История российских евреев
Добавлено: 11 мар 2010, 14:56
Понимаю,что эта тема является достаточно хорошо изученной многими участниками форума.Тем не менее рискну выставить некое учебное пособие в сокращенном варианте и прежде всего для новичков в еврейской тематике.
Появление евреев на территории России
Евреи жили в восточной части Кавказа и на побережье Черного моря еще в эпоху эллинизма. Численность еврейского населения увеличивалась за счет эмигрантов из Византии и хазарских прозелитов. В европейской части России до XIV века евреев было немного. В Московском княжестве евреи считались чужеземцами.
В XV веке, в связи с развитием торговых отношений между Польско-Литовским княжеством и Русью, небольшое число евреев поселилось в пограничных городах Московского княжества.
В 1742 году императрица Елизавета издала указ об изгнании евреев из Российского государства, но это изгнание не было осуществлено до конца.
Разделы Польши и установление «черты оседлости»
Разделы Польши, имевшие место в последней трети XVIII века, привели к тому, что на территории России оказалось около миллиона евреев. Это еврейское население было культурно однородным. Появление в Российской империи столь большого количества евреев поставило перед российскими властями особого рода «еврейский вопрос». В 1791 году императрица Екатерина II издала указ о черте оседлости. Черта еврейской оседлости включала в себя территории, аннексированные у Польши (к ним в 1812 и 1815 гг. были добавлены Бессарабия и Царство Польское – бывшее княжество Варшавское), степные области у Черного моря и малонаселенные территории к востоку от Днепра.
Установление черты оседлости преследовало следующие цели:
1.удержание евреев от расселения в центральных областях России;
2.прикрепление евреев к своим общинам для удобства взимания государственных налогов.
3.заселение пустынных пограничных районов.
Черта оседлости занимала площадь около миллиона квадратных километров, и проживающие на ней евреи составляли около десяти процентов населения. Поскольку евреи были расселены неравномерно, во многих местах они составляли большинство населения.
Царствование Александра I. «Положение об устройстве евреев»
Император Александр I предпринял попытку улучшить положение евреев. «Положение об устройстве евреев», увидевшее свет в 1804 году, явилось первым законом, регламентирующим важнейшие стороны жизни российского еврейства: экономику, общинное устройство, образование и просвещение. «Положение», содержавшее 54 параграфа, было непоследовательным. С одной стороны, передвижение евреев ограничивалось чертой оседлости, пересекать которую было запрещено. Помимо этого им предписывалось покинуть деревни и села и прекратить заниматься арендаторством и кабацким промыслом. С другой стороны, с целью «устройства евреев» им был разрешен доступ в российские народные училища, гимназии и университеты, предоставлено право покупать землю для занятия сельскохозяйственным трудом, обещана казенная ссуда для открытия фабричных и ремесленных производств. «Положение» имело тот же характер, что и «Эдикт о терпимости» австрийского императора Иосифа II: целью его было такое «устройство» евреев, которое помогло бы им включиться в экономическую и социальную жизнь страны. Эти постановления не смогли осуществиться в то время. Прежде всего произошли существенные перемены в отношении к евреям широких слоев населения и правительственных кругов.
Император самолично отклонил большое число конструктивных предложений и усилил те пункты, которые носили явно негативный характер, среди них: запрет евреям покидать черту оседлости, изгнание их из сел и деревень, расселение в земледельческих районах Херсонской губернии.
Царствование Николая I. Насильственное «исправление евреев»
Николай I считал абсолютное самодержавие идеальной формой правления. Пользуясь поддержкой православной церкви, он установил надзор над университетами и школами и противопоставил Россию всему остальному миру.
Николай I проводил политику притеснения малых народов с целью их русификации. Евреев он считал народом, чуждым России. Их право на существование было поставлено в зависимость от той пользы, которую они могли принести государству. За тридцать лет правления Николая было обнародовано почти 600 законов и указов, ограничивающих права евреев России. Цели ограничений были следующими:
1.воспрепятствовать «вредной» экономической деятельности евреев;
2.искоренить религиозное единство евреев, положить конец их обособленности и способствовать их ассимиляции;
3.подорвать основы еврейского общинного самоуправления;
4.уменьшить численность евреев, в частности, за счет их перехода в христианство.
Особенно тяжелым был указ о воинской повинности евреев, известный под названием Устав кантонистов, принятый в 1827 году. Устав проводился в жизнь насильственным образом, путем набора детей и подростков (так называемые отловленные), которых принуждали затем к принятию крещения. Психологическое состояние выкрестов было весьма тяжелым из-за побоев и издевательств. Для российского еврейства этот указ обернулся глубочайшей душевной травмой, последствия которой давали себя знать долгое время спустя.
Указы и постановления, изданные в тридцатые и сороковые годы под общим названием «Положения об устройстве евреев», имели своей целью затруднить традиционную еврейскую жизнь и способствовать ассимиляции евреев (например: ограничение традиционного образования, устранение кагалов, изъятие и введение цензуры на еврейские книги, изданные за пределами России, и так далее).
Царствование Александра II. Влияние реформ на положение евреев
Поражение России в Крымской войне и продолжительный экономический упадок вызвали дестабилизацию общественной жизни страны. Император Александр II, придворные сановники и близкая ко двору интеллигенция сделали попытку улучшить тяжелое внутреннее положение государства. Для этого был предложен целый ряд всеобъемлющих политических и экономических реформ. В течение десяти лет было отменено крепостное право, создано независимое от государства судопроизводство, заложены основы местного самоуправления и сделаны значительные уступки свободе слова и организаций.
Государственный либерализм Александра II вызвал разнообразные улучшения в жизни евреев:
1) Были отменены суровые законы, направленные против «подлых сословий», в частности, был отменен запрет на передвижение из черты оседлости в Царство Польское и обратно.
2) Были пожалованы льготы представителям определенных профессий, владельцам капитала и представителям интеллигенции. Например, было разрешено приобретать землю вне черты оседлости, позволено обучаться в университетах и тому подобное.
3) Были облегчены условия армейской службы, отменен рекрутский набор несовершеннолетних.
Важную роль сыграло постановление, обнародованное в июне 1867 г., которое предоставляло евреям, демобилизованным из армии, право селиться за пределами черты оседлости. Либеральная политика Александра II способствовала тому, что все больше и больше евреев покидало черту оседлости и селилось в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.
Экономические преобразования
В начале XIX века большая часть евреев России, проживавших в городах и селах, добывали себе средства к жизни мелочной и розничной торговлей. С начала 40-х годов ХIХ века источником доходов для многих евреев стало ремесленное и фабричное производство, в частности, мелкие предприятия по производству одежды. Особенно сильные экономические изменения, связанные с быстрой индустриализацией России, начались в 60-х годах. Евреи внесли свой вклад в ускоренное развитие экономики, в организацию промышленного производства и создание крупных коммерческих компаний. Рост железнодорожного строительства открыл еврейским капиталистам новые перспективы для инвестиций. Многие изъяли свои капиталы из торговли напитками и вложили их в железные дороги. Богатого еврея Полякова прозвали «королем железных дорог». Образовалась новая формация богатых евреев, представленная крупными подрядчиками и богатыми держателями акций. Еврейские банкиры осуществляли денежные операции на территории черты оседлости и в крупных городах. Многие из них пользовались авторитетом у властей и немало сделали для облегчения участи своих соплеменников. Евзель Гинцбург, позднее получивший титул барона. открыл в Санкт-Петербурге первый коммерческий банк. Он организовывал банки в других городах России, а также вкладывал деньги в эксплуатацию золотых месторождений Сибири.
С другой стороны, увеличивалась пропасть между высшим слоем богатых евреев и неимущими еврейскими массами. В городах и селениях евреи страдали от бедности, изнывали под гнетом непосильных налогов. После отмены крепостного права потеряла свое значение деятельность евреев – торговых посредников, и они постепенно нищали. В города, где уже жили тысячи евреев, стали стекаться евреи из деревень. Они старались устроиться на фабрики и заводы, вступая с русскими рабочими в конкурентную борьбу за рабочие места. Начался процесс пролетаризации евреев, процесс, проходивший в тяжелых условиях борьбы за существование.
Государственная либерализация при Александре II привела к крутым переменам в еврейском обществе. Были отменены многие запреты и ограничения, евреи поселились в больших городах. Характер деятельности евреев революционно преобразился. Евреи занялись промышленным производством, образовалась узкая прослойка богатых евреев, принимающих активное участие в процессе индустриализации России; из их среды вышло немало высокообразованных людей, начался расцвет еврейского творчества.
Начиная с 1865 года появились признаки отступления либерализма и возвращения реакции: усилился антисемитизм со стороны властей и обострилась ненависть к евреям в народной среде. В начале семидесятых годов произошел погром в Одессе. Спустя десять лет по югу России прокатилась беспрецедентная по размаху волна антиеврейских выступлений.
Государственный антисемитизм выражался в существовании черты оседлости и в принятии разнообразных законов о евреях, ограничивающих их экономические, политические и юридические права. Польское восстание (1863 г.) ухудшило отношение властей к евреям. Это восстание послужило поводом для появления новых антиеврейских постановлений и позволило использовать антиеврейские настроения для борьбы с брожением в Польше, главной причиной которого был национальный вопрос. С начала 80-х годов царская власть усилила карательные меры против поднимающейся волны революционного террора, в котором активное участие принимали евреи. Важную роль в усилении официального антисемитизма играла православная церковь, которая видела в самодержавии естественного защитника интересов христианства и поощряла власти на антисемитские выступления.
Волна погромов в 1881-1884 гг
Есть основания утверждать, что до 1881 года в России не было систематических и организованных еврейских погромов. Хотя погромы бывали и раньше, например в 1820, 1859 и 1871 гг., но они носили случайный характер и имели узко региональное значение.
С приходом к власти Александра Ш погромы стали происходить часто и охватывали прилегающие друг к другу районы. Серия погромов на юге России – евреи назвали их буря на юге – началась в апреле 1881 года на христианскую пасху и продолжалась с перерывами до 1884 года. Непосредственным поводом для погромов послужило убийство Александра II, случившееся 1 марта 1881 года. У всех этих погромов были общие черты:
1.За кулисами событий стояли власти, которые рассчитывали погасить революционное брожение, направляя народный гнев против евреев;
2.В районе, где замышлялся погром, распространялись слухи о дате, когда произойдут беспорядки. Евреи обращались к властям с просьбой о защите, и власти успокаивали и обнадеживали их. В заранее известный день из одной из деревень выходили организованные погромщики, которые убивали, разрушали и грабили, а правоохранительные органы бездействовали;
3.Местное население, которое поначалу сохраняло нейтралитет, вскоре активно включалось в грабежи и насилие. Погромы превращались для местного населения в праздник.
Не вызывает сомнения, что власти были замешаны в подстрекательстве к погромам. Политика центральных властей, главными проводниками которой были министр внутренних дел Игнатьев и обер-прокурор Священного Синода Победоносцев, диктовалась тем соображением, что на почве антисемитизма произойдет сближение институтов царизма с русским народом. Единственным, кто мог положить конец этой политике, был новый царь. Но Александр III целиком находился под влиянием министра внутренних дел и Синода. Царь был фанатичным приверженцем православия и народности и не препятствовал погромам. Армия позволяла погромщикам делать все, что заблагорассудится, и мешала организации еврейской самозащиты.
Свидетельством тому, что погромы пользовались поддержкой свыше, явились антиеврейские указы, опубликованные министром внутренних дел в мае 1882 года, в самый разгар гонений. Эти указы ограничивали число населенных пунктов, где могли проживать евреи, и запрещали евреям приобретать любые виды недвижимости. Также было уменьшено количество дней в году, когда евреям позволялось торговать, ибо из числа дней, разрешенных для торговли, были исключены христианские праздники. В довершение всего, Игнатьев возложил ответственность за погромы на евреев. Указы Игнатьева открыли новую страницу в истории российского государственного антисемитизма.
Влияние погромов на евреев
Эти беспрецедентные погромы оказали сильное влияние на еврейское население России:
На народные массы – началась массовая эмиграция сотен тысяч евреев на Запад, в первую очередь в США.
На революционеров-евреев – разрешение еврейских проблем они связали с общими судьбами России и включились в борьбу за свержение самодержавия в рамках русского революционного движения.
На приверженцев Аскалы – еврейские просветители, которые мечтали об ассимиляции в русском обществе и рассчитывали на сочувствие к судьбе еврейского народа со стороны образованных русских, постепенно расстались со своими иллюзорными надеждами на то, что ассимиляция положит конец антисемитизму и что русская интеллигенция выступит против еврейских погромов. Российская интеллигенция не только не выразила протеста, но даже приложила руку к антисемитским подстрекательствам, ибо видела в погромах начало крестьянской революции.
Часть еврейских просветителей вступила на путь борьбы с самодержавием, которая связывалась с борьбой за интеграцию еврейских масс и за становление независимой еврейской культуры на идиш. Основным принципом последней было формирование секулярного еврейского общества. Такова была идеология движения Бунд. Движение Бунд возлагало надежды на борьбу евреев за свои права и на национальное еврейское возрождение в России и отрицало репатриацию в Израиль.
Некоторые просветители полагали, что надо искать себе родину там, где евреи смогут нормально существовать, – в Соединенных Штатах, Аргентине или в любом другом месте. В отличие от Бунда, они принципиально не отрицали репатриацию в Землю Израиля, но считали, что в реальных обстоятельствах это место не пригодно для обитания.
Имелись просветители, которые считали, что только репатриация в Израиль способна разрешить сложившуюся ситуацию. Лишь малая часть образованных евреев приняла именно такое решение. Число просвещенных евреев,которые в 1880-е годы покинули царскую Россию и направились в Палестину, было крайне незначительным. Однако то был первый шаг на пути к революционным преобразованиям в судьбе евреев, поворотный пункт в истории еврейского народа.
Усиление антисемитских преследований в России, начавшееся одновременно с подъемом антисемитизма в Центральной и Западной Европе, привело к активизации еврейского национального движения. Погромы 80-х годов в России заставили миллионы евреев искать прибежища в странах Запада. И хотя лишь небольшое число евреев связали свои надежды с Землей Израиля, это было революционным решением, поскольку евреи впервые репатриировались на Землю Израиля с целью ее обживания и с мыслью о создании своего государства.
http://www.jewishagency.org/JewishAgenc ... sh+History
Появление евреев на территории России
Евреи жили в восточной части Кавказа и на побережье Черного моря еще в эпоху эллинизма. Численность еврейского населения увеличивалась за счет эмигрантов из Византии и хазарских прозелитов. В европейской части России до XIV века евреев было немного. В Московском княжестве евреи считались чужеземцами.
В XV веке, в связи с развитием торговых отношений между Польско-Литовским княжеством и Русью, небольшое число евреев поселилось в пограничных городах Московского княжества.
В 1742 году императрица Елизавета издала указ об изгнании евреев из Российского государства, но это изгнание не было осуществлено до конца.
Разделы Польши и установление «черты оседлости»
Разделы Польши, имевшие место в последней трети XVIII века, привели к тому, что на территории России оказалось около миллиона евреев. Это еврейское население было культурно однородным. Появление в Российской империи столь большого количества евреев поставило перед российскими властями особого рода «еврейский вопрос». В 1791 году императрица Екатерина II издала указ о черте оседлости. Черта еврейской оседлости включала в себя территории, аннексированные у Польши (к ним в 1812 и 1815 гг. были добавлены Бессарабия и Царство Польское – бывшее княжество Варшавское), степные области у Черного моря и малонаселенные территории к востоку от Днепра.
Установление черты оседлости преследовало следующие цели:
1.удержание евреев от расселения в центральных областях России;
2.прикрепление евреев к своим общинам для удобства взимания государственных налогов.
3.заселение пустынных пограничных районов.
Черта оседлости занимала площадь около миллиона квадратных километров, и проживающие на ней евреи составляли около десяти процентов населения. Поскольку евреи были расселены неравномерно, во многих местах они составляли большинство населения.
Царствование Александра I. «Положение об устройстве евреев»
Император Александр I предпринял попытку улучшить положение евреев. «Положение об устройстве евреев», увидевшее свет в 1804 году, явилось первым законом, регламентирующим важнейшие стороны жизни российского еврейства: экономику, общинное устройство, образование и просвещение. «Положение», содержавшее 54 параграфа, было непоследовательным. С одной стороны, передвижение евреев ограничивалось чертой оседлости, пересекать которую было запрещено. Помимо этого им предписывалось покинуть деревни и села и прекратить заниматься арендаторством и кабацким промыслом. С другой стороны, с целью «устройства евреев» им был разрешен доступ в российские народные училища, гимназии и университеты, предоставлено право покупать землю для занятия сельскохозяйственным трудом, обещана казенная ссуда для открытия фабричных и ремесленных производств. «Положение» имело тот же характер, что и «Эдикт о терпимости» австрийского императора Иосифа II: целью его было такое «устройство» евреев, которое помогло бы им включиться в экономическую и социальную жизнь страны. Эти постановления не смогли осуществиться в то время. Прежде всего произошли существенные перемены в отношении к евреям широких слоев населения и правительственных кругов.
Император самолично отклонил большое число конструктивных предложений и усилил те пункты, которые носили явно негативный характер, среди них: запрет евреям покидать черту оседлости, изгнание их из сел и деревень, расселение в земледельческих районах Херсонской губернии.
Царствование Николая I. Насильственное «исправление евреев»
Николай I считал абсолютное самодержавие идеальной формой правления. Пользуясь поддержкой православной церкви, он установил надзор над университетами и школами и противопоставил Россию всему остальному миру.
Николай I проводил политику притеснения малых народов с целью их русификации. Евреев он считал народом, чуждым России. Их право на существование было поставлено в зависимость от той пользы, которую они могли принести государству. За тридцать лет правления Николая было обнародовано почти 600 законов и указов, ограничивающих права евреев России. Цели ограничений были следующими:
1.воспрепятствовать «вредной» экономической деятельности евреев;
2.искоренить религиозное единство евреев, положить конец их обособленности и способствовать их ассимиляции;
3.подорвать основы еврейского общинного самоуправления;
4.уменьшить численность евреев, в частности, за счет их перехода в христианство.
Особенно тяжелым был указ о воинской повинности евреев, известный под названием Устав кантонистов, принятый в 1827 году. Устав проводился в жизнь насильственным образом, путем набора детей и подростков (так называемые отловленные), которых принуждали затем к принятию крещения. Психологическое состояние выкрестов было весьма тяжелым из-за побоев и издевательств. Для российского еврейства этот указ обернулся глубочайшей душевной травмой, последствия которой давали себя знать долгое время спустя.
Указы и постановления, изданные в тридцатые и сороковые годы под общим названием «Положения об устройстве евреев», имели своей целью затруднить традиционную еврейскую жизнь и способствовать ассимиляции евреев (например: ограничение традиционного образования, устранение кагалов, изъятие и введение цензуры на еврейские книги, изданные за пределами России, и так далее).
Царствование Александра II. Влияние реформ на положение евреев
Поражение России в Крымской войне и продолжительный экономический упадок вызвали дестабилизацию общественной жизни страны. Император Александр II, придворные сановники и близкая ко двору интеллигенция сделали попытку улучшить тяжелое внутреннее положение государства. Для этого был предложен целый ряд всеобъемлющих политических и экономических реформ. В течение десяти лет было отменено крепостное право, создано независимое от государства судопроизводство, заложены основы местного самоуправления и сделаны значительные уступки свободе слова и организаций.
Государственный либерализм Александра II вызвал разнообразные улучшения в жизни евреев:
1) Были отменены суровые законы, направленные против «подлых сословий», в частности, был отменен запрет на передвижение из черты оседлости в Царство Польское и обратно.
2) Были пожалованы льготы представителям определенных профессий, владельцам капитала и представителям интеллигенции. Например, было разрешено приобретать землю вне черты оседлости, позволено обучаться в университетах и тому подобное.
3) Были облегчены условия армейской службы, отменен рекрутский набор несовершеннолетних.
Важную роль сыграло постановление, обнародованное в июне 1867 г., которое предоставляло евреям, демобилизованным из армии, право селиться за пределами черты оседлости. Либеральная политика Александра II способствовала тому, что все больше и больше евреев покидало черту оседлости и селилось в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.
Экономические преобразования
В начале XIX века большая часть евреев России, проживавших в городах и селах, добывали себе средства к жизни мелочной и розничной торговлей. С начала 40-х годов ХIХ века источником доходов для многих евреев стало ремесленное и фабричное производство, в частности, мелкие предприятия по производству одежды. Особенно сильные экономические изменения, связанные с быстрой индустриализацией России, начались в 60-х годах. Евреи внесли свой вклад в ускоренное развитие экономики, в организацию промышленного производства и создание крупных коммерческих компаний. Рост железнодорожного строительства открыл еврейским капиталистам новые перспективы для инвестиций. Многие изъяли свои капиталы из торговли напитками и вложили их в железные дороги. Богатого еврея Полякова прозвали «королем железных дорог». Образовалась новая формация богатых евреев, представленная крупными подрядчиками и богатыми держателями акций. Еврейские банкиры осуществляли денежные операции на территории черты оседлости и в крупных городах. Многие из них пользовались авторитетом у властей и немало сделали для облегчения участи своих соплеменников. Евзель Гинцбург, позднее получивший титул барона. открыл в Санкт-Петербурге первый коммерческий банк. Он организовывал банки в других городах России, а также вкладывал деньги в эксплуатацию золотых месторождений Сибири.
С другой стороны, увеличивалась пропасть между высшим слоем богатых евреев и неимущими еврейскими массами. В городах и селениях евреи страдали от бедности, изнывали под гнетом непосильных налогов. После отмены крепостного права потеряла свое значение деятельность евреев – торговых посредников, и они постепенно нищали. В города, где уже жили тысячи евреев, стали стекаться евреи из деревень. Они старались устроиться на фабрики и заводы, вступая с русскими рабочими в конкурентную борьбу за рабочие места. Начался процесс пролетаризации евреев, процесс, проходивший в тяжелых условиях борьбы за существование.
Государственная либерализация при Александре II привела к крутым переменам в еврейском обществе. Были отменены многие запреты и ограничения, евреи поселились в больших городах. Характер деятельности евреев революционно преобразился. Евреи занялись промышленным производством, образовалась узкая прослойка богатых евреев, принимающих активное участие в процессе индустриализации России; из их среды вышло немало высокообразованных людей, начался расцвет еврейского творчества.
Начиная с 1865 года появились признаки отступления либерализма и возвращения реакции: усилился антисемитизм со стороны властей и обострилась ненависть к евреям в народной среде. В начале семидесятых годов произошел погром в Одессе. Спустя десять лет по югу России прокатилась беспрецедентная по размаху волна антиеврейских выступлений.
Государственный антисемитизм выражался в существовании черты оседлости и в принятии разнообразных законов о евреях, ограничивающих их экономические, политические и юридические права. Польское восстание (1863 г.) ухудшило отношение властей к евреям. Это восстание послужило поводом для появления новых антиеврейских постановлений и позволило использовать антиеврейские настроения для борьбы с брожением в Польше, главной причиной которого был национальный вопрос. С начала 80-х годов царская власть усилила карательные меры против поднимающейся волны революционного террора, в котором активное участие принимали евреи. Важную роль в усилении официального антисемитизма играла православная церковь, которая видела в самодержавии естественного защитника интересов христианства и поощряла власти на антисемитские выступления.
Волна погромов в 1881-1884 гг
Есть основания утверждать, что до 1881 года в России не было систематических и организованных еврейских погромов. Хотя погромы бывали и раньше, например в 1820, 1859 и 1871 гг., но они носили случайный характер и имели узко региональное значение.
С приходом к власти Александра Ш погромы стали происходить часто и охватывали прилегающие друг к другу районы. Серия погромов на юге России – евреи назвали их буря на юге – началась в апреле 1881 года на христианскую пасху и продолжалась с перерывами до 1884 года. Непосредственным поводом для погромов послужило убийство Александра II, случившееся 1 марта 1881 года. У всех этих погромов были общие черты:
1.За кулисами событий стояли власти, которые рассчитывали погасить революционное брожение, направляя народный гнев против евреев;
2.В районе, где замышлялся погром, распространялись слухи о дате, когда произойдут беспорядки. Евреи обращались к властям с просьбой о защите, и власти успокаивали и обнадеживали их. В заранее известный день из одной из деревень выходили организованные погромщики, которые убивали, разрушали и грабили, а правоохранительные органы бездействовали;
3.Местное население, которое поначалу сохраняло нейтралитет, вскоре активно включалось в грабежи и насилие. Погромы превращались для местного населения в праздник.
Не вызывает сомнения, что власти были замешаны в подстрекательстве к погромам. Политика центральных властей, главными проводниками которой были министр внутренних дел Игнатьев и обер-прокурор Священного Синода Победоносцев, диктовалась тем соображением, что на почве антисемитизма произойдет сближение институтов царизма с русским народом. Единственным, кто мог положить конец этой политике, был новый царь. Но Александр III целиком находился под влиянием министра внутренних дел и Синода. Царь был фанатичным приверженцем православия и народности и не препятствовал погромам. Армия позволяла погромщикам делать все, что заблагорассудится, и мешала организации еврейской самозащиты.
Свидетельством тому, что погромы пользовались поддержкой свыше, явились антиеврейские указы, опубликованные министром внутренних дел в мае 1882 года, в самый разгар гонений. Эти указы ограничивали число населенных пунктов, где могли проживать евреи, и запрещали евреям приобретать любые виды недвижимости. Также было уменьшено количество дней в году, когда евреям позволялось торговать, ибо из числа дней, разрешенных для торговли, были исключены христианские праздники. В довершение всего, Игнатьев возложил ответственность за погромы на евреев. Указы Игнатьева открыли новую страницу в истории российского государственного антисемитизма.
Влияние погромов на евреев
Эти беспрецедентные погромы оказали сильное влияние на еврейское население России:
На народные массы – началась массовая эмиграция сотен тысяч евреев на Запад, в первую очередь в США.
На революционеров-евреев – разрешение еврейских проблем они связали с общими судьбами России и включились в борьбу за свержение самодержавия в рамках русского революционного движения.
На приверженцев Аскалы – еврейские просветители, которые мечтали об ассимиляции в русском обществе и рассчитывали на сочувствие к судьбе еврейского народа со стороны образованных русских, постепенно расстались со своими иллюзорными надеждами на то, что ассимиляция положит конец антисемитизму и что русская интеллигенция выступит против еврейских погромов. Российская интеллигенция не только не выразила протеста, но даже приложила руку к антисемитским подстрекательствам, ибо видела в погромах начало крестьянской революции.
Часть еврейских просветителей вступила на путь борьбы с самодержавием, которая связывалась с борьбой за интеграцию еврейских масс и за становление независимой еврейской культуры на идиш. Основным принципом последней было формирование секулярного еврейского общества. Такова была идеология движения Бунд. Движение Бунд возлагало надежды на борьбу евреев за свои права и на национальное еврейское возрождение в России и отрицало репатриацию в Израиль.
Некоторые просветители полагали, что надо искать себе родину там, где евреи смогут нормально существовать, – в Соединенных Штатах, Аргентине или в любом другом месте. В отличие от Бунда, они принципиально не отрицали репатриацию в Землю Израиля, но считали, что в реальных обстоятельствах это место не пригодно для обитания.
Имелись просветители, которые считали, что только репатриация в Израиль способна разрешить сложившуюся ситуацию. Лишь малая часть образованных евреев приняла именно такое решение. Число просвещенных евреев,которые в 1880-е годы покинули царскую Россию и направились в Палестину, было крайне незначительным. Однако то был первый шаг на пути к революционным преобразованиям в судьбе евреев, поворотный пункт в истории еврейского народа.
Усиление антисемитских преследований в России, начавшееся одновременно с подъемом антисемитизма в Центральной и Западной Европе, привело к активизации еврейского национального движения. Погромы 80-х годов в России заставили миллионы евреев искать прибежища в странах Запада. И хотя лишь небольшое число евреев связали свои надежды с Землей Израиля, это было революционным решением, поскольку евреи впервые репатриировались на Землю Израиля с целью ее обживания и с мыслью о создании своего государства.
http://www.jewishagency.org/JewishAgenc ... sh+History