Традиции евреев в Российской империи

Поздравления и рассказы о Праздниках и еврейских традициях. Еврейский календарь.

Модератор: Nison

Сообщение
Автор
viktormitz
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 30.08.2009

Традиции евреев в Российской империи

#1 viktormitz » 26 сен 2009, 01:03

У меня следующий вопрос.
Как проходила служба в синагоге?
Связан он с тем, что у дедушки сохранялся белый полотняный определённого фасона костюм и мама говорила, что он его использовал в синагоге. Естественно до революции. Может быть дедушка был каким-то низшим служкой в синагоге или каким-то выделенным прихожанином. Могло ли быть такое?
Виктор.
Ищу Кастовских из города Васильков
Ищу Моисiевичъ, Мицельман, Гофман, Рысс из города Бахмут

tatf
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 17.07.2009
Поблагодарили: 21 раз

Re: Вопросы и ответы

#2 tatf » 26 сен 2009, 12:12

viktormitz писал(а):У меня следующий вопрос.
Как проходила служба в синагоге?
Связан он с тем, что у дедушки сохранялся белый полотняный определённого фасона костюм и мама говорила, что он его использовал в синагоге. Естественно до революции. Может быть дедушка был каким-то низшим служкой в синагоге или каким-то выделенным прихожанином. Могло ли быть такое?
Виктор.
Прежде всего, синагога - не храм, а просто молитвенное собрание. Различные синагогальные должности - выборные и не требуют формы,кроме обязательного для всех талита на утренней молитве. Другое дело, что обычные евреи носили до опред. времени(Александр 1, если правильно помню) традиционную одежду, отличную от общепринятой. Дже после запрета на такую одежду, ее сохраняли для исполнения религ. обрядов. Сегодня специф. костюмы носят приверженцы различных хасидских "дворов". Ее цвет и фасон дают точный "адрес".
Кроме того в Йом Кипур принято облачаться в светлую(белую) одежду и не кожанную обувь
Опишите костюм дедушки, может чего и придумается
Длигач,Рохварг-Киевская губ.;Зискин-Черниг. губ,Гомель; Туровские-Лоев-Речица,Черниг. губ; Фридлянд - Белосток,Смиловичи,Бобруйск;Хацкелевич - Киев, Баку,[bkcolor][/bkcolor]Литвак - Тараща
Кеймах - всюду,Бердичевские особенно
факторович,Каплан - Хабне, Фурман -Овруч,Ельск
Векслер,Заславские - Лысянка,Звенигородка

viktormitz
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 30.08.2009

Re: Вопросы и ответы

#3 viktormitz » 27 сен 2009, 00:20

Tatf, спасибо за ответ.
Поскольку я видел костюм мельком и давно, то я его подробно не опишу.
Но мне он показался таким, в котором по улице не пойдёшь, и поэтому я решил
что его одевают уже в синагоге.
Ищу Кастовских из города Васильков

Ищу Моисiевичъ, Мицельман, Гофман, Рысс из города Бахмут

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Вопросы и ответы

#4 mod970 » 27 сен 2009, 00:33

viktormitz писал(а):Tatf, спасибо за ответ.
Поскольку я видел костюм мельком и давно, то я его подробно не опишу.
Но мне он показался таким, в котором по улице не пойдёшь, и поэтому я решил
что его одевают уже в синагоге.
Ну, хоть в общих чертах.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)
Болотников (Середина Буда, Ухтомское)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)
Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)
Цоглин - (Сибирь),
Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.
Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Файнгольд Татьяна
Сообщения: 4718
Зарегистрирован: 20.09.2009
Откуда: Винница-Хайфа
Благодарил (а): 1565 раз
Поблагодарили: 2356 раз

Re: Вопросы и ответы

#5 Файнгольд Татьяна » 28 окт 2009, 21:42

Мои бабушка и дедушка носили одну фамилию. Как вы думаете, какое могло быть допустимое родство?
Если одно поколение, разрешались ли браки между двоюродными?
ФАЙНГОЛЬД
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ
м.СМОТРИЧ

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы

#6 Kaaskop » 28 окт 2009, 21:56

"запрещается также вступать в Б. с родственниками и свойственниками в восходящей и нисходящей линиях во всех степенях, а в боковой — с братьями и сестрами, как родными, так и единокровными и единоутробными, равным образом и с усыновленными"
http://www.brockhaus-efron-jewish-encyc ... -8/093.htm
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.


Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/

Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде

Мой блог "Вязьма еврейская"

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы

#7 Дмитрий Широчин » 29 окт 2009, 00:32

kozlis писал(а):Мои бабушка и дедушка носили одну фамилию. Как вы думаете, какое могло быть допустимое родство?
Если одно поколение, разрешались ли браки между двоюродными?
Браки между троюродными были частым явлением, между двоюродными - более редким, но имевшим место.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Влад
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 24.05.2010
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Re: Вопросы и ответы

#8 Влад » 19 июл 2010, 11:50

Мог бы кто-нибудь прокомментировать шапку на моём прадеде, фото 1915-20гг. Это гол. убор что-то означает, или он обычен?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Интересуюсь: Режица, Крейцбург, Вильно, Полоцк, Острог, Бердичев
Ищу: Минцкер (Крейцбург, Режица, Острог), Яблон (Режица, Вильно), Баркан (Полоцк, Режица)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Вопросы и ответы

#9 mod970 » 19 июл 2010, 11:51

Это - то, что когда-то называлось "ермолка", а теперь трансформировалось в кипу.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

Брак и семья в еврейских общинах.

#10 anno_nin » 09 фев 2011, 10:51

А не могли бы Вы рассказать об общепринятых нормах в 19 - начале 20в, касающихся семьи:
1. заключение браков (руководство для "свахи")
2. возможные и/или наиболее частые причины разводов
3. браки вдов/вдовцов/разведеных
4. отношение к детям от первого брака
5. подбор имени для новорожденного (особенно интересует традиция с именем умершего предка и именем ребенка, родившегося после смерти отца)
Мне кажется, во всем этом были довольно жесткие правила.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Брак и семья в еврейских общинах.

#11 Nison » 09 фев 2011, 13:47

anno_nin писал(а):А не могли бы Вы рассказать об общепринятых нормах в 19 - начале 20в, касающихся семьи:
1. заключение браков (руководство для "свахи")
2. возможные и/или наиболее частые причины разводов
3. браки вдов/вдовцов/разведеных
4. отношение к детям от первого брака
5. подбор имени для новорожденного (особенно интересует традиция с именем умершего предка и именем ребенка, родившегося после смерти отца)
Мне кажется, во всем этом были довольно жесткие правила.
Во-первых семьи были очень разные. От ультраортодоксальных до полу ассимилированных. От очень богатых до нищих.
Нельзя всех стричь под одну гребенку.
Во-вторых я не все знаю.
По пункту первому уточните вопрос.
2. Нет детей 10 лет, измена, плохие взаимоотношения.
3. Коэн не может жениться на разведенной. Часто разведенные женятся на разведенных\вдовах и т. п. Но если есть деньги, то и разведенный, вдовец, старый, может женится на молодой и т. п. бедной.
4. Вообще не было такого понятия как усыновление. Если ребенок сиротел, то его часто ростили родственники, соседи и т.п., но от него никогда не скрывали, кто его настоящие родители. Также и с ребенком от предыдущего мужа и т. п.
5. Имя ребенку обычно дают или по умершему родственнику или по умершему праведнику\раввину. Конечно если папа умер до обрезания сына, то сыну дадут имя в честь папы (скорее всего).
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

Re: Брак и семья в еврейских общинах.

#12 anno_nin » 09 фев 2011, 14:13

Nison писал(а):
anno_nin писал(а):А не могли бы Вы рассказать об общепринятых нормах в 19 - начале 20в, касающихся семьи:
1. заключение браков (руководство для "свахи")
Во-первых семьи были очень разные. От ультраортодоксальных до полу ассимилированных. От очень богатых до нищих.
Нельзя всех стричь под одну гребенку.
Во-вторых я не все знаю.
По пункту первому уточните вопрос.
Если Вы не все знаете, то я не знаю ничего. В семейной истории угадываются какие то тенденции и мне кажется, что проще разобраться в хитросплетениях "дерева" зная критерии которыми обычно руководствовались в семейной жизни. Отклонения как правило тоже объяснимы (или требуют объяснения).
Вопросы касаются более-менее традиционной семьи от бедной до среднего уровня. Думаю, это диапазон большинства разыскиваемых семейных линий.
переформулирую: как шадхан подбирал пары? близость проживания, возраст, родство, сословие, богатство, религиозные течения.. Кто обычно был шадханом? отец, мать, рав, ребецн?

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Брак и семья в еврейских общинах.

#13 Nison » 09 фев 2011, 17:32

Вопросы касаются более-менее традиционной семьи от бедной до среднего уровня. Думаю, это диапазон большинства разыскиваемых семейных линий.
Но есть большая разница между теми кто был более религиозен и теми, кто менее.
В местечках черты была одна жизнь, во внутренних губерниях совсем другая. В Костроме было не так много евреев, поэтому очень многие женились между собой "из того, что было".
переформулирую: как шадхан подбирал пары? близость проживания, возраст, родство, сословие, богатство, религиозные течения.. Кто обычно был шадханом? отец, мать, рав, ребецн?
Есть профессиональные свахи\сваты. Чаще всего обращаются к ним.
Причем обращаются, как правило, родители.

Многие, особенно богатые-религиозные, искали своим дочерям знатоков Торы и обязались их содержать сколько-то лет, чтобы они могли учить Тору не отвлекаясь на работу.

Думая для начала можно почитать Шолом Алейхема.
Насколько я помню, там Тевье-молочник содержал ученого зятя.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Влад
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 24.05.2010
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Re: Брак и семья в еврейских общинах.

#14 Влад » 09 фев 2011, 17:55

Nison писал(а):
...Многие, особенно богатые-религиозные, искали своим дочерям знатоков Торы и обязались их содержать сколько-то лет, чтобы они могли учить Тору не отвлекаясь на работу.....
Насколько я помню, там Тевье-молочник содержал ученого зятя.
Извините, что влезаю в "разговор".
А не было такой традиции/положения, что супруга "учёного/знатока Торы" работает и зарабатывает на содержание многодетной семьи? А, иногда, и на поддержание школы "Талмуд-Тора"?
Трудно предполагать, что учёный/учитель/талмудист/раввин имели большой доход.
Интересуюсь: Режица, Крейцбург, Вильно, Полоцк, Острог, Бердичев

Ищу: Минцкер (Крейцбург, Режица, Острог), Яблон (Режица, Вильно), Баркан (Полоцк, Режица)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Брак и семья в еврейских общинах.

#15 Nison » 09 фев 2011, 21:04

Извините, что влезаю в "разговор".
А не было такой традиции/положения, что супруга "учёного/знатока Торы" работает и зарабатывает на содержание многодетной семьи? А, иногда, и на поддержание школы "Талмуд-Тора"?
Трудно предполагать, что учёный/учитель/талмудист/раввин имели большой доход.
Ну что Вы! Это же общественный форум!
Личные разговоры в мейле.

Была и есть такая традиция!
Насчет поддержания школы не знаю. Это уж все скидывались кто сколько мог.
А на содержания мужа и детей это часто.

Встречался и такой вариант - муж раз в ... ездил на ярмарку, привозил товар, а все остальное время он учил Тору, а жена этим товаром торговала.

Раввин в маленькой общине, конечно был совсем не богатый. В больших общинах мог быть и с очень приличной зарплатой.

Сейчас есть люди, которые хорошо зарабатывают за пару недель торговли 4 видами растений к празднику Суккот, а остальное время могут позволить себе учить Тору (наверное и раньше могло такое быть).
А также есть люди, которые хорошо зарабатывают в Израиле во время Шмиты - седьмого года, когда есть много нюансов с овощами\фруктами и могут учить Тору остальные 6 лет (раньше такого не было, поскольку не жили в Израиле).
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Традиции евреев в Российской империи

#16 mod970 » 09 фев 2011, 21:32

раньше такого не было, поскольку не жили в Израиле
Не бывает одной стороны у монеты, есть и другая. Раньше (до Израиля) такого не было, чтобы жили за счет налогоплательщиков, в том числе и не евреев, и не верующих. Так что, предлагаю вернуться к временам оным, а то мы опять в другую тему забредем. :ooops:
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Традиции евреев в Российской империи

#17 Nison » 09 фев 2011, 21:39

mod970 писал(а):
раньше такого не было, поскольку не жили в Израиле
Не бывает одной стороны у монеты, есть и другая. Раньше (до Израиля) такого не было, чтобы жили за счет налогоплательщиков, в том числе и не евреев, и не верующих. Так что, предлагаю вернуться к временам оным, а то мы опять в другую тему забредем. :ooops:
Я про заповедь седьмого года говорю, а не про другие вещи :D
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

Re: Брак и семья в еврейских общинах.

#18 anno_nin » 09 фев 2011, 22:23

Влад писал(а):
Nison писал(а):
Извините, что влезаю в "разговор".
А не было такой традиции/положения, что супруга "учёного/знатока Торы" работает и зарабатывает на содержание многодетной семьи? А, иногда, и на поддержание школы "Талмуд-Тора"?
Трудно предполагать, что учёный/учитель/талмудист/раввин имели большой доход.
учёный/учитель/талмудист/шойхет/раввин имели вполне приемлемый доход, достаточный для содержания семьи. Бывали также случаи, когда у раввина был свой бизнес. Один из моих предков-раввинов был купцом 3 гильдии, другой имел пекарню. Учителя, по непонятным мне причинам, часто были переплетчиками. Были кожевенники, были те, кто занимался лесозаготовками. В бизнесе (и не только раввина) участвовала обычно вся семья.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Брак и семья в еврейских общинах.

#19 Nison » 09 фев 2011, 22:29

учёный/учитель/талмудист/шойхет/раввин имели вполне приемлемый доход, достаточный для содержания семьи. Бывали также случаи, когда у раввина был свой бизнес. Один из моих предков-раввинов был купцом 3 гильдии, другой имел пекарню. Учителя, по непонятным мне причинам, часто были переплетчиками. Были кожевенники, были те, кто занимался лесозаготовками. В бизнесе (и не только раввина) участвовала обычно вся семья.
Учитель\раввин\резник очень часто имели очень низкий доход.

А свой бизнес может быть у любого человека и тут уже не важно раввин он или нет.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Влад
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 24.05.2010
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Re: Брак и семья в еврейских общинах.

#20 Влад » 10 фев 2011, 00:28

Nison писал(а):
учёный/учитель/талмудист/шойхет/раввин имели вполне приемлемый доход, достаточный для содержания семьи. Бывали также случаи, когда у раввина был свой бизнес. Один из моих предков-раввинов был купцом 3 гильдии, другой имел пекарню. Учителя, по непонятным мне причинам, часто были переплетчиками. Были кожевенники, были те, кто занимался лесозаготовками. В бизнесе (и не только раввина) участвовала обычно вся семья.
Учитель\раввин\резник очень часто имели очень низкий доход.

А свой бизнес может быть у любого человека и тут уже не важно раввин он или нет.
Тема имеет отношение к традициям, и поставлена на генеалогическом форуме. Поэтому, мне в частности, интересны традиции/психология/уклад евреев, живших в конце 19 - начале 20вв. Прадед был талмудистом, а прабабушка - хозяйкой лавки.
Община местечка, не думаю, была щедрой. Поэтому как занятие/профессия меламеда/талмудиста/раввина(не казённого) могли приносить хороший доход?
Но мне трудно представить, что учитель Талмуда, имеющий уроки в иешиве и школе, мог одновременно заниматься лавкой. Как это совместить и физически, и учитывая общественное мнение?
Интересуюсь: Режица, Крейцбург, Вильно, Полоцк, Острог, Бердичев

Ищу: Минцкер (Крейцбург, Режица, Острог), Яблон (Режица, Вильно), Баркан (Полоцк, Режица)

Ответить

Вернуться в «Еврейские Праздники и традиции»