Женское общее образование до начала 20 века
Добавлено: 09 окт 2009, 11:05
Женские субботние школы
В конце 19-го века вне черты оседлости среднеобеспеченные и бедные евреи фактически не имели возможности обучать своих детей: в русских школах их принимали, но они туда сами детей не хотели отдавать, т.к. многие заведующие таких школ были противниками евреев, а еврейских школ и училищ, как правило, нигде не было даже частных. Большинство еврейских женщин было неграмотными.
Между тем, известно, что ни один народ так не стремился к знаниям и образованию и ни один народ не был столь способен к обучению, как еврейский.
Кроме того, известно, что еврейским учителям (и вообще, всем иноверцам) было запрещено преподавать в русских школах.
В середине 19-го века в России были развиты воскресные школы для православных, у которых в воскресенье был выходной. Евреи же имели выходной в субботу, а по воскресеньям работали и не могли посещать эти школы. Но и эти воскресные школы во второй половине 19-го века практически перестали существовать.
19 ноября 1896 года М. Салтыковой (русской учительницей одной из воскресных школ!) было подано прошение инспектору народных училищ об открытии в Харькове женской субботней школы, в которой местное еврейское население удовлетворило бы жажду учиться, а интеллигентное общество – своё стремление учить ближних. 1 марта 1897 г. Директором народных училищ было дано разрешение на создание этой школы.
В первую же субботу было записано 112 учениц, из них больше половины были взрослые (16-18 лет), были и несколько человек старше 20 лет (включая двух замужних женщин одну вдову 29 лет).
К концу года в школе было 185 учениц. Большая часть из них были ремесленницы или фабричные работницы. Многим малолетним пришлось отказать, т.к. школа была переполнена.
Учениц разделили на группы по степени их подготовленности. Было много совершенно неграмотных.
В том учебном году было всего 11 учебных дней (33 часа занятий). К концу года особый эффект в обучении был заметен на изначально неграмотных ученицах. За это время 16 из них научились читать. К сожалению, были и отставшие, которые в силу недобросовестности или личных обстоятельств часто пропускали занятия.
Многие учительницы в течение недели занимались со своими подопечными на дому, пытаясь «подогнать» их. Но это было возможно только с теми, кто не работал, т.к. остальные после 12-часового рабочего дня учиться были совершенно не в состоянии.
Еврейское население Харькова было более фанатично в плане традиций, чем, например, в Одессе. Пришлось отменить уроки письма, т.к. занятия проходили во второй половине дня и при дневном свете их проводить было нельзя (на улице уже было достаточно темно).
Большой проблемой стало то, что многие ученицы не знали русского языка (даже самых элементарных слов), а те, кто знали, имели неправильное произношение.
За год учащиеся проходили полностью первый и почти половину второго курса «Уроков русского правописания» Пуцыковича. Они писали под диктовку практически безошибочно. В курсе арифметики решались задачи и примеры в пределах первой сотни, знакомились с мерами и торговыми счётами. Несмотря на сильную занятость в течение рабочей недели, многие ученицы выполняли домашние задания.
Провели опрос фабричных рабочих и ремесленников, давший такие результаты: из 263 опрошенных мужчин и женщин 235 изъявили желание посещать школу, отказалось только 28 человек (6 - по старости, 6 – находя свои знания достаточными, 3 считали грамоту бесполезной, 13 - по недостатку времени).
В то время рабочий день зачастую длился 13-14 часов, зарплата была низкой: у подручников всего 3-4 руб в месяц, у мастеровых – от 7 до 20 руб. и очень редко больше 20 руб. Кроме того, многие работали сдельно и заработки были неровными.
Опрос относительно того, чему хотят учиться, показал, что большинство мужчин хотят учиться и по-еврейски и по-русски, а большинство женщин – по-еврейски. Мужчины, как правило все умели читать, а женщины - не умели. Своё предпочтение еврейской грамоте женщины мотивировали религиозными причинами (хотят научиться молиться), национальными («мы ведь евреи!») или практическими (в обыденной жизни чаще приходится писать по-еврейски, чем по-русски). Некоторые из опрошенных высказывались за тот или иной предмет: арифметику, грамматику, мироведение и даже политику. Но большинство оказались настолько невежественными и неграмотными, что не могли определить своих симпатий к тому или иному роду знаний.
Опрос также показал следующую типичную черту: еврейская масса в большинстве случаев совсем не понимала бескорыстных услуг, более того, многие отказывались учиться бесплатно и настаивали на введении оплаты за обучение.
Сведения о харьковской школе попали в печать, по их примеру были созданы аналогичные женские субботние школы во многих городах, в основном в юго-западном крае, которые пользовались большим успехом среди еврейского населения и, как правило, были переполнены.
В конце 19-го века вне черты оседлости среднеобеспеченные и бедные евреи фактически не имели возможности обучать своих детей: в русских школах их принимали, но они туда сами детей не хотели отдавать, т.к. многие заведующие таких школ были противниками евреев, а еврейских школ и училищ, как правило, нигде не было даже частных. Большинство еврейских женщин было неграмотными.
Между тем, известно, что ни один народ так не стремился к знаниям и образованию и ни один народ не был столь способен к обучению, как еврейский.
Кроме того, известно, что еврейским учителям (и вообще, всем иноверцам) было запрещено преподавать в русских школах.
В середине 19-го века в России были развиты воскресные школы для православных, у которых в воскресенье был выходной. Евреи же имели выходной в субботу, а по воскресеньям работали и не могли посещать эти школы. Но и эти воскресные школы во второй половине 19-го века практически перестали существовать.
19 ноября 1896 года М. Салтыковой (русской учительницей одной из воскресных школ!) было подано прошение инспектору народных училищ об открытии в Харькове женской субботней школы, в которой местное еврейское население удовлетворило бы жажду учиться, а интеллигентное общество – своё стремление учить ближних. 1 марта 1897 г. Директором народных училищ было дано разрешение на создание этой школы.
В первую же субботу было записано 112 учениц, из них больше половины были взрослые (16-18 лет), были и несколько человек старше 20 лет (включая двух замужних женщин одну вдову 29 лет).
К концу года в школе было 185 учениц. Большая часть из них были ремесленницы или фабричные работницы. Многим малолетним пришлось отказать, т.к. школа была переполнена.
Учениц разделили на группы по степени их подготовленности. Было много совершенно неграмотных.
В том учебном году было всего 11 учебных дней (33 часа занятий). К концу года особый эффект в обучении был заметен на изначально неграмотных ученицах. За это время 16 из них научились читать. К сожалению, были и отставшие, которые в силу недобросовестности или личных обстоятельств часто пропускали занятия.
Многие учительницы в течение недели занимались со своими подопечными на дому, пытаясь «подогнать» их. Но это было возможно только с теми, кто не работал, т.к. остальные после 12-часового рабочего дня учиться были совершенно не в состоянии.
Еврейское население Харькова было более фанатично в плане традиций, чем, например, в Одессе. Пришлось отменить уроки письма, т.к. занятия проходили во второй половине дня и при дневном свете их проводить было нельзя (на улице уже было достаточно темно).
Большой проблемой стало то, что многие ученицы не знали русского языка (даже самых элементарных слов), а те, кто знали, имели неправильное произношение.
За год учащиеся проходили полностью первый и почти половину второго курса «Уроков русского правописания» Пуцыковича. Они писали под диктовку практически безошибочно. В курсе арифметики решались задачи и примеры в пределах первой сотни, знакомились с мерами и торговыми счётами. Несмотря на сильную занятость в течение рабочей недели, многие ученицы выполняли домашние задания.
Провели опрос фабричных рабочих и ремесленников, давший такие результаты: из 263 опрошенных мужчин и женщин 235 изъявили желание посещать школу, отказалось только 28 человек (6 - по старости, 6 – находя свои знания достаточными, 3 считали грамоту бесполезной, 13 - по недостатку времени).
В то время рабочий день зачастую длился 13-14 часов, зарплата была низкой: у подручников всего 3-4 руб в месяц, у мастеровых – от 7 до 20 руб. и очень редко больше 20 руб. Кроме того, многие работали сдельно и заработки были неровными.
Опрос относительно того, чему хотят учиться, показал, что большинство мужчин хотят учиться и по-еврейски и по-русски, а большинство женщин – по-еврейски. Мужчины, как правило все умели читать, а женщины - не умели. Своё предпочтение еврейской грамоте женщины мотивировали религиозными причинами (хотят научиться молиться), национальными («мы ведь евреи!») или практическими (в обыденной жизни чаще приходится писать по-еврейски, чем по-русски). Некоторые из опрошенных высказывались за тот или иной предмет: арифметику, грамматику, мироведение и даже политику. Но большинство оказались настолько невежественными и неграмотными, что не могли определить своих симпатий к тому или иному роду знаний.
Опрос также показал следующую типичную черту: еврейская масса в большинстве случаев совсем не понимала бескорыстных услуг, более того, многие отказывались учиться бесплатно и настаивали на введении оплаты за обучение.
Сведения о харьковской школе попали в печать, по их примеру были созданы аналогичные женские субботние школы во многих городах, в основном в юго-западном крае, которые пользовались большим успехом среди еврейского населения и, как правило, были переполнены.