Евреи в Российской армии
Добавлено: 08 май 2017, 20:11
Начал тут,потихоньку,копить материал для темы о евреях на флоте (которая,возможно,когда-нибудь появится).
Но появились вопросы.Помогите разобраться (если кто-то у нас тут в теме силен ):
1.Всем известный факт: Сенатский Указ (как заключительный,на основании Высочайшего,последовавшего чуть ранее) от 10.05.1856."Рекрут-евреев во флот не назначать..." и "...снестись с Военным министром о передаче в сухопутные войска всех имеющихся во флоте нижних чинов евреев. ...".
И,не менее известные цифры: на 01.01.1857-го - на Черноморском флоте - 163 еврея,на Балтийском - 19.
По состоянию на 1858 год - в Морском ведомстве они уже вовсе отсутствуют.
Как известны и только лишь "разговоры" о возможном назначении евреев снова во флот,в виде обращения нач.Главного штаба к нач. Главного морского штаба,имеющие место в 1886-м (и ответ на это обращение,по смыслу которого вполне ясно,что евреев на флоте таки нет с 1856-го),и ежегодно дублируемые указания ("Правила для руководства при выборе и назначении новобранцев ...") евреев на флот не назначать.
2.Тем не менее,1872 год,5-го февраля (почти 16 лет после 1856 прошло!):
Приказ Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала по Высочайше предоставленной Его Высочеству власти:
"О распространении прав по службе,предоставленных нижним чинам из бывших кантонистов еврейского и других несолдатских происхождений,на таковых же нижних чинов морского ведомства":
"...В пункте 1 приказа Военного министра 1 октября 1871 года ... объявлено ...:
Нижним чинам из бывших кантонистов еврейского и других несолдатских происхождений,зачисленным на действительную службу после издания Высочайшего манифеста 26 августа 1856 года,предоставить те же права по службе,коими пользуются нижние чины из солдатских и матросских сыновей,подлежащие увольнению из военного ведомства на основании этого манифеста.
Постановление это,по Высочайше предоставленной Мне власти.распространяю на морское ведомство,в дополнение 23 статьи правил об увольнении нижних чинов морского ведомства в отпуск и в отставку,объявленных при приказе Моем 13 октября 1869 года ...".
Для чего спустя 16 лет после приказа о недопущении евреев на службу во флот,их упоминают в приказе по морскому ведомству? Только из-за того,что приказ этот является производным от приказа по армии,где евреи,естественно,службу проходят? Так что мешало добавить какую-либо "исключающую" фразу,назначение которой заключалось бы в объяснении того,что лиц иудейского вероисповедания на флоте давно уж нет?
Или - это регулирование,задним числом,прав тех отставников,кто призвался во флот,но службу заканчивал в армии? - ну,так с ними и так все ранее было ясно (и ими армия занимается,а не флот).
Наверняка (и даже - не наверняка,а абсолютно очно),я что-то не так понял в смысле этих приказов - евреев,действительно,во флоте нет с 1856-го (есть лишь субботники,которых флот вдруг обнаружил в своем составе в 1880-е).
Но вот хотелось бы понять,в чем именно,касательно этих приказов,я не разобрался?
Как версия - речь о крестившихся.Однако,в 1867-м,по морскому ведомству был еще один приказ,со словами: "...распространяю на нижних чинов морского ведомства из евреев,принявших православное вероисповедание ..." - и тут все понятно.Но в 1872-м такого уточнения (более,чем уместного,применительно к флоту) нет.
Но появились вопросы.Помогите разобраться (если кто-то у нас тут в теме силен ):
1.Всем известный факт: Сенатский Указ (как заключительный,на основании Высочайшего,последовавшего чуть ранее) от 10.05.1856."Рекрут-евреев во флот не назначать..." и "...снестись с Военным министром о передаче в сухопутные войска всех имеющихся во флоте нижних чинов евреев. ...".
И,не менее известные цифры: на 01.01.1857-го - на Черноморском флоте - 163 еврея,на Балтийском - 19.
По состоянию на 1858 год - в Морском ведомстве они уже вовсе отсутствуют.
Как известны и только лишь "разговоры" о возможном назначении евреев снова во флот,в виде обращения нач.Главного штаба к нач. Главного морского штаба,имеющие место в 1886-м (и ответ на это обращение,по смыслу которого вполне ясно,что евреев на флоте таки нет с 1856-го),и ежегодно дублируемые указания ("Правила для руководства при выборе и назначении новобранцев ...") евреев на флот не назначать.
2.Тем не менее,1872 год,5-го февраля (почти 16 лет после 1856 прошло!):
Приказ Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала по Высочайше предоставленной Его Высочеству власти:
"О распространении прав по службе,предоставленных нижним чинам из бывших кантонистов еврейского и других несолдатских происхождений,на таковых же нижних чинов морского ведомства":
"...В пункте 1 приказа Военного министра 1 октября 1871 года ... объявлено ...:
Нижним чинам из бывших кантонистов еврейского и других несолдатских происхождений,зачисленным на действительную службу после издания Высочайшего манифеста 26 августа 1856 года,предоставить те же права по службе,коими пользуются нижние чины из солдатских и матросских сыновей,подлежащие увольнению из военного ведомства на основании этого манифеста.
Постановление это,по Высочайше предоставленной Мне власти.распространяю на морское ведомство,в дополнение 23 статьи правил об увольнении нижних чинов морского ведомства в отпуск и в отставку,объявленных при приказе Моем 13 октября 1869 года ...".
Для чего спустя 16 лет после приказа о недопущении евреев на службу во флот,их упоминают в приказе по морскому ведомству? Только из-за того,что приказ этот является производным от приказа по армии,где евреи,естественно,службу проходят? Так что мешало добавить какую-либо "исключающую" фразу,назначение которой заключалось бы в объяснении того,что лиц иудейского вероисповедания на флоте давно уж нет?
Или - это регулирование,задним числом,прав тех отставников,кто призвался во флот,но службу заканчивал в армии? - ну,так с ними и так все ранее было ясно (и ими армия занимается,а не флот).
Наверняка (и даже - не наверняка,а абсолютно очно),я что-то не так понял в смысле этих приказов - евреев,действительно,во флоте нет с 1856-го (есть лишь субботники,которых флот вдруг обнаружил в своем составе в 1880-е).
Но вот хотелось бы понять,в чем именно,касательно этих приказов,я не разобрался?
Как версия - речь о крестившихся.Однако,в 1867-м,по морскому ведомству был еще один приказ,со словами: "...распространяю на нижних чинов морского ведомства из евреев,принявших православное вероисповедание ..." - и тут все понятно.Но в 1872-м такого уточнения (более,чем уместного,применительно к флоту) нет.