Страница 1 из 1

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Добавлено: 08 янв 2017, 02:29
MCB
Ознакомился с интересной статьей о посредниках и агентах еврейской иммиграции из России, на базе (в основном) британских данных, но и других стран тоже. Тезис авторов - что главной движущей силой эмиграции была сеть агентов пароходных компаний, плюс связи этих компаний с правительствами, которые ставили палки в колеса конкурентам, и с еврейскими благотворительными организациями, обеспечивающими временное проживание пассажиров в европейских портах на пути в Америку и Южную Африку.

Уже в середине XIX века на Балтике действовал своего рода картель скандинавских и британских пароходств по вывозу экспортных грузов из Российской империи. Британские компании, такие, как Union Lines (позже слившейся в Union Castle), контролировали Либаву и намеревались увеличить прибыли, используя свои суда как грузопассажирские, развивая сеть агентов в Литве и, в особенности, Ковно. Авторы напрямую увязывают рост еврейской эмиграции из Ковно не с погромами и не с экономическими трудностями, а с рекламой и ростом агентной сети. Компании стремились навязать своим пассажирам "сквозные билеты" до места назначения, а главным заокеанским местом назначения у Union Castle стала Южная Африка, куда с 1890-х направился поток литовских евреев. Union Castle по существу контролировало Приют для Бедных Евреев в Лондоне. Американская и Канадская же эмиграция направлялась через Ливерпуль и Саутхемптон, куда попадали в основном евреи, пересекшие Европы посуху, а не выехавшие морем из Либавы.

Главным недостатком Либавы была необходимость получения российских загранпаспортов для выезда. Часто получение паспортов входило в компекс услуг агентов пароходства, и описываются случаи, когда те брали с родственников или даже знакомых с каждого деньги на паспорта, а оформляли один паспорт "на семью" (настоящую или вымышленную), прикарманивая разницу. Также паспортный процесс был чреват непредсказуемыми задержками и дополнительным мздоимством.

В то же время для проезда через Германию или Австро-Венгрию паспорта не требовались, так как на границе были широко организованные сети контрабандистов, занятые и перевозкой людей. Изначально Германия ограничивалась учетом транзитников по иx прибытию на Берлинские вокзалы, но постепенно, под влиянием пароходовладельческих интересов, возникла целая сеть из 60 регистрационных пунктов и приютов, где отмечались и задерживались прибывающие беспаспортные евреи. Только тем, у кого на руках были билеты германских компаний, в первую очередь "Гамбург-Америка", предоставлялся беспрепятственный транзит. Следующим в Роттердам или Лондон чинилось множество препятствий, требовались разнообразные дополнительные доказательства намерений эмигрантов, их состоятельности и т.д. По рассказам, уже близ границы скарб евреев направлялся в вошебойки на фумигацию, что давало агентам способ узнать количество наличных на руках у эмигрантов, и раскрутить их на все доступные деньги, в том числе на перерегистрацию с британских и голландских на немецкие пароходные линии. В результате поток из Российской Империи и Галиции в значительной мере оказывался перехвачен немецкими конторами.
https://www2.le.ac.uk/centres/stanley-b ... 0ships.pdf

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Добавлено: 08 янв 2017, 04:12
Elena G.
В 1908-1914 гг. на Дальнем Востоке, в частности в Харбине, где было много евреев, была сходная борьба эмиграционных агентств, заманивавших потенциальных эмигрантов в Канаду, США, на Гавайи и в Австралию. Одним из главных агентов, пропагандировавших выезд на Гавайи, был еврей Перельструз, я этой историей когда-то занималась, правда не в еврейском контексте: http://elena.id.au/Hawaii.htm

А вот Австралия, которой я сейчас занимаюсь, была хорошо раскручена именно агентами, связанными с Government Intelligence and Tourist Bureau. Они выпускали иллюстрированные брошюры с рассказами об успехе эмигрантов, в том числе и россиян, и продавали со скидкой билеты до Брисбена на японские пароходы (вероятно одной и той же линии), поэтому и основной поток эмиграции в 1909 году пошел в Брисбен, а не в Сидней, как первоначально происходило.

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Добавлено: 08 янв 2017, 10:25
anno_nin
Вполне логично, что приняв решение переселиться, особенно семьей, искали вариант попроще, подешевле, понадежнее и чтобы "там" был кто-то из родных или друзей.
В этом плане конкуренция пароходных компаний подстегивалась также спросом на их услуги.
К примеру, сложности дороги в Палестину (и жизни в турецкой Палестине), видимо, существенно снизили число желающих не только поселиться в этих краях, но, также, просто посетить.

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Добавлено: 05 май 2018, 23:01
MCB

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Добавлено: 06 июн 2018, 08:10
ggv
О, я вот читал книжку: https://www.amazon.de/Kaiser-von-Amerik ... 423142650/
"Der Kaiser von Amerika" - правда, на немецком языке.
Там всё это очень подробно описано - как конкурировали HAPAG & Lloyd, как работала сеть агентов для продажи билетов по Европе, как они ехали в самые бедные районы и как агитировали население за "прекрасное будущее". Евреи были отличной целевой группой, поскольку им было так плохо, что терять уже нечего. Тяжёлая книжка.

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Добавлено: 06 июн 2018, 08:57
anno_nin
ggv писал(а): О, я вот читал книжку: https://www.amazon.de/Kaiser-von-Amerik ... 423142650/
"Der Kaiser von Amerika" - правда, на немецком языке.
Упоминались ли там какие нибудь фамилии переселенцев-евреев?

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Добавлено: 06 июн 2018, 10:14
ggv
anno_nin писал(а): Упоминались ли там какие нибудь фамилии переселенцев-евреев?
Ну разве что как примеры историй каких-то семей. Например, фигурирует Mendel Beck.

Книжка у меня есть, но искать в ней сложно. Если кто-то очень хочет, могу выслать почтой (бесплатно). Но она на немецком.

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Добавлено: 11 сен 2018, 22:38
MCB
Интересный документ об эмигрантах через Либаву: Элья Иосет (Иоссет) (уроженец м. Аникшты, живший в Крекенаве) уезжает из Либавы 16 ноября 1902 года. Куда - неизвестно, но возращается 5 лет спустя посуху из Германии через Тауроге и получает 140 рублей штрафа за просрочку паспорта. Штраф надо было заплатить по возвращении на место жительство, и, видимо, он заплатил, поскольку еще через несколько месяцев прибывает в Америку, опять через Балтику (пересел на рейс в США из Ливерпуля с рейса Северного Пахородного Общества (СПб) в Гулль (Hull, UK), a линия Петербуг - Гулль была основной пассажирской линией этого российского пароходства )

Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции

Добавлено: 25 июл 2019, 13:32
hanka
спасибо за эту тему, очень интересно!
Наткнулась сейчас на ветку дальних родственников, живущих в ЮАР.
Поразилась, что 150 лет целая волна еврейских семей из Литвы двинулись туда.
Они мне рассказали, что 90% всех евреев ЮАР - выходцы из Литвы. Это ново и очень интересно.