Могилевская губерния и Могилевская область

Модератор: Mike_m

Ответить
Сообщение
Автор
ALLA PESINA
Сообщения: 1475
Зарегистрирован: 24.05.2011
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 563 раза

Могилевская губерния и Могилевская область

#1 ALLA PESINA » 10 ноя 2012, 21:26

Списки населенных мест Могилевской губернии по уездам,приходам и еврейским обществам со списками об их расположении и народонаселении. http://metalloiskateli-info.ru/gubernii ... vskaya-gub
.

ALLA PESINA
Сообщения: 1475
Зарегистрирован: 24.05.2011
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 563 раза

Могилёв

#2 ALLA PESINA » 07 июл 2014, 14:09

http://www.mogilev.by/histor/98719-mogilev-xix-vek.html
Могилев. XIX век
...
В 1802 г. в результате раздела Белорусской губернии на Могилевскую и Витебскую Могилев вновь стал губернским городом. Вместе с Витебской Могилевская губерния входила в состав Белорусского генерал-губернаторства. Статус резиденции губернатора в определенной степени способствовал благоустройству и развитию города.
...
После войны 1812 г. политика императора Александра стала еще менее либеральной, в том числе по отношению к евреям Российской империи. Это имело далеко идущие последствия как для евреев нашего края, так и для развития города. В 1819 г. евреям было запрещено пользоваться крестьянским трудом, в 1820 г. – нанимать христианскую прислугу. В 1823 году последовал высочайший указ о запрещении к 1824 году евреям иметь винные промыслы, содержать аренды и почты, а к 1825 году предписывалось переселить всех евреев в города и местечки. К январю 1824 года было изгнано из деревень Беларуси около 20 тысяч евреев. По донесению министра внутренних дел «от чрезмерного скопления их (евреев) по домам у своих собратий, а равно от нечистоты и крайней бедности появились между ними болезни, истребившие значительное их число». Квартирная проблема в Могилеве обострилась еще и тем, что в городе разместилась Главная квартира 1-й русской армии.
Переселение евреев 1823-24 гг. имело многие черты массовой кампании. Идеологическим прикрытием служило то, что евреи были будто бы виновны в бедственном положении экономики, в пьянстве крестьян. Вся операция проходила в сжатые сроки, без необходимой подготовки, под контролем чиновников и с грубыми нарушениями своих же инструкций на местах. Евреи из деревень, по признанию Могилевского вице-губернатора, подолгу не получали участки под строительство домов или им выделяли землю, уже занятую постройками, огородами местных жителей, что, естественно, создавало конфликтные ситуации. Аналогичное положение было и в других частях Могилевской губернии.
Для уменьшения перенасыщенности городов еврейским населением правительство поощряло переселение их из Беларуси в Новороссийский край (Причерноморье). Переехавшим в 1822 году государственное казначейство отпускало денежную помощь на первоначальное обзаведение хозяйством. Но брать эти расходы на себя правительство не хотело, а бедствующая еврейская община не могла. Так, около 50 семей из Могилевской губернии обратились к правительству с ходатайством о переселении их хоть куда-нибудь, где они смогут заняться хлебопашеством. Но из-за нежелания российской казны «раскошелиться» все остались на своих местах [43].
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Руководствуясь этим принципом, власти решили, что каждой еврейской семье, переселившейся в Новороссийский край, еврейская община, к которой принадлежали переселенцы, должна выплатить 250 руб. из своих собственных средств. Кагалы Могилевской и Витебской губерний должны были сами поощрять переселение и не требовать за это компенсации из казны.
Такие выплаты делали еврейские общества Бабинович, Копыся, Могилева, Мстиславля, Орши, Суража, Чаус, Черикова, Шклова и других городов и местечек. Деньги должны были выделяться кагалами после поступления подтверждений из Новороссии о прибытии еврейских семей. Лишних доходов у евреев, оставшихся в Беларуси, не было. Ведомости о поступлении средств, несмотря на предписание губернских властей, поступали с опозданием и не в полном объеме. Их приходилось «выбивать» даже через суды. Как обычно, сопротивлялся Шкловский кагал, который предлагал вместо 8000 руб. различные варианты взаимозачетов по причине продолжающегося несколько лет неурожая.
Всего до 1826 года из Новороссии поступили документы о переселении 420 семейств из губернии. При этом каждая шестая семья выехала из могилевского повета. Казенная палата докладывала генерал-губернатору о платежах по Могилеву и уезду в сумме 17289 руб.69 коп., по Чаусам – 5750 руб., Черикову – 4000 руб., Мстиславлю – 4750 руб., Шклову – 8250 руб., а всего на 92834 руб.69коп. Относительно небольшие масштабы переселения за границы края не могли в условиях массового изгнания евреев из деревень существенно улучшить положение в Беларуси.
О ситуации в местах проживания переселенцев из деревень свидетельствуют события вокруг Буйничского прикагалка. Евреи местечка Буйничи, современного пригорода Могилева, ссылаясь на разорение 1812 года и невозможность «иметь поддержку от деятельствовавших по селениям и деревням евреев к тому кагалу по ревизии записанных», жаловались в 1829 году генерал-губернатору на невозможность уплаты податей из-за собственного крайнего обеднения. К тому же в Буйничах появилось много переселенцев, которые покупали себе дома, искали занятия и «тем лишили последнего промысла настоящих жителей» местечка. Другими словами, обостряли конкуренцию и, кроме того, не желали платить кагальных повинностей . Кагальные члены просили дать им право раскладывать некоторые казенные подати на всех жителей Буйнич и учредить подобно другим местам коробочный сбор от кошерной говядины на плату казенных податей.
Могилевское губернское правление специально рассматривало ситуацию в Буйничах и нашло еврейское население в «таком бедственном состоянии», что некоторые семьи переселились в другие города и местечки. Тем не менее раскладку прикагалка в платеж казенной «подати за бедных евреев» на всех евреев, проживающих в Буйничах, правление не утвердило. В расклад попали как переселенцы евреи, не приписанные ни к какому кагалу и уклоняющиеся от всех повинностей, так и приписанные к другим кагалам, в том числе и к Рогачевскому, и к Могилевскому, которые к тому же жили не в самих Буйничах, а возле них. Последние, естественно, подати платили в своих кагалах. Буйницкому прикагалку было запрещено перекладывать повинности на «не подведомственных ему евреев», а предложения прикагалка предлагалось рассмотреть по закону.
Таким образом, реально российские власти переселение евреев производили за счет самих евреев и почти не реагировали на их просьбы и крики о помощи. Но самое печальное, что все эти бедствия не привели к результату, стремление к которому было вроде бы отправной точкой переселения – поднятию уровня жизни крестьян и прекращению их пьянства. Это через десяток лет признал и департамент законов Госсовета, заявив, что изгнание «разорило евреев, и отнюдь не видно, чтобы улучшило от этого состояние поселян» [43].
Переселение евреев в города обострило конкуренцию среди купцов и ремесленников. Поскольку у представителей еврейской общины не было возможности поменять место жительства, то они для борьбы с конкурентами предлагали более низкие цены и, в конце концов, подорвали городской бизнес христиан. Евреи практически заняли эти ниши. Со временем это привело к увеличению числа евреев среди жителей Могилева, резко изменило национальную городскую структуру. В результате такой политики евреи к концу XIX в. составляли уже половину городского населения Могилевщины.
...
.

Alexander79
Сообщения: 6056
Зарегистрирован: 26.05.2010
Благодарил (а): 2255 раз
Поблагодарили: 2014 раз

Re: Могилев

#3 Alexander79 » 04 окт 2014, 23:30

Могилевские евреи.

Нашел - http://www.oldmogilev.narod.ru/add/jews01.html



Могилев на Днепре - в эпоху Речи Посполитой город Трокского воеводства, Оршанскаго повета.

История еврейской общины восходит к концу 16 или началу 17 в., но еще в 1522 г. могилевские корчмы, воскобойня н восковой сбор были отданы в аренду известному Михелю Езофовичу, а из Мытной книги товаров, провозившихся через Брест в течение первой половины 1583 г., мы узнаем о торговой деятельности могилевских евреев того времени. Одним из крупных купцов того времени был Афраш Рахмаелович (см. Евр. Энц. III, 452-3).

Около 1585 г. мещане Могилева обратились с просьбою к королю о запрещении евреям селиться в Могилеве) мотивируя свое ходатайство тем что от них не может быть никакого "пожитку" и порядка в городе, а им мещанам, только вред в торговле. Король удовлетворил просьбу мещан, однако и после этого встречаем евреев в Могилеве, а к началу 17 в. значительную часть населения в Могилева составляли евреи.

В привилегии Сигизмунда III от 23 июля 1626 г. жителям Могилева, для предупреждения, якобы, возмущения и ссор, происходящих от близости жилищ христианских и еврейских, было определено, что евреи, водворившиеся на торговой площади, должны выселиться на места, отведенные им на той улицы, где находится их синагога, то есть за городской вал, причем новые участки должны по величине равняться тем, которыми евреи владели в самом городе. Благодаря стараниям евреев, этот указ о выселении не был приведен в исполнение.

В 1645 г. произошел первый погром при следующих обстоятельствах. В праздник Рошга-Шана (21 сентября), когда евреи по окончании богослужения направились к Днепру для отправления там установленного молебствия, бурмистр Ребрович с вооруженной толпой бросился на них. Ночью бурмистр напал на синагогу в надежде найти там евреев, но так как их здесь не оказалось, он удовольствовался тем, что выломал ворота н выбил все окна.

Об обостренных отношениях магистрата к евреям свидетельствует, между прочим, постановление магистрата (подтвержденное Владиславом IV в 1646 г.), которым запрещалось жителям отдавать свои дома, как в самом городе, так и в предместьи, в наем евреям; оно мотивировалось желанием предохранения, якобы, от пожаров, происходящих в домах, нанимаемых евреями. В то же время могилевским евреям пришлось бороться против цеха солодовников; они принесли жалобу на то, что вопреки привилегии, выданной королями Сигизмундом III и Владиславом IV (в 1664 г.) на право торговли, занятие ремеслами, покупку домов н лавок, солодовники, опираясь на подложные статьи своей привилегии, объявили, чтобы никто из шляхтичей или крестьян не продавал евреям жита для солода.

Когда русское войско в 1654 г. подступило к Могилеву и потребовало сдачу его, мещане согласились на это при условии сохранения свободы во внутреннем самоуправлении, в религии п пр., полученных от польских королей, а также при условии нзгнания всех евреев из Могилев Вскоре было получено на это согласие царя Алексея Михайловича. Договор был заключен в сентябрь 1654 г.; еврейское дома должны были быть разделены поровну между городским правлением и русским правительством, за исключением трех самых лучших, которые должны быть быть предоставлены воеводам н приказным людям. Несмотря на это, евреи все же остались в Могилев, не подозревая, что они находились на краю гибели.

В конце лета 1655 г. русской полководец Поклонский, узнав, что многочисленное польское войско во главе с литовским гетманом Радзивиллом приближается к Могилеву, приказал евреям немедленно оставить город и обещал дать проводников до лагеря Радзивилла, а потом перебил их. Некоторые из евреев, не успевшие выселиться или скрывшиеся в городе, узнав о случившемся, не устояли и крестились. Вскоре, однако, крестившиеся, по миновании опасности, вернулись к своей прежней религии, за исключением немногих, оставшихся в христианстве. Существует старая легенда, которая, быть может, и относится к этому событию, что в эпоху казацких походов из могилевской еврейской общины осталась в живых только одна чета, от которой и произошла новая община. Страшное событие навело трепет и ужас на белорусских и литовских евреев; элегии, составленные по этому поводу, в течение сотен лет читались во многих синагогах, а заупокойная молитва и поныне совершается ежегодно в Могилев в день, приурочиваемый преданием к этому событию- Пост Гедалии. Летописец начала 19 в. рассказывает, что евреи Могилева ежегодно летом посещают место страшной резни н читают на могилах разные элегии.

Вскоре Могилев опять перешел к Польше и евреи вновь оказались в городе. Отношение городских властей продолжало быть недружелюбным, что видно из следующих актов. В 1656 г. король Ян Казимир в привилегии, данной городу Могилеву, запрещает евреям строить дома на городском валу и держать лавки (это запрещение, по видимому, не приводилось в исполнение), В 1664г. тот же король в привилегии, данной могилевскому цеху мясников, запрещает евреям продавать мясо в каком-нибудь другом месте, кроме обычного, при еврейской школе.

В 1692 г. на могилевских евреев было возведено обвинение в употреблении христианской крови для ритуальных целей. Жалоба старосты виленского и ковенского, графа Николая Паца, поданная по этому поводу, рассказывает следующее: когда подданный жалобщика, Гаврила Лапа, с женой и детьми, по бедности отправился на заработки в Могилев, то тамошний кантор Лейб Уриашевич уговорил его отдать ему в услужение свою дочь Марину. По прошествии двух недель, 27 марта, хозяин Лейб, посоветовавшись предварительно со старшинами и раввинами, будто бы напал на Марину, уперся коленами и руками в грудь и стал ее давить и душить до тех пор, пока у нее хлынула кровь изо рта и носа; эта же кровь и была использована евреями для религиозных целей по случаю праздника Пасхи. Марина же на четвертый день умерла. Дальнейших данных по делу об этом обвинении не имеется. - В 1708 г. магистрат отнял у евреев дорожный и другие сборы и передал их в заведование городу. Евреям запрещено было, под страхом штрафа в 10 фунтов воска и 10 фунтов сала в пользу костела, привлекать христиан к работе в воскресные и праздничные дни и проходить по улицам, открывать окна и двери в домах своих во время крестных ходов в праздник Божьего Тела. С другой стороны, было постановлено, что евреи, живущие в городе и его предместьях, не подлежат городскому суду, а замковому, "согласно давнему обычаю и правам, им дарованным"; равным образом они не подлежат ни складчинам, ни налогам городским, разве только за городские земли. Согласно предложению магистрата и санкции мещан, в 1729 г. было принято решение не сдавать евреям в аренду городских весов и мельниц.

В 1736 г. король Август III, подтверждая разные привилегии города Могилева, санкционировал также запрещение Яна Казимира евреям строит дома на валу, проживать там и держать лавки, и, кроме того, приказал магистрату, в виду того, что евреи, вопреки старым запрещениям устраивают лавки и занимаются торговлей на валу в самом городе, все-таки успели скупить немало земли и застроить ее, выделить евреям, живущим на валу, другую землю в предместьи взамен той, которой они владеют. Этот приказ короля, однако, не был приведен в исполнение; евреи продолжали жить на насиженных местах. Когда в 1746 г. сгорели 3 еврейских дома на валу, мещане опять обратились с просьбой к королю о воспрещении евреям строить дома близ купеческих лавок, но эта просьба была оставлена без последствий. Впрочем, многие из мещан сами способствовали евреям строиться в городе, а имевшее в городе каменные дома охотно отдавали их в аренду евреям. Магистрат упрекает их в том, что они сами являются нарушителями своих же постановлений против евреев, и в 1748 г. доводит до сведения мещан, что уже отправлен мемориал к королю о запрещении евреям строиться в городе, в виду многократных пожаров, происходящих от этого, но все резолюции магистрата в ближайшие годы не имели никакого успеха. Опираясь на королевские привилегии (кроме уже упомянутых необходимо еще отметить важные грамоты 1730, 1751 и 1752 гг.), они могли успешно бороться против мещан.

Среди прочих занятий и ремесел евреев видное место занимали винокурение, пивоварение и медоварение. Откупы сборов в пользу королевской казны также, по большей части, находились в руках евреев. На почве этих занятий и возникали столь частые споры между ними и мещанами. В борьбе с евреями магистрат не пренебрегал ничем: утаить от откупщика еврея количество вываренного пива считалось вполне дозволенным и магистратские книги об этом красноречиво повествуют. Такие постоянные неурядицы в экономической и правовой жизни, беспрерывная борьба с мещанами, погромы, частые пожары и т. д., все это задержало развитие духовной жизни могилевских евреев.

В Литовском вааде Могилев был представлен только как одна из общин Брестского округа. Впрочем, н в самом Могилев происходили местные областные съезды депутатов от общин и на одном из таких съездов был выработан кагальный устав для местечка Петровичи. В конце 17 в. в Могилев практиковал врач еврей, по имени Гирш. Саббатианское движение нашло отклик среди могилевских евреев. Синагога в Могилев была построена в 1680 г. (см. А. Гаркави, Историческая справка о синагогах и пр., Восход, 1894, III, 65). В 1766 г. в кагал и его парафиях 642 плательщика подушной подати. В предместье Лупулове жило немалое число евреев, имевших там школу, согласно привилегии 1687 г.

Ср.: Рус.-Евр. Арх., т. 1; Регесты, I, II (и III; печатается); С. Дубнов, Исторический сообщения, № 6, Восход, 1894 г.;
Памятная книжка Виленского Генерал-губернаторства на 1868 г.;
К истории евреев в Могилеве, Будущность, 19(02, № 26 (здесь приведены в русском переводе привилегии 1730, 1751 и 52 гг.);
Описание Могилевской губернии; П. Марек, Восход, 1904 г., кн. V; Вилен. Центр. Арх., кн. 3633 (бум. Бершадскаго);
Областной Пинкос Литовского Ваада (печатается при Еврейской Старине); Slownik geograficzny; J.E. 641--643;
Трубчинский, Летопись гор. Могилева. Шраеръ. 5.

Ныне-губернский город. По окладным книгам 1801 г. в уезд насчитывалось: купцов-христиан - 112, евреев - 68; мещан-христ.-2822, евреев-3607. По ревизии 1847 г. в уезде были следующие "еврейские общества" в состав 20783 душ: Могилевское- 7897 душ; Шкловское-9677; Княжицкое - 473; Буйницкое-286; Круглянское-381; Друцкое-412; Голавчинское-570; Бельничское-1087. Кроме того, были еще: Тетеринское, Шепелевичское и Кручанское общества, число душ коих не было указано. По переписи 1897 г. в уезде жит. около 160 тысяч, среди них около 35 тыс. евреев, в том числе в г. Могилеве жит. 43119, среди них 21539 евреев. В числе поселений, в коих не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте в следующих: Белыничи-2215 жит., из них 1063 евр.; Головчин-1254 и 433; Княжицы-731 и 668; Круглое- 1442 и 553; Круча-919 и 713; Селец II-604 и 561; Тетерин 602 и 286; Тишовки-1398 и 387; Шепелевичи-910 и 138; Шклов-6931 и 5422. - К 1 января 1909 г., по данным губернского статистического комитета, население Могилева возросло до 53518 чел., еврейское население до 27474 чел. (т.е. возросло на 27%). Главная масса самодеятельного еврейского населения сосредоточена в торговле и промышленности-около семи тысяч душ; свободные профессии н частная служба занимают около четырех тысяч. Важнейший продукт торговли - хлеб, в остальном торговля носила чисто местный характер. Не многим более развита и промышленность, характер ее - мелкий. Важнейшая отрасль-кожевенное производство (435 тыс. р. производит.), но и оно носит скорее ремесленный характер. Официальные данные насчитывали к 1909г. 219 фабр.-зав. предприятий с 667 рабочими. Ремесла мало развиты и сосредоточены по преимуществу в руках евреев. Подчинение мастеров магазинам н здесь нашло себе место; все столяры, например, по данным Евр. Кол. Общ., работают на магазин. Оригинальной особенностью еврейского ремесла в Могилеве являлись существовавшие до последнего времени "хевры", в других местах давно нсчезнувшие. В Могилев они возникли в 60-х гг. (дамские портные-1864 г., маляры-1872 г.) и первоначально объединяли как хозяев, так и рабочих в один союз. Впоследствии с ростом антагонизма между рабочими и хозяевами хевры начали возникать самостоятельно и обособленно у тех и других, и в начале 20 века стали превращаться в обычные кассы взаимопомощи и профессиональные союзы западно-европейского типа. Главной целью "хевр" была выдача пособий больным и нуждающимся членам, уход за больными и проч.; когда же хевры начали обособляться для рабочих и хозяев, у них прибавилась задача "защиты подмастерьев путем отказа от работы у обидчиков и примирения рабочих и хозяев". Каждая хевра имела свою Тору, иногда и синагогу. В настоящее время хевры распались; распались и профессиональные союзы, которым они уступили место. В 1908г. вновь возникло профессиональное общество служащих в торгово-промышленных заведениях. Вместе с тем народились организации, ставящие своей целью облегчение положения ремесленников путем организации кредита, например, ссудо-сберегательное товарищество. Значительное участие евреи принимают в Обществе взаимного кредита и в Кредитном товариществе. Образовательные учреждения, к которым не прегражден доступ евреям: мужская гимназия, 69 евр (из 484), женская с 2-летним педагогическим курсом, 129 (из 571), реальное училище, 32 (из 237). Как и в других городах северо-западного края, преграждение доступа в казенные учебные заведения привело к возникновению сравнительно большого числа частных учебных заведений; таковы 2 частный женские гимназии с 173 евр. (из 368), частное мужское перворазрядное учебное заведение (96 евр. из 126), Могилевское общественное перворазрядное 8-класс. учебное заведение (133 евр. из 139). Кроме того, имеются Центральная фельдшерская школа, содержимая на средства земских сборов 3 губерний (32 евр. из 159 уч.), Центральная повивальная шкода (20 евр. из 144). В городских училищах - евреев около 16%, в начальных -1,4%. Спецально-еврейские учебные заведения: 45 хедеров, 1 еврейское ремесленное училище с 118 уч., талмуд-тора с 350 уч., 1 Иешибот с 50 уч. начальное еврейское училище с 203 уч., народное еврейское с 45 уч., частная еврейская женская 4-классная прогимназия, 1-классная женская школа, элементарная школа, еврейская сельскохозяйственная ферма и т. д. И в Могилев за порогом школы остается не мало еврейских детей: по данным Евр. Колон. Общ. 72% . Существуют (1911 г.) тридцать восемь синагог и моделен, из коих тринадцать принадлежать хасидам. Старейшая синагога (см. иллюстрацию) возникла около 180 лет назад; на западной стене имеется надпись о том, что здание перекрашено в 1760 г.; первая хамитская молельня была построена в 1803 г. в память освобождения главы белорусских хасидов Залмана Шнеерсона из заключения; она сгорела в 1846 г. н на ее месте теперь находится Любавичская молельня; самая старая Тора написана 252 года назад. Из двух кладбищ одно существует около 230 лет, второе-с 1809 г. В трех верстах от Могилев возле Печерска имеется предполагаемая братская могила евреев, убитых в 1655 г. казаками; сюда долгое время паломничало окрестное еврейское население. Из благотворительных учреждений самым крупным является Общество пособия бедным евреям. В богадельне при еврейской больнице призревается на суммы коробочного сбора 25 чел. Отметим еще общество распространения среднего образования в губ. г. Могилеве, общество древнееврейского языка Иврия. Коробочный сбор достигает 14 тыс. р. В 1904 г. здесь произошли антиеврейские беспорядки.

Ср.: Перепись 1897 г., Могилевская губ.; Дембовецкий, Опыт описания Могилевской губ.;
Материалы об экономическом положении евреев; Памятная кн. Могилевской губ. на 1909 г.; Восход, 1904 г., № 20, 21.
Еврейская энциклопедия. Издание общества для научных еврейских изданий и издательства Брокгауз-Эфрон. С.-Петербург. т. XI стр. 153.

Могилев XII-XIIв.в. реконструкция В.В. Комарова
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)

ALLA PESINA
Сообщения: 1475
Зарегистрирован: 24.05.2011
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 563 раза

Могилёвская губерния и Могилёвская область

#4 ALLA PESINA » 31 мар 2015, 12:53

А.С.Домбровский Опыт описания Могилевской губернии кн .2 1884 год издания.http://www.pseudology.org/History/Mohil ... 882_2a.pdf
.

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

МОГИЛЕВ

#5 anno_nin » 24 окт 2015, 11:23

Врачи в памятной книжке Могилевской губернии за 1905
Могилев
Screen shot 2015-10-24 at 10.15.52 AM.png
Screen shot 2015-10-24 at 10.17.30 AM.png
Screen shot 2015-10-24 at 10.17.54 AM.png
#processed
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

МОГИЛЕВ

#6 anno_nin » 24 окт 2015, 11:25

продолжение
Screen shot 2015-10-24 at 10.18.54 AM.png
Screen shot 2015-10-24 at 10.19.51 AM.png
#processed
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
maiya
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 11.04.2016
Благодарил (а): 47 раз
Поблагодарили: 11 раз

ГОМЕЛЬЩИНА

#7 maiya » 02 май 2016, 16:29

На сайте РГБ доступны для чтения "Памятные книжки Могилевской губернии" за разные годы
Ищу по линии еврейских предков:Ротин/Рутин/Ратин/Рот/, Портной, Школьник
Ищу по другой линии - Кремер (Москва, Саратов, Казахстан)

Могилев
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 04.09.2016
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 6 раз

МОГИЛЕВ

#8 Могилев » 04 сен 2016, 12:26

Каталог еврейского кладбища Могилева http://mogjewshistory.ru/spisok

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

МОГИЛЕВ

#9 anno_nin » 24 сен 2016, 14:09

Памятная книжка Могилевской губ. 1865
стр 106-107
Казеные еврейские училища 1 разряда
1. в Могилеве
Почетный блюститель купец Арон Моисеевич Гаркави (евр.исп. в должности с 1862)
Учитель еврейского закона и языка Осип-Соломон Осипович Ривлин (евр.исп. в должности с 1860)
Учитель Библии и Немецкого языка Моисей Беркович Левенталь (евр.исп. в долж. с 1853)

oztech
Сообщения: 8970
Зарегистрирован: 01.09.2009
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 578 раз
Поблагодарили: 3443 раза

МОГИЛЕВ

#10 oztech » 26 сен 2016, 23:12

anno_nin писал(а): Врачи в памятной книжке Могилевской губернии за 1905
Могилев
anno_nin писал(а): продолжение
[/thead]
№ по скануФамилияИмяОтчествоПримечание
37АльтшулерМеерШевелевичфельдшер12
32Аронзондомовладелец
15Бобовикдомовладелец
31БрегманРувинЯковлевичфельдшер06
18БреславИзраильАбрамовичдантист07
37Брукдомовладелец
3Венцлавовичдомовладелец
40ВидровичДвера-БрохаБерковнаакушерка02
28ВидровичМовшаБерковичфельдшер03
50Войниловичдомовладелец
8Гаркави, см. Персидская-Гаркави
36Гдалевичдомовладелец
46Гренгауз-РабиновичКрейнаЛейзеровнаакушерка08
45Гусьман, см. Фельдман-Гусьман
22ДержавинаЛюдмилаВасильевнадантист11
15ЗанбергМихаилИвановичдантист04
11, 30Зильбермандомовладелец
47, 48Зысьмандомовладелец
9Идельсондомовладелец
19Кагандомовладелец
44Каган, см. Орлова-Каган
49КаганДвейраЛейвиковнаакушерка11, домовладелец
4КаганЛазарьШолемовичврач04
26КанторЛазарьАбрамовичфельдшер01, домовладелец
10КарлинерШмуйлаГиршевичзубной врач02
33Кирзнеровадомовладелец
33КитинХаимЗалмановичфельдшер08
20Кмиттодомовладелец
7, 21Ковнердомовладелец
16КоганЕленаГиршевнадантист05
5КогонСеменИсаковичврач05, домовладелец
1КрольГилельМееровичврач01
54ЛевЛеяШевелевнаакушерка16
25ЛевинаБася-БертаИзраилевнадантист14, домовладелец
38ЛевитанАбрамГиршевичфельдшер13, домовладелец
43Либстер, см. Хаин-Либстер
11ЛибстерДовидШмерковичзубной врач03
30ЛибстерШмеркаОшеровичфельдшер05
53ЛитвинЗельдаБерковнаакушерка15
35ЛитвинИзроиль-БерФайбишевичфельдшер10, домовладелец
17ЛитвинМовшаЗеликовичдантист06
23ЛитвинЯнкельБерковичдантист12
24Лобякдомовладелец
51ЛокшинаХанаЛевиковнаакушерка13, домовладелец
3ЛурьеМихельНафтольевичврач03
13Магидсондомовладелец
50МарголинаЕнтаНафтольевнаакушерка12
52МарголинаРиваПинхусовнаакушерка14
41Марголин-РохлинаХанаГиршевнаакушерка03, домовладелец
12Маховердомовладелец
28, 40, 43Мейлихандомовладелец
7МеркинЛазарьЕльевичврач07
8Минцдомовладелец
57МисюревичКапитонВикентьевичветеринар
52Млодикдомовладелец
21НаймаркЗалкиндГеселевичдантист10
44Орлова-КаганХаяЛейвиковнаакушерка06
27ПавловицкийНеухДовыдовичфельдшер02, домовладелец
8Персидская-ГаркавиБогданаАроновнаврач08
29ПлутесРоманЗахаровичфельдшер04
6ПолякЛевАбрамовичврач06
9ПротасевичИосифИвановичзубной врач01
46Рабиновичдомовладелец
46Рабинович, см. Гренгауз-Рабинович
55РабиновичРохляКалмановнаакушерка17, домовладелец
56РабиновичФаняКалмановнаакушерка18, домовладелец
14, 16Ратнердомовладелец
31Ремездомовладелец
34Ривлиндомовладелец
41Рохлина, см. Марголин-Рохлина
2СемковскийИосифАнтоновичврач02, домовладелец
42Скоринодомовладелец
29Соковичдомовладелец
4, 22Соколовадомовладелец
39Стеркиндомовладелец
39СтеркинаРывка-ЩераВульфовна-Боруховнаакушерка01
36СтронгинЛейбаМордуховичфельдшер11
10Сухаревскийдомовладелец
44Тимошенкодомовладелец
32ТиркельтаубЮдаСимоновичфельдшер07
42ТруткоАннаОсиповнаакушерка04
57Урбановичдомовладелец
14ФарбманВладимирСоломоновичдантист03
45Фельдман-ГусьманМалкаЯковлевнаакушерка07
34ФельдшеровичЯнкельЗалмановичфельдшер09
13ФрейдсонМендельЕвелевичдантист02
24ХавкинаСора-БелаГилелевнадантист13
20ХайкинаФейгаГиршевнадантист09
43Хаин-ЛибстерБертаИосифовнаакушерка05
48ЦейтлинРаисаВикторвнаакушерка10
47ЦынманЕвгенияОшеровнаакушерка09
6Чарныхдомовладелец
17Чоловскийдомовладелец
19ШикЛейбаЗалмановичдантист08
53Шинкаровдомовладелец
23Шлихоревдомовладелец
54Шмуракштейндомовладелец
12ШульманИсакГригорьевичдантист01
18, 45Эбиндомовладелец
1Эйдельмандомовладелец
Kaaskop писал(а): Вы можете помочь, оцифровав списки, чьи сканы выложены на форуме.
Выберите любой скан из Сводки, у которого не обозначена дата начала оцифровки.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Григорий

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

МОГИЛЕВ

#11 Дмитрий Широчин » 22 янв 2017, 17:27

О ремесленниках Могилёва в году 1859-м
P1015471 Ремесленники.JPG
P1015472 Ремесленники.JPG
P1015473 Ремесленники.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
MOCKBA
Сообщения: 5974
Зарегистрирован: 23.01.2016
Откуда: Америка
Благодарил (а): 2026 раз
Поблагодарили: 2336 раз

МОГИЛЕВ

#12 MOCKBA » 01 мар 2017, 21:39

Метрические книги из НИАБ по Могилеву онлайн в мормонской библиотеке.
https://familysearch.org/search/catalog ... %20Library

V. 3362-1/1 1837-1838 Рождения -- V. 3362-1/2 Рождения-1854 -- Смерти-1854, 1853 -- Рождения-1875, 1874 -- Разводы-1877, 1890 -- Рождения-1883 -- Смерти-1857 -- Разводы-1886 -- Смерти-1855 -- Рождения-1854, 1873 -- Разводы-18?? -- V. 3362-1/3 1855 Рождения -- V. 3362-1/4 1857, 1863, 1866, 1873, 1872 -- Разводы 1870, 1875, 1874, 1876-1879

V. 3362-1/5 1874, 1873, 1872, 1871, 1870 Смерти V. 3362-1/6 1870 Рождения -- V. 3362-1/7 1872-1874

V. 3362-1/7 1875 Рождения -- V. 3362-1/8 1878, 1877, 1876, 1875 Смерти -- V. 3362-1/9 1876-1878 Рождения -- V. 3362-1/10 1879-1880 Рождения

V. 3362-1/10 1880 (продолж) Рождения -- V. 3362-1/11 1882, 1881, 1880, 1879 Смерти -- V. 3362-1/12 1881 Рождения -- V. 3362-1/13 1882 Рождения -- V. 3362-1/14 1886, 1885, 1884 Смерти

V. 3362-1/14 1884 (продолж), 1883 Смерти -- V. 3362-1/17 1883-1884 Рождения -- V. 3362-1/18 1885-1886 Рождения -- V. 3362-2/1 Рождения 1864, 1865, 1867, 1868 Index 1864-1893 -- V. 3362-2/2 1887-1888 Рождения

V. 3362-2/2 1888 (продолж)-1889 Рождения -- V. 3362-3/1 1880-1891 Браки

V. 3362-3/1 1891 (продолж) Браки -- V. 3362-3/2 1890, 1889, 1888, 1887 Смерти -- V. 3362-3/3 1891-1894 Смерти -- V. 3362-3/4 Register to V. 3362-1/1-14, 17-18
Гоникберг (Могилев-Подольский, Ушицкий уезд, и повсюду), Прусс, Черницкий(Городок Витебской), Пальман (Витебск), Богин, Рудерман (Минск), Лапицкий (Копысь, Киев)

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

МОГИЛЕВ

#13 yvb » 02 мар 2017, 00:20

MOCKBA писал(а): Извиняюсь за невнятный вопрос, мне интересно было, насколько они охватывают реальную демографию, типа весь город или кусочек, все записи за перечисленный год или разрозненные крохи...
Естественно все записи, которые регистрировались в Могилёве. Казённый раввин - один на город. Другое дело, что у мормонов копии только части метрических книг по Могилёву, сохранившихся в НИАБ. Помимо фонда 3362 есть ещё фонд 2409, посмотрите в базе данных сайта. Да и в НИАБ, наверное не всё сохранилось. Надо проверять.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

МОГИЛЕВ

#14 Дмитрий Широчин » 17 май 2017, 00:42

Некролог раввина Берлина
Могилёвские губернские ведомости, 1868 г., 16 ноября, № 46, часть неофициальная
P1016343 Некролог раввина Берлина.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/

GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

Еврейская благотворительность в Могилёве

#15 Дмитрий Широчин » 17 май 2017, 01:01

Еврейская благотворительность в Могилёве
Могилёвские губернские ведомости, 1868 г., 23 ноября, №47, часть неофициальная
P1016346 Могилёв - благотворительность.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/

GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

МОГИЛЕВ - благотворительность

#16 Дмитрий Широчин » 17 май 2017, 01:07

Лотерея-аллегри
Могилёвские губернские ведомости, 1868 г., 21 декабря, №51, часть неофициальная
P1016348 Могилёв - лотерея.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/

GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

МОГИЛЕВ

#17 Дмитрий Широчин » 01 июн 2017, 00:04

Просто так - дело было в Могилёве, весной 1906 года. Забастовка, кража, дети убегают...
P1016579.JPG
P1016580.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/

GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

Могилёвский погром

#18 Дмитрий Широчин » 13 июн 2017, 08:40

P1016655.JPG
P1016657.JPG
P1016657.JPG
Могилёвский погром
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/

GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

МОГИЛЕВ

#19 Дмитрий Широчин » 13 июн 2017, 08:46

Продолжение. "Могилёвский голос", 1906,
№56, воскресенье 12 марта
P1016659.JPG
№57, вторник 14 марта
P1016661.JPG
№58, среда 15 марта
P1016664.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/

GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

МОГИЛЕВ

#20 Дмитрий Широчин » 13 июн 2017, 09:13

И, наконец, о приговоре могилёвским погромщикам ("Могилёвский голос", 1906, №87, пятница, 21 апреля)
P1016674.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/

GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Ответить

Вернуться в «Еврейские общины Беларуси»