Конкуренция между пароходными компаниями как движущая сила эмиграции
Добавлено: 08 янв 2017, 02:29
Ознакомился с интересной статьей о посредниках и агентах еврейской иммиграции из России, на базе (в основном) британских данных, но и других стран тоже. Тезис авторов - что главной движущей силой эмиграции была сеть агентов пароходных компаний, плюс связи этих компаний с правительствами, которые ставили палки в колеса конкурентам, и с еврейскими благотворительными организациями, обеспечивающими временное проживание пассажиров в европейских портах на пути в Америку и Южную Африку.
Уже в середине XIX века на Балтике действовал своего рода картель скандинавских и британских пароходств по вывозу экспортных грузов из Российской империи. Британские компании, такие, как Union Lines (позже слившейся в Union Castle), контролировали Либаву и намеревались увеличить прибыли, используя свои суда как грузопассажирские, развивая сеть агентов в Литве и, в особенности, Ковно. Авторы напрямую увязывают рост еврейской эмиграции из Ковно не с погромами и не с экономическими трудностями, а с рекламой и ростом агентной сети. Компании стремились навязать своим пассажирам "сквозные билеты" до места назначения, а главным заокеанским местом назначения у Union Castle стала Южная Африка, куда с 1890-х направился поток литовских евреев. Union Castle по существу контролировало Приют для Бедных Евреев в Лондоне. Американская и Канадская же эмиграция направлялась через Ливерпуль и Саутхемптон, куда попадали в основном евреи, пересекшие Европы посуху, а не выехавшие морем из Либавы.
Главным недостатком Либавы была необходимость получения российских загранпаспортов для выезда. Часто получение паспортов входило в компекс услуг агентов пароходства, и описываются случаи, когда те брали с родственников или даже знакомых с каждого деньги на паспорта, а оформляли один паспорт "на семью" (настоящую или вымышленную), прикарманивая разницу. Также паспортный процесс был чреват непредсказуемыми задержками и дополнительным мздоимством.
В то же время для проезда через Германию или Австро-Венгрию паспорта не требовались, так как на границе были широко организованные сети контрабандистов, занятые и перевозкой людей. Изначально Германия ограничивалась учетом транзитников по иx прибытию на Берлинские вокзалы, но постепенно, под влиянием пароходовладельческих интересов, возникла целая сеть из 60 регистрационных пунктов и приютов, где отмечались и задерживались прибывающие беспаспортные евреи. Только тем, у кого на руках были билеты германских компаний, в первую очередь "Гамбург-Америка", предоставлялся беспрепятственный транзит. Следующим в Роттердам или Лондон чинилось множество препятствий, требовались разнообразные дополнительные доказательства намерений эмигрантов, их состоятельности и т.д. По рассказам, уже близ границы скарб евреев направлялся в вошебойки на фумигацию, что давало агентам способ узнать количество наличных на руках у эмигрантов, и раскрутить их на все доступные деньги, в том числе на перерегистрацию с британских и голландских на немецкие пароходные линии. В результате поток из Российской Империи и Галиции в значительной мере оказывался перехвачен немецкими конторами.
https://www2.le.ac.uk/centres/stanley-b ... 0ships.pdf
Уже в середине XIX века на Балтике действовал своего рода картель скандинавских и британских пароходств по вывозу экспортных грузов из Российской империи. Британские компании, такие, как Union Lines (позже слившейся в Union Castle), контролировали Либаву и намеревались увеличить прибыли, используя свои суда как грузопассажирские, развивая сеть агентов в Литве и, в особенности, Ковно. Авторы напрямую увязывают рост еврейской эмиграции из Ковно не с погромами и не с экономическими трудностями, а с рекламой и ростом агентной сети. Компании стремились навязать своим пассажирам "сквозные билеты" до места назначения, а главным заокеанским местом назначения у Union Castle стала Южная Африка, куда с 1890-х направился поток литовских евреев. Union Castle по существу контролировало Приют для Бедных Евреев в Лондоне. Американская и Канадская же эмиграция направлялась через Ливерпуль и Саутхемптон, куда попадали в основном евреи, пересекшие Европы посуху, а не выехавшие морем из Либавы.
Главным недостатком Либавы была необходимость получения российских загранпаспортов для выезда. Часто получение паспортов входило в компекс услуг агентов пароходства, и описываются случаи, когда те брали с родственников или даже знакомых с каждого деньги на паспорта, а оформляли один паспорт "на семью" (настоящую или вымышленную), прикарманивая разницу. Также паспортный процесс был чреват непредсказуемыми задержками и дополнительным мздоимством.
В то же время для проезда через Германию или Австро-Венгрию паспорта не требовались, так как на границе были широко организованные сети контрабандистов, занятые и перевозкой людей. Изначально Германия ограничивалась учетом транзитников по иx прибытию на Берлинские вокзалы, но постепенно, под влиянием пароходовладельческих интересов, возникла целая сеть из 60 регистрационных пунктов и приютов, где отмечались и задерживались прибывающие беспаспортные евреи. Только тем, у кого на руках были билеты германских компаний, в первую очередь "Гамбург-Америка", предоставлялся беспрепятственный транзит. Следующим в Роттердам или Лондон чинилось множество препятствий, требовались разнообразные дополнительные доказательства намерений эмигрантов, их состоятельности и т.д. По рассказам, уже близ границы скарб евреев направлялся в вошебойки на фумигацию, что давало агентам способ узнать количество наличных на руках у эмигрантов, и раскрутить их на все доступные деньги, в том числе на перерегистрацию с британских и голландских на немецкие пароходные линии. В результате поток из Российской Империи и Галиции в значительной мере оказывался перехвачен немецкими конторами.
https://www2.le.ac.uk/centres/stanley-b ... 0ships.pdf