Сословная приписка евреев - Мещане
- Kaaskop
- Сообщения: 7665
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Откуда: Нидерланды
- Благодарил (а): 57 раз
- Поблагодарили: 312 раз
- Контактная информация:
Сословная приписка евреев - Мещане
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.
Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Русского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».
Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.
Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.
Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.
В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения). Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.
Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.
Свобода перемещения
Несмотря на ослабление паспортной системы в начале XX века, мещане были ограничены в праве передвижения. Дела о выдаче паспортов мещанам часто доходили до мещанского схода (например, в случае недоимочности). Однако сходы проходили редко, состав их не был определён законом, и решения потому были неустойчивы.
Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.
Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Русского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».
Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.
Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.
Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.
В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения). Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.
Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.
Свобода перемещения
Несмотря на ослабление паспортной системы в начале XX века, мещане были ограничены в праве передвижения. Дела о выдаче паспортов мещанам часто доходили до мещанского схода (например, в случае недоимочности). Однако сходы проходили редко, состав их не был определён законом, и решения потому были неустойчивы.
- anno_nin
- Сообщения: 7890
- Зарегистрирован: 01.07.2010
- Откуда: Ашдод, Израиль
- Благодарил (а): 1788 раз
- Поблагодарили: 2017 раз
Мещане
Просто ответ Вас не удовлетворил... Временные рамки можно сузить только если Вы найдете другую приписку.
Нашла человека со Шкловской припиской в 1880 в Черниговской губ. Проследила, кто же мог быть в Шклове... Последний из его предков покинул Шклов в 180х году и это было 5-6 поколений...
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Мещане
Кажется, нашелся-таки ответ на эти вопросы в Интернете. Похоже, что институт приписки возник в 1785 году в соответствии с Городовым положением, введенным Екатериной Второй. Поправьте меня знатоки истории.
Получается, что, если по месту приписки сохранились документы мещанской управы за 1785 год и близко к нему, вероятность найти в них своих предков повышается...
Григорий
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Мещане
Это уж кому как повезет, иногда фамилии и в те времена встречались. Но, конечно, все сложно, потому я и высказался в вероятностной категории.
И кстати, наверное с появлением требования закрепить фамилию списки в управах корректировались. Тот же Интернет указывает, что в Австро-Венгрии еврейский фамилии закрепились с 1797 года, Россия, как водится, запоздала, появление и укоренение фамилий датируется 1804 - 1860 годами. Ничего себе интервальчик!
Григорий
- MCB
- Сообщения: 5970
- Зарегистрирован: 23.01.2016
- Откуда: Америка
- Благодарил (а): 2026 раз
- Поблагодарили: 2336 раз
Мещане
Мне кажется, среднестатистический ответ - что до 1858 года приписка в среднем соответствовала месту проживания ("ожидаемый" при ревизиях результат был - приписать мещан по месту жительства, хотя на всякое правило довольно исключений), а после 1858 больше не менялась (поскольку евизий больше не было, хотя и тут свои исключения). Среди моих есть Городокские (в 1900-х) мещане, предок которых еще в 1826 в Городке, но где-то в середине 1850-х уже в Таврической губернии. Поколений с тех пор прошло немало, но 1858 как примерная веха - все равно работает.
-
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: 17.06.2013
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Мещане
Уважаемые исследователи.
Подскажите пожалуйста. В перепеси 1897 года (приписка, место жительства, место рождения), метриках рождения и регистрации брака числится как уманский мещанин, но в ревизских сказках 1850-1858 отсутствует, вполне возможно что семья переехала после 1858 года в Умань. В каких фондах искать информацию о причислении к мещанскому сословию определенной территории (Уманскому мещанству)?
Спасибо.
Подскажите пожалуйста. В перепеси 1897 года (приписка, место жительства, место рождения), метриках рождения и регистрации брака числится как уманский мещанин, но в ревизских сказках 1850-1858 отсутствует, вполне возможно что семья переехала после 1858 года в Умань. В каких фондах искать информацию о причислении к мещанскому сословию определенной территории (Уманскому мещанству)?
Спасибо.
Красник (г.Умань, г.Монастырище), Коломинский (г.Умань), Исаров (г.Мена), Розенблат (г.Жмеринка)
Мещане
Подскажите, пожалуйста, если мещанин был приписан к Мариупольскому обществу, но фактически проживал в Черниговской губернии, мог ли он попасть в переписи населения по Черниговской губернии?
Интересуюсь фамилиями:
Генькин/Генкин/Генин/Гейнин (Черниговская губерния, Суражский уезд; Мелитополь; Мариуполь; Ростов-на-Дону), Славин (Мариуполь), Блюмин (Мариуполь, Черниговская губерния), Орлинский (Анджейово и Чижов в Польше, Мелитополь), Вайс (Ростов-на-Дону; Сальск; Чуднов Волынской губернии Житомирского уезда),, Битнер (Варшава, Мариуполь), Мальц (Ромны, Ошмяны, Ковно, Вильнюс), Раскин (Екатеринослав (Днепропетровск)), Гордовер (Войковдорф, Никополь)
Генькин/Генкин/Генин/Гейнин (Черниговская губерния, Суражский уезд; Мелитополь; Мариуполь; Ростов-на-Дону), Славин (Мариуполь), Блюмин (Мариуполь, Черниговская губерния), Орлинский (Анджейово и Чижов в Польше, Мелитополь), Вайс (Ростов-на-Дону; Сальск; Чуднов Волынской губернии Житомирского уезда),, Битнер (Варшава, Мариуполь), Мальц (Ромны, Ошмяны, Ковно, Вильнюс), Раскин (Екатеринослав (Днепропетровск)), Гордовер (Войковдорф, Никополь)
- Yulita
- Сообщения: 107
- Зарегистрирован: 24.09.2009
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 44 раза
- Поблагодарили: 7 раз
Мещане
Помогите, пожалуйста, разобраться с припиской.
Если девушка выходила замуж, то она меняла свою "прописку" на мужа. А как обстояли дела после его смерти, возвращалась ли ей обратно отцовская прописка?
Дело в том, что мой пра... в 1880 году в Черкассах женился на вдове Гене Лейзоровне Томашпольской златопольской мещанке.
В метриках за 1879 год нет записей о смерти ни первой жены моего пра, ни мужа Гени, а раздел с записями о смерти за 1880 год не сохранился.
Вот и пытаюсь окольными путями выяснить девичью фамилию Гени.
В Златополе все Томашпольские были из елисаветградских мещан, можно ли сделать вывод, что Геня после замужества была зачислена в елисаветградские мещанки, а после смерти мужа стала опять златопольской мещанкой?
Если девушка выходила замуж, то она меняла свою "прописку" на мужа. А как обстояли дела после его смерти, возвращалась ли ей обратно отцовская прописка?
Дело в том, что мой пра... в 1880 году в Черкассах женился на вдове Гене Лейзоровне Томашпольской златопольской мещанке.
В метриках за 1879 год нет записей о смерти ни первой жены моего пра, ни мужа Гени, а раздел с записями о смерти за 1880 год не сохранился.
Вот и пытаюсь окольными путями выяснить девичью фамилию Гени.
В Златополе все Томашпольские были из елисаветградских мещан, можно ли сделать вывод, что Геня после замужества была зачислена в елисаветградские мещанки, а после смерти мужа стала опять златопольской мещанкой?
Каменецкие - Богуслав, Корсунь, Черкассы, Биробиджан, Ереван, Бляхер - Шпола, Черкассы, Биробиджан, Бурштейн- Матусов, Корсунь, Черкассы, Ярошевские - Ольшана, Шпола.
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Мещане
Так, ведь, со сменой приписки можно было поступать на свое усмотрение. В посемейных списках многократно встречал записи, где овдовевшие дочери возвращались жить к родителям и при этом сохраняли приписку по мужьям. А в других записях приписка у вернувшихся дочерей не указана, т.е. она могла быть и по отцу. Впрочем, составители списков что-то могли пропустить, ведь, часто сведения вносились со слов, а не по документам.
Все неоднозначно, т.е. можно делать разные предположения. Вообще при указании приписки совсем не редкость ошибки, их допускали и в записях о браках, и в посемейных списках.
Григорий
-
- Сообщения: 6048
- Зарегистрирован: 26.05.2010
- Благодарил (а): 2255 раз
- Поблагодарили: 2014 раз
Мещане
в метриках могло быть и так и так. Хотя по идее оставалась приписка мужа.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Сословная приписка евреев - Мещане
[quote=Yulita post_id=261531 time=1614335414 user_id=132]
Помогите, пожалуйста, разобраться с припиской.
[/quote] В продолжение вариаций на тему приписки. В Посемейных списках попалось вот такая, на мой взгляд, редкая запись:
[table=times][thead][td]Фамилия[/td][td]Общество[/td][td]Уезд проживания[/td][td]Место жительства[/td][td]Фонд[/td][td]опись[/td][td]дело[/td][td]Кадр-ссылка[/td][td]№ по списку[/td][td]Год[/td][/thead][tbody][tr][td]Иткин[/td][td]Сосницкое[/td][td]Сосницкий[/td][td]Перелюб, село[/td][td]127[/td][td]14[/td][td]4322[/td][td][url=https://drive.google.com/drive/folders/ ... dWgD_51PlU]678[/url][/td][td]101, д.б. 103[/td][td]1882[/td][/tr][/tbody][/table]
Необычного в ней то, что глава семейства - Моисей Мордухов Иткин - приписан к Сосницкому мещанскому обществу, а его жена - купчиха 2-й гильдии Сосницкого купеческого общества, куда она приписана вместе с детьми. Как-то у них там вышло, что муж из купеческого сословия выпал, а жена осталась.
Помогите, пожалуйста, разобраться с припиской.
[/quote] В продолжение вариаций на тему приписки. В Посемейных списках попалось вот такая, на мой взгляд, редкая запись:
[table=times][thead][td]Фамилия[/td][td]Общество[/td][td]Уезд проживания[/td][td]Место жительства[/td][td]Фонд[/td][td]опись[/td][td]дело[/td][td]Кадр-ссылка[/td][td]№ по списку[/td][td]Год[/td][/thead][tbody][tr][td]Иткин[/td][td]Сосницкое[/td][td]Сосницкий[/td][td]Перелюб, село[/td][td]127[/td][td]14[/td][td]4322[/td][td][url=https://drive.google.com/drive/folders/ ... dWgD_51PlU]678[/url][/td][td]101, д.б. 103[/td][td]1882[/td][/tr][/tbody][/table]
Необычного в ней то, что глава семейства - Моисей Мордухов Иткин - приписан к Сосницкому мещанскому обществу, а его жена - купчиха 2-й гильдии Сосницкого купеческого общества, куда она приписана вместе с детьми. Как-то у них там вышло, что муж из купеческого сословия выпал, а жена осталась.
Сословная приписка евреев - Мещане
Помогите понять есть ли тут зацепка или я надумываю.
Мещанин Могилёвской губернии Белыничского общества Танхель Мордухов Хействер попадает в 1874-1875 году в однодневную перепись евреев мужского пола в Петербурге. Указано что паспорт выдан 03.01.1874 Могилёвской городской думой. Но разве он не должен был быть выдан Белыничской мещанской управой? Можно ли из этого сделать вывод что в Белыничах не было своей мещанской управы? Фонд Белыничской мещанской управы в описях НИАБ не фигурирует. В фонде Могилёвской городской думы сохранилось только 3 дела.
Мещанин Могилёвской губернии Белыничского общества Танхель Мордухов Хействер попадает в 1874-1875 году в однодневную перепись евреев мужского пола в Петербурге. Указано что паспорт выдан 03.01.1874 Могилёвской городской думой. Но разве он не должен был быть выдан Белыничской мещанской управой? Можно ли из этого сделать вывод что в Белыничах не было своей мещанской управы? Фонд Белыничской мещанской управы в описях НИАБ не фигурирует. В фонде Могилёвской городской думы сохранилось только 3 дела.
Антон Хействер (г.Саратов)
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Сословная приписка евреев - Мещане
Паспорт выдан, видимо, по месту жительства, т.е. он жил в Могилеве будучи приписан к Белыничскому обществу. В Белыничах управа была, как я только что прочитал в Могилевской теме. Раз обращение было именно в Могилевскую городскую думу, то это для жителя Могилева естественный путь.
Григорий
-
- Сообщения: 122
- Зарегистрирован: 27.06.2011
- Благодарил (а): 28 раз
- Поблагодарили: 35 раз
Сословная приписка евреев - Мещане
До 1875 г.местечки Мог.губ,да и всех западных губерний,подчинялись в административном и хозяйственном отношении ближайшим городам.Поэтому жителям местечек паспорта выдавались городскими думами.oztech писал(а): ↑18 апр 2021, 21:54Паспорт выдан, видимо, по месту жительства, т.е. он жил в Могилеве будучи приписан к Белыничскому обществу. В Белыничах управа была, как я только что прочитал в Могилевской теме. Раз обращение было именно в Могилевскую городскую думу, то это для жителя Могилева естественный путь.
Сословная приписка евреев - Мещане
Спасибо! Это бы всё объяснило. А есть ли ссылка на источник информации?Из Могилева писал(а): ↑19 апр 2021, 10:14До 1875 г.местечки Мог.губ,да и всех западных губерний,подчинялись в административном и хозяйственном отношении ближайшим городам.Поэтому жителям местечек паспорта выдавались городскими думами.
Антон Хействер (г.Саратов)
-
- Сообщения: 122
- Зарегистрирован: 27.06.2011
- Благодарил (а): 28 раз
- Поблагодарили: 35 раз
Сословная приписка евреев - Мещане
Есть такая книга "О мещанских и ремесленных управлениях" изд.1896г.,представляющую сборник законов и разъяснений к ним.Там со страницы 33 размещены правила об общественном управлении в местечках западных губерний.Книга есть в Интернете.okolobaxa писал(а): ↑19 апр 2021, 10:27Спасибо! Это бы всё объяснило. А есть ли ссылка на источник информации?Из Могилева писал(а): ↑19 апр 2021, 10:14До 1875 г.местечки Мог.губ,да и всех западных губерний,подчинялись в административном и хозяйственном отношении ближайшим городам.Поэтому жителям местечек паспорта выдавались городскими думами.
-
- Сообщения: 8966
- Зарегистрирован: 01.09.2009
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 578 раз
- Поблагодарили: 3443 раза
Сословная приписка евреев - Мещане
Ну, если действовал особый порядок, то значит мое предположение не верно.
Григорий
Сословная приписка евреев - Мещане
У меня такая ситуация сложилась: по сохранившимся метрикам в нескольких населенных пунктах нашлись представители искомой фамилии, почти все - мещане совершенно иного населенного пункта. Согласно сведениям этого раздела - это вполне обычная ситуация. Вопрос: стоит ли искать эту фамилию в ревизских сказках или переписях по месту приписки, если они там не жили? Спасибо
Зильберблат - Белосток, Харьков, США; Рабинович - Мир; Шавзин - Порозово, Белосток, Южная Африка;
Рус(с)аковский - Кременчуг, Золотоноша, Прилуки, Клецк; Шпильберг - Кременчуг
Рус(с)аковский - Кременчуг, Золотоноша, Прилуки, Клецк; Шпильберг - Кременчуг