"Крымчаки"
Добавлено: 21 ноя 2009, 15:27
«Крымчаки» признаны государством Израиль , и имеет право на репатриацию в Израиль.
«Закон о возвращении» Государства Израиль, закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а так же членами их семей право на репатриацию в Государство Израиль и предоставление израильского гражданства.
" КРЫМЧАКИ", еврейская этнолингвистическая группа (община). До второй мировой войны крымчаки в основном населяли Крымский полуостров. Самоназвание евреев Крыма до российского периода "иехуди" или "срэл балалары" (`сыны Израиля`). В петиции царю Александру I (1818) крымчаки именовали себя "бени Исраэл" (`сыны Израиля`). Лишь в сравнительно позднее время (конец 19 в. – начало 20 в.) они стали пользоваться в качестве самоназвания словом "кирымчах" от русского «крымчак». Название "крымчаки" ("евреи-крымчаки") впервые появляется в официальных русских источниках с 1859 г. По-видимому, этот термин был призван отличать крымских "евреев-раббанитов" от живших там же "караимов", а также от "евреев-ашкеназов".
В документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) члены общины именуются "иехудилер", то есть «евреи»; так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму, ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались "зюлюфлю чуфутлар" (`евреи с пейсами`), а караимы — "зюлюфсюз чуфутлар" (`евреи без пейсов`).
В 14–16 вв. главным центром крымских "евреев-раббанитов" являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром "крымчаков" вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь.
Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520–66), в Каффе жили 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль, то есть, согласно принятым демографическим критериям, — около 460 человек. Общее число крымчаков достигало тогда 500–700 человек. Согласно официальным данным конца 18 в., в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома, то есть около 460–470 душ. К началу 19 в. в Крыму жили около 600 крымчаков. В петиции Александру I (см. выше) говорится о 150 дворах, то есть о 750 душах. Из 2837 евреев-раббанитов, проживавших в Крыму в 1847 г., подавляющее большинство составляли крымчаки. Перепись 1897 г. определила 3345 крымчаков, проживавших в Крыму; на Черноморском побережье Кавказа проживало еще 153 еврея-раббанита, говоривших на «татарско-турецком» языке.
С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. — 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае — около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи. По-видимому, в конце 19 в. – начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.
В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же — в Симферополе, 750 – в Феодосии, 500 – в Керчи, 400 – в Севастополе, остальные — в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч — в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили « крымчакский» язык родным.
Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков — на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 — по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.
В конце 19 в. – начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила «сефардский» молитвенный толк (носах сфаради). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала «крымчакская» синагога. В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями -«ашкеназами.»
Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюрко-язычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.
( Информация: Электронная еврейская энциклопедия)
«Закон о возвращении» Государства Израиль, закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а так же членами их семей право на репатриацию в Государство Израиль и предоставление израильского гражданства.
" КРЫМЧАКИ", еврейская этнолингвистическая группа (община). До второй мировой войны крымчаки в основном населяли Крымский полуостров. Самоназвание евреев Крыма до российского периода "иехуди" или "срэл балалары" (`сыны Израиля`). В петиции царю Александру I (1818) крымчаки именовали себя "бени Исраэл" (`сыны Израиля`). Лишь в сравнительно позднее время (конец 19 в. – начало 20 в.) они стали пользоваться в качестве самоназвания словом "кирымчах" от русского «крымчак». Название "крымчаки" ("евреи-крымчаки") впервые появляется в официальных русских источниках с 1859 г. По-видимому, этот термин был призван отличать крымских "евреев-раббанитов" от живших там же "караимов", а также от "евреев-ашкеназов".
В документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) члены общины именуются "иехудилер", то есть «евреи»; так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму, ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались "зюлюфлю чуфутлар" (`евреи с пейсами`), а караимы — "зюлюфсюз чуфутлар" (`евреи без пейсов`).
В 14–16 вв. главным центром крымских "евреев-раббанитов" являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром "крымчаков" вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь.
Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520–66), в Каффе жили 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль, то есть, согласно принятым демографическим критериям, — около 460 человек. Общее число крымчаков достигало тогда 500–700 человек. Согласно официальным данным конца 18 в., в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома, то есть около 460–470 душ. К началу 19 в. в Крыму жили около 600 крымчаков. В петиции Александру I (см. выше) говорится о 150 дворах, то есть о 750 душах. Из 2837 евреев-раббанитов, проживавших в Крыму в 1847 г., подавляющее большинство составляли крымчаки. Перепись 1897 г. определила 3345 крымчаков, проживавших в Крыму; на Черноморском побережье Кавказа проживало еще 153 еврея-раббанита, говоривших на «татарско-турецком» языке.
С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. — 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае — около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи. По-видимому, в конце 19 в. – начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.
В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же — в Симферополе, 750 – в Феодосии, 500 – в Керчи, 400 – в Севастополе, остальные — в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч — в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили « крымчакский» язык родным.
Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков — на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 — по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.
В конце 19 в. – начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила «сефардский» молитвенный толк (носах сфаради). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала «крымчакская» синагога. В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями -«ашкеназами.»
Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюрко-язычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.
( Информация: Электронная еврейская энциклопедия)