СОРОКИ и Сорокский уезд
Добавлено: 15 май 2020, 09:34
Из циклов «Мир еврейских местечек Бессарабии» и «Не позабыть рассказать…»
Мне давно уже хотелось написать на эту тему, чтобы в какой-то степени восстановить справедливость. Дело в том, что в 2006 году в Кишинёве вышла солидная 542-страничная книга Василия Трофаилэ «Сорокский район» (на молдавском и румынском языке – «Raionul Soroca» – «Сорокский район»). Я знаком с Васей Трофаилэ и хорошо к нему отношусь. Уроженец села Висока Сорокского района, Вася любит наш с ним общий край, и в моих глазах он всегда являлся интернационалистом. Трофаилэ – автор более чем 25 книг и трёх крупных монографий: «Сороки», «Сорокский район», «Атаки», в которых объективен, честен и порядочен. Тем более я не могу понять, почему в книге о Сорокском районе этот автор не упоминает никого из представителей моей нации, хотя, видимо, прекрасно осведомлён об их заслугах. Он знает, что в создании большинства сельских инфраструктур района участвовали евреи: строители и учителя, врачи и фельдшеры, агрономы и полеводы. Здания школ, больниц, сельских здравпунктов строились или реконструировались под их руководством. Первые магазины и торговые центры создавались тоже при активном участии евреев. Первые мельницы и кузницы, первые пункты «Заготзерна» открывались евреями. Евреи были своего рода закваской, дрожжами прогресса на селе. Сегодня во многих случаях о них забыли, а иногда их заслуги даже приписываются другим людям…
В ХIХ и первой половине ХХ века Сорокский район был примерно в три раза больше нынешнего. Он простирался до границ Хотинского района (уезда, «жудеца») на севере, Бельцкого (или, как тогда говорили, – Белецкого) района на западе, Оргеевского района – на юге. Ныне самостоятельные районы: Флорештский, Дрокиевский, Дондюшанский, Окницкий – до начала 1960-х годов являлись составной частью Сорокского района. В Сорокском районе располагалось во второй половине ХIХ века 10 из 18 еврейских сельхозпоселений Бессарабии-Молдавии. Накануне 2-й мировой войны в Сорокском районе проживало 26 тысяч евреев (и около 12 тысяч – в самих Сороках). В селе Бадичаны в послевоенные годы была построена больница для психически больных детей. Активную роль в её создании, насколько мне известно, сыграл известный сорокский врач-психиатр Михаил Давидович Маламуд. А в середине и конце 1990х годов еë активно посещал и снабжал многими продуктами, медикаментами, инструментами Захар Исаакович Дороховский. В школе села Егоровка много лет преподавал русский язык и литературу хорошо известный мне Пётр Львович Паниш, а в школе села Васильково преподавали математику, физику и географию Игорь (Изя) Шаевич Левинталь, Наум Исаакович Рабинович, Луиза Ефимовна Рабинович. Их и других учителей я упоминаю в своей книге «Дорогие вы, мои учителя!», выпущенной в 2005 году. Вот лишь несколько строк из неё: «В мае 1944 года, через месяц после освобождения Сорок от нацистов, в селе Околина близ Сорок были организованы курсы подготовки учителей для работы в начальных школах района. Большинство слушателей этих курсов – вернувшиеся из эвакуации и уцелевшие в гетто еврейские юноши и девушки. Они составили костяк будущих педагогических коллективов города и района: работали в школах, заочно обучались в пединститутах, старались быть хорошими педагогами. Много лет в сельских школах «сеяли разумное, доброе, вечное» Анна Яковлевна Линдер-Дорогоер (село Христичи), Самуил Абрамович Павис (сёла Косоуцы, Рубленица), Арон Лейбович Нисензон (Егоровка, Косоуцы), супруги Ахимблит, Хайлис и Вайсенберг (Раковец), Ента Томховна Верета (Косоуцы), Пётр Львович Паниш (Егоровка), Густа Давидовна Шульман (Редь-Черешновец), Исаак Борисович Перпер (Косоуцы), Сима Яковлевна Котовская (Косоуцы, Раковец, Бужеровка), супруги Нусинович (Рубленица), супруги Мейлах (Курешница, Шептеличи), Сарра Шимоновна Траталович (Рубленица)...
В середине 1950-х годов первый выпуск десятиклассников в Косоуцкой средней школе был осуществлён при непосредственном участии пяти сорокских учителей-евреев: Исаака Иосифовича Комарова (директор), Исаака Борисовича Перпера (химия), Бэллы Феликсовны Фишензон (русский язык и литература), Енты Томховны Верета (история), Арона Лейбовича Нисензона (французский язык). В средней школе села Раковец в эти же годы работали шесть учителей-евреев: семейные пары Ахимблит, Вайсенберг, Хайлис…».
Но евреи прославились в Сорокском районе не только как учителя. Исаак Мэирович Перкис работал директором пригородного совхоза «Воловица». Григорий (Герш Юдкович) Тульман получил звание Героя соцтруда за то, что снабжал наш город овощами. Агрономами в сёлах Сорокского района работали евреи: Виля (Владимир Ефимович) Плопский – в Думбравенах, Исаак Фихман – в Раковце. Лев Миронович Барзах руководил хором и «тарафом» (оркестром молдавских народных инструментов) в колхозе «Октомбрие» Сорокского района (Редь-Черешновец) Часто бывали в сельских здравпунктах сорокские врачи Абрам Зельманович Абрамович, Мэир Данилович Гойхман, Ихил .Перецович Кесельбренер, Михаил Марчелович Кон, Аркадий Давидович Мазур, Семён Ильич Гольдшлаг, Семён Аронович Зисман, Тамара Михайловна Кухарева, Михаил (Моисей, Муся) Давидович Маламуд и его сын Аркадий, Анна Моисеевна Павис, Михель Шулимович Паверман, Абрам Борисович Резник, Бэлла Ефимовна Сакс, Мотл Сорокопуд, Эдуард Пэрэцович Ройтберг и другие. Ушэр Моисеевич Реденский много лет проработал в межрайонном Бюро технической инвентаризации и тоже часто выезжал в сëла Сорокского района. Незначительное число евреев даже проживало в довоенных годах в сëлах Сорокского района. Например, мне известно, что ещё в середине 1930-х годов семья Левинталь открыла в селе Косоуцы один из первых магазинов. Евреи оставили свой след и в таких сëлах Сорокского района, как Александру-чел-Бун, Бадичаны (здесь и далее называю один из вариантов названия села, привычный для меня в 1950-1980х годах), Баксаны, Балинцы, Булбочи, Вадяны, Ванцина, Васильково, Воловица, Воловица, Волово, Воронково, Висока, Голошница, Григоровка, Деркауцы, Дубно, Думбравены, Егоровка, Застынка, Иоржница, Кайнары, Кременчуг, Курешница, Немировка, Окланда, Околина, Парканы, Пырлица, Раковэц, РедьЧерешновец, Рубленица, Рудь, Руслановка, Скиняны, Слободзея, СлободзеяВоронково, СлободзеяКремень, Собари, Стойканы, Татаровка, Трифауцы, Христичи, Цепилово, Черлина, Шептеличи, Шолканы, Ярово…
Я опустил в данном списке новые сëла, мне совсем не известные, сëла, переименованные полностью, а также сëла, имеющие такие эпитеты, как «Новая» («Ноуэ») и «Старая» («Векь»). Многие из них я хорошо помню, так как пришлось в разные годы и по разным причинам в них побывать. В моëм списке – 47 сëл, однако мне известно, что ныне в состав Сорокского района входят 68 населённых пунктов, включая райцентр и примыкающее к нему бывшее село Бужеровка. Интересно отметить, что некоторые бессарабские евреи (в том числе – евреи, проживавшие в Сорокском районе и самом городе Сороки!), носили и продолжают носить фамилии, образованные от местных топонимов: Сорокер, Сорокский (варианты: Сороцкий, Соротский); Баксанский, Думбравенер, Думбравенский, Кременчугский, Окландер…А ведь многие дети и подростки в этих сëлах не имеют сегодня представления об евреях и, вероятно, не смогут даже толком сказать, как они выглядят…А мы их помним и вспоминаем об их населëнных пунктах, хоть и проживаем ныне в далëких странах и местах, более приспособленных для комфортной жизни…
Давид ХАХАМ
2009-2011
Мне давно уже хотелось написать на эту тему, чтобы в какой-то степени восстановить справедливость. Дело в том, что в 2006 году в Кишинёве вышла солидная 542-страничная книга Василия Трофаилэ «Сорокский район» (на молдавском и румынском языке – «Raionul Soroca» – «Сорокский район»). Я знаком с Васей Трофаилэ и хорошо к нему отношусь. Уроженец села Висока Сорокского района, Вася любит наш с ним общий край, и в моих глазах он всегда являлся интернационалистом. Трофаилэ – автор более чем 25 книг и трёх крупных монографий: «Сороки», «Сорокский район», «Атаки», в которых объективен, честен и порядочен. Тем более я не могу понять, почему в книге о Сорокском районе этот автор не упоминает никого из представителей моей нации, хотя, видимо, прекрасно осведомлён об их заслугах. Он знает, что в создании большинства сельских инфраструктур района участвовали евреи: строители и учителя, врачи и фельдшеры, агрономы и полеводы. Здания школ, больниц, сельских здравпунктов строились или реконструировались под их руководством. Первые магазины и торговые центры создавались тоже при активном участии евреев. Первые мельницы и кузницы, первые пункты «Заготзерна» открывались евреями. Евреи были своего рода закваской, дрожжами прогресса на селе. Сегодня во многих случаях о них забыли, а иногда их заслуги даже приписываются другим людям…
В ХIХ и первой половине ХХ века Сорокский район был примерно в три раза больше нынешнего. Он простирался до границ Хотинского района (уезда, «жудеца») на севере, Бельцкого (или, как тогда говорили, – Белецкого) района на западе, Оргеевского района – на юге. Ныне самостоятельные районы: Флорештский, Дрокиевский, Дондюшанский, Окницкий – до начала 1960-х годов являлись составной частью Сорокского района. В Сорокском районе располагалось во второй половине ХIХ века 10 из 18 еврейских сельхозпоселений Бессарабии-Молдавии. Накануне 2-й мировой войны в Сорокском районе проживало 26 тысяч евреев (и около 12 тысяч – в самих Сороках). В селе Бадичаны в послевоенные годы была построена больница для психически больных детей. Активную роль в её создании, насколько мне известно, сыграл известный сорокский врач-психиатр Михаил Давидович Маламуд. А в середине и конце 1990х годов еë активно посещал и снабжал многими продуктами, медикаментами, инструментами Захар Исаакович Дороховский. В школе села Егоровка много лет преподавал русский язык и литературу хорошо известный мне Пётр Львович Паниш, а в школе села Васильково преподавали математику, физику и географию Игорь (Изя) Шаевич Левинталь, Наум Исаакович Рабинович, Луиза Ефимовна Рабинович. Их и других учителей я упоминаю в своей книге «Дорогие вы, мои учителя!», выпущенной в 2005 году. Вот лишь несколько строк из неё: «В мае 1944 года, через месяц после освобождения Сорок от нацистов, в селе Околина близ Сорок были организованы курсы подготовки учителей для работы в начальных школах района. Большинство слушателей этих курсов – вернувшиеся из эвакуации и уцелевшие в гетто еврейские юноши и девушки. Они составили костяк будущих педагогических коллективов города и района: работали в школах, заочно обучались в пединститутах, старались быть хорошими педагогами. Много лет в сельских школах «сеяли разумное, доброе, вечное» Анна Яковлевна Линдер-Дорогоер (село Христичи), Самуил Абрамович Павис (сёла Косоуцы, Рубленица), Арон Лейбович Нисензон (Егоровка, Косоуцы), супруги Ахимблит, Хайлис и Вайсенберг (Раковец), Ента Томховна Верета (Косоуцы), Пётр Львович Паниш (Егоровка), Густа Давидовна Шульман (Редь-Черешновец), Исаак Борисович Перпер (Косоуцы), Сима Яковлевна Котовская (Косоуцы, Раковец, Бужеровка), супруги Нусинович (Рубленица), супруги Мейлах (Курешница, Шептеличи), Сарра Шимоновна Траталович (Рубленица)...
В середине 1950-х годов первый выпуск десятиклассников в Косоуцкой средней школе был осуществлён при непосредственном участии пяти сорокских учителей-евреев: Исаака Иосифовича Комарова (директор), Исаака Борисовича Перпера (химия), Бэллы Феликсовны Фишензон (русский язык и литература), Енты Томховны Верета (история), Арона Лейбовича Нисензона (французский язык). В средней школе села Раковец в эти же годы работали шесть учителей-евреев: семейные пары Ахимблит, Вайсенберг, Хайлис…».
Но евреи прославились в Сорокском районе не только как учителя. Исаак Мэирович Перкис работал директором пригородного совхоза «Воловица». Григорий (Герш Юдкович) Тульман получил звание Героя соцтруда за то, что снабжал наш город овощами. Агрономами в сёлах Сорокского района работали евреи: Виля (Владимир Ефимович) Плопский – в Думбравенах, Исаак Фихман – в Раковце. Лев Миронович Барзах руководил хором и «тарафом» (оркестром молдавских народных инструментов) в колхозе «Октомбрие» Сорокского района (Редь-Черешновец) Часто бывали в сельских здравпунктах сорокские врачи Абрам Зельманович Абрамович, Мэир Данилович Гойхман, Ихил .Перецович Кесельбренер, Михаил Марчелович Кон, Аркадий Давидович Мазур, Семён Ильич Гольдшлаг, Семён Аронович Зисман, Тамара Михайловна Кухарева, Михаил (Моисей, Муся) Давидович Маламуд и его сын Аркадий, Анна Моисеевна Павис, Михель Шулимович Паверман, Абрам Борисович Резник, Бэлла Ефимовна Сакс, Мотл Сорокопуд, Эдуард Пэрэцович Ройтберг и другие. Ушэр Моисеевич Реденский много лет проработал в межрайонном Бюро технической инвентаризации и тоже часто выезжал в сëла Сорокского района. Незначительное число евреев даже проживало в довоенных годах в сëлах Сорокского района. Например, мне известно, что ещё в середине 1930-х годов семья Левинталь открыла в селе Косоуцы один из первых магазинов. Евреи оставили свой след и в таких сëлах Сорокского района, как Александру-чел-Бун, Бадичаны (здесь и далее называю один из вариантов названия села, привычный для меня в 1950-1980х годах), Баксаны, Балинцы, Булбочи, Вадяны, Ванцина, Васильково, Воловица, Воловица, Волово, Воронково, Висока, Голошница, Григоровка, Деркауцы, Дубно, Думбравены, Егоровка, Застынка, Иоржница, Кайнары, Кременчуг, Курешница, Немировка, Окланда, Околина, Парканы, Пырлица, Раковэц, РедьЧерешновец, Рубленица, Рудь, Руслановка, Скиняны, Слободзея, СлободзеяВоронково, СлободзеяКремень, Собари, Стойканы, Татаровка, Трифауцы, Христичи, Цепилово, Черлина, Шептеличи, Шолканы, Ярово…
Я опустил в данном списке новые сëла, мне совсем не известные, сëла, переименованные полностью, а также сëла, имеющие такие эпитеты, как «Новая» («Ноуэ») и «Старая» («Векь»). Многие из них я хорошо помню, так как пришлось в разные годы и по разным причинам в них побывать. В моëм списке – 47 сëл, однако мне известно, что ныне в состав Сорокского района входят 68 населённых пунктов, включая райцентр и примыкающее к нему бывшее село Бужеровка. Интересно отметить, что некоторые бессарабские евреи (в том числе – евреи, проживавшие в Сорокском районе и самом городе Сороки!), носили и продолжают носить фамилии, образованные от местных топонимов: Сорокер, Сорокский (варианты: Сороцкий, Соротский); Баксанский, Думбравенер, Думбравенский, Кременчугский, Окландер…А ведь многие дети и подростки в этих сëлах не имеют сегодня представления об евреях и, вероятно, не смогут даже толком сказать, как они выглядят…А мы их помним и вспоминаем об их населëнных пунктах, хоть и проживаем ныне в далëких странах и местах, более приспособленных для комфортной жизни…
Давид ХАХАМ
2009-2011