МИХЛИН (Копаткевичи, Щедрин, Сухари)
Добавлено: 01 сен 2020, 23:28
Большая часть официальной информации о моем прапрадеде Довбере (Берке) Михлине почерпнута из книги "Оалей Шем", выпущенной в 1912 году. В этой книге автор, р.Шмуэль Ноах Готлиб, собрал краткую информацию на ашкеназских раввинов всех общин вокруг земного шара того времени.
"Родился в 1844 году. Посвящен в раввины раби Гилелем из Паричей "и другими главами поколения". В 1865 году назначен раввином в местечко Казимирово, Минской губернии, после был судьей раввинского суда в Бобруйске, а оттуда приглашен на место главы суда (и раввина) в Копаткевичи. Им отпечатана книга "Диврей Тора" по порядку глав Торы, а в рукописи у него подготовлена так же и первая часть этой книги, содержащая вопросы и ответы по 4 частям Шульхан Арух." В какие именно годы прапрадед переезжал с места на место мы не знаем, но именно с Копаткевичами связана большая часть его жизни - там он прожил несколько десятилетий, там же и похоронен, и именно Копаткевичи считаются у Михлиных эдаким родовым гнездом. В добавок к официальной информации есть еще и семейные предания. Так, например, считается, что родился Берка Михлин в местечке Щедрин.
Есть предания и об отце раввина - Моше-Лейбе Михлине, моем прапрапрадеде: "В памяти потомков из поколения в поколение передается такой поступок Мойше-Лейба: Он женился на молодой женщине и овдовел, когда они ожидали первенца. Родители его жены настолько ценили и любили своего зятя, считая его очень хорошим человеком, что отдали ему в жены свою младшую дочь, которой в тот момент только исполнилось 12 лет. Она поселилась в его доме. Однажды, когда Мойше-Лейб вернулся домой обедать, он увидел, что его жена играет во дворе с соседскими детьми в детскую игру с камушками. Решив ей не мешать, он тихо и незаметно для нее прошел в дом и терпеливо стал дожидаться, пока она закончит игру. К сожалению, имя этой девочки, матери его детей, до нас не дошло." (из составленной потомками биографии)
В 1906 году раввин Берка Михлин издал за свой счет небольшую книжку "Диврей Тора". В предисловии автор пишет, что запись пришедших в голову мыслей и объяснений предложений из Торы является обязанностью каждого еврея, иначе объяснение забудется и никто о нем не узнает. Он также сетует на недостаток средств для издания большой книги, которая бы включала все имеющиеся у него записи и выражает надежду, что вслед за небольшой (100 страниц) книгой, он сможет выпустить в свет и полное собрание своих объяснений. К сожалению, сделать этого он так и не смог. Там же, в предисловии, автор объясняет, почему он выбрал такое название для своей книги – гематрия ее названия совпадает с гематрией фразы "Вот удрученный Дов-Бер сын Мойше Лейба" ("זה הנידכה דובער בן משה ליב"). После имени отца стоит шлита ("Да удостоится долгих и хороших лет") - отсюда можно понять, что в 1906 году Моше Лейб был еще жив, хотя ему должно было быть как минимум лет восемьдесят. Жену Берки Михлина звали Циля-Мирьям (Мира) Мазина, более о ней, к сожалению, ничего не известно. Имя это в последствии укрепилось в семье - четыре ее внучки были названы так, в том числе и моя бабушка.
У Михлиных было девятеро детей - Гилель, Ловуш (Леви-Ицхок), Хася Двойра (в замужестве Фришер), Сара (Кузьмак), Лейзер, Зусь, Либа (Шляпинтох), Пинхус и Хана (Карпман). Разница между старшим и младшей - 34 года(1864-1898)! Можно предположить, что на момент брака Берке было 18 лет, а его невесте - от силы 12-13, тогда младшую дочь она родила в 48-49.
Долгое время мы искали по потомкам фотографию Берки Михлина, но, к сожалению, так и не нашли. Некоторые даже помнили, что снимок его был в альбоме, но когда доходило до поиска, все только разводили руками.
Раввин Довбер Михлин скончался летом 1918 года и был похоронен на новом еврейском кладбище в Копаткевичах рядом со своей женой, ушедшей из жизни шестью годами раньше.
"Авторитет Берки Михлина был огромным не только в еврейской среде, но и среди окружающего нееврейского населения. Он прекрасно говорил, читал и писал по-русски и часто ему приходилось выступать в роли судьи в разрешении различных имущественных и хозяйственных споров. Достоверно известно, что вечером накануне ночи, когда он умер, он улаживал спор между двумя помещиками о принадлежности земельного участка. Ночью, ему стало плохо и почувствовав приближение смерти, но будучи еще в сознании, он продиктовал свое решение по этому спорному делу своему младшему сыну Пинхасу."
"Родился в 1844 году. Посвящен в раввины раби Гилелем из Паричей "и другими главами поколения". В 1865 году назначен раввином в местечко Казимирово, Минской губернии, после был судьей раввинского суда в Бобруйске, а оттуда приглашен на место главы суда (и раввина) в Копаткевичи. Им отпечатана книга "Диврей Тора" по порядку глав Торы, а в рукописи у него подготовлена так же и первая часть этой книги, содержащая вопросы и ответы по 4 частям Шульхан Арух." В какие именно годы прапрадед переезжал с места на место мы не знаем, но именно с Копаткевичами связана большая часть его жизни - там он прожил несколько десятилетий, там же и похоронен, и именно Копаткевичи считаются у Михлиных эдаким родовым гнездом. В добавок к официальной информации есть еще и семейные предания. Так, например, считается, что родился Берка Михлин в местечке Щедрин.
Есть предания и об отце раввина - Моше-Лейбе Михлине, моем прапрапрадеде: "В памяти потомков из поколения в поколение передается такой поступок Мойше-Лейба: Он женился на молодой женщине и овдовел, когда они ожидали первенца. Родители его жены настолько ценили и любили своего зятя, считая его очень хорошим человеком, что отдали ему в жены свою младшую дочь, которой в тот момент только исполнилось 12 лет. Она поселилась в его доме. Однажды, когда Мойше-Лейб вернулся домой обедать, он увидел, что его жена играет во дворе с соседскими детьми в детскую игру с камушками. Решив ей не мешать, он тихо и незаметно для нее прошел в дом и терпеливо стал дожидаться, пока она закончит игру. К сожалению, имя этой девочки, матери его детей, до нас не дошло." (из составленной потомками биографии)
В 1906 году раввин Берка Михлин издал за свой счет небольшую книжку "Диврей Тора". В предисловии автор пишет, что запись пришедших в голову мыслей и объяснений предложений из Торы является обязанностью каждого еврея, иначе объяснение забудется и никто о нем не узнает. Он также сетует на недостаток средств для издания большой книги, которая бы включала все имеющиеся у него записи и выражает надежду, что вслед за небольшой (100 страниц) книгой, он сможет выпустить в свет и полное собрание своих объяснений. К сожалению, сделать этого он так и не смог. Там же, в предисловии, автор объясняет, почему он выбрал такое название для своей книги – гематрия ее названия совпадает с гематрией фразы "Вот удрученный Дов-Бер сын Мойше Лейба" ("זה הנידכה דובער בן משה ליב"). После имени отца стоит шлита ("Да удостоится долгих и хороших лет") - отсюда можно понять, что в 1906 году Моше Лейб был еще жив, хотя ему должно было быть как минимум лет восемьдесят. Жену Берки Михлина звали Циля-Мирьям (Мира) Мазина, более о ней, к сожалению, ничего не известно. Имя это в последствии укрепилось в семье - четыре ее внучки были названы так, в том числе и моя бабушка.
У Михлиных было девятеро детей - Гилель, Ловуш (Леви-Ицхок), Хася Двойра (в замужестве Фришер), Сара (Кузьмак), Лейзер, Зусь, Либа (Шляпинтох), Пинхус и Хана (Карпман). Разница между старшим и младшей - 34 года(1864-1898)! Можно предположить, что на момент брака Берке было 18 лет, а его невесте - от силы 12-13, тогда младшую дочь она родила в 48-49.
Долгое время мы искали по потомкам фотографию Берки Михлина, но, к сожалению, так и не нашли. Некоторые даже помнили, что снимок его был в альбоме, но когда доходило до поиска, все только разводили руками.
Раввин Довбер Михлин скончался летом 1918 года и был похоронен на новом еврейском кладбище в Копаткевичах рядом со своей женой, ушедшей из жизни шестью годами раньше.
"Авторитет Берки Михлина был огромным не только в еврейской среде, но и среди окружающего нееврейского населения. Он прекрасно говорил, читал и писал по-русски и часто ему приходилось выступать в роли судьи в разрешении различных имущественных и хозяйственных споров. Достоверно известно, что вечером накануне ночи, когда он умер, он улаживал спор между двумя помещиками о принадлежности земельного участка. Ночью, ему стало плохо и почувствовав приближение смерти, но будучи еще в сознании, он продиктовал свое решение по этому спорному делу своему младшему сыну Пинхасу."