Регистрация временных перемещений граждан СССР

Модератор: Файнгольд Татьяна

Ответить
Сообщение
Автор
chemichka
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 11.08.2018
Откуда: Московская область
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 5 раз

Регистрация временных перемещений граждан СССР

#1 chemichka » 11 окт 2018, 18:00

У меня еще вопрос к форумчанам.
Как регистрировались перемещения граждан в 60-е годы в СССР? Например, если из России приехали на недельку в гости в Белоруссию. Люди вставали где-то на учет?

leska12
Сообщения: 1076
Зарегистрирован: 26.05.2010
Откуда: Харьков-Израиль,Мевасерет Цион
Благодарил (а): 2319 раз
Поблагодарили: 474 раза

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#2 leska12 » 11 окт 2018, 18:15

Перемещались без регистрации!
Ищу Чи(е)рейкиных ,Чирикиных, Ма(о)шкевичей , Райни(ы,е)ш - корнями из Кременчуга и окрестностей, Чигирина Киевской обл.,
Волынец, Черток - Кременчуг, Екатеринослав (Днепропетровск),
Хармац - корни из Свенцянского уезда Виленской губернии, Полтава, Кременчуг, Харьков, Украина.

oztech
Сообщения: 8970
Зарегистрирован: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 578 раз
Поблагодарили: 3443 раза

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#3 oztech » 11 окт 2018, 18:16

chemichka писал(а): Как регистрировались перемещения граждан в 60-е годы в СССР? Например, если из России приехали на недельку в гости в Белоруссию. Люди вставали где-то на учет?
Какой учет? Была же одна страна. В гостиницы принимали по паспортам, там был учет, а в гости - это было личное дело участников.
Григорий

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#4 mihail » 11 окт 2018, 18:24

chemichka писал(а): У меня еще вопрос к форумчанам.
Как регистрировались перемещения граждан в 60-е годы в СССР? Например, если из России приехали на недельку в гости в Белоруссию. Люди вставали где-то на учет?
"...Граждане, прибывшие на временное проживание из одной местности в другую на срок свыше полутора месяцев, прописываются временно, а прибывшие на срок до полутора месяцев регистрируются в установленном порядке...".
"...Регистрация граждан, прибывших из одной местности в другую на срок до полутора месяцев, производится не позднее 3-дневного срока со дня прибытия, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях, в которых находящиеся граждане подлежат регистрации, - по прибытии..."


Но это - 1970-е (точнее,согласно Постановлению Совмина СССР от 28 августа 1974 г. № 677).Про 1960-е стоит погуглить особо.Но следы такой "гостевой" регистрации конкретного лица,даже если она и имела место ("в 3-х дневный срок"),найти сейчас вряд ли получится.

chemichka
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 11.08.2018
Откуда: Московская область
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 5 раз

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#5 chemichka » 12 окт 2018, 08:04

mihail писал(а): Но следы такой "гостевой" регистрации конкретного лица,даже если она и имела место ("в 3-х дневный срок"),найти сейчас вряд ли получится.
Жаль, но так, надежда мелькнула, что какое-нибудь МВД хранит архивы регистраций.

Peretz
Сообщения: 617
Зарегистрирован: 04.09.2010
Благодарил (а): 335 раз
Поблагодарили: 264 раза

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#6 Peretz » 13 окт 2018, 11:52

chemichka писал(а): Как регистрировались перемещения граждан в 60-е годы в СССР? Например, если из России приехали на недельку в гости в Белоруссию. Люди вставали где-то на учет?
В некоторых городах, напр., Касли Челябинской обл. в середине 50-х гг., расположенного рядом г. Озёрском., где находился госхимзавод им. Менделеева (ПО «Маяк»), отметка в милиции была обязательна, но в паспорте не фиксировалась.
Басин, Гольдберг, Горлачёв, Горлачик, Липович, Школьник(ов) - Могилевская губ.
Гурвиц, Кватерман – Винница, Подольская губ.
Копыт - Заславский, Староконстантиновский уезды, Волынская губ.
Шрайбман - Староконстантиновский уезд, Волынская губ.
Гендрева – https://ru.rodovid.org/wk/%D0%9C%D0%BD% ... 0%B2%D0%BE
http://www.jewage.org/wiki/ru/

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#7 mihail » 13 окт 2018, 12:06

Peretz писал(а):В некоторых городах, напр., Касли Челябинской обл. в середине 50-х гг., расположенного рядом г. Озёрском., где находился госхимзавод им. Менделеева (ПО «Маяк»), отметка в милиции была обязательна, но в паспорте не фиксировалась.
Наверное,пусть будет хоть и длинный,но текст первоисточника:

Положение о паспортах.Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 21 октября 1953 г. N 2666-1124.


[Именно эти правила действовали (если не касаться частностей) и в 1960-х,вплоть до упомянутых выше изменений 1974 года.]:

" .........

III. Порядок прописки и выписки
 
15. Граждане, прибывающие на жительство из одной местности в другую на срок свыше трех суток, переменившие жилую площадь в пределах одного и того же населенного пункта, получившие паспорта вновь или обменявшие их, обязаны в суточный срок сдать свои паспорта или документы, указанные в пунктах "а", "б", "д" статьи 20 настоящего Положения, лицам, ответственным за прописку, для представления в органы милиции на прописку.
Прописка устанавливается постоянная или временная.
Постоянная прописка разрешается лицам, имеющим бессрочные, десятилетние или пятилетние паспорта или документы, предусмотренные статьей 2 настоящего Положения.
Временно прописываются лица, прибывшие на временное проживание в данной местности, а также лица, имеющие краткосрочные паспорта.
16. Граждане, прибывшие в города, районные центры, поселки городского типа и населенные пункты тех сельсоветов, территория которых прилегает непосредственно к государственной границе, должны быть прописаны в органах милиции лицом, ответственным за прописку, не позднее трех суток со дня прибытия.
Прибывшие в сельскую местность (кроме приграничных сельсоветов) на постоянное жительство должны быть прописаны в течение семи суток.
Прибывшие в сельскую местность (кроме приграничных сельсоветов) для временного проживания (на срок до 30 суток) прописке не подлежат, а лишь регистрируются в сельских Советах.
17. Прописка лиц в отдаленных от районных центров населенных пунктах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии производится сельскими (поселковыми) Советами депутатов трудящихся с последующим представлением ими адресных листков в органы милиции по территориальности.
18. Порядок прописки лиц, связанных по роду занятий с постоянным передвижением (личный состав экипажей судов морского и речного флотов, геологоразведочных партий, сплавщики плотов, гуртовщики и др.) устанавливается Главным управлением милиции по согласованию с заинтересованными ведомствами.
19. Правила прописки и выписки иностранцев и лиц без гражданства определяются особыми Правилами.
20. Прописываются без паспортов:
а) военнослужащие, проживающие вне казарм и судов, - по справкам, выдаваемым командованием частей;
б) лица, не достигшие 16-летнего возраста, проживающие отдельно от родителей (опекунов), - по свидетельствам о рождении, а при отсутствии свидетельства о рождении - по иным документам, подтверждающим время и место рождения;
в) лица, не достигшие 16-летнего возраста, проживающие совместно с родителями (опекунами), - путем внесения их в адресные листки родителей или опекунов, на иждивении которых они находятся;
г) больные, поступающие в лечебные заведения, - по имеющимся у них документам, а при отсутствии документов - по адресным листкам, составляемым администрацией лечебного заведения со слов больных или лиц, их доставивших;
д) постоянные жители сельской местности, не имеющие паспортов, прибывшие на срок до 30 дней, а также прибывшие в санатории, дома отдыха, на совещания, съезды, сборы и в командировки - по справкам сельских Советов, удостоверяющим их личность и цель приезда.
По таким же справкам прописываются жители сельской местности, указанные в пункте "г" статьи 2 настоящего Положения.
21. Проживают без прописки:
а) военнослужащие, размещенные в казармах, лагерях и на судах;
б) военнослужащие срочной службы, находящиеся в краткосрочном отпуске, при наличии документа войсковой части об увольнении;
в) все лица, прибывшие на проживание в города, поселки городского типа и в населенные пункты тех сельсоветов, территория которых прилегает непосредственно к государственной границе, на срок до трех суток, а в сельскую местность - до семи суток;
г) не имеющие паспортов жители сельской местности - в случаях пребывания их в городах, районных центрах и поселках городского типа своей области, края или республики, не имеющей областного деления, сроком не более 5 суток.
Лица, перечисленные в пунктах "б", "в" и "г" настоящей статьи, подлежат обязательной регистрации в суточный срок в домовых книгах по месту их временного пребывания.
22. Не разрешается прописка лиц, прибывших на постоянное жительство, если в их паспортах нет отметки о выписке с прежнего места жительства.
Также не разрешается прописка лиц, прибывших на постоянное или временное (более полутора месяцев) жительство в города и поселки городского типа, если жилая площадь, на которую они прописываются, не соответствует требованиям санитарной нормы, за исключением случаев, когда один из супругов прописывается на площадь другого, нетрудоспособные или престарелые родители - на площадь детей, несовершеннолетние дети - на площадь родителей. Во всех других случаях прописка на жилплощадь, не отвечающую требованиям санитарной нормы, может быть разрешена лишь с ведома органов санитарного надзора.
23. Для прописки в органы милиции представляются: паспорт или один из документов, перечисленных в статьях 2 и 20 настоящего Положения, домовая книга, адресные листки, личное заявление владельца паспорта со справкой управляющего домом, коменданта дома (общежития), домовладельца о наличии жилой площади и количестве прописанных на ней лиц, а также о согласии лица, предоставившего жилплощадь на прописку.
Военнообязанные, кроме того, предъявляют документы, подтверждающие принятие их на воинский учет, за исключением прибывших в командировки, отпуска и на лечение.
24. Лица, которым отказано в прописке, обязаны выбыть из данного населенного пункта в трехдневный срок, о чем им объявляется под подписку.
25. Лица, прибывшие в командировку, отпуск, на лечение или на дачу в период летнего сезона, прописываются без отметок в паспортах о выписке.
26. За прописку взимается пошлина в размерах, установленных законом.
27. Подлежат выписке:
а) лица, выбывающие в другую местность на постоянное проживание или на срок свыше полутора месяцев (кроме выбывающих в командировки, отпуска, на лечение и на дачу), - перед выбытием;
б) призванные на действительную военную службу - после выбытия;
в) меняющие местожительство в пределах одного и того же населенного пункта - в трехдневный срок;
г) умершие - после регистрации смерти;
д) осужденные к лишению свободы, ссылке и высылке - после вступления приговора в законную силу.
28. При выписке в органы милиции представляются: домовая книга, паспорт или документ, его заменяющий, и адресные листки.
Без паспортов, по иным документам или только по адресным листкам выписываются лица, перечисленные в статье 20 и в пункте "б" статьи 27 настоящего Положения.
29. Ответственными за прописку и выписку являются: управляющие домами, коменданты домов и общежитий, администрация гостиниц, санаториев, домов отдыха, больниц, детских и инвалидных домов, лица, специально на то уполномоченные сельскими (поселковыми) Советами, владельцы домов, а также другие лица, в ведении которых находятся жилые здания и помещения.
Эти лица обязаны в сроки, установленные статьями 16 и 27 настоящего Положения, представлять в органы милиции для прописки и выписки соответствующие документы.
30. Съемщики жилых помещений (квартир, комнат) обязаны в суточный срок сообщать лицам, ответственным за прописку и выписку, о прибывших для проживания на их жилой площади или выбывших, представляя при этом документы необходимые для прописки или выписки.
31. Формы домовых книг и адресных листков устанавливаются Главным управлением милиции Министерства внутренних дел СССР. За листок прибытия взимается 20 копеек, листки убытия выдаются бесплатно. За домовые книги взимается их фактическая стоимость.
32. Контроль за выполнением должностными лицами и гражданами настоящего Положения возлагается на органы милиции.

...".
___________
Я думаю,ответы на поставленные вопросы нужно начинать искать именно с этого текста.В нем упоминается и различная документация (домовые книги,адресные листки,листки прибытия/убытия и т.п.),и сферы ответственности должностных лиц.Но нужно ли разводить в рамках этой темы обсуждение того,где и что из упомянутых документов могло сохраниться - в этом я не уверен.Материала в интернете масса (особенно интересны вот такие документы: "Инструкция ... ") - при желании информацию можно поискать,осмыслить,и после даже оформить в отдельную тему.

Капитан Немо
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 02.11.2017
Откуда: из "Наутилуса"
Благодарил (а): 1552 раза
Поблагодарили: 2707 раз

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#8 Капитан Немо » 13 окт 2018, 14:47

У Вас есть хороший шанс найти записи в домовых книгах частных домов. Книги меняли раз в лет 50. И, если записи там есть, они остались...

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#9 mihail » 13 окт 2018, 14:59

Капитан Немо писал(а): У Вас есть хороший шанс найти записи в домовых книгах частных домов. Книги меняли раз в лет 50. И, если записи там есть, они остались...
Домовые книги - вне всякого сомнения.

Но интересна также и архивная судьба таких документов,как адресные листки,листки прибытия/убытия,отрывные корешки.Судя по сканам в инете - достаточно информативная (для применения в этой теме,в частности) документация.Но,как мне кажется,эта их архивная жизнь весьма недолга.

Капитан Немо
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 02.11.2017
Откуда: из "Наутилуса"
Благодарил (а): 1552 раза
Поблагодарили: 2707 раз

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#10 Капитан Немо » 13 окт 2018, 15:05

В ГАХО эти листки ни попадались ни разу. Думаю, их туда и не сдавали - никто из архивариусов не вспомнил о таких документах.
А вот книги с записями за 1950-е годы и до сих пор - "живут", как основная документация любого частного домовладения. И в них имеются записи о всех жителях дома, как постоянных, так и о временных.

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#11 mihail » 13 окт 2018, 17:46

Капитан Немо писал(а):В ГАХО эти листки ни попадались ни разу. Думаю, их туда и не сдавали - никто из архивариусов не вспомнил о таких документах.
Судя по описанию,эти документы сначала (а,возможно,и окончательно) имели другого адресата,нежели привычные нам архивы.Их,скорее,нужно было бы искать в архивах ведомств.Если бы срок хранения не был бы (наверное :-? ) таким коротким.Во всяком случае,срок хранения данных о временной регистрации,если не ошибаюсь,в РФ составляет всего 5 лет.Как с этим было в СССР - не ясно,остается лишь констатировать,что для решения вопросов,возникающих в рамках данного раздела,документы эти могут оказаться небесполезными.Вот,например,адресатом этого документа (вернее,его частей)
1.jpg
являлись два ведомства.Хранят ли их правоприемники этих ведомств,спустя 50-40-30 лет - вот это вопрос.
Приемник (в нескольких "поколениях") упомянутого в документе ЦСУ (а именно его структуры были получателем отрывных корешков) - ФСГС - в своей структуре архивной службы,вроде бы,не имеет.А вот само советское ЦСУ имело четкие инструкции по срокам хранения документации.Имеет ли смысл искать персональные данные в каких-то фондах региональных отделений - не берусь судить.
Вывод тут,видимо,такой:
- существовали в СССР еще и такие документы,как вышеупомянутые,которые,среди прочего,также,как и более известные в генеалогии,содержали сведения о национальности.
- механизм делопроизводства,в отношении этой документации,включая сроки и место ее хранения,ясен не до конца.
- успех поиска документальных следов временной регистрации человека (а именно с этого вопроса началась эта ветка),имевшей место несколько десятилетий назад,на мой взгляд,крайне сомнителен.
- разумным пределом поисков в этом направлении,видимо,является поиск домовых книг и/или истребование на их основании т.н. "архивной формы №9".Идти далее (адресные листки и т.п.) нужно,наверное,лишь в обстоятельствах полной безысходности,когда попытки найти иные репрезентативные документы не привели ни к чему (при этом еще нужно и четко отличать документацию постоянной регистрации от документации регистрации временной).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

chemichka
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 11.08.2018
Откуда: Московская область
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 5 раз

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#12 chemichka » 13 окт 2018, 18:32

Капитан Немо писал(а): У Вас есть хороший шанс найти записи в домовых книгах частных домов. Книги меняли раз в лет 50. И, если записи там есть, они остались...
А я не знаю где искать. Надеялась, что есть что-то типа базы(архива) всех въезжающих в город в таком-то году.
Я знаю только, что в 1966 году люди ездили к родственникам в Волковыск. Фамилия этих родственников и нужна, это сестры прабабушки, чью фамилию мы ищем.
Я просто начинаю подходить к отчанию, потому что в документах, которые нахожу по её мужу, нет её упоминания, даже хотя бы просто как "жена". Начинает закрадываться подозрение, что может и не расписаны были.
Я жду еще один документ, а потом выложу суммарный подитог. И в случае неудачи буду опять просить помощи у многоуважаемых форумчан.

hana-riva
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 24.06.2017
Благодарил (а): 298 раз
Поблагодарили: 429 раз

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#13 hana-riva » 14 окт 2018, 04:39

mihail писал(а): поиск домовых книг и/или истребование на их основании т.н. "архивной формы №9"
Простите, а не могли бы Вы пояснить, что такое "архивная форма №9" и где и как ее истребуют? И возможно ли ее получить, если дом давно разрушен и проживавших в нем людей нет в живых? Спасибо.
Ищу: ЛЕВ (Одесса, Очаков, Херсон, и вообще Херсонская губерния)
Гаплогруппа J-M410

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Документы из истории семьи для консульства - вопросы и ответы из личного опыта

#14 mihail » 14 окт 2018, 06:33

hana-riva писал(а):а не могли бы Вы пояснить, что такое "архивная форма №9"
Форма №9 - сведения о лицах,зарегистрированных по конкретному адресу на момент истребования справки.
Архивная форма №9 - сведения о лицах,когда-либо зарегистрированных (прописанных) по этому адресу.
Справка о регистрации по форме 9. В чем отличия обычной и архивной справки такой формы ?.
hana-riva писал(а):и где и как ее истребуют? И возможно ли ее получить, если дом давно разрушен и проживавших в нем людей нет в живых?
Пoлyчeниe cпpaвки o пpoпиcкe.
Форма №9 - это справка «О регистрации».Если помещение не существует,и,соответственно,в нем никто не зарегистрирован и им никто не владеет,то на основании чего и кому ее выдавать?
Здесь нужна выписка из домовой книги.
Существует еще и форма №12 - о «снятии с регистрации некоторых категорий граждан» .

Но истребовать все эти справки может лишь тот,кто является собственником помещения или зарегистрирован в нем.

Ответить

Вернуться в «Косвенные источники генеалогической информации»