БЕРКОВИЦ, БЕРКОВИЧ (Рига) / BERKOWITZ, BERKOVITSCH (Riga)
Добавлено: 31 мар 2011, 16:44
Берковиц – девичья фамилия мамы моей жены. Хотя сама она родилась в Челябинске, её отец – в Умани, а дед (т.е. прадед моей жены) – в Москве, но корни семьи – в Риге.
Рига не входила в Черту Оседлости, однако еще в 1788-м году 15 еврейских семей получили разрешение на постоянное проживание в Риге и статус так называемых “покровительствуемых” евреев (в дополнение к еще трем семьям, получившим этот статус в 1765-м.)
Среди этих 15-ти семей числится и семья Пе(й)саха Берковица, “кантора и шойхета”. Надо полагать, что изначально был он не Берковиц, а Беркович, но по-немецки (а Рига была в то время немецкоязычным городом) фамилия его была записана как Berkowitz. Весьма вероятно, что это еще была не фамилия, а отчество (фамилии на “-ович” тогда у евреев еще практически не встречались), но его потомки все уже были Берковицами. Часть из них потом по-русски писалась “Беркович”, особенно в 20-м веке, но другая часть, в частности, ветка моей жены, сохранила немецкую форму написания фамилии.
Хотя упомянутые выше 15 семей получили право жительства в Риге, но записаться в рижское мещанство или купечество они не могли до середины 19-го века. Приписаны они были к городку Шлока (Слок, Шлоккен) – насколько я понимаю, это теперь часть города Риги, а тогда это было чем-то вроде деревни- пригорода.
По ревизской сказке 1834-го года (самой ранней из выложенных на “Радураксти” и, видимо, самой ранней из сохранившихся) в Шлоке числились четыре еврейских семьи с фамилией Берковиц:
1. Семья № 3 - Езекиель Беркович (32 года) с тремя сыновьями и братом Ноахом (28 лет). Из сказки 1850-го известно, что Езекиель и Ноах были по отчеству Гиршевичи.
2. Семьи с номерами 20, 21, 23 и 25 — хотя и имели 4 разных номера, но фактически это была одна семья, включавшая Нехемию сына Песаха (55 лет), его сыновей Иосифа (32) и Кальмана (28), а также 8-милетноего внука Песаха-Маркуса, записанного главой семьи №23, включавшей его младших братьев и сестру. (Их отец, Мозес, умер до 1834. По-видимому, и мать тоже умерла.)
3. Семья № 67 - Ноах сын Авраама (32) с четырьмя сыновьями. В ревизии 1850-го г. указано, что отца Авраама (т.е. деда этого Ноаха) звали Песах. Из четырех сыновей Ноаха трое были уже женаты, включая десятилетнего сына Ниссона, женатого на ровеснице Бейле, урожденной Якобсон. Этот Ниссон — пра-пра-прадед моей жены, а также участницы нашего форума ЕленыС
4. Семья № 104 - Мозес сын Кальмана (34) с двумя сыновьями и дочерью.
Пратически не вызывает сомнения, что Авраам (умерший к моменту ревизии) и Нехемия были сыновьями того самого «кантора и шойхета» Песаха Берковица, и почти так же бесспорно, что Кальман и Гирш (также уже умершие) тоже были сыновьями того же Песаха. Это подтверждается тем обстоятельством, что во всех четырех ветвях в нескольких поколениях встречается вообще-то довольно редкое имя Песах. Кроме того, когда Нехемия сын Песаха умер в в 1859-м, то во всех четырех ветках в последующие пару лет были сыновья, названные именем Нехемия — по-видимому, в то время 80-летний Нехемия был «патриархом» всего клана Берковицев. Кроме того, есть свидетельство, что еще перед Второй мировой войной потомки Нехемии сына Песаха знали, что потомки Ниссона — это «какие-то дальние родственники».
Тем не менее я пока эти четыре ветви обозначаю как отдельные — до тех пор, пока не найдутся точные данные, связывающие эти ветви в одну.
Ревизская сказка Шлоки в Латвийском архиве имеет координаты ф. 199 оп. 2 д. 220 и выложена на сайте архива по адресу http://www.lvva-raduraksti.lv/ru/menu/l ... 30691.html
В 1842-м году часть евреев, приписанных к Шлоке, но фактически проживавших в Риге, получила разрешение записаться в рижское купечество или мещанство, правда, пока еще без права .владеть недвижимостью. Все Берковицы, числившиеся в 1834-м в Шлоке, воспользовались правом приписаться к Риге, поэтому, начиная со следующей ревизской сказки 1850-го года, они числятся уже как рижские купцы или мещане.
Список приписанных к Риге Берковицев/Берковичей по данным шлокской сказки 1834-го и рижских сказок 1850 и 1857/8 годов прилагаю отдельным «вордовским» файлом».
Продолжение следует.
Рига не входила в Черту Оседлости, однако еще в 1788-м году 15 еврейских семей получили разрешение на постоянное проживание в Риге и статус так называемых “покровительствуемых” евреев (в дополнение к еще трем семьям, получившим этот статус в 1765-м.)
Среди этих 15-ти семей числится и семья Пе(й)саха Берковица, “кантора и шойхета”. Надо полагать, что изначально был он не Берковиц, а Беркович, но по-немецки (а Рига была в то время немецкоязычным городом) фамилия его была записана как Berkowitz. Весьма вероятно, что это еще была не фамилия, а отчество (фамилии на “-ович” тогда у евреев еще практически не встречались), но его потомки все уже были Берковицами. Часть из них потом по-русски писалась “Беркович”, особенно в 20-м веке, но другая часть, в частности, ветка моей жены, сохранила немецкую форму написания фамилии.
Хотя упомянутые выше 15 семей получили право жительства в Риге, но записаться в рижское мещанство или купечество они не могли до середины 19-го века. Приписаны они были к городку Шлока (Слок, Шлоккен) – насколько я понимаю, это теперь часть города Риги, а тогда это было чем-то вроде деревни- пригорода.
По ревизской сказке 1834-го года (самой ранней из выложенных на “Радураксти” и, видимо, самой ранней из сохранившихся) в Шлоке числились четыре еврейских семьи с фамилией Берковиц:
1. Семья № 3 - Езекиель Беркович (32 года) с тремя сыновьями и братом Ноахом (28 лет). Из сказки 1850-го известно, что Езекиель и Ноах были по отчеству Гиршевичи.
2. Семьи с номерами 20, 21, 23 и 25 — хотя и имели 4 разных номера, но фактически это была одна семья, включавшая Нехемию сына Песаха (55 лет), его сыновей Иосифа (32) и Кальмана (28), а также 8-милетноего внука Песаха-Маркуса, записанного главой семьи №23, включавшей его младших братьев и сестру. (Их отец, Мозес, умер до 1834. По-видимому, и мать тоже умерла.)
3. Семья № 67 - Ноах сын Авраама (32) с четырьмя сыновьями. В ревизии 1850-го г. указано, что отца Авраама (т.е. деда этого Ноаха) звали Песах. Из четырех сыновей Ноаха трое были уже женаты, включая десятилетнего сына Ниссона, женатого на ровеснице Бейле, урожденной Якобсон. Этот Ниссон — пра-пра-прадед моей жены, а также участницы нашего форума ЕленыС
4. Семья № 104 - Мозес сын Кальмана (34) с двумя сыновьями и дочерью.
Пратически не вызывает сомнения, что Авраам (умерший к моменту ревизии) и Нехемия были сыновьями того самого «кантора и шойхета» Песаха Берковица, и почти так же бесспорно, что Кальман и Гирш (также уже умершие) тоже были сыновьями того же Песаха. Это подтверждается тем обстоятельством, что во всех четырех ветвях в нескольких поколениях встречается вообще-то довольно редкое имя Песах. Кроме того, когда Нехемия сын Песаха умер в в 1859-м, то во всех четырех ветках в последующие пару лет были сыновья, названные именем Нехемия — по-видимому, в то время 80-летний Нехемия был «патриархом» всего клана Берковицев. Кроме того, есть свидетельство, что еще перед Второй мировой войной потомки Нехемии сына Песаха знали, что потомки Ниссона — это «какие-то дальние родственники».
Тем не менее я пока эти четыре ветви обозначаю как отдельные — до тех пор, пока не найдутся точные данные, связывающие эти ветви в одну.
Ревизская сказка Шлоки в Латвийском архиве имеет координаты ф. 199 оп. 2 д. 220 и выложена на сайте архива по адресу http://www.lvva-raduraksti.lv/ru/menu/l ... 30691.html
В 1842-м году часть евреев, приписанных к Шлоке, но фактически проживавших в Риге, получила разрешение записаться в рижское купечество или мещанство, правда, пока еще без права .владеть недвижимостью. Все Берковицы, числившиеся в 1834-м в Шлоке, воспользовались правом приписаться к Риге, поэтому, начиная со следующей ревизской сказки 1850-го года, они числятся уже как рижские купцы или мещане.
Список приписанных к Риге Берковицев/Берковичей по данным шлокской сказки 1834-го и рижских сказок 1850 и 1857/8 годов прилагаю отдельным «вордовским» файлом».
Продолжение следует.