СПБ. Школа Карла Мая

Казенные училища. Гимназии. Реальные училища. Императорские университеты.
Ответить
Сообщение
Автор
ALLA PESINA
Сообщения: 1475
Зарегистрирован: 24.05.2011
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 563 раза

СПБ. Школа Карла Мая

#1 ALLA PESINA » 05 фев 2019, 21:00

По инициативе нескольких немецких семейств 22 сентября 1856 г. в надворном флигеле дома № 56 по 1 линии Васильевского острова была открыта частная немецкая мужская школа. Возглавил школу талантливыйпедагог-практик Карл Иванович Май(1820–1895 - последователь передовых педагогических взглядов А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинскогои Ф. Фребеля.

Впервые годы своего существования школа была начальной, а с 1860 г. получила уникальное официальное название«Реальное училище на степени гимназии»,что отражало усиленную, по сравнению с казёнными учебными заведениями,прикладную направленность полноценного с этих пор среднего образования. В том же году специально для школы было приобретено здание на участке № 13 по 10 линии Васильевского Острова.

Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить — потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами. Выпускник школы 1918 г. писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях:«…у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев,людей “в футлярах”, чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».

СозданнаяК.И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение идоверие учителей и учеников, постоянноевзаимодействие с семьёй, стремлениепедагогов учесть и развить индивидуальныеспособности каждого ученика, научитьих самостоятельно мыслить. Всё это всочетании с высоким качеством образованияпозволяло год за годом выпускать изстен школы высоконравственных,разносторонне развитых юношей, готовыхк труду, полезному для общества. Благодарявозникшей в этом учебном заведенииособой атмосфере, именовавшейся «майскимдухом», школа К. Мая, по меткому выражениюеё выпускника 1890 г. Д.В. Философова, была«государством в государстве, отделённомбесконечным океаном от казёнщины».

Составучащихся, как по социальному положению,так и по национальному признаку, былвесьма разнообразен. Без какой-либодискриминации здесь учились детишвейцара и сыновья князей Гагарина,Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора,представители семей предпринимателейВаргуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонови потомки либеральной интеллигенции -Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов,Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских,причём, во многих случаях эта школадавала образование нескольким поколениямодной фамилии. Своеобразным рекордсменомсреди таковых является династия Бенуа- 25 членов этого клана учились «у Мая».

Вэтой школе получали знания мальчики,представлявшие едва ли не все национальныедиаспоры Петербурга – русские,немцы,французы англичане, татары, евреи, финны,китайцы и т.п.

Такимобразом, как отмечали уже в началеХХвека, эту школу «никогда нельзя былоназвать ни монархической, ни демократической,ни республиканской, ни аристократической.Она всегда стремилась быть общечеловеческой».

Вконце 1850-х годов один из школьныхспектаклей открылся шествием герольдовс флагами, на которых был изображенмайский жук; этот символ очень понравилсядиректору и всем присутствующим. С техпор учившиеся в этой школе на протяжениивсей жизни называли себя «майскимижуками».

Ссамого начала школа состояла из двухотделений. Дети, обнаружившие гуманитарныеспособности, в первые годы называлисьлатинистами и обучались на отделении,позже названным гимназическим. Здесь,помимо немецкого и французского,преподавались древние языки — латыньи греческий. Гимназисты, как правило,готовились к продолжению образованияв Университете. Юноши, склонные болеек естественным наукам, именовалисьнелатинистами: они, на реальном отделениив течение 8 лет, получали в большем объёмезнания по точным наукам и готовили себяк инженерной деятельности. До1909 г.существовало также небольшое коммерческоеотделение, где вместо французскогоязыка изучался английский. Благодарятакой структуре, официальным названиемэтого среднего учебного заведения с1881 г. стало - «Гимназия и реальное училищеК. Мая».

Первыедвадцать пять лет школа была немецкой,таккак уроки по всем предметам, кромерусского языка, литературы и истории,а также некоторых реальных дисциплин,велись на языке Гёте.

Первыйвыпуск реального отделения состоялсяв 1863 г., а гимназического — в 1865 г. В 1890г. К.И. Май передал бразды правленияВасилию Александровичу Кракау (1857–1935),выпускнику школы 1873 г., окончившемуисторико-филологический факультетуниверситета, который преподавал всвоей школе историю. При нём былаусовершенствована методика преподавания,развито реальное отделение, улучшенооборудование кабинетов.

В1906 г., после отставки В.А. Кракау, новымдиректором был избран выпускникисторико-филологического факультетауниверситета магистр славяноведенияАлександр Лаврентьевич Липовский(1867–1942). В период его руководства учебнымзаведением произошли два важных события.Во-первых, школа отметила своёпятидесятилетие, выпустив по этомуслучаю уникальный юбилейный сборниквоспоминаний бывших учеников. Во-вторых,в связи с тем, что вследствие растущейпопулярности школы помещений стало нехватать, в 1909 г. был приобретён участок№ 39 по 14 линии, где по проекту академикаархитектуры Г.Д. Гримма, выпускника 1883г., было построено уникальное новоездание с барельефом майского жука надаркой входной двери. При большом стечениинарода 31 октября 1910 г. состоялосьосвящение здания. Его проводил епископГдовский и Ладожский Вениамин, будущиймитрополит Петроградский.

Вчетырёх этажах школы, помимо классовдля 650 учащихся, были устроены 8 прекраснооснащённых предметных кабинетовфизический, химический, естественнойистории, исторический, географический,рисования,лепки, пения (три из них имелиаудитории в виде амфитеатра), а такжестолярная мастерская, библиотека,насчитывающая 12 тысяч книг на русском,немецком, французском, английском,латинском и греческом языках, гимнастическийзал, столовая.

Наканунепервой мировой войны здесь, подруководством38 высококвалифицированных педагогов,получали знания 567 юношей. Проводилисьмногочисленные экскурсии, не только взнаменитые петербургские музеи, но ина промышленные предприятия. Действовалиразличные кружки: литературный,выпускавший свой печатный журнал«Майский сборник», исторический, морской,фотографический, спортивный иавиамодельный, где первую в Россиимодельсамолёта построил Н.В. Фаусек – выпускник1913 г.

Посленачала войны с Германией, в сентябре1914г. при школе был открыт «Лазаретгимназии и реального училища К.Мая,имениимператора Александра I», где всевспомогательные работы выполнялиученики.

Впериод 1910–1917 гг. школа достигла своегоподлинного расцвета. Последний, пятьдесятпятый, выпуск состоялся 24 февраля1918г.

Всегов период 1856-1918 гг. в Школе К. Маяобучалосьоколо 3800 петербургских юношей, 1300 изних получили аттестаты. За отличныеуспехи в учебе 15% окончивших гимназистовбыли награждены золотыми медалями и17% - серебряными. Согласно существующемутогда положению Реалистам медали неполагались.

Осенью1918 г. частное учебное заведение К.И.Маябыло национализировано и преобразованов Советскую единую трудовую школу I иII ступени, где, согласно указам новойвласти, было введено совместное обучениемальчиков и девочек, а также отмененыоценки и аттестаты. Позднее был введёнбригадно-лабораторный метод обучения,действовавший до 1932 г.

Впоследующие года в судьбе этого учебногозаведения, как и многих других, отразилисьмногочисленные преобразованияпослереволюционной системы народногопросвещения. В соответствии с этим,директора школы, название, продолжительностьобучения (семь, девять, десять лет), еёпорядковый номер (15, 12, 217, 17) неоднократноменялись. «Майские» педагогическиетрадиции в какой-то мере сохранялисьдо зимы 1929 г., когда в результатеразвёрнутой в прессе антибуржуазнойкампании и публикации необоснованныхобвинений в газете «Ленинградскаяправда» от 15 января 1929 г. многие педагогии руководство были большей частьюзаменены, и даже уничтожен барельеф надвходной дверью. С начала 1930-х годовзаведующим школой стал К.И. Поляков(1902-1946), он вновь создал хорошийпедагогический коллектив, и школьнаяжизнь наладилась. Особенно яркой фигуройв это время стал преподаватель физкультурыР.В. Озоль, организатор кружка «Спартак».Появились также пионерская и комсомольскаяорганизации, действовали различныекружки.

Сосени 1937 г., согласно постановлениюправительства, в здании находилась 6-яСпециальная артиллерийская школа(6САШ), образованная на добровольнойоснове из учеников 8-10 классов этой иблизлежащих общеобразовательных школ.В 1938-1941 гг. 6-ую САШ окончили не менее 600«спецов» (четыре выпуска). В суровуюблокадную зиму, 5 февраля 1942г., 239 истощённыхспецшкольников были эвакуированы вТобольск; при этом 65 юношей умерли впути от голода. Выпускники 6 САШ доблестносражались на фронтах Великой Отечественнойвойны, защищали и освобождали роднойЛенинград. Первый залп по Берлину сделалиорудия капитана И.Р.Миркина, а пятероартиллерийских разведчиков этогоподразделения во главе с капитаномВ.Маковым первыми водрузили знамя Победынад Рейхстагом. 111 выпускников 6САШ палисмертью храбрых на полях войны. С 1983г.в нынешней школе № 5 (13 линия, д. 28)действует музей 6 САШ, возникший благодаряусилиям тогдашнего директора школы, аныне заведующей музеем Л.В. Черненковой.До 2007 г. Совет Ветеранов 6-ой САШ возглавлялгенерал-майор В.Г.Рожков, который в 2006г. написал и опубликовал книгу «Шестая(Первая Ленинградская) специальнаяартиллерийская школа». В 2007 г. 1-го мартаимя генерала-майора В.Г.Рожкова былоприсвоено музею 6САШ.

Послеснятия блокады Ленинграда, с сентября1944г., в здании возобновились уроки, толькотеперь учебное заведение называлось5-й мужской средней школой, а с 1954 г., всвязи с восстановлением совместногообучения — просто 5-й средней школой.

В1944-59 гг. в школе образовался новый оченьхороший педагогический коллектив,возглавляемый фронтовиком С.И.Пашковым.Вместе с ним передавали знания нашимдетям: кавалеры ордена Ленина завучМ.И.Лопарева и учитель математикиВ.С.Неверовский, награжденная орденомТрудового Красного Знамени учительницаестествознания О.М.Демина и учительницалитературы кандидат филологическихнаук Д.Л.Сорокина.

Первыйпослевоенный выпуск состоялся в 1948году. В 1962 году статус школы был понижен,она стала «восьмилеткой» и оставаласьнеполной средней до 1999 года с перерывомв 1967-1975г.г., когда было восстановленодесятилетнее образование. С 1999 г. в школебыло введено одиннадцатилетнее обучение.

В1964г. пионерской дружине школы былоприсвоено имя Героя Советского СоюзаЕвгения Никонова.

В1966 г. по инициативе заведующей учебнойчастью А.С. Батуриной при школе былсоздан музей, в котором, наряду сэкспозицией, посвящённой трудовым ибоевым делам бывших учеников школы,былстенд, посвящённый дореволюционномупериоду и первому директору К.И.Маю.Однако, этот музей просуществовалнедолго, и его экспонаты, к большомусожалению, почти не сохранились.

В1976 году школа отмечала 120-летие. Но, всвязи с тем, что в том же году произошлообрушение штукатурки одного из потолков,и потребовался косметический ремонт,коллектив педагогов и учащихся временноперевели в другое здание по адресу 13линия, д. 28. Из-за отсутствия средствремонт выполнен не был, учебный процессв старом школьном доме не возобновился.На произвол судьбы оказалось брошеннымуникальное оборудование кабинетов,мебель, памятные доски с именамивыпускников разных лет, бюсты писателейи учёных, украшавшие интерьеры. Всё этовскоре было расхищено и безвозвратнопогибло.

Вотуже 30 лет школа располагается на 13линии,в доме №28. В 2001 году после 25-летнегоперерыва выпускникам вновь вручалиаттестаты об окончании средней школы.

Выпускникишколы достигли больших успехов вразличных отраслях науки и культуры.Более 100 из них стали докторами наук, 30избраны действительными членами иличленами-корреспондентами Академии наукили Академии художеств. Среди учившихсяв школе три члена Государственногосовета —ректор Университета Д.Д. Гримм,губернатор Петербурга А.Д. Зиновьев иминистр внутренних дел, позднее —министр юстиции А.А. Макаров; министрвнутренних дел Д.С. Сипягин, ректорУниверситета Э.Д. Гримм, военачальники— генерал от инфантерии Н.А. Епанчин,генерал-май­оры С.В. Белов, В.В. Волков,В.Г. Рожков, В.А.Сухотский, вице-адмиралЕ.И. Во­ло­буев, контр-адмиралы И.В.Коссович, В.А.Петровский, П.В.Римский-Корсаков, деятели культуры –члены объединения «Мир Искусства»художники А.Н. Бе­нуа, Н.К. Рерих,В.А.Серов, К.А. Сомов, А.Е.Яковлев, а такжехудожники О.Г. Ве­рейский, П.Я. Павлинов,И.А. Пуни, С.Н.Рерих, скульптор Б.Е.Ка­плянский, композиторы В.И. Цытович,Ф.Д. Шевцов,писатели Г.И. Алексеев, В.С.Головинский, В.А. Кнехт, А.А. Ливеровский,В.П.Прокопьев, Л.В. Успенский, О.А. Хазин,Ф.К. Эйнбаум, поэт Ю.А. Ливеровский,театральныедеятели Ф.Н. Курихин, П.П. Подервянский,М.Ф. Стронин,кинорежиссеры С.В.Бирюк,Д.Д.Месхиев (мл). Тёплые воспоминания ошколе сохранил её бывший ученик — дваждыГерой Советского Союза, докторфизико-математических наук космонавтГ.М. Гречко. Надо также отметить, чтоО.Д. Хвольсону в числе первых былоприсвоено в 1926 г. звание Героя труда, атри выпускника — В.В.Волков, Д.С. Ли­хачёви В.В. Новожилов были удостоены званияГерой Социалистического труда, шестьвыпускников школы — В.В. Беломорец,М.А.Ельяшевич, Л.Л. Кербер, В.Д. Налив­кин,М.М. Четвертаков и В.В. Новожилов сталилауреатами Ленинской премии.

http://www.kmay.ru/search_alf.phtml?n=a ... 18&start=3 Списки выпускников.
.

Ответить

Вернуться в «Где учились евреи в Российской империи?»