Музыканты, композиторы, дирижеры

Модератор: Zeev

Ответить
Сообщение
Автор
Marra
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: 01.05.2018
Благодарил (а): 370 раз
Поблагодарили: 633 раза

Музыканты, композиторы, дирижеры

#1 Marra » 12 авг 2018, 12:00

"История русской музыки в 10 томах"
Очень много еврейских фамилий. Некоторые книги и отрывки можно найти в интернете. Могу проверить в следующих книгах:
Том 1. Древняя Русь XI-XVII века
Том 2. XVIII век, часть первая
Том 2, книга 3. Вторая половина XIX века. П.И. Чайковский
Том 3. XVIII век, часть вторая
Том 4. 1800-1825
Том 5. 1826-1850
Том 6. 50-60 годы XIX в.
Том 7. 70-80 годы XIX в., часть первая
Том 8. 70-80 годы XIX в., часть вторая
Том 9. Конец XIX - начало XX века
Том 10а. 1890-1917-е годы
Том 10б. 1890-1917-е годы
Том 10в, книга 1. 1890-1917, Хронограф
Том 10в, книга 2. 1890-1917, Хронограф

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЙ:
stanovlenie-i-razvitie-evreyskoy-kulturno-muzykalnoy-traditsii-na-territorii-rossiyskoy-imperii-v-hih-nachale-hh-stoletiy.pdf
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Рогожанский/Рогозанский/Рогодзянский/Рогозянский - Рогозянка -> Володарка -> колония Затишье -> Полтава -> Кременчуг, Париж, Харьков и Санкт-Петербург
Воронель, Крутоярский - отовсюду, Вильвовский - Полтава, Бурштейн - Ростов-на-Дону
Гохман - Ошмяны -> Полтава -> Старые и Новые Санжары, Харьков и Ленинград
Слонимский - Новая Мышь -> ??? -> Полтава -> Харьков и Ленинград

Marra
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: 01.05.2018
Благодарил (а): 370 раз
Поблагодарили: 633 раза

Музыканты, композиторы, дирижеры

#2 Marra » 12 авг 2018, 12:01

Еврейская музыка и музыканты-евреи в России и в Советском Союзе.

Музыкальная жизнь евреев, оказавшихся в конце 18 в. в результате трех разделов Польши в пределах Российской империи, была достаточно развитой, хотя и ограничивалась жанрами традиционной музыки, синагогальной и светской (см. выше хаззанут, хасидская музыка, музыка клезмеров). Участвовать же в общерусской музыкальной жизни могли, как правило, в течение ряда десятилетий лишь принявшие христианство и их потомки. Тем не менее, несмотря на свою немногочисленность, евреи-музыканты внесли весомый вклад в становление и развитие русской профессиональной музыкальной культуры.

Крупнейшими музыкальными деятелями России 2-й половины 19 в. были братья Рубинштейны — Антон и Николай, оба они были крещены (см. Антон Рубинштейн). Антон Рубинштейн — великий пианист, композитор, дирижер, педагог — один из самых выдающихся музыкантов в истории России. По его инициативе в 1859 г. было создано в Петербурге Императорское русское музыкальное общество, а в 1862 г. там же — первая русская консерватория, директором и профессором которой он был (1862–67 и 1887–91); П. Чайковский был его учеником. В своем композиторском творчестве Антон Рубинштейн неоднократно обращался к библейской тематике, которую часто трактовал как национальную (среди его сочинений — оперы «Маккавеи», «Суламифь», оратории «Вавилонское столпотворение» и «Моисей»). Его брат Николай — пианист, дирижер, педагог — был основателем и бессменным директором Московской консерватории (открыта 1866).

Видная музыкально-общественная деятельница, пианистка и композитор, Валентина Серова (урожденная Бергман, дочь крестившихся евреев; 1846–1924; ее мужем был выдающийся композитор Александр Серов, внук крестившегося еврея Габлица: художник Валентин Серов — их сын) посвятила много лет музыкально-просветительской работе в русской деревне. В творческом наследии В. Серовой — опера «Уриэль Акоста», поставленная в 1885 г. в Московском Большом театре; после смерти мужа она издала партитуру его прославленной оперы «Юдифь» (поставлена в 1863 г. в Мариинском театре в Петербурге).

Позднее, в конце 19 в. — начале 20 в., выдвигается целый ряд еврейских музыкантов, оставивших заметный след в русской культуре: композитор и музыкальный критик И. Энгель, композиторы Илья Айзберг (Элья Айсберг; 1868–1942), Рейнгольд Глиэр (1875–1956), Илья Сац (1875–1912), Константин Эйгес (1875–1950), Юлия Вейсберг (1880–1915). М. Гнесин, Максимилиан Штейнберг (1883–1946).

Среди создателей одной из ведущих в мире русской исполнительской школы — множество музыкантов-евреев, в том числе: скрипачи Л. Ауэр; первый исполнитель посвященного ему Концерта для скрипки с оркестром П. Чайковского Адольф Бродский (1851–1929), Михаил Вольф-Израэль (1870–1934). Михаил Пресс (1871–1938), основатель прославленной одесской скрипичной школы П. Столярский); пианист, дирижер и композитор Эдуард Гольдштейн (1851–87; дирижер-постановщик премьеры оперы Мусоргского «Хованщина», двоюродный брат Антона и Николая Рубинштейнов), пианист и дирижер Феликс Блуменфельд (1863–1931); пианист и дирижер Исай Добровейн; трубач и дирижер Александр Гордон (1867–1942), дирижеры Мориц Гольденблюм (1862–1919), Александр Хессин (1869–1955), Лев Штейнберг (1870–1945), Самуил Столерман (1874–1949; виолончелисты — глава русской виолончельной школы Карл Давыдов (1838–89), Евгений Вольф-Израэль (1872–1956), Иосиф Пресс (1881–1924); флейтист Федор Левин (1878–1944); пианисты — Юзеф Венявский (см. Генрик Венявский), Евгения Городецкая (1865–1939), Самуил Майкапар, Леонид Крейцер (1884–1953), Матвей Пресман (1870–1941), Изабелла Венгерова (1871–1956: дочь Паулины Венгеровой, сестра Семена Венгерова и Зинаиды Венгеровой). Евгений Вильбушевич (1874–1933), Марк Мейчик (1880–1950), Самуил Фейнберг, А. Гольденвейзер (1875–1961). Более скромен вклад евреев в развитие русского вокального искусства, но и здесь значение ряда вокалистов-евреев трудно переоценить — первый исполнитель партий Ленского и Германа в операх П. Чайковского Михаил Медведев (Бернштейн; 1852–1925), Иоахим Тартаков (1860–1923), Оскар Камионский (1869–1917), Лев Сибиряков (Спивак; 1870–1938), Любовь Шор-Плотникова (1873 или 1875–1960), Александра (Анна) Мейчик (1875–1934; с 1922 г. жила в США). Большое значение имела деятельность преподавателя вокала Станислава Сонки (Зонкинда; 1853–1941). Видными музыкальными критиками были Маврикий Раппапорт (1827–84), Осип Левенсон (1839–1892), Филипп Бронфин (1879–1939).

В конце 19 в. в России возникло движение за изучение еврейского фольклора и за развитие еврейского профессионального музыкального творчества. Зачинателем движения был И. Энгель. В 1908 в Петербурге были основаны Общество еврейской народной музыки (просуществовало до 1924 г.; московское отделение общества открылось в 1913 г.) и Еврейское музыкальное издательство (переведенное после октябрьской революции в Берлин). Активными деятелями общества были И. Энгель, Л. Саминский, И. Ахрон, Эфраим (Ефрем) Шкляр (1871–1943), Зусман Кисельгоф, Павел Львов (1880–1913), Александр Крейн, Ш. Розовский, Александр Житомирский (1881–1937), Михаил Гнесин, Моше Мильнер, Любовь Штрайхер (1888–1958) — впоследствии активные деятели еврейской музыки в различных сферах творчества; председателем был избран Давид Черномордиков (1869–1947). Учитель М. Гнесина, Л. Саминского, Э. Шкляра Н. Римский-Корсаков призывал своих учеников-евреев сочинять еврейскую музыку, которая «ждет своего Глинку»; призыв был услышан. Созданная впервые в мире еврейская национальная школа в музыке, сочетавшая глубинные народные и религиозные традиции и европейскую композиторскую технику, культивировала все жанры — от опер и симфоний до камерных вокальных и инструментальных сочинений. Эта школа имеет непреходящее культурно-историческое значение. Еще до октябрьской революции написаны две сюиты для квинтета «Еврейские эскизы» А. Крейна (1910, 1911) и вариации на еврейскую тему для струнного квартета М. Гнесина (1917). В те же годы появляются и первые исследовательские работы по истории еврейской музыки — «Древнееврейская музыка» Натана (Николая) Бернштейна (1908), сборник статей Л. Саминского «Об еврейской музыке» (1914) и др.

В первые послереволюционные годы культурная, в частности, музыкальная жизнь евреев России еще более оживилась. Были открыты еврейские школы, театры /в том числе два в Москве — один на иврите («Хабима», 1918), другой — на идиш (1919–48; с 1925 г. — Московский ГОСЕТ)/, сняты ограничения на прием евреев в лучшие оперные театры и высшие музыкальные учебные заведения. Активизировалась деятельность еврейских композиторов — появилось множество произведений на еврейские темы и сюжеты; в их числе симфоническая поэма «Песнь о древней родине» (1919), сюита «Хора — пляски галилейских рабочих» (1922), опера «Юность Авраама» (1923), сюита «Еврейский оркестр на балу у городничего» (из музыки к пьесе Н. Гоголя «Ревизор», /1926/) М. Гнесина; «Песнь Песней» (1918) А. Крейна; «Еврейская рапсодия» (1926) Г. Крейна; опера «Флавий» (1943; по Л. Фейхтвангеру), симфоническая поэма «Юдифь» М. Мильнера; «Каддиш» (1926), «Песни и пляски гетто» (1927) Александра Веприка. Музыку к спектаклям еврейских театров писали И. Энгель, А. Крейн, Лейб Пульвер, Семен Штейнберг (1887–1955) и др. Обработки еврейских народных песен делали Михаил Крошнер (1900–42), Давид Прицкер (1900–78) и др.

Продолжались научные изыскания, в области истории и теории еврейской музыки, в частности, появились работы Давида Маггида (1862–1941) «300-летие духовных композиций Соломона де Росси» (1925), «О древнееврейской музыке и псалмодии евреев» (1927). Известный музыкальный критик 1910–20-х гг. Л. Сабанеев написал книгу «Еврейская национальная школа в музыке» (М., 1924; на немецком языке опубликована в Лейпциге в 1927 г.), впервые выделив композиторов-евреев в истории музыки.

В годы, предшествовавшие началу Второй мировой войны, в СССР получило распространение многонациональное ансамблевое пение; высокопрофессиональные еврейские вокальные ансамбли были в Ленинграде (1931–41; художественный руководитель М. Мильнер) и в Харькове («Евоканс»; 1929–39; руководитель Иехошуа Шейнин, 1890–1948).

С начала 1930-х гг. политика Советского Союза по отношению к еврейской культуре стала постепенно ужесточаться. Развитие культуры на идиш продолжалось все в более тесных идеологических рамках, и она стала подвергаться различным ограничениям. К 1938 г. власти закрыли большинство еврейских школ; многие преподаватели, в том числе учителя пения, были репрессированы. Прекратилась публикация исследований по еврейской музыке.

Рижский композитор и музыковед Макс Гольдин (1917–2009) занимался исследованием еврейской народной музыки, ее аранжировкой и интерпретацией, организацией концертно-исполнительской деятельности. В 1980-е гг. ряд концертов еврейской песни, мастерски исполненных под его руководством Рижским академическим хором, стали событием музыкальной жизни, а пластинка с записью песен в обработке Гольдина в исполнении Ады Светловой стала событием в культурной жизни евреев СССР. Еврейской музыкально-общественной деятельностью с конца 1980-х гг. занимается тбилисский композитор Реувен (Рубен) Кажилоти (род. в 1948 г.; с 1992 г. в Израиле). Исполнительское творчество певцов Ханны Гузик, Михаила Александровича, Биньямина Хайтовского, Зиновия Шульмана, Нехамы Лифшиц (Лифшицайте), Лейбу Левина, Эмиля Горовца, Ады Светловой, Марины Бухиной, Полины Айнбиндер, Елены Никольской (по происхождению русской), Марины Друбачевской, Полины Белиловской, Александры Горелик и др. содействовало пробуждению и укреплению национального самосознания многих тысяч советских евреев. Находило широкий отклик творчество московского композитора, автора ряда еврейских песен Дмитрия Якиревича (род. в 1942 г.; с 1988 г. в Израиле), многие годы руководившего музыкальной частью нелегальных пуримшпилей.

Распространение еврейской музыки постоянно наталкивалось на сопротивление партийных и государственных органов; так, был запрещен ряд концертов М. Александровича и Н. Лифшиц; не были разрешены концерты еврейской песни, с которыми хотел выступать знаменитый баритон, народный артист Молдавии Борис Раисов (1928–85); эстрадному певцу Вадиму Мулерману (1938–2018, с 1991 г. жил в США) практически запрещалось включение еврейских песен в концертные программы (лишь в отдельных концертах певец исполнял одну–две песни на еврейскую тематику с включением слов на идиш), была исключена возможность легального исполнения еврейских песен ленинградского композитора Цви Хирша Пайкина на стихи Иехуды ха-Леви, Шломо Ибн-Габирола, Аврахама Ибн Эзры и т. п. Положение изменилось только с приходом политики «гласности»; однако многолетнее подавление еврейской музыкальной культуры не прошло бесследно.

Хотя многие из композиторов-евреев, в том числе и не обращавшиеся к национальным тематике и мелосу, в различные периоды подвергались дискриминации и шельмованию, вклад их в музыкальную культуру русского и других народов, живших на территории Советского Союза необычайно велик.

Среди российских композиторов-евреев можно отметить как мастеров академических музыкальных форм, так и композиторов, работавших в жанрах легкой, джазовой и эстрадной музыки и в жанре массовой песни. Среди значительных российских академических композиторов — Лев Книппер (1899–1974, также автор ставшей народной песни «Полюшко-поле»); Юрий Левитин (1912–93), Моисей Вайнберг, А. Локшин (1920–87), Сергей Слонимский (см. Хаим Зелиг Слонимский), Альфред Шнитке, Н. Каретников (1930–94), М. Меерович (1920–93), Е. Подгайц, Александр Кнайфель (род. в 1943 г.), Б. Тищенко (1939–2010). Среди крупнейших авторов легкой музыки и песенников — Самуил, Дмитрий и Даниил Покрасс (см. Покрасс, братья), И. Дунаевский, Матвей Блантер, К. Листов (1900–1983), Зара Левина (1906–76), Александр Цфасман (1906–71), Сигизмунд Кац (1908–84), Марк Фрадкин (1914–90), Аркадий (Авраам) Островский (1914–67), Ян Френкель (1920–89), В. Баснер (1925–96, также автор интересных академических камерных сочинений), Оскар Фельцман (1921–2013), Эдуард Колмановский (1923–94), И. Шварц (1923–2009), Владимир Шаинский (1925–2017).

Евреи-композиторы внесли громадный вклад в становление и развитие национальных музыкальных культур народов Советского Союза. Вытесненные из крупнейших музыкальных. центров советской метрополии, они часто искали возможность самовыражения в рамках национальных культур, особенно таких, музыкальный язык которых близок еврейскому, например, молдавской, азербайджанской или среднеазиатских. М. Гнесин писал транскрипции адыгейской, азербайджанской, марийской, таджикской музыки, М. Штейнберг — произведения на казахские и узбекские темы, М. Вайнберг — на узбекские и молдавские темы. А. Веприк создал оперу, основанную на киргизском музыкальном фольклоре, Л. Книппер стал одним из основателей таджикской симфонической музыки, Евгений Брусиловский (1905–81) — создатель первых казахских опер и симфоний; Михаил Раухвергер (1901–89) — основатель киргизской оперы и балета; Павел Берлинский (1900–76) написал первую бурятскую музыкальную драму; Б. Шехтер (1900–1951) — первые туркменские симфонические произведения и оперу; Юлий Мейтус (1903–97) внес большой вклад в развитие украинской и туркменской музыки, Борис Зейдман (1908–81) — автор азербайджанских опер и симфонической музыки; Давид Гершфельд (1911–2005) и Марк Копытман — авторы первых молдавских опер, Лев Коган — первого молдавского балета, Рувим Пергамент (1906–65) — один из создателей карельской академической музыки, Генрих Литинский (1901–85) — автор первых якутских оперы и балета, Соломон Юдаков — первой узбекской комической оперы. Значителен вклад в украинскую музыку композиторов Юдифи Рожавской (1923–82), Игоря Шамо (1925–82).

Среди известных советских композиторов-евреев также Давид Блок (1888–1948), Иосиф Ковнер (1895–1959), Илья Виленский (1896–1975), Владимир Тарнопольский (1897–1942), Юлий (Илья) Хаит (1897–1966), Лев Шварц (1898–1962), Виктор Оранский (Гершов; 1899–1953), Матвей Гозенпуд (1903–61), Виктор Белый (1904–83), Абелис Кленицкис (1904–90), Виктор Сибирский (Гуревич; 1906–83), Шико Аранов (Аранович; 1906–69), Иоганн Адмони (1906–80), Евгений Жарковский (1906–85), Исаак Любан (1906–75), Даниил Френкель (1906–84), Зиновий Дунаевский (1908–82), Самуил Урбах (1908–69), Борис Клюзнер (1909–75), Георгий Мушель (1909–89), Соломон Лобель (1910–81), Семен (Самуил) Заславский (1910–78), Оскар Сандлер (1910–81), Марк Мильман (1910–95), Абрам Голланд (1911–85), Яков Левин (1912–42), Абрам Лобковский (1912–85), Минасай Левиев (1912–90), Яков Цегляр (Циглер; 1912–2008), Юлиан Крейн (отец — еврей; см. Александр Крейн). Модест (Мендл) Табачников (1913–72), Зиновий Бинкин (1913–85), Михаил Магиденко (1915–83), Альберт Леман (1915–98), Борис Майзель (1915–86), Григорий Фрид, Клара Кацман (1916–2006), Розалия Ромм (1916–2001), Александр Чернов (Пэн; 1917–71), Михаил Зив (1921 г.), Леонид Фейгин (1923–2009), Исаак Шварц (1923–2009), Револь Бунин (1924–76), Илья Польский (1924–2001), Владимир Рубин (род. в 1924 г.), Люциан Пригожин (1926–94), Злата Ткач (1928–2006), Иекутиэль Сабзанов, Марк Карминский (1930–95), Александр Колкер (род. в 1933 г.), Борис Гецелев (род. в 1940 г.), и многие другие.

Вклад музыкантов-евреев в советское исполнительское искусство был определяющим, многих исполнителей-евреев следует назвать в ряду наиболее выдающихся. Во главе старшего поколения мастеров советской школы пианистов стояли педагоги и исполнители С. Фейнберг, Симон Барер (1896–1951), Мария Юдина, Григорий Гинзбург, Натан Перельман (1906–93), Мария Гринберг (1908–78), Яков Флиер, Александр Иохелес (1912–79), Яков Зак (1913–76), Эмиль Гилельс, Роза Тамаркина (1920–50). Среди исполнителей следующего поколения мировую славу снискали Белла Давидович (род. в 1928 г., с 1978 г. в США), Лазарь Берман (1930–2005), Дмитрий Башкиров (род. в 1931 г., с 1991 г. в Испании; мать — еврейка), Владимир Ашкенази, Наум Штаркман, Лев Власенко (1928–95), Дмитрий Паперно (род. в 1929 г., с 1976 г. в США), Арнольд Каплан (1919–96), Евгений Могилевский (род. в 1945 г., с 1992 г. в Бельгии), Антон Гинзбург (1930–2002), Александр Слободяник (1941–2008), Олег Майзенберг (род. в 1945 г., с 1981 г. в Австрии), Марк Зельцер (род. в 1947 г., с 1975 г. в США), Владимир Крайнев (1944–2011), Михаил Рудый (род. в 1953 г., с 1977 г. во Франции), Григорий Соколов (род. в 1950 г.) и др. Среди крупнейших пианистов-педагогов выделяются Берта Рейнгбальд (1897–1944, покончила с собой, не выдержав травли местных чиновников в освобожденной Одессе), Моисей Хальфин (1907–86), Яков Мильштейн (1911–81), Теодор Гутман (1905–95), Берта Маранц (1907–92), Григорий Коган (1901–81) и др.

Советскую скрипичную школу создали П. Столярский, Лев Цейтлин, Александр Могилевский (1885–1955, с 1922 г. в Европе, с начала 1930-х гг. в Японии; также создатель японской скрипичной школы), Яков Магазинер (1889–1941), Мирон Полякин, Абрам Ямпольский, Борис Фишман (1906–64), Давид Ойстрах, Юлий Эйдлин (1896–1958), Юрий Янкелевич, В. Шер (1900–62). В следующем поколении советских скрипачей ведущее место занимали Галина Баринова (псевдоним — Анна Гамалея; 1910–2006)), Леонид Коган, Борис Гольдштейн (1921–87), Юлиан Ситковецкий (1925–58), Михаил Вайман (1926–78), Р. Дубинский (1923–97), Нелли Школьникова (1928–2010), Игорь Безродный (1930–97), Игорь Ойстрах (см. Давид Ойстрах), Борис Гутников (1931–86), Альберт Марков (род. в 1933 г., с 1975 г. в США), Виктор Пикайзен (род. в 1933 г.). Среди скрипачей следующих поколений выделяются Владимир Спиваков (род. в 1944 г.), Гид‘он Кремер (род. в 1947 г.; отец — еврей), Филипп Хиршхорн (1946–96), О. Каган (1946–90).

Юрий Башмет — один из ведущих альтистов современности, также среди альтистов мирового класса Ю. Крамаров (1929–82), Юрий Гандельсман (род. в 1951 г., с 1990 г. в Израиле, с 2001 г. в США), Михаил Кугель (род. в 1946 г., с 1990 г. в Израиле, с 1996 г. в Бельгии).

Среди создателей советской школы игры на виолончели — Александр Штример (1888–1961), Эммануил Фишман (1907–88), Даниил Шафран (1923–97), Михаил Хомицер; среди выдающихся виолончелистов — Наталия Гутман (род. в 1942 г.), Давид Герингас (род. в 1946 г., с 1975 г. в Германии), Борис Пергаменщиков (1948–2004), Михаил Майский.

Известными советскими музыкантами-исполнителями являлись также пианисты: Израиль (Семен) Стучевский (1894–1946), Абрам Макаров (1897–1984), Абрам Шацкес, Наум Вальтер (1902–?), Адольф Мерович (1904–53), Абрам Дьяков (1904–42, погиб на фронте), Абрам Луфер (1905–48), Владимир Ямпольский (1905–65), Олег Эйгес (1905–92), Майор Бреннер (1906–73), Борис Абрамович (1910–66), Софья Вакман (1911–2000), Эммануил Гроссман (1913–54), Татьяна Гольдфарб (1914–64), Исаак Михновский (1914–78), Евгений Шендерович (1918–2000); скрипачи Наум Скороморовский (1882–1925), Давид Бертье (1882–1950), Иосиф Рывкинд (1884–1920), Иосиф Лесман (1885–1955), Лея Любошиц (1885–1965; с 1925 г. жила в США), Евгений Гузиков (1887–1972), Наум Блиндер (1889–1965; с 1932 г. жил в США), Илья Лукашевский (1892–1967), Яков Рабинович (1900–78), Юлий Реентович (1904–82), Соломон Калиновский (1906–72), Самуил Фурер (1909–79), Александр Пикайзен (1910–?), Борис Беленький (1911–89), Адольф Лещинский (1915–95), Михаил Гольдштейн (1917–89), Елизавета Гилельс (см. Леонид Коган), Александр (Иеша‘яху) Ливонт (1920–74), Михаил Фихтенгольц (1920–85), Генрих Фридгейм (1921–81), Марк Комиссаров (1928–98), Ольга Пархоменко (1928–2011), Роза Файн (род. в 1929 г., с 1980 г. в Германии), Эдуард Грач (род. в 1930 г.), Рафаил Соболевский (род. в 1930 г., с конца 1970-х гг. в США), Нина Бейлина (род. в 1931 г., с 1977 г. в США), Марк Лубоцкий (род. в 1931 г., с 1986 г. в Германии), Роман Нодель (род. в 1942 г., живет в Германии), Григорий Жислин (1945–2017), Борис Белкин (род. в 1948 г., c 1974 г. в Бельгии), Дмитрий Ситковецкий (род. в 1954 г., с 1977 г. в США); исполнители на органе Исай Браудо (1896–1970), Леонид Ройзман (1915–87); виолончелисты Анна Любошиц (1887–1975), Давид Могилевский (1893–1961), Яков Смолянский (1903–81), Григорий Цеккер (1905–83), Герц Цомык (1914–81), Яков Слободкин (1920–2009), Евгений Альтман (1932–85), Валентин Фейгин (1934–95), Виктор Апарцев (род. в 1937 г.); флейтисты Юлий (Юда) Ягудин (1906–89) и его сын Владимир (род. в 1939 г.); трубачи Иосиф Воловник (1915–84) и Тимофей Докшицер (1921–2005); ударник Марк Пекарский (род. в 1940 г.); дирижер и руководитель джаз-оркестра Леонид Утёсов, джазовые музыканты Вячеслав Ганелин, Давид Голощекин (род. в 1944 г.), Леонид Чижик (род. в 1947 г., с 1991 г. в Германии), Геннадий Гольштейн (род. в 1938 г.), Виктор Двоскин (род. в 1948 г., с 1992 г. в США), Михаил Окунь (род. в 1946 г.), Николай Левиновский (род. в 1944 г., с 1990 г. в США), Игорь Бриль (род. в 1944 г.), Аркадий Шилклопер (род. в 1956 г., с 2003 г. в Германии), Михаил Альперин (род. в 1956 г., с 1991 г. в Норвегии), Григорий Файн (род. в 1949 г.), Хирш (Григорий) Геллер (род. в 1945 г., с 1990 г. в Израиле), Лариса Долина (Кудельман; род. в 1955 г.), Александр Фишер (род. в 1944 г., с 1993 г. в Австрии), Игорь Бутман (род. в 1961 г.), Евгений Губерман (1955–2012), Александр Беренсон (род. в 1959 г.) и др.

Большинство выдающихся исполнителей были крупными педагогами и внесли неоценимый вклад в воспитание новых поколений исполнителей. Наиболее значительны педагогические достижения П. Столярского, Елены Гнесиной и ее сестер Евгении, Марии, Елизаветы и Ольги (см. Михаил Гнесин).

Вклад евреев в искусство вокала менее значителен, чем в инструментальную музыку. Но и тут мировую славу приобрели певцы Марк Рейзен (1895–1969) и Дебора Пантофель-Нечецкая (1905–83); в Молдавии всеобщее признание имело творчество оперного певца Бориса Раисова, в Узбекистане — Сасона Беньяминова (род. в 1929 г.). В области эстрадного пения были популярны имена певцов Владимира Бунчикова (1902–95), Тамары Ханум (Петросян; 1906–91; мать — еврейка), Марка Бернеса (1911–69), Иосифа Кобзона (род. в 1937 г.), В. Мулермана. Большим успехом пользовалось творчество артистов оперетты Григория Ярона (1893–1963), Михаила Водяного (Вассермана; 1924–87), Александра Горелика (1923–81). Известными певцами были также Сергей Левик (1883–1967), Мария Бриан (Шмаргонер; 1886–1965), Софья Мирович (1889–1976), Мария Гольдина (1899–1970), Борис Фрейдков (1904–66), Александр Модестов (Блувштейн; 1905–74). Софья Друкер (1906–84), Соломон Хромченко, Соломон Колтон (1908–79), Ефрем Флакс (1909–83), Михаил Давыдов (1913–81), Израиль Фейгельсон (1921–91, с 1973 г. — в Израиле).

Значителен вклад в музыкальную культуру Советского Союза дирижеров Самуила Самосуда, Ария Пазовского (1887–1953), Юрия Файера (1890–1971), Бориса Хайкина, Натана Рахлина, Карла Элиасберга (1907–78), Николая Рабиновича (1908–72), Кирилла Кондрашина (1914–81; мать — еврейка), Рудольфа Баршая (1924–2010), Льва Маркиза (род. в 1930 г., с 1981 г. в Нидерландах), Юрия Николаевского (1925–2003), Юрия Арановича. Известными дирижерами были Семен Чернецкий (1881–1950), Илья Гитгарц (1893–1966), Владимир Мессман (1898–1972), Лео Гинзбург (1901–79), Илья Мусин (1903–2001), Гавриил Юдин (1905–91), Александр Фридлендер (1906–90), Абрам Стасевич (1907–71), Марк Паверман (1907–93), Исай Шерман (1908–72), Натан Факторович (1909–67), Исидор Зак (1909–2001), Михаил Бухбиндер (1911–70), Израиль Гусман (1917–2003), Иосиф Айзикович (1919–?), Арнольд Кац (1924–2007), Марк Эрмлер (1932–2000), хоровой дирижер Александр Хазанов (1906–84) и др.

В 1970–80-е гг. многие советские музыканты-евреи эмигрировали на Запад; среди них дирижеры К. Кондрашин, Ю. Аранович, Р. Баршай и Л. Маркиз; пианисты Белла Давидович, Владимир Ашкенази, Борис Берман (род. в 1948 г., с 1973 г. в Израиле, с 1979 г. в США), Олег Майзенберг, Марк Зельцер, Дмитрий Паперно; скрипачи Рафаил Соболевский, Марк Лубоцкий, Феликс Хиршхорн, Борис Белкин, Нина Бейлина, Роза Файн, Дмитрий Ситковецкий, виолончелисты Виктор Апарцев, Давид Геринга, Борис Пергаменщиков, Миша Майский и многие другие. Значительная часть музыкантов-исполнителей репатриировалась в Израиль (см. ниже).

Советское музыковедение (никогда не уделявшее особого внимания еврейской музыке) в значительной мере создано музыковедами-евреями. Среди классиков музыкознания — Евгений Браудо (1882–1939), Павел Ламм (1882–1951), Арнольд Альшванг (1898–1960), Константин Розеншильд (1898–1971), Михаил Пекелис (1899–1979), Семен Гинзбург (1901–78), Григорий Коган (1901–81), Виктор Цуккерман (1903–88), Лев (Лео) Мазель, Виктор Берков (1907–75). Среди создателей советского инструментоведения следует назвать имена Израиля Алендера (1903–63), Израиля Ямпольского и Льва Гинзбурга (1907–81). Значителен вклад в музыковедение Семена (Зимеля) Шлифштейна (1903–81), Виктора Дельсона, Александра Должанского (1908–66), Бориса Штейнпресса (1908–86), Абрама Гозенпуда (1908–2004), Валентины Конен (1909–91), Израиля Нестьева (1911–93), Арнольда Сохора (1924–77) и многих других.

В советском музыковедении вплоть до 1990-х гг. заметно нарочитое замалчивание еврейского происхождения многих деятелей музыки, их связей с культурой, религией и традициями своего народа; полностью отсутствуют работы и даже упоминания о синагогальной музыке.

В советской «авторской песне» влияние евреев велико. Среди основателей жанра — Александр Галич, Владимир Высоцкий (1938–80), Виктор Берковский (1932–2005), Евгений Клячкин (1933–93), Александр Городницкий (род. в 1933 г.). Среди авторов следующего поколения выделяются Арик Крупп, Виктор Ланцберг, Вероника Долина (род. в 1956 г.), Александр Розенбаум (род. в 1951 г.), Дмитрий Кимельфельд (род. в 1950 г., с 1990 г. в Израиле), Михаил Волков (род. в 1955 г., с 1990 г. в Израиле), Александр Медведенко (Дов; род. в 1954 г., с 1990 г. в Израиле).

В возникшем в начале 1970-х годов в СССР жанре рок-музыки еврейские авторы и исполнители заняли видное место. Среди них — создатели и руководители ведущих рок-групп Андрей Макаревич (род. в 1953 г.) и Александр Ситковецкий (род. в 1955 г.); известные рок-музыканты Александр Кутиков (род. в 1952 г.), Евгений Маргулис (род. в 1955 г.), Петр Подгородецкий (род. в 1957 г.), Леонид Гуткин (род. в 1961 г.), Всеволод Гаккель (род. в 1953 г.), Максим Леонидов (род. в 1962 г.), Евгений Хавтан (род. в 1961 г.) и многие другие.
Рогожанский/Рогозанский/Рогодзянский/Рогозянский - Рогозянка -> Володарка -> колония Затишье -> Полтава -> Кременчуг, Париж, Харьков и Санкт-Петербург

Воронель, Крутоярский - отовсюду, Вильвовский - Полтава, Бурштейн - Ростов-на-Дону

Гохман - Ошмяны -> Полтава -> Старые и Новые Санжары, Харьков и Ленинград

Слонимский - Новая Мышь -> ??? -> Полтава -> Харьков и Ленинград

Marra
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: 01.05.2018
Благодарил (а): 370 раз
Поблагодарили: 633 раза

Музыканты, композиторы, дирижеры

#3 Marra » 12 авг 2018, 12:05

Музыканты-евреи старого Владимира
m1611.jpg
В 2012 году исполняется 100-летие со дня открытия Петром Алексеевичем Ставровским музыкальной школы во Владимире (сейчас детская музыкальная школа № 1 имени С.Танеева). В школе служил и преподаватель по классу скрипки Яков Миронович (Янкель Меерович) Гринблат, о котором в воспоминаниях «Мои гимназические годы во Владимире» Михаил Косаткин говорил как об одном из выпускников гимназии, известном в городе музыканте.
За чертой
оседлости
Евреи вошли в состав граждан Российской империи в конце ХVIII века и, живя в черте постоянной еврейской оседлости, довольно долго не имели возможности на законных основаниях появиться в так называемых внутренних губерниях России. Упоминания о них на нашей земле в середине ХIХ века достаточно редки. Тем более обращает на себя внимание публикация «Владимирских губернских ведомостей» в июне 1856 года о том, что государь император «Высочайше повелеть соизволил» благодарить за пожертвования проезжавших через г. Юрьев «музыкантов из евреев», которые вырученные ими за концерт 126 рублей отдали в пользу «воинов, падших под Севастополем».
Приезжали еврейские оркестры во Владимирскую губернию и позднее. Полицейские обязаны были регулярно отчитываться о количестве проживающих на вверенной их попечению территории евреев, а также их праве на это. Поэтому ни один подобный оркестр, как бы в его услугах ни нуждались местные жители, не имел возможности задержаться на нашей земле надолго.
Осенью 1898 года стало известно о пребывании еврейских оркестров в Суздале и Муроме. Оба оркестра были специально приглашены в нашу губернию ‑ суздальским общественным собранием «для игры в Клуб на зимний сезон» и муромскими дворянско-купеческим собранием и музыкально-драматическим кружком. И оба были высланы полицией из губернии.

Любительские концерты
Однако были музыканты, не выдающиеся, но вполне устраивающие местное общество, и среди тех евреев, которые имели полное право проживать в наших городах. Можем назвать, например, членов Владимирского артистического кружка дантиста Мойшу (Михаила) Кофмана (виолончель) и юриста Янкеля Гринблата (скрипка), сына владимирского купца первой гильдии. Они не были профессионалами, однако в дореволюционных газетах встречаются упоминания выступлений Гринблата и Кофмана в артистическом кружке или в студенческих и благотворительных концертах. Например, 26 января 1916 года в зале театра «Ампир» состоялись спектакль и концерт «на усиление средств Городской публичной библиотеки и трудовой помощи семьям призванных при благосклонном участии» скрипача Я. Гринблата и виолончелиста М. Кофмана. Спектакль и музыкальное отделение «сошли удовлетворительно».
Встречаем в газетах и более распространенную оценку игры этих музыкантов. Концерт 24 августа 1908 года в Народном доме был оценен автором заметки в целом так: «слабо». В частности, «очень слабо была сыграна г. Гринблатом на скрипке и спета г. Корякиной мелодия Денца «Вернись». В исполнении ее положительно не был выдержан темп: скрипка догоняла сопрано, а рояль старалась успевать и за тем и другим, в результате ‑ полнейшее отсутствие гармонии». Сольные же номера г. Гринблата были исполнены гораздо лучше.
Капельмейстер Банович
Жили во Владимирской губернии и профессиональные музыканты-евреи, служившие, в том числе по вольному найму, музыкантами в полках, которые квартировали во Владимире.
Наиболее известным военным музыкантом во Владимире был кларнетист Гирш Лейбович Банович. В 1886 году он окончил Варшавский музыкальный институт и 7 лет служил капельмейстером 10-го Гренадерского Малороссийского полка, квартировавшего в то время в Моршанске. Прибыв во Владимир в 1897 году, запасной рядовой Банович стал служить вольнонаемным капельмейстером 9-го Гренадерского Сибирского полка. Одновременно преподавал музыку в мужской гимназии и был капельмейстером оркестра при Добровольном пожарном обществе.
В 1898 году серьезно встал вопрос о дальнейшем проживании Г.Бановича во Владимире. Обращаясь к губернатору, капельмейстер писал, что по мере сил своих старается «быть полезным для общества своими музыкальными познаниями и честным путем зарабатывает кусок хлеба для прокормления себя и своей семьи».
По ходатайству губернатора перед Департаментом полиции Гиршу Бановичу разрешили «ввиду исключения временно проживать в г. Владимире до тех пор, пока он не оставит службы капельмейстера в означенном полку».
И Банович оправдал оказанное ему доверие, развернув кипучую деятельность. Он создает в мужской гимназии струнный и духовой оркестры, руководит ими. И в 1908 году губернатор уже запрашивает полицмейстера, не встречается ли препятствий к исходатайствованию Бановичу «награды за заслуги по Министерству Народного Просвещения».
В 1911 ‑ 1912 годах, помимо всего прочего, Банович обучает музыкантов Боголюбовского и Старовского оркестров Владимирского уездного комитета попечительства о народной трезвости. Будучи членом Правления общества детской помощи, Гирш Банович принимал деятельное участие в организации благотворительных концертов в его пользу и сам выступал в них со своим оркестром. В концертах участвовали и его племянники и племянницы. Из 11 известных нам детей его брата Моисея Лейбовича Бановича многие имели музыкальное образование.

Визиты
мастеров
Стоит отметить, что в концерте 26 декабря 1912 года, сопровождавшемся балом с приглашением оркестра Бановича, участвовала знаменитая скрипачка Лея Любошиц. 13 января того же года в здании Дворянского собрания состоялся концерт «всемирно известного скрипача» Бронислава Губермана с участием пианиста Леопольда Шпильмана.
По приглашению Владимирского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), в которое была преобразована в 1915 году музыкальная школа П. Ставровского, выступали во Владимире также прославленный педагог, основатель так называемой русской скрипичной школы Леопольд Ауэр, его ученик, известный скрипач Борис Сибор (настоящая фамилия Лифшиц), участник струнного квартета Харьковского отделения ИРМО, скрипач Исаак Букининк.

Сын
часовщика
И уж если речь зашла о широко известных музыкантах, то нельзя обойти вниманием следующие интересные факты.
21 октября 1912 года в так называемом еврейском поселке в с. Орехово, входившем тогда в состав Владимирской губернии, в семье часовщика Вульфа Хаимовича Флиера родился еще один сын, в последующем один из крупнейших пианистов ХХ века, с 1945 года профессор Московской консерватории Яков Владимирович (очевидно, Янкель Вульфович) Флиер (1912 ‑ 1977). Среди учеников Якова Флиера ‑ композитор и пианист Родион Щедрин.

Внук
доктора
16 января 1869 года в должность городового врача Меленок вступил Исайя Гиршевич Браудо, с 1878 года городовой врач Владимира, с 1884 года владимирский уездный врач, с 1886 года владевший собственным домом на Студеной горе. Вместе с отцом приехал во Владимирскую губернию и вырос здесь его сын, историк, писатель и общественный деятель Александр Исаевич Браудо ‑ отец выдающегося российского органиста Исайи Браудо (1896 ‑ 1970).

Музыкальные
магазины
Внесли свой вклад в музыкальное воспитание владимирцев и предприниматели, торговавшие пластинками, граммофонами, музыкальными инструментами. Наиболее известными из магазинов владели Хава Перкус (Большая улица, дом Ковалева, позднее ‑ дом городского Общества рядом с булочной Курнавина) и чета Ржительницких, Арон и Фейга. В первом продавались скрипки, гитары, балалайки, мандолины, граммофоны, во втором ‑ патефоны, граммофоны, пластинки в большом выборе, рояли, пианино и ноты. При магазине Ржительницких находилась мастерская по ремонту музыкальных инструментов.
Как явствует из газет, в магазине также продавались билеты на концерты приезжих знаменитостей, в частности Б.Губермана.
В мемуарах М.Косаткин упомянул «большой магазин Ржительницкого, бойко торговавший входившими тогда в моду граммофонами и всевозможными граммофонными пластинками с записями голосов Шаляпина, Вяльцевой, Неждановой, что являлось благородным развлечением обывателя».
Автор: Галина Мозгова
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Рогожанский/Рогозанский/Рогодзянский/Рогозянский - Рогозянка -> Володарка -> колония Затишье -> Полтава -> Кременчуг, Париж, Харьков и Санкт-Петербург

Воронель, Крутоярский - отовсюду, Вильвовский - Полтава, Бурштейн - Ростов-на-Дону

Гохман - Ошмяны -> Полтава -> Старые и Новые Санжары, Харьков и Ленинград

Слонимский - Новая Мышь -> ??? -> Полтава -> Харьков и Ленинград

Ответить

Вернуться в «Профессии и предпринимательство»