http://oldmedik.ru/istoriya-mediciny/7- ... ussii.html
К истории подготовки фельдшеров в дореволюционной Белоруссии
На территории Белоруссии зарождение и развитие медицинского образования имели свои характерные черты и особенности. Оно тесно связано с зарождением и развитием общей культуры белорусского народа. Появление первых элементов медицинского образования относится к периоду нахождения территории Белоруссии в составе Польши — Речи Посполитой (XVI—XVIII века).
Историки медицины Г. Р. Крючок, В. П. Грицкевич приводят в своих работах примеры индивидуального ученичества и исполнения обязанностей лекарей в «шпиталях для убогих и хворых людей». Форма индивидуального ученичества сохранилась вплоть до Октябрьской революции.
После отмены крепостного права (1861 г.) и особенно после введения сельской врачебной части (1868 г.) с большой остротой стала ощущаться потребность в подготовке врачей, фельдшеров, повивальных бабок для белорусских губерний.
Фельдшерская помощь населению была вызвана к жизни потребностью в медицинской помощи беднейшей части населения России и отражала классовый характер дореволюционной медицины.
Первые фельдшерские школы в России были созданы при приказах общественного призрения. Они носили характер общеобразовательных учебных заведений и в малой степени являлись школами профессиональными. Срок обучения был четырехгодичный.
Подобная школа на территории Белоруссии была организована в 1871 г. и работала в течение нескольких лет при Витебской больнице приказа общественного призрения. Школа находилась в ведении старшего врача больницы. В нее принимались лица, умеющие читать и писать. Воспитанники изучали общеобразовательные предметы, получали общие представления из анатомии и фармакологии, усваивали правила ухода за больными, кровопускание, оспопрививание, костоправство, оживление мнимо умерших, извлечение зубов и др. Первый выпуск в 1875 г. составил 6 человек.
В 1871 г. врачебный инспектор Могилевской губернии Н.М. Мандельштам подал Могилевскому губернатору проект на 80 листах об организации в Могилеве фельдшерской школы. Содержание проекта далеко выходило за пределы вопроса организации школы и характеризовало автора проекта как человека прогрессивных взглядов. Говоря о бедственном положении народа, он писал: «В других государствах животное окружено большим вниманием, чем наш бедный народ». Н. М. Мандельштам явился автором устава и программы школы, в которой он предусматривал «учредить в губернском городе школу для фельдшеров с высшим образованием». Представленная Министерству внутренних дел программа получила одобрение Государственного совета.
В это время уставы фельдшерских школ отличались большим разнообразием по срокам обучения, программам, возрастному и общеобразовательному цензу учеников. Только в 1872 г. правительством был утвержден нормальный устав фельдшерских школ, который, как показало время, был несовершенным.
Могилевская фельдшерская школа открылась 14 января 1875 г. и содержалась за счет земских сборов 3 губерний: Могилевской, Минской и Витебской. Она была одна из первых в России школ повышенного типа (на здании школы было написано, что она готовит «фельдшеров с высшим образованием»), которая по характеру своему явилась средним учебным медицинским учреждением на 100 учащихся, причем 50 были на пансионном обеспечении и 50 — вольноприходящими [3]. Школа в достаточной степени была обеспечена необходимыми пособиями, в ней имелись 2 хорошие библиотеки и пансионат на 50 человек.
Подготовка фельдшеров была рассчитана на 4—5 лет и зависела от уровня знаний поступающих. В школе были 2 подготовительных и 3 специальных класса. В первых двух изучались общеобразовательные предметы. При переходе в первый специальный класс учащиеся сдавали экзамены.
В третьем специальном классе учащиеся проходили некоторые предметы и в основном занимались уходом за больными, составлением историй болезни («скорбных листков») и «вообще исполняли по больнице обязанности палатных фельдшеров», а также принимали под руководством преподавателей больных в бесплатной лечебнице для приходящих. Во втором полугодии третьего специального класса учащиеся исключительно занимались практическими занятиями, а за 2 мес до окончания учения освобождались от всех занятий для подготовки к выпускным экзаменам.
Преподавание в фельдшерской школе в основном велось опытными врачами по учебникам высшей школы. Большое внимание уделялось практическому обучению.
Положительная деятельность Могилевской фельдшерской школы была известна за пределами края. Старейший врач Харьковских богоугодных заведений 30 января 1888 г. писал в адрес школы: «Мне приходилось много слышать хорошего о Могилевской фельдшерской школе, и потому для меня было бы крайне интересно поближе познакомиться с существующими в ней порядками ведения дела как в педагогическом, так и в хозяйственном отношении». В своем письме он просил дирекцию школы выслать устав, программы и отчеты школы.
Хорошей постановкой дела школа была обязана доктору медицины А. Ф. Модестову, который возглавлял школу более 25 лет. Он преподавал частную патологию и терапию, был прогрессивным человеком. В знак признания заслуг А. Ф. Модестова Могилевским обществом врачей было решено учредить стипендию А. Ф. Модестова для учеников Могилевской фельдшерской школы.
С самого начала своего существования и в последующие годы Могилевская фельдшерская школа выпускала небольшое число фельдшеров. Всего за 37 лет ее окончили 114 фельдшеров. Только накануне первой мировой войны число выпускников начало увеличиваться.
Могилевская школа не могла обеспечить потребность в медицинских кадрах населения даже в предусмотренных правительством штатных размерах. Врачебный инспектор по Минской губернии С. Н. Урванцев давал такую характеристику состояния дел с фельдшерскими кадрами в губернии: «Из числа 208 земских фельдшеров в Минской губернии только 59 получили образование в фельдшерских школах, а 149 ротные и войсковые, если к этому прибавить 138 волостных фельдшеров, то получится кадр ротных и войсковых фельдшеров в 287 человек».
Вопрос об открытии фельдшерской школы в Минске поднимался неоднократно С. Н. Урванцевым и Минским обществом врачей (основано в 1867 г.) [6]. В 1867 г. был составлен проект устава фельдшерской школы в Минске, однако последней так и не было суждено открыться.
Подготовка кадров для западных губерний Белоруссии осуществлялась в ограниченном количестве Виленской центральной фельдшерской школой. Попытка открытия фельдшерской школы в Гродно не была поддержена губернским начальством.
В этот период поднимается вопрос об открытии фельдшерско-акушерских школ и объединении повивальных школ с фельдшерскими.
В 1907 г. Могилевским губернским комитетом поднимается вопрос об объединении Могилевской повивальной (открыта в 1875 г.) и фельдшерской школ. В 1913 г. Главным управлением по делам земского хозяйства Министерства внутренних дел был утвержден устав объединенной фельдшерско-акушерской школы, которая начала работать с 1914/15 учебного года. Преподавание в школе велось на высоком уровне, теоретическое и практическое обучение сочеталось. За весь дореволюционный период Могилевской повивальной, затем фельдшерско-акушерской школой было подготовлено 800 повивальных бабок.
В 1910 г. была преобразована в центральную фельдшерско-акушерскую школу Гродненская повивальная школа (открыта в 1872 г.), которая начала готовить фельдшериц-акушерок для Гродненской, Виленской и Ковенской губерний. Школа была рассчитана на 60 воспитанниц, по 20 воспитанниц от губернии и содержалась за счет взносов от каждой губернии. В школу принимались лица женского пола, имеющие удостоверение о прохождении курса женской прогимназии или 4 классов женской гимназии. Срок обучения был четырехлетний. Школа руководствовалась нормальным уставом фельдшерско-акушерских школ. В связи с началом империалистической войны школа была эвакуирована в Калугу и в 1919 г. закрыта. За весь период существования она подготовила 66 фельдшериц-акушерок, что в какой-то мере способствовало улучшению акушерской помощи населению прикрепленных губерний.
Наряду со школьной существовала и частная подготовка фельдшериц-акушерок. В Минске функционировала частная фельдшерско-акушерская школа врача Л.3. Гутцайта, которая была открыта в январе 1909 г. Школа размещалась в частных домах, в ней обучались преимущественно евреи. Курс обучения на фельдшерском отделении был трехгодичным. Школа придерживалась утвержденной Министерством внутренних дел программы для фельдшерских школ. Подготовка фельдшеров, фельдшериц-акушерок была слабой, выпуски малочисленные. Школа просуществовала до 1916 г.
С 1906 по 1913 г. также функционировала частная фельдшерско-акушерская школа врача В. В. Счесновича в Витебске. Ежегодно школа выпускала от 30 до 60 человек.
Таким образом, школьная подготовка фельдшеров в Белоруссии в дореволюционный период велась в Могилевской центральной фельдшерской школе, впоследствии фельлшериц-акушерок в объединенных фельдшерско-акушерских Могилевской и Гродненских школах, а также в частных. И как бы ни было ограничено число выпускников этих школ, все они в какой-то степени способствовали подготовке средних медицинских работников, в которых остро нуждалось сельское население.
Вопрос подготовки средних медицинских кадров, их правового положения волновал передовую медицинскую общественность Белоруссии. Помощник минского губернского врачебного инспектора С. В. Балковец в своем выступлении на третьем съезде врачей Минской губернии отмечал, что «в канцеляриях земских управ простые писцы обеспечены лучше, чем фельдшера, которым вверяется здоровье земского же плательщика».
Это было одной из причин, способствующих профессиональному объединению фельдшеров, в первую очередь к союзам взаимопомощи как единственно возможной организации в условиях царского режима. В Минске существовало общество взаимного вспомоществования фельдшеров, фельдшериц и акушерок. Возглавлял общество фельдшер М. Г. Богданович.
В Белоруссии вопросы среднего медицинского образования широко обсуждались на 3 съездах врачей Минской губернии (1908, 1911, 1914 гг.), на заседаниях Могилевского общества врачей, а также на страницах журнала «Минские врачебные известия». Ряд прогрессивных врачей, такие как С. Н. Урванцев, С. В. Балковец, М. А. Поляк, А. Кудрявцев, А. Якушевич, часто выступали с предложениями по улучшению среднего медицинского образования и материального положения фельдшеров, по ликвидации «ротного фельдшеризма».
Особое место на съездах врачей Минской губернии занимал вопрос о повышении квалификации фельдшеров и акушерок, о создании так называемых повторительных курсов. Третий съезд вынес резолюцию о необходимости командировок на повторительные курсы в Москву фельдшеров и акушерок земств через каждые 5 лет работы.
В работе съездов принимали участие и фельдшера. Среди них были В. Г. Снопик, М. Г. Богданович, М. А. Смирятин, Е. М. Дорофеева (делегат I Всероссийского фельдшерско-акушерского съезда в 1911 г.), которые неоднократно выступали на съездах не только по вопросам реформы среднего медицинского образования, но и состояния медицинской помощи сельскому населению.