, что свидетельствует о том, что использовались именно архивные материалы. К тому же, все фактические данные книги перепроверены многочисленными исследователями, которые приводят архивные ссылки. Если бы ими были замечены какие-либо неточности или ошибки, они, наверняка, отметили бы их.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

mod970

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#7 mod970 » 18 окт 2009, 19:51

Я уверена, что книга очень обстоятельна. И есть тому многочисленные подтверждения. Но понятно, что, например, история с разводом происходила не в Иркутске, и навряд ли кто-то ездил в "черту" её проверять. Это - к примеру, часть сведений была перемешена с устными рассказами, которые, конечно, проверялись, но не всегда была возможность проверить всё досконально.

mod970

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#8 mod970 » 19 окт 2009, 02:37

Вспомнила, что у меня есть документ с упоминанием имени Вашего предка Домбровского. Вопрос только, что именно имеют ввиду?
«Главное Управление Восточной Сибири. Иркутск. Марта 5 дня 1871. №319.
Получено - 12 марта 1871г.
Господину Исполняющему должность Губернатора Забайкальской Области.

...и принимая во внимание , что по делу о записке в купечество еврея Домбровского , о чем сообщено было Военному Губернатору Забайкальской области в предложении моем от 13 января 1866г. за №38, Министерство Финансов разъяснило, что в купечество могут записываться только те из ссыльных Евреев, которые поселились в Сибири до 15 Мая 1837 года и перешли в городское состояние до 1840 г.,
...
Председательствующий в Совете Генерал-Лейтенант ....
Член Совета, Управляющий отделением .... «
Если запросить переписку по документу Мин. финансов, то из неё Вы узнаете точно все подробности дела Домбровского - и откуда, и почему, и куда, и когда и т.д. и т.п. А точные координаты одного письма облегчат архиву поиск.

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#9 domzha » 21 окт 2009, 00:19

Иркутский период жизни. 1859-1884.
Купеческая деятельность. Торговый дом «Домбровский с сыновьями»
.

Факты. В 1859 Я.С. с семьей перебрался в Иркутск на постоянное жительство, где жил по особому разрешению начальства до 1867 года, когда ему разрешили записаться иркутским купцом. Ко времени переезда Я.С. в Иркутск его личное состояние составляло 50 тысяч рублей.
Переселившись в Иркутск, Я.С.Домбровский окунулся в предпринимательскую, купеческую среду города. «Первое прошение о причислении его в иркутское купечество с женой и тремя сыновьями Домбровский подал еще в 1857 году. Рассматривавший его прошение Совет Главного управления Восточной Сибири отказал на том основании, что причисляться к купечеству Сибири могут только те евреи, которые происходят не из ссыльнопоселенцев» (Кальмина, 2003). Сенат разрешил евреям записываться в сибирское купечество лишь 8 октября 1865 г.
Точных же сведений о сословной принадлежности Я.С. Домбровского в 60-х гг. 19 века не имеется. Известно, что в 1862 он значится торгующим крестьянином Верхоленского округа, в 1866 — временным иркутским купцом, в 1867 году — иркутским купцом 2-й гильдии. «В 1867 г. Домбровский вновь возбудил ходатайство о разрешении ему приписаться иркутским купцом. И ему на том основании, что он прибыл в Иркутск до 1837 г., было разрешено записаться в иркутские купцы. Этого мог достигнуть только Домбровский, благодаря своим отношениям с местной администрацией». «Свою роль сыграли возросшее богатство, а, следовательно, и влияние Домбровского» (Кальмина, 2003).

Коммерческие интересы Я.С. были сосредоточены в сфере винной, хлебной и, отчасти, мануфактурной торговли и золотопромышленности. «Здесь, в Иркутске, дела его значительно расширились. Он приобрел золотые прииски в Нерчинском округе и 2 винокуренных завода в компании с известными русскими купцами – Сибиряковым, Немчиновым, Базановым и т.д.». « Наряду с виноторговлей Домбровский и братья Леонтий и Яков Лейбовичи занимались хлебными операциями, мануфактурной торговлей, золотопромышленностью.

Начав с хлебной торговли и крупных хлебных подрядов по рекам Иркутской губернии и Якутской области, Я.С. переходит к строительству собственного Яковлевского винокуренного завода в Иркутском округе. В 1869 г. Яковлевский винокуренный завод с Яковлевским крупчатомельничным заводом при нем был пущен в ход. Попутно Я.С. владел мельницей, спиртоделательным и водочным заводом в Иркутске, развитой сетью питейных заведений. Ему принадлежали 10 распивочных и 26 харчевен. Совместно с А. Маркевич и Л.Лейбович они втроем контролировали 40% питейных заведений города. Я.С. получал большой доход с продажи питей в Иркутске и в других населенных пунктах.

В 60—70-х гг. 19 в. в период интенсивной разработки золотых приисков в Восточной Сибири наблюдалась активизация торговли с золотопромышленными районами. Доставкой муки и хлеба туда занимался и Я.С.Домбровский. Как написано в книге «Евреи в Иркутске», он имел «обширную торговлю хлебом и отправлял его по Ангаре в Енисейск и по Лене в Якутск».
В 1870 по новому уставу о частной золотопромышленности евреи получили свободный доступ в сибирскую золотодобычу. Добывали золото в Забайкалье и иркутские купцы Домбровский и Лейбовичи. К середине 70-х гг. 19 в. Я.С.Домбровский в лесопромышленном товариществе в Забайкальской области владел Софийским, Никольским, Надеждинским, Ольгинским и Максимилиановским приисками. В Энгажеминском товариществе в компании с Торговым домом Кузнецовых и А.И. Громовой имел Сергеевский и Рождественский прииски, оцененные в 24752 руб. В Нерчинском же округе ему принадлежали Ивановский и Петропавловский прииски, а к концу жизни Я.С. владел девятью приисками в этом округе.

Городская недвижимость также выступала сферой вложения капиталов Якова Савельевича. За период с 1869 по 1882 гг. им были приобретены постройки в Иркутске в Знаменском и Глазковском предместьях, по улицам Дегтевской, Большой, Котельниковской, Солдатской, Летне-Байкальской, Харлампиевской. Проживала же семья Домбровского с 1866 г. в 2-х этажном каменном доме по ул. Дегтевской (ныне Российская). На этой же улице, также в 2-х этажном каменном доме, жила семья его сына Гдалия. Семья старшего сына, Леонтия, проживала на улице Матрешинской.
Из исследований Кальминой (2003) известно, что «в 70-80-е годы Х1Х века в Якутске иркутский купец Яков Домбровский имел дом, подвал для хранения спирта, людскую, юрту и амбар на Большой улице общей стоимостью 13700 рублей». Кроме Иркутска и Якутска, у Я.С. была жилая недвижимость на р. Илга, где семья прожила более 20 лет, а также в разных населенных пунктах, где он вел торговые дела, а также на золотых приисках. О складских помещениях, разбросанных почти по всей территории Иркутской губернии, Якутии и Забайкалья упоминалось уже ранее.

Итогом коммерческой деятельности Я.С.Домбровского стало создание в 1879 г. Торгового дома под названием «Я.С.Домбровский с Сыновьями». Компаньонами его стали сыновья Михаил (главный управляющий) и Илья. Торговый дом стал прямым наследником коммерческих дел Якова Савельевича. По словам самих участников фирмы, дела их в начале 80-х гг. 19 века шли достаточно успешно, а капитал предприятия в 1881 составлял 139562 руб. Однако успех в ведении торговых дел недолго сопутствовал М.Я. и И.Я. Домбровским. «К сожалению, наследники не обладали деловой хваткой и предприимчивостью своего удачливого родителя. В последние годы жизни Я.С. полностью отошел от дел, передав управление торговым домом «Я.С. Домбровский с сыновьями» своей семье. Примечательно, что политику семейного бизнеса стала определять уже немолодая Песя Осиповна, «она взяла на себя все управление семейным бизнесом. Она, мать пяти детей, пыталась сохранить многочисленные семейные предприятия и после смерти своего известного супруга, но, совершив целый ряд управленческих ошибок, не смогла добиться желаемого результата» (Рабинович, 2002). Помощь ей в управлении беспокойным хозяйством оказывал сын Гдалий. Не обладая обширными знаниями, опытом и связями Я.С., его преемники совершили целый ряд ошибок, приведших к гибели семейного дела.

С 1886 по 1 января 1892 г. среди конкурсных дел о несостоятельности, находящихся в производстве, числится «Торговый дом Домбровских» - 457231,84 руб. В 1889 (по неизвестным причинам) было объявлено о несостоятельности фирмы «Я.С.Домбровский с С-ми». За последующий почти десятилетний срок ведения процесса банкротства сменилось две администрации, было устроено несколько конкурсов. Уже в начале 90-х годов было объявлено о полном банкротстве торгового дома и его продаже с торгов» (Рабинович, 2001). К моменту окончания дела во 2-й половине 1890-х Домбровские были разорены и сошли со сцены предпринимательства Иркутска. К началу 20 века от состояния Я.С.Домбровского не осталось и следа.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

mod970

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#10 mod970 » 21 окт 2009, 00:41

domzha
У Кальминой обычно есть ссылки на номера архивных дел. Попробуйте заказать в ГАИО переписку по поводу приема Домбровского в купечество. Она должна быть очень информативной и добавит Вам много информации, кот. нет у Кальминой, Рабиновича и пр.

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#11 domzha » 26 окт 2009, 17:15

Взаимоотношения с администрацией
Евреи нуждались в расположении представителей власти – в этом залог их безопасности и стабильности. Понимание правильности такой ориентации подтверждалось многовековым опытом жизни в рассеянии. Чиновникам, в свою очередь была выгодна чужесть и обособленность евреев. С одной стороны, это помогало управлять меньшинством, с другой – власти имели возможность занять выгодную позицию третейского судьи, посредника между диаспорой и остальным обществом, выступить в качестве не заинтересованной и справедливой силы.
«Удивительной особенностью иркутской диаспоры было то, что элита иркутской общины была частью иркутского общества. Генерал-губернатор принимал у себя на балах еврейских купцов» (В.Рабинович, по И.Карпенко, 2007).
Во многих публикациях, а также документах того периода, акцентируется, что Яков Савельевич был в дружественных отношениях со многими генерал-губернаторами и представителями администрации. «В глазах администрации он действительно выделялся среди тогдашнего еврейского населения Сибири своей интеллигентностью и внешним европейским лоском».
«Отдельные, более видные, представители еврейского населения в Иркутске пользовались в то время покровительством администрации. Так, Домбровский был в дружественных отношениях со Струве, игравшим видную роль в официальных кругах Иркутска при Муравьеве-Амурском. За евреев-ремесленников, мастеров и торговцев иркутскими властями не раз возбуждались ходатайства перед Петербургом. Но евреи вообще, евреи, как таковые, в то же время не пользовались симпатиями официальных кругов Иркутска» (с. 130-131).
Справка. Бернгард Васильевич Струве (1827-1889) был чиновником по особым поручениям в 1848-1854 у генерал-губернатора Н.Н. Муравьва-Амурского, он отвечал за связи с инородцами. Позднее он был губернатором Астраханской и Пермской губерний.
Несомненно, были и исключения из правила. Так, при генерал-губернаторе И.П. Синельникове евреям в Иркутске жилось не сладко.
«Типичным выразителем … официального чиновничьего антисемитизма был в начале 70-х годов иркутский генерал-губернатор И.П.Синельников (1871-1873 год). Еще не ступив ногою на землю Сибири, не ознакомившись даже поверхностно с сибирскими делами, Синельников уже наперед знал, что главное зло вверяемого его управлению края – евреи» (с.131), «он пользовался каждым случаем, чтобы в своих «литературных» приказах в губернских ведомостях, подчеркнуть те «милости», которые сыпались на еврея Домбровского…» (с. 205).
«В Сибири во всех нестроениях местной жизни Синельников видит злобную руку евреев. … В этом отношении особенно характерна его война с виноторговцами и винозаводчиками. В то время винокурение и скупка хлебных запасов сосредоточились в руках крупных промышленников, решивших использовать выгоды своего положения для повышения цены на хлеб. В этих недопустимых спекуляциях вместе с миллионерами из числа русских промышленников участвовал также и один еврей – Домбровский. Домбровский был богачом по сравнению с остальными иркутскими евреями, но рядом с промышленниками-миллионерами он казался чуть ли не бедняком. Из 6 водочных заводов, находившихся в губернии и вырабатывающих 407040 ведер спирта ежегодно, ему принадлежал один завод с годовой выработкой в 22000 ведер. Кроме того, он состоял совладельцем другого более крупного завода, в числе владельцев которого были богачи Базанов и Трапезниковы. Тем не менее, генерал-губернатор приписал евреям повышение цен, а Домбровского признал «главным эксплоататором». Передают, что, вызвав к себе Домбровского, Синельников потребовал от него, чтобы цены на хлеб были понижены, пригрозив в противном случае, в 24 часа повесить его властью, полученной от Государя…» (с. 132).

Благотворительность

«Евреям, попадавшим в Сибирь, пришлось вести долгую, упорную борьбу за существование, за материальное упрочение. В то время, в начале 60-х годов, еврейское население в Сибири, на всем ее огромном протяжении, нигде не было, очевидно, материально устроено, ибо, в противном случае, золотопромышленность и винокурение не вызвали бы притока евреев в Иркутск, в начале 60-х годов. А приток евреев в город был в это время настолько велик, что не все могли сразу устроиться на работу. Таким образом, увеличивающееся численно еврейское население одновременно стало пред вопросом создания общественной благотворительности. Масса тогдашнего еврейского населения в Иркутске чувствовала эту потребность, но она была слишком некультурна, чтобы разрешить ее. И на почве разрешения представших задач выросла фигура Я.С. Домбровского, который благодаря счастливому стечению обстоятельств, и собственным дарованиям, сумел использовать свой авторитет и связи для создания и упрочения еврейской общины» (с. 202).

Благотворительностью Я.С. начал заниматься уже вскоре после своего поселения на Илге. Благодаря приобретенным связям в административном мире «он был особенно дорог евреям-поселенцам, прибывавшим по этапу. Его хлопоты об оставлении его несчастных единоверцев тут-же на Илге вместо отправки в Киренский уезд или Якутскую область всегда увенчивались успехом, и это создавало ему славу человека, который может сделать все, что ему угодно. А если к этому еще прибавить, что он-же многим давал заработок, который так исключительно дорог вновь прибывающему поселенцу, то станет ясно, каким ореолом благодетеля и печальника народного окружила его имя «народная молва» задолго до его переезда в Иркутск» (с. 204-205).

«В Иркутске Домбровский также широко пользовался своими связями в административных сферах для оказания помощи евреям-поселенцам и их семействам, в смысле оставления их в городе. И самый факт переезда Домбровского в Иркутск привлекал многих евреев в город» (с.205).

Широкое распространение филантропической деятельности в среде иркутского купечества было одной из его характерных черт. Трудно назвать фамилию купца, хотя бы раз не пожертвовавшего на какое-либо благотворительное дело.
Не была чужда благотворительная деятельность и Я.С.Домбровскому.

«Я.С. Домбровский был большим поборником просвещения среди своих единоверцев. Поэтому, вскоре после переезда в Иркутск, он озаботился приобретением помещения, где бы обучались грамоте дети бедноты» (с.206). «Когда появились больные и немощные старики, когда появились дети, нуждающиеся в призрении, в одежде и пище, купцы Домбровский и Лейбович наняли старый домик на 1-й Солдатской улице и поместили туда стариков и детей» (с. 286).
«Еврейское училище под именем «Талмуд Тора», по свидетельству старожилов, существовало в Иркутске с 60-х годов. В нем обучались круглые сироты и дети беднейших евреев. Они получали там же одежду и пищу. Для этого училища в 80-х годах иркутскими купцами Домбровским Я.С. и братьями Лейбовичами был пожертвован дом на 1-й Солдатской улице» ( с.283).
В феврале 1882 созывается общее собрание о положении школы для бедных детей. Решено ходатайствовать об учреждении училища, которое бы именовалось отделом Александринского детского приюта на тех же началах и с той же программой учения, какие существуют в приюте. «Средства для содержания училища мы обязуемся доставлять своевременно. Для помещения же училища, торговые дома Яков Савельевич Домбровский с сыновьями и Братья Лейбович изъявили желание пожертвовать принадлежащий им дом на 1-й Солдатской улице, для чего и совершить крепость на имя этого училища… Ходатайство о дозволении учредить училище предоставляем старосте молитвенного дома Михаилу Яковлевичу Домбровскому» (с. 289).
Я.С. Домбровский жертвовал деньги в лечебницу для приходящих, прогимназию, на Восточно-Сибирское Отделение Российского Географического Общества, на учреждение различных благотворительных базаров; являлся постоянным членом благотворительного Комитета. Из наиболее крупных пожертвований следует отметить выделение им 50000 руб. на строительство и содержание первого женского училища в г. Верхоленске в 1873 г., для которого он выстроил и оборудовал дом. Он был единственным жертвователем в пользу этого училища. Возможно, в этом нашло свое отражение и понимание им необходимости развития образования в крае.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#12 domzha » 29 окт 2009, 18:22

Общинная деятельность.

В 1859 Я.С.Домбровскому было разрешено поселиться в Иркутске. «Вскоре по приезде в Иркутск, куда он прибыл не только со своим семейством, но и со своим резакой, Евсеем Иосифовичем Рябкиным, Домбровский нанял дом специально под молельню. А так как постоянной молельни тогда в Иркутске не было, то все стали собираться к Домбровскому для молений, тем более, что, благодаря увеличивающемуся еврейскому населению, «миньён» составлялся легко. Вскоре для молений стали собираться и по нескольку десятков» (с. 206-207).
Справка. Резник Евсей Рябкин прослужил в общине 30 лет.
Но часто богослужения проходили в собственном доме Я.С., что вызывало нарекания со стороны властей, и вскоре они были запрещены распоряжением генерал-губернатора. Я.С. не только нашел молельный дом, но и обеспечил помещение под богадельню для немощных стариков и больных, купил дом по ул. 1-й Солдатской для еврейского училища «Талмуд Тора», где начал нелегально обучать детей Торе. Это все продолжалось на протяжении более 20 лет, до постройки официальной синагоги в 1879.

В середине 19 в. еврейское население Иркутска едва составляло 1% от общего числа жителей города (в 1863 г из 27989 жителей – 283 еврея), их социальный статус был низким. Появление же в их среде человека зажиточного, несравнимо лучше образованного и влиятельного, не могло не выдвинуть Якова Савельевича на первый план, поставить во главе складывающейся в этот период иркутской еврейской общины.

Хорошо известно, насколько велико было влияние Якова Савельевича на иркутских евреев, значительна его роль в создании и оформлении еврейской общины в Иркутске. «Это первый по-настоящему богатый иркутский еврей – и первый, кто вошел в городскую элиту». «Он был образованным человеком, хорошо знал обряды, толковал Тору и разбирался в Талмуде» (Владимир Рабинович). Он был Раввином по образованию еще в свой европейский период жизни.

«Иркутские евреи встретили Домбровского с распростертыми объятиями и окружили его большим почетом и уважением. Авторитет человека, знающего основательно все обряды еврейской религии и их смысл, основательно знакомого с еврейским вероучением, не мог не стоять весьма высоко среди тогдашних иркутских евреев сплошь религиозных и в то же время искренне сознающих себя «амей-гоорацим» (невеждами). А Я.С. соединил в себе с этими знаниями авторитет человека, «который все может» (с. 206).

«Он оставался, как многие представители Гаскалы (просвещения) в России в то время, человеком искренне религиозным. Но вместе с тем боролся с предрассудками, фанатизмом, слепой приверженностью к обрядности. Эта борьба имела свои корни не в желании его очистить религию от исторически наслоившихся обрядностей, а в стремлении насадить «европеизм». С этой стороны Я.С. Домбровский бессознательно является предтечей будущих сторонников крайне упрощенной, безыдейной ассимиляции в Иркутске» (с. 206).
Я.С.Домбровский был сторонником глубокого изучения духовных сочинений, в первую очередь, Торы и Талмуда, а не приверженцем веры через молитвы и строгое соблюдение обрядности, чего придерживались хасиды. Фанатичная приверженность к обрядности приводила к бессмысленным жертвам. Например, еврейки во время омовения водой должны были использовать только свежую проточную воду, и нагревать ее не позволялось. В итоге, в климатических условиях Сибири, подобные ритуальные процедуры приводили к болезням, а случалось – и к смерти. «Домбровский, оставаясь сам безусловно религиозным и верующим человеком, вел борьбу с такого рода фанатизмом. Он же не только боролся, но и настаивал на отмене бритья головы у девушек, выходящих замуж» (с. 211).
«Увеличивающееся еврейское население нуждалось и во внешней урегулированности своей жизни. Евреями, окончившими каторгу или приписавшимися куда-либо на поселение, власти переставали интересоваться. Это объяснялось не «легкомыслием» тогдашней сибирской администрации, а тем обстоятельством, что евреи еще не успели к началу 60-х годов, придти в соприкосновение с различными сторонами тогдашней общественности: они еще не учились и не записывались в купцы. А когда со времени приезда Домбровского население не только увеличилось, но быстро и энергично было вовлечено в водоворот экономической жизни, явилась потребность и в особой регистрации. И Я.С. Домбровский впервые, по собственной инициативе, стал вести книги о рождающихся, бракосочетающихся и умирающих.Копии с записей в его книгах заменяли евреям метрические свидетельства. Кто знает, какой больной вопрос и по сию пору у евреев эта регистрация рождения и смерти, тот поймет, какую неоценимую услугу оказал этим Я.С. своим единоверцам. И теперь еще (1915 г.) в Иркутске много таких евреев, которые по метрическим свидетельствам, выданным Домбровским, учились, вступали в брак…» (с. 207).
В течение почти 20 лет Домбровский возглавлял иркутскую еврейскую общину, вел по собственной инициативе метрические книги евреев Иркутска. Однако его взаимоотношения с общиной складывались далеко неоднозначно.
«Все, казалось, сулило, что молодая еврейская община организуется, укрепится, заживет своей жизнью, удовлетворяя посильно свои нужды. Но случилось иное. Не успевшая еще окончательно сорганизоваться община раскололась на два враждебных лагеря. На одной стороне стали все «вольные», т.е. не побывавшие в казармах, с Я.С.Домбровским во главе, а на другой — еврейские «служилые люди», т.е. бывшие кантонисты и николаевские солдаты. Вражда была долгая, упорная и даже… с кровопролитием.
Не будучи официально избранным старостой, Домбровский, тем не менее, положил начало «старостинской» эпохе, продолжавшейся до конца 90-х годов 19 века» (с. 207-208). Его требования безусловного подчинения вызвали недовольство иркутских евреев, и, прежде всего, солдат, которые отделились от общины и образовали собственную общину. Они добивались сначала только равных прав в общине, а когда им беспрерывно указывали, что они невежды, «гаамей гоорацим», они сами заняли положение нападающей стороны, ибо они в действительности на себя смотрели, как на привилегированных членов общины, имеющих особые заслуги перед общиной и перед еврейством» (с. 213-214).
Между тем, «с численным ростом общины все серьезнее вставала необходимость хоть как-нибудь оформить ее существование. А так как синагога – основная и единственная официально разрешаемая ячейка общины, то сам собою возник вопрос об исходатайствовании разрешения на постройку молитвенного дома. Первой возбудила соответствующее ходатайство солдатская община, а вскоре, вслед за ней, и «купеческо-мещанская община», как официально называла себя другая враждующая сторона. Ходатайство солдатской общины было уважено Министром Внутренних Дел 9-го апреля 1878 г. А другой стороне в аналогичном ходатайстве было отказано, именно на том основании, что разрешение на постройку синагоги в Иркутске уже выдано евреям-солдатам, а для Иркутска, где евреев мало, достаточно и одной синагоги. Но солдаты евреи, имея разрешение на постройку молельни, не имели средств для того, чтобы воздвигнуть приличное каменное здание, и соответственным образом его оборудовать. А другая сторона не имела разрешения, но обладала средствами. Вывод напрашивался сам собою: надо объединиться, выбрать комитет для заведывания постройкой, в который входили бы представители обеих сторон. И психологически эта задача облегчилась. Обе стороны были утомлены борьбой. К тому же Я.С. Домбровский, этот видимый для одной стороны виновник конфликта, к тому времени уже значительно состарился и сходил со сцены. Он оставался еще львом иркутского еврейского общества, но старым и умирающим львом.

Конец жизни.
Яков Савельевич Домбровский умер 30 марта 1884 года в возрасте 90 лет.
«Я.С.Домбровский был сложной натурой и, при спокойном анализе событий маленького мирка иркутской общины, он не является перед нами ее однотонным гением добра или зла. Он глубоко интересный еврейский национальный тип 60-х годов, удивительно сохранившийся во всем своем разнообразии и в далекой Сибири. И сам Домбровский дает ключ к уразумению некоторых черт своего «я» в тех надписях, которые высечены на его могильном памятнике.
Говорят, он сам при жизни составил себе эпитафию.
«Удержите ваши слезы», сказано на одной стороне памятника. «Не плачьте о несчастии, что Яков ушел в свой путь-дорогу и нашел здесь свою могилу. Яков не умер. Он жив! Он оставил свое хорошее имя, которое дороже елея».

На другой стороне: «Спрашивают в долине плача: Кто нашел себе отдых под этим бугорком земли? 90-летний старик, который удостоился двух столов, рабби Яков, сын Саула, Домбровский. Кто тебя не знает?».
Справка. «Удостоился двух столов» - образное выражение, означающее, что покойный пользовался достатком и почетом в мире, и будет восседать вместе с праведниками за одним столом и на том свете.

Надпись на третьей стороне в лаконической и красивой форме дает нам этапы всей его жизни: «Жмудия его родила. Англия его просветила. Сибирь его возвеличила. Земля Иркутска его покрывает» (с. 208).
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#13 domzha » 19 ноя 2009, 17:26

Семья.
С первой женой в Литве Яков Савельевич Домбровский прожил с 1812 до 1819. У них были дети, родившиеся в этот период, среди них - сын Леонтий, который впоследствии оказался в Иркутске, где и прожил всю свою жизнь. Это родоначальник нашей ветви родового дерева. После возвращения из Европы в 1831 Я.С. дал жене развод.
Поселившись в Сибири, Яков Савельевич в начале 40-х годов, женился на дочери своего партнера по бизнесу О.С. Мелеховича (? – 1879) - Песе Осиповне (1827—после 1892). Хотя она была моложе его на 33 года, она стала надежной спутницей и советчицей предпринимателя. Яков Савельевич, женившись, получил, по-видимому, хорошее приданное, и смог начать крупные торговые дела.
«Практически каждый еврей – представитель городского сословия – был сыном или внуком ссыльного. По крайней мере, брак ссыльного Якова Домбровского с дочерью зажиточного еврея Мелеховича в глазах еврейского общества отнюдь не выглядел мезальянсом, а деловые связи тестя, взявшего Домбровского компаньоном в свое дело, составили первый начальный капитал, который помог бывшему ссыльному быстро достигнуть достойного положения в купеческой среде и занять лидирующее положение в Иркутской общине» (Кальмина, 2003).
От этой жены у него было пятеро детей (трое сыновей и 2 дочери): Михаил (1841-43), Гдалий (1847-49), Татьяна (в замужестве Брегель, ок.1851-52 г.р.), Илья (1855 г.р.) и Рахиль (1867 г.р., была замужем за верхоленским купцом И.Я.Файвусовым).

Потомки. Ветка Леонтия.
ДОМБРОВСКИЙ Леонтий Яковлевич (ок.1812-19 – после 1870).
Факты.
Домбровский Леонтий (Леон – Лейб - Лев) Яковлевич – сын Якова Савельевича от первого брака. Родился в Литве в местечке Кроже в период между женитьбой Якова Савельевича и его отъездом за границу (1812-1819).

Впоследствии оказался в Иркутске. Нам пока ничего неизвестно о причинах и времени его появления в Иркутске. По семейным преданиям он приехал в Иркутск вслед за отцом, но по законам того времени он этого сделать не мог. В Сибири он и прожил всю оставшуюся жизнь.

Семейный дом Леонтия в Иркутске находился на ул. Матрешинская (сейчас Софьи Перовской), 34. В настоящее время дом снесен, и на его месте построен новый дом, но во дворе дома сохранились два 2-х этажных флигеля под номерами 34-а и 34-б. В 10-е годы ХХ века, судя по почтовым отправлениям, по этому адресу жили сын Леонтия - Савелий Леонтьевич с семьей и его незамужние сестры.
По документам Леонтий числится иркутским мещанином. По семейным преданиям он был врачом. Однако, по-видимому, он принимал деятельное участие в работе недавно созданного в Иркутске Восточно-Сибирского отделения Российского Географического Общества. Костяк этого общества составляли ссыльные поляки, сосланные в Иркутск за участие в польском восстании 1863, они принимали активнейшее участие в изучении Сибири.
Сохранилось фото: Б.Дыбовский с товарищами по ссылке. На нем слева направо: Марьян Дубецкий, Генрих Вольф, Бенедикт Дыбовский, Феликс Зенкович, Леон Домбровский. Снимок сделан ок.1870.
1870 ок. dybov.gif
Кроме того, имя Леона упоминается в Сборнике неопубликованных материалов А.Л.Чекановского – геолога, внесшего большой вклад в изучение геологии Сибири. О связи Леонтия с Обществом свидетельствует также тот факт, что Яков Савельевич Домбровский (возможно, по просьбе Леонтия) делал постоянные пожертвования в ВСОРГО.

У Леонтия было 7 детей:
Михаил (ок.1854),
Федосья (ок.1856),
Савелий (ок.1857),
Анна (ок.1862),
Софья (ок.1864),
Давид (1867),
Яков (1868).

Поиск
1. Даты жизни Леонтия Яковлевича Домбровского.

2. Дата прибытия Леонтия Яковлевича в Иркутск, причины переезда.

3. Даты заключения брака (ов).

4. Уточнение дат рождения детей.

5. Род занятий Л.Я.Домбровского.

Домбровский Михаил Леонтьевич

У старшего сына Леонтия – Михаила - также было 7 детей:
Анна
Павел
Яков
Михаил
Надежда
Татьяна
Ита.
Из детей Михаила Леонтьевича продолжил род сын Яков. Его дети - Самуил и Геннадий. У Самуила – сын Яков. О судьбе других детей Михаила нам ничего не известно.

Домбровский Савелий Леонтьевич, он же Шевель Леонтьев (1857-1912). Умер в возрасте 55 лет от мозгового кровеизлияния.

У второго сына Леонтия – Савелия - было двое детей: Александр и Дора. Дора училась на врача в Москве, там же, возможно, и жила потом. Есть пометка Е.Я. Домбровской об их эмиграции – куда и когда – не известно.

Домбровские Федосья и Анна - дочери Леонтия – по-видимому, были незамужними и детей не имели.
София Леонтьевна сочеталась браком с иркутским мещанином, вдовцом, Берелем Фишером, 54 лет, 22.10.1909.

Домбровский Давид Леонтьевич

Давид сын Леонтия (1867 – ?). Родился в Иркутске, окончил гимназию, затем, по-видимому, медицинский факультет Томского университета. Иркутский мещанин (метрические книги за 1897 и 1904). Женился 25 февраля 1898 г. в возрасте 30 лет на дочери Новогрудского мещанина - девице Сарре Шлемовой Башук, 18 лет.

У Давида было 4 сына:
Александр, ок. 1905 г.р.
Михаил (1909-1910). Умер 5-ти месяцев от роду.
Леонид,
Виктор.

ДОМБРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ДАВИДОВИЧ. Родился ок.1905 в Иркутске. Окончил Иркутскую гимназию. С 1922 г. учился на медицинском факультете Иркутского университета вместе с двоюродной сестрой Валентиной Яковлевной Домбровской и Ефимом Леонтьевичем Гутерманом, будущим мужем Евгении Яковлевны Домбровской. Ок. 1926 женился на Роне. В 1927.06.06 родился сын Евгений. Переехали жить в Новосибирск. Ок.1937 Роня умерла.
После смерти Рони Александр женился на Зинаиде, вскоре у них родились две дочери - Маргарита (ок.1939) и Лидия (ок.1941).
Жизнь с Зинаидой не сложилась, и в 1942 Александр расстается с ней и женится на молоденькой медсестре Марии Ивановне Ломовой. С ней он прожил 20 лет до своей смерти в 1962.


ДОМБРОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, 1927.06.06. Родился и жил в Новосибирске. По специальности программист. В 1955 женился на ШАХОВОЙ НАТАЛЬЕ, 1933 г.р. В 1955 родился ДОМБРОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ (1955.10.03 – 2008.05.02). В 1965 переехали жить в Таллин, работал на горно-обогатительном предприятии «Маарду» до выхода на пенсию.

Дочери Александра Давидовича от второго брака – Маргарита (в замужестве Беляева) и Лидия (в замужестве Пеньковская) жили в Новосибирске. У Маргариты – дочь Марина. У Лидии – дочь Наталия. Ок. 2000 Маргарита и Лидия иммигрировали с семьями в США.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось domzha 08 янв 2010, 17:46, всего редактировалось 1 раз.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

borismak
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 27.08.2009
Откуда: США
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 115 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#14 borismak » 29 ноя 2009, 11:30

Уважаемая Жанна!
С большим удовольствием читал изложенную Вами историю семьи Домбровских на генеалогических форумах.Очень интересно.Понравилось,что Вы сами задаете себе вопросы и ставите задачи по их разрешению.
Жизнеописание родоначальника сибирских Домбровских-готовое к экранизации литературное произведение.Эти ребята,что написали книгу в 1915 году,не зря ели свой хлеб. А какие источники,кроме рассказов внуков Якова Савельевича,они использовали?
Интересно,какие документы есть у Вас, кроме этой книги?
Опровержения легенды,как в случае с родоначальником баргузинских Новомейских,не получится.Очень мало материалов и это немножко не то время.
Но свои сомнения я выскажу.
Начнем с фамилии,имени,отчества.Фамилия Домбровер не типична для этого региона.Она,конечно,топонимическая от населенного пункта с корнем Добров(на идиш-Домбров).А их даже в Литве несколько.Российский аналог-Дубровка,Дубрава,Дубово. Окончание-ер больше характерно для еврейских фамилий с территорий ,бывших под Австро-Венгерским контролем.А в Литве абсолютное большинство топонимических фамилий имеет окончание-ский,редко-ич.
Поэтому Jewishgen не находит по Литве ни одного Домбровера. А вот Домбровские есть,причем в нескольких уездах.
Рекламная пауза.
Сайт http://www.jewishgen.org величайший источник информации по еврейской генеалогии.Жаль,что администрация этого форума его практически не популяризирует.Знания английского практически не требуется.
Продолжение следует.
Макальский,Вассерман,Бомштейн,Калекин,Суздальницкий,Ицкович,Мотыльский,Евнус-еврейские семьи,проживавшие на начало 20-ого века в Забайкалье.

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#15 domzha » 30 ноя 2009, 00:01

Глубокоуважаемый Борис! Очень благодарна Вам за Ваше участие в моих расследованиях. Я не консервативна, и буду только рада, если обнаружатся какие-то новые факты и направления поисков.
Вы правы, что история нашего прапрадеда приключенческая, и даже авантюристическая. Так ее и расценивают все исследователи его жизни.
В книге «Евреи в Иркутске» не приводится ссылок на использованные материалы. Это было бы слишком уж хорошо и просто. Кое-что нам было известно по семейным преданиям, о том, что он был сослан за участие в польском восстании в Сибирь, а также существовала родословная роспись. Но деталей, подробностей жизни, не знали даже родители. Упомянутая книга лежала в библиотеках в закрытых фондах, о ней не подозревали. Да, если бы даже знали, вряд ли стали бы ее разыскивать, такое было время. Поэтому, когда в 1999 мы прочитали статью Н.И. Гавриловой «Иркутский купец Я.С. Домбровский (штрихи к портрету)»,1996, все стало для нас полным откровением. В этой статье впервые увидели ссылку на упомянутую книгу, прочитав которую, были просто потрясены.
Ссылки на архивные материалы по иркутскому периоду жизни Я.С. даны более поздними исследователями (1994-2004). Они полностью подтверждают материалы, приведенные в книге. Это дает надежду на то, что и литовский период его жизни в книге не так уж сильно искажен. Хотя несколько правок я сделала (о них расскажу дальше). Какие источники они использовали, не известно. Документов из жизни Я.С., как таковых, у нас нет. Так неудачно сложилось, что наш род идет от его старшего сына, рожденного в Литве от первого брака, а наш дед был последним ребенком в семье этого сына, так что ему ничего не досталось. Потомков по другим линиям тоже пока найти не удается. Писатель Юрий Домбровский (1909-1978) – троюродный брат нашей мамы – в нескольких своих художественных произведениях касается родословной темы, но у него документальные факты так перемежаются с фантазией, что их невозможно использовать.

О происхождении Я.С. Домбровского и фамилии Домбровер.
Во многих описаниях Якова Савельевича, начиная с его появления в Иркутске, его имя сопровождается приставкой «рабби». Так он и сам себя величал – «рабби Яков». Я.С., по утверждению иркутян-современников, хорошо знал Тору, все еврейские законы и обряды, мог толковать Талмуд, и был непререкаемым авторитетом в этой области. Откуда у него такие познания? Частичный ответ находим опять же в книге Войтинского и Горнштейна (с.202): «… в одну темную ночь он перебрался через границу и в течении 12-ти лет жил сначала в Германии, а затем в Лондоне … В Лондоне, по одной версии, Домбровский устроился мелким служащим в доме Ротшильда, по другой, более правдоподобной, - он несколько лет служил старшим шамесом (служителем) у тогдашнего Лондонского рабби Натана Адлера». Смотрим в интернете (слава создателям!, в 1915 его не было), кто-же такой Натан Адлер? Стоп! Вот и первая нестыковка! Натан Адлер был избран Главным раввином Лондона и всей Британской империи только в 1845 году! К этому времени Я.С. уже 14 лет видел небо в клеточку. В 1819 же году, когда Яков покинул родной дом и направил свои стопы в Европу, Натан Адлер пребывал Главным раввином в Ганновере. Так что, служить у него Я.С. мог только в Ганновере. Спрашивается, ради чего Я.С. пересек всю Германию от восточной границы до западной? Что-то в случайность его попадания к Натану Адлеру не верится, и тем более в то, что за несколько лет пребывания у него он смог стать раввином и так глубоко, как об этом известно, овладеть основами иудейской религии. Напрашивается вывод: либо он происходил из раввинской семьи, либо обучался в иешиве в детские и юношеские годы, либо и то и другое.
Далее. Опять же прямых доказательств нет, только косвенные. Смотрим в Интернете происхождение фамилии Домбровер. Признанный знаток в этой области Александр Бейдер включил эту фамилию в список еврейских фамилий из Галиции. Википедия:
http://en.wikipedia.org/wiki/Dombrov_(Hasidic_dynasty) и другие энциклопедии: http://encyclopedia.thefreedictionary.c ... over+Rebbe объясняют слово Dombrov как имя хасидской династии из Западной Галиции, которую основал Реб Мордехай Давид Унгер (1770-1846). На протяжении 150 лет представители этой семьи были, и являются до сего времени, главными раввинами в разных странах и городах, вначале в Европе, а затем также в Америке и Израиле.
Домбров (Dombrov) является также идишским названием местечка Домброва Taрновска, города в современной Польше, в Силезии (прежде в Западной Галиции). Исходя из географического названия места к названию фамилии прибавляется либо славянский суффикс "-ski", либо германский (идишский) суффикс "-эр". Как это общеизвестно, галицкие евреи были вынуждены принять немецкое звучание фамилий на 23 июля 1787 во время правления Иосифа II, сына императрицы Марии-Терезии после введения в Центральной Европе - Judenreformen унд Toleranzpatent (еврейские реформы и указы толерантности).
Исходя из этих объяснений, Домброверы могли появиться в литовском Юрбаркасе во второй половине 18 века и принести с собой из Галиции или получить уже на новом месте эту фамилию: Домброверы - из Домброва. Расстояние между Домброва-Тарновска и Юрбаркасом, по еврейским меркам, ничтожное. Родившись в 1794 г. в Великом княжестве Литовском, состоящем в Унии с Великим княжеством Польским, в 1795 г. после 3-го раздела Польши, Я.С. оказался российским подданным. Что касается распространения фамилии Домбровер, судя по жертвам Холокоста, их жило много на территории Польши и, напротив, Домбровских-евреев было там немного.
Кажется, охватила все ваши замечания. Понимаю, что они Вас не убедили, но что делать, когда нет документов, приходится прибегать к дедукции.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

borismak
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 27.08.2009
Откуда: США
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 115 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#16 borismak » 30 ноя 2009, 10:03

Уважаемая Жанна!
Насчет фамилии Домбровер. Я сказал абсолютно тоже, что и Бейдер. В Литве на начало 19 века есть только Домбровские.А населенных пунктов с корнем Домбров встречается множество и намного ближе, чем Даброва Тарновска.
Насчет раввинской династии. Обратите внимание на даты.Родоначальник этой знаменитой династии раввинов всего на 24 года старше Я.С.Домбровского и жил в совсем другой стране и на очень значительном расстоянии от Юрбаркаса.
На сайте Jewishgen прекрасно представлена перепись населения Рассейняйского уезда за 1816 го, к которому относились Юрбаркас и Кражяй.Что характерно, все евреи уже имеют фамилии. По Юрбаркасу почти среди 1000 евреев встречается только одна семья Домбровских.
Глава семьи- Тевель, сын Либермана,50 лет.
Его жена-Фейга, 50 лет.
Сын -Либерман, 34 года.
Жена Либермана- Ривка, 27 лет.
Дочь Либермана- Сорка, 4 года.
Предполагаю, что Тевель был отцом Якова Савельевича, хотя это и не соответствует книжным рассказам.
Вы писали, что с 1812 по 1819 годы Я.С. жил в Кражяе. По переписи 1816 года фамилия Домбровский среди 1000 евреев не встречается. Я просмотрел полностью списки переписи населения по этим двум населенным пунктам. Но что интересно, в Кражяе уже в 1816 году очень распространена фамилия Лондон. Среди Лондонов, как в Лондоне.
В Тракайском уезде встречается фамилия Дембровский. Там тоже детектив.
По переписи 1834г
Глава семьи Иосель сын Габриэля числится в бегах.
Его сын- Шалом, 22 г
Жена Шалома- Эстер, 16 лет.
По дополнительной переписи 1834г Иосель вернулся 27 мая 1834г.
Тоже похожая история.
Вот и вся информация для Вашего размышления.
С уважением, Борис.
Макальский,Вассерман,Бомштейн,Калекин,Суздальницкий,Ицкович,Мотыльский,Евнус-еврейские семьи,проживавшие на начало 20-ого века в Забайкалье.

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#17 domzha » 30 ноя 2009, 20:50

Добрый день, Борис!
Большое спасибо за информацию. У меня почему-то не получается открыть переписи 1816 и 1834 гг. на сайте Jewishgen. Если можно, дайте прямые ссылки на эти странички.
Теперь по-сути. Тут, по-видимому, возможны 2 варианта: либо фамилия не та, либо ищем не там. По присланным Вами семьям есть несоответствие с нашими предками в именах. У нас существуют четко обозначенные родовые имена, которые многократно повторяются во всех поколениях: Яков, Савелий, Леонтий, Михаил, Гдалий, Илья, Иосиф, Давид, Абрам. То же самое с женскими именами, там родовая привязка менее выражена за счет наложения имен по материнским линиям, но, тем не менее, нет ни одного совпадения с приведенными Вами семьями.
Возможно, ищем не там. О Юрбурге и Кроже мы узнали из книги Войтинского и Горнштейна. По семейным же преданиям, прапрадед был родом из Калиша (Польша). В начале прошлого века, до революции, наши предки неоднократно совершали туда «паломничество», чтобы почтить его память. И мы также в 70-х годах, путешествуя по Польше, заезжали специально посмотреть этот городок, откуда вышел наш прапрадед. Но тогда и в голову не приходило, что можно поискать там какие-либо документы.
Борис, большущая просьба к Вам, посмотреть на Jewishgen Домброверов и Домбровских в Калише, чтобы уже как-то прояснить этот вопрос.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

mod970

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#18 mod970 » 30 ноя 2009, 21:10

У меня ощущение спора о "кофейной гуще" - по чьей гадать будем?
Наверняка, в книге 1915 года часть информации подлинная, даже в романах "по мотивам" часть данных правдивая, а в документальной книге - тем более. Но абсолютно согласна с борисмак, что в книге есть и много искажений. Не может не быть, если изложение событий не подкреплено ссылками на документы. Я писала Вам об этом.
Происходил естесственный процесс создания семейной мифологии. Люди, попавшие в тюрьму и ссылку и сумевшие "восстать из праха", стать из отверженных уважаемыми членами общества, хотели "подправить" свою автобиографию для детей и внуков. А внуки уже знали только её и принимали всё за истинную правду. Так и смешались факты и легенды в один салат.

И даже серьезные историки не хотят "тревожить" сложившиеся мифы. А Вы, я, борисмак, и все мы их всё-таки исследуем... :cool:

domzha
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 08.09.2009
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 15 раз

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#19 domzha » 01 дек 2009, 11:32

Лена, я с Вами не спорю. Напротив, я, как раз, хочу узнать истину - подтвердить или опровергнуть факты, изложенные в книге. Проще всего было бы принять изложенную там версию: ах, какой подарок, эта книга! и не искать ничего, но я стараюсь проверить каждый факт.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Re: ДОМБРОВЕР/ДОМБРОВСКИЙ

#20 Kaaskop » 01 дек 2009, 11:39

Так почему бы не запросить архив в Калише, если тем более такая легенда в семье есть? Как правило, рассказам о месте жительства/рождения можно доверять
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.


Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/

Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде

Мой блог "Вязьма еврейская"

Ответить

Вернуться в «Мои предки - евреи: что знаем, что ищем...»